Костёл св. Франциска Ассизского (францисканцев)
Костёл св. Франциска Ассизского (францисканцев) и Аббатство францисканцев в Кракове (польск. Kościół św. Franciszka z Asyżui i Opactwo Franciszkanów w Krakowie, ныне Bazylika św. Franciszka z Asyżu w Krakowie), римско—католический костёл и аббатство. Он находится в ведении католического нищенствующего монашеского ордена францисканцев (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья»). Костёл внесён в реестр памятников культуры Малопольского воеводства под номером А-22.
Масштабная модель костёла и аббатства. Фото октябрь 2014 года. Источник – http://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Poland.Krakow.StareMiasto.htm. Фото без изменений
Вид костёла и аббатства с запада. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman
Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Местонахождение костёла. Костёл расположен в краковском административном районе-дзельница I Старый город (польск. Dzielnicy I Stare Miasto), по адресу: площадь Всех Святых (plac Wszystkich Świętych), 5, улица Францисканская (ulica Franciszkańska), 2.
Вид на костёл с Ратушной башни. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
История костёла. Костёл был основан к середине XIII века и был одним из первых зданий из песчаника в Кракове. Предположительно, первоначально костёл был построен в форме греческого (равнобедренного) креста с башней посередине. Точная дата строительства не известна. У историков нет общего мнения и насчёт того, кто являлся основателем костёла. Вероятно, таковым мог быть князь Краковский Генрих II «Набожный» (правил 1238 – 1241 гг.).
В 1237 году выполняя волю Генриха II «Набожного», краковский воевода Теодор Грыфита (польск. Teodor Gryfita) пригласил из Праги в Краков монахов ордена францисканцев.
В 1241 году во время монгольского нашествия хана Батыя (монг. Бат хан?) костёл был разрушен.
Основателями костёла также можно считать князя Краковского Болеслава V «Застенчивого» (правил 1243 – 1279 гг.) и его жену Кунигунду, внёсших большой вклад в реконструкцию и строительство костёла после монгольского разорения 1241 года.
В 1249 году кирпичный костёл, построенный в стиле ранней готики, был освящён.
В 1260 – 1270-х гг., из летописных сводов, известно, что костёл претерпел расширение.
В 1269 году неподалёку от главного алтаря костёла была похоронена Саломея Пястовна, сестра князя Болеслава V «Застенчивого». Вероятно, вскоре после смерти Саломеи при княжеском дворе родилась идея воздвигнуть родовую усыпальницу, в которой, рядом с Саломеей будут похоронены князь Болеслав V и его жена.
В 1279 году в подземелье костёла был похоронен князь Болеслав V «Застенчивый», а в начале XIV века сыновья короля Владислава I «Локетека»: Стефан и Владислав.
В XIV веке к костелу была пристроена сакристия-ризница, удлинён главный неф, при костёле начато строительство аббатства.
В 1401 году был расширен алтарь – пристроена трёхсторонняя апсида.
В 1420 – 1436 гг. проведена вторая реконструкция костёла. Здание было достроено в длину, к хорам добавили два пролёта и соединяющие их крытые галереи, так называемые «кружганки». Костёл стал двухнефным, нефы соединялись аркадами. У северной стены расширенного алтаря была построена Капелла гильдии плотников и каменщиков (ныне Капелла блаженной Саломеи).
В 1436 году состоялась вторая церемония освящения костёла, проведённая епископом Краковским Збигневом Олесницким герба «Дембно» (польск. Zbigniew Oleśnicki herbu Dębno).
В 1462 году костёл пострадал от сильного пожара, в 1465 году обрушилась центральная башня.
В 1476 году в костёле произошёл ещё один пожар.
В 1563 году возле входа в костёл напротив нынешней улицы Брацкой (польск. ulica Bracka) построена башня-звонница. Это было просторное здание, довольно высокое в три этажа, из камня и кирпича. Башня имела прямоугольную форму и в нижней части четыре входа, из которых северный выходил на улицу Брацкую, южный – вёл к костёлу, а восточный и западный – к кладбищу при костёле. На третьем этаже находился огромный церковный колокол, для раскачивания которого требовалось четыре человека. Куполовидная крыша была покрыта медным листом.
В 1655 году во время Польско-шведской войны («Шведский потоп»), костёл практически полностью сгорел. Его быстро отстроили, но внутреннее пространство костёла было перестроено. Более узкий северный неф был преобразован в капеллу (ныне Капелла Страстей Господних). Во внутреннем убранстве костёла стал преобладать стиль барокко.
В 1816 году была снесена башня-звонница и стена, окружавшая бывшее кладбище при костёле.
18 июля 1850 года разрушительный пожар в Кракове затронул костёл и аббатство. В огне погибло всё средневековое внутреннее убранство костёла, рухнула центральная башенка. Сгорела вся аббатская канцелярия, бесценные документы и артефакты. Работами по восстановлению костёла руководил польский архитектор и о реставратор памятников Кароль Роман Кремер (польск. Karol Roman Kremer), а затем польский архитектор Теофил Жебравский (польск. Teofil Żebrawski) и краковский архитектор Антони Стахерский (польск. Antoni Stacherski). Фасад костёла был восстановлен в неоготическом стиле.
В 1895 году реставрационные работы в костёле проводили польские архитекторы: Владислав Экельский (польск. Władysław Ekielski) в пресвитерии и Кароль Кнаус (польск. Karol Knaus) в нефе. К готическому трансепту с севера был добавлен неоготический одноэтажный подъезд.
Северный фасад костёла с неоготическим одноэтажным подъездом. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman
В конце XIX века польский живописец и дизайнер интерьеров Станислав Матеуш Игнаци Выспяньский (польск. Stanisław Mateusz Ignacy Wyspiański) спроектировал внутреннее убранство костёла. Его творением является обращающий на себя внимание витраж в стиле модерн «Бог-отец».
Витраж «Бог-отец» в западном окне над хором, 1904 год. Фото 26 сентября 2008 года. Автор – Lestat (Jan Mehlich). Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 2.5 Generic. Фото без изменений
Автором полихромии главного нефа является польский живописец Тадеуш Попель герба «Сулима» (польск. Tadeusz Popiel herbu Sulima, умер 22 февраля 1913 года). Внутреннее убранство храма было восстановлено в псевдоготическом стиле.
В 1912 году работы по восстановлению костёла были закончены.
23 февраля 1920 году костёл был возведён в статус малой базилики.
В 2017 году в базилике начался междисциплинарный археологический исследовательский проект, финансируемый Национальным научным центром (польск. Narodowe Centrum Nauki), под названием «Крипты Костёла св. Франциска Ассизского в Кракове в свете междисциплинарных исследований». С помощью георадара было обнаружено 18 крипт под базиликой, тщательно обследовано 9 из них, а также 4, расположенных под аркадами аббатства. В 12 криптах обнаружено и инвентаризировано 96 погребений XVII – XVIII вв.
Согласно информации руководителя археологических исследований францисканских крипт профессора Анны Дрожковской (польск. Anna Drążkowska) из Университета Николая Коперника в Торуни (польск. Uniwersytet Mikołaja Kopernika w Toruniu (UMK)): «Кроме монахов, здесь похоронена шляхта и зажиточные горожане из Кракова. Например, под Капеллой блаженной Саломеи находились гробы с останками семьи шляхтичей: родителей и шестерых детей, а под Капеллой Страстей Господних, были захоронены члены Архобратства Страстей, другое название Архобратство Доброй Смерти (польск. Arcybractwo Męki Pańskiej, Arcybractwo Dobrej Śmierci, светское религиозное объединение, основанное в 1595 году, действует в настоящее время только при Костёле францисканцев в Кракове), что стало для нас интересным открытием». Некоторые тела были частично мумифицированы, но большинство скелетов находились в очень плохом состоянии из-за условий нахождения в непроветриваемых криптах. Влажность внутри составляла 86-95%, а температура превышала десяток градусов по Цельсию.
Крипты были инвентаризированы методом 3D-сканирования. Архитекторы описали внешний вид помещений и их изменения на протяжении последующих столетий.
К декабрю 2019 года работы в базилике по археологическому исследовательскому проекту были завершены.
Описание костёла. В настоящее время костёл представляет собой однонефное, готическое с элементами неоготики здание, состоящее из нефа, пресвитерия, трансепта и 3-х капелл. Костёл построен из красного кирпича, украшен арочными окнами и объёмным орнаментом.
Масштабная модель костёла. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Костёл окружён контрфорсами и покрыт двускатной крышей с башней в неоготическом стиле со шпилем.
План костёла и северной части прилегающего к нему аббатства. Источник – http://www.zabytkowekoscioly.net/index.php/malopolskie/213-krakow—kosciol—sw—franciszka—franciszkanow. Фото без изменений
Восточный фасад костёла. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman
Западный фасад костёла. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Западный фасад костёла относится ко 2-й половине XIX века, его венчает ступенчатый фронтон.
Апсида с двумя капеллами по бокам. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman
Интерьер костёла выполнен в неоготическом стиле.
Неф костёла. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
На стенах нефа – полихромии работы Тадеуша Попеля, в том числе четыре на северной стене, изображающие сцены из жизни святого Франциска, а также полотна польского художника Владислава Россовского (польск. Władysław Rossowski, умер в 1923 году) с эпизодами из жизни францисканцев. На консолях статуи св. Василия Блаженного, св. Августина, св. Бенедикта, св. Доминика и св. Франциска вырезанные польским скульптором Станиславом Вуйчиком (польск. Stanisław Wójcik, умер в 1930 году). В костёле даже заслуживают внимания резные лавки, да, впрочем, и всё его внутреннее убранство…
Резные лавки. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Общее убранство стен и ребристого свода трансепта были оформлены польским живописцем Станиславом Матеушем Игнаци Выспяньским во флористическом ярком стиле.
Средокрестие. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
В трансепте. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Резная исповедальня в трансепте. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
В хоре костёла кругом потрясающее деревянное зодчество.
Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Главный алтарь. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Главный алтарь возведён в 1861 году на средства графини Софии Ксаверьевны Потоцкой, урождённой Браницкой (польск. Zofia Potocka z Branickich) польскими мастерами Эдвардом и Зигмундом Стешликовыми (польск. Edward i Zygmunt Stehlikowie). Центральная икона алтаря 3-й четверти XIX века, работа Герхарда Флатца (польск. Gerharda Flatza) – св. Франциск в окружении святых и ангелов.
Фото 27 мая 2020 года. Автор – Zygmunt Put. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений
В окнах апсиды 5 витражей, выполненных по проекту Станислава Матеуша Игнаци Выспяньского, со стилистическим изображением природных стихий, св. Франциска и блаженной Саломеи.
С двух сторон главного алтаря находятся хорошо сохранившиеся надгробные плиты конца XV века.
Надгробная плита слева от алтаря. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Надгробная плита справа от алтаря. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman
Схематический план расположения надгробий и захоронений в костёле и капеллах. Автор – Angloman. Составлен – 21 января 2020 года.
К костёлу примыкают 3 капеллы:
1. Капелла Страстей Господних (польск. Kaplicą Męki Pańskiej) примыкает к костёлу с северной стороны почти по всей его длине. После пожара в костёле в 1655 году, внутреннее пространство храма было перестроено – более узкий северный неф костёла был преобразован в Капеллу Страстей Господних.
Капелла Страстей Господних с северной стороны, почти во всю длину нефа костёла. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman
Крайняя слева, западная стена капеллы. Фото 28 апреля 2021 года. Автор – Zygmunt Put. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений
Капелла имеет четыре пролёта и короткий алтарь, она перекрыта цилиндрическим сводом, украшенным лепными украшениями.
Капелла Страстей Господних. Фото 1 апреля 2017 года. Автор – Zygmunt Put. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений
В капелле можно увидеть панно 1933 – 1946 гг. – дорога Иисуса Христа на Голгофу, кисти польского художника Юзефа Мехоффера (польск. Jozef Mehoffer).
В июне 2015 года группа исследователей из Ассоциации спасения памятников «SAKWA» совместно с археологами обнаружили ранее неизвестные крипты под Капеллой Страстей Господних. Измерения георадара показали наличие пустых пространств под полом, что было подтверждено с помощью эндоскопической камеры, введённой через отверстия в полу. Исследователи насчитали около двадцати металлических и деревянных гробов в очень хорошем состоянии. Сканирование георадара предположило, что может быть второй, и даже ещё низшие уровни под капеллой.
В 2017 году в базилике начался междисциплинарный археологический исследовательский проект, финансируемый Национальным научным центром (польск. Narodowe Centrum Nauki), под названием «Крипты Костёла св. Франциска Ассизского в Кракове в свете междисциплинарных исследований». С помощью георадара было обнаружено 18 крипт под базиликой, тщательно обследовано 9 из них, а также 4, расположенных под аркадами аббатства. В 12 криптах обнаружено и инвентаризировано 96 погребений XVII – XVIII вв.
В ходе исследования выявлено, что под Капеллой Страстей Господних, были захоронены члены Архобратства Страстей, другое название Архобратство Доброй Смерти (польск. Arcybractwo Męki Pańskiej, Arcybractwo Dobrej Śmierci, светское религиозное объединение, основанное в 1595 году, действует в настоящее время только при Костёле францисканцев в Кракове).
3. Капелла Скорбной Матери Божьей (польск. Kaplica Matki Boskiej Bolesnej), примыкает к костёлу возле апсиды с южной стороны.
Капелла Скорбной Матери Божьей возле апсиды слева. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman
В 1879 году капелла была выделена из северного рукава аббатства. Она выполнена в готическом стиле. В барочном алтаре XVII века находится позднеготический образ Скорбной Матери Божьей 1510-1515 гг. Капелла украшена полихромией польских художников: Питера Низинского (польск. Piotr Niziński, умер в 1919 году) и Стефана Витольда Матейко (польск. Stefan Witold Matejko, умер в 1933 году).
Капелла Скорбной Матери Божьей. Фото 10 июня 2013 года. Автор – Zygmunt Put. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений
В костёле были похоронены:
1. блаженная Саломея Пястовна, дочь князь Краковского Лешека I «Белого» и сестра князя Краковского Болеслава V «Застенчивого», умерла 17.11.1268 г., ныне её останки покоятся в Капелле блаженной Саломеи;
2. Болеслав V «Застенчивый», князь Краковский, умер 07.12.1279 г., ныне вероятные останки князя покоятся в Капелле блаженной Саломеи;
Стефан, старший сын короля Владислава I «Локетека», умер 1306 г. (возраст около 5 – 9 лет);
Владислав, 2-й сын короля Владислава I «Локетека», умер 1312 г. (возраст около 1 – 15 лет).