Латинская катедра во Львове
Латинская катедра во Львове (польск. Katedrze Łacińskiej we Lwowie, укр. Латинська катедра у Львові) или Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии во Львове (польск. Bazylika Archikatedralna pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny we Lwowie, укр. Архикатедральна базиліка Успіня Пресвятої Діви Марії у Львові), ныне главный храм Львовской архидиецезии Римско-католической церкви, носит статус малой базилики. Храм внесён в реестр памятник архитектуры национального значения под номером 316/0.
Фото 18 августа 2021 года. Автор – Angloman
Местонахождение катедры. Катедра расположена в самом центре Львова (укр. Львів), ныне город, административный центр Львовской области Украины, рядом с площадью Рынок, по адресу: площадь Катедральная (укр. площа Катедральна), 1.
Латинская катедра, вид с ратуши. Фото 18 августа 2021 года. Автор – Angloman
История. Примерно в 1380-х годах началось строительство храма. От имени города за его строительством присматривал Пётр Штехер (нем. Peter Stecher).
В 1404 году вроцлавский архитектор Миколай Гансечка (польск. Mikołaj Gansechka) окончил алтарную часть храма, а в следующем, 1405 году, она была освящена епископом Перемышльским Мацеем Яниной (польск. Maciej Janina) с участием архиепископа Галицкого Якуба Стрепы герба «Стремено» (польск. Jakub Strzemię (Strepa) herbu Strzemię).
В 1406 году в храм переведено основанное не ранее 1387 года Братство Девы Марии (польск. Bractwo Najświętszej Maryi Panny).
В 1421 году костёл получил статус катедры.
В 1470-х – начале 1480-х работами по строительству храма руководили вроцлавские строители: Иоахим Гром (польск. Joachim Grom) и Амброзий Рабиш (польск. Ambrozjusz Rabisz).
В 1481 году в катедре перекрыт свод нефа.
В 1493 году работы по строительству храма завершил львовский строитель Ганс Штехер (нем. Hans (Hanusz) Stecher).
В 1527 году во время большого пожара во Львове, пострадала и катедра, особенно её западная часть и башня, своды и крыша. Восстановлению храма способствовал тогдашний архиепископ Бернард Вильчек герба «Порай» (польск. Bernard Wilczek herbu Poraj).
21 октября 1677 года в катедре был крещён будущий король Станислав I Лещинский, родившийся во Львове, днём раньше.
В XVIII веке плохое состояние катедры вызывало беспокойство архиепископов Яна Скарбека герба «Абданк» (польск. Jan Skarbek herbu Abdank) и Миколая Игнаци Вижицкого герба «Восьмирог» (польск. Mikołaj Ignacy Wyżycki herbu Osmoróg, укр. Міколай Іґнаци Вижицький гербу «Восьмиріг»).
На рубеже 1760 – 1761 гг. буря сорвала с храма часть медной крыши.
В 1760 – 1778 гг., при архиепископе Львовском графе Вацлаве Иерониме Сераковском герба «Огоньчик» (польск. Wacław Hieronim Sierakowski herbu Ogończyk), катедру полностью перестроили по проекту и под руководством львовского архитектора Петра Полейовского (польск. Piotr Polejowski, умер в 1776 году). Он значительно изменил вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко с элементами рококо. Было убрано множество готических и ренессансных надгробий, снесены каплицы находящиеся на прихрамовом кладбище. Архиепископ Вацлав Сераковский вновь освятил храм в апреле 1776 года.
В 1892 – 1932 гг., с перерывами, реставрационные работы с целью вернуть катедре первоначальный готический облик проводили: польский архитектор Михал Ковальчук (польск. Michał Kowalczuk) до 1899 года, львовский архитектор Владислав Александр Садловський (польск. Władysław Aleksander Sadłowski) и польский архитектор Тадеуш Антоний Обминский (польск. Tadeusz Antoni Obmiński) с 1908 года.
Фото до 1898 года. Источник – Julius Laurencic (Hrsg.): Unsere Monarchie — Die österreichischen Kronländer zur Zeit des fünfzigjährigen Regierungs-Jubiläums seiner k.u.k. apostol. Majestät Franz Joseph I., Georg Szelinski k.k. Universitäts-Buchhandlung, Wien 1898. Общественное достояние. Фото без изменений
План 1-го этажа Латинской катедры. Составлен до 1901 года. Автор – Михал Ковальчук. Чёрной заливкой обозначена древнейшая основа храма, тонким контуром – более поздние пристройки. Источник – Łoziński W. Sztuka Lwowska w XVI-XVII wieku, 1901, s. 6. Общественное достояние. Фото изменено (№ 1 – расположение памятной плиты Станислава Жолкевского, № 2 – Капелла Святых Даров (Вишневецких))
В 1910 году катедра получила от Папы Римского Пия X (лат. Pius PP. X) статус малой базилики.
В 1917 году, во время Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.), австрийские власти реквизировали медное покрытие крыши катедры.
В 1920-х годах, уже упомянутый, польский архитектор Тадеуш Обминский организовал работы по защите фундаментов катедры от влаги и перекрытию здания новой медной крышей.
Во время Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) катедра почти не пострадала.
26 апреля 1946 года советская власть вынудила архиепископа Львовского Евгениуша Базяку (польск. Eugeniusz Baziak, укр. Евгеніуш Базяк) навсегда покинуть Львов, однако и в советский период храм оставался действующим.
В 1999 – 2000 гг., по случаю визита в катедру в 2001 году Папы Римского Иоанна Павла II (лат. Ioannes Paulus PP. II), интерьер храма был основательно реставрирован украинскими и польскими специалистами, проведены работы в пресвитерии, средокрестии и Большом алтаре.
1. В крипте Латинской катедры был похоронен Станислав Жолкевский герба «Любич» воевода Русский, умер 25 июля 1588 года в возрасте 67 лет. Его захоронение в катедре не сохранилось. Священнослужители и сотрудники катедры даже не знают, примерного места его погребения. Однако, в начале пресвитерия по левой стороне на стене (на плане см. № 1) находится его памятная плита с латинской эпитафией.
Памятная плита Станислава Жолкевского в катедре, до 1901 года. Источник – https://polona.pl/item/17762625/121/ Łoziński, Władysław (1843-1913) Sztuka lwowska w XVI i XVII wieku: architektura i rzeźba S. 108. Общественное достояние. Фото без изменений
Латинская катедра. Фото 20 августа 2021 года. Автор – Angloman
В начале пресвитерия – памятная плита. Фото 20 августа 2021 года. Автор – Angloman
Памятная плита с эпитафией. Фото 20 августа 2021 года. Автор – Angloman
Латинская эпитафия. Фото 20 августа 2021 года. Автор – Angloman
«Станислав из Жолквы, воевода Русский, многими блестящими заслугами в мир и в войну, он показал свою верность и преданность Речи Посполитой и, много выстояв за неё, и битв, и поражений, и прославился. В конце концов, достаточно прожив, на 68-м году жизни прервал свою судьбу дня 25 июля года Христового 1588-го. Пусть произносится о нём молитва».
2. Король Михал Томаш Вишневецкий умер 10 ноября 1673 года во Львове в возрасте 33 лет. Его внутренние органы были захоронены в Латинской катедре, замурованы в одну из стен храма. В ходе разговора со священнослужителями и сотрудниками катедры, выяснилось, что они даже не знают, что в их храме были похоронены внутренние органы Михала Вишневецкого.
3. Капелла Святых Даров (польск. Kaplicą Świętych Darów), так же известна как Вишневецких (польск. Wiśniowieckich). Она находится у северного нефа катедры, 3-я от входа (на плане см. № 2).
Северный фасад катедры. Фото 20 августа 2021 года. Автор – Angloman
Прежде, на этом месте, находилась построенная в 1440 году, Капелла семьи Бучацких (польск. Kaplicą rodziny Buczackich).
В 1701 – 1707 гг. князья Вишневецкие, в лице вдовы князя Константина Криштофа Вишневецкого, Анны Ходоровской-Дольской, построили новую капеллу.
В 1737 – 1740 гг. капеллу реконструировали в стиле рококо за средства князя Януша Антония Вишневецкого и его жены Теофилы Лещинской (польск. Teofila Leszczyńska).
В 1747 году в капелле установлен богатый позднебарочный алтарь неизвестного автора.
В 1870 – 1872 гг. в капелле проведены ремонтные работы.
В 2009 – 2015 гг. в капелле проведены реставрационные работы.
Капелла Святых Даров (Вишневецких). Фото 15 сентября 2014 года. Автор – Бучач-Львів. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
Вид на Капеллу Святых Даров (Вишневецких). Автор – Stako 2002. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений
В крипте под капеллой были похоронены члены семьи князей Вишневецких герба «Корибут» (Старшая ветвь Вишневецких):
Герб «Корибут».
«Гербовник Польши от средневековья до XX века» (польск. Herbarz polski: od średniowiecza do XX wieku), Тадеуш Гайл (польск. Tadeusz Gajl), Гданьск 2007 год. Автор – Avalokitesvara. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic и 1.0 Generic. Фото без изменений
Константин Криштоф Вишневецкий герба «Корибут» (польск. Konstanty Krzysztof Wiśniowiecki herbu Korybut, укр. Костянтин-Христофор Вишневецький герб «Корибут»), род. 1633 (1635) г. Збараж в Волынском воеводстве (укр. Збараж, ныне город в Тернопольском районе Тернопольской области Украины) – умер 17 или 26.08.1686 г., младший сын князя Януша Константиновича Вишневецкого. Князь Константин Криштоф государственный и военный деятель Речи Посполитой, староста Осецкий, воевода Подляский с 1673 года, воевода Брацлавский с 1677 года, воевода Белзский с 1678 года;
Анна Ходоровская-Дольская (польск. Anna Chodorowska—Dolska, укр. Анна Дольська),, род. вероятно между 1661 и 1663 г. Львов – умерла 06.05.1711 г. Львов, дочь Кшиштофа Станислава Ходоровского гербу «Корчак», с 1676 года 2-я жена Константина Криштофа Вишневецкого, кума гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы и тётя короля Станислава I Лещинского. Вторично Анна вышла замуж за князя Яна Кароля Дольского.
Анна Ходоровская-Дольская. Автор – неизвестен. Около 1700 года. Общественное достояние. Фото без изменений
Януш Антоний Вишневецкий герба «Корибут» (польск. Janusz Antoni Wiśniowiecki herbu Korybut, укр. Януш Антоній Вишневецький гербу «Корибут»), род. 14.06.1678 г. Львов – умер 16.01.1741 г. Львов, старший сын Константина Криштофа Вишневецкого и Анны Ходоровской. Князь Януш Антоний государственный деятель Речи Посполитой, меценат, подчаший великий литовский 1697 – 1699 гг., маршалок надворный литовский 1699 – 1702 гг., староста Пинский и Новотарский, каштелян Виленский 1702 – 1703 гг., воевода Виленский 1704 – 1706 гг., воевода Краковский 1706 – 1726 гг., кавалер Ордена Белого Орла с 1717 года, каштелян Краковский 1726 – 1741 гг.
Портрет Януша Антония Вишневецкого. 1730-е годы. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Общественное достояние. Фото без изменений