АСКОЛЬДОВА МОГИЛА
Урочище Аскольдова могила (укр. Урочище Аскольдова могила) или Угорское (укр. Угорське урочище), наименование урочища, где на горе, согласно летописей, был похоронен князь Киевский Аскольд, убитый в 882 году.
Местонахождение объекта. В древности эта местность близ Киева на склоне Днепра носила название Урочище Угорское. Ныне Парк «Аскольдова могила» – в Приднепровском парке на пересечении Печерского (Днепровского) спуска (укр. Дніпровського узвозу) с Парковой дорогой (укр. Паркова дорога) и является частью паркового комплекса в Печерской части Киева, примыкая к Парку Вечной Славы (укр. Парк Вічної Слави). Как добраться: станция метро «Арсенальна», выйдя из неё и сразу повернуть налево, мимо здания по адресу Арсенальная площадь (укр. Арсенальна площа) 1-б, дорожка на склон горы – далее ступеньки вниз на Парковую дорогу. После этого направо 500 метров – главный вход в парк «Аскольдова могила».
История объекта. О происхождении названия – Урочище Угорское, существует несколько мнений. Одни исследователи связывают его со словом «взгорье», что означает местность, лежащую у горы, другие считают, что своим названием урочище обязано уграм (венграм). Согласно «Повести временных лет», в 898 году, во время переселения из Поволжья на берега Дуная в урочище останавливались мадьяры (угры): «Идаша Угри мимо Киевъ горою, еже ся зовет нынѣ Угорьское, и пришедъше к Днѣпру, и сташа вежами». Археологические раскопки на территории урочища обнаружили следы хозяйственной деятельности IX века, а также клад дирхемов, который свидетельствует о заселённости этой местности в VIII – X вв.
В IX – X вв. здесь находилось одно из предместий древнего Киева – Угорское, с княжеским двором, возможно, существовавшим ещё со времён правления князя Киевского Аскольда.
В 882 году в урочище были убиты князья Аскольд и Дир, пришедшим из Новгорода Олегом. Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), Аскольд здесь на горе и был похоронен: «И убиша Асколда и Дира, и несоша на гору, и погребоша и на горѣ, еже ся ныне зоветь Угорьское, иде же нынѣ Олминъ дворъ, на той могилѣ поставил Олма церковь святаго Николы». По сведениям, восходящим к византийским источникам, князь Аскольд между 860 и 867 годами принял крещение с именем Николай и над его могилой, или вблизи её Ольма, вероятно, поставил деревянную Церковь св. Николая. Кто такой Ольма и где точно находился его двор – неизвестно, летопись больше о нём не упоминает. В более поздних летописях вместо «Олма» встречается «Олга».
Российский историк Николай Михайлович Карамзин (умер в 1826 году), советский и российский искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв (умер в 1999 году) и советский-украинский археолог Иван Иванович Мовчан (укр. Іван Іванович Мовчан) считали Ольму боярином – современником летописца Нестора, владельцем двора где-то в Угорском урочище, который был хорошо известен киевлянам в начале XII века.
Историк Г.И. Магнер, и советский и украинский историк, археолог Михаил Юлианович Брайчевский (укр. Михайло Юліанович Брайчевський, умер в 2001 году) отождествляли Ольму с Алмошем (венг. Álmos) – полулегендарным вождём союза венгерских племён (надьфейеделем) в 850 – 895 гг.
Российский историк Николай Васильевич Закревский (умер в 1871 году), исследователь украинской старины Михаил Александрович Максимович (умер в 1873 году), советский и украинский историк Пётр Петрович Толочко считали и считают, что в этом сообщении речь идёт о княгине Ольге, которая после своего крещения 957 году, рядом со своим двором, построила церковь над могилой первого князя – христианина. По одной из версий, именно здесь она была первоначально похоронена. В 971 году Церковь св. Николая разрушил её сын язычник, великий князь Святослав I Игоревич. И только спустя 19 лет, – в 990 году, Ольгин внук великий князь Владимир «Великий» вновь отстроил деревянный храм, а мощи княгини перенёс в Десятинную церковь.
В 1036 году, согласно летописям, при церкви был основан женский Николаевский монастырь, в котором монахиней с около 1055 года доживала свой век мать Феодосия Печерского – одного из основателей Киево-Печерского монастыря.
В 1096 году монастырь был разрушен половцами.
В конце XI – начале XII вв. деревянная Церковь св. Николая Мирликийского (чудотворца) (укр. Церква святого Миколая Мирлікійського (чудотворця)) была восстановлена.
В 1115 году женский Николаевский монастырь был преобразован князем Мстиславом Владимировичем (сын великого князя Киевского Владимира «Мономаха») в мужской Николаевский монастырь. К окружённому густым безлюдным лесом монастырю, добавились названия Пустынный и Слупский (укр. Миколаївський Пустинно-Слупський монастир).
В середине XII века летопись упоминает – Угорское, как загородную официальную великокняжескую резиденцию. Здесь какое-то время проживал брат великого князя Киевского Всеволода II Ольговича – Игорь. Об этом свидетельствует тот факт, что именно «под Угорское» были созваны киевляне для принесения присяги Игорю в 1146 году. Этот двор, упомянут под 1151 годом. В это время он являлся резиденцией великого князя Киевского Изяслава II Мстиславича, как соправителя великого князя Вячеслава Владимировича.
Под 1151 годом летопись сообщает, что в районе Угорского урочища находились одноимённые городские ворота. Вероятно, от Днепра шла какая-то дорога или подъём, замыкавшийся в районе Угорского урочища воротами. Совпадала ли старая дорога с линией нынешнего Днепровского спуска, сказать трудно.
Угорское урочище в начале ХІІІ века. Фрагмент карты-реконструкции урочища с великокняжеской резиденцией. Автор – Victor Rosenberg & Olexander Kutoviy. Источник – The Historic Encyclopedia of Kyiv. Фото без изменений
В декабре 1240 года монгольские орды хана Батыя (Бату, монг. Бат хаан?) разрушили Николаевский Пустынно-Слупский монастырь и великокняжескую резиденцию. Монастырь был восстановлен.
В XV веке о Пустынно-Николаевском монастыре упоминается в послесловии к Евангелию 1411 года и в отказной грамоте (то есть, отдать во владение) 1427 года.
В XV веке монастырь грабят крымские татары.
В 1518 году Киево-Печерский монастырь уступил Пустынно-Николаевскому монастырю Уросище Долгую ниву, расположенное на горе над монастырём.
На плане Киева 1638 года инока Киево-Печерского монастыря и церковного писателя Афанасия Кальнофойского (укр. Афанасій Кальнофойський) имеется самое раннее изображение деревянной Церкви св. Николая Мирликийского – с тремя куполами.
В 1690 – 1696 гг. на средства гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы-Калединского (укр. Іван Степанович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський)) на горе в Урочище Долгая нива, над деревянной Церковью св. Николая Мирликийского, для Пустынно-Николаевского монастыря была построена новая соборная пятикупольная Церковь св. Николая. Храм находился высоко над Днепром, напротив нынешней гостиницы «Салют» (улица Ивана Мазепы (вулиця Івана Мазепи)), 11—Б. Сюда был перенесён и монастырь получивший название – Киево-Пустынно-Никольский монастырь.
Под горой, на прежнем месте, осталось монастырское кладбище с деревянной Церковью св. Николая, которая из главной превратилась в приписную кладбищенскую.
Киево-Пустынно-Никольский монастырь, 1783 год. Источник – Перспект Киево-Печерской крепости и части форштата с Московской стороны, 1783. Общественное достояние. Фото без изменений
С XVIII века урочище называется Аскольдовой могилой.
В 1786 году монастырский погост Аскольдовой могилы был преобразован в городское кладбище, где хоронили многих именитых киевлян.
В 1809 году по проекту главного архитектора Киева Андрея Ивановича Меленского на месте ветхой деревянной церкви была возведена каменная Церковь-ротонда св. Николая на Аскольдовой могиле (укр. Церква Святого Миколая на Аскольдовій могилі). Церковь была двухярусной, выполненная в стиле ампира и получила форму ротонды, окруженной колоннадой тосканского ордера. Её венчал большой полусферический купол с фонарём и маленькой колокольней. Внутри церкви, в полуподвальной крипте было предусмотрено 77 мест для захоронений.
В 1831 году при строительстве Новой Печерской крепости (Киевской крепости) монастырская Церковь св. Николая стала гарнизонной и была переименована в Никольский военный собор, кельи были обращены в казармы, а монастырская братия была переведена назад в церковь на Аскольдовой могиле.
В 1845 году кладбище на Аскольдовой могилой закрыли для общего пользования.
Украинский поэт и живописец Тарас Григорьевич Шевченко (укр. Тарас Григорович Шевченко) изобразил церковь-ротонду на одной из акварелей.
Церковь-ротонда св. Николая на Аскольдовой могиле. Акварель Т.Г. Шевченко. 1846 год. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1847 году церковь-ротонду вместе с кладбищем планировалось снести, поскольку рядом прокладывался путь к Цепному мосту через Днепр, а кроме того, церковь была в аварийном состоянии в результате оползней склона. Однако 10 сентября того же года храм на Аскольдовой могиле посетил император Николай I, который запретил снос. Храм был отремонтирован.
В 1861 году на средства монастыря, восстановленное кладбище окружили каменной оградой с воротами, над которыми устроили колокольню. Также был построен каменный дом для настоятеля.
В 1866 году, во время празднования 1000-летия крещения князя Аскольда, на фасад церкви-ротонды была установлена доска, с длинной историей Аскольдовой могилы. Тогда же распространилась легенда о том, что здесь также находится и захоронение князя Аскольда. На вопрос об этом богомольцев церковные писари показывали на место за алтарём храма, где находилось захоронение неизвестного, а церковные служки уточняли: «Не здесь, а под церковью в склепе».
Начиная со 2-й половины XIX века, на кладбище начали хоронить самых богатых киевлян.
В 1882 году Церковь-ротонда св. Николая отреставрирована по проекту российского архитектора Владимира Николаевича Николаева.
В 1893 году в церкви-ротонде провели капитальный ремонт. Внутри появились привезённый из Италии бело-мраморный иконостас, новая настенная роспись, выполненная по эскизам российского художника-живописца Виктора Михайловича Васнецова и дубовый паркет.
В конце XIX века в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» Аскольдова могила описана следующим образом: «Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузина (рум. Dimitri Cantacuzino, умер в 1820 году). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила».
Аскольдова могила с церковью в конце XIX века. Источник – http://www.oko.kiev.ua/Monument.jsp?monumentId=183. Общественное достояние. Фото без изменений
К концу XIX века частые оползни склона нанесли урон Аскольдовой могиле, на стене церкви появилась трещина, а посреди кладбища образовался яр, доходивший до берега Днепра.
В конце XIX – начале XX вв. кладбище на Аскольдовой могиле считалось особо престижным некрополем. Здесь были установлены многочисленные художественные надгробия и внушительные склепы.
В 1899 – 1901 гг. на Аскольдовой могиле была построена новая, большая колокольня.
Фото 1911 года. Автор – Gudshon and Gubchevsky. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1919 году, после установления советской власти церковь-ротонду закрыли, но в 1921 – 1934 гг. она вновь действовала, как приходская Украинской автокефальная православная церковь (укр. Українська автокефальна православна церква, УАПЦ).
В декабре 1934 года решением Киевского горсовета церковь окончательно закрыта, кладбище решено снести.
В 1935 – 1936 гг. на этой территории был разбит развлекательный парк. Единичные могилы были перенесены, остальные были варварски уничтожены. Часть надгробных памятников передали в Художественный институт для занятий студентов.
В 1936 году церковь-ротонду перестроили под парковый павильон.
В 1938 году архитектор Пётр Григорьевич Юрченко достаточно оригинально надстроил над зданием вместо купола сквозную колоннаду ионического ордера. Тогда же была снесена и колокольня начала XX века, дом настоятеля и забор 1860-х годов.
Фото конца 1930-х годов. Источник – http://www.oko.kiev.ua/Monument.jsp?monumentId=183. Общественное достояние. Фото без изменений
Фото 1975 года. Общественное достояние. Фото без изменений
26 апреля 1992 году бывший храм был передан Украинской греко-католической церкви (укр. Українська греко-католицька церква, УГКЦ).
В 1997 – 1998 гг. церковь была восстановлена в первоначальном виде архитектором Владимиром Хромченковым (укр. Володимир Хромченков). В полуподвале храма устроена Церковь во имя св. Сильвестра Папы Римского. Освящение возобновлённой Церкви св. Николая на Аскольдовой могиле (укр. Церква Святого Миколая на Аскольдовій могилі) состоялось 22 мая 1998 года.
Информация в парке «Аскольдова могила». Фото 26 августа 2007 года. Автор – Uk—Kamelot. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
Подъём к церкви. Фото 8 апреля 2012 года. Автор – D.Rovchak. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
Центральный вход в парк. Фото 21 мая 2014 года. Автор – Kiyanka. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений
На чугунных плитах, стоящих по обеим сторонам центрального входа в парк, рассказывается о том, что в 882 году князь Новгородский Олег, готовясь к захвату Киева, встретился на этом месте с князем Киевским Аскольдом и вероломно убил его.
Церковь св. Николая на Аскольдовой могиле. Фото 25 октября 2009 года. Автор – Nick Grapsy. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений
Каплица-склеп. Фото 29 мая 2014 года. Автор – Стас Клевцов. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
Согласно летописям в урочище был похоронен:
Аскольд, князь Киевский, убит 882 г.