КУРГАН «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»
Курган «Чёрная могила» в Чернигове (укр. Курган «Чорна могила» у Чернігові). Курган Древней Руси 2-й половины X века, археологический памятник национального значения, объект культурного наследия Украины, номер: 74-101-0015. Курган «Чёрная могила» является единственным княжеским захоронением в Восточной Европе, которое сохранилось до наших дней. Он является самой большой могилой (курганом) на территории Чернигова, часть Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній»). Охранный № 250004-Н.
Памятник археологии «Чёрная могила». Фото 16 апреля 2016 года. Автор – Nomad0212. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
Местонахождение кургана. Курган находится по улице Князя Чёрного (укр. Вулиця Князя Чорного) возле дома № 4, у пересечения с улицей Тихой (укр. Тиха вулиця), на территории школы напротив Елецкого монастыря.
Источник – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0#/map/0. Фото без изменений
Описание кургана. Курган имеет округлую форму со срезанной вершиной. Его высота от основания на сегодня составляет около 6 метров, первоначальная – около 12 метров, диаметр у основания – 40 метров, длина окружности основания 125 метров, объём 6000-7000 м³, а его площадь превышает 300 м². В древности курган был окружён рвом глубиной 4 метра и шириной до 7 метров. Поверхность кургана задернована.
Обелиск 1908 года на кургане. Фото 28 сентября 2013 года. Автор – Nataliya Shestakova. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
На кургане стоит, установленный в 1908 году, обелиск. Он представляет собой прямоугольную пирамиду из чёрного полированного гранита, завершающуюся стилизованным изображением шлема древнерусского воина. На одной стороне вырезана надпись старославянским шрифтом: «Курган Черная Могила раскопан профессором Д.Я. Самоквасовым 1872 – 1873». Все стороны обелиска украшают отчеканенные изображения предметов, найденных в могиле. Обелиск установлен на гранитном постаменте. Высота – 1,5 метра.
У подножия кургана установлена большая глыба красного гранита с охранной доской.
Охранная доска. Фото май 2016 года. Источник – https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298051-d3336569-Reviews-Black_Grave_Burial_Mound-Chernihiv_Chernihiv_Oblast.html#/media-atf/3336569/190625996:p/?albumid=-160&type=0&category=-160. Фото без изменений
История кургана. В 960-х годах, примерно в эпоху великого князя Киевского Святослава I Игоревича (укр. Святослав Ігорович), у стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей, сожжёнными, по языческому обычаю, на погребальном костре. Умерших проводили, выпив в их честь из священных сосудов – турьих рогов, окованных серебром. После тризны курган досыпали.
Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений
Впервые в летописях «Чёрная могила» упоминается под 6655 (1147) годом.
Согласно местному преданию, в «Чёрной могиле» нашёл последнее упокоение легендарный основатель Чернигова князь Чёрный (укр. Чорний). Местные жители часто копались в кургане.
На первом рукописном плане Чернигова «Абрис Черниговский» (укр. Абрис Чернігівський) 1706 года, к северу от Третьяка изображён курган, который отождествляют с «Чёрной могилой». Его высота до вершины 4 сажени (8,5 метра), длина окружности основания 58 саженей (124 метра).
В XIX веке исследователям уже были известны предания, связанные с основанием Чернигова и легендарным основателем этого города неким князем Чёрным, который воевал с хазарами или древлянами и погиб в сражении с ними. В Чернигове старожилы показывали Курган «Чёрную могилу» и Курган «Княжны Чёрной», считавшиеся соответственно могилами князя Чёрного и его дочери, которая якобы выбросилась из окна своего терема, лишившись, таким образом, жизни во время осады Чернигова хазарским каганом (древлянским князем), пленившимся её красотой.
Курган «Чёрная могила». 1870-е годы. Иллюстрация из книги французского географа и историка Жака Элизе Реклю «Новая универсальная география. Земля и люди». – Т. 5 «Скандинавская Европа и Россия», 1880. – Париж (фр. Jacques Elisee Reclus. Nouvelle Geographie Universelle La Terre et les Hommes V: L’ Europe Scandinave, Russe etc. – Paris: Hachette & Cie., 1880). Источник – https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uiuo.ark:/13960/t3223268f&view=1up&seq=250. Общественное достояние. Фото без изменений
Курган был раскопан в октябре 1872 – августе 1873 гг. (два полевых сезона) российским историком права и горячим энтузиастом археологии, исследователем Черниговских курганов Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым.
Раскопки кургана археологической экспедицией Д.Я. Самоквасова. Фото 1872 года. Источник – https://chernex.org.ua/places/place_08-1.html. Фото без изменений
Погребение в могиле было совершено по обряду кремации (трупосожжение). Под насыпью обнаружены остатки большого погребального костра, на котором были сожжены усопшие. В погребальном костре найдены обгоревшие кости двух знатных воинов – постарше и помоложе в полном военном облачении, и женщины. По предположению исследователей в кургане погребены отец и сын, а также, существует мнение – рабыня.
Реконструкция погребение. Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений
На месте, где находились покойники, в радиусе три с небольшим метра, найдены: 2 шлема?, фрагменты 2-х кольчуг, детали украшения, византийская золотая монета 945 – 959 гг., поясные кольца и бронзовые наконечники поясов, серебряная круглая фибула для плаща, остатки расплавленных в огне золотых и серебряных украшений, ключи, замки, топоры, ножи, долота и скобель.
План остатков погребального костра. Источник – Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2008. – С. 336. Фото без изменений
В бронзовом горшке находилось более сотни бабок-игральных костей и бронзовая битка к ним, предназначенных для игры, а также полусферические костяные фигурки с шариком наверху, тоже служившие для какой-то игры. К этой же категории находок принадлежат костяные брусочки, помеченные очками от одного до шести.
Спёкшиеся предметы и горшок с бабками-игральными костями. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений
Рядом со старшим воином находилась груда оружия: 2 меча, сабля, наконечник копья, седло со стременами, наконечники стрел, у ног – остатки щита с медной оковкой.
Спекшийся в огне конгломерат предметов. Фото Д.Я. Самоквасова. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений
Рядом с оружием находились железный сосуд с костями барана и бронзовая жаровня с углём. У ног погребённого были положены две оседланные лошади.
Среди вещей, связанных с женщиной – у её ног десять железных серпов и обгоревшие зёрна. К числу женских вещей относятся височные кольца, остатки серебра, золота и стекла от расплавившихся украшений, обломки костяных гребней, глиняное пряслице, бронзовая и костяная проколки.
Западную часть кострища, у изголовья погребённых, занимали стоящие полукругом двенадцать деревянных вёдер, вероятно, с напитками – мёдом, вином и пивом, от которых осталась железная оковка, и два железных сосуда. Здесь же находились два глиняных горшка, наготовленных на гончарном круге и украшенных линейным орнаментом.
В верхней части насыпи, примерно на высоте 7 метров от основания обнаружены остатки тризны: 2 золотые, наверное, потерянные византийские монеты времён императора Василия I «Македонянина» (греч. Βασίλειος Α΄ ὁ Μακεδών, император 867 – 886 гг.). А также, по-видимому, ритуальные предметы – большой железный котёл, наполненный пережжёнными бараньими и птичьими костями и клочьями бараньей шерсти, поверх которых лежала голова барана, около котла два жертвенных ритуальных ножа – скрамасакса, маленькая антропоморфная фигурка («идол») и два турьих рога в серебрянной чеканной оправе.
Д.Я. Самоквасов установил примерное время погребения. Найденный в могиле инвентарь относился к княжескому и военно-дружинному быту 2-й половины X века, золотая византийская монета 945 – 959 гг., сохранность которой – не была в употреблении, и другие предметы позволили датировать курган 960-ми годами. Учитывая, тот факт, что ранее своего изготовления монета попасть в курган никак не могла бы, а крещение Руси произошло в 989 году, и князей уже хоронили по христианским погребальным обрядам, то промежуток времени, в течение которого была возведена насыпь после кремации, колеблется в пределах не более 20-30 лет и относится именно ко 2-й половине X века. На знатность рода указывали колоссальный размер могильника, и похороны были совершены с большими почестями.
Реконструкция этапов строительства кургана Чёрная могила, по Б.А. Рыбакову. Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений
На основе археологического исследования этого кургана сложилось более или менее точное представление о погребальном обряде древних северян языческих времён. В то время существовал двойной обряд погребения. Вначале вокруг будущего кургана начинали копать ров, а землю из него насыпали в центр, создавая земляную возвышенность, которая давала свободный доступ воздуха в погребальный костёр, что способствовало лучшему горению. На этой горизонтальной площадке сооружали бревенчатый «дом мертвых» – символический дом («домовина») для усопших, в который помещали их тела, сюда же клали оружие, домашнюю утварь, животных и орудия труда, а для князя – коня, слуг и даже женщину – всё то, что требовалось в их представлении в загробном мире. Затем погребальную домовину доверху обкладывалась дровами и хворостом и поджигалась. После того как погребальный костёр догорал над пепелищем насыпали землю, углубляя ров, увеличивая высоту насыпи в несколько раз. Затем на насыпи совершался обряд тризны – поминальный обед с состязаниями и военными играми в честь умершего воина. Обряд поминок сохранился до наших дней, несмотря на то, что Церковь долго боролась с ним. После этого курган досыпали. На вершине кургана устанавливался столб.
Украинский историк Николай Иванович Костомаров (умер в 1885 году) назвал раскопки кургана Д.Я. Самоквасовым «новостью важной и неожиданной для русского историка»: ведь предметы погребального предметного комплекса кургана практически полностью совпали с подробным описанием похорон богатого руса-язычника, составленным очевидцем – арабским путешественником и писателем 1-й половины X века Ахмадом ибн Фадланом ибн аль-Аббасом ибн Рашидом аль-Багдади (араб. أحمد بن فضلان بن العباس بن راشد البغدادي).
В 1875 году Дмитрий Яковлевич Самоквасов представил результаты своих раскопок на заседании III Археологического съезда в Киеве. Находки вызвали сенсацию, особенно после Всемирной выставки в Париже 1878 года (фр. Exposition Universelle de 1878). Британский музей (англ. British Museum) пытался даже выкупить коллекцию для своей экспозиции.
Источник – file:///D:/-8-2048.webp.Фото без изменений
Курган «Чёрная могила». Гравюра, выполненная по фотографии для капитального труда Жака Элизе Реклю «Новая универсальная география. Земля и люди». 1880 год. Французский гравёр Шарль Барбан (фр. Charles Barban). Английский рисовальщик Т. Тейлор (англ. T. Taylor). Источник – https://www.stena.ee/blog/razoblachenie-idola-iz-chyornoj-mogily. Фото без изменений
В 1891 году материалы раскопок Д.Я. Самоквасов передал в Императорский российский исторический музей (ныне Государственный исторический музей в Москве, Российская Федерация), где они находятся и поныне. Часть экспонатов, которые Д.Я. Самоквасов передал музею Императорского Киевского университета Святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) и некоторые частные коллекции, в конце XIX – в начале XX века были безвозвратно утрачены. (Артефакты из кургана)
Славянский воин X века. Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. Фото без изменений
В 1908 году на вершине кургана был установлен гранитный обелиск.
До сих пор среди исследователей не утихают дискуссии по поводу того, кто именно был похоронен в «Чёрной могиле», каковы были его социальный статус и этническая принадлежность. Неизвестно, даже, сколько точно людей было погребено в кургане – один, двое или трое, его жена или рабыня.
Советский и российский археолог Борис Александрович Рыбаков (умер в 2001 году) на основе материалов раскопок Д.Я. Самоквасова пришёл к выводам, опубликованы в его работе «Древности Чернигова». – «Материалы и исследования по археологии СССР», № 11, 1949. – С. 49, что в кургане было похоронено 3 человека с сопровождающими их предметами. Согласно его выводам, в «Чёрной могиле» был похоронен не просто знатный и богатый военачальник, а князь, поскольку среди сопровождающего инвентаря были не только оружие и доспехи, но и предметы, связанные с языческим культом. Сочетать же обязанности воина и жреца мог только князь. Вторым погребённым в кургане был юноша-воин – очевидно, близкий родственник старшего. Женщину, которая должна была сопровождать князя в потусторонний мир, вряд ли следует считать рабыней.
В 1965 году постановлением Совета Министров УССР от 21 июля 1965 года № 711 «Про утверждение списка памятников искусства, истории и археологии Украинской ССР» (укр. Про затвердження списку пам’ятників мистецтва, історії та археології Української РСР) присвоен статус памятник археологии республиканского значения под названием Курган X века Чёрная могила. Охранный № 349/б.
Фото 4 апреля 1976 года. Автор – М.І. Жарких. Источник – Негатека, № A102-09. Фото без изменений
Согласно устной народной мистификации в конце 1990-х годов, курган варьировался как «место захоронения князя Чёрного, основателя Чернигова». Подобные «легенды» Черниговщины краевед и сотрудник Украинского института национальной памяти (укр. Український інститут національної пам’яті (УІНП)) Сергей Горобец (укр. Сергій Горобець) охарактеризовал так: «В последнее время появилось немало публикаций, посвящённых происхождению названий поселений Черниговщины, опирающихся преимущественно на устную народную традицию. Такое «творчество» представляет собой достаточно поверхностные попытки объяснить топонимы, значение которых простому человеку ХІХ – ХХ вв. не понятно. Об этом ярко свидетельствуют легенды и предания, не соответствующие действительности, но которыми местное население пыталось объяснить происхождение названий поселений. Для таких преданий присущи очевидная наивность и искусственность».
Найденная в кургане чёткая (то есть новая, неистёртая) византийская монета, отчеканенная в 945 – 959 гг. Константином VII «Багрянородным» (др.-греч. Κωνσταντῖνος Ζ΄ ὁ Πορφυρογέννητος) и его сыном Романом II «Младшим» (греч. Ρωμανός Β΄), датирует курган 960-ми годами. Таким образом, курган был насыпан не ранее 960-х годов. Согласно исследованиям, методом радиоуглеродного анализа фрагментов угля из погребального костра позволили получить интервал календарного возраста 980 – 1025 гг., погрешность может составлять ±50 ВР (радиоуглеродных лет). Из всего этого возникает вопрос: если захоронение князя Чёрного и кого-то из его семьи состоялись в это время, то, как можно привязать имя князя к имени города, который впервые упоминается в летописи под 907 годом уже как второй город на Руси после стольного Киева. Ведь известно, что подобных размеров город должен был расти и развиваться не одно столетие. То есть, город существовал ещё до рождения похороненного в нём лица. Даже если князь Черный и был похоронен в кургане, никак не мог быть основателем Чернигова…
Советским и российским археологом и историком Дмитрием Алексеевичем Мачинским (умер в 2012 году) после сопоставления комплекса оружия из «Чёрной могилы» – два меча и сабля, неизвестная в русских дружинных курганах того времени, с рассказом «Повести временных лет» под 6476 (968) годом, высказано предположение, что в кургане похоронен современник великого князя Киевского Святослава I Игоревича, упомянутый в «Повести временных лет», как воевода Претич «с той стороны Днепра» (черниговская сторона). Он возглавил дружину и пришёл на помощь княгине Ольге, во время осады Киева в 968 году печенегами, и заключил мир с их ханом, обменявшись с ним оружием.
В 2001 году Курган «Чёрная могила» упоминается в Постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 года № 1761 «Про занесение памятников истории, монументального искусства и археологии национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины» (укр. Про занесення пам’яток історії, монументального мистецтва та археології національного значення до Державного реєстру нерухомих пам’яток України).
В 2004 году увлекательная версия была высказана И.Р. Василевским из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в статье «О ритуальном календаре и верованиях в дохристианской Руси. По археологическим материалам кургана Черная могила»: «Оценивая элементы обряда похорон, можно высказать предположения о событиях, связанных с погребённым в кургане князем, чьё имя до настоящего времени не установлено. Это захоронение относят к …эпохе князя Святослава… В 964 – 967 гг. Святослав совершал походы в Хазарию, на вятичей и в Болгарию, а в 968 году произошло нападение на Киев печенегов, т.е. имели место многочисленные битвы, в одной из которых, возможно, и пали князь с княжичем, погребённые в Чёрной Могиле. Однако при реконструкции обряда похорон специалистами было отмечено, что после сожжения тел из кострища изъяли шлем с остатками черепа князя…, а позже, когда кости были возвращены на кострище и совершена тризна, курган довели до высоты 11 метров. Совершенно очевидно большое уважение к похороненным в кургане, и в то же время есть большая вероятность того что изъятие черепа связано с достаточно долго существовавшим обычаем, согласно которому голова (или череп) обидчика должна быть представлена «пострадавшей» стороне во избежание развития конфликта. При этом, согласно описанию памятника, оружие и доспехи мужчин были сложены грудой рядом с погребёнными – как у разоружённых. В контексте событий 960-х годов предлагаю следующую версию происшедшего. Как известно, в 962 году по просьбе княжны Ольги германский король Оттон I направил в Киев католического епископа Адальберта. В том же году этот епископ был изгнан, а часть его людей убита. Святославу тогда было 20 лет и маловероятно, что он лично противопоставил себя представителям немецкого короля и своей матери. Вряд ли были способны на это и другие киевляне. В то же время от лица язычески настроенных полян и северян (основных племён среднего Днепра) мог выступить князь, который находился рядом, но имел самостоятельность во втором по значению городе на Руси X века – Чернигове… Согласно хроникам, конфликта с западными соседями не было, и можно предположить, что за счёт жизни семьи черниговского князя инцидент с германцами был исчерпан, а католическая епархия удалена из Руси… Такая трактовка событий согласуется и с договором князя Игоря с Византией от 945 году, на основе которого толковались тяжбы того времени между славянами и знатными «инородцами»: «…аще убьет христианин русина или русин христианина, да держим будет сотворивший убийство от ближних убиеннаго, да убьют его»… Произошедшее объясняет и последующее положение черниговских князей – они обособились от Киева до середины XI века, а в усобицах между княжествами часто выступали в союзе с половцами, получив у современников печальную славу». И.Р. Василевский также считает, что женщина из «Чёрной могилы» «дала князю сына и ушла из жизни вместе с ним».
В 2009 году постановлением Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 года № 928 «Про занесение объектов культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины» (укр. Про занесення об’єктів культурної спадщини національного значення до Державного реєстру нерухомих пам’яток України) присвоен статус памятник археологии национального значения с охранным № 250004-Н под названием Курган «Чёрная могила». Данное Постановление аннулировало предыдущие: Постановление Совета Министров УССР от 21 июля 1965 года № 711 и Постановления Кабинета Министров Украины от 28 октября 1996 года № 1421 и от 27 декабря 2001 года № 1761.
Фото 27 июня 2010 года. Автор – Тестов И.В. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
Курган «Чёрная могила» является единственным княжеским курганом Восточной Европы, дошедшим до наших дней. О том, что в кургане захоронен не просто знатный воин-дружинник, а князь свидетельствуют предметы, связанные с языческим культом, в частности, медный «идол» – сидящая человеческая фигурка с каким-то предметом в руке. В языческие времена, сочетая функции воина и жреца, светскую и духовную власть, князь был воплощением Космоса — целостной и гармоничной системы мирозданья, фигурой гораздо более мощной, чем современные главы государств.
«Большие курганы» Чернигова – «Чёрную могилу», «Гульбище» и «Безымянный» сопоставляют с аналогичными погребальными комплексами Гнёздова (деревня в Смоленском районе Смоленской области Российской Федерации). В обряде «Чёрной могилы», «Гульбища», «Безымянного» кургана выступает исключительно сложный и пышный ритуал языческих сожжений, близкий по масштабам обрядности гнёздовских «больших курганов», но в целом развивающийся на основе несколько иных среднеднепровских традиций и никак не связанный с варяжским обычаем сожжений в ладье, составляющим специфику обрядности гнёздовских «бояр». Очевидно, что в «больших курганах» Чернигова и Гнёздова были похоронены люди, обладавшие огромной сакральной и военно-административной властью. Возможно, по мнению советского и российского историка-медиевиста, археолога, антрополога Владимира Яковлевича Петрухина, это русские князья или члены княжеского рода. Украинский археолог Татьяна Григорьевна Новык (укр. Тетяна Григорівна Новик) и археолог Юрий Юрьевич Шевченко (укр. Юрій Юрійович Шевченко, умер в 2015 году) считают, что речь идёт о самостоятельной по отношению к киевской, «черниговской династии». Имеется предположение, что на месте, которое называют Елецкой горой (укр. Єлецька гора), до основания Елецкого монастыря располагался княжеский двор – резиденция черниговских князей дохристианского времени, и один из этих князей и был похоронен рядом в «Чёрной могиле».
Бесспорно, что погребённые в Кургане «Чёрная могила» относились к элите Древней Руси периода её государственного становления. Однако, более всего у историков вызывает интерес этническое происхождение воина из «Чёрной могилы». И если ранее считалось, что это был местный племенной князь-славянин, то в последнее время всё больше свидетельств указывают на то, что это был викинг-варяг. Вероятно, все попытки определить его этнос обречены на неудачу. Дружинное сословие Руси Х века – новообразование, культура которого синтезировала в себе и славянские, и скандинавские, и финские, и степные (хазарско-венгерские) элементы.
Фото 21 сентября 2017 года. Автор – Star61. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений