АРТЕФАКТЫ ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»
Богатый инвентарь из Кургана «Чёрная могила» хранится и экспонируется в Государственном историческом музее в Москве, Российская Федерация.
Государственный исторический музей в Москве. Зал № 8 «Древняя Русь IX – XII вв.». На переднем плане витрина с ритонами (ритопами) из Кургана «Чёрная могила». Фото Государственного исторического музея. Источник – https://russianold.ru/2020/11/26/ritons/. Фото без изменений
Находки из кургана были исследованы сотрудниками «Национального исследовательского центра „Курчатовский институт“» в Москве. Проблема заключалась в том, что многие предметы, во время погребения подвергшиеся воздействию огня, были сплавлены.
Экспонаты в Государственном историческом музее в Москве. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений
Два турьих рога в серебряной чеканной оправе, X век. Их оправы (оковки) являются яркими образцами ювелирного искусства X века. Это сосуды для питья в форме рога – ритоны (др.-греч. ῥυτόν), имевшие ритуальное значение. Они тесно связаны с языческим культом и были атрибутами славянских языческих богов (например, Святовита, изображённого на Збручском идоле) и являлись принадлежностью ритуальных пиров. Позднее турьи рога становятся обязательной принадлежность свадебного обряда. Оба рога из «Чёрной могилы» были помещены в курган уже после того как догорел погребальный костёр.
Первое описание оправ турьих рогов издал Дмитрий Яковлевич Самоквасов в 1874 году, а затем – в 1917 году. Оправы широких устьев рогов сделаны из серебра и украшены чеканкой и чернью, где сочетаются растительный и звериный орнаменты. К рогу они прибиты серебряными гвоздиками. На средней части тулова каждого рога находились серебряные квадратные накладки с растительным орнаментом. Острые концы рогов, очевидно, также имели оформление, которое не сохранилось. Судя по другим образцам, оно могло быть сделано в виде птичьих голов.
Источник – Авдусин Д.А. Основы археологии. – Москва: Высшая школа, 1989. – С. 266. Фото без изменений
Из рога в Древней Руси пили не только на пиру, но и во время тризны. Поэтому все находки рогов для питья были сделаны в княжеских курганах. Так что ритоны из «Чёрной могилы» ещё раз подтвердили высокий социальный статус погребённых. Для археолога обнаружить даже мелкие детали оправы – удача, поэтому целиком сохранившиеся ритоны – находка уникальная.
Два турьих рога в серебряной оправе: сверху – малый, внизу – большой. Фото Государственного исторического музея в Москве, Российская Федерация. Источник – https://russianold.ru/2020/11/26/ritons/. Фото без изменений
Советский и российский историк-медиевист, археолог и антрополог Владимир Яковлевич Петрухин описал турьи рога с точки зрения декоративных традиций. В своей работе «Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков». – Москва, 1995, он пишет: «Оба рога украшены серебряными и золочеными чеканными накладками, орнаментальный стиль которых традиционно… считается совмещающим «восточные» (постсасанидские) и византийские мотивы. Действительно, орнаментальные мотивы роднят оковки ритонов с декоративными традициями Евразии – от Ирана до Венгрии, но вписываются в широкий круг изделий «среднеднепровской школы», мастера которой (вероятно, имевшие и древнерусское, и «восточное» происхождение) продолжали степные, в том числе салтовские, традиции, украшая, прежде всего, предметы дружинного быта – поясные и конские наборы, рукояти мечей и т.п….». «Мотив на оковке питьевого рога из Чернигова позволяет проследить конкретный механизм взаимодействия разных культурных традиций на Руси. При этом хазарское наследие включало и иранскую традицию… в отдалённой перспективе – скифскую. Тысячелетнее взаимодействие культурных импульсов воплотилось в шедевре древнерусского искусства: суть здесь не просто в уникальности этого образца как единичного факта истории культуры – важно, что этот факт «концентрирует» в себе целый исторический процесс. Такая концентрация культурных импульсов была свойственна формирующейся древнерусской культуре в целом: её сложение в X веке можно уподобить процессу возведения того же черниговского кургана – славяне, норманны и хазары возвели своему предводителю единый монумент».
Три византийские монеты. В кургане найдена чёткая (то есть новая, неистёртая) золотая византийская монета, отчеканенная в 945 – 959 гг. Константином VII «Багрянородным» (др.-греч. Κωνσταντῖνος Ζ΄ ὁ Πορφυρογέννητος) и его сыном Романом II «Младшим» (греч. Ρωμανός Β΄). По ней проведена датировка кургана.
Солид, 945 – 959 гг., Константин VII «Багрянородный», найден в захоронении. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений
Тип – обычная монета. Золото, вес – 4,41 г, диаметр – 20 мм, редкость – 97.
Аверс: бюст Христа-Пантократора в тунике, его правая рука в благословляющем жесте, левая держит Евангелие, в нимбе на каждой оконечности креста две или три точки. Надпись: +IhS XPS REX REGNANTIчM, перевод: «Иисус Христос Царь царей».
Реверс: слева, бюст Константина VII, бородатый, в лоруме и с державой; справа, бюст Романа II, безбородый, в хламидах; между ними длинный патриарший крест, который они оба держат. Надпись: COnSTAnT’ CE ROmAn AVG bR. Перевод: «Константин и Романус Августы, цари римлян».
Фоллис, бронзовая монета Константина VII «Багрянородного» и Зои Карбонопсины (греч. Ζωή Καρβωνοψίνα). Источник – https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html. На сайте допущена ошибка. Фото без изменений
В верхней части насыпи кургана найдены две золотые, наверное, потерянные византийские монеты времён императора Василия I «Македонянина» (греч. Βασίλειος Α΄ ὁ Μακεδών, император 867 – 886 гг.).
Солид, 867 – 886 гг., Василий I «Македонянин». Золото. Источник – https://ocenka-pokupka.com.ua/zolotoj-solid-vizantii-vasilij-i-makedonjanin-867-886-god/. Возможно, такая. Фото без изменений
Сабля. Охарактеризована, как железный предмет не поддающийся точному определению. Обычно его считают саблей, со слабым изгибом с коленчатой рукоятью. Если так, тогда это – первая в русских древностях. Но возможно, что это также редко встречающийся скрамасакс – длинный боевой нож. На Руси несомненный скрамасакс был найден в одном из Гнёздовских курганов (деревня Гнёздово в Смоленском районе Смоленской области Российской Федерации).
Скрамасакс из Темзы (англ. Thames) в витрине экспозиции Британского музея (M&ME 1857,0623.1). Англосаксонский сакс (короткий меч) IX – X вв. Фото 27 декабря 2009 года. Автор – BabelStone. Лицензия – Creative Commons CC0 1.0 Универсальной передачи в общественное достояние (Universal Public Domain Dedication). Фото без изменений
Сакс представляет собой железный меч с одной режущей кромкой. Имеет 72,1 см в длину, из которых клинок от острия до пяты – 55,1 мм, а хвостовик – 17 см. Максимальная ширина клинка составляет 3,87 см, толщина – 0,82 см. Вес 985 г.
Наконечники стрел: ромбические, узкие трёхгранные или двурогие. Фрагмент декорированного наконечника стрелы с проделанными в металле канавками, в которые инкрустировали отрезки проволоки из медного сплава, представляет собой две полупальметты, расходящиеся от центральной трёхлепестковой фигуры, и дополняет картину варварского великолепия захоронения одного из последних языческих вождей Древней Руси.
Десять наконечников копий. В кургане найден наконечник копья. Когда исследователи стали его изучать, то оказалось, что в нём сплавилось два предмета. Наконечник был инкрустирован на обеих сторонах пера крестами, на которых, отрезки цветного металла были набиты на поверхность, предварительно насечённую тонкими линиями, расположенными в виде сетки (Каинов С.Ю. Наконечник стрелы из кургана Черная могила: новые результаты исследований. // Российская археология. 2021. № 2. – С. 108–122). Это говорит о возможном приобщении человека к христианству.
Наконечник копья и ножны стража. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений
Топор, небольших размеров и поэтому может быть отнесён к оружию.
Десять железных серпов.
Пять ножей, некоторые из них с костяными рукоятками.
Был изучен один из артефактов, на который долгое время думали, что это нож. При анализе данных, полученных посредством рентгенографии, выяснилось, что оба края этого предмета имеют зубчатые фестоны, то есть это совсем не нож, не боевое оружие. На пластине «ножа» был обнаружен очень красивый орнаментальный узор, инкрустированный проволокой из серебра. Такой скандинавский узор характерен для позднего периода викингов, он носит название «еллинг», производное от имени первой датской столицы – Еллинга (дат. Jelling). Новые выводы учёных говорят, что предмет, считавшийся ножом, является символом верховной власти – скипетром. Это ещё одно подтверждение что «Чёрная могила» – это княжеское погребение. Таких варварских скипетров известно не так уж и много. Один из них – находка в захоронении знатного скандинавского воина, предположительно, ярла, близ местечка Маммен (дат. Mammen) на полуострове Ютландия в Дании. Захоронение датируется зимой 970-971 года. Новая находка – это потрясающее открытие. Чтобы получить изображение скипетра на синхротроне ушло семь дней, а изучение деталей несколько месяцев. Ожидаются результаты из московского Института географии Российской академии наук с радиоуглеродным анализом серебра, чтобы точнее узнать его источники и даты изготовления.
Скипетр. Источник – страница Facebook: Алёна Черненко. Фото без изменений
Два жертвенных ритуальных обоюдоострых ножа – скрамасакса.
Фрагменты двух кольчуг.
Остатки щита. Вероятно, щит был деревянным с медной оковкой на железных заклёпках с бронзовыми бляхами.
Остатки богатой лошадиной сбруи. Седло со стременами с округлой профилированной подножкой и ушком.