Костёл св. Лаврентия
Костёл св. Лаврентия в Жолкве (польск. Kolegiata św. Wawrzyńca w Żółkwi, укр. Костел св. Лаврентія у Жовкві или Жовківська колегіата), приходской римско-католический костёл. Изначально храм был посвящён Царице Небесной, св. Лаврентию Мученику и св. епископу Станиславу (польск. Królowej Niebios oraz św. Wawrzyńcowi Męczennikowi i św. biskupowi Stanisławowi), ныне – св. Лаврентию Мученику (польск. św. Wawrzyńcowi Męczennikowi).
Костёл св. Лаврентия является национальной святыней поляков и одним из самых ценных памятников эпохи Возрождения. Храм находится в хорошем состоянии, в частности благодаря опеке польской армии и отдела реставрации Варшавского политехнического университета (польск. Politechnika Warszawska (PW)). Костёл занесён в Реестр памятников национального значения с охранным номером 386/1. Близ храма находится башня-колокольня, занесена в Реестр с охранным номером 386/2.
На переднем плане Костёл св. Лаврентия. Фото 7 января 2009 года. Автор – Катерина Байдужа. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
Вид на башню-колокольню с Ратушной башни. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Местонахождение костёла. Костёл находится в центре Жолквы на площади Вечевой (укр. площа Вічева), 18.
Вид на костёл с Ратушной башни. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
История костёла. Костёл св. Лаврентия начали строить в 1606 году на главной площади Жолквы напротив замка за средства основателя города, гетмана Станислава Жолкевского герба «Любич». На этом месте ранее находился деревянный храм. Новый костёл построен из кирпича на искусственной насыпи, возведённой пленными татарами. Строительством костёла занимались итальянские архитекторы, работающие во Львове: Павел «Счастливый» (Павел «Щенсный», польск. Paweł Szczęśliwy), а после его смерти в 1610 году, Амврозий «Благосклонный» (настоящее имя Ваберене Нутклаус, лат. Vaberene Nutclauss), возможно, в соавторстве с Павлом «Римлянином» (итал. Paolo Dominici Romanus, умер в 1618 году).
В 1618 году кладка стен костёла была завершена. Ренессансный храм получил богатое убранство благодаря пожертвованиям жены и дочери Станислава Жолкевского: Регины из Гербуртов и Софии Данилович.
По замыслу донатора костёла Станислава Жолкевского, костёл должен стать усыпальницей семьи Жолкевских. С последующим переходом Жолквы в собственность знаменитых родов Даниловичей и Собеских, храм стал превращаться в пантеон рыцарской славы и обетом за победы, одержанные польскими войсками под командованием представителей из этих родов. По этой причине приходской костёл в Жолкве имеет особое значение для польской национальной истории и культуры. По количеству и значимости захоронений выдающихся государственных мужей Речи Посполитой его называют «Малым Вавелем».
12 июля 1620 года в Жолкове Станислав Жолкевский подписал учредительный акт о богослужении в приходском Костёле св. Лаврентия.
Важным событием в истории нововозведённого костёла стали похороны его основателя Станислава Жолкевского, погибшего после битвы при Цецоре 7 октября 1620 года. На его похоронах Якуб Собеский, отец будущего короля Яна III Собеского, произнёс прощальную речь.
Донат 1620 – 1621 гг. предоставил костёлу обильную земельную собственность и многочисленные финансовые пожертвования.
Хроника 1621 года «О местах погребения усопших в Жолкове» свидетельствует: «Первым приходским священником и настоятелем костёла был ксёндз Ян Ословский (польск. Jan Osłowski). Усопших в городе хоронили возле деревянных храмов: Костёла св. Анджея (польск. Kościoł świętego Jędrzeja) и Каплицы Успения Пресвятой Девы Марии (польск. Kaplica Panny Maryi) на городском кладбище. Члены рода Жолкевских были похоронены под главным алтарём приходского костёла, священники – в Капелле Девы Марии (польск. Kaplicy Panny Maryi), а донаторы костёла – в Капелле св. Анны (польск. Kaplica świętej Anny), и никто не был похоронен на площади рядом с костёлом» (Sadok Barącz, Pamiątki miasta Żółkwi, Lwów 1877, s. 44).
28 мая 1623 года архиепископ Львовский Ян Анджей Прухницький (польск. Jan Andrzej Prukhnitsky) освятил храм, о чём свидетельствует надпись на доске в стене слева от двери сакристии-ризницы (ныне над входом в сакристию).
В 1-й четверти XVII века у городских ворот Жолквы из камня была построена трёхъярусная восьмигранная оборонительная башня городской стены, возможно, по проекту Амброзия «Благосклонного» (умер в 1641 году). Верх башни был достроен кирпичным ярусом колокольни. В 1690 году башня-колокольня была существенно повреждена пожаром, но вскоре восстановлена. В 1885 году она считалась полуразрушенной и требовала ремонта. В 1920-х годах на средства ксёндза костёла Лаврентия Ожги (польск. Wawrzyniec Ożga) башню-колокольню восстанавливают. На её нижних ярусах сохранились бойницы для огнестрельного оружия. Башня-колокольня покрыта шатровой восьмигранной барочной крышей. К концу 1980-х годов конструкции повреждённой крыши перегнили, вымокли стены здания. В 1994 году началось её восстановление. Башня-колокольня в стиле позднего ренессанса, из-за незначительного наклона получила название «малой Пизанской башни».
После смерти в 1626 году вдовы гетмана Станислава Жолкевского, Регины из Гербуртов, попечительство над костёлом продолжила их дочь и наследница София Данилович. 1 февраля 1631 года она пожаловала костёлу пребенды для священнослужителей.
Согласно проповеднику из Жолквы Анджею Мальскому (польск. Jędrzej Malski), на 1640 год в костёле было семь алтарей: св. Лаврентия (польск. św. Wawrzyńca, главного покровителя храма), Иисуса Распятого (польск. Chrystusa wiszącego na krzyżu), св. Анны (польск. św. Anny), Матери Божьей Вервечковой (польск. Matka Boża Vervechkova), св. Марии Магдалины (польск. św. Marii Magdaleny), ангела-хранителя (польск. św. Anioła Stróża), св. Станислава епископа (польск. św. Stanisława biskup).
30 ноября 1676 года в костёле, король Ян III Собеский был торжественно награждён высшим королевским орденом Святого Духа, посланниками короля Франции Людовика XIV (фр. Louis XIV)
20 июля 1684 года в костёле апостольский нунций от имени Папы Римского Иннокентия XI (лат. Innocentius PP. XI) вручил королю особую шляпу и меч, инкрустированные драгоценными камнями, а королеве Марии Казимире – орден Золотой Розы. Это был подарок Ватикана королю как «Защитнику веры» («Fidei defensor»).
Меч, подарок Папы Римского Иннокентия XI королю Яну III Собескому. Хранится в Королевском замке на Вавеле. Общественное достояние. Фото без изменений
Шляпа, подарок Папы Римского Иннокентия XI королю Яну III Собескому. Хранится в Королевском замке на Вавеле. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1694 году Ян III Собеский расширил костёл. Своему отцу Якубу Собескому и дяде Станиславу Даниловичу, ранее похороненных в костёле, король установил памятные надгробия работы немецкого скульптора классицистического барокко Андреаса Шлютера (нем. Andreas Schlüter). В криптах? были похоронены ближайшие родственники монарха.
Специально для костёла в XVII веке были написаны четыре масштабных батальных полотна, которые являются одними из крупнейших в Европе. По распоряжению короля Яна III Собеского были заказаны три картины с изображением его трёх наибольших побед, а в 1695 году для всех картин были изготовлены позолоченные рамы с монограммами JTRP (Joanes Tertius Rex Poloniae) в картушах. Картины в костёле размещались: «Битва при Клушине» на северной стене пресвитерия, «Ян Собеский под Хотином» на южной стене пресвитерия, «Битва под Парканами» на восточной стене северного крыла трансепта, «Битва под Веной» на восточной стене южного крыла трансепта. Ныне две картины хранятся в фондохранилище (бывшем костёле Аббатства капуцинов в Олеско) Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого, по одной в экспозиции Олесского замка (возле посёлка городского типа Олеско (укр. Олесько) в Золочевском районе Львовской области Украины) и Золочевского замка (город Золочев (укр. Золочів), административный центр Золочевского района Львовской области Украины). В Жолкве в коридорах Новой Ратуши (музей «Жовківська вежа») экспонируются очень уменьшенные копии картин, созданные при содействии Львовской национальной галереи искусств.
Костёл св. Лаврентия в Жолкве. На стенах трансепта и пресвитерия батальные полотна.
Художник Йозеф Энгерт (Josef Engerth). 1827 год. Львовская национальная галерея искусств имени Б.Г. Возницкого. Общественное достояние. Фото без изменений
«Битва при Клушине» (4 июля 1610 года). Польский художник армянского происхождения Шимон Богушович (польск. Szymon Boguszowicz). Около 1620 года. Размеры 550,0 × 650,0 см (42 кв.м.). Картина заказана гетманом Станиславом Жолкевским. На картине достаточно конкретно показано и расположение войск, и ход битвы, и военное снаряжение, и даже штандарты подразделений. Фондохранилище Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого. Общественное достояние. Фото без изменений
«Ян Собеский в Битве под Хотином» (10 – 11 ноября 1673 года). Совместная работа немецкого художника из Гданьска Андреаса Штеха (нем. Andreas Stech) и фламандского художника Фердинанда ван Кесселя (фр. Ferdinand van Kessel). 1674-1679 гг. Размеры 675,0 х 550,0 см (42 кв. м). Картина заказана королём Яном III Собеским. Фондохранилище Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого. Общественное достояние. Фото без изменений
«Битва под Веной» (12 сентября 1683 года). Итальянский художник Мартино Альтамонте (итал. Martino Altomonte). 1693 – 1695 гг. Размеры 765,0 × 738,0 см (73 кв. м). Картина заказана королём Яном III Собеским. В экспозиции Олесского замка. Общественное достояние. Фото без изменений
«Битва под Парканами» (7 – 9 октября 1683 года). Итальянский художник Мартино Альтамонте (итал. Martino Altomonte). 1693 – 1695 гг. Размеры 886,0 × 782,0 см (85 кв. м). Картина заказана королём Яном III Собеским. В экспозиции Золочевского замка. Общественное достояние. Фото без изменений.
Картины изображают величайшие победоносные сражения короля Яна III Собеского и его прадеда Станислава Жолкевского и образуют один из самых монументальных ансамблей польской батальной живописи в Европе. Дальнейшую историю картин, см. Картины в XIX веке.
В центре Костёл св. Лаврентия, за ним у городской стены башня-колокольня, перед костёлом городская ратуша, слева – угол замка. Реконструкция, 1-я половина XVIII века. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
В 1742 году архиепископ Львовский Миколай Джеральд Вижицкий (польск. Mikołaj Gerald Wyżycki) предоставил костёлу статус – коллегиата, а в 1743 году владелец Жолквы Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» (польск. Michał Kazimierz Radziwiłł Rybeńko) заложил при коллегиате аббатство.
Костёл и городская ратуша, XVIII век. Национальная библиотека Польши (польск. Biblioteka Narodowa w Warszawie). Общественное достояние. Фото без изменений
В 1760-х годах памятные надгробия в костёле должно быть находились в плачевном состоянии, так как тогдашний архиепископ Львовский Вацлав Иероним Сераковский герба «Огоньчик» (польск. Wacław Hieronim Sierakowski herbu Ogończyk) приказал Жолкевскому коллегиату в 1767 году «обновить повреждённые надписи на памятниках донаторов».
В 1770 году во время эпидемии чумы в Жолкве, её жертвами стали все священники костёла, так что костёл пришлось закрыть.
В 1785 году австрийцы ликвидировали коллегиат и аббатство, оставив за костёлом статус – приходского. С этого времени интерьер и убранство в костёле всё больше и больше ветшало.
В 1811 году ксёндз костёла Тадеуш Братковский (польск. Tadeusz Bratkowski) установил в костёле орган. Орган несколько раз подвергался повреждениям: восстановлен в 1867 году, снова повреждён в 1919 году и вновь восстановлен в 1935 году львовским мастером Рудольфом Гассе (польск. Rudolf Gasse), при содействии уже упомянутого ксёндза Лаврентия Ожги.
Орган костёла на эмпоре. Фото 13 сентября 2012 года. Автор – Denis Vitchenko. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото изменено
Площадь Рынок с костёлом и башней-колокольней.
Литограф и график чешского происхождения Кароль Ауэр (чеш. Karel Auer). 1838 год. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1861 году ксёндзом костёла стал Юзеф Новаковский (польск. Józef Nowakowski). Он решил отремонтировать весь костёл, а так же и памятные надгробия. С этой целью в январе 1862 года был создан комитет для сбора средств и руководства ремонтными работами в костёле. В 1862 – 1867 гг. костёл капитально отремонтирован, в том числе и главный алтарь храма.
12 сентября 1867 года, после реставрации костёла и памятных надгробий, архиепископ Львовский Францишек Ксаверий Вешхлейский (польск. Franciszek Ksawery Wierzchlejski) освятил храм.
1871 год. Ксилография. https://www.etoretro.ru/city3207.htm#z-z%7CDESC%7C2%7Cimage_date%7Call. Общественное достояние. Фото без изменений
Фото 1890-1900 гг. https://gazeta.ua/articles/history/_ak-zhili-u-zovkvi-na-pochatku-hh-st-dobirka-foto/1054297. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1900 – 1908 гг. в костёле по инициативе ксёндза Исидора Кнашовського (польск. Izydor Knaszowski) вновь проведён капитальный ремонт в костёле, отремонтированы стены и кровля храма. Работы финансировались из пожертвований поляков, а также при содействии Краевого Галицкого сейма (укр. Крайовой Сейм у Львові) и Союза реставраторов Восточной Галиции (укр. Спілка консерваторів Східної Галіції)
Фото 1903 года. https://polona.pl/item/300-letnia-rocznica-zalozenia-zolkwi-1903,ODE4NjI0Mzg/0/#info:metadata. Общественное достояние. Фото без изменений
Костёл св. Лаврентия и Василианский монастырь. Фото 1908-1916 гг. https://www.etoretro.ru/pic72655.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Общественное достояние. Фото без изменений
Площадь Рынок. 1914 год. https://www.etoretro.ru/pic142452.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Общественное достояние. Фото без изменений
На переднем плане Фонтан с фигурой Богородицы (установлен в конце XIX века). https://shtetlroutes.eu/pl/zolkiew-karta-dziedzictwa-kulturowego/. Общественное достояние. Фото без изменений
Работами по ремонту костёла руководил ксёндз Лаврентий Ожга (умер 22 апреля 1936 года в Жолкве, в возрасте около 69 лет, похоронен в приходе в Жолкве).
Фото 1920 года. https://www.etoretro.ru/pic147188.htm. Общественное достояние. Фото без изменений
Внутреннее убранство костёла. Фото 1925 года. Автор – неизвестен. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B0._%D0%92%D1%96%D0%B2%D1%82%D0%B0%D1%80.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений
Вид на костёл со стороны реки Свинья. Фото 1910-1938 гг. https://www.etoretro.ru/pic147183.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Общественное достояние. Фото без изменений
Фото 1918—1939 гг. https://www.etoretro.ru/pic52222.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Общественное достояние. Фото без изменений
Костёл св. Лаврентия во время немецкой оккупации 1941 – 1944 гг. Фото 1941 года. https://www.etoretro.ru/pic73478.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1946 году при советской власти костёл был закрыт, а в 1956 году превращён в склад минеральных удобрений. Из-за повреждения покрытия крыши пришли в негодность её деревянных конструкций, своды покрылись грибком, что привело к разрушению элементов лепного декора. Был разбит алтарь, уничтожен орган, скамьи и исповедальни сожжены, значительно повреждены скульптуры, барельефы памятных надгробий, эпитафии, разбиты большинство памятных плит, разграблены захоронения в крипте. Значительные потери понесли памятные надгробия заказанные королём Яном III Собеским, на которых были отбиты головы и руки скульптур. Большинство образов и храмовый инвентарь в основном был перевезён в бывшее Аббатство капуцинов в Олеско (укр. Аббатство капуцинів в Олесько, ныне возле посёлка городского типа Олеско (укр. Олесько) в Золочевском районе Львовской области Украины).
Масштабные батальные картины остались без присмотра и их состояние значительно ухудшилось. Через разбитые окна в храм залетали птицы, которые на рамах начали вить гнёзда. Полотна местами стали терять свою целостность. Далее см. Дальнейшая судьба картин.
В 1953 году алтарный образ Матери Божьей с ребёнком XVII века с Алтаря Богородицы, авторства флорентийского художника Карло Дольчи (итал. Carlo Dolci) был вывезен из костёла и передан в Эрмитаж в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург в Российской Федерации).
До конца 1980-х годов отделке костёла был нанесён значительный ущерб.
В 1989 году, после долгих усилий ксёндза Людвика Камилевского (польск. Ludwik Kamilewski), костёл стал первым храмом Жолковщины, который вернули местной парафии Римско-католической церкви.
28 октября 1989 года костёл повторно был освящён польским римско-католическим религиозным деятелем, монахом-францисканцем Рафалом Керницьким (польск. Rafał Kiernicki), который с 19 января 1991 года стал епископом-помощником Львовской архидиецезии.
Первые работы по упорядочению костёла начала парафиальная община под руководством ксёндза Людвика Камилевского, а в 1989 – 2010 гг. парафиальный настоятель ксёндз Базилий Павелко (польск. Bazyli Pawełko).
В 1990 – 1999 гг. ремонтные работы в костёле проводил Фонд охраны памятников в Варшаве (польск. Fundacja Ochrony Zabytków w Warszawie) под руководством магистра Петра Козарського (польск. Piotr Kozarski).
С 1990 году масштабные восстановительные и реставрационные работы, включая устройство костёла и его архитектурную структуру, выполнялись Академией изящных искусств (польск. Akademia Sztuk Pięknych) из Варшавы факультетом консервации и реставрации произведений искусства под руководством польского профессора Януша Стефана Смази (польск. Janusz Stefan Smaza). В работах принимали участие польские реставраторы, а в рамках профессиональной практики, студенты польской Академии изящных искусств из Варшавы, Кракова и Университета Миколая Коперника из Торуни, в общей сложности около ста человек, при поддержке сертифицированных художников-реставраторов в сотрудничестве с Фондом охраны памятников в Варшаве. Работы выполнялись при финансовой поддержке доноров из Польши, как частных, так и институциональных: Войска Польского (польск. Wojsko Polskie), Столичной гмины (польск. Gmina Stołecznego) и Королевского города Кракова (польск. Królewskie Miasto Krakow), Фонда охраны памятников в Варшаве, Сената Республики Польша (польск. Senat Rzeczypospolitej Polskiej), Министерства культуры и национального наследия Республики Польша (польск. Ministerstwo Kultury i Dziedzictwa Narodowego Rzeczypospolitej Polskiej) и Ассоциации «Польская община» (польск. Stowarzyszenie «Wspólnota Polska»). Поддержка была оказана и Украинским обществом охраны памятников истории и культуры во Львове (укр. Українське товариство охорони пам’яток історії та культури у Львові).
Сохранившаяся памятная плита. Фото 1992 год. Фото без изменений
В 1992 году Войско Польское передало в дар костёлу 11200 кг медного листа для покрытия крыш. Ещё 2500 кг в 1993 году подарил президент (мэр) Краков.
В 1995 – 2003 гг. благодаря усилиям профессора Януша Стефана Смази и его учеников в костёле были отремонтированы и отреставрированы все памятные надгробия, в том числе восстановлены повреждённые скульптуры памятных надгробий работы Андреаса Шлютера.
Восстановление и реставрация эпитафии одного из памятных надгробий. Фото без изменений
Фото 2005 года. https://sites.google.com/site/rzeczpospolita21w/miejscowosci/zolkiew. Фото без изменений
Отремонтированный свод костёла. Фото 2005 года. https://sites.google.com/site/rzeczpospolita21w/miejscowosci/zolkiew. Фото без изменений
Костёл св. Лаврентия и башня-колокольня. Фото 21 мая 2007 года. Автор – Lestat (Jan Mehlich). Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
За 20 лет реставрационных работ: заменено медное покрытие крыши, приведена в порядок крипта, а внутри её, отреставрированы и консервированы мраморные саркофаги, отремонтированы эпитафии и памятные плиты. Восстановлена мраморность стен, а также сводов нефа и пресвитерия, в том числе скульптурные декорации. Восстановлена значительная часть убранства костёла с заменой пропавших алтарных образов другими, преимущественно из других храмов Львовщины. В костёле восстановлено три из семи бывших барочных алтарей, установлены новые лавки в пресвитерии и амвон. Фасады костёла с каменным фризом и башня-колокольня ещё ждут своей реставрации.
Реставрация фасада апсиды. Фото 2014 года. http://www.trip-impressions.com/2019/01/zhovkva.html. Фото без изменений
В 2015 году начались работы по реставрации и консервации уникального дорического фриза с геральдическими мотивами, работы проводил Фонд культурного наследия (польск. Fundacja Dziedzictwa Kulturowego).
Реставрация фриза. Фото 2015 года. https://polonika.pl/programy/programy-strategiczne/ochrona/879197090. Фото без изменений
В 2019 году польские реставраторы проводили работы по реставрации и консервации фасада северного трансепта костёла.
Реставрация северного трансепта костёла. Фото 30 июня 2019 года. Автор – Henryk Bielamowicz. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений
Довольно много скульптур, полотен из костёла и сегодня находится в музеях Львова, Кракова и Санкт-Петербурга. Кроме того, первоначально в храме находились портреты Жолкевских, Даниловичей, Собеских: Регины Жолкевской, Станислава Даниловича, Якуба Собеского, Яна III Собеского и Ядвиги Эльжбеты Собеской, жены Якуба Людвика Генрика Собеского, которые в ХХ веке также оказались в музеях Кракова и Львовской области.
Фото 14 сентября 2020 года. Автор – LizaPatsyuk. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
10 октября 2020 года в костёле отмечена 400-летняя годовщина со дня смерти гетмана великого коронного Станислава Жолкевского. Святую Мессу отслужил епископ-помощник Львовской архидиецезии Эдвард Кава (укр. Едвард Кава) с духовенством Львовской и Луцкой епархии вместе с отцами греческого обряда и православным духовенством. После мессы было зачитано письмо государственного секретаря Канцелярии Президента Республики Польша Адама Квятковский (польск. Adam Kwiatkowski). В церемонии приняли участие представители Генерального консульства Республики Польша во Львове и местных органов власти, военнослужащие Войска Польского, несущие службу на Яворовском полигоне в составе 15-й ротации Польской оперативной группы, и военнослужащие Украинской Армия. Особого размаха придала группа реконструкторов в гусарских латах, участвовавшая в литургии и возложении цветов к крипте гетмана.
Фото 10 октября 2020 года. https://www.gov.pl/web/ukraina/400-lat—smierci—hetmana—wielkiego—koronnego—stanislawa—zolkiewskiego. Фото без изменений
После церемониала, дети и подростки из Школы сестёр-доминиканок представили на сцене в парке представление о Станиславе и Регине Жолкевских, а дети из группы детского сада «Жолкевечка» при местном отделении Общества польской культуры Львовщины пела патриотические песни.
Реставрация башни-фонаря над куполом. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Внутреннее убранство костёла. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Описание костёла. Костёл построен в ренессансном стиле, однако внутри сочетает признаки разных архитектурных направлений. Внешний вид храма почти не изменился от первоначального. На протяжении всей истории, костёлу, к счастью, удавалось избегать пожаров и разрушений.
В плане костёл имеет форму латинского креста с прямоугольным нефом, квадратными крыльями трансепта и замкнутым с трёх сторон пресвитерием. Что не свойственно костёлам, он увенчан большим византийским куполом, характерным для украинских деревянных церквей.
Южный фасад костёла. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Вход во двор храма ведёт через несколько ярусов лестницы и калитку.
Входная калитка. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Вид c юго-востока. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
На территории комплекса расположен парафиальный дом – плебания, построенная в XIX веке.
Вид на плебанию с Ратушной башни. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Западный фасад костёла. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Костёл покрыт двускатными крышами. Фронтон западного фасада храма увенчан фигурой Архангела Михаила с позолоченными крыльями 1620-х годов, который смотрит в сторону Краковского Вавеля.
Вид на костёл с Ратушной башни. Архангел Михаил на фронтоне западного фасада костёла. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фасад костёла обрамляют пары дорических пилястров, фасад украшен широким фризом дорического ордена. На нём – скульптуры воинов, оружие, сцены битв с турками, герб Жолкевских, гербовые орлы, покровители рыцарей – святые Юрий и Мартин.
Фриз костёла. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Апсида имеет трёхгранную форму. Над пресвитерием – сигнатурка (малая башня).
Вид с северо-востока. Апсида костёла и приходская казна. Фото 22 августа 2012 года. Автор – Pihs-58. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
С двух сторон к пресвитерию примыкают квадратные пристройки – сакристия-ризница с юга и приходская казна – с севера.
Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Главный вход в костёл расположен на западном фасаде. Он обрамлён белокаменным резным позднеренессансным порталом 1-й четверти XVII века с изображениями апостолов Петра и Павла, святых Лаврентия и епископа Станислава, евангелистов и Христа Вседержителя в окружении ангельских головок и орнаментов. Этот портал считается одним из самых лучших примеров ренессансной архитектуры ренессансных порталов на территории Украины и Польши.
Главный вход в костёл. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Внешние стены костёла опоясаны высоким каменным цоколем. В южном крыле трансепта оборудован второй вход в костёл с более скромным декором.
Второй вход в костёл. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Мраморный чёрно-бело-красный пол в костёле был уложен в 1881 году.
В костёле около 1740 года был установлен Главный позднебароковый алтарь. В его нижней части находится Распятие начала XVII века, выше – образ св. Лаврентия XVIII века.
Главный алтарь. Фото 13 сентября 2012 года. Автор – Denis Vitchenko. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
По бокам алтаря находится два ренессансных памятных надгробия семьи Жолкевских.
При входе в пресвитерий у северной стены находится памятное надгробие Якуба Собеского, а с у южной стены – Станислава Даниловича.
В сакристию и приходскую казну ведут два идентичных портала позднего ренессанса. В толще стен пресвитерия расположена лестница, которая ведёт на верхний этаж и чердак.
Два боковых алтаря 2-й половины XVIII века того же стиля, что и Главный алтарь. В Алтаре Богородицы (польск. Ołtarz Matki Bożej), находящемся в северном крыле трансепта, находился образ Матери Божьей с младенцем XVII века, который был заказан Яном III Собеским у флорентийского художника Карло Дольчи (итал. Carlo Dolci). Вверху находился утраченный образ св. Иосифа авторства польской художницы графини Софии Людвики Цецилии Констанции Фредро-Шептицкой (польск. Zofia Ludwika Cecylja Konstancja Fredro), которая подарила его в 1867 году по случаю реставрации храма.
Алтарь Богородицы. https://www.kray.org.ua/6552/mandrivky/svidok—triumfiv—i—tragediy—zhovkivskiy—kostel—svyatogo—lavrentiya/. Фото без изменений
Алтарь Богородицы. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
В Алтаре Пресвятой Троицы (польск. Ołtarz Święta Trójca), находящемся в южном крыле трансепта, находились образы Пресвятой Троицы авторства Миколая Стшегоцького (польск. Mikołaj Stszehotski, умер в 1891 году) и св. Анны работы Анны Райской (польск. Anna Rayskaya). Ещё в четырёх боковых алтарях 3-й четверти XIX века находились образы святых: Антония Падуанского, Франциска, Адальберта, Станислава работы малоизвестных художников.
Алтарь Пресвятой Троицы. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Барабан купола костёла опирается на паруса, декорированные лепными медальонами с бюстами евангелистов, которые держат в руках книги с начальными словами Евангелия. Барабан внизу и вверху обрамлён фризами с триглифами и метопами (элементы фриза), в которых размещены попеременно розетки и головки ангелов. В гладкой стене барабана попеременно размещены 4 оконные проёма и ниши с текстом на латинском языке. Купол заполнен 5 рядами кессонов. В куполе фонаря – резные голуби Святого Духа.
Барабан и купол костёла. Фото 13 сентября 2012 года. Автор – Denis Vitchenko. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
Этот храм считается наибольшим, самым красивым и богатейшим сооружением Жолквы.
Захоронения в костёле. Помимо семьи Жолкевских, в криптах и толстых стенах костёла были захоронены представители семьи Даниловичей и семьи короля Яна III Собеского. По количеству и значимости погребений выдающихся деятелей польского государства Костёл св. Лаврентия часто называют «Малым Вавелем», в противоположность королевскому замку Вавель, который находится в Кракове. Правда, после 1946 года памятные надгробия, плиты, эпитафии, захоронения получили значительные повреждения, и их восстановление, начиная с 1990 года, продолжалось почти 20 лет.
Наиболее ценными памятными надгробиями в костёле являются два похожих между собой мраморных надгробия 1630-х годов семьи Жолкевских в пресвитерии близ алтаря: Станислава и Яна Жолкевских с северной стороны, Регины и Софии Жолкевских с южной стороны. В 1692 году король Ян III Собеский заказал аналогичные барочные памятные надгробия для Якуба Собеского и Станислава Даниловича, установлены в начале пресвитерия.
Северная сторона пресвитерия. Фото 29 июля 2014 года. http://sadrzeczy.blogspot.com/2014/07/nagrobki-z-zokwi.html. Фото без изменений
Южная сторона пресвитерия. Фото 29 июля 2014 года. http://sadrzeczy.blogspot.com/2014/07/nagrobki-z-zokwi.html. Фото без изменений
В костеле установлены эпитафии многим известным людям своей эпохи из числа шляхты, знати и духовенства: Войцеху Глоговскому (польск. Wojciech Głogowski, умер в 1626 году, надгробие в Капелле Богоматери), секретарю короля Павлу Военковському (польск. Paweł Wojenkowski, умер в 1636 году, надгробие в Капелле Богоматери), ксёндзу Игнаци Мартыновичу (польск. Ignazi Martynowicz, умер в 1854 году), ксёндзу Юзефу Новаковскому (польск. Józef Nowakowski, умер в 1891 году), а также Якубу Людвику Генрику Собескому, Константину Владиславу Филиппу Собескому и Марии Каролине Собеской, изготовленные польским скульптором Парисом Филиппи в 1862 году после обнаружения их захоронений.
В северном крыле трансепта на восточной стене находится бронзовое надгробие (см. № 12). Ранее данная плита закрывала вход в Крипту Жолкевских (см. № 13).
Бронзовое надгробие (плита). Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото июль 2008 года. http://serg—klymenko.narod.ru/Other_World/Photo/UkraineZhovkva/IMG_5870.htm. Фото без изменений
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Эпитафия на бронзовом надгробии написанная на латыни и сообщает, что в костёле похоронены:
Станислав Жолкевский † 1620;
Ян Жолкевский † 1623;
Реґина (из Ґербуртов) Жолкевская † 1626;
София (из Жолкевских) Данилович † 1634;
Станислав Данилович † 1636;
Кшиштоф Жолкевский † 1640;
Якуб Собеский † 1648.
Схематический план размещения памятных надгробий и захоронений в костёле. Автор – Angloman. Составлен 18 декабря 2021 года (цифры красным цветом – захоронения, синим – памятные надгробия и эпитафии)
В костёле были похоронены:
1. Станислав Жолкевский, погиб 07.10.1620 г.;
2. Ян Жолкевский, сын Станислава Жолкевского, умер 26.04.1623 г.;
3. Регина Гербурт, жена Станислава Жолкевского, умерла 1626 г.;
4. София Жолкевская, дочь Станислава Жолкевского, 2-я жена Яна Даниловича, умерла 20.08.1634 г.;
5. Станислав Данилович, сын Яна Даниловича, погиб 1636 г.;
6. Кшиштоф Жолкевский, умер 1640 г.;
7. Якуб Собеский, отец короля Яна III Собеского, умер 23.06.1646 г.;
8. Мария Тереза Собеская, 5-я дочь короля Яна III Собеского, умерла 07.12.1675 г. (в возрасте 2 лет);
9. Константин Владислав Филипп Собеский, 3-й сын короля Яна III Собеского, умер 22.07.1726 г.;
10. Якуб Людвик Генрик Собеский, старший сын короля Яна III Собеского, умер 19.12.1737 г.;
11. сердце Марии Каролины Собеской, 3-я дочь Якуба Людвика Генрика Собеского, умерла 08.05.1740 г.
Pragnę wyrazić głęboką wdzięczność proboszczowi parafii ks. prałatowi Józefowi Legowiczowi za pomoc oraz wikariuszowi Wojciechowi Bożyszkowskiemu za faktyczną pomoc w zapoznaniu się z kościołem. (Хочу выразить огромную благодарность настоятелю парафии, ксёндзу прелату Юзефу Леговичу за содействие, а помощнику ксёндза Войцеху Божишковскому за фактическую помощь в ознакомлении с костёлом).