РАКА ИУЛИАНИИ ДЕВЫ-КНЯЖНЫ ОЛЬШАНСКОЙ
Рака Иулиании девы—княжны Ольшанской (укр. Поховання Іуліанії діви-княжни Ольшанської), в миру – княжна Юлиания Юрьевна Гольшанская—Дубровицкая (укр. Юліанія Юріївна Гольшанська—Дубровицька), род. 1524 г. Волынь – умерла ок. 1540 г. Киев, в возрасте 16 лет, дочь князя Юрия Ивановича Гольшанского-Дубровицкого, православная святая в лике праведной девы. Святая Иулиания почитается как первая помощница православным женщинам в исцелении болезней души. Она, вместе с другими святыми, заступница женщин пред Пречистой Матерью Господа и вместe с Нею – пред Престолом Святой Троицы. Она же – заступница невинных дев. Православная традиция приписывает святой Иулиании добродетели, соответствующие её возрасту, полу и званию: целомудрие, послушание родителям, благосклонное отношение к низшим, и особенно – дела христианской благотворительности. Ведь за время своей земной жизни молодая девушка обнаружила высокие христианские качества, соблюдая Божьи заповеди, постигла вершину духовного совершенства.
Память праведной девы Иулиании совершается: в третье воскресенье по Пятидесятнице – Собор Белорусских святых; 6 (19) июля – день памяти праведной девы и 28 сентября (11 октября) – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.
Юлиания родилась в семье Юрия Ивановича Гольшанского из Дубровицы (укр. Дубровиця, ныне город в Сарненском районе Ровненской области), известного военачальника и одного из щедрых благотворителей Киево-Печерского монастыря. Юлиания прожила недолгую жизнь и умерла в 16-летнем возрасте. Первоначально она была похоронена возле Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.
В начале XVII века при печерском архимандрите Елисее Плетенецком (1599 – 1624 гг.) останки Юлиании были чудесным образом найдены. Близ Успенской церкви перед Приделом св. Иоанна Предтечи копали могилу для некой умершей девушки и натолкнулись на гроб. К которому была прибита серебряная позолоченная дощечка, на ней изображён герб князей Гольшанских, а под ним надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставившаяся девой, в лето от рождения своего 16-ое». Когда гроб вскрыли, то увидели «княжну в нетлении». Умершая лежала как будто живая – уснувшая. Тело её было «благообразно и бело». Почившая была одета в «многоценную, украшенную шелковыми и золототкаными обложениями одежду; на шее были надеты золотые гривни со многими бисерами, на руках – золотые драгоценные кольца, на голове её – девический золотой венец с бисерами; в ушах были золотые серьги, украшенные золотыми бисерами и драгоценными камнями». Всё её одеяние казалось совершенно новым, словно никто не прикасался к нему. Лежала она «при церковной стене, головой на юг и ногами на север». Над её гробом был положен камень, на котором было «начертано знамя или герб благочестивых князей Гольшанских». Гроб с телом княжны тогда же был перенесён в Успенскую церковь.
Сохранился рассказ о необычном случае, который произошёл с мощами святой девы при архимандрите Елисее Плетенецком. Однажды к Успенской церкви под видом истинно верующего пришёл злоумышленник, арианин (антитринитарное течение в христианстве) по имени Василий. Он притворялся, что собирается посетить святые места и поклониться мощам святых Печерских угодников. В церкви у екклисиарха Ливерия он попросил разрешения поклониться мощам святой Иулиании, то есть открыть раку с её мощами. Его просьбу удовлетворили, и он усердно припал к её руке. Уходя, едва только он ступил за церковную дверь, вдруг закричал страшным диким голосом и упал мёртвым. Когда осмотрели его тело, выяснилось, что он снял драгоценный перстень с пальца правой руки княжны, за что и был наказан. Архимандрит приказал «похищенный перстень для большей похвалы того чуда приложить к иконе Пресвятой Богородицы между прочими священными утварями». Благодаря такому чуду все убедились и уверились в святости и богоугождении девственницы Иулиании.
Печерскому архимандриту Петру Могиле (1627 – 1647 гг., будущий митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси) в чудесном видении явилась святая богоугодная княжна Иулиания, упрекая его за небрежение и маловерие к её святым мощам. Тогда архимандрит повелел немедленно «искусным и благочестивым девственницам иноческого чина приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь». По его повелению также была изготовлена новая рака, «в которую и были положены благочинно святые мощи; они были торжественно перенесены в иное место». Именно тогда на её гробнице была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живёт во всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаеш, Юлиания, как цветок прекрасный…». Облекшись в святительские одежды и созвав «весь освященный собор, Пётр Могила совершил праздничное моление и пение с благодарением Богу и Богородице, и преподобным отцам Печерским за явление честных мощей святой девственницы». С тех пор эти мощи оказывают помощь всякому, кто с благоговением и верой приходит к ним. У раки с мощами святой Иулиании было совершалось множество чудес и благодатных исцелений.
В 1638 году инок Печерского монастыря и церковный писатель Афанасий Кальнофойский в своей книге «Тератургима» в перечне надгробий людей, похороненных в пределах монастыря, поместил сочинённую им надгробную эпитафию «святой Юлиане Георгиевне Дабровской, княжне Ольшанской, нетленно в церкви Пречистой Богородицы Печерской определения Праведного Судии чудотворно ожидающей». В эпитафии угодница Божия упомянута как «Юлиана помощница, сильная на небе заступница», а к читателю обращены слова: «Против смерти и нездоровья ты найдешь себе рецепт в этом св. гробе».
Гробница святой Иулиании Ольшанской в Успенской церкви Киево-Печерского монастыря. Рисунок голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld). 1651 год. На копии этого рисунка конца XVIII века он ошибочно подписан как гроб преподобного Феодосия Печерского. Однако в статье российский историк искусства Яков Иванович Смирнов (умер в 1918 году) доказывает, что это гроб Юлиании Гольшанской. Источник – Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 г. по их копиям конца XVIII века // Труды 13-го археологического съезда. – Москва, 1908. – Т. 2. – С. 472-479. – Табл. XII. – Рис. 2. Общественное достояние. Фото без изменений
Посвященная святой Иулиании глава «Патерика» содержит также известие о том, как в 1667 году игумен киевского Михайловского Златоверхого монастыря Феодосий Сафонович (1655 – 1676 гг.) пришёл в Печерскую церковь и рассказал, что «прежде не удостаивался молиться у гроба подвижницы», но недавно она явилась ему в сновидении и сказала ему: «Я Иулиания, мощи которой лежат в святой Печерской церкви. Ты же почему вменяешь меня и мощи мои ни во что? Ради этого Господь и явил тебе знамение, дабы ты понял, что и я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор игумен, приходя в Киево-Печерскую лавру, никогда не забывал «поклониться благочестиво, со всяким усердием, со смиренным и умиленным лобзанием нетленным мощам святой угодницы Божией Иулиании».
В записках настоятеля московского Храма Василия Блаженного (официально Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) Иоанна Лукьянова за февраль 1701 года описаны мощи святой княжны Иулиании: «рука десная вся перстнями унизана».
Чудеса святой Иулиании описаны в книге, написанной, возможно, митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием (в миру – Данила Саввич Туптало, умер в 1709 году), «Сказание или повесть о обретении честных мощей… св. Иулианы (Ольшанской)», изданном в Лаврской типографии в 1705 году.
В акафисте всем Печерским преподобным о святой Иулиании сказано: «Радуйся, Юлиание, дева, лилия прекрасна, ибо проросла ты в земном Христовом саду; радуйся, потому что процвела ты в небесном вертограде Его».
Во время пожара в Киево-Печерской лавре в 1718 году, по словам митрополита Киевского и Галицкого Самуила (в миру – Симеон Григорьевич Миславский), рака Иулиании сильно пострадала от огня, её мощи частично сгорели.
В 1730 году по приказу российской императрицы Анны Иоанновны остатки мощей святой Иулиании были положены в малую закрытую раку и перенесены в Ближние пещеры, где они находятся и сейчас. Какая-то часть мощей святой находится в Свято-Николаевской церкви в Дубровице (укр. Дубровиця, в Сарненском районе Ровненской области). Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жён Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. До 1910 года в пещерах покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой.
Православная церковь так прославляет святую деву: «…Привожу к Тебе, Всещедрый, Іулианию, свечу, постоянно светлую, владеющую обилием елея; ея молитвами сохрани нас от всякого зла»…
Украинский историк Михаил Александрович Максимович (укр. Михайло Олександрович Максимович, умер в 1873 году) высказал предположение, что св. Иулиания жила не ранее 1-й половины XVI века. В этом случае, по мнению А. Чумаченко, подвижница могла приходиться дочкой Георгию (Юрию) Ивановичу Ольшанскому-Дубровицкому, сыну Ивана Юрьевича, который первым обрёл фамилию Дубровицкого, организовал «заговор князей», но был казнен в Киеве в 1481 году. В свою очередь советский и украинский историк Наталья Николаевна Яковенко (укр. Наталя Миколаївна Яковенко) считает, что святая Иулиания являлась не внучкой, а сестрой Ивана Юрьевича. Если это так, то время земной жизни подвижницы должно быть отнесено к более ранней эпохе.