ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ С XVII ВЕКА
В 1640 – 1644 гг. митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Пётр Могила восстановил и перестроил Церковь Спаса на Берестове в стиле украинского барокко. При этом из первичного строения была воссоздана только западная часть храма с уцелевшим, почти на полную высоту, прямоугольным нартексом с крещальней и лестничной башней. К сохранившемуся нартексу с восточной стороны были пристроены алтарная – Преображения Господнего и две боковые апсиды гранёные апсиды: святого равноапостольного князя Владимира (северная) и святых Космы и Дамиана (южная) а с западной – большой деревянный притвор. Церковь стала одноярусной и в два раза меньше.
Источник – https://www.turpravda.ua/ua/kiev/blog-459727.html. Фото изменено
Церковь Спаса на Берестове с древним фундаментом церкви XII века. Вид с севера. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:3/. Фото без изменений
Ныне – это только около половины высоты и объёма храма по сравнению с тем, каким он был изначально. Нынешняя высота сводов храма – это уровень хоров древней церкви, такая высота получилась при восстановлении храма Петром Могилой.
Свод лестничной башни. Нынешняя высота сводов – это уровень древних хоров. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Самих хоров уже нет, как и винтовой лестницы, ведшей к ним. От лестницы сохранилось только основание и следы на стене.
Преобразования митрополита Петра Могилы придали остаткам древнего храма совершенно новый облик характерный – украинской крестообразной церкви.
На ктиторской росписи 1644 года, находящейся Церкви Спаса, где Пётр Могила подносит Христу возобновлённый им храм, церковь увенчана тремя главами, из которых средняя размещена над срединой древней части храма, западная – над новым притвором, восточная – над средней апсидой.
На плане Киева 1695 года Церковь Спаса изображена однокупольной.
На месте деревянного могилянского притвора с западной стороны церкви в конце XVII или в начале XVIII века был выстроен каменный притвор.
На плане Киево-Печерского монастыря 1713 – 1715 гг. Церковь Спаса показана с тремя куполами, что, однако, может быть, являться лишь от условности изображения. Подлинник этого плана хранился в Софийском заповеднике в Киеве.
В 1751 – 1752 гг. в ходе капитального ремонта храм получил пятиглавое завершение.
В 1780-х годах украинский архитектор Степан Демьянович Ковнир (укр. Степан Дем’янович Ковнір, умер в 1786 году) за свои средства поставил в церкви новый иконостас.
С пятью куполами церковь впервые изображена на рисунке 1810 года российского художника Дмитрия Ивановича Иванова (умер после 1810 года). Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году), считал, что до 1809-1810 года храм был покрыт гонтом (пластинами из древесины), в таком виде он и изображён на рисунке Д.И. Иванова.
Церковь Спаса. 1810 год. Западный фасад и план, по обмерам художника Д.И. Иванова. Источник – Альбом Бороздина в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Фото без изменений
В 1813 – 1814 гг. российским архитектором и первым главным архитектором Киева Андрей Иванович Меленским с запада, к притвору церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня в стиле классицизма, крытая полусферическим куполом с весьма характерным для позднего времени шпилем. Вход в церковь устроен через колокольню.
В таком виде церковь и сохранилась до наших дней, в традиционных формах тогдашней украинской архитектуры.
Современный план церкви. 2011 год. Источник – Звід пам’яток історії та культури України: Енцикл. вид.: У 28 т. / Голов. редкол.: В. Смолій та ін. – Київ: Голов. ред. Зводу пам’яток історії та культури при вид-ві «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1999 – 2011. Київ: Кн. 1, ч. 3.: С – Я / Редкол. тому: Відп. ред. П. Тронько та ін. – 2003. – Упоряд.: В. Горбик, М. Кіпоренко, Н. Коваленко, Л. Федорова. – ISBN 966-95478-2-2. Фото без изменений
Южный фасад церкви. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyevo-pecherska-lavra/kyevo-pecherska-lavra-chastyna-7-arkhitekturni-sporudy. Фото без изменений
Церковь Спаса имеет пять очень своеобразных куполов. Пять барочных восьмигранных, широких, сильно приплюснутых глав сидят на небольших глухих восьмигранных барабанах, украшенных поясом из живописных изображений и расположенных непосредственно на перекрытиях четырёх концов греческого креста и средней его части. Центральный купол выделен глухим восьмигранником, доходящим до конька крыши, благодаря чему центральная глава несколько возвышается над остальными. Сегодня подобный украинский эксклюзив можно увидеть ещё в Карпатах, на деревянных храмах пятисотлетней давности.
Источник – https://www.turpravda.ua/ua/kiev/blog-459727.html. Фото без изменений
Вид с юго-запада. Источник – https://kplavra.kyiv.ua/ua/node/114. Фото без изменений
Северный фасад церкви. Источник – https://mainstream.ua/restored-church. Фото без изменений
Восточный фасад церкви. Фото 2020 года. Автор – https://kiev-foto.info/ru/tserkvi/2066-tserkov-spasa-na-berestove. Фото без изменений
Южный фасад церкви. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
В 1640-х годах после восстановления церкви, внутренние стены, как новой части храма так и остатков её первоначального здания были сплошь оштукатурены и заново расписаны «перстами греков», то есть стенописцами из Афона (греч. Άθως, крупнейшее в мире средоточие православного монашества в Греции), которых пригласил митрополит Пётр Могила. Эти росписи сохранились до наших дней.
Стенописи XVII века, покрывающие всё внутреннее пространство церкви, являются уникальным памятником монументальной живописи и одними из немногих сохранившихся до наших дней росписями XVII века. Стенопись средней апсиды и нартекса имеет параллели с росписями церквей Южной Буковины, Молдовы (Борешта, Каушаны) и Румынии (Нямц, Пьятра-Нямц), а также восходит к выразительно православной живописи готических польских костёлов Кракова, Вислицы, Люблина, Сандомира. По мнению современных искусствоведов, отдельные фрески, в частности, композицию «Моление», могли быть выполнены местными украинскими живописцами.
Росписи в церкви представляют довольно интересную трансформацию византийского искусства. В композициях, наряду с традиционной условностью и каноническим изображением человека, прослеживается влияние реалистического искусства раннего итальянского Возрождения – в частности в цветовой гамме, выполнении отдельных деталей и бытовых подробностей.
По обе стороны входа в церковь размещены композиции со статическими фигурами Христа и Богородицы на престолах.
Росписи на входе в церковь. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/pechersk/kyevo-pecherska-lavra-tserkva-spasa-na-berestovi. Фото без изменений
Христос, за его троном стоят ангелы. Источник – https://budport.com.ua/news/15321-v-kieve-posle-restavracii-otkrylsya-pamyatnik-arhitektury-12-veka-cerkov-spasa-na-berestove. Фото без изменений
Образ Богородицы – «Всецарица». Этот образ рисован с афонской иконы Богородицы и почитается как чудотворный. Источник – https://www.radiosvoboda.org/a/24643503.html. Фото без изменений
Над ктиторской надписью над входом находится композиция «Преображение» (укр. «Преображення»). Она представляет собой изображение описанного в Евангелиях события – таинственного преображения, явления Божьего величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками на горе Фавор. Центральное место в композиции занимает фигура Христа на голубом фоне, который в сиянии «света» – в миндалевидном ореоле – стоит на горе Фавор. Рядом с ним – пророки Илия и Моисей, а внизу – апостолы Пётр, Иоанн и Иаков. Идея Преображения Господня заключается в духовном перерождении человека, отказе от греховной жизни и ожидании вечной жизни. Церковь Спаса на Берестове названа и освящена именно в честь этого события. Православный праздник Преображения Господня – Спас, который в украинской традиции называется Яблочным Спасом, – является одним из Двенадцати праздников посвящённых Христу и отмечается 19 августа.
Среди церковных росписей особое место занимает композиция «Моление» (укр. «Моління», другое название – «Дар Петра Могилы», укр. «Дар Петра Могили»), которая расположена в центральной части храма над аркой, ведущей к центральной апсиде.
Роспись XVII века в интерьере церкви. Композиции, в которых доминируют жёлтый и красно-коричневый цвета, изображены на сочном синем фоне. По обеим стенам арки изображён Мелхиседек с хлебами и Аарон с жезлом и в нижнем ряду архангелы Гавриил и Михаил, попирающий павшего Денницу. После реставрации 2017 – 2019 гг. Фото 28 сентября 2019 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений
«Моление» – является выдающимся произведением украинской живописи XVII века, а также ктиторским прижизненным портретом митрополита Петра Могилы.
Композиция «Моление» или «Дар Петра Могилы». 1644 год. После реставрации 2017 – 2019 гг. Фото 28 сентября 2019 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений
В центре композиции – Христос на престоле в архиерейской одежде, справа от него – Богородица, слева – великий князь Владимир. Коленопреклоненный митрополит Пётр Могила, держа в руках восстановленную им Церковь Спаса на Берестове, преподносит её Христу. В свитке, идущем от уст Владимира, написано: «Призри, Господи, на церковь сию, тоже создах недостойный»; в свитке, идущем от уст Петра Могилы, слова: «Да будут очи твои выну на храм сей».
Центральная апсида. Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений
Свод центральной апсиды храма с росписью XVII века гармонирует с готическим звездчатым сводом. Источник – https://www.turpravda.ua/ua/kiev/blog-459727.html. Фото без изменений
В центре звезчатаго свода центральной апсиды храма, в круге – Христос Вседержитель, а по сторонам круга Богоматерь, Иоанн Креститель, и в распалубках – девять чинов ангельских.
Композиция «Деисус» («Моление») (укр. «Деісус» («Моління»)). В центре – полуфигура Христа, по сторонам – Богоматерь и Иоанн Креститель. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/pechersk/kyevo-pecherska-lavra-tserkva-spasa-na-berestovi. Фото без изменений
На южной и западной стене церкви изображены – Собор архангела Михаила и Собор архангела Гавриила. Под ними по восточной, западной и северной сторонам – фигуры ветхозаветных праотцев и пророков, а на южной стороне представлена сложная композиция «Недреманное Око»: Христос в виде младенца возлежит на ложе с открыми глазами на гроздях винограда в белой сорочке; у ног его предстоят ангелы с орудиями страстей: крестом, копиём и тростью, в головах Богородица с опахалом и по сторонам пророк Исаия и праотец Иаков. Сюжет этот, известный ещё с XIV века, стал в украинской иконописи XVII – XVIII вв. весьма популярным.
Источник – https://kiev-klab.com.ua/czerkov-spasa-na-berestove-vtoroe-otkrytye/. Фото без изменений
В тимпане над южными дверьми в боковой придел изображено распятие и по сторонам Моисей и Илия с пророчествами. Над северными дверьми в такой же арке – Успение Пресвятой Богородицы со св. Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным, в нижних рядах стенописи изображены евангельские события, избранные святые и преподобные – Антоний Великий, Савва Освященный, Ефрем Сирин и другие. В алтаре на месте древней Оранты изображено Знамение Пресвятой Богородицы, здесь же очень живые сцены Вознесения, Благовещения, Рождества Христова и другие.
Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/pechersk/kyevo-pecherska-lavra-tserkva-spasa-na-berestovi. Фото без изменений
На протяжении XVIII – XIX вв. в ходе реставрационных работ настенная живопись XVII века дополнялась и переписывалась масляными красками.
Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
В 1915 году стенопись 1644 года была расчищена от более поздних «реставрационных» наслоений.
В 1917 году украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий в «Путеводителе: С планом г. Киева и 58 ил.», так описывает интерьер Церкви Спаса: «внутри церкви в древних частях сохранились шиферные карнизы и деревянные связи, ниши (выведены путем установки корпичей под углом) и аркасолии, в которых стояли гробницы Мономаховичей». В алтаре он отметил «два великолепных креста XVII века, вылепленных в стене у боковых окон и чудные орнаментные пояса в стиле позднего возрождения из разводов аканфа, растущих из кронштейнов и переплетающихся с масками людей. В церкви хранятся некоторые древние предметы, найденные в земле во время последних раскопок. Таковы архитектурные обломки, – прекрасный украинский убор XVII века из погребения и другое Серебряный восьмиконечный крест Могилы, дарованный храму по случаю обновления его и другие предметы переведены в Александро-Невскую церковь (Церковь Александра Невского на Липках в Киеве)».