ЛЮБЕЦКИЙ СИНОДИК
Любецкий синодик (укр. Любецький синодик) исторический источник, список лиц для поминовения (синодик) в церкви, созданный в Любече (укр. Любеч, ныне посёлок городского типа в Репкинском районе Черниговской области). Его написание было начато в середине XVIII века в Любецком Антониевском мужском монастыре (укр. Любецький Антоніївський монастир). После ликвидации монастыря в 1786 году он был продолжен в Воскресенской церкви (укр. Воскресенська церква) в Любече. Оригинал Любецкого синодика не сохранился, однако известна его копия, относящаяся к концу XVIII веку.
Во 2-й половине XIX века список конца XVIII века опубликовали российский историк и генеалог, граф Григорий Александрович Милорадович в 1860 году, и историк Церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (в миру – Дмитрий Григорьевич Гумилевский) в 1863 году. Исследованием Любецкого синодика занимался российский филолог—славист, краевед Николай Дмитриевич Квашнин-Самарин (умер не ранее 1918 года). В 1882 году полную версию синодика с его подробным исследованием опубликовал российский путешественник Рафаил Владимирович Зотов.
Р.В. Зотов. О Черниговских князьях по Любецкому синодику. Страница помяненника Любечского синодика. Фото 28 января 2016 года. Автор – Iryna Ch. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
По мнению Р.В. Зотова, автор Любецкого синодика был хорошо осведомлен как в истории Чернигово-Северщины, так и в генеалогии черниговских князей.
Любецкий синодик является ценным источником для изучения генеалогии князей Черниговских, помянник которых находится на листах с 16 по 21 синодика. Источником для написания была Ипатьевская летопись XV века. Но в Любецком синодике также имеется 5 имён, которые отсутствуют в других источниках.
Очерёдность упоминания князей в списке синодика, как правило, зависит от их родового старшинства: одно поколение за другим и так же в порядке старшинства внутри каждого поколения, за исключением великих князей, которые ставятся в начало списка каждого поколения, даже если были младше родом князей, стоящих после в том же поколении. Князья не правившие как правило упоминаются сразу после своего отца, а не отдельным пунктом.
Любецкий синодик особенно замечателен тем, что в нём князья поименованы как именами мирскими, так и крестными. В синодике строго отличены владетельные князья названием – великий князь, тогда как подчинённые или удельные – называются просто князьями. Вместе с князьями поминаются их жёны и дети.
Первую часть синодика составляют только Рюриковичи: великие князья Черниговские и князья без указания удела – до позиции 48. На позиции 47 и 48 стоят два последних великих князя Черниговских 2-й половины XIV века, отец и сын, без указания рядом с ними каких-либо родственников. Только во второй части синодика князья упоминаются с другой, кроме черниговской, привязкой к месту княжения. Упоминаются также литовские Гедиминовичи, из них черниговским назван только один князь – Корибут Ольгердович. Часть князей из начала второй части синодика являются современниками князей из конца первой части синодика.
По подсчётам украинского историка Станислава Николаевича Келембета (укр. Станіслав Миколайович Келембет), первоначально в Любецком синодике было упомянуто 119 князей и 45 княгинь. Из них – 15 крестильных имён и 4 монашеских имени князей XI – XIII вв. Архиепископ Филарет в 1863 году добавил к ним ещё 11 княгинь, которых в рукописи нет, а также 13 князей и 1 княгиню, имена которых содержались на страницах Елецкого (укр. Єлецький синодик) и Северского (укр. Сіверський синодик) синодиков. Таким образом, как считает С.Н. Келембет, общее их количество составило: 141 князь и 48 княгинь.