ДВА ШЛЕМА ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»
Оба шлема относятся ко 2-й половине X века. Один шлем, Дмитрий Яковлевич Самоквасов отдал музею Императорского Киевского университета Святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко), он описан не был. Второй – в Императорский российский исторический музей (ныне Государственный исторический музей в Москве, Российская Федерация), где он находится и экспонируется и поныне.
Шлем, X век. Чернигов № 4. Фото 24 декабря 2012 года. Автор – Лапоть. Лицензия – Creative Commons CC0 1.0 Универсальной передачи в общественное достояние (Universal Public Domain Dedication). Экспонируется в Государственном историческом музее в Москве. Фото без изменений
Шлем склёпан из нескольких железных пластин, обтянут медным листом и орнаментирован позолотой. Места склёпки пластин оформлены волнообразно. Сзади прикреплялась кольчужная бармица. По бокам шлема имелись две квадратные бляшки с горизонтально поставленными остриями. Высота его корпуса 22 см, диаметр основания 19 × 22 см.
Фото 7 июля 2010 года. Автор – Лапоть. Лицензия – Creative Commons CC0 1.0 Универсальной передачи в общественное достояние (Universal Public Domain Dedication). Фото без изменений
Фото 4 июля 2011 года. Автор – Лапоть. Лицензия – Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication. Фото без изменений
Шлемы относятся к черниговскому типу II, по классификации советского и российского археолога и оружиеведа Анатолия Николаевича Кирпичникова (умер в 2020 году), и имел хождение в X – XIII вв. в странах Восточной Европы. Назван так, поскольку ранний шлем из Кургана «Гульбище» и большинство шлемов данного типа именно из Чернигова.
Шлемы имели сфероконическую форму и были склёпаны из четырёх железных пластин, снизу стягивающихся обручем. В этом обруче были вырезаны прямоугольные петли и внутри пропущен металлический пруток для крепления кольчужной бармицы. Навершием шлема была втулка, которая, возможно, иногда служила для плюмажа; она приклёпывалась сверху к тулье. Передняя и задняя пластины наклёпывались на боковые, они имели узорные, волнистые края. Каждый выступ этих краёв приклёпывался полушаровидной заклёпкой. Шлем имел с боков квадратные бляшки с небольшим выступом, своего рода маленькие умбоны, защищавшие бармицу. Отличительной чертой шлема также является украшение в виде трилистника или трезубца на челе, в которой центральная фигура была немного выше боковых. Шлемы, не имели наносника.
Ранние археологические находки шлемов черниговского типа датируются X веком. Историки пришли к общему выводу, что они возникли на Руси под влиянием азиатских шлемов посредством тюркских народов, и во 2-й половине X века были переняты соседями – подобные шлемы встречаются в Польше, Самбии (нем. Samland, историческая область Пруссии, ныне в составе Калининградской области Российской Федерации), Венгрии. На Руси эти шлемы были принадлежностью знатных дружинников и получили распространение не только на юге, но и на севере, включая Новгородские земли (см. Российская Федерация). На западе шлемы черниговского типа использовались до XII века, в самой Руси – до середины XIII века.
Реконструкция шлема из Кургана «Чёрная могила», выполнена Эдуардом Шайхутдиновым и мастерской V из Казани (тат. Казан, столица Республики Татарстан Российской Федерации). Сталь, медь, позолота, серебро. Источник – https://pikabu.ru/story/rekonstruktsiya_shlema_iz_kurgana_chernaya_mogila_6559544. Фото без изменений
Реконструкция шлема из Кургана «Чёрная могила», выполнена Эдуардом Шайхутдиновым и мастерской V из Казани (тат. Казан, столица Республики Татарстан Российской Федерации). Сталь, медь, позолота, серебро. Источник – https://pikabu.ru/story/rekonstruktsiya_shlema_iz_kurgana_chernaya_mogila_6559544. Фото без изменений
(?)Шлем. Источник – https://kulturologia.ru/blogs/040318/38069/. Фото без изменений