СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К ДАННОЙ РАБОТЕ

Схематический план трёхнефного костёла с трансептом. Производное произведение: Nemoi naime pas parler tout seul. Лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений.

.

Аббатство (лат. Abbatia), католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.

Алтарь (лат. altarium), жертвенник (от altaria – навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus – высокий). На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.

Амбулаторий (лат. ambulatorium – место для прогулок), обход вокруг завершающей центральный неф алтарной апсиды, образованный продолжениями соединяющихся друг с другом боковых нефов. Подробнее см. Деамбулаторий.

Амвон (от др.-греч. ἄμβων, ἄμβωνος – «выступ, возвышение»), специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Антепендиум (лат. аntependium «висящий впереди»), передняя стенка алтаря, деревянная, мраморная или металлическая, иногда из золота, усыпанного драгоценными камнями, эмалью и слоновой костью, стенка возвышения жертвенника. Позднее, в западном христианстве, антепендиумом стали называть по римской традиции переднюю стенку храмового алтаря, декорированную рельефом или росписью. Другое название фронталь (фр. frontal лобовой, передний), передняя часть менсы (лат. mensaстол, престол). Со временем антепендиумом стали называть ткань, покрывающую алтарь и свисающую на его переднюю стенку либо на все четыре стороны. Такая ткань также декорируется вышивкой или росписью. Тканый антепендиум является первым покрытием, на него полагают антиминс («вместопрестолие»).

Апсида (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος – свод), абсида (лат. absis), примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в храмовой архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиол. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным.

Аркада (от фр. arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы устои. Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру.

Архидиецезии (от польск. Archidiecezja) или архидиоцезия (от греч. Archidioikesis; лат. Archidioecesis; «главная диоцезия (епархия)»; исп. archidiócesis), в западном христианстве церковная административно-территориальная единица, имеющая более высокий статус. Возглавляется архиепископом. Существует в католической, англиканской и некоторых протестантских церквях. Также – архиепископство (исп. arcebispado), архиепископская диоцезия. Аналог в восточном христианстве – архиепархия.

Аттик (лат. atticus, от др.-греч. ἀττικός – аттический), декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Более точно – передняя плоскость такой надстройки, которая именуется подиумом. Аттики дополняли рельефами, скульптурой.  

Базилика (греч. βασιλική – «дом базилевса, царский дом»), тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма. Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения.

Балдахин (от фр. baldaquin, итал. baldacchino, от ср.-лат. baldacinus«дорогая шёлковая ткань из Baldacco: Багдада»), парадный матерчатый навес, неподвижный, или переносный, или водружённый над повозкою. Позднее балдахин стал трактоваться как архитектурное сооружение из камня, дерева или металла, имеющее вид навеса на четырёх столбах. В западноевропейском романском, а затем и в готическом искусстве под влиянием арабского Востока появляются каменные балдахины в качестве навершия статуй, расположенных в интерьерах кафедральных соборов. Они осеняют изображаемые персонажи и воспроизводят в миниатюре город с крепостными стенами и башнямисимвол «Града небесного», или Небесного Иерусалима. В интерьере храмов монументальные балдахины из камня, бронзы или дерева воздвигали над алтарями, престолами, захоронениями, креслами в хоре. Другое название – киворий. 

Беатификация (лат. beatificatio < beatusсчастливый, благословенный), обряд причисления умершего к лику блаженных в католической церкви. Беатификацию следует отличать от канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых: беатификация понимается как этап, предваряющий канонизацию.

Бигамия (двоежёнство, двоебрачие, двоемужество в случае женщин), частный случай многожёнства, одновременное нахождение мужчины в браке с двумя женщинами. Термин «двоежёнство» предполагает юридический запрет полигамии; в случае законодательно разрешённой практики обычно употребляются термины «многожёнство» или «многобрачие/полигамия».

Булла (от лат. bulla – «печать», буквально «пузырь»), основной средневековый папский документ со свинцовой (при особых случаяхзолотой) печатью, после XV века издавался реже. Буллой в средние века называли металлическую печать, затем капсулу, в которую заключалась печать, скреплявшая государственный акт; также название самого акта (императорского или папского). В позднейшие века буллой стали называть только важные указы и торжественные послания пап.

Венец капелл, ряд капелл, окружающих апсиду и отделённых от хора деамбулаторием. Венцы капелл появились в архитектуре романского периода в связи с увеличением количества культов местных святых, мощей и реликвий. Кроме того, храмы стали посвящать одновременно нескольким святым, что требовало не одного, а многих алтарей. Наиболее завершённую форму венец капелл приобрёл в готической архитектуре: малые капеллы-апсидионы располагались симметрично, по осям, исходящим из единого центра в средокрестия храма.

Генриковы, Генриховы или Генрицианские артикулы (статьи), документ об ограничении королевской власти в Речи Посполитой, утверждённый сенатом и посольской избой, который на избирательном сейме 20 мая 1573 года подписал представитель новоизбранного короля Генриха де Валуа. Генриковы артикулы подтверждались всеми последующими правителями Польши и окончательно узаконили систему «шляхетской демократии».

Гроб, продолговатый ящик, в котором обычно хоронят в земле мёртвое тело человека. Поначалу для погребения человека использовали долблёные из дерева, затем сколоченные из досок гробы, затем их стали красить, лакировать и даже обивать тканью, как любую мебель. Также гробы могут быть каменные, свинцовые, оловянные, цинковые и даже картонные (разовые).

Гробница, форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».

Крипта – одно или несколько подземных сводчатых помещений, служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников.

Склеп – название гробницы в виде отдельно стоящего здания или подземного помещения, в котором устанавливаются гробы.

Усыпальница – склеп для захоронения членов одного рода, одной семьи или выдающегося деятеля.

Мавзолей – монументальный вид гробницы.

Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» лат. ambulo «ходить», лат. ambioобходить, ходить кругом чего-либо) или в ранней форме амбулаторий обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов, смыкающихся за главным алтарём; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры. По этой галерее прихожане, не выходя из храма, попадали к небольшим апсид-капеллам, в отдельных случаях образующих в восточной части храма полукружие апсидиол, так называемый «венец капелл».

«Договорные статьи» – Pacta conventa (с латыни – «всеобщие соглашения»), разновидность избирательной капитуляции в Речи Посполитой, с 1573 по 1764 год заключаемая между шляхтой Королевства Польского и Великого княжества Литовского и новоизбранным монархом перед его вступлением на престол.

Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (лат. Ordo fratrum praedicatorum, O.P.), католический монашеский орден. Орден основан в 1214 году испанским монахом святым Домиником и утверждён Папой Римским Гонорием III (лат. Honorius PP. III) в 1216 году.

Донатор (от лат. donator «даритель»), название лица выделившего средства на строительство или ремонт храма или аббатства, или на его украшение полотнами, предметами декоративно-прикладного искусства. Слово употребляется преимущественно в отношении заказчиков-католиков и заказчиков-протестантов. В Православной церкви и Древневосточных церквях такое лицо называется ктитором (от греч. κτήτωρ – собственник, основатель, создатель). В Польской православной церкви – фундатором (от лат. fundamentum – основание). В широком смысле донатор – это вообще жертвователь на храм любой религии.

Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία – «благодарение, благодарность, признательность» от εὐ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение»), Святое Причастие, Вечеря Господняв исторических церквях (Православной, Католической, Древневосточных) толкуется как таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе».

Захоронение, место, где осуществлялось, или осуществляется захоронение, а также где погребены, чьи либо останки или их прах.

Инвеститура (позднелат. investitura от investio «облачаю, облекаю»), формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность, и сопровождающая этот акт процедура. 

Ингумация, научный термин, употребляемый в археологической науке для обозначения захоронения тела умершего целиком в почву, в противоположность кремации или оставлению тела на поверхности земли или в воздухе. Погребение бывает «вытянутое» и «скорченное». При первом покойника помещали в естественном положении на спине, при скорченномему подгибали ноги.

Интердикт (лат. interdictum – запрещение), в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже – на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией). 

Капелла (от лат. capella уменьшительное от cappa), тип католического строения, храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма. На российский язык часто переводится словом «часовня», что неточно, так как капелла, в отличие от часовни, имеет алтарь, т. е. предназначена для совершения богослужения. В связи с этим при описании такого рода капелл католических храмов, наряду с терминами «капелла» и «часовня», некоторые авторы предпочитают использовать более близкий аналог – «придел». Для обозначения капелл Польши и Западной Белоруссии употребляется также термин «каплица». Капеллы подразделяются на несколько типов:

— домовой храм в замках и дворцах для частных богослужений;

— молельная комната во дворцах и других частных владениях, предназначенная для их хозяев;

отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др.

Впервые слово «капелла» употребляется в 679 году по отношению к парижской молельне меровингских королей, в которой хранилась священная реликвия католиков – плащ (cappa) св. Мартина Турского.

Капитель (от лат. capitellum, итал. сapitelloголовка), венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая пластический (зрительный) и конструктивный переход к горизонтально расположенному антаблементу (система горизонтального перекрытия).

Каплица (польск. kaplica, из ср.-лат. capella), католическая молельня или часовня. В архитектуре Восточной Европы – небольшая католическая часовня, усыпальница. Каплица, это здание для общественной молитвы, отличающееся от храма небольшим размером и отсутствием алтаря. Богослужения, проводимые в каплицах, включают часы суточного богослужебного круга, в них также совершаются требы. Однако, в отличие от храма, каплицы не рассчитаны на совершение литургии и потому не имеют алтаря. Название каплица (уменьшительное – капличка, диалекткампличка, компличка; через польск. kарliса, kapliczka; от лат. сареllа) характерно для южно- и западно-русских земель (Украина, Беларусь, Ростовская и Брянская области) и используется в римско-католических и лютеранских храмах.

Среди разных видов выделяются каплицы:

— приходские – временно использующиеся приходом взамен храма или же выстроенные при храме;

— обетные – возведённые по обету;

— памятные – выполняющие роль памятника для увековечения какого-либо события;

— кладбищенские – возведённые для совершения молитв на кладбищах.

Картуш (фр. cartouche «орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углами» от итал. cartoccio «бумажный свёрток, кулёчек, мешочек для порохового заряда», что восходит к итал. сarta«бумага»), в архитектуре и декоративном искусстве – художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или «полуразвёрнутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проёмами, в тимпанах (внутреннем поле) фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами. На гравюрах и географических картах картуши, как правило, несут сопровождающий текст.

Катедра или кафедра (от греч. καθέδρα – кресло, трон, лат. cathedra), в христианстве почётное кресло в храме, предназначенное для епископа. Во многих европейских языках отсюда происходит слово, означающее «собор» (англ. cathedral, нем. Kathedrale, исп. catedral и другие).

Кенотаф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός – пустой и τάφος – могила), также ценотаф – надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам:

если тело погибшего было утрачено или уничтожено;

— если место гибели неизвестно;

если доставка тела требует больших усилий;

если тело было кремировано, а пепел развеян;

кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране;

кенотаф может быть установлен на месте бывшего погребения, откуда останки перевезены в другое место.

Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской традиции кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует).

Кессон (фр. caisson ящик, от итал. cassetta ящичек), углубление квадратной, прямоугольной или иной формы на поверхности свода, купола, плафона (плоского потолка) или на внутренней поверхности арки интрадосе.

Кладбище, территория, специально предназначенная для погребения умерших или их праха после кремации. Погребение в земледревний и наиболее распространённый способ захоронения. Христианский обряд предписывает располагать гроб в могиле так, чтобы тело располагалось горизонтально, голова умершего человека должна лежать на запад, а ноги на восток потому что Христос должен был прийти при Втором пришествии, с восточного направления. Над могильным холмиком устанавливается крест, он должен находиться над ногами усопшего. У католиков и протестантов крест ставится над головой усопшего, чтобы по верованию после Воскрешения он поцеловал крест. По православному обряду, самоубийц нельзя хоронить на кладбище, поэтому их хоронили за оградой. 

Ковчег, ящик, короб, сундук, вместилище для реликвий.

Коллегиата (нем. Kollegiatstift, Chorherrenstift, фр. collégiale, англ. collegiate church, итал. collegiata), у католиков церковная община, населяемая и управляемая секулярными канониками. Такую общину не следует путать с общиной монашеского ордена, а общежитие каноников – с аббатством.

Колокольня – башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью храма. Квадратная в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила». В романской архитектуре иметь колокольню при храме считалось признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся однапосередине главного фасада, либо двесимметрично по обе стороны главного, западного фасада.

Контрфорс (фр. contre force«противодействующая сила»), вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Королева (лат. regina), титул использовался при жизни супруга, а после его смерти (в форме regina vidua – королева вдова); dux – мужская форма княжеского титула, также использовалась польскими королевами, в том числе невесткой Боны Сфорца Катажиной Габсбургской, а также Цецилией Ренатой Габсбургской и Людовикой Марией Гонзагой, или в сокращённой форме – dux (a) trix.

Костёл (польск. kościół, белор. касцёл, чеш. kostel, сил, кośćůł, словацк. kostol, укр. костьол, от лат. castellum «укрепление»), слово в польском, украинском, белорусском, чешском, словацком и силезском языках, обозначающее католический храм. В польском языке, также для обозначения в более широком значении христианской церкви как организации (в российском значении Церковь). При этом в польском, словацком, украинском и белорусском языках слово «костёл» не употребляется в отношении православных и грекокатолических храмов. В польском языке в сочетании с соответствующим прилагательным может обозначать церковные организации других конфессий.

Крипта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник»), в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты – «нижний» храм. В качестве синонима слова крипта может использоваться латинский термин sepulcrum (могила, гробница). Первоначальная форма крипты была унаследована от гробниц апостолов в римских базиликах времени правления императора Константина I «Великого». Начиная с VII века, в криптах, имеющих полукруглую форму, повторяющую форму апсиды, хранились мощи святых и мучеников, в честь которых был освящён храм. В XXI вв. форма крипты претерпела изменения: она стала удлинённой, располагаясь уже не только под апсидой, но и под нефами и трансептами храма, что привело к фактическому превращению крипты во второй подземный храм.

Крухта (польск. kruchta), храмовое крыльцо представляет собой комнатную структуру у главного входа в костёл. Данное сооружение в некоторой степени защищает от непогоды. У некоторых подъездов есть внешняя дверь, у других – простые ворота, а в некоторых случаях внешний выход никоим образом не закрывался.

Ксёндз (польск. кsiądz – «священник», белор. ксёндз, укр. ксьондз), польский, а также белорусский и украинский католический священнослужитель.

Леттнер (нем. lettner, от letter – буква, писание), в романских и готических соборах средневековой Германиипоперечная преграда, отделяющая западную часть главного нефа от хор восточной части, примыкающей к алтарю. С трибуны леттнера читали библейские тексты. Отсюда название.

Литургия (греч. Θεία Λειτουργία«Божья служба»), главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии

Люнет, люнетта (фр. la lunette – диминутив от «луна»), в архитектуре часть стены в виде сегмента, поле, ограниченное архивольтом арки, а внизугоризонтальным карнизом или сандриком (небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проёма). Люнет, напоминает полумесяцдемилюн (фр. demilune), отсюда и название.

Малая базилика (лат. вasilica minor), статус в католицизме для особых храмов (базилик), прежде всего исторически значимых и паломнических. Статус присваивается Папой Римским, либо Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств Римской курии, которой папа делегирует соответствующие полномочия.

Медальон (через нем. medaillon или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia – медаль), памятный знак в архитектуре, в том числе на надгробных памятниках с изображением усопшего. Он может быть в орнаментальной композиции, иметь лепной или резной рельеф, в овальном или круглом обрамлении.

Минерализация, процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения. Для классических типов захоронений (в деревянном гробу, в грунтовой могиле) период минерализации составляет, в зависимости от почвенно-климатических условий региона, от 10 до 30 лет. При сжигании трупа в кремации (температура кремации +11001200 °C) период минерализации составляет около 2 часов. По окончании процесса минерализации в естественных условиях от трупа остаётся только скелет, который распадается на отдельные кости и в таком виде может существовать в грунте, в зависимости от почвенно-климатических условий (кислотность почвы), сотни и тысячи лет. Кладбищенский период (срок полной минерализации трупов) устанавливается не меньше, чем в 20 лет после закрытия кладбища для захоронения.

Могила, место захоронения мёртвого тела или погребальной урны с прахом умершего после кремации. Как правило, могилами называют захоронения в земле. Однако в ряде случаев могилами могут называть захоронения в саркофагах, погребальных сооружениях (пирамиды, мавзолеи, склепы) и тому подобное. Отдельным типом могилы можно считать каирн (кельт. cairnмогилу из камней (преимущественно у кельтских народов). В общем, могила это место захоронения. Как правило, могилы располагаются в определённых местах – кладбищах, храмах и пр. Однако встречаются и отдельно стоящие могилы, как правило, выдающихся деятелей прошлого. Многочисленные беспорядочные захоронения (как правило, погибших в боях) иногда называют стихийными могилами.

Обычно над могилой ставится надгробие – крест, природный камень, скульптура, архитектурное сооружение. Из древности известны пирамиды, курганы, другие строения. Вид могилы часто зависит от местных традиций, религии, других социальных факторов. Часто на могилах сажают деревья, культивируемые декоративные цветы и т. д.

Чаще всего, могилы индивидуализированыинформация об умершем (имя и фамилия, даты рождения и смерти и т. д.) содержится на надгробии и/или в определённых документах. Могилы неустановленных личностей принято называть безымянными.

Массовые неиндивидуализированные захоронения тел (как правило, в результате военных сражений, репрессий, эпидемий и т. п.) называются братскими могилами (или, реже, общими могилами). Однако на братских могилах может быть и указание имён похороненных. 

Могилу следует отличать от кенотафа «пустой могилы», памятника на месте, не содержащем останков покойного, но нередко выполненного в форме надгробия (часто ставится на месте гибели погибшего, либо в случае, когда тело невозможно обнаружить).

Согласно принятым стандартам, длина могилы должна составлять 2 метра, ширина 1 метр (детские могилы могут быть уменьшены), глубина не менее 1,5 метра до крышки гроба и не более 2,2 метра. В любом случае, должно быть не менее 0,5 метра от дна могилы до глубины залегания местных грунтовых вод.

Мощи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae), останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.

Надгробие (греч. тymbos – тумба), могильная плита, надгробный памятник, надгробный каменьосновная часть готических или ренессансных гробниц в виде каменного (позже также бронзового) сундука, украшенного рельефами. На горизонтальной панели помещалась скульптура, изображающая покойногоэффигия. Термин надгробие, также используется для обозначения каменной плиты, помещенной в полу храма, с надписью, украшенной плоским рельефом, посвященной умершему.

Надгробия (или памятники), ими могут быть – крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаются на могиле для увековечения памяти умершего. Как правило, они изготавливают из природного камня твёрдых пород (мрамор, известняк, гранит, габбро, лабрадорит, песчаник и т. д.). Часто встречаются из мраморной (гранитной) крошки. Реже устанавливают памятник из нержавеющей стали, порой просто деревянные кресты.

На надгробии обычно пишутся имя покойного, даты рождения и смерти, часто пишется эпитафия. Зачастую размещается изображение покойного медальон, распечатанная фотография, либо выбитая непосредственно на камне. В настоящее время практикуется компьютерная гравировка портретов и рисунков. Вид надгробия зависит от многих факторов: завещания умершего, религиозных и общественных традиций, материального положения семьи и т. д.

Самые распространённые виды надгробий – стела, плита и крест. Но, в зависимости от некоторых факторов, таких как денежное положение и т. д., надгробием также может служить статуя (особенно её верхняя часть – бюст), или часовня.

Крест ставится на христианских могилах. Вид креста зависит от ветви христианства, которой придерживался покойный. Крест распространён в Восточной Европе, в западных странах тело хоронят под стелу, а также – во время общих и экстренных захоронений; в последнее время, часто ставится как временное надгробие. Крест делается, в основном, из дерева (хотя встречаются и надгробные памятники в виде каменных крестов.

Стела – наиболее распространённый в мире тип надгробий. Ставится на могилах всех вероисповеданий, предусматривающих погребение в земле. Стелы могут быть любого размера, цвета и дизайна – от плоской плиты до кубического цоколя, от четырёхугольной до округлой. Также популярны стелы в виде «горбушки», полированные с передней стороны и колотые с другой. На обратной поверхности и торцах «горбушек» допустимо наличие сколов, следов от шурфов, следов бурения и т. п. Размеры стел, как правило «плавающие». В католических странах и в Израиле, как правило, стелы делают белого цвета, а в православных и протестантских – чёрного. Мусульмане предпочитают стелы белого или песчаного цвета.

Обелиск – высокая стела, заостряющаяся кверху, и ставится в основном на братских (общих) могилах. Обелиски распространены и многочисленны.

Плита – также распространённый вид надгробия. От стелы отличается тем, что лежит на могиле, а не стоит на ней. Плиты распространены в большей степени в католических и протестантских странах, хотя имеются исключения.

Встречаются надгробия-саркофаги, жертвенники.

Статуя ставится на могилах известных людей, военных, богатых. Наиболее распространённая форма статуи – бюст (голова с грудью, иногда верхняя половина тела целиком). Статуи делаются из бронзы, базальта или мрамора.

Наос (от греч. ναός – домик, жилище божества), центральная часть древнегреческого храма. В храмах романского периода в Западной Европы по традиции продолжали использовать греческое слово «наос», но в XIIXIII вв. постепенно переходили к старо-французскомуnef (неф). Позднее сложилось неразборчивое отношение к различию семантики и символики античного наоса и христианского нефа. Отсюда досадная путаница в популярных справочных изданиях. В настоящее время в специальной литературе по теории архитектурной композиции принято строго разграничивать понятия наоса и нефа, опираясь на критерии исторической топографии.

Нартекс (от греч. νάρθηξ ларчик, шкатулка), известен с IVVI вв. и находится с западной стороны храма и изнутри полностью открыт в основной объём здания.

Неф, или корабль (фр. nef, от лат. navis – корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. В Средние века нефы романских и готических соборов стали перекрываться каменными сводами. Средний неф делался, как правило, выше, но существовали храмы с нефами одинакового размера. Их интерьеры называются зальными, такие здания не являются базиликами в строгом смысле слова, но также состоят из ряда нефов.

Кроме продольных, нефы бывают поперечные – т. н. трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест. Средокрестие таких храмов может увенчиваться башней или куполом.

Останки, то, что осталось, сохранилось от умершего человека.

Памятное надгробие (мемориальное надгробие), обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) без захоронения. Оно увековечивает память о человеке и устанавливается внутри помещений. На памятном надгробии обычно присутствует эффигия (скульптурное изображение покойного) и пояснительная надпись.

Памятная плита (мемориальная доска), обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о человеке, устанавливалась на зданиях, внутри помещений. На мемориальной доске обычно изображался профиль, бюст, барельеф или горельеф человека и пояснительная надпись.

Пантеон (др.-греч. πάνθειον, от др.-греч. πάντες все и θεός Бог), так называемый «Храм всех богов»; некрополь, общее название для места захоронения известных людей.

Пароксизм (от др.-греч. παροξυσμός «раздражение, озлобление; поощрение»), усиление какого-либо болезненного припадка (лихорадка, боли, одышка) до наивысшей степени; иногда этим словом обозначают также периодически возвращающиеся приступы болезни, например болотной лихорадки, подагры.

Патена (лат. patena, «блюдо»), в католической церкви латинского обряда один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо с изображением сцен из Нового Завета.

Перезахоронение, перемещение останков умершего в другое место, и в другую могилу.

Пилястра (также пилястр, итал. pilastro от лат. pilae – «колонна», «столб»), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения, обычно имеющий (в отличие от лопатки или лизенывертикальный плоский и узкий выступ стены) базу и капитель; тем самым пилястра схожа с колонной, но отличается от круглой колонны или полуколонны прямоугольным сечением.

Плебания (польск. plebania, белор. плябанія), двор ксёндза (священника) католической, реформатской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI – XX веках. Обычно располагалась около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры.

Погребение, может быть осуществлено путём предания тела (останков) земле (захоронение в могилу, склеп), или огню (кремация) в древности существовал и обряд воздушного погребения, который заключался в подвешивании тела умершего в воздухе. Сейчас также практикуют ресомацию растворение тела в гидроксиде калия. Погребение (ингумация) в земле осуществляется путём выкапывания могилы (траншеи), размещения в ней тела умершего целиком и засыпании его грунтом.

Полихромия (др.-греч. πολύς – многочисленный и χρῶμα – цвет), многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Достигается применением разноцветных материалов, патинированием, золочением или использованием красящих веществ. Присутствовала почти во все эпохи и во всех областях культуры. Противоположным понятием является монохромия.

Похороны, совокупность обрядов и действий, представляющих собой определенный способ обращения с телом умершего человека.

Пребенда (ср.-лат. prаebenda, prebenda) у католиков и протестантов, особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т.п. Пребенды были особенно распространены в XII – XVI вв.

Пресвитерий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium«место для избранных», от др.-греч. πρεσβυτέριον – «собрание старейшин»), в западноевропейской (прежде всего, католической) храмовой архитектуре пространство между нефом и алтарём (аналогом которого в восточных церквях является «престол») в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (то есть священники).

Придел, или капелла, пристройка к храму, специально выделенная часть основного здания (обычно с южной и/или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря для богослужений. Эти дополнительные помещения могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру.  

Реликварий (лат. reliquarium, от (лат. reliquiaeостанки, прах, наследие), вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение. Почитание реликвий особо развито в христианстве. Реликварием может быть наперсный крест, заключающий в себе частицы святых мощей.

Риза, верхнее облачение священника при богослужении. В православии именуется также фелонь, в католицизмеказула

Сакристия (лат. sacristia, от sacrum – священная утварь) или ризница у православных, у католиков название помещения в особой части храма сбоку или впереди алтаря, в которой находятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д.), совершаются облачение священнослужителей и некоторые другие обряды, тут же помещается и храмовая библиотека, если для нее нет другого места. Известны сакристии и в виде отдельно стоящих построек.

Саркофаг (др.-греч. σαρκοφάγος), разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки. Слово саркофаг является частью древнегреческого именного словосочетания λίθος σαρκοφάγος (lithos sarcophagos, буквально «камень, плоть поедающий») и состоит из греческих корней σάρξ (sarx «плоть, мясо», ср. саркома, сарказм) и φαγεῖν (phagein «поедать»). Саркофаг представляет собой керамический или каменный сундук, украшенный резьбой или лепкой. Начиная с позднего средневековья саркофаги стали делать из олова, меди или латуни, некоторые являются настоящими шедеврами литейного искусства.

Семейная усыпальница, представляет собой общий склеп или гробницу для погребения членов одного рода, одной семьи или поколения. В старину усыпальницами называли также братские (общие) могилы.

Сигнатурка (польск. sygnaturka; от лат. signo – «указываю, обозначаю»), малая храмовая башня (в основном католических храмов), на которой обычно содержится наименьший из колоколов, который также называется сигнатуркою. Сигнатурка в основном расположена на пересечении трансепта с нефом (в больших храмах) или над пресвитерием (в меньших храмах). Сигнатурка в архитектуре появляется во времена средневековья. Внутри сигнатурки обычно помещены основополагающие документы святыни для будущих поколений. 

Скалка, небольшой холм возле Вавеля в Кракове, где был казнён св. епископ Краковский Станислав из Щепанова (польск. Stanisław ze Szczepanowa). Там находится Аббатство св. архистратига Михаила, которое является одновременно и место почитания св. Станислава. Когда возле мощей св. Станислава в Костеле на Вавеле проводилась коронация польских королей, то накануне коронации короли должны были пешком идти на Скалку. Это означало искупительное паломничество, которое было символом покорности светской власти перед Церковью.

Склеп, постройка с внутренним помещением для гроба на кладбище или расположенная отдельно, также само такое помещение. Общий склеп для погребения членов одной семьи (семейный склеп) или одного рода (фамильный склеп) называется усыпальницей. Происходит от польского sklep – «свод, подвал, лавка». В российском языке бытовое значение слова «склеп» традиционно весьма широкое. Оно порой применяется в смысле погребальной камеры или помещения в целом: как на поверхности (кладбище, некрополь, отдельное расположение), так и в подземелье (под церковью, замком и т. д.). При этом у более верного в последнем случае слова «крипта» закрепилась выраженная церковная принадлежность (именно при храме и для захоронения священников). Термины «семейный склеп», «фамильный склеп» и «усыпальница» часто используются в одинаковых контекстах и имеют скорее стилистическое различие.

Сама идея отдельных помещений для захоронений крайне древняя, однако, склеп в его современном виде и значении относится уже к Новому времени. Изначально возникшие для членов богатых аристократических семей Европы, каменные запираемые склепы служили защитой от кладбищенских воров, так как усопших нередко хоронили в богатых одеждах, с драгоценностями, в доспехах и с оружием. Идея была сразу поддержана кладбищенскими службами, так как склепы заодно решали проблему проседания земли над могилами со временем.

Средокрестие, в храмовой архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. При традиционной ориентации храма через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор. Средокрестие часто увенчано башней, тибуриумом (башня, обычно в форме октогона (восьмигранника)), или куполом, причём башни характерны для романских и готических храмов, а куполадля соборов эпохи Возрождения.

Трансепт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда»), поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания. Трансепты возникли в раннехристианских храмах, когда с усложнением обрядов возникла потребность в увеличении пространства перед алтарём и апсидой. Использование одного или двух поперечных нефов преобразило план храмов в латинский крест. Трансепт пересекает центральный или продольные нефы, образуя средокрестие – пространство, над которым система подпружных арок удерживает купол, шпиль или башню.

Трапезная, устар. трапеза (греч. τράπεζα стол; лат. refectorium), помещение (постройка) в храмовом учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (трапезы). Применительно к католическим аббатствам может также использоваться термин рефекторий.

Требы, священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), храмовые обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Тумский костёл, так обычно называли в Польше кафедральный костёл.

Фреска (от итал. fresco  свежий), аффреско (итал. affresco), живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (альсекко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и так далее). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в 1437 году в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (итал. Cennino Cennini).

Францисканцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья»), католический нищенствующий монашеский орден. Основан св. Франциском Ассизским близ Сполето (итал. Spoleto, ныне город провинции Перуджа, Италия) в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Фронтон (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены), завершение (обычно треугольное, реже – полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хор (др.-греч. χορός – «толпа»), изначально, в Древней Греции, единение танцующих, совместная пляска и пение, обычно в честь Диониса. Затем площадка для таких танцев. В раннехристианских храмах, пространство перед главным престолом, обычно справа от алтаря, где помещался хор певчих. Их называли схолиями (лат. scholacantorum – место для певчих). Позднее привилось греческое названиехор. В итальянских храмах XIIXIV вв. схолии, или хор, стали помещать посередине нефа (в зависимости от ориентации апсиды в западной или восточной части). Такое расположение получило развитие в крупных западноевропейских соборах, где хор обычно занимает большую часть нефа – от средокрестия до алтаря. Он огорожен от прихожан оградой, решёткой или высокими спинками кресел священнослужителей. Проход к малым алтарям – апсидиолам – осуществляется по обходной галерее – деамбулаторию. Позднее произошло совмещение хора с пресвитерием, поэтому со временем хором стали называть всю восточную часть храма, отделённую от западной леттнером.

Эксгумация (позднелат. exиз, лат. humusземля, почва), извлечение трупа из места его захоронения. Проводится для осмотра и исследования причины смерти (в том числе и повторных), установления личности покойника, открытия новых фактов и улик по уголовному делу, реже для его перезахоронения. Прежде эксгумации с целью изучения тела или иных причин почти не проводились, это считалось осквернением тела и могилы, а также мародёрством и надругательством над трупом покойника и его духом. Более того, многие люди того времени верили, что если покойника потревожить (раскопать), то могут быть большие неприятности, вплоть до того, что покойник может ожить. Только грабители могил иногда раскапывали могилы с целью лёгкой наживы. Лишь в XIX веке началось активное изучение трупов, для чего, зачастую, труп извлекался из могилы, несмотря на строжайшие запреты. Активная же эксгумация тел с целью изучения причин смерти и установления личности началась с середины XX века. 

Элекционный сейм (Выборный сейм, польск. Sejm elekcyjny), Сейм Речи Посполитой, созываемый для выборов короля Польши и великого князя Литовского. Являлся частью процедуры избрания монарха в эпоху выборной монархии с 1573 по 1795 гг. В период Речи Посполитой, было проведено 10 выборов, в результате чего было выбрано 11 королей. Этапы избрания монарха в Речи Посполитой в эпоху выборной монархии:

1. Конвокационный сейм – на этом этапе назначалось место и дата выборов короля, обозначались условия, предъявляемые к кандидатам на престол.

2. Элекционный сейм – на этом этапе проводились выборы нового монарха, путём его прямого избрания всей шляхтой, явившейся на Элекционный сейм. Элекционный сейм собирался на поле между Варшавой и селом Воля (польск. Wola, ныне район (дзельница) Варшавы, в западной части города). Место, где собирался Элекционный сейм, окружалось рвом и валом, здесь могли находиться только земские послы и сенаторы, причём для последних строилась отдельная палатка (шопа). Остальная шляхта размещалась вокруг.

3. Коронационный сейм – на этом этапе новый король подтверждал условия, на которых произошло его избрание (Pacta conventa и Генриковы артикулы).

Эмпоры, эмпорий  (нем. еmporeвозвышение), приподнятые на колоннах или аркадах трибуны или галереи в интерьерах средневековых западноевропейских и византийских храмов. Более точно эмпорами следует называть галереи западноевропейских храмов, поскольку для восточных церквей существует свои названия: матроней, катехумены.

Эпитафия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный», от греч. ἐπι – на, над и греч. τάφος – могила, Осса, лат. Ossa), изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

Эффигия (от лат. effigies), или скульптурное надгробие – скульптурное изображение умершего, выполненное из камня, дерева, или металла на горизонтальной панели надгробия. Умерший изображался в полный рост в виде барельефа или статуи, и находился в лежащем, коленопреклонённом или стоящем положении. Скульптурные надгробия также могут иметь форму бюста. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными руками или соединёнными в молитве ладонями.

.