Доминиканский костёл (Храм св. Иосафата)
Костёл Успения Пресвятой Девы Марии (доминиканский) и Аббатство доминиканцев в Жолкве (польск. Kościół i Opactwo Dominikanów w Żółkwi, укр. Костел Успіння Діви Марії і Абатство отців Домініканів у Жовкві). Ныне Храм Святого Великомученика Иосафата в Жолкве (укр. Храм Святого Великомученика Йосафата у Жовкві) принадлежит общине Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) (укр. Українська греко-католицька церква).
Фото 24 марта 2010 года. Автор – Dominican_Church_Zhovkva_003.JPG: Gryffindor derivative work: PawełMM (talk) — Dominican_Church_Zhovkva_003.JPG. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported license. Фото изменено
Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Местонахождение костёла. Костёл расположен по адресу: улица Львовская (вулиця Львівська), 7.
C Ратушной башни вдали виден костёл. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FuhQelH69t7U%2Fmaxresdefault.jpg&imgrefurl. Фото без изменений
История костёла. В 1652 году погиб Марек Собеский, его мать, тогдашняя владелица Жолквы София Теофила Собеская, решила построить в память о сыне и для места его захоронения – костёл. Предполагалось, что это будет вторая семейная усыпальница. Она передала монахам Доминиканского ордена (Орден братьев-проповедников) старую деревянную Каплицу Успения Пресвятой Девы Марии (польск. Kaplica Wniebowzięcia Najświętszej Maryi Panny), построенную в 1588 году её дедом гетманом Станиславом Жолкевским. Каплица находилась на городском кладбище, расположенном в северо-восточном углу городских стен, возле Львовских въездных ворот. Здесь монахи-доминиканцы обустроились, начав строить из дерева кельи.
Усилиями Софии Теофилы Собеской 13 января 1653 года приходской священник приходского костёла, ксёндз Ян Лонцкий (польск. Jan Łącki) письменно передал доминиканцам Каплицу Успения Пресвятой Девы Марии. На следующий день архиепископ Львовский Миколай Кросновський (польск. Mikołaj Krosnowski) разрешил строительство на этом месте костёла и аббатства.
В 1653 – 1655 гг., на месте каплицы, на средства Софии Теофилы Собеской был построен большой тринавный каменный костёл в стиле барокко.
1 сентября 1655 года архиепископ Львовский Ян Тарновский (польск. Jan Tarnowski) освятил костёл в честь Успения Пресвятой Девы Марии и св. Марка.
В сентябре 1655 года в костёле был перезахоронен Марек Собеский. Тело Марека было перенесено в костёл и погребено под Алтарём св. Доминика (польск. Ołtarz św. Dominika). София Теофила Собеская определила себе посмертное место напротив – то есть под Алтарём св. Яцека (польск. Ołtarz św. Jacka).
Осенью 1655 года козацко-крестьянское войско Богдана Хмельницкого решило войти в Жолкву. При известии об этом жители и монахи бежали. 26 сентября 1655 года город был взят, воины Хмельницкого сначала ворвались в аббатство, убили настоятеля (подприора) Ипполита из Казимежа (польск. Hipolita z Kazimierza), затем, разграбив всё, что могли, ворвались в другие дома, грабя то, что было в наличии. Только в ноябре 1655 года население стало возвращаться домой. Таким образом, костёл был уничтожен, но впоследствии быстро восстановлен.
28 сентября 1658 года на нужды костёла София Теофила пожертвовала: чаши, лампады и подсвечники, 42 нити жемчуга, 9 турецких ковров, сотканных из золота и шёлка, золотую цепь, пушки для колоколов и книги из собственной библиотеки. Работы итальянских живописцев были переданы для украшения алтарей.
В 1662 году в костёле нашла упокоение и София Теофила Собеская.
В 1667 году пожар в костёле.
В 1677 году пожар уничтожил оригинальное строение.
В 1678 году король Ян III Собеский способствовал восстановлению костёла.
В 1680 году епископ Пшемысльский Ян Станислав Збонский (польск. Jan Stanisław Zbąski) освятил костёл.
В 1692 году король Ян III Собеский заказал два пышных памятных надгробия для матери и брата работы немецкого скульптора Андреаса Шлютера (нем. Andreas Schlüter). На рубеже 1693-1694 гг. они были установлены в костёле. Оба надгробия созданы по единой схеме. Король также профинансировал ремонт костёл.
В 1718 году сын Яна III Собеского, Якуб Людвик Генрик Собеский помог восстановить костёл и аббатство после пожара.
В костёле захоронено сердце сына Яна III Собеского, Константина Владислав Собеского, умер 22 июля 1726 года.
В 1739 году костёл очередной раз сгорел. В костёле часто случались пожары, каждый раз больше всего страдал интерьер – надо было перерисовывать настенную роспись, поэтому интерьер костёла постоянно менялся.
На переднем плане Костёл доминиканцев и постройки аббатства, справа за ним – синагога. Реконструкция, 1-я половина XVIII века. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
В 1750 году у львовских доминиканцев были куплены алтарь и амвон, и установлены в костёле.
В 1754 году вновь пожар в костёле.
В 1754 – 1792 гг. следующий владелец Жолквы Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» (польск. Michał Kazimierz Radziwiłł Rybeńko, умер в 1762 году) решил перестроить деревянное аббатство, были возведены каменные двухэтажные кельи в стиле барокко. Кельи аббатства примыкали к стенам костёла, образуя внутренний двор, что вместе с городской стеной и въездными воротами служило дополнительной оборонной города.
В 1776 – 1778 гг. в костёле установлено восемь боковых алтарей.
В 1833 году очередной пожар. Фасад костёла реконструирован, в таком виде он сохранился до наших дней.
https://risu.ua/minlivist-ta-vichnist-na-stinah-zhovkivskoji-cerkvi-sv-yosafata_n38969. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1903 – 1927 гг. костёл реставрирован. Проведены работы по штукатурке внешних стен костёла и аббатства. В костёле установлены новые необарокковые алтари, орган и амвон, возле пресвитерия в гуцульском стили обустроена Каплица Христа Распятого (польск. Kaplica Chrystusa Ukrzyżowanego).
В 1913 году польский художник и реставратор Кароль Густав Политынский (польск. Karol Gustaw Polityński) на внутренних стенах костёла реставрирует настенную роспись и наносит новую. Поэтому последняя стенопись, сохранившаяся на стенах костёла, относится к XIX – началу ХХ вв.
Фото 1918-1920-е годы. https://www.etoretro.ru/pic52222.htm?sort_field=image_date&sort=DESC. Общественное достояние. Фото без изменений
Автор – Кржижановский, все его фотографии сделаны в 1-й четверти XX века. https://www.miasteczkoslaskie.com.pl/index.php?mods=pokazart&ida=178. Общественное достояние. Фото без изменений
Убранство пресвитерия. Фото 1925 года. https://risu.ua/minlivist-ta-vichnist-na-stinah-zhovkivskoji-cerkvi-sv-yosafata_n38969. Общественное достояние. Фото без изменений
Фото 6 октября 1929 года. https://www.sluzew.dominikanie.pl/historia_obrazu/poczatki-dominikanow-w-zolkwi.html. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1946 году, с приходом советской власти, костёл был закрыт, доминиканцы выехали в Польшу, с разрешения властей забрав большинство священных ценностей из костёла и аббатства, среди них и останки Собеских и чудотворный образ Матери Божьей Розария, известна также как Жолкевская (польск. Matki Boskiej Różańcowej zwanej Żółkiewską) хранившийся в костёле. По преданию, образ был подарен монахам королём Яном II Казимиром в 1668 году. Оставшийся инвентарь костёла был частично передан в другие храмы, частично уничтожен. Чудотворный образ Богородицы из костёла, был найден в Варшаве в костёле по улице Доминиканской (польск. ul. Dominikańska) 2.
В советские времена костёл использовался как склад, а в аббатстве находился военный штаб. Помещения пришли в упадок, в своде костёла зияли дыры, стенопись была уничтожена и затёрта.
После развала Советского Союза в 1991 году, встал вопрос о восстановлении Доминиканского костёла. Правда, монахи-доминиканцы в аббатство не вернулись.
В 1994 году полуразрушенный костёл был передан общине Украинской греко-католической церкви (УГКЦ).
В 1995 году Костёл Успения Пресвятой Девы Марии был переосвящён как греко-католический храм Святого Священномученика Иосафата (при рождении Иван Гаврилович Кунцевич, род. 1580 г. – умер 12 ноября 1623 г., униатский епископ Речи Посполитой, архиепископ Полоцкий с 1618 года до своей смерти). В храме начались реставрационные работы над тем, что сохранилось и приспособлению бывшего католического костёла к новым требованиям.
Костёл и аббатство восточный фасад. Byly klasztor dominikanow. Sokalska Eparchia Zolkiew. Фото без изменений
Схематическое расположение зданий аббатства и костёла с внутренним двором. Byly klasztor dominikanow. Sokalska Eparchia Zolkiew. Фото без изменений
Фотогалерея реставрационных работ по храму в хронологическом порядке (2005 – 2021 гг.)
Южный (центральный) фасад храма. Фото 2005 года. https://sites.google.com/site/rzeczpospolita21w/miejscowosci/zolkiew. Фото без изменений
Южный и восточный фасады храма. Фото 15 августа 2006 года. Автор – Сергій Криниця (Haidamac). Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 International license. Фото без изменений.
Южный и западный фасады храма. Фото 8 июля 2008 года. Автор – Tomasz Leśniowski. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений
Благодаря усилиям пароха храма отца митрата Михайла Ткачива (укр. Михайло Ткачів) и епархиального управления среди верующих проводится сбор средств, и организуются работы с реконструкции храма и восстановлению его убранства.
Группой мастеров под руководством художника-реставратора Григория Петрашака (укр. Григорій Петрашак) проведены значительные объёмы внутренних ремонтных и отделочных работ в храме. Были отремонтированы своды, стены, конструкции крыши, восстановлены утраченные элементы декора, алтаря, амвона, практически полностью восстановлена стенопись, реконструированы повреждённые участки скульптурного оформления надгробий и т. д.
Интерьер храма. Фото 1 января 2009 года. Автор – Gryffindor. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений
Внутри храма сделано всё, чтобы сохранить его первоначальный декор, а также его долгую историю. Мастерам-реставраторам удалось восстановить отдельные аутентичные фрески, алтарь и амвон. Настенная роспись XVII – XVIII вв. была уничтожена пожарами, сохранились только её остатки. Лучше сохранились настенные росписи 1903 – 1927 гг. частично перерисованные в последние годы.
Таким образом, интерьер храма был восстановлен, снаружи реставрационные работы ещё только начинаются.
Южный и западный фасады храма (центральный фасад в лесах). Фото 27 июля 2010 года. https://risu.ua/minlivist-ta-vichnist-na-stinah-zhovkivskoji-cerkvi-sv-yosafata_n38969. Фото без изменений
Снаружи храм всё ещё выглядит полнейшей руиной – центральный фасад в лесах, стены облуплены, на карнизе растут берёзки, кое-где сохранилась ужасная зелёная краска – грустное послание советского периода.
Западный фасад храма. Фото 30 апреля 2011 года. Автор – Folkerman. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений
Восточный фасад храма. Фото 30 апреля 2011 года. Автор – Folkerman. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений
Южный и западный фасады храма (первым реставрирован южный (центральный) фасад храма). Фото 7 июня 2011 года. Автор – Neovitaha777. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный и восточный фасады храма. Фото 12 июня 2011 года. Автор – Сергій Криниця (Haidamac). Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений
Южный фасад храма. Фото 6 ноября 2011 года. Автор – Vika35325. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 Unported license. Фото без изменений
Южный и западный фасады храма (реставрация западного фасада). Фото 22 августа 2012 года. Автор – Pihs-58. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений
Западный фасад храма. Фото 15 июня 2013 года. Автор – Klymenkoy. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный и восточный фасады храма (реставрация восточного фасада). Фото 29 июня 2013 года. Автор – Demmarcos. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный и западный фасады храма. Фото 10 сентября 2013 года. Автор – Nataliya Shestakova. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 International license. Фото без изменений
Южный фасад храма. Фото 10 сентября 2013 года. Автор – Nataliya Shestakova. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 International license. Фото без изменений
Южный и восточный фасады храма. Фото 7 июля 2014 года. Автор – ЯдвигаВереск. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный (центральный) фасад храма. Фото 10 июля 2014 года. Автор – Katrin1602. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный и восточный фасады храма. Фото 25 марта 2016 года. Автор – Aeou. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный и западный фасады храма. Фото 25 марта 2016 года. Автор – Neovitaha777. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
За восточным крылом аббатства видны реставрационные работы северного фасада храма. Фото 25 марта 2016 года. Автор –
Neovitaha777. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Западный фасад храма. Фото 1 мая 2017 года. Автор – Бондар Володимир. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный и западный фасады храма (ремонт ограды). Фото 4 октября 2018 года. Автор – Valentyne Kovalov. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный (центральный) фасад храма. Фото 30 июня 2019 года. Автор – Henryk Bielamowicz. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений
Описание храма. Шестипрестольный костёл имеет доскональные пропорции. Он был построен в стиле барокко по образцу одной из базилик Неаполя, города в Южной Италии. Костёл общего типа с малоразвитым трансептом. Строгие, величественные, несколько упрощённые формы строения – свидетельство оборонной архитектуры. В плане храм крестовидный, сверху вместо купола, на пересечении нефа и короткого трансепта на средокрестии находится – сигнатурка (малая башня).
Фасады храма украшены окнами, пилястрами, нишами, коринфскими колоннами и карнизом с белокаменной резьбой. Рамена (плечо) трансепта выделяется треугольными фронтонами.
Храм с юго-западной стороны. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Храм с юго-восточной стороны. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
К храму с трёх сторон: северной, северо-западной и северо-восточной, примыкают двухэтажные корпуса аббатства. По этой причине храм хорошо просматривается, только с южной, юго-западной, или юго-восточной стороны, однако здесь немного мешает каменная ограда.
За восточным крылом аббатства виден восточный фасад храма. Фото 10 сентября 2013 года.
Автор – Nataliya Shestakova. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 3.0 Unported license.Фото без изменений
Костёл с северо-восточной стороны. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Северный фасад костёла имеет оригинальную композицию и богато декорирован.
С северной стороны, за северным фасадом аббатства видна только самая верхняя часть северного фасада храма. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
За западным крылом аббатства виден западный фасад храма. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Западный фасад храма с юго-западной стороны. Фото 25 марта 2016 года. Автор – Neovitaha777. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Южный главный фасад храма значительно скромнее северного фасада.
Южный (центральный) фасад храма. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото 3 апреля 2011 года. Автор – Klymenkoy. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Главный вход в храм ориентирован на юг. Привлекает внимание белокаменный портал обрамлённый коринфскими колонами.
На южном фасаде главный вход в храм. Фото 16 августа 2021 года. Автор – Angloman
Интерьер храма имеет богатое убранство, отделку из позолоты. Он имеет широкий неф и приделы (трансепт).
Фото 1 января 2009 года. Автор – Gryffindor. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений
На начальном этапе, после завершения реставрационных работ в храме отсутствовал иконостас.
Алтарная часть (пресвитерий). Фото 1 мая 2017 года. Автор – Бондар Володимир. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений
Роспись свода. Фото 6 августа 2016 года. Автор – ЯдвигаВереск. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license.. Фото без изменений
Согласно православной традиции перед алтарной частью был установлен иконостас.
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
В трансепте костёла, перед нынешним церковным иконостасом находилось три крипты.
Иконостас. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Своды средокрестия и алтарной части. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Греко-католики не могли не приспособить храм под свои нужды. Алтарная часть расписана новомучениками – греко-католическими священниками, монахами и монахинями, пострадавшими от рук нацистов и коммунистов. Возле Матери Божьей над главным алтарём – святые Владимир и Ольга, святой Иосафат, которому сейчас и посвящён храм.
Фото 27 июля 2010 года. https://risu.ua/minlivist-ta-vichnist-na-stinah-zhovkivskoji-cerkvi-sv-yosafata_n38969. Фото без изменений
Однако то, что можно было спасти от гибели после сорокалетнего забвения, спасено и восстановлено. Гербы Речи Посполитой, против которой боролись украинцы, не затёрты и не забелены – напротив, они отреставрированы – вместе с гербами Собеских, Даниловичей, Гербуртов – всех благотворителей бывшего Доминиканского аббатства. Памятные надгробия Марека и Софии Теофилы Собеских также восстановлены.
Современная настенная живопись повторяет контуры аутентичных – только образы святых нарисованы в новейшей технике. На месте уничтоженных росписей из жизни св. Доминика – новые образы на аналогичные сюжеты. К примеру, встреча св. Франциска и св. Доминика, или проповедь св. Доминика – современные образы, но они повторяют контуры древних, когда-то находившиеся на их месте.
Правда, одну старинную роспись реставраторы смогли спасти – это Матерь Божья со святыми Домиником и Агнессой – основателями доминиканского ордена. Находится этот сюжет на северной стене придела (трансепта), справа от главного алтаря возле амвона.
Амвон, справа – Матерь Божья со святыми Домиником и Агнессой. Фото 27 июля 2010 года. https://risu.ua/minlivist-ta-vichnist-na-stinah-zhovkivskoji-cerkvi-sv-yosafata_n38969. Фото без изменений
Современными копиями являются и настенная роспись с гербами, украшающими боковые проходы в нефе. Каждая фреска в центре имеет черно-белый герб Ордена проповедников, а сверху – гербы Польши и Литвы, то есть составляющие герба Речи Посполитой. Снизу же можно увидеть гербы Даниловичей, Гербуртов, Собеских. Есть там и герб Жолквы XIX века: щит, разделенный пополам, половина щита – герб Радзивиллов, другая половина – герб Собеских.
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Капелла Чесного и Животворящего Хреста Господнего. Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Фото 17 августа 2021 года. Автор – Angloman
Схематический план размещения памятных надгробий и крипт в костёле. Автор – Angloman. Составлен 15 февраля 2022 года (цифры синим цветом – памятные надгробия)
В костёле были похоронены:
1. Марек Собеский, брат короля Яна III Собеского казнён 03.06.1652 г.;
2. София Теофила Собеская, мать короля Яна III Собеского, умерла 27.11.1661 г.;
сердце Константина Владислава Филиппа Собеского, 3-й сын короля Яна III Собеского, умер 22.07.1726 г. в замке Жолквы в возрасте 45 лет. Его тело было похоронено в Костёле св. Лаврентия.
3. иконостас;
4. амвон;
5. три крипты.
Хочу висловити величезну подяку отцю Михайлу Ткачіву пароху (настоятелю) храму, за дуже доброзичливий прийом та сприяння в ознайомленні з Храмом святого Йосафата.