КНЯЖЕСКИЙ ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

Первоначально в Софийском соборе на северной, западной и южной стенах центрального нефа, то есть в западной части подкупольного креста, находился огромный ктиторский княжеский групповой портрет, длиной 15 метров, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя. На южной и северной стенах, была изображена семья князя, на западной – портрет самого основателя Софийского собора и княгини.

В конце XVII века западная стена – тройная аркада была разобрана и центральная часть фрески с изображением князя и княгини была утрачена. Многочисленные исследователи, изучавшие портрет княжеской семьи в Софийском соборе, не могли правильно решить задачу реконструкции несохранившихся частей композиции, так как ошибочно принимали существующую ныне западную часть собора за первоначальную. Так, российский филолог-славист Измаил Иванович Срезневский (умер в 1880 году), считавший, что несохранившиеся части портрета княжеской семьи были размещены к западу от четырёх сохранившихся фигур, исходил из мысли об изначальности существующей ныне западной части здания. На этом же основывал свои попытки реконструкции и российский археолог и историк искусства Яков Иванович Смирнов (умер в 1918 году), комментируя издаваемый им рисунок голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld), изображающий портрет князя и его семьи.

Композиция гипотетически реконструируется с помощью копии конца XVIII века рисунка Абрахама ван Вестерфельда сделанного им в 1651 году с ещё цельной фрески. На рисунке голландского живописца князь изображён с макетом Софийского собора в левой руке, видны конические шапки с меховой опушкой на головах его сыновей. Два старших княжича держат в левой руке длинные свечи. С другой стороны княгиня с дочерьми, на головах которых полусферические шапки с меховой опушкой. Очевидно, что фрески дают более обобщённый физический облик, чем светский портрет, поэтому, всецело доверять этому изображению нет возможности.

D:\Yaroslav_the_Wise_and_his_family_(fresco)_by_Westerveld.jpg

Изображение княжеской семьи на фреске Софийского собора. Копия конца XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда 1651 года. Источник – Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 года по копиям их конца XVIII века. Москва, 1908. Источник – http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15197&cat_ob_no=12516. Общественное достояние. Фото без изменений

Советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев (умер в 1976 году) считал, что на копии конца XVIII века есть неточности. В 1970 году он указывал, что групповой семейный портрет состоял не из одиннадцати фигур, зафиксированных на рисунке Абрахама ван Вестерфельда, а из тринадцати – пяти дочерей, пяти сыновей, Ярослава Владимировича «Мудрого», жены и, находившейся в центре фигуры Христа или, по другой версии, византийского императора. Согласно украинскому историку-культурологу Надежде Николаевне Никитенко, центральная фигура, изображающая Владимира Святославича «Великого» с мечом и скипетром на копии XVIII века с рисунка Абрагама ван Вестерфельда, была дорисована в XVII веке во время реставрации.

Древняя фреска сильно пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене поверх фрески, как было установлено И.И. Срезневским, реставраторами в 1840-х годах, маслом были написаны фигуры христианских святых великомучениц: Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, на северной стене – святых.

В 1906 году при Московском археологическом обществе была организована специальная комиссия, на которую были возложены «заботы о расчистке фрески на южной стене среднего нефа, в западном его конце». Комиссия намеревалась произвести поиски древних княжеских портретов не только под изображениями Веры, Надежды, Любви и Софии, но и под написанной маслом в 1888 году композицией Крещения, расположенной к западу от упомянутых портретов.

В 1934 – 1936 гг. произведена расчистка четырёх портретов. После чего исследователи-реставраторы производили поиски остальной части композиции в крайнем западном членении среднего нефа, там, где в действительности никакой древней живописи не было и не могло быть, ибо в этом месте находился коробовый свод западной части хор.

В 1939 году в ходе археологических раскопок в соборе были обнаружены нижние части двух восьмигранных столбов служившие основой западной стены – тройной аркады центрального нефа. Эта находка позволила правильно понять композицию княжеского группового портрета. Не дошедшее до нас изображение князя с моделью храма в руках, несомненно, находилось над западной тройной аркадой, напротив среднего алтаря собора. К этому изображению направлялись обе группы его семьи – женская по южной стороне центрального нефа, мужская – по северной.

Как мы видим, персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет князя традиционно отождествляли как изображение великого князя Ярослава «Мудрого», хотя никаких данных для этого утверждения нет. Фресковая композиция плохо сохранилась, а отсутствие первоначальных надписей затрудняют реконструкцию всей сцены и определение каждой из фигур. Четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей князя Ярослава, однако существуют и другие версии, определяющие эти персонажи как мужские, в частности, две первые фигуры со свечами в руках.

Портрет семьи Ярослава Мудрого фреска Софийский Собор

Три варианта реконструкции фрески семьи Ярослава «Мудрого»:

1. Реконструкция В.Н. Лазарева: слева от Христа – княгиня Ирина с дочерьми, справа – Ярослав «Мудрый» с сыновьями;

2. Реконструкция С.А. Высоцкого: слева от Христа – князь Владимир и Ярослав с сыновьями, справа – княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми;

3. Реконструкция польского историка Анджея Поппэ (польск. Andrzej Poppe, умер в 2019 году): слева от Христа – Ярослав с сыновьями и дочерью, справа – княгиня Ирина с дочерьми

В современной науке существует точка зрения, украинского историка-культуролога Н.Н. Никитенко, что на фреске представлена семья не Ярослава «Мудрого», а Владимира «Великого», как крестителя Руси и основателя Софийского собора. Наиболее ранние надписи-граффити в соборе содержат даты 1018/1021 и 1019 гг. Поэтому, портрет, как и вся стенопись, возник не позднее этого времени. Между тем, старшие дети князя изображены на фреске взрослыми, а старшая дочь представлена в головном уборе замужней женщины – платок-повойник под княжеской шапкой.

Согласно Н.Н. Никитенко: княжеская процессия торжественно вступает в храм двумя группами – мужской и женской. Владимир, который возглавляет процессию, несёт в руке реликварий-иерусалим в виде пятикупольной Десятинной церкви «матери церквей русских».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Портрет семьи князя Владимира Святославича в реконструкции Н.Н. Никитенко. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 53. Фото без изменений

1. Князь Владимир с моделью Десятинной церкви

2. Княгиня Анна

3. Мраморная панель, по аналогии с Софией Константинопольской

4. Символ престола на мраморной панели

5. Шиферная плита с яшмой

6. Князь Ярослав

7. Князь Борис

8. Жена Бориса

9. Князь Глеб

10. Феофана, старшая дочь Владимира и Анны

11, 12, 13. Дочери Владимира и Анны

Изображение крестителей Руси – Владимира и его жены Анны, находились на западной стене в самых углах. Центр стены, согласно византийской традиции, мог быть оформлен мраморной панелью, которая символизировала алтарь Софии. Такая панель находится, например, под западными хорами Софии Константинопольской, где разноцветным мрамором выложено символическое изображение алтаря: два огромных креста фланкируют престол с крестом в кивории. К алтарю и направлена хода княжеской семьи, что подчёркнуто жестами персонажей. Владимир и Анна были изображены в коронах и царских одеждах, что соответствовало их царскому сану. Владимир на своих монетах фигурирует в царских нарядах, а Анна в источниках всегда величается «царицей».

На боковых частях портрета были представлены восемь княжичей и княжон. На южной стене первым, вероятно, изображён Ярослав – старший из сыновей по возрасту. Идя вслед за Владимиром, Ярослав, как князь Новгородский с 1011 года, представлен на фреске законным наследником великокняжеского стола. Второй княжич, обозначенный на фреске атрибутом царской власти – на нём, едином из сыновей Владимира, такой самый, как и у отца, плащ-корзно с изображением орлов в кругах. Рисунок на плаще утрачен, он восстанавливается по рисунку Абрахама ван Вестерфельда. Аналогичный геральдический знак можно увидеть на шиферной плите парапета хоров, как раз над нынешней фигурой.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_4.png

Южная стена центрального нефа. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 97. Фото изменено

Из сыновей Владимира в 1011 году царским саном могли владеть Борис и Глеб, о чём сохранились свидетельства из древних источников. Многие историки считают, что эти княжичи были рождены в христианском браке от Анны, видя в них наследников киевского стола. Следовательно, княжич в царской мантии – Борис, наследник и соправитель Владимира. Корзно отмечает и последнего, самого младшего княжича, судя по всему, Глеба. Фреска фиксирует династические прерогативы каждого из наследников: старшинство Ярослава и царственность Бориса и Глеба.

Предпоследняя фигура на южной стене – женская, судя из особенностей её наряда. Но это не дочь Ярослава, как считают некоторые исследователи. За Борисом следует его невеста, которая по тогдашним обычаям имела статус жены наследника престола и могла жить при княжеском дворе. На ней, как узнаём из «Чтения о Борисе и Глебе», сложенного в XI веке Нестором, Владимир женил Бориса. Княжич, как свидетельствует Нестор, женился «за царским законом», то есть отец устроил ему династический брак.

Дочки князя, которые следуют за своей матерью – Анной, изображены на противоположной, северной, женской половине портрета. Однако две первые фигуры на стене утрачены и восстанавливаются благодаря рисунку Абрахама ван Вестерфельда. Обращает на себя внимание старшая княжна, которая идёт вслед за Анной. Её отличает головной убор замужней женщины – такой самый, как и у Анны платок, завязанный на груди. На ней, подобно Анне, надета мантия, что указывает на неё как на наделённую властью особу – скорее всего, новгородскую правительницу. Вероятно, это старшая дочь Владимира и Анны – Феофана, жена новгородского посадника Остромира. Симметричное сопоставление Феофаны с Ярославом как правителей Новгорода шло в русле политики Владимира, который закрепил власть на Руси за своими детьми.

Далее следовали три дочери Владимира и Анны, представленные ещё малыми детьми: Премислава, жена венгерского принца Ласло «Сара»; Добронега Мария, жена князя Польши Казимира I; Агата (Агафья), жена английского принца Эдуарда «Этелинга», более известен как Эдуард «Изгнанник» (1 и 3 дочери не соответствуют по возрасту).

Надежда Николаевна Никитенко констатирует: «Иллюстрируя освящение Софийского собора, фреска символизирует крещение Руси, равноапостольную миссию Владимира и Анны».

В настоящее время от фрескового портрета княжеской семьи, частично сохранились лишь: 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Фресковый портрет княжеской семьи признан уникальным памятником древнерусской портретной монументальной живописи.

Фреска на южной стене, была видоизменена реставрацией XIX века, с превращением фигур членов княжеской семьи в христианских святых великомучениц: Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию с перерисованием голов, к тому времени оригинальные головы вероятно уже не были видны, но с сохранением вида княжеской одежды.

В 1934 – 1935 гг. была проведена расчистка древней фрески.

В своих работах 1955 и 1960 годов Виктор Никитич Лазарев утверждал, что это дочери князя Ярослава «Мудрого».

В 1980-е годы мнение В.Н. Лазарева было оспорено иными специалистами, ибо такое расположение княжеской семьи не соответствует византийской традиции. С.А. Высоцкий, вслед за французским историком-медиевистом Робертом-Анри Ботье (фр. Robert-Henri Beautier, умер в 2010 году), идентифицирует четыре фигуры в этой процессии как видоизменённых сыновей Ярослава «Мудрого».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Дети князя Ярослава «Мудрого» на южной стене центрального нефа. Фреска, XI век. Согласно В.Н. Лазареву, слева направо: княжны Анна, Анастасия, Елизавета и Агата. Источник – http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=15169&rt=&print=1. Общественное достояние. Фото без изменений

Рассмотрим каждую фигуру в отдельности в интерпретации В.Н. Лазарева.

D:\AnnaKyjev.jpg

Фигура крайняя слева, младшая дочь княжна Анна Ярославна. Источник – http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=15169&rt=&print=1. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Anastasia_of_Kiev_(Princely_group_portrait).jpg

Фигура вторая слева, старшая дочь княжна Анастасия Ярославна(?). Источник – http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=15169&rt=&print=1. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Elisiv_of_Kiev.jpg

Фигура вторая справа, 2-я дочь княжна Елизавета Ярославна. Источник – http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/a/a7/Yardaughters.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\25) княжич.jpg

Фигура крайняя справа, княжна Агата(?). Общественное достояние. Фото без изменений

Фреска на северной стене, была видоизменена ещё в конце XVII века, а во время реставрационных работ в середине XIX века на стене были нарисованы – святые.

В 1934 – 1935 гг. проведена расчистка древней фрески, из которой частично сохранилось всего 2 фигуры.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Cеверная стена центрального нефа. Источник – Нікітенко Н. Софійський собор: Путівник. – Київ: Національний заповідник «Софія Київська», 2015. – С. 97. Фото изменено

1. Остатки княжеского группового портрета, фреска, XI век

2. Старозаветные отроки, фрагмент темперной стенописи конца XVII века

3. Святой Вавила, фрагмент масляной живописи середины XIX века

D:\IMG_1704.jpg

Северная стена центрального нефа. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-sofii-kievskoj.html. Фото без изменений

На северной стене, кроме древней фрески, видны 3 фигуры, написанные в конце XVII века, и голова святого Вавилы – середина XIX века.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\6) Софийский собор\24) княжич.jpg

Фигура XI века, та что слева, согласно В.Н. Лазареву – княжич. Фото без изменений

Комментарии к записи КНЯЖЕСКИЙ ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ отключены