ФРЕСКИ И ИНОЕ УБРАНСТВО ХРАМА

Фрески Церкви св. Михайла, по мнению советского искусствоведа, специалиста в области истории древнерусского и византийского искусства Виктора Никитича Лазарева (умер в 1976 году), могут быть приписаны местным киевским мастерам.

Проблема каталогизации сохранившихся остатков фресок Михайловского собора впервые была поставлена в конце XX века, а списки всех сохранившихся фрагментов были опубликованы только в 2010-х годах.

В 1888 году в Михайловском соборе российский историк искусства Адриан Викторович Прахов, после разборки высокого иконостаса, под слоями штукатурки обнаружил древние росписи. Сохранившиеся надписи на них, частью греческие, частью славянские. Фрески были найдены на столбах алтарной арки и какое-то количество в других частях храмового интерьера. После расчистки фресок А.В. Прахов выполнил 13 копий. До настоящего времени сохранились копии: «Архангела Гавриила», «Богоматери», «Первосвященника Захария», «Пророка Самуила» и трёх орнаментов. Копии были написаны маслом на холсте, они фиксируют многие детали, которые во фресковых оригиналах сейчас утрачены. Копии хранятся в Национальном заповеднике «София Киевская».

Поскольку полного описания найденных в 1888 году фресок составлено не было, наиболее подробная информация находится в материалах, связанных с их открытием и расчисткой. Это статья в газете «Киевлянин» от 26 июня 1888 года, с первым сообщением о выявленных в Михайловском соборе росписях, донесения настоятеля Михайловского монастыря митрополиту о проводимых в соборной церкви работах, а также личная переписка А.В. Прахова и отчёт членов Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии, осматривавших фрески после их расчистки.

Согласно газетной статье, площадь фресок, обнаруженных в 1888 году на обоих столбах алтаря, по предварительным подсчётам составляла 226 кв. аршин (около 114 м²). В письме от 11 сентября 1888 года А.В. Прахов указывает, что «куски» расчищенных им фресок находятся на южной и северной стенах трансепта, но о характере открытых там изображений не сообщает. О фресках, замеченных тогда же под масляной росписью в южной части алтаря, информирует газетная статья: «на уровне изображения Богоматери на щеках арки диаконника видны одежды и ноги каких-то святителей». Но фрески диаконника расчищены не были, поэтому их дальнейшая судьба неизвестна.

Документы Церковно-археологического общества свидетельствуют о том, что сохранившиеся на западных лизенах (лопатках) столбов алтарной арки фресковые изображения располагались в пяти регистрах. Два нижних регистра в конце 1888 года были вновь закрыты иконостасом, а три верхние, дописанные масляной краской, можно видеть на фотографиях храмового интерьера.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Алтарная арка Михайловского собора с фресками, записанными маслом. Фото начала XX века. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

Южный столб алтарной арки собора с фресками, записанными маслом. Фото до 1934 года. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Прориси сохранившихся фресок, снятых со столбов алтарной арки, в состоянии перед демонтажём в 1934 году. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

В верхнем пятом регистре на каждом столбе находилось по медальону с полуфигурой мученика. Надписи в медальонах не сохранились, но мученики были сразу, же определены как Севастийские. При поновлений в 1889 году этих медальонов масляной краской в них появились надписи с именами, взятыми из списка Сорока Севастийских мучеников: Иоанн и Феодул. В четвёртом регистре, ниже медальонов с мучениками, находились фигуры композиции «Благовещение», архангел Гавриил на северном столбе, Богоматерь на южном. Под ними в третьем регистре на северном столбе был изображён первосвященник Захария, на южном пророк Самуил. На момент открытия обе фигуры имели сохранившиеся греческие надписи. Во втором регистре под Захарией и Самуилом располагались два святителя с утраченными надписями. Информацию о фресках самого нижнего регистра дают только документы Церковно-археологического общества, в которых на правом (южном) столбе фиксируется изображение шестиконечного креста, а на левом (северном) столбе – утрата изображения.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Контуры участков фресок, снятых со столбов алтарной арки, соответствующие их современным размерам, а фрески, которые до наших дней не сохранились, обозначены тёмным цветом. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

1. Медальон с полуфигурой мученика, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

2. Архангел Гавриил, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская»

3. Богоматерь, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская»

4. Первосвященник Захария, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская»

5. Пророк Самуил, фрагмент, верхняя часть фигуры, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

6. Пророк Самуил, фрагмент, нижняя часть фигуры, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская»

7. Святитель (Николай), в Государственной Третьяковской галерее

8. Шестиконечный крест, фрагмент, верхняя часть, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская»

9. Медальон с полуфигурой мученика, утрачен

10. Столпник, утрачен

11. Святитель, утрачен

12. Крест, утрачен

13. Шестиконечный крест, фрагмент, нижняя часть, утрачен

14. Фигуры святителей (не менее двух) в арке диаконника, утрачены

15. Неизвестный святой на северной лизене арки жертвенника, утрачен

Помимо перечисленных изображений в письме от 11 сентября 1888 года А.В. Прахова имеется упоминание о фреске с изображением столпника. Место её нахождения он не указывает, а в других источниках о столпнике по каким-то причинам не упоминается. Поэтому единственным основанием для определения её расположения являются фотографии интерьера, которые фиксируют на западных боковых гранях внутренних лизен алтарной арки двух написанных маслом столпников, расположенных рядом с медальонами пятого регистра. Некоторую относящуюся к этим образам информацию находим в газетной статье от 26 июня 1888 года, упоминающей о расположенном на боковой грани южной лопатки алтарной арки, рядом с фреской Богоматерью из «Благовещения», изображение колонн, связанных узлом. Такие же завязанные декоративным узлом парные колонны служили основаниями изображений столпников, написанных на этом месте масляной краской. Следовательно, автор статьи, скорее всего, имел в виду фрагмент фрески с изображением столпника, сохранившейся на южной лизене, в период публикации статьи верхняя часть этой фрески, возможно, ещё находилась под слоем штукатурки. Но автор ошибся в определении расположения колонн, указав уровень четвёртого регистра, рядом с Богоматерью, где боковые грани лизен, как свидетельствуют фотографии, были расписаны орнаментами. О фресковых орнаментах, существовавших на боковых гранях лизен алтарных столбов, сообщает та же газетная статья, а также другие источники.

Сведения о михайловских фресках периода демонтажа в 1934 – 1937 гг., перед сносом собора, ещё более отрывочные. Официальный договор на снятие фресок был заключен с российским и советским живописцем Дмитрием Иосифовичем Кипликом, приглашённым из Ленинградской Академии художеств. Работал он с июня до середины сентября 1934 года. В его отчётах указывается, что за иконостасом фрески с изображениями святителя и креста уцелели только на южном столбе, от святителя северного столба остались лишь следы, а на месте северного креста не сохранилось и штукатурки. Что касается фресок, располагавшихся выше иконостаса, то они были покрыты масляной краской, под которой их приходилось вначале разыскивать и только потом снимать. Это были фигуры «Благовещения», Захарии и Самуила. Список фресок, снятых Д.И. Кипликом, в его отчётах следующий: две фигуры «Благовещения»; Николай Чудотворец, такая атрибуция святителя на южном столбе впервые появляется в период демонтажа; Самуил; изображение креста; четыре орнамента. Перечисленные фрески сохранились и до настоящего времени, но фигура Самуила в виде двух изолированных фрагментов. Фрески с изображениями мучеников в медальонах и столпника не упоминаются, видимо, они не были обнаружены. Но фигура Захарии, о существовании которой Д.И. Киплику было известно, в его списке тоже не фигурирует.

С октября 1934 года демонтажём михайловских фресок стал заниматься приглашённый из Москвы художник-реставратор Павел Иванович Юкин. Со столбов алтарной арки он снял фрески, не демонтированные Д.И. Кипликом, а потом начал искать под позднейшими наслоениями остатки фресок в других частях интерьера. Посещая Киев периодически и в следующие годы, он продолжал заниматься этой работой до августа 1937 года, когда Михайловский собор был взорван. Точный перечень фресок, которые П.И. Юкину удалось обнаружить и демонтировать, отсутствует. Ориентируясь на фрески, которые дошли до настоящего времени, можем предположить, что П.И. Юкиным была снята фигура Захарии и медальон с мучеником, который располагался на южном столбе. Медальон северного столба до настоящего времени не дошёл, и сведения о его состоянии в период демонтажных работ отсутствуют. Фреска с изображением столпника тоже не сохранилась, но она фигурирует в Акте внутренней передачи музейных предметов Софийского музея от 1 апреля 1941 года. Следовательно, она была демонтирована и передана музею, а исчезла, скорее всего, в процессе перемещений военного времени.

О технике исполнения и стиле изображений михайловских фресок судить сложно ввиду плохого состояния их красочного слоя. Тем не менее, ориентируясь на разновидности рисунка нескольких относительно сохранившихся фигур, есть основание говорить о тех же стилистических вариантах, которые являются определяющими и в мозаиках этого же собора.

Суммируя всю собранную информацию, подведём некоторые итоги.

Два медальона с полуфигурами мучеников (сохранилась одна полуфигура мученика с южного столба, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), расположенных в верхних частях алтарных столбов (1 и 9), согласно данной им после открытия атрибуции являлись остатками цикла изображений Сорока Севастийских мучеников, занимавших подпружные арки купола. Подобные изображения существуют на подпружных арках главного купола киевского Софийского собора, где на северной и южной арках сохранилось 15 мозаичных медальонов. Традиции изображать Севастийских мучеников на подпружных арках купола придерживались на протяжении всего XII века.

Расположенная на столбах ниже мучеников композиция «Благовещение» (2 и 3) соответствует установившейся к началу XII века традиции помещать данный сюжет на алтарной арке. Фигура архангела Гавриила своим стилем, продолжает линию классицизма мозаичного ансамбля кафоликона византийского Монастыря Дафни XI века (греч. Δαφνί, в 11 км к северо-западу от центра Афин, столицы Греции). Фигура михайловского архангела воспринимается как близкая реплика архангела из аналогичной сцены в мозаиках Дафни. Хотя в композиции Михайловского собора архангел менее динамичен и жезл держит, не отклоняя его назад, это связано с тем, что расположен он не в широком своде тромпа, а на плоскости лизены. Его лик сохранил только первоначальную подкладку, выполненную достаточно плотной серой краской, перекрытой слоем прозрачной жёлтой охры. Хитон и гиматий архангела, удовлетворительно сохранили моделировку складок полосами теневого тона, положенного по подкладкам локального цвета, с последующей прописью световых участков несколькими слоями полупрозрачных белил, дающими ощущение объёмной формы.

D:\Izobrazhenie-042_.jpg

2. Архангел Гавриил. Фреска, XII век. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

С начала XII века в композиции «Благовещение» Богоматерь изображалась чаще всего сидя, на фоне городского пейзажа, дополняемого иногда пышной растительностью. На михайловской фреске Мария сидит на престоле, позади неё большая арка и городская стена с постройками и высоким деревом. Иконографической особенностью её образа являются расставленные в стороны руки с пряжей, изображение пряжи не сохранилось. В мозаичном Благовещении на алтарной арке Софийского собора положение рук Марии похожее: её левая рука с клубком шерсти поднята вверх, правая с нитью и веретеном отведена в сторону и опущена вниз, но там Дева Мария изображена стоя.

D:\IMG_3829_.jpg

3. Богоматерь. Фреска, XII век. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

Лик Богоматери окрашен серой краской, но прозрачно, потом перекрыт жёлтой охрой, на которой сохранились остатки линий коричневого рисунка деталей, прозрачных коричневых теней и разбеленно-охристых цветов с заключительными белильными бликами. Её туника первоначально была покрыта тёмно-серой краской, по которой световые участки их складок прорисовывались голубой ляпис-лазурью. Складки её красного мафория тоже были высветлены голубым цветом, хотя на фреске мафорий сохранил только красно-охристую подкладку, со следами чёрной прорисовки складок.

Под «Благовещением» находились фронтальные фигуры первосвященника Захарии и пророка Самуила, представленного в типе первосвященника с такими же атрибутами богослужения, как и у Захарии, – кадилом и ковчегом. Фигуры первосвященников сохранились, хотя очень повреждены (4, 5 и 6).

D:\Izobrazhenie-039_.jpg

4. Первосвященник Захария. Фреска, XII век, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская». Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

Фигуры Захарии и Самуила представляют маньеристическую трансформацию классического стиля. Их ноги за счёт высоко расположенных поясов выглядят удлинёнными, напоминая ноги апостолов михайловской «Евхаристии», а их утончённые стопы и кисти рук стилизованы таким же образом, как у мозаичного Дмитрия Солунского. В их ликах остатки коричневого рисунка деталей с незначительными участками прозрачно-коричневого теневого тона лежат на первоначальной подкладке жёлтой охры. У Захарии подкладки седых волос и бород выполнены разбелённой зеленью, на которой лежат белильные мазки прядей. У Самуила волосы и борода покрыты разбелённой серой краской, сохранились её остатки, которой были, видимо, прописаны и полутона на лике, остатки серой краски видны в глазницах.

На эфоде Захарии видна моделировка складок полосами теневого тона, положенного по подкладкам локального цвета, с последующей прописью световых участков несколькими активными белильными наслоениями, дающими ощущение объёмной формы. Подризник Захарии первоначально был покрыт тёмно-серой краской, по которой световые участки их складок прорисовывались голубой ляпис-лазурью.

D:\ПРОРОК_САМУИЛ.jpg

Пророк Самуил. Фрагмент фрески XII века, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Автор – unknown, photo by George Shuklin. Общественное достояние. Фото без изменений

Фигура пророка Самуила сохранилась очень повреждённой, в виде двух изолированных фрагментов.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_4.png

5. Пророк Самуил. Фрагмент, верхняя часть фигуры. Фреска, XII век, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

6. Пророк Самуил. Фрагмент, нижняя часть фигуры. Фреска, XII век, в Национальном заповеднике «София Киевская». Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

Подол подризника Самуила, сохранившегося на нижнем фрагменте его фигуры, украшен каменьями в ромбических оправах и больших круглых обрамлениях, похожих на блюдца, которые копийно воспроизводят аналогичную декорацию обшивки подола далматика царя Соломона в купольных мозаиках Дафни.

Комплекс этих изображений, символизирующих преемственную связь новозаветной церковной иерархии с ветхозаветным священством, может рассматриваться как непосредственная цитата из программы оформления алтаря киевского Софийского собора, где на внутренних лизенах алтарной арки располагались мозаичные образы первосвященников, а под ними фресковые фигуры святителей. Примечательной чертой изображений фигур Захарии и Самуила на алтарных столбах Михайловского собора является их симметричность.

Под пророками находились фигуры двух святителей (7 и 11), уцелел только один. Атрибуция сохранившегося святителя (7), как Николая Чудотворца, впервые появляется в период её демонтажа. Впоследствии такая атрибуция за фреской закрепилась и в Государственной Третьяковской галерее, где она находится. Её роспись, как и фреска «Архангел Гавриил», продолжает линию классицизма мозаичного ансамбля кафоликона Монастыря Дафни. В лике святителя остатки коричневого рисунка деталей с незначительными участками прозрачно-коричневого теневого тона лежат на первоначальной подкладке жёлтой охры. Подкладки его седых волос и бороды выполнены разбелённой зеленью, на которой лежат белильные мазки прядей.

D:\IMG_8021_.jpg

7. Святитель (Николай). Фреска, XII век, в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

Сохранившаяся белая фелонь (риза) святителя прорисована по чистой штукатурке полосами тёмно-серой краски, затем она почти полностью окрашена белилами, по которым ещё раз прорисована коричневыми линиями складок, моделированных несколькими перекрывающими друг друга коричневыми и белильными лессировками. Подризник святителя первоначально был покрыт тёмно-серой краской, по которой световые участки их складок прорисовывались голубой ляпис-лазурью.

Поскольку Церковь св. Михаила была монастырским храмом, образы преподобных в её росписях были, видимо, многочисленными и занимали важные места. На западных гранях в верхних частях алтарной арки храма в XIX веке были написаны масляной краской изображения двух столпников на местах аналогичных фресковых изображений (10). Их фигуры фланкировали пространство алтаря, подчёркивая высокое значение монашеского образа жизни. Пример подобного расположения столпников существует в мозаиках собора 1180 – 1190 гг. в Монреале (итал. Monreale, южный пригород Палермо) на Сицилии в Италии, где их парные изображения занимают верхний регистр пилонов алтарной арки.

Нижний регистр столбов алтарной арки Михайловской церкви был отведён под изображения двух крестов (8, 12 и 13), но до настоящего времени дошёл только фрагмент верхней части шестиконечного креста с южного столба (8 и 13). Его сохранившаяся часть высотой 1,24 метра имеет две перекладины, каким было основание креста неизвестно. Высота регистра, в котором кресты располагались, ориентировочно составляла 3 метра, следовательно, их верхние обрамления находились приблизительно на одном уровне с архитравом алтарной преграды. В храмовых росписях Византии изображения крестов на столбах, разделяющих алтарную преграду, неизвестны. В древнерусских росписях, современных ансамблю Церкви св. Михаила, подобных крестов нет тоже, но со 2-й половины XII века они начинают встречаться. Это большой крест в нижней части северного столба алтарной арки Успенского собора во Владимире на Клязьме (ныне город Владимир, административный центр Владимирской области Российской Федерации), сохранившийся от его первой росписи 1161 года, а также кресты на алтарной арке в недавно расчищенных фресках Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросигиевского женского монастыря в Полоцке (белор. Полацк, ныне город, административный центр Полоцкого района Витебской области Беларуси).

Помимо фресок, располагавшихся на алтарной арке, до наших дней дошли остатки четырёх образов, местоположение которых в интерьере собора документально не зафиксировано. Это фигура пророка, обрезанная на уровне коленей; фигура мученика; фрагмент фигуры мученика; фрагмент поясного изображения святителя в медальоне. Относительно местоположения этих фресок имеется несколько предположений.

Современный размер фрески «Неизвестный пророк» (1,65 × 1,05 метра), при вероятной первоначальной высоте его фигуры 2 метра, не противоречит предположению о том, что он мог находиться в простенке между окнами барабана купола. Но в куполе Михайловского собора леса перед его сносом не устанавливались, следовательно, демонтаж фресок, если их остатки там существовали (ведь, вопрос о характере декорации купола мозаиками или фресками остался невыясненным), не мог быть произведён. Помимо того, в барабане купола Михайловского собора, как и в барабане центрального купола Софийского собора было двенадцать окон, поэтому более вероятен вариант использования в нём той же иконографической программы, что и в Софии, где в простенках между двенадцатью окнами барабана изображены не традиционные пророки, а Двенадцать апостолов. Остаётся вспомнить о «кусках» фресок, расчищенных А.В. Праховым на северной и южной стенах трансепта, где в простенках между тремя окнами среднего уровня, вероятнее всего, находились фигуры, возможно пророки.

D:\IMG_3797_.jpg

Неизвестный пророк, фигура обрезана на уровне колен. Фреска, XII век. Место демонтажа не установлено, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская». Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

Фигуру пророка, видимо, следует отнести к маньеристической трансформации классического стиля. Внизу она обрезана, поэтому длина его ног не определена, трёхчетвертной ракурс головы и поднятая рука напоминают динамические позы пророков в куполе дафнийского кафоликона, а тонкое запястье и миниатюрная кисть обнаруживают те же черты манерной стилизации, что у Захарии и Самуила. В лике пророка остатки коричневого рисунка деталей с незначительными участками прозрачно-коричневого теневого тона лежат на первоначальной подкладке жёлтой охры.

Фрески с изображениями фигур: «Неизвестный мученик», сохранившаяся почти на полную высоту, а от другой – фрагмент фигуры мученика, осталась только фрагмент верхней части (находится в Национальном заповеднике «София Киевская»), могли располагаться в любой части храмового интерьера. В данном случае обратим внимание на то, что высота фигуры, сохранившейся почти полностью, в современном состоянии составляет 2,40 метра, но у неё обрезаны стопы, вместе с которыми она была ещё больше. Это значительно превышает размеры фигур, располагавшихся на алтарной арке, где их высота варьируется в пределах 1,90 – 2,05 метра.

D:\IMG_3798_.jpg

Неизвестный мученик, сохранился до стоп. Фрагмент. Фреска, XII век. Место демонтажа не установлено, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская». Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

У мученика волосы и борода окрашены серым цветом, под которым видна первоначальная красная охра, покрывавшая, видимо, весь лик, но остатков краски на нём почти не сохранилось.

От фрагмента поясного изображения святителя в медальоне (находится в Музее истории Михайловского Златоверхого монастыря) сохранилась нижняя часть обрамляющего кольца диаметром около 1,20 метра, левое плечо с белой полосой омофора на коричнево-красноватой фелони, Евангелие и незначительный остаток правой кисти. Исследования этого фрагмента показали, что масляной краской он не записывался, а был покрыт побелкой, которая сохранилась в трещинах и на вставках, заполняющих выпады штукатурки XII века. Следовательно, медальон находился на участке стены, недоступном при выполнении масляных росписей начала XIX века. Помимо защищённых высоким иконостасом алтарных столбов, такие места, согласно описаниям XIX века, существовали в апсиде Придела Введения (диаконнике), где к стене апсиды примыкал полукруглый «иконостас» со шкафами по сторонам. Поэтому есть основания для предположения, что сохранившийся фрагмент медальона со святителем мог находиться в нижней части стен диаконника, являясь остатком поясного святительского чина.

Из фресок, которые были обнаружены в боковых частях алтаря Михайловского собора, не сохранились ни остатки фигур святителей, находившиеся в диаконнике (14), ни остатки фигуры неизвестного святого на северной лизене арки жертвенника (15). Фотография последней фигуры сохранилась, она фиксирует процесс расчистки фрески.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

15. Неизвестный святой. Фреска, XII век. Северная лизена арки жертвенника Михайловского собора. Фото процесса расчистки от наслоений в 1934 году. Фреска не сохранилась. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

В довоенных инвентарных списках Софийского заповедника числится фреска, атрибутированная как «изображение лошади». Она не сохранилась, но обнаружена её фотография, выполненная после её демонтажа и расчистки, свидетельствующая, что это был фрагмент изображения всадника на лошади.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Всадник на лошади. Фрагмент фрески. Место демонтажа не установлено. Состояние после демонтажа и расчистки от наслоений до 1940 года. Фреска не сохранилась. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

Фотографией зафиксирована голова и передняя часть туловища лошади, от всадника сохранилась нога в тёмной штанине и белом сапоге. На сапоге читается тонкая тёмная линия, которую можно интерпретировать как изображение вертикально опущенного копья. Перед всадником колонна, увенчанная массивной коринфской капителью, над ней прослеживаются контуры арки, основание колонны уходит за пределы фрагмента. Под ногами лошади пологий холм, на котором остатки какого-то изображения, прорисованного чёрными мазками. Наличие у всадника копья вызывает ассоциацию с сюжетом змееборства. Принимая во внимание вероятный состав сюжетов, связанных с посвящением храма, возможен вариант рассмотрения этого фрагмента как части изображения «Чуда в Хонех», где архангел Михаил рассекает землю копьем. Правда, архангел в нём обычно пеший, но в отдельных случаях может изображаться и в образе конного воина. Однако с подобной атрибуцией не согласуется изображённая рядом с всадником огромная колонна. Кроме того, исходя из зафиксированных в Акте внутренней передачи музейных предметов от 1 апреля 1941 года, размеров фрагмента (1,29 × 0,42 метра), высота всадника вместе с лошадью не превышала 70 см, что для главного персонажа в монументальной росписи очень мелко, поэтому более вероятен вариант рассмотрения его как персонажа вставной сцены из композиции, объединяющей несколько сюжетов. Такой композицией мог быть расширенный извод Рождества Христова с сюжетом избиения младенцев, в котором присутствует царь Ирод в палатах – большая колонна с аркой, и группа воинов с копьями. Поскольку в древнерусских храмовых росписях XII века распространённым вариантом расположения сцены «Рождество Христово» являлась южная торцевая стена трансепта с симметричным расположением в северном торце трансепта Успения Богородицы, есть смысл ещё раз вспомнить об участках фресок, расчищенных А.В. Праховым в трансепте. Нижние части торцевых стен трансепта в Михайловском соборе в 1-й половине XVIII века были прорублены арками, но арка южного торца была более низкой, поэтому между ней и окнами среднего уровня существовал участок первоначальной кладки высотой более 2 метров, на котором вполне могли сохраниться остатки композиции. Высота сохранившегося участка определяется по обмерным чертежам собора и по фотографии торцевой стены трансепта со стороны южной пристройки.

В данной работе было обращено внимание и перечислены сходства между композициями Михайловского храма и Монастыря Дафни. Их было достаточно для вывода о том, что мастера, определявшие круг образцов, использовавшихся при исполнении фресок Церкви св. Михаила, были тесно связаны с традицией мозаик Дафни. По всей видимости, работой над мозаичной и фресковой частями художественного ансамбля Михайловского храма руководили одни и те же ведущие мастера. Вполне вероятно, что они могли принимать и непосредственное участие в работе и над фресками, но состояние сохранившихся фресковых фрагментов не даёт возможности развёрнуто характеризовать индивидуальные манеры их исполнителей.

От фресковых орнаментов, украшавших интерьер Михайловского собора, сохранилось 17 фрагментов. В основном это части фризов, снятые с лизен трёх алтарных арок, что определяется сравнением рисунка их масляных записей, зафиксированных фотографиями, с фресковыми фрагментами после их расчистки. Это не исключает того, что некоторые из сохранившихся орнаментов могли находиться и в других частях интерьера.

Репертуар представленный фрагментами орнаментальных мотивов, цветочно-лепестковых и ленточно-растительных, в основном соответствует типологии орнаментов мозаик и фресок киевского Софийского собора. Варианты композиционных построений, образованных рядами ромбов, кругов, треугольников с вписанными в них пальметтами разнообразной формы, в орнаментальных росписях Софийского собора тоже наиболее распространены, что свидетельствует о стойкости сложившейся в Киеве традиции декоративного оформления храмовых интерьеров.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Цветочно-лепестковый орнамент. Фрагмент фрески северного столба алтарной арки собора. Фреска, XII век, в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

D:\IMG_2075_.jpg

Цветочно-лепестковый орнамент. Фреска, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

D:\IMG_2081_.jpg

Ленточно-растительный орнамент. Фрагмент фрески южного столба алтарной арки. Фреска, XII век, ныне в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

Тем не менее, стилистические различия орнаментов в михайловских и софийских фресках весьма ощутимы. Проявляются они в уменьшении основных модулей орнаментальных композиций, а также насыщении их большим количеством мелких и тоньше прорисованных деталей. Более всего это демонстрируют ленточные орнаменты с белыми стеблями на цветном фоне, напоминающие в Михайловском соборе густое, вместе с тем ажурное кружево. Ощущению их лёгкости способствует и отсутствие чёрных окантовок стеблей, характерных для орнаментов этого типа в Софийском соборе.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Ленточно-растительные орнаменты. Фрески, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

D:\IMG_2078_.jpg

Ленточно-растительный орнамент. Фреска, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрески, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

D:\IMG_2086.jpg

Ленточно-растительный орнамент. Фреска, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

На отдельных фрагментах фресковых орнаментов из Михайловского собора сохранились орнаментальные композиции, которые близких аналогий в Софийском соборе не находят. Это остаток композиции, поле которой заполнено сеткой небольших ромбических ячеек, а также полоса, состоящая из ступенчатых крестов.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_4.png

Сетчатый орнамент, с сеткой небольших ромбических и полосой, состоящей из ступенчатых крестов. Фрагмент. Фреска, XII век. Место демонтажа не установлено, ныне в Национальном заповеднике «София Киевская». Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

В мозаичных орнаментах Софийского собора ступенчатые мотивы встречаются, но кресты такой формы отсутствуют. Орнаменты, состоящие из похожих крестов, имелись во фресках 1108 года Софийского собора в Новгороде (ныне утрачены), а во 2-й половине XII века полосы из ступенчатых крестов получают в древнерусских храмовых росписях распространение.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Мозаичный орнамент из Михайловского Златоверхого монастыря. Начало XII века. Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 360. Фото без изменений

Фрагменты былого убранства интерьера Церкви св. Михаила, использованные в качестве строительных материалов, нередко можно было обнаружить в различных поздних пристройках к храму. Так, у западного входа в северный придел находились до 1930-х годов две древние мраморные колонны с капителями византийского типа, поставленные, однако, капителями вниз. Две другие капители такой же формы, использованные в качестве баз для кирпичных колонн, находились у северного входа в тот же придел. Две мраморные капители из Михайловского Златоверхого монастыря были опубликованы историком Церкви Николаем Ивановичем Петровым (умер в 1921 году) в Альбоме достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, показаны ниже.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Мраморная капитель, опубликованная Н.И. Петровым. Источник – Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. – Вып. III-IV. – Киев, 1915. – Табл. XII. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Мраморная капитель, опубликованная Н.И. Петровым. Источник – Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. – Вып. III-IV. – Киев, 1915. – Табл. XII. Фото без изменений

Комментарии к записи ФРЕСКИ И ИНОЕ УБРАНСТВО ХРАМА отключены