Кенотаф короля Владислава III «Варненчика»
6. Кенотаф (символическая гробница) короля Владислава III «Варненчика» (польск. Pomnik krola Władysława Warneńczyka w formie nagrobka), погиб 10 ноября 1444 года в битве под Варной (болг. Варна, ныне город, административный центр Варненской области в Болгарии) с турками-османами, в возрасте 20 лет.
Местонахождение кенотафа. Кенотаф находится между колоннами, отделяющими главный неф от северного, и доступен со всех сторон. Инвентарный номер кенотафа – WKW/eIV/04, его размеры: длины 356 см, ширина 215 см, высота 360 см.
Фото 29 сентября 2021 года. Автор – ВЧ. Фото без изменений
История. В интернете встречается противоречивая информация со ссылкой на польского историка XV века Яна Длугоша (польск. Jan Długosz), который лично знал Владислава III, а также общался с людьми из его окружения, что «склонен Ягеллончик к мужским наслаждениям, …, что даже во время войны, когда вокруг царил страх и было множество врагов и следовало просить Божьего милосердия, он предавался омерзительным наслаждениям». В то же время, через несколько предложений Ян Длугош пишет о короле: «Ни одно столетие никогда не видело и никогда не увидит более католического и святого правителя, который для своего высшего блага никогда не вредил ни одному христианину. […] Наконец, как святой правитель и второй ангел на земле, он прожил дома и вовремя войны безбрачную и девичью жизнь».
Историки не поддерживают тезис о гомосексуальности Владислава III. Нет ни одного упоминания об этом среди польских, венгерских, чешских, ватиканских или (враждебных королю) австрийских источников XV века.
Королевская печать, 1438 год. Władysław Warneńczyk seal 1438.PNG. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1444 году нарушив 10-летнее перемирие, недавно заключённое с турками-османами в Сегеде в 160 километрах к юго-востоку от Будапешта (венг. Szeged, ныне город, административный центр медье Чонград в Венгрии), король Владислав III возглавил крестовый поход венгерских и польских войск против Османской империи. В битве с войском султана Мурада II (тур. İkinci Murat) у города Варна (болг. Варна, ныне город, административный центр Варненской области в Болгарии) 10 ноября 1444 года он потерпел жестокое поражение и погиб в бою.
Тело монарха так и не было найдено на поле битвы, что стало поводом для появления слухов о его богатырских подвигах и чудесном спасении. В результате на некоторое время даже была отложена коронация его младшего брата Казимира IV Ягеллончика.
Всё это породило многочисленные версии рассказывающие, о появлении Владислава III в разных уголках Европы, в том числе в испанском городе Сантьяго-де-Компостела (галис. и исп. Santiago de Compostela, ныне город, столица автономного сообщества Галисия в Испании) или португальском острове Мадейра. Португальская легенда гласит, что король под именем Энрике Алемао (польск. Henrique Alemao) поселился в поместье Мадалена-ду-Мар на Мадейре. Там он женился на дворянке Эгнес Жуан душ Рейс Гомеш, имел сына и умер в море в возрасте более 40 лет. Продолжением этой легенды является утверждение, что его сыном был Христофор Колумб (лат. Christophorus Columbus).
Появлялись и самозванцы, выдававшие себя за покойного короля, самым известным из них был Ян из Вильчины (польск. Jan z Wilczyny), который прибыл в Великую Польшу в 1451 году.
В настоящее время большинство историков отвергают версии о возможном спасении короля в битве, ссылаясь на очень подробное описание событий при Варне, османского историографа («вакаа-невис») 2-й половины XVI века Ходжи Эффенди (тур. Hoca Efendi, или Саад-эд-дин). Согласно этому рассказу: «Янычар по имени Ходжа Хазер (тур. Hoca Hazer) храбрым нападением ранил королевского коня, сбил наставника ада с ног, отрубил его нечестивую голову и отнёс её падишаху, получив хвалу, милость и щедрую награду. Голову несчастного короля отправили в Бурсу (тур. Bursa, ныне город, административный центр ила Бурса), бывшую столицу османов, чтобы выставить там, на виду у простых людей. Чтобы она не портилась, её залили мёдом».
По некоторым данным, султан османов много лет хранил голову польского короля в качестве военного трофея в горшочке с мёдом, чтобы защитить её от гниения. К слову, посланнику Венецианской республики в столице Османской империи Стамбуле (тур. İstanbul) подарили сохранившуюся мужскую голову. Однако у неё были светлые кудри, а король был темноволосым.
Трагические обстоятельства, при которых погиб король Польши, независимо от того, был ли он «последним крестоносцем» и мучеником за веру, или молодым и безответственным правителем, чей энтузиазм привёл к серьезному поражению его собственной армии, и к тому, что не было даже памятного места о нём в костёле на Вавеле.
В 1875 году был введён обычай, совершать памятные мессы за души усопших правителей в Крипте св. Леонарда, под западной частью костёла. Панихиды по Владиславу III, очевидно, проводились 11 ноября, в годовщину битвы при Варне, за средства фонда созданного князем Романом Дамианом Евстахием Павлом Сангушко герба «Погоня» (польск. Roman Damian Sanguszko herbu Pogoń) и Пелагеей Сангушко (польск. Pelageya Sangushko).
В начале XX века на растущей волне интереса к истории Польши, была выдвинута инициатива по созданию памятного места связанного с Владиславом III.
10 января 1903 года епископ Краковский, кардинал Ян Мауриций Павел Пузына из Козельска герба «Огинец» (польск. Jan Maurycy Paweł Puzyna z Kosielska herbu Oginiec) подписал с польским скульптором Антони Францишеком Мечиславом Модейским герба «Порай» (польск. Antoni Franciszek Mieczysław Madeyski herbu Poraj) контракт на изготовление памятного надгробия Владиславу III. Оно было изготовлено в Риме в 1904 году, из красного мрамора и бронзы (польск. сzerwony marmur, brąz).
В апреле 1906 года памятное надгробие в готическом стиле было доставлено в костёл на Вавеле в Кракове и установлено между колоннами, отделяющими главный неф от северного. Его официальное открытие состоялось 7 июля 1906 года.
4 августа 1935 года болгарский царь Борис III (болг. Борис III) открыл монумент-мавзолей (фактически кенотаф) короля Владислава III, на месте Варненской битвы в одной из двух перестроенных античных фракийских гробниц. На фасаде имя Владислава Варненчика, короля Польши и Венгрии, вождя христианских войск. Внутри находится копия его краковского кенотафа. Ныне поле битвы под Варной находится в северо-западном районе болгарского города Варна.
Монумент-мавзолей на месте Варненской битвы. Фото 16 августа 2005 года. Автор – Maksim. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 3.0. Фото без изменений
Описание кенотафа. Кенотаф Владислава III является одним из лучших примеров историзации скульптурной надгробной плиты в Польше и относится к готической гробнице-балдахину, напоминающей краковские архитектурные произведения XV века.
Кенотаф короля с южной стороны. Фото 15 июля 2007 года. Автор – Poznaniak. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 2.5. Фото без изменений
На верхней плите, барельефное изображение фигуры молодого короля с идеализированными чертами лица, в полном вооружении как рыцаря и защитника христианства, держащего на груди обнажённый меч – «Щербец» (польск. Szczerbiec).
Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman
Однако, «Щербец» – это церемониальный меч средних веков и применялся во время торжественных коронаций, для совершения ритуалов правосудия и никогда не использовался в реальных битвах. Таким образом, Владислав III владеет не обычным мечом, а артефактом, имеющим ряд символических значений. Меч обладает знаком королевской власти и является единственной польской регалией, уцелевшей после разделов Речи Посполитой. Щербец имеет следующие размеры: общая длина – 98,4 см, длина клинка – 82 см, ширина лезвия – 5 см. Меч хранится на Вавеле в Кракове, где стал одной из самых почитаемых национальных реликвий.
Графическая документация польского коронационного меча – Щербец, 1764 год. Автор – Криштоф Вернер (польск. Krzysztof Werner). Источник – Extracted from File:Krzysztof Józef Werner 001.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений
Меч Щербец в Королевском замке на Вавеле. Фото 1 сентября 2010 года. Автор – metal.beast. Лицензия – Creative Commons Uznanie autorstwa – Na tych samych warunkach 2.0. Фото без изменений
Фрагмент гробницы. Фото 2007 года. Автор – Cezary Piwowarski. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Localized, 2.0 Localized и 1.0 Localized License. Фото без изменений
В ногах короля фигура молодого льва, являющаяся символом силы и храбрости. Отсутствие других атрибутов королевской власти, кроме короны, указывает на желание не столько подчеркнуть достоинство монарха, сколько прославить погибшего, как рыцаря. Историческая миссия Владислава III также иллюстрирована в геральдической композиции на боковых стенках кенотафа – гербах двух королевств Польши и Венгрии и короткой надписи готическим шрифтом, выгравированной по краю верхней плиты: «Laduslaus III poloniae et hungariae Rex nat [us] a [nno] D [omi] ni МCCCCXIV / pro christiana inclytam / ad warnam pugnam acriter pugnans mortem gloriosam p [er] petuit an [n] o Domini МCCCCXLIV». В тексте особо подчёркивается, что король Польши и Венгрии постиг благородную смерть в ужасной битве.
Фото 20 октября 2019 года. Автор – Angloman
Конструкция кенотафа с отдельно стоящим балдахином, явно отсылает к местной средневековой традиции поминовения королей. Однако образ Владислава III как «крестоносца» не фигурирует ни в одной из более ранних гробниц в костёле. Он скорее отражает идеализированное восприятие средневековья и прошлого Польши на рубеже XIX и XX веков.