ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Точная дата, когда построили Елецкий монастырь, неизвестнаспоры по этому поводу продолжаются до сих пор. По преданию, приведённому церковным учёным и писателем, архимандритом Елецкого Успенского монастыря Иоанникием Галятовским (укр. Йоаникій Ґалятовський, польск. Joannicjusz Galatowski, умер в 1688 году) в труде «Скарбница потребная и пожиточная всему свету», напечатанном в Новгород-Северском в 1676 году, Успенский мужской монастырь был основан на месте явления на ветке одной из елей (др.-рус. ель, отсюда и названиеЕлецкий) 3 февраля (по старому стилю) 1060 года иконы Пресвятой Богородицы. Черниговский князь Святослав Ярославич посчитал, что это великое знамение и отдал указание на этом месте основать монастырь, вероятно, с деревянной церковью. В утраченном синодике Елецкого монастыря первым его настоятелем был назван «строитель монах Феодосии»

В 1069 году, согласно этому же преданию, в монастыре пребывал некоторое время, один из основоположников монашества на Руси, преподобный Антоний Печерский (укр. Анатолій Печерській).

На рубеже XI и XII вв. на том месте, где явилась святая икона, строится каменный Успенский храм.

Летописных сведений о монастырской обители немного. Под 1177 годом упоминается «Ефрем (укр. Єфрем) игумен святой Богородицы».

В 1239 году во время монгольского нашествия Елецкий монастырь был разграблен и сожжён. После чего он на протяжении почти двух веков находился в запустении.

В 1454 году получивший «в кормление» от великого князя Литовского Казимира Ягеллончика (лит. Kazimieras Jogailaitis, в Польше король Казимир IV Ягеллончик) Чернигов, князь Можайский Иван Андреевич (умер около 1485 года, внук князя Московского и великого князя Владимирского Дмитрия Ивановича «Донского») начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был восстановлен и Елецкий монастырь. В обители был отремонтирован Успенский храм, около которого были построены кельи для монахов, а также установлен большой колокол на двух столбах и малые колокола на колокольне.

Письменные источники в отношении истории Елецкого монастыря, вплоть до середины XVII века, очень скудны. Начало архимандрии в Елецком монастыре относится, вероятно, к XV XVI вв.

В XV XVI вв. монастырь, как и весь Чернигов, был окружён частоколом (палями). Из-за своего пограничного положения Чернигов становился объектом множества походов и осад, в ходе которых страдал и Елецкий монастырь, находившийся за пределами городских укреплений.

В 1500 году Чернигов переходит под власть Великого княжества Московского. Есть сведения, что Елецкий монастырь восстанавливается, укреплены оборонительные сооружения, в обители поселили московских иноков.

По свидетельству архимандрита Иоанникия (Галятовского) в Елецком синодике было записано 35 архимандритов настоятелей монастыря, но сам Иоанникий называет лишь шесть имён: Нифонт, Адриан, Иона, Герасим, Никифор, Серапион (в миру – Высоцкий). По мнению историка Церкви, архиепископа Черниговского и Нежинского Филарета (в миру – Дмитрий Григорьевич Гумилевский, умер в 1866 году), они были Елецкими архимандритами в московский период, в 1500 1610 гг. 

Во время Ливонской войны 15581583 гг., монастырь в 1579 году был разграблен польско-литовским войском.

Инок Елецкого монастыря Сергий (сын донского казачьего атамана Михаила Черкашенина) составлено «Слово о некоем старце» (1-я половина XVII века), рассказывающее о паломничестве в Святую землю.

В марте 1610 года во время захвата и сожжения разрушения Чернигова коронными войсками подкомория киевского Самуила Иеронимовича Горностая (польск. Samuel Hornostaj) монастырь сгорел, понеся наибольшие разрушения и утраты. Обвалились купола и стены монастырских храмов, была безвозвратно утрачена древняя Елецкая-Черниговская икона Божией Матери. Попытка поляков вывезти висевший на столбах тяжёлый монастырский колокол окончилась неудачей. Уцелевшие монахи бежали в Москву.

Во времена вхождения Чернигова в состав Речи Посполитой, в 1623 году польские власти передали Елецкий монастырь Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква – Українська греко-католицька церква). Униаты отремонтировали обитель и восстановили её деятельность.

В 1628 – 1646 гг. архимандритом монастыря был украинский православный, затем греко-католический церковный деятель, поэт, учёный и издатель Кирилл ТранквиллионСтавровецкий (укр. Кирило ТранквіліонСтавровецький, умер в 1646 году в Елецком монастыре).

В 1633 году король Владислав IV Ваза (польск. Władysław IV Waza), назначил коадъютором монастыря сына архимандрита Кирилла, Иеремию Ставровецкого (укр. Єремія Ставровецький)

В 1635 году Елецкому монастырю принадлежали сёла Авдеевка (укр. Авдіївка) и Горбово (укр. Горбове, ныне село в Черниговском районе Черниговской области), а также озёра Галин и Святое (укр. Озеро «Святе», ныне в Черниговском районе Черниговской области) которые сдавались в аренду черниговскому бурмистру (городской голова) пану Асалаю (польск. Asalay).

Королевской грамотой от 3 марта 1643 года в качестве коадъютора был назначен монах Василианского Ордена святого Иосафата (лат. Ordo Sancti Basilii Magni) Иларион Колковский (польск. Hilarion Kołkowski), с правом занять архимандрию после того, как она сделается вакантной.

В сентябре 1646 года, возможно, именно в монастырской типографии архимандрит Кирилл (ТранквиллионСтавровецкий) издал первую в Чернигове печатную книгу – своё сочинение «Перло многоценное» (укр. Перло багатоцінне).

В 1646 году преемником архимандрита Кирилла стал Мариан Оранский (польск. Marian Orański), по данным исследователя проблем Средневековья, краеведа, архивиста Аркадия Васильевича Верзилова (умер в 1931 году) «лях свецкий». Он стал наречённым игуменом обители без принятия сана, очевидно, в связи с тем, что в монастыре почти не было братии, и после смерти архимандрита Кирилла обитель существовала номинально.

В 1649 году в ходе Польско-казацкой войны (Хмельничины, 1648 – 1657 гг.) поляки были изгнаны из Чернигова, и Елецкий монастырь вновь становится православным. 

Между 1649 – 1657 гг. епископ Черниговский и Новгород-Северский Зосима Прокопович (укр. Зосима Прокопович), проживая в Киево-Печерской лавре, посетил запустелый Елецкий монастырь и составил синодик (помянник) этой обители с известиями по её истории.

В 1653 – 1667 гг. архимандритом Елецкого монастыря был церковный писатель Лазарь (в миру – Лука Васильевич Баранович, укр. Лазар Баранович), будущий архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, умер в 1693 году в Чернигове.

В 1669 – 1688 гг. архимандритом монастыря был церковный писатель Иоанникий (в миру – Галятовский). На пожертвования московского царя Алексея Михайловича, гетмана Войска Запорожского на Левобережной Украине Ивана Самойловича Самойловича (укр. Іван Самійлович Самойлович), черниговских полковников Ивана Авраамовича Выбельского (укр. Іван Аврамович, Іван Вибельський, умер в 1670 году), Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского (польск. Wasilij Kasperowicz DuninBorkowski, укр. Василь Дунін-Борковський) и прочих казацких старшин в 1670-х годах был отремонтирован главный монастырский храм – Успенский собор, построены каменные кельи, ограда. При монастыре создана библиотека.

В период 16701675 гг. в северо-восточной части монастыря на месте более ранней, деревянной колокольни, была построена каменная восьмигранная оборонительная надвратная башня, будущая Надвратная колокольня (укр. Надбрамна дзвіниця). В ней и сейчас можно увидеть многочисленные бойницы.

В начале 1670-х годов по инициативе архимандрита Иоанникия, гетман Войска Запорожского на Левобережной Украине Демьян Игнатьевич Многогрешный (укр. Дем‘ян Гнатович Многогрішний (Ігнатович)) утвердил за монастырём «давние его владения»: сёла Горбово и Авдеевка с перевозами и с угодьями, перевоз на реке Десне «против хутора Онисова под Черниговом», озеро Богородичное, сёла Серединка (укр. Серединка, ныне село в Черниговском районе Черниговской области)  и Надиновка (укр. Надинівка, ныне село в Черниговском районе Черниговской области) «с грунтами, лесами, полями, озерами, ставами и другими угодьями».

Универсалом от 22 июня 1672 года гетман Иван Самойлович утвердил за Елецким монастырём сёла Авдеевка, Надиновка, Серединка, Анисов (укр. Анисів, ныне село в Черниговском районе Черниговской области), Горбово, перевоз через Десну и все ранее принадлежавшие обители угодья.

В 16751676 гг. к западу от Успенского собора на средства полковника Василия Касперовича Андреевича Дунина-Борковского была построена Церковь во имя апостолов Петра и Павла с трапезным корпусом, в котором находились братская кухня, пекарня, кладовая, погреб. Первоначальная общая площадь храма 45,5 × 17,5 метров, сохранилось только одно помещение площадью 13,6 м². В это же время начали перестраивать палатный (северный) корпус келий, возведённый, быть может, в начале XVI века. Вероятно, во 2-й половине 1670-х годов были закончены восточный корпус келий и близкий к нему по архитектуре юго-западный корпус.

Архимандрит Иоанникий в 1676 году составил книгу «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» о чудесах древней и новой, Елецкой иконы Божией Матери с описанием истории монастыря и его главного храма. Архимандрита, не напрасно называют «первым историком искусства Чернигова».

В декабре 1687 года новый гетман Войска Запорожского Иван Степанович Мазепа (Мазепа-Колединский, укр. Іван Степанович Мазепа (Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Mazepa Kołodyński)) также выдал обители подтвердительный универсал. Заботились о благоустройстве Елецкого монастыря и жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых внесены в монастырский синодик: «Пан Колчицкий надал в монастырь Елецкий село своё Буянку (укр. Буянки, ныне село в Репкинском районе Черниговской области) в сотне Ройской», «Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом», «Пан Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную».

В 1688 – 1696 гг. архимандритом Елецкого монастыря был Феодосий Углицкий (в миру – Полоницкий-Углицкий, укр. Феодосій (Теодосій) Микитович Углицький), с 1692 года архиепископ Черниговский и Новгород-Северский. В 1688 году для него на территории монастыря построили деревянный дом, которое служило для него жилищем. В нём с конца XVII XVIII вв. жили настоятели монастыря.

Универсалом от 10 февраля 1689 года гетман Иван Степанович Мазепа по просьбе архимандрита Феодосия село Мощёнка (укр. Мощенка, ныне село в Черниговском районе Черниговской области) было приписано к монастырю. Гетман позволил архимандриту Феодосию занять «своими людьми» и село Лемешовка (укр. Лемешівка, ныне село в Черниговском районе Черниговской области), соседнее с Мощёнкой.

В 1696 – 1697 гг. архимандритом монастыря был Иоанн (в миру –  Иван Максимович Васильковский, или Иван Максимович; укр. Йоан (в миру – Іван Максимович Максимович), основатель Черниговского коллегиума, будущий архиепископЧерниговский и Новгород-Северский, затем митрополит Тобольский и всея Сибири.

В 1697 году архимандрит Иоанн получил универсал гетмана Ивана Степановича Мазепы на владение мельницей на реке Белоус (укр. Білоус) близ Чернигова, подаренной обители наказным черниговским полковником Леонтием Артемьевичем Полуботком (укр. Леонтій Полуботок).

В конце XVII века весь комплекс Елецкого монастыря был обнесён кирпичной оградой, высота которой доходила до 4 метров, а общая длина равнялась 1 км. Снаружи она была оштукатурена и украшена карнизом с пилястрами. Ограда придавала завершённость всему архитектурному ансамблю монастыря. В советское время ограда местами была полностью разрушена, а большая её часть находилась в полуразрушенном состоянии. Ныне, когда монастырь вновь действует, она ежегодно ремонтируется. Для полного восстановления ограды нужны значительные средства.

Таким образом, на протяжении 2-й половины XVII века формируется архитектурный ансамбль Елецкого монастыря с яркими чертами украинского барокко.

В 1697 – 1699 гг. архимандритом монастыря был религиозный и церковный деятель Димитрий (в миру – Данила (Даниил) Саввич Туптало, укр. Димитрій (в миру – Данило Савич Туптало)), будущий митрополит Ростовский и Ярославский. Архимандрит Димитрий устроил близ села Копачов (укр. Копачів, ныне село в Черниговском районе Черниговской области) мельницу.

Зимой 1697/1698 года вследствие неурожая в Черниговском крае был сильный голод. Архимандрит Димитрий покупал за границей хлеб для монастырских крестьян и кормил в обители всех бедных за свой счёт. По просьбе архимандрита гетман Иван Степанович Мазепа освободил монастырских подданных от постойной повинности и приказал, чтобы «козаки в сёлах монастырских живучий избытков жадных над жителями тамошными чинити неважилися и грунта я кие неслушне позаймали, жеб монастырови зповертали конечне».

Универсалом от 22 мая 1698 года гетман Иван Степанович Мазепа, по просьбе архимандрита Димитрия, разрешил монастырю на монастырских перевозах близ Чернигова и в Авдеевском «горелку свою для шинку держати и продавати оную».

В 1698 году по инициативе архимандрита Димитрия и по заказу черниговского полковника Ефима Яковлевича Лизогуба (укр. Юхим Якович Лизогуб) возле южного фасада Успенского собора началось строительство усыпальницы (Церковь св. апостола Иакова) для его отца черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба (укр. Яків Кіндратович Лизогуб, умер 9 августа 1698 года).

В 1700 – 1702 гг. архимандритом Елецкого монастыря был Никон (укр. Нікон).

В 1701 году на средства черниговского полковника Ефима Яковлевича Лизогуба в монастыре над оборонительной надвратной башней был надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов, увенчанный барочной главой. Сооружение получило функцию – Надвратной колокольни, её высота составляет 36 метров.

Фасад колокольни. Источник – Храми Чернігово-Сіверщини. Альбом «Храми Чернігова. Єлецький монастир». Фото без изменений

 

План 1-го яруса колокольни. Источник – Храми Чернігово-Сіверщини. Альбом «Храми Чернігова. Єлецький монастир». Фото без изменений

 

D:\Чернігів_Дзвіниця_Успенського_собору_1.jpg

Монастырская колокольня. Фото 25 июня 2016 года. Автор – Качуровська. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

Универсалом от 6 мая 1703 года гетман Иван Степанович Мазепа отдал монастырю «в полное арендовое заведоване горелчаные, тютюнные и дегтевие шинки» в сёлах Анисов, Горбово, Мощёнка, Авдеевка. Когда окончился годичный срок аренды шинков, архимандрит Ипполит (укр. Іполит) ходатайствовал о возобновлении аренды и на следующий год и получил новый универсал гетмана от 5 мая 1704 года.

Преемник Ипполита архимандрит Исаакий (в миру – Васенкевич, укр. Ісаакій Васенкевич), несмотря на то что гетман Иван Степанович Мазепа повысил плату за аренду «горелочных, тютюнных и дегтярных шинков» в монастырских сёлах с 400 до 500 золотых в год, продлил её ещё на несколько лет.

В XVIII веке Елецкий монастырь содержал шинки почти во всех своих владениях, что давало ему значительные доходы. В каждом таком питейном заведении в год продавалось от 100 до 400 ведёр сивухи и «горячего вина».

В 1724 году в Елецком монастыре полагался штат: архимандрит, игумен, проповедник, наместник, казначей, священник, инквизитор, вотчинный надзиратель, диакон, монахи, или послушная братия (квасовар-пивовар, столничной, поваренный, трапезный, хлебный, хлебодар, подкеларник, воротик, конюшенный, огороденный, чашник, погребной, часовод, житенный, звонарь, просвирник, пономарь, рухлядник, служащий больным), бельцы (4 копеиста, 2 подканцеляриста, канцелярист, стряпчий, приказный), служки (оконичник, 2 печника, 2 плотника, 2 кузнеца, 12 конюхов при монастыре и 8 в селах, шорник, сапожник, 2 портных, приспешник, архимандритский повар, истопник в архимандритских кельях, 2 рыбака, 2 церковных сторожа, бочар, колесник, 6 слуг для «всяких разсылок и выезда с архимандритом и прочими властями»). Всей братии выдавалось жалованье деньгами и хлебом: архимандриту положено было 100 рублей и 8 четвертей хлеба, монахам по 6 рублей и 5 четвертей хлеба. Кроме того, деньги полагались на различные монастырские и церковные надобности. До 1786 года в Елецком монастыре проживал 21 монах.

В 1755 – 1757 гг. архимандритом монастыря был Гервасий (в миру – Григорий Линцевский, укр. Гервасій (в миру – Григорій Лінцевський)), с 1757 годаепископ Переяславский и Бориспольский.

В 1761 – 1762 и 1763 – 1773 гг. архимандритом был Панкратий (в миру – Чарныйский, укр. Панкратій (в миру – Чарниський)), умер в Елецком монастыре в 1773 году.

Согласно ревизии 1782 года за Елецким монастырём числилось 1342 крестьянина.

Во 2-й половине XVIII века монастырь, будучи одной из богатейших и благоустроенных обителей, превращается в крупного землевладельца. Согласно описи архимандрита Елецкого монастыря в 1774 – 1788 гг. Иерофея (в мируИоанникий Малицкий, укр. Ієрофей (в миру – Йоаникій Малицький)) обители принадлежали сёла Мощёнка, Лемешовка, Горбово, Глузды (укр. Глузди, ныне село в Черниговском районе Черниговской области), Авдеевка, Анисов, Напоровка (укр. Напорівка, ныне хутор в составе села Лукашовка (укр. Лукашівка) в Черниговском районе Черниговской области), Вершинова Муравейка (укр. Вершинова Муравійка, ныне село в Черниговском районе Черниговской области), Серединка, Сядричи (ныне село Деснянка (укр. Деснянка) в Черниговском районе Черниговской области), Юрьевка (укр. Юр’ївка, ныне село в Черниговском районе Черниговской области), Пыжовка (укр. Пижівка). В Лемешовке у монастыря была собственная винокурня, а в монастырских шинках в год продавалось 2 тысячи вёдер горилки. Обитель имела 147 нив пахотной земли и 56 сенокосов, ежегодно дававших 2,7 тысяч возов сена. Во владении Елецкого монастыря находились несколько рощ строевого леса, более 10 мельниц и рыболовных озёр. Монастырь имел кирпичный завод в Чернигове.

В 1786 году архимандритом Иерофеем (будущий епископ Черниговский и Нежинский в 1788 – 1796 гг., митрополит Киевский и Галицкий в 1796 – 1799 гг.) из доходов обители для монастырской колокольни был отлит колокол в 160 пудов.

10 апреля 1786 года указом российской императрицы Екатерины II на юг Российской империиМалороссию была распространена секуляризация. Елецкий монастырь был отнесён к 1-му классу. В казну были переданы находившиеся в собственности монастыря крепостные крестьяне – 1256 мужчин и 1169 женщин, 7 пекарен, 8 трактиров, винокурня, 4 бани, 9 мельниц, 4 паромные переправы и многое другое.

После 1786 года за Елецким монастырём оставались только некоторые усадьбы в Чернигове, около 40 десятин пахотной земли, 3 озера и Романовская мельница в Гущине (укр. Гущин, ныне село в Черниговском районе Черниговской области).

.

D:\Печатка_Єлецького_монастиря.png

Печать Елецкого монастыря. Автор – Денис Коритько. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

В 1811 году в южной части монастыря построены Настоятельские покои, с 1861 года – новая Петропавловская церковь с трапезной.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\066.jpg

План Елецкого монастыря начала XIX века. Чертёжная копия с оригинала, Центральный государственный исторический архив в Ленинграде (ЦГИАЛ), ф. 1488, д. 925. Источник – Цапенко М. Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков. – Москва, 1967. – С. 66. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_066,252215.html. Фото без изменений

1 – Успенский собор;

2 – северные (игуменские) кельи;

3 – восточные кельи;

4 – Настоятельские покои;

5 – Надвратная колокольня;

6 – Церковь во имя апостолов Петра и Павла с трапезной.

.

В 1813 – 1818 гг. архимандритом монастыря был Феофил (в миру – Фёдор Татарский, укр. Феофілмиру Федір Татарський)), будущий архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Он занимался историей Черниговского Елецкого Успенского монастыря.

В 1818 – 1822 гг. архимандритом был Мелетий (в миру – Иван Носков, укр. Мелетій миру Іван Носков)).

В 1823 1828 гг. архимандритом монастыря был Иероним (в миру – Игнатий Визерский, умер в 1837 году), который, согласно Русскому биографическому словарю (1896 – 1913 гг.), «привёл его (монастырь) в отличное во всех отношениях состояние».

В 1820-х – 1840-х гг. Елецкий монастырь беднел и приходил в упадок. Согласно «Геометрическому специальному плану» 1835 года, «за монастырём всей земли, включая усадьбу», значилось 127 десятин. Участки монастырской земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. Сроки аренды часто возобновлялись, а потом арендаторы, пользуясь слабым надзором со стороны монастырской администрации, самовольно передавали аренду другим лицам. Трудно было найти хозяина, к которому по этим причинам монастырь не имел бы претензий. В XIX веке велись бесплодные суды, кончавшиеся для монастыря потерей имущества.

К середине XIX века Елецкий монастырь пришёл в упадок.

В 1850 – 1852 гг. архимандритом монастыря был Климент (в мируПётр Можаров).

В 18591866 гг. Елецкий монастырь был возрождён при архиепископе Черниговском и Нежинском Филарете (в мируДмитрий Григорьевич Гумилевский). По его просьбе в 1860 году Святейший Синод передал монастырь в его управление. Архиерей разместил в обители свою обширную библиотеку, архив, а также Черниговскую духовную консисторию. Она вместе с архивом в 1861 году разместилась в бывшей Церкви во имя апостолов Петра и Павла с трапезной. Для архивных дел консистории были приспособлены 2-й и 3-й этажи монастырской колокольни. Архиепископ Филарет на выделяемые из казны деньги, а также на собственные средства отремонтировал каменные постройки, устроил хозяйственные службы. Заботой архипастыря был возрождён и запущенный монастырский фруктовый сад.

После смерти в 1866 году архиепископа Филарета монастырём управлял новый архиепископ Черниговский и Нежинский в 1866 – 1871 гг. Варлаам (в мируВасилий Порфирьевич Денисов).

Указом Святейшего Синода от 21 августа 1868 года в Черниговской епархии учреждалось викариатство. Елецкой обителью стали управлять викарии, титуловавшиеся епископами Новгород-Северскими. Будучи настоятелями монастыря викарные епископы, одновременно исполняли должность ректора Черниговской духовной семинарией, председателя Епархиального комитета Черниговского отделения Православного миссионерского общества, а также председателя Совета Братства святого Михаила, князя Черниговского.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Елецкий монастырь в XIX веке. Источник – https://ukrainaincognita.com/chernigivska-oblast/chernigiv/chernigiv-eletskyi-uspenskyi-monastyr. Фото без изменений

.

В 18901892 гг. в Елецком монастыре в Домике святителей Феодосия и Димитрия была открыта иконописная школа, также устроен приют для сирот на 8 человек, составлена и напечатана опись библиотеки и ризницы монастыря, начато исследование древних фресок Успенского собора и пещер на территории обители. В урочище «Святое», принадлежавшее монастырю, была устроена Часовня во имя преподобного Николы Святоши. Были приобретены образ святого, а также частица его облачения.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид на Елецкий монастырь со стороны надвратной колокольни. Фото начала XX века. Государственная публичная историческая библиотека Российской Федерации (ГПИБ). Источник – https://www.pravenc.ru/text/189789.html. Фото без изменений

.

В 1903 году рядом с помещением странноприимницы при епископе-настоятеле Исидоре (в мируПётр Александрович Колоколов) Братством святого Михаила была открыта библиотека с читальней.

Согласно монастырской ведомости за декабрь 1907 года, в Елецком монастыре проживали настоятель-епископ, 13 монахов и 4 послушника. При обители была открыта церковноприходская школа. В помещении школы по воскресным и праздничным дням проходили религиозно-нравственные чтения.

По просьбе Комитета по устройству XIV Археологического съезда в Чернигове в 1908 году епископ Черниговский и Нежинский Антоний  (в мируИаков Григорьевич Соколов) распорядился передать на выставку портреты архипастырей из Черниговского архиерейского дома. Такое же распоряжение по монастырю отдал епископ-настоятель Нестор (в мируНиколай Дмитриевич Фомин). Кроме портретов на выставке было представлено большое количество предметов церковной старины.

В феврале 1912 года на заседании Черниговского епархиального совета было решено открыть в Елецком монастыре школу с общежитием для подготовки диаконов и псаломщиков.

С 12 октября по 6 ноября 1919 года, в ходе Гражданской войны, на территории монастыря находился штаб белогвардейских частей генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина.

7 ноября 1919 года Чернигов заняли большевики, начались притеснения монастырской братии.

27 июля 1920 года постановлением Президиума губернского исполнительного комитета постройки Елецкого монастыря передавались Губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем «для организации там концентрационного лагеря».

С 12 июня 1921 года на территории монастыря действовала Елецкая религиозная община.

В конце 1921 года решением советской власти Елецкий Успенский мужской монастырь был закрыт. Монастырские здания отдали разным светским учреждениям, в кельях устроили казармы для красноармейцев.

В 1920-х годах начались археологических исследований Елецкого монастыря.

В мае 1922 года, в ходе изъятия церковных ценностей, из Елецкого монастыря было вывезено 34 фунта 19 золотников серебра, 11 фунтов серебряных изделий.

20 апреля 1923 года представители Черниговского епархиального управления на условиях и на срок, установленные по соглашению с Губернским отделом коммунального хозяйства взяли в арендное пользование Архиерейский дом с Петропавловской церковью, восточные кельи, домик святителя Феодосия Углицкого, Настоятельский корпус, сараи, гаражи и юго-западные кельи (бывшая гостиница) для учащихся мужчин рабоче-крестьянской инспекции.

16 августа 1923 года Черниговской окружной ликвидационной комиссией по отделению Церкви от государства была создана комиссия из представителей окружного исполкома для ревизии имущества, находящегося в ведении Елецкой религиозной общины. После ревизии договор Елецкой общины с Черниговским окрликвидкомом 22 августа 1923 года был расторгнут «ввиду укрывательства членами общины имущества и хаотического ведения последнего».

7 января 1928 года Комиссия из членов Горсовета и Госмузея обследовала усадьбу Елецкого монастыря и констатировала её аварийное состояние, вследствие чего на основании декрета Всеукраинского центрального исполнительного комитета от 19 апреля 1922 года «сочла целесообразным передать всю усадьбу Госмузею». Учитывая большое историко-культурное значение Успенской церкви, Совет народных комиссаров УССР (укр. Рада народних комісарів УСРР) объявил храм с колокольней и оградой историко-культурными памятниками всеукраинского значения и передал их на содержание госбюджета.

К началу 1930-х годов монастырская территория принадлежала учебно-строительному комбинату.

В 1930-х годах состояние монастырского архитектурного ансамбля ухудшилось. Монастырские постройки начали разрушаться, чему способствовали и местные жители, разобравшие в 1935 году часть ограды по улице Подмонастырской (ныне улица Толстого, укр. Вулиця Толстого).

В 19411943 гг. во время Второй мировой войны, немецкие оккупанты разместили в монастыре воинскую часть, а в Успенском соборе устроили конюшню.

В 1942 году оккупационная власть открыла один из окружающих Успенский собор корпусовДмитриевский храм, при котором действовала религиозная община. В других монастырских зданиях размещались склады, Петропавловская церковь служила оккупантам мастерской по ремонту техники.

После того как в 1942 году к Чернигову приблизились партизаны и подпольщикам удалось вынести из монастырских пещер, где было спрятано оружие, 12 винтовок и пулемёт, немцы поспешно демонтировали и вывезли свои станки из здания Петропавловской церкви.

На 1943 год, в ходе военных действий в монастыре были полностью разрушены юго-западные кельи (бывшая гостиница), здание бывшей духовной консистории (первоначально Церковь во имя апостолов Петра и Павла с трапезной, 1675 – 1676 гг.), а также северные кельи XVIXVII вв.

В 19431962 гг. проведены ремонт и реставрация некоторых сооружений монастыря, при сохранении их в ведении разных светских учреждений. При восстановлении в 19431947 гг. Петропавловская церковь (здание 1811 года) была перестроена и приспособлена под театр. В 1950-х годах в бывшем храме размещался Драматический театр имени Т.Г. Шевченко, позднее Театр юного зрителя, Черниговская областная филармония до 1964 года, ЗАГС (Запись актов гражданского состояния) и до 1992 года – Спортивный клуб «Динамо». В просторном трапезном зале, примыкающем к церкви с западной стороны, располагалась Библиотека имени В.Г. Короленко с читальным залом, а позже на некоторое время сюда был перенесён Черниговский областной архив. В домике святителя Феодосия Углицкого после 1945 года жили семьи, а позже размещался Художественно-рекламный комбинат Управления культуры.

В 1957 году, после исследования северных келий XVIXVII вв. Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии строительства и архитектуры СССР, началась их реставрация. Были восстановлены стены, деревянная крыша, дверные и оконные проёмы, а также изразцовые печи в стенах сеней: одна, из зелёных рельефных изразцов XVI века, – в восточной комнате центральной части корпуса, другая, из белых расписных изразцов XVII века,в южной комнате восточной части корпуса. Реставрация выполнена по проекту архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. В 1980-х годах в здании размещалось Общество охраны памятников  истории и культуры. В 2008 году там находился игуменский корпус.

.

D:\1 (5).jpg

Фото 1960 года. Источник – https://cn.archives.gov.ua/expos/temat/PDA/13.php. Державний архів Чернігівської області», один. збер. 0–9686. Фотографія. Фото без изменений

.

В 19611962 гг. Успенский собор с Надвратной колокольней реставрировался Межобластной специализированной научно-реставрационной производственной мастерской № 3.

В 1966 году подворье Елецкого монастыря становится съемочной площадкой для единственного советского фильма ужасов «Вий» (укр. Вій) по мотивам одноименной повести украинского писателя Николая Васильевича Гоголя (укр. Микола Васильович Гоголь).

D:\a102-14a.jpg

Общий вид с северо-запада. Фото 4 апреля 1976 года. Автор – М.І. Жарких. Источник – Негатека, № A102-14. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_a102-14a,252224.html. Фото без изменений

.

В 1981, 1983 годах археолог и краевед Александр Владимирович Шекун (укр. Олександр Володимирович Шекун) проводил охранные раскопки на территории Елецкого монастыря. Собранные во время работ материалы хранятся в фондах Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній»).

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План Елецкого монастыря. Источник – Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – Киев: Будівельник, 1986. – Т. 4. – С. 266. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_pga4_0707,252214.html. Фото без изменений

1 – Успенский собор;

2 – северные (игуменские) кельи;

3 – восточные кельи;

4 – Надвратная колокольня;

5 – ограда с воротами;

6 – Придельная церковь св. апостола Иакова (Усыпальница Лизогубов);

7 – юго-западные кельи (настоятельский);

8 – деревянный жилой дом (Дом архимандрита Феодосия Углицкого).

.

D:\490-27a.jpg

Общий вид с юго-запада, с Болдиных гор. Фото 21 мая 1989 года. Автор – М.І. Жарких. Источник – Негатека, № 490-27. https://www.pslava.info/Chernigiv_MonJeleckyj_490-27a,252234.html. Фото без изменений

.

В 19901991 гг. раскопки на территории монастыря проводил украинский архитектор, искусствовед, краевед Андрей Антонович Карнабед (укр. Андрій Антонович Карнабіда). Материалы, собранные в ходе работ, хранятся в фондах Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній»).

20 августа 1992 года по ходатайству митрополита Черниговского и Нежинского Антония (в мируОнуфрий Иванович Вакарик) на основании решения Черниговского областного исполнительного комитета от 31 декабря 1991 года «О передаче памятника архитектуры Республиканского значения сооружений Елецкого Успенского монастыря в г. Чернигове Епархиальному управлению Украинской православной церкви» Государственный архитектурно-исторический заповедник передал в бесплатное пользование УПЦ: Успенский собор, Надвратную колокольню, северный, восточный и юго-западный келейные корпуса, Дом святителя Феодосия, монастырскую ограду.

В 1992 году Елецкий монастырь был возобновлён уже как женский. Монастырский комплекс находится в безвозмездной аренде Московского патриархата под названием Свято-Успенский Елецкий женский монастырь (укр. Свято-Успенський Єлецький жіночий монастир) в честь главного храма Успения Пресвятой Богородицы. 19 августа 1992 года в Петропавловской церкви состоялось первое богослужение. Настоятельницей монастыря стала игуменья Феодосия (в миру Сорока).

В 19962006 гг. настоятельницей монастыря была игуменья Амвросия (в миру Анна Павловна Иваненко). При ней были отремонтированы все обветшавшие здания обители. Восстановлены Успенский собор, заново освящён 28 августа 1998 года, Петропавловская церковь, Надвратная колокольня, восточные кельи, оборудованы швейная, золотошвейная, иконописная мастерские, просфорная, устроено подсобное хозяйство, на склоне Лесковицкой горы (укр. Лісковиця) разбит небольшой огород.

В 1996 году по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония был заведён особый обычай празднования памяти святителя Феодосия Черниговского, с торжественным обнесением мощей по храмам, где служил подвижник.

С 1997 года в Петропавловской церкви хранится ковчежец с частицами мощей святителя Димитрия Ростовского, святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского (в миру Лука Евсеевич Проскура, умер в 1950 году).

1 апреля 1999 года чудотворная Елецкая икона Божией Матери была возвращена из Черниговского областного исторического музея имени В.В. Тарновского (укр. Чернігівський обласний історичний музей імені В.В. Тарновського) в обитель.

27 декабря 2006 года умерла игуменья Амвросия. Из уважения к её заслугам перед Елецким монастырём, она была похоронена возле апсид Успенского собора.

C:\ФОТО (архив)\10) Княжеский Чернигов, 20-22.09.2020 г\20200920_184045.jpg

Могила игуменьи Амвросии. Фото 20 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\8._Чернігів_Східні_келії.JPG

На монастырском подворье. Фото 1 января 2009 года. Автор – Neovitaha777. Лицензия –  Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

В период с 2012 по 2013 год украинская художница Ольга Владимировна Ляшенко (укр. Ольга Володимирівна Ляшенко) написала иконы для иконостаса монастырской церкви.

.

D:\2560px-Комплекс_споруд_Єлецького_монастиря_Чернігів_Березень_2016.jpg

Успенский собор и Надвратная колокольня. Фото 6 марта 2016 года. Автор – Nomad0212. Лицензия –  Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

В июле 2018 года Черниговская экспедиция под руководством украинского археолога Елены Евгеньевны Черненко (укр. Олена Євгеніївна Черненко) отправилась на архитектурно-археологические исследования Елецкого монастыря. Цель экспедиции: изучение древней застройки монастыря. Раскопки проводятся во исполнение «Областной целевой программы археологических исследований в Черниговской области на 2013 – 2020 гг.». 

Весной 2022 года в ходе полномасштабного вторжение в Украину российские войска обстреляли Чернигов, а вместе с ним и Елецкий Успенский монастырь. 7 марта в ходе обстрела были повреждены фасады монастырской ограды, ворота и Надвратная колокольня XVII века, барабаны куполов Успенского собора XIXVII вв.

D:\277799580_5130401550360739_5555398855432701963_n.jpeg

Фото 7 марта 2022 года. Автор – Oleksandr Tkachenko. Источник https://ui.org.ua/postcard/yeleczkyj-uspenskyj-monastyr/. Фото без изменений

.

Так, стены древнего монастыря запечатлели следы ещё одной страшной войнывероломного нападения Российской Федерации, которая уничтожает культурное наследие Украины и пытается переписать её историю.

В конце февраля 2023 года Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний» (укр. Національний архітектурно-історичний заповідник «Чернігів стародавній») заявил об окончании срока действия договора о безвозмездном пользовании памятником архитектуры – Елецким монастырём и потребовал от Черниговской епархии Украинской православной церкви покинуть монастырь до 28 марта 2023 года. УПЦ отказалась возвращать монастырь и обратилась в суд с исками, в которых просила признать договор действующим.

В июне 2023 года украинская компания Skeiron, которая занимается оцифровкой культурного наследия, оцифровала Елецкий монастырь. Эти данные могут быть использованы в ходе дальнейших исследований монастыря.

Фото Skeiron/Facebook. Фото без изменений

 

Фото Skeiron/Facebook. Фото без изменений

 

26 октября 2023 года Хозяйственный суд Черниговской области (укр. Господарський суд Чернігівської області) отказал в удовлетворении исковых требований Черниговской епархии УПЦ о признании возобновлённым договор о безвозмездном пользовании имуществом Елецкого монастыря.

4 июля 2024 года постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда (укр. Північний апеляційний господарський суд) по делу №927/1342/23, иск Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» удовлетворён в полном объёме. Таким образом, суд подтвердил, что Управление Черниговской епархии УПЦ не имеет правовых оснований находиться на территории Елецкого монастыря.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ отключены