МАЛЫЙ ТУРИЙ РОГ ИЗ КУРГАНА «ЧЁРНАЯ МОГИЛА»
Длина малого рога – 54 см. Его серебряная оправа орнаментирована великолепным чеканным позолоченным растительным узором в восточном духе, переплетённым в гирлянды.
Малый рог (рог, серебро, ковка, чеканка, чеканка, золочение, чернь), X век. Экспонируется в Государственном историческом музее в Москве, Российская Федерация. Источник – Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X – XIII вв. – Ленинград: 1971. – С. 6. Фото без изменений
Узор состоит из четырёх лилий, переплетённых между собой стеблями. Он близок по своему узору к иранским образцам, но происхождение самой оправы, безусловно, местное. Такой узор был широко распространён на Руси в X – XI вв.
Оправа рога. Иллюстрация из книги В.А. Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». – Выпуск 1, 1881. Источник – https://russianold.ru/2020/11/26/ritons/. Фото без изменений
Подобный узор можно видеть на серебряных застёжках из черниговского Кургана «Гульбище», на бронзовых нашивных бляшках к лошадиному доспеху из раскопок захоронений дружинников Шестовицкого могильника в «Шестовицком археологическом комплексе» (укр. Шестовицькій археологічний комплекс) в 12 км к юго-западу от Чернигова у села Шестовица (укр. Шестовиця, село в Черниговском районе Черниговской области). Таким же узором из четырёх лилий украшена рукоять меча из дружинной могилы, найденного в Киеве у Золотых ворот. Все эти вещи в основном относятся к X веку.
Источник – Історія українського мистецтва. – Київ: Наукова думка, 1966. – Т. 1. – С. 361. Фото без изменений
Узоры из лилий были распространены не только в Приднепровье, но и на всей территории Руси того времени. Стиль орнамента соотносится с орнаментацией аварских сумок Венгрии и оружия из могильников Нижнего Прикамья. Такой стиль узора известен также в Чехии и Моравии, где возник, возможно, под влиянием приднепровских образцов.
Оправа рога и рукоять меча, найденного близ Золотых ворот в Киеве, имеют такие же орнаментальные мотивы как на «некоторых поясных бляхах и наконечниках из Микульчиц (чеш. Mikulčice, село в районе Годонин Южноморавского края Чехии), Поганьско (чеш. Pohansko, в 2 км к югу от Бржецлава (чеш. Břeclav), город, административный центр района Бржецлав Южноморавского края Чехии), Старого Места (чеш. Staré Město, город в районе Угерске-Градиште Злинского края Чехии), Желенок (чеш. Želénky, село в районе Теплице Устецкого края Чехии) и, особенно, на типичных великоморавских украшениях-пуговицах – гомбиках, находки которых сосредоточиваются в области трёх крупных южноморавских центров и далее в Средней Чехии и Юго-Западной Словакии.
И древнерусские, и моравско-чешские группы находок этого стиля, как писал чешский археолог Борживой Достал (чеш. Bořivoj Dostál, умер в 1994 году) в 1978 году в своей работе «Некоторые общие проблемы археологии Древней Руси и Великой Моравии», возникли на основе одинакового причерноморского и иранского происхождения, которое нашло отражение в орнаментации золотых сосудов из Надьсентмиклошского клада (венг. nagyszentmiklósi kincs, нем. Schatz von Nagyszentmiklós) – клад золотых сосудов V – VIII вв., обнаруженный в 1799 году близ венгерского селения Надь-Сент-Миклош (венг. Nagyszentmiklós, ныне город Сынниколау-Маре (рум. Sânnicolau Mare) в жудеце Тимиш в Румынии). Клад экспонируется в Венском художественно-историческом музее (нем. Kunsthistorisches Museum, KHM Wien), Австрия.