ЛЮБЕЦКИЙ СИНОДИК

Любецкий синодик (укр. Любецький синодик) исторический источник, список лиц для поминовения (синодик) в церкви, созданный в Любече (укр. Любеч, ныне посёлок городского типа в Репкинском районе Черниговской области). Его написание было начато в середине XVIII века в Любецком Антониевском мужском монастыре (укр. Любецький Антоніївський монастир). После ликвидации монастыря в 1786 году он был продолжен в Воскресенской церкви (укр. Воскресенська церква) в Любече. Оригинал Любецкого синодика не сохранился, однако известна его копия, относящаяся к концу XVIII веку.

Во 2-й половине XIX века список конца XVIII века опубликовали российский историк и генеалог, граф Григорий Александрович Милорадович в 1860 году, и историк Церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (в миру – Дмитрий Григорьевич Гумилевский) в 1863 году. Исследованием Любецкого синодика занимался российский филологславист, краевед Николай Дмитриевич Квашнин-Самарин (умер не ранее 1918 года). В 1882 году полную версию синодика с его подробным исследованием опубликовал российский путешественник Рафаил Владимирович Зотов.

D:\Зотов_Р.В._О_Черниговских_князьях_по_Любецкому_синодику.jpg

Р.В. Зотов. О Черниговских князьях по Любецкому синодику. Страница помяненника Любечского синодика. Фото 28 января 2016 года. АвторIryna Ch. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

По мнению Р.В. Зотова, автор Любецкого синодика был хорошо осведомлен как в истории Чернигово-Северщины, так и в генеалогии черниговских князей.

Любецкий синодик является ценным источником для изучения генеалогии князей Черниговских, помянник которых находится на листах с 16 по 21 синодика. Источником для написания была Ипатьевская летопись XV века. Но в Любецком синодике также имеется 5 имён, которые отсутствуют в других источниках.

Очерёдность упоминания князей в списке синодика, как правило, зависит от их родового старшинства: одно поколение за другим и так же в порядке старшинства внутри каждого поколения, за исключением великих князей, которые ставятся в начало списка каждого поколения, даже если были младше родом князей, стоящих после в том же поколении. Князья не правившие как правило упоминаются сразу после своего отца, а не отдельным пунктом.

Любецкий синодик особенно замечателен тем, что в нём князья поименованы как именами мирскими, так и крестными. В синодике строго отличены владетельные князья названием великий князь, тогда как подчинённые или удельные называются просто князьями. Вместе с князьями поминаются их жёны и дети.

Первую часть синодика составляют только Рюриковичи: великие князья Черниговские и князья без указания удела до позиции 48. На позиции 47 и 48 стоят два последних великих князя Черниговских 2-й половины XIV века, отец и сын, без указания рядом с ними каких-либо родственников. Только во второй части синодика князья упоминаются с другой, кроме черниговской, привязкой к месту княжения. Упоминаются также литовские Гедиминовичи, из них черниговским назван только один князь Корибут Ольгердович. Часть князей из начала второй части синодика являются современниками князей из конца первой части синодика.

По подсчётам украинского историка Станислава Николаевича Келембета (укр. Станіслав Миколайович Келембет), первоначально в Любецком синодике было упомянуто 119 князей и 45 княгинь. Из них 15 крестильных имён и 4 монашеских имени князей XIXIII вв. Архиепископ Филарет в 1863 году добавил к ним ещё 11 княгинь, которых в рукописи нет, а также 13 князей и 1 княгиню, имена которых содержались на страницах Елецкого (укр. Єлецький синодик) и Северского (укр. Сіверський синодик) синодиков. Таким образом, как считает С.Н. Келембет, общее их количество составило: 141 князь и 48 княгинь.

Комментарии к записи ЛЮБЕЦКИЙ СИНОДИК отключены