СПИСОК ЧЕРНИГОВО-СЕВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

(укр. Чернігово-Сіверська земля)

НАЧИНАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XV ВЕКА

.

СЕВЕРСКАЯ СЛАВЕНИЯ. Северяне (др.-рус. сѣверѧне, сѣверо, сѣверъ, сѣверы, укр. сіверяни), восточнославянский племенной союз, населявший в VIII – X вв. среднее течение Десны (укр. Десна), Сейма (укр. Сейм) и верхнее течение Сулы (укр. Сула), Псла (укр. Псел) и Ворсклы (укр. Ворскла), территории нынешних Черниговской (укр. Чернігівська область) и Сумской (укр. Сумська область) областей, а также Брянской (Российская Федерация), Курской (Российская Федерация) и Белгородской (Российская Федерация) областей. В археологии отождествляются с Роменско-борщёвской археологической культурой (укр. Роменсько-борщевська археологічна культура, 2-я половина VIII – X вв.) и Волынцевской археологической культурой (укр. Волинцівська археологічна культура, 2-я половина VIII – IX вв.).

Соседними племенами северян были на северо-востоке – вятичи (см. Российская Федерация), на севере – радимичи (белор. радзімічы, см. Беларусь и Российская Федерация), на западе – поляне (укр. поляни), на юго-западе – уличи (укр. уличі). К юго-востоку от северян не существовало устойчивой границы и постоянных соседей, и ареал северян в некоторые периоды доходил до Северского Донца (укр. Сіверський Донець).

D:\Slav-7-8-obrez.png

Карта расселения славян на конец VIII века. Автор – Koryakov Yuri. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

Племена северян имели своих князей, собственные стольные грады. Первоначально племенным центром северян был Седнев (укр. Седнів, ныне посёлок городского типа в Черниговском районе Черниговской области). В своих работах украинский историк-краевед Константин Тимофеевич Карпинский (укр. Костянтин Тимофійович Карпинський, умер в 1947 году) отметил, что: «По могилам северянского погребального обряда, до времени основания Чернигова, или вернее, обращения ранее существовавшего здесь городка в резиденцию князей Северянской земли, старейшим городом северян был Седнев, в котором имеются два больших городища и вокруг несколько сот курганов».

.

Легендарная династия Чёрных (укр. Чорний) (https://perlyny-ua.narod.ru/cernigivska/chernigov/cernigov2-p21.html)

.

I. конец VII века – легендарный князь Чёрный (Черниг), родоначальник династии чернигово-северских племенных князей, основатель Чернигова, назвавший град в свою честь

.

В 1-й половине VIII века большая часть земли северян была захвачены Хазарским каганатом, и северяне вплоть до IX века, включительно, вынуждены были платить дань хазарам.

.

II. середина VIII – конец IХ вв. – легендарный князь Чёрный, герой знаменитой легенды, воевавший с хазарами

.

В современной российской историографии вслед за советской, продолжает преобладать гипотеза, что упоминания о Каганате русов (укр. Руський каганат) в IX веке связаны с южной Русью – южнорусским княжеством в Среднем Поднепровье. В его состав входила и часть днепровского левобережья с Черниговом и Переяславлем.

.

В IX веке Чернигов (укр. Чернігів, ныне город, административный центр Черниговской области) становится центром Северской земли. Он был основан в конце VII века, впервые город упоминается в «Повести временных лет» (начало XII века) под 6415 (907) годом.

Другие населённые пункты северян:

Любеч (укр. Любеч, ныне посёлок городского типа в Репкинском районе Черниговской области), впервые упоминается в «Повести временных лет» под 6390 (882) годом; 

Переяславль (укр. Переяславль, ныне город Переяслав (укр. Переяслав) в Бориспольском районе Киевской области), впервые упомянут в «Повести временных лет» под 6415 (907) годом.

.

В 884 году великий князь-регент Киевский Олег «Вещий» (укр. Олег Віщий) покорил страну «северян», живших по течению Десны. В «Повести временных лет» под 6392 (884) годом сказано: «Олег иде на сиверян, и победил сиверян, и возложил на них дань легку. И не велел им хозарам дани платити». Северяне, помимо полян, стали одним из основных племён, составивших государство – Русь. Таким образом, в состав Руси была включена и часть днепровского левобережья с городами Черниговом и Переяславлем. Точно определить восточную границу государства затруднительно. Советский и российский археолог Борис Александрович Рыбаков (умер в 2001 году) относит сюда среднее течение Десны и бассейн Сейма.

Согласно «Повести временных лет» в договоре 907 года великого князя-регента Олега с византийцами главные центры днепровского левобережья Чернигов и Переяславль упомянуты среди русских городов соответственно на втором и третьем месте после Киева и сказано, что в них сидят князья, подвластные Олегу.

.

III. 2-я половина Х века – легендарный князь Чёрный, похоронен в Кургане «Чёрная могила», последний представитель династии чернигово-северских племенных князей. Существует предание, что в период с 948 по 968 год в Чернигове правил племянник великого князя Киевского Игоря I Рюриковича (укр. Ігор Рюрикович), к слову его тоже звали Игорь, по прозвищу «Чёрный». У него было двое детей – Володислав (укр. Володислав) и Предслава (укр. Предслава). Легенда свидетельствует, что Предслава была женщиной-воином и имела неземную красоту. Узнав о ней, каган хазарский (в другой версии – древлянский князь) возжелал взять её в жёны. Отец Предславы дал согласие, но девушка отказалась выходить замуж за нелюбимого. Когда договор с каганом был расторгнут, состоялась страшная битва, во время которой отважная девушка выбросилась из окна высокого терема. Князь «Чёрный» также погиб в этой битве и был похоронен в высоком кургане. Вместо свадьбы состоялись похороны прекрасной княжны Предславы и её отца. Впоследствии этот курган стали называть «Чёрной могилой». Когда зажигали костёр на его вершине, то огонь было видно на 30 км в округе.

.

Предания о князе Чёрном позволили историкам предположить, что в Чернигове был княжеский стол. Однако впервые об этом предположении, как о серьезном научном умозаключении, стало возможно говорить лишь после детального изучения черниговских курганов, произведенного Б.А. Рыбаковым. Анализ находок привёл Б.А. Рыбакова к выводу, что в Чернигове в X веке были свои князья.

Гипотеза Б.А. Рыбакова, о наличие своих князей в Чернигове, встретила поддержку среди специалистов. Однако нашлись и противники. Советский историк, археограф, источниковед Арсений Николаевич Насонов (умер в 1965 году), а позднее советский и российский историк, археолог Алексей Константинович Зайцев (умер в 2009 году), советский и российский археолог, историк Дмитрий Алексеевич Мачинский (умер в 2012 году), советский и российский археолог Глеб Сергеевич Лебедев (умер в 2003 году), советский и российский археолог Анатолий Николаевич Кирпичников (умер в 2020 году) и другие высказали предположение, что в Чернигове не было княжеского стола, а городом управляли напрямую из Киева. Что же касается «Чёрной могилы», то в ней мог быть похоронен какой-нибудь воевода или наместник киевского князя. В подтверждение приводится история появления левобережного воеводы Претичи (укр. Претич)

Первое упоминание в летописи «людей той стороны Днепра» как представителей особого территориального образования относится к 6476 (968) году. Во главе этих людей упомянут воевода Претич, который мог быть должностным лицом великого князя Киевского Святослава I Игоревича (укр. Святослав Ігорович). Однако, решающим доводом в пользу вмешательства их в осаду Киева печенегами является опасение мести со стороны киевского князя. Благодаря неожиданному вмешательству Претич заключает с печенежским ханом мир, и тот снял осаду Киева.

Но главным «аргументом» противников гипотезы Б.А. Рыбакова является их уверенность в том, что к середине X веке на Руси уже была всего одна княжеская династия – Рюриковичи. Однако, текст договора 6452 (944) года заставляет усомниться в этом, вероятно, к середине X века князей на Руси было несколько.

В правление великого князя Киевского Владимира I Святославича (укр. Володимир Святославич) Русь приняла христианство. Следом за киевлянами, примерно в 989 году или в ближайшие годы, черниговцы были крещены. По народной легенде, этот обряд провели в Святом озере (укр. Святе озеро) близ Десны.

В 992 году в Чернигове была основана епископия.

В начале XI века земля северян управлялась местными племенными старостами и воеводами из Киева, которых присылали великие князья Киевские для сбора дани, судопроизводства и обороны края от внешних врагов, в основном кочевников.

В изданных российским филологом-славистом Измаилом Ивановичем Срезневским (умер в (умер в 1880 году) «Сказаниях о святых Борисе и Глебе» поход князя Бориса Владимировича (укр. Борис Володимирович) в 1015 году заканчивается умиротворением («оумиривъ грады») северянских городов на Десне и роменских городищ в Посемье.

В 1019 году князь Тмутараканский (см. Российская Федерация) Мстислав Владимирович отправил послание своему старшему брату великому князю Киевскому Ярославу I Владимировичу «Мудрому» (укр. Ярослав Володимирович), с просьбой отдать ему часть уделов братьев, которыми тот завладел. Ярослав предложил ему Муром (ныне город, административный центр Муромского района Владимирской области Российской Федерации), но это не могло удовлетворить Мстислава и он начал готовиться в поход.

В 1023 году, в то время когда великий князь Ярослав Владимирович усмирял мятеж в Суздале (ныне город, административный центр Суздальского района Владимирской области Российской Федерации), Мстислав Владимирович с дружиной и своими союзниками хазарами и касогами подошёл к Киеву, однако, город его не принял. Осаждать Киев Мстислав не стал и в марте 1024 года захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра.

Последним упоминанием о северянах является летописное сообщение под 6532 (1024) годом. Их потомки вошли в состав украинского и российского народов.

Комментарии к записи СПИСОК ЧЕРНИГОВО-СЕВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ отключены