ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ДО 1936 ГОДА

Десятинная церковь «каменная церковь святой Богородицы» была заложена в 989 году великим князем Киевским Владимиром I Святославичем: «Посемь же Володимер живяше в законе хрестьянсте, помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от Грек». Различные списки «Повести временных лет» относят закладку церкви к различным датам. В Лаврентьевской летописи об этом событии повествуется под 6497 (989) годом, в Ипатьевской летописи тот же текст читается под 6499 (991) годом. К 991 году закладку церкви относят также Летописец Переяславля-Суздальского, Софийская первая, Ермолинская, Львовская, Типографская, Воскресенская, Густынская летописи и Рогожский летописец. В Никоновской летописи закладка храма отнесена к 6501 (993) году, в Новгородской третьей летописи – к 6498 (990) году.

Князь Владимир при закладке краеугольного камня в присутствии митрополита Киевского и всея Руси Леонтия, епископов греческих и русских, бояр и бесчисленного народа изрёк: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть». Церковь строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. После окончания работ, согласно летописи, церковь была украшена иконами, драгоценными сосудами и крестами, которые Владимир вывез из Корсуня (Херсонеса Таврического) (ныне Гагаринский район города Севастополя, Крым). Храму были переданы мощи священномученика Климента  I  папы Римского, утопленного в Корсуни.

12(25) мая 995 (6503) года церковь торжественно освятили. Князь Владимир, любивший всё делать с размахом, «створи праздник велик в ть день бояром и старцем градским, и убогим раздая именья много». Эту дату обосновал российский историк Алексей Александрович Шахматов (умер в 1920 году), опираясь на данные «Памяти и похвалы князю Владимиру» (1040-е годы). Он указывал на то, что по показанию проложной статьи освящение церкви Богородицы имело место 12 мая, а 12 мая приходилось в воскресение именно в 6503, а не в 6504 году. А.А. Шахматов считал не подлежащим сомнению, что освящение нового храма было приурочено к воскресному дню.  

Первым настоятелем Десятинной церкви был один из «корсунских попов» Владимира – Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Десятинная церковь уже с самых первых лет своего существования выступает в качестве княжеской усыпальницы. В 1007 году сюда были перенесены останки княгини Ольги. В саркофагах были похоронены жена великого князя Владимира Святославича византийская царевна Анна, умершая в 1011/1012 году, затем и сам Владимир, умерший в 1015 году.

В 1017 году церковь пострадала от большого пожара в Киеве. Об этом событии в Лаврентьевской летописи под 6525 годом сказано: «Ярослав йде в Киев, и погоре(ша) церкви).

В 1-й трети XII века, точная дата неизвестна, церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Под 6547 (1039) годом Лаврентьевская летопись сообщает «священа бысть церкы святые Богородиця, юже созда Володимир, отець Ярославль» митрополитом Киевским и всея Руси Феопемптом (др.-греч. Ὁ μητροπολίτης Θεόπεμπτος, около 1037 – 1049 гг.), причина повторного освящения доподлинно неизвестна. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. Советский и российский филолог Михаил Фёдорович Мурьянов (умер в 1995 году) полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения. Эта версия была предложена российским историком, археологом Александром Евгеньевичем Мусиным. Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения. По другой версии, до 1037 года Киевская митрополия подчинялась Охридской кафедре, а не Константинопольской Цареградской патриархии, но к 1037 году положение изменилось, византийцы укрепили свои позиции на Руси. И раз митрополит Феопемпт немедленно взялся за переосвящение Десятинной церкви, то, скорее всего, к 1037 году в Константинополе считали христиан, освятивших в 995 году Десятинную церковь, еретиками. Начиная со времени появления в Киеве митрополита Феопемпта, Церковь Руси в течение всего домонгольского периода возглавляли почти исключительно греки, поставляемые на Киевскую кафедру Константинопольскими патриархами. Л.Е. Махновец относит освящение церкви к только построенной – Церкви Успения Богородицы.

В 1044 году по распоряжению великого князя Ярослава «Мудрого» останки его дядьёв Ярополка и Олега Святославичей были выкопаны, окрещены и положены в Десятинную церковь.  

В 1078 году в Десятинной церкви был похоронен убитый в бою великий князь Изяслав I Ярославич. Л.Е. Махновец ставил это под сомнение и считал, что князь был похоронен в Церкви Успения Богородицы.

В 1093 году в Десятинной церкви был похоронен князь Ростислав Мстиславич.

12 марта 1169 года Киев был взят и разграблен войсками князя Владимира-Суздальского (см. Российская Федерация) Андрея Юрьевича «Боголюбского», под командованием его сына князя Мстислава Андреевича, в том числе была жестоко разграблена и Десятинная церковь.

2 января 1203 года князь Рюрик Ростиславич, в союзе с Ольговичами и половцами взяв Киев, подверг город жесточайшему разграблению. Ограблена была и Десятинная церковь.

Приведённые выше, оба эти разгрома, ограничивались, однако, грабежом и разрушением внутреннего убранства храма, накопленного за время его существования. Самое здание церкви едва ли получало при этом существенные повреждения.

3 мая 1230 года сильное землетрясение.

В декабре 1240 года монгольские орды хана Батыя штурмом взяли Киев. После сдачи первой линии крепостных сооружений киевляне укрепились за валами «Города Владимира», то есть поблизости от Десятинной церкви. Днём 6 декабря 1240 года массы людей, спасаясь от монголов, по рассказу летописца, забрались «на комары церковные и с товары своими; от тягости повалишася с ними стены церковные». Трудно согласиться с этим объяснением причины разрушения храма. Падение церкви едва ли произошло только от большого количества людей, «с товары» забравшихся «на комары церковные», то есть на своды. Причиной обрушения могло стать и аварийное состояние, в котором Десятинная церковь пребывала после сильного землетрясения 1230 года. Советский и украинский историк архитектуры Юрий Сергеевич Асеев (умер в 2005 году) высказывал предположение, что осаждая церковь, монголы применили здесь ту же стенобитную технику, которая описана при взятии ими городских стен Киева, «пороком же беспрестани бьющим день и нощь, выбиша стены». Но так или иначе древнейшая киевская каменная церковь, просуществовав около двух с половиной столетий, превратилась в груду развалин.

Почти два столетия церковь представляла руины, окружённые грудами щебня, кирпича и камня, которые постепенно растаскивались жителями для хозяйственных надобностей.

В XV веке на руинах Десятинной церкви была построена небольшая деревянная Церковь св. Николая. Некоторые, уцелевшие на то время, части древнего храма были использованы для строительства римско-католического кафедрального костёла на Подоле.

В начале XVII века упоминается какая-то деревянная Церковь Николы Десятинного, принадлежавшая греко-католикам (униатам). Возможно, она так была названа в память о 6 декабре 1240 года (на святого Николая), когда хан Батый захватил Киев. О существовании церкви известно из «Краткого исторического описания Киево-Печерской лавры», изданного в 1795 году, где сказано: «Митрополит Пётр Могила, имея обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошёл в церковь святителя Николая, оставшуюся по разорении Батыевом от великия, называемыя Десятинныя церкви». Украинский историк Николай Васильевич Закревский (умер в 1871 году) подверг это известие сомнению, но позднейшие архивные исследования историка и протоирея Петра Гавриловича Лебединцева (умер в 1896 году) и историка Церкви Степана  Тимофеевича Голубева (умер в 1920 году) подтвердили этот факт.  

Ко времени митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Могилы от древней Десятинной церкви из-под груды развалин был виден только юго-западный угол. Французский военный инженер и картограф Гийом Левассёр де Боплан (фр. Guillaume Le Vasseur de Beauplan), находящийся с начала 1630-х до 1648 года на польско-литовской службе преимущественно на территории нынешней Украины, в своих трудах пишет: «полуразрушенные стены храма (он ошибочно называет эти развалины Церковью св. Василия) вышиной от 5 до 6 футов (1,51,8 метра) покрыты греческими надписями; сии надписи вырезаны более, нежели за 1400 лет перед сим (Г. де Боплан, очевидно, считал, что храм сооружён ранее III века) на алебастре, но время почти совершенно их сгладило».

В 1635 году по инициативе митрополита Петра Могилы остатки древней Десятинной церкви были расчищены из-под наслоений земли. Составитель «Патерика Печерского» митрополит  Киевский, Галицкий и всея Руси, 4-й экзарх Константинопольского престола Сильвестр (в миру Стефан Адамович Коссов, умер в 1657 году) в предисловии писал, что «от древней Десятинной церкви, находящейся недалеко от бывших Градских врат Киевских, до времён Петра Могилы, в 1635 году оставались собственно только развалины, и стоит часть одной стены, едва выдавшейся на поверхность» («Była ta cerkiew wedle Bramy teraznieyszey Kiowskiey, na gorze stoyacey, ale oney, dla spustoszenia częstego Kiowa, mianowicie od Batyja Tatarzyna, ledwo szmat muru wynioslego stoi» (Paterikon, abo Żywoty ss.Oycow Pieczarskich et c.t., w Kijowie, roku 1635, стр. 16)). По словам митрополита Сильвестра, Пётр Могила «приказал Десятинную церковь пресвятой девы выкопать и открыть дневному свету» («Ten cerkiew Naiswiętszey Panny Dziesiecinną przy bramie Kiowskiey bedacą, teraz z ziemnych ciemności wykopać kazał у swiatłości dniowey wygrzebioną podać» (там же, стр. 181)).

Всё это указывает на то, что в 1635 году развалины древней Десятинной церкви подверглись первым «раскопкам». Это были вообще первые раскопки на территории Киева, которые, конечно, преследовали отнюдь не научные цели. Однако ошибочно было бы думать, что митрополит Пётр Могила хотел разобрать горы щебня кирпича и камня только для того, чтобы на месте развалин соорудить новую церковь. Раскопки и реставрационные работы Петра Могилы имели несомненную связь с церковно-политической борьбой, развернувшейся на Украине в XVII веке между православной и греко-католической (униатской) церквами. В доказательство своих прав и привилегий противники Берестейской унии часто ссылались на древность православной религии на Руси, что делает понятным их повышенный интерес к церковной старине. Следует отметить, что Пётр Могила имел особый интерес к реставрации церквей, которые в ту пору связывались с деятельностью великого князя Владимира «Великого» – Десятинная, Трёхсвятительская церкви и Церковь Спаса на Берестове. В настоящее время доказано, что две последние не имеют отношения к строительной деятельности Владимира, однако не только в XVII веке, но и в течение всего XIX века они принимались за постройки Владимира «Великого». Все эти работы и, в частности, «раскопки» Десятинной церкви имели целью подчеркнуть исконность, древность киевского православия и его восточновизантийское происхождение.

В ходе работ 1635 года в руинах древней церкви были обнаружены два мраморных саркофага (1 и 2), по мнению Петра Могилы, принадлежавшие великому князю Владимиру и его супруге царевне Анне. Череп великого князя передали в Церковь Спаса на Берестове, в XVIII веке его перенесли в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры. Между прочим, в своих «Описаниях», Гийом Левассёр де Боплан отмечал что «в развалинах открывают гробницы многих русских князей».

В 1636 году по инициативе митрополита Петра Могилы деревянная церковь была разобрана. На очищенной от строительного мусора площадке древнего храма в его юго-западном углу, была заложена небольшая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в память об утраченной святыне (далее по тексту Церковь 1654 года). Часть древних стен была включена в новую постройку, выстроенную из толстого, квадратного по форме кирпича XVII века, изготовлявшегося в печи. В своём завещании Пётр Могила, он умер в 1647 году, оставил наличными тысячу золотых на дальнейшее восстановление Десятинной церкви.

D:\Desjatynna_westerfeld.jpg

Развалины древней Десятинной церкви(?). Копия XVIII века с рисунка голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) 1651 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1654 году новая церковь была закончена, и после занятия Киева московским гарнизоном она была освящена. Возможно, что в это время церковь была несколько расширена переделкой западного притвора по образцу русской «трапезы». В храме находилась одна из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённая князем Владимиром Святославичем из Корсуня.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\2) церковь митрополита Петра Могилы.jpg

Церковь 1654 года (с правой стороны), на фрагменте плана древней Десятинной церкви К.А. Лохвицкого. 1824 год. Науковий архів Інституту археології Національної академії наук України, ф. 13, Д. 9-б. Источник – istpravda.com.ua. Общественное достояние. Фото без изменений

Новая церковь представляла в плане удлинённый прямоугольник с гранёной апсидой. Средняя часть церкви имела вид башни с четырёхгранным шатровым верхом, на котором находился деревянный гранёный барабан с грушевидной главой. С запада к церкви примыкал деревянный притвор, увенчанный второй главой или звонницей над ним.

Пётр Гаврилович Лебединцев приводит сведение «Росписного списка г. Киева 1700 г.», где в числе сделанного за прошлые годы указывается: «к ней (каменной Десятинной церкви) приделана трапеза деревянная да вверху придел святых верховных апостол Петра и Павла». 

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Deśatynna_cerkva.png

Церковь 1654 года, вид с севера. Автор – Г.Т. КорчакНовицкий. Источник – Киевская старина. – 1888. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1758 году Церковь 1654 года нуждалась в ремонте. Восстановительные работы были проведены под наблюдением монахини киевского Вознесенского Флоровского монастыря (укр. Вознесенський Флорівський жіночий монастир) Нектарии Долгорукой (в миру – княгиня Наталия Борисовна Долгорукова, умерла в 1771 году). В руинах древней Десятинной церкви было найдено два мраморных саркофага (3 и 4). В ходе этих работ, по свидетельству протоиерея киевского Софийского собора Иоанна Васильевича Леванды (укр. Іоанн Леванда, умер в 1814 году): «слова греческие, изображённые на внешней стене между большими, круглыми, муровленными украшениями, представляющими опоясание верхней церкви, сбиты работниками для беления».

Есть известие об открытии около 1771 года под штукатуркой южной стены греческих литер, возможно, что в 1758 году буквы были не сбиты, а заштукатурены.

В 1803 году на генеральном плане Киева, главного архитектора города Андрея Ивановича Меленского, Церковь 1654 года отображена под названием «Каменная церковь в честь чудотворца Николая называемая Десятинной».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Церковь 1654 года, вид с севера. Литография 1857 года Фабианского с рисунка неизвестного художника начала XIX века. Источник – Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. – Киев: Выща школа, 1988. – С. 30. Фото без изменений

В 1820 году в Киев на жительство прибыл богатый курско-орловский помещик Александр Семёнович Анненков. Он приобрёл обширную усадьбу, занимавшую всю Андреевскую улицу (ныне – улица Владимирская от Андреевской церкви до Большой Житомирской).

В 1824 году историк Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) поручил киевскому археологу-любителю Кондрату Андреевичу Лохвицкому расчистить фундамент древней Десятинной церкви. В течение октябряноября 1824 года К.А. Лохвицкий открыл фундаменты на всей свободной площади древней церкви и провёл их исследование. Он вторично обнаружил мраморный саркофаг (4), а также три каменные гробницы (5, 6 и 7). В ходе раскопок были открыты чрезвычайно интересные фрагменты пола древнего храма. План церкви, снятый К.А. Лохвицким с натуры 25 ноября 1824 года, был опубликован митрополитом Евгением в мартовской книге «Отечественных записок» в 1825 году.

План древней Десятинной церкви К.А. Лохвицкого. 1824 год. Источник – Науковий архів Інституту археології Національної академії наук України, ф. 13, Д. 9-б. Фото без изменений

D:\017-1.gif

План древней Десятинной церкви по материалам раскопок К.А. Лохвицкого. В юго-западном углу древнего храма, обозначена существующая – Церковь 1654 года. Источник – Евгений Болховитинов. План первобытной Киевской Десятинной Богородицкой церкви с объяснением оного // Отечественные записки. 1825, март. – Ч. 21. Кн. 59. – С. 3. Фото без изменений

 

По словам митрополита Евгения Болховитинова, «весь снимаемым щебень складывался бережно вблизи фундаментов, чтобы после, через просеивание увериться, не отыщутся ли какие вещи. Между тем народ, многочисленными толпами стекавшийся к этой раскопке, хватал мозаику, обломки мрамора, яшмы и разные мелкие камни. Серебряники оправляли эту мозаику и камешки в золотые и серебряные крестики и продавали народу… и рассылали по России. Пришлось на зиму испрашивать у гражданского начальства караул и оградить церковь тыном». Начатые работы по изучению Десятинной церкви так и не были закончены.

Главный архитектор Киева Андрей Иванович Меленский по предложению А.С. Анненкова разработал проект строительства новой церкви на месте древней Десятинной. Он «спрожектировал план, фасад и профиль трёхпрестольной церкви с колокольнею». Чертежи с прошением А.С. Анненкова были представлены 1 февраля 1825 года на утверждение митрополиту Евгению, который ответил, «что как камни фундамента древней Десятинной церкви и часть мозаического пола уже открыты, то посему он постройку дозволить сам не решается, а намерен довести сие до высочайшего сведения». Проект А.И. Меленского был одобрен российским императором Николаем I, и чертежи направлены в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург для рассмотрения, однако поданный проект утверждён не был.

В 1826 году по поручению президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина, молодого петербуржского архитектора Николая Ефимовича Ефимова направили в Киев для изучения и обмеров фундамента древней Десятинной церкви. Молодой архитектор в 1826 году провёл новые раскопки. В третий раз был обнаружен мраморный саркофаг (4), а также шиферная гробница (8), предположительно, великого князя Владимира Святославича и шиферная гробница (9), предположительно, великой княгини Ольги. Судя по описанию довольно многочисленных находок, причём не только крупных, как гробницы, но и мелких: монеты, кресты, перстни, серебряные слитки, остатки мраморов, мозаик, яшмы, фресок и прочее, раскопки Н.Е. Ефимова были более тщательными, чем предыдущие. Однако раскоп оставили без охраны и его начали разворовывать.

Н.Е. Ефимов составил план фундамента древней церкви, определил её размеры и конфигурацию. План был опубликован в 1829 году.

D:\План_Десятинної_церкви_(1829).jpg

План древней Десятинной церкви по результатам раскопок Н.Е. Ефимова, опубликован в 1829 году. Чёрным цветом над юго-западным углом древнего храма, обозначена существующая Церковь 1654 года. Источник – Краткое историческое описание первопрестольной соборной Десятинной церкви в Киеве.Санкт-Петербург, 1829.С. 32. Общественное достояние. Фото без изменений

Перед западным входом в древнюю Десятинную церковь Н.Е. Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовой квадриги (коней), привезённой великим князем Владимиром Святославичем из Корсуня (Херсонеса Таврического) (ныне Гагаринский район города Севастополя, Крым).

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\7) фундаменты.jpg

План древней Десятинной церкви по материалам раскопок Н.Е. Ефимова. Чёрным цветом над юго-западным углом древнего храма, обозначена существующая Церковь 1654 года. Перед западным входом в древнюю Десятинную церковь два пилона. Источник – Краткое историческое описание первопрестольной соборной Десятинной церкви в Киеве.Санкт-Петербург, 1829.С. 32. Общественное достояние. Фото без изменений

Из чертежа Н.Е. Ефимова явствует, что многие части стен ко времени раскопок, сохранились только в виде рвов от фундаментов. Есть все основания полагать, что камни фундаментов были разобраны ещё до начала XIX века, так как они представляли собой прекрасный строительный материалкрасный кварцит. Планы и описания Десятинной церкви, составленные в 1-й половине XIX века К.А. Лохвицким и Н.Е. Ефимовым, указывают на отсутствие фундаментов в восточной части церкви и лучшую сохранность её западных частей, вследствие чего восточная часть на этих планах показана очень приблизительно и неверно.

Сопоставление планов К.А. Лохвицкого и Н.Е. Ефимова явилось доказательством фантастичности первого из них. Когда это обстоятельство было отмечено в рецензии на книгу «Краткое историческое описание Десятинной церкви», напечатанной в № 11 «Московского Телеграфа» за 1830 год, К.А. Лохвицкий опубликовал ответ, в котором не только утверждал, что план Н.Е. Ефимова есть «мечтательный, выдуманный», но и стремился всячески дискредитировать работу Н.Е. Ефимова в Киеве. К.А. Лохвицкий обвинял Ефимова не только в том, что план, снятый с древних фундаментов, был им «приспособлен» к плану новой церкви, спроектированному им ещё до приезда в Киев. Он утверждал, что Н.Е. Ефимов «истреблял в натуре» те части здания, которые «не согласовывались с его планом», в частности, мозаики пола. Со слов К.А. Лохвицкого: «на своём чертеже древней церкви Ефимов показал то, чего не было в действительности, и это для того, чтобы древний фундамент приурочить к своему прожекту новой церкви, который, однако, не имел успеха».

Николай Ефимович Ефимов предпринял первую в Российской империи попытку воссоздания древнего храма на основании исторических и археологических материалов в формах византийской, или «древнекиевской», архитектуры: в виде однокупольной церкви с большими хорами. Но императору Николаю I проект не понравился.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Руины древней Десятинной церкви, до строительства новой церкви в 1828 году. Литография 1826 года. Иногда описывается как копия работы Абрахама ван Вестерфельда 1651 года, что ставится под сомнение рядом историков. Источник – Памятники архитектуры в дореволюционной России. – Москва: Терра, 2002. – ISBN 5-275-00664-0. Общественное достояние. Фото без изменений

По повелению императора Николая I строительство новой церкви было поручено петербургскому архитектору Василию Петровичу Стасову, проект которого и был «высочайше утверждён».

2 августа 1828 года на месте древней церкви было освящено начало строительства новой церкви. В ходе строительства была полностью разобрана Церковь 1654 года. В соответствии с проектом В.П. Стасова – одним из произведении «русско-византийского стиля» – предполагалось сохранить две стены древнего храма, но позже это сочли технически неосуществимым, и по распоряжению Строительного комитета древние стены были сломаны до основания. Фундаменты южной и западной стен были, однако, сохранены, и на них возведены новые стены. 

Новая церковь была построена в имперском, византийско-московском стиле, не имевшего ничего общего с первоначальной архитектурой древней Десятинной церкви. Строительство церкви обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили с копий икон иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, созданных российским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (умер в 1825 году).

Несколько кирпичей-плинф древней Десятинной церкви было заложено 31 июля 1837 года в фундамент Красного корпуса Киевского университета св. Владимира (укр. Червоний корпус Київського національного університету імені Тараса Шевченка), что должно было символизировать связь Императорского университета св. Владимира с просветительским наследием князя Владимира «Великого» как Крестителя Руси.

15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Рождества Пресвятой Богородицы освятили (далее по тексту – Церковь 1842 года).

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\4) XIX век.jpg

Церковь 1842 года. Фото 2-й половины XIX века. Источник – http://varjag-2007.livejournal.com/3376000.html#cutid1. Общественное достояние. Фото без изменений

Новая церковь почти на столетие скрыла под собой остатки древнейшего памятника русского зодчества.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

На плане древней Десятинной церкви, красным цветом отмечены очертания Церкви 1842 года. Источник – Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры (КСИИМК). Москва Ленинград, 1940. – Вып. 4. Общественное достояние. Фото изменено
   

Весной 1892 года киевским археологом-любителем Иосифом Адамовичем Хойновским проведены раскопки великокняжеского двора и древней Десятинной церкви. Найдено четыре шиферные гробницы (10, 11, 12 и 13). Данные гробницы были отнесены к XI – XII вв.

 

Двухсторонний железный процессионный крест конца XII – XIII вв. Артефакт был найден на территории Десятинной церкви в 1907 году. Национальный музей истории Украины. Сайт – Національний музей історії України. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1907 – 1908 гг. раскопки возле церкви, на территории усадьбы доктора М.М. Петровского, проводил российский археолог-самоучка Викентий Вячеславович Хвойка (настоящее имя, чеш. Čeněk Chvojka). На найденных кирпичах-плинфах были обнаружены трезубцы великого князя Владимира Святославича.

Кирпич-плинфа конца X века с изображением трезуба – знака Владимира Святославича. Найдена В.В. Хвойкой во время расскопок Десятинной церкви в 1907 – 1908 гг. Национальный музей истории Украины. Сайт – Національний музей історії України. Общественное достояние. Фото без изменений

На двух плинфах конца Х века, которые нашли при раскопках заполнения рва близ северо-западного угла древней Десятинной церкви, находилось по две буквы, выцарапанные на ещё сырой плинфе по их нижней поверхности. Из букв составляется слог «ЩИ». Надпись могла означать либо первый слог слова «считай», либо быть цифрой 708. На другой плинфе сохранился отпечаток ножки маленького киевлянина. 

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Княжеские захоронения в Киеве\3) княжеские захоронения\1) в Киеве\5) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинная)\Документ 0.jpg

Размещение объектов на Старокиевской горе. Источник – Винокур І.С., Телегін Д.Я. Археологія України. – Тернопіль: Навчальна книгаБогдан, 2003. – С. 343. Фото без изменений

I – фрагменты рва и вала древнейшего киевского городища

II – здания

III – участки, раскопанные В. Хвойкой в 1907 году

1 – святилище в «граде Кия»

2 – «пантеон» князя Владимира

3 – ротонда X века

4 – Южный княжеский терем

5 – Западный княжеский терем

6 – древняя Десятинная церковь

7 – терем «вне города»

8 – ротонда конца XII – начала XIII вв.

В 1907 году В.В. Хвойка к востоку от развалин древней Десятинной церкви, рядом со стеной каменного княжеского терема над Андреевским спуском (укр. Андріївський узвіз), на углу улиц Владимирской (укр. Володимирська вулиця) и Десятинной (укр. Десятинна вулиця), обнаружил и исследовал братскую могилу защитников Киева 1240 года. В наше время на этом месте установлен серый гранитный крест.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Братская могила киевлян возле Десятинной церкви, которые погибли в сражении с монголами в декабре 1240 года. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 397. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Скелеты киевлян, погибших в сражении с монголами в декабре 1240 года. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 397. Фото без изменений

В 19081914 гг. на территории Десятинной церкви развернулись большие, рассчитанные на несколько лет раскопки, проводимые Императорской Археологической комиссией, под руководством российского археолога-реставратора Дмитрия Васильевича Милеева. Трудность его работы заключалась в том, что большая и в том числе вся центральная часть древней постройки находилась под Церковью 1842 года. Д.В. Милеев имел возможность подвергнуть изучению лишь те части древней церкви, которые выходили за границы нового храма.

Согласно сведениям, собранным в XIX веке, было известно, что южная и западная стены Церквей 1654 и 1842 годов стояли и стоят на старых фундаментах древней церкви. Руководствуясь этими данными, Д.В. Милеев начал исследование у юго-восточного угла существующей церкви. Предварительное изучение фундаментов этого угла позволило установить, что южная стена Церкви 1842 года действительно построена на древнем фундаменте, восточная же, у Церкви 1842 года апсид не было, была сооружена на новом фундаменте, заложенном на 80 см глубже древнего. Бутовая кладка этого фундамента была сделана впритык без перевязи со старым и выведена до уровня поверхности древнего фундамента, а затем как на новом, так и на древнем была возведена новая кирпичная кладка.

Установив соотношение между Церковью 1842 года и древней, Д.В. Милеев заложил свой первый раскоп шириной 2,4 метра вдоль восточной стены Церкви 1842 года, на расстоянии 3,4 метра от неё. Впоследствии раскоп был распространён на весь восточный участок усадьбы Десятинной церкви, до забора, отделявшего эту усадьбу от усадьбы доктора М.М. Петровского.

Согласно отчёту Императорской Археологической комиссии за 1908 год (ныне в Архиве Института археологии Российской академии наук), опубликован в 1912 году, первая восточная траншея позволила определить как характер культурных наслоений, так и состояние древнего памятника. После снятия дёрна и рыхлого чернозёма на глубине 30 см был встречен слой жёлтого, чистого лёсса, залегавшего по всей площади восточной траншеи на глубину около 50 см. Глубже он переходил в слой чернозёма, перемешанного с тем же лёссом. Д.В. Милеев определил, что этот слой представляет собой грунт, выброшенный во время строительных работ при прокладке рва для нового фундамента восточной стены Церкви 1842 года. При строительстве сначала был выброшен верхний слой чернозёма, а затем жёлтый материковый лёсс, который очутился, таким образом, наверху. Это слой прослеживался только вблизи фундамента Церкви 1842 года.

Под этим слоем находился следующий, резко отличавшийся от предыдущего – более слежавшийся чернозём, густо перемешанный с массой мелких кусочков цемянки, примесь которой придавала чернозёму серый цвет. В этом же слое встречались куски тонкого плиточного кирпича-плинфы, фрагменты фресок и тому подобное. Наряду с этим были найдены предметы и более поздние XVIXVII вв. После снятии слоя серого чернозёма на глубину до 50 см стало ясно, что местами он лежал на другом, резко от него отличавшемся, очень плотном чистом чернозёме, местами же под ним лежал вглубь почти сплошной щебень.

Выбирая этот щебень, и не трогая в то же время слоя плотного чернозёма, Д.В. Милеев вскоре установил, что щебень заполняет рвы от древних фундаментов, бутовая кладка которых была почти полностью выбрана, а образовавшиеся таким образом рвы – заполнены щебнем разрушившейся древней церкви. Слой, заполнявший рвы, состоял в основной массе из древнего тонкого плиточного кирпича-плинфы разной формы, кусков цемянки, значительного количества фрагментов фресок, фрагментов мраморных плит с резьбой, кусков кварцита, мозаичной смальты и более поздних предметовпосуды, кафли XVIXVII вв.

В немногих местах рва сохранилась кладка фундаментов. Во всех остальных рвах там, где камни фундаментов были полностью выбраны, на дне везде находились крепкие известковые подошвы, служившие основанием для кладки фундаментов, оставшиеся неразбитыми при выемке бутовой кладки. Известковые подошвы лежали на глубине 2,6 метра от современной поверхности земли. Выборка щебня, заполнявшего рвы, позволила полностью установить план восточной части древней церкви.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фундаментные рвы апсид Десятинной церкви, вид сверху. Раскопки 1908 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\tabl01-2.jpg

Фундаментные рвы апсид Десятинной церкви, вид с севера. Раскопки 1908 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Выяснилось, что древняя Десятинная церковь заканчивалась с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, средняя из которых выступала на восток несколько более, чем боковые. Рвы от продольных фундаментов шли на запад, уходя под Церковь 1842 года. С юга и севера к апсидам примыкали прямоугольные пристройки – галереи, по ширине немного уступавшие центральной апсиде и значительно превышавшие ширину боковых. На углах эти галереи имели мощные лизены опатки), выступавшие как на восток, так и на север и юг.

Южная стена южной галереи, дойдя до Церкви 1842 года, уходила под её южную стену и дальше не могла быть прослежена. На расстоянии 2 метров от Церкви 1842 года к фундаменту древней южной стены примыкает поперечный фундамент, соединяющий южную стену с южной апсидой. На наружной поверхности южной стены это место отмечено мощной лизеной. На восточной и западной поверхностях поперечного фундамента ясно видны две лизены, делящие эту поперечную стену на две неравные части. Этот участок храма был по сохранности наилучшим. Фундамент поперечной стены и примыкающий к нему с запада участок южной стены сохранились.

D:\tabl02-1.jpg

Фундамент юго-восточного угла Десятинной церкви. Раскопки 1908 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

На поперечной стене сверху в растворе ясно видны следы от двух длинных продольных деревянных связей, прямоугольных в поперечном разрезе, лежавших в толще кладки вдоль фундамента стены и отпечатки одного ряда плинфы поверх бутовой кладки.

D:\tabl06.jpg

Следы деревянных связей в бутовой каменной кладке фундамента и отпечатки одного ряда плинфы поверх бутовой кладки. Раскопки 1908 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1908 году под южной апсидой церкви было открыто деревянное сооружение – сруб, сложенный из сосновых сильно истлевших брёвен, рублённых «в обло». Судя по имеющемуся чертежу Д.В. Милеева, в плане сруб напоминает типичный жилой пятистенок. Большая его камера имела размеры 5,5 × 5,5, меньшая – 5,5 × 2 метра. Д.В. Милеев высказал предположение, что открыты только нижние части какой-то деревянной постройки, которая, возможно, простиралась и над поверхностью земли. Отчётные данные о раскопках свидетельствуют, что это нижняя часть (подклеть) жилого дома X века. С уровня древнего горизонта она опущена в землю на 1,4-1,5 метра.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Сруб под южной апсидой древней Десятинной церкви. Раскопки Д.В. Милеева. 1908 год. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 41. Фото без изменений

Сооружение получило в археологической литературе различную интерпретацию. Д.В. Милеев, российский археолог Сергей Петрович Вельмин (умер в 1950? году), а затем и советский археолог Леонилла Анатольевна Голубева (умерла в 1996 году) считали его остатками жилой постройки. Советский археолог Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году) рассматривал его как погребальное сооружение. Он объяснял причину отсутствия в срубе костей или скелетов, разграблением этого погребения строителями Десятинной церкви, которые не только забрали оружие и богатые украшения, но выбросили из могилы и кости. На чём основано такое объяснение, неизвестно. В отчёте Д.В. Милеева сказано, что нижние венцы сруба находились на глубине 3,1 метра от современной поверхности и не были затронуты строительством Десятинной церкви. Следовательно, версия о разграблении не имеет никакого основания.

В 1908 году Д.В. Милеевым и российским историком искусства, археологом Борисом Владимировичем Фармаковским вторично после 1826 года найдена шиферная гробница (9), предположительно, великой княгини Ольги. В 1908 – 1914 гг. Д.В. Милеевым обнаружены две плохо сохранившиеся шиферные гробницы (14 и 15).

Начатое в 1908 году и продолженное позже исследование северной стены древней Десятинной церкви позволило установить, что древняя северная стена находилась на расстоянии 4 метра от Церкви 1842 года. Фундамент этой стены был, также полностью вынут, за исключением второй с востока лизены (лопатки). Ров от фундамента был заполнен, как и рвы восточной части здания, остатками строительных материалов древней церкви, на его дне местами сохранилась известковая заливка. Изучение контура фундаментных рвов позволило восстановить с достаточной точностью план восточной и северной частей церкви.

D:\023-1.gif

Древняя Десятинная церковь и Церковь 1842 года и окружающие их современные им постройки. План. Раскопки 1908 – 1914 гг. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/Late10-Early11C/TitheChurch/Excavation1908.html. Фото без изменений

Исследование восточной части древней церкви не закончилось установлением конфигурации фундаментных рвов апсидных полукружий. После точных обмеров обнаруженных рвов приступили к изучению слоёв земли, в которой они залегали. Верхние слои были рыхлые и заключали в себе массу кусков щебня, извести и других предметов. Нижние слои в противоположность верхним характеризовались большей плотностью чернозёма и незначительным количеством встречаемых находок.

Земля внутри трёх полукружий оказалась насыпной. Это был пёстрый чернозём, смешанный с лёссом и крепко слежавшийся. В нём попадались также камни ярко-жёлтого рассыпчатого песчаника. После снятия этого слоя на всём пространстве между тремя апсидами была обнаружена сплошная известковая заливка, растрескавшаяся, местами как бы продавившаяся. В этих местах заливки оказались пустоты со следами совершенно истлевшего дерева и с ясными отпечатками деревянных лежней, толщиной 15 см.

D:\tabl02-2.jpg

Субструкции алтарной апсиды Десятинной церкви. Раскопки 1908 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

Д.В. Милееву удалось проследить целый ряд параллельно лежащих деревянных брёвен. Последние совсем истлели, но по оставшимся от них пустотам и чёрной трухе удавалось точно устанавливать их следы. Под этим верхним рядом брёвен был прослежен второй ряд брёвен, лежавших перпендикулярно к первым. Брёвна, так же как и в верхнем ряду, располагались параллельно между собой. Ввиду того, что нижние ряды брёвен тоже совершенно истлели, изучение их представляло большие трудности. Тем не менее, очень осторожная расчистка показала, что они были уложены непосредственно на материковый грунт, а промежутки между ними заполнены мелким жёлтым песчаником с последующей заливкой известковым раствором. При этом был обнаружен целый ряд деревянных квадратных в сечении колков (кольев), вбитых в материковый грунт в промежутках между брёвнами. Толщина всей этой сложной подготовки была около 25 см.

К востоку от полукружий апсид земля оказалась также насыпной, подобно той, которая заполняла внутренность апсид. Под ней была обнаружена подобная же подготовка, лежащая на одном уровне с подготовкой, вскрытой внутри апсид.

Д.В. Милеев полагал, что крепкие известковые подошвы, обнаруженные в полукружиях фундаментных рвов, представляли одно целое с описанной выше субструкцией, однако они были раздавлены наложенным на эти субструкции фундаментом. Именно поэтому поверхность известковых подошв фундаментов оказалась на 15 см ниже уровня поверхности деревянных субструкций, обнаруженных внутри апсид. Дальнейшее исследование подтвердило это предположение. По направлению деревянных лежней, найденных внутри апсид, можно было проследить продолжение их и на уплотнённых известковых подошвах полукружий апсид. Исследование это было связано с большими трудностями, так как вся сложная подготовка из лежней и щебня с известью была здесь, как бы сплющена от тяжести фундаментов и представляла трудно расчищаемую, крепкую известковую массу с жёлтым песчаником, толщиной около 10 см.

Подытоживая наблюдения, сделанные в процессе раскопок, Д.В. Милеев реконструировал этот крайне интересный технический приём подготовки субструкций здания в следующем виде. Строители для закладки полукруглых фундаментов трёх апсид не ограничивались рытьём рвов, в которые обычно забучивают фундамент, а делали сплошную выемку земли котлованом на всём пространстве трёх апсид. На дне котлована была уложена сложная подготовка из двух рядов деревянных балок, положенных накрест, защебененных жёлтым песчаником и залитых известковым раствором. На устроенной таким способом ровной известковой подготовке производилась кладка фундаментов трёх полукружий апсид.

Образовавшееся в котловане свободное пространство внутри и вне полукружий возведённых фундаментов было засыпано землёй, смешанной с большими обломками жёлтого песчаника. Эта засыпь доходила, очевидно, до уровня пола церкви и той поверхности земли, которая существовала во время постройки церкви. Этот уровень пола почти везде оказался уже нарушенным позднейшими перекопами, но всё же незначительные остатки его удавалось местами проследить и, следовательно, установить глубину, на которую закладывались фундаменты древней церкви. Глубина заложения древних фундаментов равнялась 1,4 метра, уровень поверхности земли в эпоху постройки церкви лежал на глубине около 1,1 метра от современной поверхности земли.

При изучении фундаментов, лежащих к западу от апсид, было установлено, что рвы делались шире закладываемого фундамента, а образовавшиеся по бокам пустоты засыпались землёй. Рвы имели ширину 2,1 метра, ширина заложенного в них фундамента равнялась 1,1 метра.

Раскопками 1908 – 1910 гг. было обнаружено большое количество глиняных поливных плиток различной формы, рассчитанных, по-видимому, на выкладку сложных орнаментальных половых композиций.

В 1911 году Д.В. Милеев к югу от Десятинной церкви тщательно исследовал остатки фундаментов большого гражданского здания конца X века – южного княжеского терема. На участке, расположенном к югу от развалин Десятинной церкви обнаружен замечательный фрагмент столба с полуколоннами.

D:\tabl08-1.jpg

Фрагмент столба с полуколоннами. Раскопки 1911 года. Источник – Фотоархив Института археологии Российской академии наук. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1912 году в ходе раскопок Д.В. Милеева на территории церкви была найдена актовая вислая свинцовая печать, на которой, кроме изображения княжеского двузубца, сохранились греческие буквы «СТЛА» (Святослав?). Российский археолог Денис Дмитриевич Ёлшин обнаружил на кирпиче-плинфе из раскопов Д.В. Милеева, знак, похожий на трикветр.

В 1912 1914 гг. раскопками Десятинной церкви руководил сотрудник Д.В. Милеева, Сергей Петрович Вельмин. Возле стен Десятинной церкви он доиследовал остатки южного княжеского терема и обнаруженные остатки дворцового здания в Десятинном переулке.

Раскопки продолжались вплоть до 1914 года, когда неожиданная смерть Дмитрия Васильевича Милеева прервала эти работы. К сожалению, по этой же причине огромные материалы, собранные в процессе многолетних работ, остались не только неопубликованными, но и неразобранными. Что касается всей отчётной документации работ 19081914 гг., то она бесследно пропала, если не считать кратких информаций, печатавшихся в «Отчётах Императорской Археологической комиссии». В архиве этой комиссии (ныне в Архиве Института археологии Российской академии наук) находится лишь большое количество непаспортизированных негативов и часть не вполне законченных чертежей. В 1950-х годах небольшая часть негативов раскопок Д.В. Милеева передана Киевскому государственному историческому музею (ныне Национальный музей истории Украины).

Раскопки Д.В. Милеева дали исключительной ценности материал для изучения древней Десятинной церкви. Несмотря на то, что ему пришлось изучать Десятинную церковь уже в значительно худших условиях по сравнению с исследователями начала XIX века, он впервые добыл точные и для той поры исчерпывающие данные для характеристики церкви.

В 1928 году, при советской власти, Церковь 1842 года была закрыта, а в 1935 – 1936 гг. разобрана на кирпичи.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ДО 1936 ГОДА отключены