КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга, великая княгиня-регентша Киевская, умерла 11(24) июля 969 года в Киеве, в возрасте около 80 лет. Согласно «Повести временных лет» написанной в начале XII века, первоначально княгиня Ольга была похоронена по-христиански, в одной из построенных ею церквей в Киеве.

В 1007 году, согласно «Повести временных лет», её внук великий князь Владимир I Святославич перенёс мощи святых, включая Ольгу, из первичного захоронения в построенную им Десятинную церковь. Согласно «Жития равноапостольной княгини Ольги» и «Память и похвала князю Владимиру» монаха Иакова Мниха (XI век), тело княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было видеть через окошко в небольшом каменном гробу – «гроб камен, мал», которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) княгини Ольги произошла не сразу. Когда это произошло, источники не называют, видимо, позднеедо середины XIII века. К домонгольскому времени, но не ранее 2-й половины XII века, относит её канонизацию российский историк О.В. Лосева в своей работе: Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII – первой трети XV веков. – Москва, 2009.

В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной.

В 1824 году киевский археолог-любитель Кондрат Андреевич Лохвицкий проводивший расчистку фундаментов древней Десятинной церкви в комментариях к плану церкви отметил, что в приделе св. Климента, который, по его мнению, располагался к северу от основного объёма храма, были «устроены самым лучшим образом из отборных диких каменьев три места для гробниц между стен фундаментальных; и наверное полагать должно Свя: Великого князя Владимира, Супруги его Анны и Св. Великой Княгини Ольги, Бабки князя Владимира, во святом крещении нареченныя Еленою». Этого же мнения придерживался и анонимный автор плана Десятинной церкви, напечатанного в 1825 году в «Отечественных записках». Он добавляет, что их места гробовые были «окладенные гладко тесанным диким камнем», а в восточной части помещений, где они стояли, была «видна основа алькова, вероятно служившая кивотом для икон и для неугасимой лампады», но сами саркофаги «сии гробы еще не открыты». 

Согласно украинскому историку искусства Константину Витальевичу Широцкому (умер в 1919 году), у левой стены Десятинной церкви (Церковь 1842 года) вблизи иконостаса находится портрет или образ княгини Ольги позднейшего происхождения. На нём имеется и запутанная греческая надпись, означающая в переводе «Госпожа племени Россов; писал Григорий живописец Константина Багрянородного». Исследования стиля и сюжета показали, что это копия или повторение святой Марии Магдалины фламандского художника Квентина Метсиса (1466 – 1530 гг.). От своего оригинала, находящегося в Лукке (итал. Lucca, город, административный центр провинции Лукка в регионе Тоскана Италии) образ в Десятинной церкви, по обследованию российского историка искусства Якова Ивановича Смирнова (умер в 1918 году), отличается только отсутствием пейзажа и орнаментацией сосуда в руках святой. Как считал К.В. Широцкий указанный образ в Десятинной церкви, находится на предполагаемом месте гробницы святой княгини Ольги.          

Княгине Ольге приписывают составную гробницу из красного шифера № 9 с двухскатной крышкой, но без «оконца наверху гроба». Эта гробница впервые была найдена в 1826 году петербуржским архитектором Николаем Ефимовичем Ефимовым. Член Императорской археологической комиссии российский археолог-реставратор Дмитрий Васильевич Милеев, нашедший эту гробницу вторично в 1908 году, бесспорно доказал, что данная гробница была обнаружена на своём первоначальном местоположении, то есть за пределами Десятинной церкви. Большинство исследователей, считают маловероятной, укрепившуюся с 1826 года атрибуцию этого погребения княгине Ольге. Погребение бабки Владимира «Великого», первой княгини-христианки, вне церкви маловероятно. Летописные известия говорят о семи случаях погребения в Десятинной церкви и во всех семи случаях указывают на погребения внутри церкви, да и вообще погребения князей около церкви, а не в ней самой, находятся под вопросом.

В 1939 году экспедицией под руководством советского археолога Михаила Константиновича Каргера (умер 1976 году) при археологических исследованиях Десятинной церкви было выявлено большое количество обломков, по меньшей мере, одного полностью разрушенного мраморного монолитного саркофага. Это подтверждает, что в Десятинной церкви находились мраморные саркофаги, как это сообщают летописи, и, по меньшей мере, великий князь Владимир Святославич был похоронен в таком саркофаге, а значит и сообщения о погребении царевны Анны в мраморном саркофаге правдоподобны. То есть маловероятно, что в шиферной гробнице могла быть похоронена великая княгиня-регентша Ольга.

Комментарии к записи КНЯГИНЯ ОЛЬГА отключены