ЦАРЕВНА АННА

Анна Византийская, царевна из Македонской династии, дочь Романа II «Младшего» (Ρωμανός Β΄), императора Византии, первая христианская жена великого князя Киевского Владимира I Святославича, умерла в 1011/1012 году в Киеве.

Анну в летописях именовали не княгиней, как обычно – а «цесарицей», сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились лишь при царе Московском Иване IV «Грозном».

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский (араб. يحيى بن سعيد الأنطاكي‎) в своём труде отметил, что царевна Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В «Церковном уставе Владимира», изначально составлен в конце XIначале XI вв., говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

Летописи ничего не сообщают о детях царевны Анны. С XV века возникает тенденция считать сыновьями Анны, Бориса и Глеба. Согласно российскому историку Василию Никитичу Татищеву (умер в 1750 году) дочерью Анны была и Мария Добронега, жена Казимира I «Восстановителя» (польск. Kazimierz I Odnowiciel), князя Польши.

Царевна Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году, новый год считали с 1 сентября, то есть за 4 года до смерти мужа.

Летопись сообщает, что царевна Анна была похоронена в Десятинной церкви, в саркофаге. Как выглядел и даже из какого материала был сделан её саркофаг, неизвестно. Мраморный саркофаг умершего в 1015 году великого князя Владимира Святославича был поставлен рядом. Согласно описанию немецкого хрониста, епископа Титмара из Мерзебурга (нем. Thietmar von Merseburg, умер в 1018 году), «в церкви мученика Христова папы Климента… саркофаги их стоят на виду посреди храма». Хронист называет церковь по названию придела, посвященного св. Клименту, мощи которого Владимир Святославич привёз из Херсонеса и положил в Десятинной церкви.

Как свидетельствует Титмар из Мерзебурга, саркофаги князя Владимира и его жены, были частью церковного интерьера, поэтому, как и Саркофаг Ярослава «Мудрого» в Софийском соборе, были монолитными. Саркофаг Анны, хронист ошибочно называет её Еленой, также, по-видимому, был мраморным.

По мнению советского и украинского историка-медиевиста Алексея Петровича Толочка (укр. Олексій Петрович Толочко), с возникновением совместного почитания св. Владимира и св. Ольги (крестное имя Елена), саркофаг Анны, стоявший рядом с саркофагом Владимира, могли отождествлять с ракой Ольги.

Десятинная церковь была разрушена монголами 6 декабря 1240 года и под её обломками оказались саркофаги великого князя Владимира, его жены царевны Анны, место их погребения было утеряно.

В 1635 году при расчистке остатков Десятинной церкви были обнаружены древние мраморные саркофаги, принятые митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси Петром Могилой за погребения великого князя Владимира и его жены царевны Анны (мраморный саркофаг 2). Подробное описание этого события появилось только в конце ХVIII века во втором издании «Краткого исторического описания Киево-Печерской лавры» митрополита Киевского и Галицкого Самуила (в миру – Симеон Григорьевич Миславский, умер в 1796 году) в 1795 году. Рассказывается, что в начале XVII века «Митрополит Пётр Могила, имея обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошёл в церковь святителя Николая, оставшуюся по разорении Батыевом от великия, называемыя Десятинныя церкви, где отправлял обычную свою молитву и, по выходе из оной, обозревая окружности её, увидел нечаянно в недалёком расстоянии от новой церкви небольшую яму в земле и, любопытствуя, приказал глубже оное место разрыть; по исполнении сего, найдены два мраморные гроба, в которых, по свидетельству положенных на них надписей, лежали кости Св. Князя Владимира и супруги его, Греческия Царевны, Анны».

После извлечения из них останков, саркофаги вновь закопали. Как следует из текста, идентификация гробницы, или гробниц, была произведена по надписи, которая, однако, явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия, датировка от Рождества Христова и тому подобное. Историк Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году) отнёсся к рассказанному с полным недоверием. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были саркофаги Владимира и Анны.

Останки, извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московские соборы и к настоящему времени утрачены.

В 1824 году киевский археолог-любитель Кондрат Андреевич Лохвицкий проводивший расчистку фундаментов древней Десятинной церкви в комментариях к плану церкви отметил, что в приделе св. Климента, который, по его мнению, располагался к северу от основного объёма храма, были «устроены самым лучшим образом из отборных диких каменьев три места для гробниц между стен фундаментальных; и наверное полагать должно Свя: Великого князя Владимира, Супруги его Анны и Св. Великой Княгини Ольги, Бабки князя Владимира, во святом крещении нареченныя Еленою». Этого же мнения придерживался и анонимный автор плана Десятинной церкви, напечатанного в 1825 году в «Отечественных записках». Он добавляет, что их места гробовые были «окладенные гладко тесанным диким камнем», а в восточной части помещений, где они стояли, была «видна основа алькова, вероятно служившая кивотом для икон и для неугасимой лампады», но сами саркофаги «сии гробы еще не открыты».

В 1826 году предполагаемое место погребения Владимира и Анны в Десятинной церкви было заново раскопано петербуржским архитектором Николаем Ефимовичем Ефимовым. Были найдены саркофаги? (4, 8, 9), но не соответствующие описанию XVII века.

Комментарии к записи ЦАРЕВНА АННА отключены