9. СОСТАВНАЯ ГРОБНИЦА

9. Составная гробница из красного шифера (пирофилитовый сланец) прямоугольной формы с орнаментами XI века, крышка двускатная, плиты скреплены с помощью железных связей (скоб), датируется предположительно XI веком.

Местонахождение гробницы. Гробница экспонируется в южной апсиде Трапезной церкви (Тёплая, или Малая София) (укр. Трапезна церква (Тепла, або Мала Софія), построена в 1722 – 1730 гг.). Церковь находится близ южного фасада Софийского собора Национального заповедника «София Киевская».

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\найденные саркофаги\№ 9, саркофаг (княгини Ольги)\11) Е2020.jpg

Трапезная церковь Национального заповедника «София Киевская». Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В Трапезной церкви экспонируется выставка «Первые храмы Киева». На ней можно ознакомиться с фрагментами мозаичного пола из Десятинной церкви, гробницей ХІ века, историей исследования архитектурных памятников древнего Киева и многим другим. В церкви регулярно проводятся богослужения, поэтому время осмотра может быть ограничено.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\найденные саркофаги\№ 9, саркофаг (княгини Ольги)\3) Е2020.jpg

Гробница в Трапезной церкви. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

По наружному обмеру, длина гробницы – 1,98 метра, ширина – 0,60 метра, высота – 0,96 метра. Толщина стенок – 4 см.

История гробницы. Впервые гробница была найдена петербуржским архитектором Николаем Ефимовичем Ефимовым во время раскопок Десятинной церкви в 1826 году, к северу от Церкви 1654 года, вне фундаментов древней Десятинной церкви, у её северной стены между лизенами (лопатками).

D:\План_Десятинної_церкви_(1829).jpg

План древней Десятинной церкви по результатам раскопок Н.Е. Ефимова, опубликован в 1829 году. Чёрным цветом над юго-западным углом древнего храма, обозначена – Церковь 1654 года. Гробница «княгини Ольги» обозначена на плане слева в нижней половине, у северной стены между второй и третьей лизенами с запада. Источник – Краткое историческое описание первопрестольной соборной Десятинной церкви в Киеве.Санкт-Петербург, 1829.С. 32. Общественное достояние. Фото без изменений

Гробница украшенная резьбой. Источник – Фундуклей И.И. Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям. – Киев, 1847. – Рис. 7. Общественное достояние. Фото без изменений

В гробнице находились все сохранившиеся кости, на иных имелась истлевшая женская одежда, парчовое покрывало и башмаки. Без сомнения, захоронение принадлежало какой-то женщине.

Источник – Фундуклей И.И. Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям. – Киев, 1847. – Рис. 7. Общественное достояние. Фото без изменений

Раскоп оставили без охраны и его начали разворовывать. По информации украинского историка искусства Константина Витальевича Широцкого (умер в 1919 году) «гробница с женским погребением, имевшим в себе драгоценные украшения, которые раньше хранились в Десятинной церкви (Церковь 1842 года), а ныне принадлежат графине Уваровой» (графиня Прасковья Сергеевна Уварова (урождённая княжна Щербатова, умерла 30 июня 1924 г. Добрна в Королевстве Югославия, ныне словен. Dobrna, город-курорт в Словении), российский учёный, историк и археолог, жена археолога графа Алексея Сергеевича Уварова).

Найденную гробницу оставили на месте обнаружения и засыпали.

В 1908 году член Императорской археологической комиссии российский археолог-реставратор Дмитрий Васильевич Милеев и российский историк искусства, археолог Борис Владимирович Фармаковский, при раскопках в северной части древней Десятинной церкви, вновь вскрыли эту гробницу. Тщательные раскопки Д.В. Милеева позволила установить важный факт, не замеченный Н.Е. Ефимовым. Когда был снят щебень, покрывавший верхнюю часть гробницы, наваленный, по-видимому, после раскопок 1826 года, было обнаружено, что в нижней части гробница обложена плинфой (тонким древним кирпичом) на цемянке великокняжеского времени. Следы приставшей цемянки на верхних частях гробницы, а также куски кладки с оттисками орнаментов гробницы, очевидно, сбитые с него при раскопках в XIX веке, указывают, что гробница была обложена кирпичной кладкой великокняжеского времени и домурована к стене храма извне. Плинфу в начале XX века датировали концом XII или началом XIII века.

Ввиду строго правильного расположения гробницы относительно стен храма, ровно между лизенами, дали Д.В. Милееву все основания для заключения, что гробница находилась на своём первоначальном месте и что орнаментация гробницы была сделана без расчёта оставить гробницу открытой.

Картинки по запросу Саркофаги из Десятинной церкви

Тыльная стенка гробницы, раскопки Десятинной церкви Д.В. Милеевым в 1908 – 1914 гг. Источник – Милеев Д.В. О раскопках Десятинной церкви в 1909 году // ИАК. Санкт-Петербург, 1909. Приб. к вып. 32. С. 2223, 75. Фото без изменений. В некоторых публикациях данное фото указано как «неизвестный саркофаг». Идентичность с гробницей из Трапезной церкви подтверждается конфигурацией трещин на поверхностях гробниц (см. фото ниже)

   

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\7) Е2020.jpg

Тыльная сторона гробницы в Трапезной церкви. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Согласно описанию Д.В. Милеева гробница сделана из семи шиферных плит, толщиной 4 см, скреплена внутри двумя железными связями. Наружные стороны богато украшены резной орнаментацией, внутренняя поверхность стенок гладкая.

Исследование 1908 года выявило, что в гробнице находился полный скелет, но в нарушенном положении и в плохом состоянии, на котором сохранились остатки одежды и кожи от башмаков. Имеющиеся на костях следы фиолетовых окислов свидетельствовали, что тело было похоронено вместе с не сохранившимися металлическими вещами, предположительно захоронение было разграблено в XIX веке. По скелету однозначно не был установлен пол погребённой особы, хотя относительно небольшие размеры указывали на женщину или подростка. Археологами были приглашены несколько экспертов для установления пола погребенной особы, но их мнения разошлись. Одни специалисты, в частности российский анатом, профессор Франц Адольфович Стефанис, считали, что скелет принадлежит женщине, а неназванные другие специалисты считали его мужским, хотя это мнение не преобладало. После раскопок гробница была вновь засыпана.

Согласно К.В. Широцкому, «этот саркофаг предполагалось оставить в земле, устроить над ним особое покрытие, но по настоянию духовенства он под видом гробницы святой Ольги перенесён в церковь, причём некоторые доски его лопнули».

В третий раз гробница была раскопана в 1918 году и со временем перенесена в Киевский исторический музей. Судьба скелета в источниках не уточняется.

D:\Ілюстрована_історія_України_(1921)._c._69.jpg

Зарисовка «Камінна труна викопана на цвинтарі Десятинної церкві (дехто вважає її труною Ольги)». Источник – File:Грушевський М. Ілюстрована історія України. 1921.djvu. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1935 году гробницу перенесли в Киевский государственный музей украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины (укр. Національний художній музей України)).

В апреле 1937 года в Отделе искусства Киевской Руси Киевского государственного музея украинского искусства была представлена и гробница.

Гробница в экспозиции Киевского государственного музея украинского искусства. Публикация Юрия Коренюка (укр. Юрій Коренюк). Сайт – Софійський музей. Фото без изменений

В 1939 году гробница была перенесена в Государственный заповедник «Софийский музей» (ныне Национальный заповедник «София Киевская») в Отдел истории архитектуры.

D:\Саркофаг_княгині_Ольги_XI_століття.jpg

«Саркофаг «княгині Ольги» з Десятинної церкви. XI ст.». Источник – Історія українського мистецтва. Київ: Наукова думка, 1966. – Т. 1. – С. 229. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\5) Десятинная церковь\найденные саркофаги\№ 9, саркофаг (княгини Ольги)\1).jpg

Лицевая стенка гробницы. Фото 31 декабря 1979 года. Общественное достояние. Фото без изменений

Некоторые исследователи считают, что в этой гробнице была похоронена княгиня Ольга, о которой известно, что она в 1007 году была перезахоронена в Десятинной церкви её внуком великим князем Владимиром I Святославичем. Но эта атрибуция ставится под вопрос большинством исследователей, хотя возможность того, что в гробнице могла быть похоронена княгиня Ольга, и не исключается полностью.

Автор монографии о Софийском соборе советский историк Николай Иосифович Кресальный (умер в 1987 году) писал: «…отдельные исследователи полагают, что в этом саркофаге якобы была похоронена великая княгиня Ольга». Действительно, в саркофаге был обнаружен женский костяк. Однако, по летописным данным, Ольга, умершая в 969 году, была положена во «гроб камен, мал», в котором «наверху гроба оконце сотворено», дабы можно было лицезреть благоверную княгиню, а в этом саркофаге никакого «оконца» нет, да и назвать его маленьким вряд ли возможно.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

«Шиферная гробница из Десятинной церкви». Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 286. Фото без изменений

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

«Саркофаг Ольги (?). Київ, Десятинна церква. X ст.». Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 40. Фото без изменений

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4) Е2020.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В Трапезной церкви данная гробница экспонируется как «Саркофаг. XIXII вв.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\5) Е2020.jpg

Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\IMG_1358.jpg

Гробница в Трапезной церкви. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

В летописях сообщалось лишь о двух женских погребениях в Десятинной церкви княгини Ольги, и царевны Анны, жены Владимира «Великого». Однако не все захоронения в Десятинной церкви упоминались в летописях и, возможно, это было одно из таких погребений. Также не исключена вероятность того, что скелет мог быть мужским, а остатки одежды и обуви интерпретировали по ошибке, как женские. В целом вопрос атрибуции гробницы остаётся нерешённым, но бесспорно, что в нём был похоронен член семьи киевских князей.

17 ноября 2021 года состоялось заседание научно-реставрационного совета Национального заповедника «София Киевская» под председательством заведующего научно-реставрационной мастерской Заповедника, художника-реставратора высшей квалификационной категории, заслуженного художника Украины Анатолия Остапчука (укр. Анатолій Остапчук). Совет принял ряд выполненных реставрационных работ, в том числе отреставрированную шиферную Гробницу «княгини Ольги», которая ныне экспонируется в Софийском соборе, на первом этаже в южной части храма.

D:\IMG_1748-1024x768.jpg

Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

D:\IMG_1783-1024x768.jpg

Гробница в бывшей внутренней южной галерее Софийского собора. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

Описание гробницы. Гробница представляет собой по композиции как бы жилище, дом, сложенный из семи отдельных плит красного шифера (пирофиллитовый сланец), который добывался под Овручем (укр. Овруч, ныне город в Коростенском районе Житомирской области). Плиты соединены изнутри двумя железными связями (скобами). По форме нижняя основная часть гробницы – ящик, является прямоугольным параллелепипедом, а верхняя часть двускатная крышка.

Все наружные стенки гробницы, кроме днища, украшены барельефным орнаментом, но эта обработка различна. Лицевая (продольная) стенка значительно более детализирована, вероятно, гробницу планировалось установить одной стороной вплотную к стене храма.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Княжеские захоронения в Киеве\3) княжеские захоронения\1) в Киеве\5) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинная)\найденные саркофаги\№ 9, саркофаг (княгини Ольги)\шиферный саркофаг № 9.jpg

Лицевая стенка гробницы. Источник – https://www.ruskiezemli.ru/photos/img847.html. Фото без изменений

Продольная лицевая плита ящика гробницы, украшена резными изображениями шести одинаковых архитектурных аркад, в которых чередуются изображения трёх крестов и трёх вечнозелёных кипарисов, что считается характерным византийским мотивом.

Лицевая часть крышки гробницы, украшена четырьмя разными детализированными розетками в переплетающихся между собой кругах, образующие рамки всей композиции. Красота и логика этого рисунка, его безукоризненная «каллиграфия», чувство пропорций при заполнении рельефом плоскости, изящество различных выпуклых и вогнутых лепестков в розетках говорят о том, что мастер был опытным и зрелым художником, а гробница предназначалась для весьма почитаемого в государстве лица.

С тыльной стороны гробницы, на продольной стенке ящика и другой части крышки, изображены лишь по три одинаковых греческих креста.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\7) Е2020.jpg

Тыльная сторона гробницы. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Боковые (торцевые) стенки гробницы декорированы единичными греческими крестами, однако имеющими не одинаковые дополнительные детали. На правой стенке крест имеет растительный элемент «процветший крест».

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\9) Е2020.jpg

Правая торцева стенка гробницы с «процветшим крестом». Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1783-1024x768 (1).jpg

Левая торцевая стенка гробницы. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/novini/zasidannya-naukovo-restavratsijnoyi-radi/. Фото без изменений

Внутренняя поверхность гробницы гладкая.

Гробницу датируют преимущественно началом или 1-й половиной XI века, но есть гипотезы и относительно X или XII вв. Российский, украинский, советский историк, археолог Николай Емельянович Макаренко (укр. Микола Омелянович Макаренко, репрессирован в 1938 году), описывая историю нахождения гробницы, датирует её X – XI вв., связывая происхождение гробницы с византийским влиянием, шедшим через Балканы. Покрывающий гробницу орнамент и вся его композиция, несомненно, имеют ярко выраженный византийский характер. Возможно, что она была выполнена византийским мастером, работавшим в Киеве на строительстве Десятинной церкви.

Известно несколько шиферных гробниц XXII вв. найденных в Киеве, вероятно княжеских захоронений, однако данная гробница является единственной из них украшенной барельефным орнаментом, а также единственной, имеющей двускатную крышку.

Гробница украшена изображениями, подобными тем, которые находятся на Саркофаге Ярослава «Мудрого» в Софийском соборе, с использованием похожих кипарисов и крестов. Некоторые версии объясняют это более поздним подражанием Саркофагу Ярослава «Мудрого» или несохранившимся мраморным саркофагам Десятинной церкви. В таком случае она выполнена, несомненно, в Киеве и киевскими мастерами.

D:\Ілюстрована_історія_України_(1921)._85-6.jpg

Зарисовка резьбы Саркофага Ярослава «Мудрого». Источник – File:Грушевський М. Ілюстрована історія України. 1921.djvu. Общественное достояние. Фото без изменений

Несмотря на сходство с Саркофагом Ярослава «Мудрого» в некоторых элементах орнамента и в общей несимметричности размещения отделки на обеих гробницах, относительно того, как планировалось разместить их в храме, принципиальной разницей в резьбе на них, является симметрия композиций в границах каждой из их отдельных сторон. На каждой из сторон Саркофага Ярослава «Мудрого» композиции являются почти полностью билатерально-симметричными (двусторонне симметричными), тогда как на двух «лицевых», более детализированных, плитах гробницы «княгини Ольги», некоторые части композиций несимметричны.

Лицевая половина двускатной крышки гробницы, покрытая детализированной резьбой, подобна розеткам в переплетённых между собой кругах, с определенной несимметричностью отдельных элементов в композиции, нескольким шиферным плитам в парапетах хоров Софийского собора, изготовленных из такого же красного шифера.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\002.jpg

Шиферная плита парапета хоров Софийского собора. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 284. Фото без изменений

Эти шиферные плиты считаются частью оригинальной конструкции Софийского собора 1-й половины XI века. Поэтому гробница из Десятинной церкви в основном также датируется 1-й половиной XI века, как и эти плиты. Высказывается мнение, что гробницу могли изготовить те же византийские мастера, работавшие над Софийским собором. Соответственно, если принять во внимание существующую датировку кирпичной кладки вокруг гробницы концом XII или началом XIII века, то она была домурована к стене Десятинной церкви через 150200 лет после создания орнаментов. До этого гробница могла стоять на том же месте незамурованной, возможно, в небольшой пристройке к храму. Однако имеются и гипотезы, датирующие гробницу примерно тем же временем, что и кирпичную кладку, объясняя сходство орнаментов только подражанием более ранним произведениям.

По мнению Н.Е. Макаренка, а затем и советского искуствоведа, специалиста в области истории древнерусского и византийского искусства Виктора Никитича Лазарева (умер в 1976 году), аналогии орнаменту можно найти и среди плит Церкви Святой Софии (макед. Црква «Св. Софија»в Охриде (болг. Охрид, греч. Αχρίδα, Οχρίδα, ныне город на восточном берегу Охридского озера в Северной Македонии) и водосвятной чаши (фиала) из Лавры св. Афанасия на Афоне (греч. Ιερά Μονή Μεγίστης Λαύρας, основана в 960-х годах), что также свидетельствует об участии греческих мастеров.

Комментарии к записи 9. СОСТАВНАЯ ГРОБНИЦА отключены