ДМИТРИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь св. Димитрия (Дмитриевский монастырь). Монастырь был также известен под названием «Изяславль». Он принадлежал к числу «вотчинных» (фамильных) княжеских монастырей.

Местонахождение монастыря. По вопросу о местоположении Монастыря св. Димитрия высказывались различные мнения. В украинской письменности XVII века, со слов митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Сильвестра (в миру – Стефан Адамович Косов, также Коссов, умер в 1657 году) было распространено мнение о том, что Монастырь св. Димитрия находился близ Киево-Печерского монастыря. В «Киево-Печерском патерике», переписанном и отчасти переделанном при печерском архимандрите Петре Могиле (в миру – Пётр Симеонович Могила (укр. Петро Могила), или Петру Мовилэ (рум. Petru Movilă), 1627 – 1647 гг.) и его преемнике Иосифе Тризне (укр. Йосиф Тризна, 1647 – 1655 гг.) монастырь также указывается в районе Печерского монастыря, но при этом местоположение его уточняется. «Жития Варлаама и Исайи» в Патерике озаглавлены – первое «Житие… Варлаама, игумена Печерского, посем св. Димитрия мученика бывшего игумена монастыря Изяславля, иже на Клове», второе «Житие… Исайя чюдотворца, игумена бывшего монастыря св. Димитрия, ижо на Клове».

Мнение митрополита Сильвестра Коссова, позже разделяли архиепископ Чигиринский Ириней (в миру – Иван Акимович Фальковский, умер в 1823 году) в Киевском месяцеслове на 1799 год, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году) и С. Крыжановский. Украинский историк Михаил Александрович Максимович (умер в 1873 году) указывал, что «между киевскими старожилами ведётся мнение, что Дмитриевский монастырь находился неподалеку от древнего Кловского, именно на крутом бугре Печерской горы, где теперь стоит немецкая кирка», с чем сам автор, по-видимому, не соглашался.

Общепризнанным является мнение: российского историка, одного из основоположников научной историографии и археологии Киева Максима Фёдоровича Берлинского (умер в 1848 году), историка и археолога Петра Гавриловича Лебединцева (умер в 1896 году), затем М.А. Максимовича, что Дмитриевский монастырь занимал верхнюю террасу нынешней Владимирской горки. М.Ф. Берлинский полагал, что местоположение монастыря «должно было быть близ Старого Киева, где обыкновенно князья строили монастыри». Подтверждение этого мнения М.Ф. Берлинский усматривал прежде всего в том, что в одном документе 1654 года Киевского магистратского архива, существовавшего до пожара 1811 года, упоминается о существовании ещё в это время Дмитриевского взвоза и Дмитриевской лукоми, или оврага, находившихся на Михайловской горе Старого Киева, в той её части, которая ближе к Крещатику. С этим фактом М.Ф. Берлинский сопоставлял другой, окончательно убеждавший его в правильности предлагаемой им локализации Дмитриевского монастыря: во время постройки каменной ограды вокруг Михайловского Златоверхого монастыря, к юго-востоку от него на возвышенном месте было открыто, по его словам, «каменное основание более нежели одной церкви». По пространству, занимаемому этими остатками здания, и по характеру места М.Ф. Берлинский считал вероятным заключение о существовании тут Дмитриевского монастыря.

На плане древнего Киева, приложенном к книге М.Ф. Берлинского, Дмитриевский монастырь показан в юго-восточной части Михайловской горы, под цифрой «θi».

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200916_160326.jpg

«Город Изяслава-Святополка» с монастырём, вид с северо-восточной стороны. Фрагмент макета Киева X XIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

История монастыря. Прямых летописных известий о постройке Монастыря св. Димитрия с Церковью св. Димитрия Солунского нет. О сооружении этого монастыря великим князем Изяславом I Ярославичем (крестное имя Димитрий) сообщает летописная статья «Чего ради прозвася Печерскый монастырь», находящаяся в «Своде Никона» под 1062 годом, а позже составителем «Начального свода» перенесённая под 1051 год.

Повествуя о жизни Печерского монастыря в 1060-х годах, летописец (Ипатьевская и Лаврентьевская летописи под 6559 (1051) годом) сообщает, не без некоторого раздражения, направленного против князя: «Монастыреви же свершену, игуменьство же держащу Варламу, Изяслав же постави в манастырь святого Дмитрея и выведе Варлама на игуменьство ко святому Дмитрею, хотя створити вышии сего манастыря, надеяся богатстве».

Это известие составитель Свода 1073 года печерский монах Никон, сам бывший одним из первых пещерников Печерского монастыря, сопровождает нравоучительной сентенцией в адрес княжеских и боярских монастырей: «Мнози бо манастыри от цесарь и от бояр и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньемь, молитвою, бденьем». Из таких мест «Киево-Печерского патерика» можно понять, что Монастырь св. Димитрия по богатству и авторитету стоял в Киеве на втором месте после Печерского и что, между двумя обителями существовало острое соперничество.

О перемещении Варлаама «княжимь повелениемь в монастырь св. мученика Дмитриа» и о поставлении его игуменом этого монастыря сообщает также Нестор Летописец в «Житие Феодосия Печерского».

Ни летописная запись, ни «Киево-Печерский патерик» не сообщают года постройки Монастыря св. Димитрия. Однако из контекста явствует, что князь Изяслав взял Варлаама (укр. Варлаам) игуменом, до этого игумен Печерского монастыря, в свой новый монастырь в том же году, когда на дарованной князем Печерскому монастырю земле была выстроена «церковь велику» и вынесенный из пещеры на гору монастырь был огражден «столпеемь». В несторовом «Житие Феодосия Печерского» эти крупные события в жизни Печерского монастыря отнесены к 1062 году. В этом году Дмитриевский монастырь был, очевидно, уже выстроен.

Игумен Варлаам (1062 – 1065 гг.) руководил монастырской братией до своей смерти в 1065 году. Его преемником стал игумен Исайя (укр. Ісая)

О том, что монастырь принадлежал к числу «вотчих» княжеских монастырей, свидетельствует, помимо приведённых выше текстов летописи и «Киево-Печерского патерика», ещё рассказ о Лаврентии-затворнике в том же патерике. В рассказе говорится о том, что печерский монах Лаврентий, не получив разрешения в своём монастыре «в затвор внити», «шед к святому Дмитрию, в Изяславль монастырь».

Между 1085 – 1087 гг. сын Изяслава I князь Ярополк (крестное имя Пётр) строит в Монастыре св. Димитрия новую каменную Церковь св. Петра. О закладке этого храма киевская летопись также не сохранила прямого известия, однако, повествует о торжественном погребении строителя нового храма князя Ярополка, убитого 22 ноября 1087 года.

Считается также, что к Дмитриевскому монастырю вначале относилась и Церковь архистратига Михаила, которую в 1108 году заложил другой сын Изяслава I – великий князь Киевский Святополк II (крестное имя Михаил).

В 1128 году в Дмитриевском монастыре произошло какое-то загадочное по своему внутреннему содержанию событие. Согласно Лаврентьевской летописи под 6636 (1128) годом: «В се же лето преяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра с грехом великим и неправо».

Известно, что архимандрит Киево-Печерского монастыря Поликарп II (укр. Полікарп II, 1232 – около 1238 гг.) до этого был игуменом Монастыря св. Димитрия, но когда точно неизвестно.

В 1240 году во время взятия Киева монгольскими ордами хана Батыя (монг. Бат хаан) Монастырь св. Димитрия сильно пострадал. Церковь архистратига Михаила, единственная из храмов, построенных на Михайловской горе, продолжала действовать после монгольского нашествия, она и положила начало Михайловскому Златоверхому монастырю.

Комментарии к записи ДМИТРИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ отключены