ИСТОРИЯ ХРАМА

В 1108 году великий князь Киевский Святополк II Изяславич (крестное имя Михаил) на территории Дмитриевского монастыря, основанного его отцом – великим князем Киевским Изяславом I Ярославичем, заложил каменную Церковь св. архистратига Михаила, названую в летописи Златоверхой. В Ипатьевской летописи под 6616 (1108) годом сказано: «В лето 6616. Заложена бысть церкви святаго Михаила Златоверхая, Святополком князем, месяца июля в 11», то есть, 11 июля 1108 года. Под тем же годом это известие повторено в Лаврентьевской, Воскресенской, Никоновской, Ермолинской, Густынской летописях. Летописец Переяславля Суздальского, Новгородская первая и четвёртая летописи, сообщают об этом событии под 1109 годом. В Никоновской летописи к известию о закладке церкви добавлено, что последняя была «о пятинадесяти версех», которые князь Святополк Изяславич «позлати златом». Видимо, впервые в практике культового строительства древнего Киева в покрытии куполов храма было использовано золото.

К 1108 году предание относит и перенесение в Киев из Константинополя, главной святыни Михайловского храма, мощей святой великомученицы Варвары.

Летописных известий об окончании постройки церкви нет, но под 6621 (1113) годом, повествуется о смерти и погребении великого князя Святополка II в Церкви св. Михаила. Храм, очевидно, был выстроен возле Церкви св. Димитрия и Церкви св. Петра, созданных отцом и братом Святополка, и, вероятно, входил в состав Дмитриевского монастыря Изяславичей.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Церковь св. Михаила с северо-восточной стороны. Фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

 В 1120-х годах с южной стороны к церкви был пристроен небольшой храм-крещальня.

D:\IMG_2971.jpg

В центре Церковь св. Михаила. Фрагмент Диорамы «Древний Киев». Реконструкция А. Реутова, экспонируется в Музее истории Михайловского Златоверхого монастыря. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

.

В XII веке Церковь св. Михаила служила родовой усыпальницей князей из ветви Изяславичей.

В декабре 1240 года при взятии Киева монгольскими ордами хана Батыя (Бату, монг. Бат хаан?) церковь сильно пострадала. Частично пострадали иконостас, фрески и мозаики храма, в алтаре церкви во время сильного мороза захватчики разожгли костёр. По-видимому, тогда же монголами была уничтожена круглая лестничная башня, внутри которой нет вещей, бытовавших в середине XIII – начале XVII вв. Церковь св. Михаила, осталась единственным храмом, из сооружённых на Михайловской горе, продолжившим действовать после монгольского нашествия. Впоследствии по названию церкви был назван и весь монастырь – Михайловский Златоверхий монастырь.

До 1470 году на средства княжны Ирины в Михайловской церкви был устроен каменный Придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

В сентябре 1482 года Церковь св. Михаила опустошили крымские татары хана Менгли I Гирея (крым. I Meñli Geray), после этого храм долго разрушался под воздействием природных стихий.

В грамоте 1523 года великого князя Литовского и короля Польши Сигизмунда I «Старого» (лит. Žygimantas Senasis, польск. Zygmunt I Stary) воеводе киевскому Андрею Немировичу (лит. Andrejus Nemirovi) Златоверхая Михайловская церковь называется «запустелой от вынятья киевского».

В начале XVI века церковь была восстановлена.

В октябре 1584 года купец и путешественник, монах-доминиканец Мартин Груневег (нем. Martin Gruneweg) посетил Киев, в своём дневнике он зарисовал Михайловскую церковь. Рисунки из его дневника являются старейшими документальными изображениями дошедших до наших дней архитектурных памятников.

В 1594 году австрийский дипломат и путешественник Эрих Лясота (Ласота) фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau), так описал Церковь святого Михаила: «Она красивое здание; посредине её находится круглая башня с вызолоченною крышею, верхние своды изнутри мозаичной работы, а пол вымощен маленькими цветными камушками». Это первое упоминание об убранстве храма.

В 1596 году посетивший Киев польский дипломат и историк Рейнгольд Гейденштейн (нем. Reinhold Heidenstein) писал, что Церковь св. Михаила пребывает в таком «жалком виде», что богослужения в ней не совершались.

После восстановления Киевской православной митрополии в 1620-х – 1630-х годах Михайловский Златоверхий собор стал резиденцией митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси.

В соборе были похоронены: митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, 1-й экзарх Константинопольского престола Иов (укр. Йов, в миру – Иван Матфеевич Борецкий, похоронен в 1631 году) и митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, 2-й экзарх Константинопольского престола Исаия (укр. Ісая, в миру – Копинский-Борисович, похоронен в 1640 году).

В 1-й половине XVII века собор был обновлен.

В середине XVII века путешественник и архидиакон Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي‎) описывая храм, отмечал, что «весь пол церкви сделан из больших красных плит». Он также сообщает о том, что великий алтарь Михайловской церкви похож на алтарь Собора Софии и Успенской церкви Печерского монастыря и перечисляет его мозаики: «…изображение Владычицы, стоящей, воздев свои руки с открытыми дланями (Богородица Оранта), – из позолоченной мозаики; также изображение Господа, который подаёт своим ученикам, стоящим с обеих сторон, хлеб и кровь божественные (Евхаристия). Под ними кругом изображения архиереев (Святительский чин) – всё из мозаики».

В 1650-х годах улучшение благосостояния монастыря позволило отремонтировать Михайловский собор: вместо деревянной укрепить железную кровлю, на средства гетмана Войска Запорожского Богдана-Зиновия Михайловича Хмельницкого герба «Абданк» (укр. Богдан-Зіновій Михайлович Хмельницький гербу «Абданк») центральный купол храма покрыть медью и позолотить.

В XVII – XVIII вв. после реконструкции в стиле украинского барокко домонгольская церковь стала составлять среднюю часть главного монастырского собора, от неё сохранялись алтарные абсиды, часть стен и центральный купол. С западной, северной и южной сторон храм был окружён разновременными пристройками. Незастроенным оставался лишь восточный фасад храма, но барочный декор наличников окон придавал и этому фасаду не вполне первоначальный облик.

Между 1688 – 1690 гг. на средства генерального судьи Михаила Вуяхевича к северной стене Михайловскому собору был пристроен новый каменный низкий Придел во имя великомученицы Варвары и перестроены купола.

Около 1713 года на средства киевского генерал-губернатора князь Дмитрия Михайловича Голицына северный Придел великомученицы Варвары был перестроен. Д.М. Голицын заказал для Варваринского придела деревянный резной иконостас и деревянный балдахин над ракой с мощами великомученицы Варвары.

В 1718 году на средства гетмана объединённого войска Запорожского обоих берегов Днепра Ивана Ильича Скоропадского (укр. Іван Скоропадський)  был сооружён деревянный резной, посеребренный, местами золочёный, 5-ярусный иконостас главного алтаря собора, один из богатейших в Киеве.

В 1718 году, возможно, на пожертвования царя Московского Петра I и его супруги Екатерины, с южной стороны Михайловского собора симметрично Варваринскому был пристроен Придел во имя великомученицы Екатерины. В 3-ярусном иконостасе имелись иконы великомучениц Екатерины и Варвары в серебряных ризах. Для освещения собора между основным объёмом и приделами были вырезаны широкие арки. В подземелье Придела св. Екатерины было погребено несколько настоятелей Михайловского монастыря и между ними известный киевский учённый, один из ректоров Киево-Могилянской академии архиепископ Ириней (в миру – Иван Акимович Фальковский, умер в 1823 году).

В XVIII веке установлены два купола над боковыми апсидами, как и купола над поздними пристройками.

В 1-й половине XVIII века здание Михайловского собора получает – серьёзные повреждения и ремонтируется, после чего от мозаичной декорации его аспиды остаётся одна «Евхаристия».

В 1-й половине XVIII века нижние части торцевых стен трансепта в соборе были прорублены арками.

В 1746(?) году архимандрит монастыря Сильвестр IV доносил митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Малія России Рафаилу Заборовскому, что Михайловская церковь обветшала и «во многих местах поразседалася». Назначенная митрополитом комиссия обнаружила, что в алтарной стене образовалась щель, «от горнего места до арки, при которой стоит иконостас»; стены, отделяющие храм от приделов, «наклонились», в них также образовались большие щели. Купол раскололся на 4 части и грозил обрушением; в западном своде и западных куполах тоже зияли щели и трещины. Фундаменты приделов, заложенные при 1-й кладке «мелко», осели; новые стены приделов отошли от стен главного храма, как на восток, так и на запад. Во временно закрытом храме были устроены контрфорсы у северной, западной и южных стен, по 4 с каждой стороны, перестроены своды древнего храма и купол. Между контрфорсами выведены каменные палатки для устройства ризницы, хранения свечей и других церковных принадлежностей.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\23) Е2020.jpg

Михайловский Златоверхий собор. Середина XVIII века. Реконструкция экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В середине XVIII века Наумов изготовил иконостас в правом приделе.

В начале XIX века весь интерьер храма расписывается масляными красками. В этот же период появляются первые сведения о тех мозаиках, которые Павел Алеппский по какой-то причине не упомянул, возможно, они в его время были уже частично разрушены и заштукатурены. В 1808 году открыта фреска «Благовещение».

В 1811 году в иконостас главного алтаря установлены серебряные Царские врата.

В 1818 году стены северного Придела великомученицы Варвары были расписаны.

В 1820 году на средства иеромонаха Иеронима стены Екатерининского придела были расписаны сценами из Апокалипсиса, а в 1888 году росписи «возобновлены».

В 1840 году собор зафиксирован на обмерах российского архитектора Павла Ивановича Спарро.

В 1840-х годах из-за того, что пристройки 1715 – 1718 гг. были сделаны не совсем грамотно, собор начал трещать, и к нему пристроили контрфорсы(?). Между которыми начали настраивать различные пристройки.

В 1847 году известная благотворительница – графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (умерла в 1848 году) пожертвовала 40 000 рублей на устройство серебряной раки, сени общим весом около 400 килограммов для мощей св. Варвары.

D:\610px-Barbara_relics.jpg

Рака с мощами св. Варвары. 1872 год. Источник – http://academy-professional.narod.ru/fotoarch1.html. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В середине XIX века Михайловский собор вновь ремонтируют, и все сохранившиеся в нём древние мозаики исследуются искусствоведами и освобождаются от позднейших наслоений. Согласно описаниям того времени, в одном регистре с апсидной «Евхаристией» на северной и южной стенах вимы было изображено по четыре апостола, из которых только фигура апостола Фадея была полностью сохранившейся. На лизенах (лопатках) алтарной арки в том же уровне располагались фигуры Димитрия Солунского и архидиакона Стефана. Под «Евхаристией» в апсиде и под апостолами на стенах вимы помещался орнаментальный фриз, орнаменты сохранились и на ступах апсиды вдоль боковых сторон «Евхаристии».

В 1877 году при епископе Чигиринском, викарии Киевской епархии Порфирии (Успенском), на средства московского купца В. Зенина в северном Приделе великомученицы Варвары был установлен новый 3-ярусный позолоченный иконостас.

В 1880 году в соборе перестелили полы.

В 1880-х годах историк церковной архитектуры Пётр Александрович Лашкарёв (умер в 1899 году) занимался изучением кладки Михайловского собора.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\htmlconvd-FiPMAz18x1.jpg

План древней части собора. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:2/. Фото без изменений

.

В 1887 – 1889 гг. в соборе вновь проводятся ремонтные работы.

В 1888 году в Михайловском соборе была проведена масштабная реконструкция: по инициативе епископа Чигиринского, викария Киевской епархии Иеронима (Экземплярского) «возобновлены» некоторые настенные росписи XVIII века, в основном объеме храма настелён дубовый паркет, а в алтаре и на солее – мраморный пол, вместо прежних чугунных плит, ко всем входам пристроены мраморные тамбуры, с западной стороны сделаны пристройки для установки калориферного отопления. При проведении этих работ в западной части Екатерининского придела, южная пристройка к собору, под полом был открыт фундамент маленькой древней церкви. В том же году после разборки верхних ярусов 4-ярусного иконостаса 1718 года, стало известно, что в Михайловском соборе сохранились фрески XII века. Обнаруженные на открывшихся алтарных столбах под слоями штукатурки древние фрески в течение нескольких месяцев были расчищены российским историком искусства Адрианом Викторовичем Праховым. После расчистки были частично отреставрированы фрески: «Архангел Гавриил», «Богоматерь», «Пророк Захария» и «Пророк Самуил». В конце 1888 года нижние ярусы иконостаса установили на прежнее место, закрыв ими часть открывшихся фресок.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Алтарная арка Михайловского собора с фресками, записанными маслом. Фото начала XX века. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Korneliuk_Yurii/Fresky_Mykhailovskoho_Zlatoverkhoho_sobora_v_Kyeve.pdf?PHPSESSID=m449id1e041vj98ho0lre37rh5. Фото без изменений

.

В главном алтаре сохранившаяся повреждённой древняя мозаика, изображающая «Евхаристию», многие части изображённого на ней престола осыпались, была подрисована красками.

4 декабря 1888 года отремонтированный Михайловский Златоверхий собор был освящён.

В 1889 году древние фрески, находившиеся выше иконостаса, «поновили», то есть записали сплошным слоем масляной краски, те участки, которые не сохранились, были написаны произвольно.

.

D:\Ukraine_St_Michael_Cathedral_Postcard_1.jpg

Монастырь в 1890 – 1905 гг. Источник – Reproduction by Photoglob AG, Zürich, Switzerland or Detroit Publishing Company, Detroit, Michigan. Лицензия – «Photographs in this collection were published before 1923 and are therefore in the public domain». Фото без изменений

.

В конце XIX века над Царскими вратами Михайловского собора находилась икона Успения Пресвятой Богородицы в сребропозлащенной ризе, украшенной 158 бриллиантами. Этот образ в 1860 году пожертвовала в обитель киевлянка Львова. Среди других чтимых икон в иконостасе имелись образ архангела Михаила, пожалованный в 1817 императором Александром I, в ризе «из чистого золота в виде триумфальной арки» с 2280 бриллиантами, 301 алмазом и прочим; икона свт. Николая Чудотворца в серебряной ризе и митре, пожертвована князем Д.Л. Волконским. В соборе также почитались Новодворская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе и венцах, перед которой по субботам читался акафист.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План Михайловского Златоверхого собора. Источник – Широцкий К.В. Киев: Путеводитель: С планом г. Киева и 58 ил. – Киев: В.С. Кульженко, 1917. – С. 109. https://archive.org/details/kyiv-putivnyk-1917/page/n27/mode/2up?view=theater. Общественное достояние. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\htmlconvd-FiPMAz18x1.jpg

Михайловский Златоверхий собор. Вид с юго-востока, апсиды. Фото начала XX века. Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 163. Фото без изменений

.

Имеются живописные изображения начала ХХ века, где Михайловский собор голубоватый.

.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) до 1917 года.jpg

Фото до 1917 года. Источник – http://varjag-2007.livejournal.com/3376000.html#cutid1. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В январе 1918 года во время штурма Киева большевиками в Михайловский собор – 7 попаданий.

D:\147914730_249745173420969_1053847411351666925_n-1.jpg

Попадание снаряда в южную апсиду. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/72604/. Фото без изменений

.

D:\147205133_249745093420977_2122954079693910148_n-1.jpg

Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/72604/. Фото без изменений

Войска Украинской Центральной рады возле Михайловского Златоверхого собора (Бійці Гайдамацького Коша Слобідської України біля Михайлівського Золотоверхого собору. В центрі С.В. Петлюра, праворуч отаман куреня Чорних Гайдамак О.Савельєв). Март 1918 года. Источник – http://www.encyclopediaofukraine.com/picturedisplay.asp?linkpath=pic\U\N\UNR_Army%20(March%201918).jpg. Общественное достояние. Фото без изменений
.

D:\081-1.jpg

Вид с юго-востока. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

D:\079-1.jpg

Вид с северо-запада. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

D:\078-1.jpg

Западный фасад. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

D:\080-1.jpg

Щипец. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

D:\083-1.jpg

Щипец и купола. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

D:\084-1.jpg

Северный фасад. Контрфорсы. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

D:\088-1.jpg

Иконостас главного алтаря 1718 года и Царские врата 1811 года. Источникhttps://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид с северо-запада. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1930-х годах хранившиеся в соборе мощи св. великомученицы Варвары, были перенесены в Андреевскую церковь, с начала 1960-х годов – во Владимирском соборе (укр. Володимирський собор) Киева.

В 1934 году при переносе столицы Советской Украины из Харькова в Киев планировались грандиозные архитектурные изменения.

В феврале 1934 года постановлением Политбюро ЦК КП(б)У было принято решение о сносе Михайловского собора для строительства административных зданий.

Летом 1934 года сотрудники Института материальной культуры УАН всего лишь за месяц провели обследование собора и вынуждены были принять решение, что храм как позднейшая барочная постройка не представляет исторической ценности. Попытки ряда искусствоведов, в частности, репрессированных Николая Емельяновича Макаренко, Дмитрия Власьевич Айналова, сохранить собор, хотя бы домонгольскую его часть, были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен храма древних мозаик и фресок.

В 1934 – 1935 гг. группой реставраторов под руководством российского художника-мозаичиста из мозаичной мастерской Ленинградской Академии художеств Владимира Александровича Фролова сохранившиеся мозаики были сняты со стен собора на новое основание и перенесены в Софийский собор.

С июня до середины сентября 1934 года снятием фресок занимался российский и советский живописец Дмитрий Иосифович Киплик, приглашённый из Ленинградской Академии художеств.

Историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский (умер в 1942 году) провёл некоторые исследования собора и сделал его обмеры.

С октября 1934 года демонтажём фресок стал заниматься приглашённый из Москвы художник-реставратор Павел Иванович Юкин. Сперва, им были сняты фрески, не демонтированные Д.И. Кипликом. Затем он начал искать под позднейшими наслоениями остатки фресок в других частях интерьера собора. Периодически бывая в Киеве в последующие годы, он продолжал заниматься этой работой до августа 1937 года. Были сняты те фрески, которые успели обнаружить и демонтировать.

D:\htmlconvd-FiPMAz20x1.jpg

Интерьер собора. Вид на хоры. Фотография 1930-х годов. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:2/. Фото без изменений

.

Весной 1935 года с Михайловского Златоверхого собора сняли купола.

.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\6) 1935 год.jpg

Центральный купол. Фото 1935 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Работы по разборке собора проводились вплоть до 1936 года.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

На снимке можно увидеть, что купола храма уже фактически демонтированы, а само строение находится в ужасном состоянии. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\myh3 (1).jpg

Собор перед подрывом. Фото 1937 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/myhajlovskyj-zlatoverhyj-monastyr-ystoryya/. Фото без изменений

.

В апреле 1937 года в Отделе искусства Киевской Руси Киевского государственного музея украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины) были представлены михайловские фрески и мозаики, кроме «Евхаристии», резные шиферные плиты.

Экспозиция Киевского государственного музея украинского искусства. Публикация — Юрия Коренюка (укр. Юрій Коренюк). Сайт — Софійський музей. Фото без изменений

 

14 августа 1937 года оставшиеся конструкции Михайловского собора были снесены взрывом.

D:\Исторические работы\Княжеские захоронения на Руси\2) Княжеские захоронения в Киеве\2) княжеские захоронения\1) в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\7) 1937 год.jpg

Руины собора после подрыва 14 августа 1937 года. Источник – Вечерський В.В. Втрачені об’єкти архітектурної спадщини України. – Київ: НДІТІАМ, 2002. С. 48. ІSBN 966-7452-42-5. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период это место оставалось пустующим.

В 1938 году снятые со стен собора мозаики и фрески были распределены между музеями Ленинграда (Эрмитаж и Русский музей), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор).

В 1938 и 1940 годах на территории бывшего монастыря раскопки проводил советский археолог Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году).

В 1941 году почти все остававшиеся в Киеве мозаики и фрески из Михайловского собора попали в руки немецких оккупантов и были вывезены в Германию. В процессе транспортировок некоторые из них погибли, а сохранившиеся получили значительные повреждения. После войны они вернулись в СССР, но не все вернулись в Киев: некоторые попали в музеи Москвы, Ленинграда и Новгорода.

В 1948 и 1949 годах на бывшей монастырской территории вёл раскопки М.К. Каргер.

В 1956 году на свалке неподалёку от Киевского художественного училища искусствоведом Павлом Николаевичем Жолтовским был найден медный позолоченный горельеф Архистратига Михаила с главного фронтона собора, образец киевской школы металлопластики XVII – XVIII вв. Он был передан в Музей этнографии и художественного промысла (укр. Музей етнографії і художнього промислу) во Львове, а затем вернулся в Киев. Ныне экспонируется в Музее истории Михайловского Златоверхого монастыря.

В начале 1990-х годов Украинская православная церковь Киевского патриархата (укр. Українська православна церква Київського патріархату) начала сбор средств для восстановления собора. Денег хватило только на начальные исследования, стало ясно, что без государственной поддержки уникальный памятник украинского барокко не отстроить. Украинское общество посылало многочисленные обращения к главе государства о выделении финансирования на проведение работ.

В 1992 году было принято постановление о подготовительных работах по восстановлению Михайловского собора, начались раскопки и создание проекта. От разрушенного собора остались стены примерно на 50 см выше уровня древнерусского пола.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\38) южный фасад.jpg

Восточный фасад, апсидная часть. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

В 1992 – 1996 гг. исследования остатков храма проводил советский и украинский археолог Виктор Александрович Харламов (укр. Віктор Олександрович Харламов, умер в 1996 году), для воссоздания собора в формах XVIII века.

9 декабря 1995 года президентом Украины Леонидом Даниловичем Кучмой (укр. Леонід Данилович Кучма) издан указ о восстановлении Михайловского Златоверхого собора.

В 1996 – 1997 гг. советский и украинский археолог Глеб Юрьевич Ивакин (укр. Гліб Юрійович Івакін, умер в 2018 году) возглавил архитектурно-археологические исследования на месте будущего восстановления собора.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\1) план по Г.Ю. Ивакину.jpg

План церкви начала XII века, по раскопкам Г.Ю. Ивакина 1996 – 1997 гг. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1684565.html. Фото без изменений

.

В 1997 – 1999 гг. Михайловский собор был восстановлен в стиле украинского барокко XVIII века по проекту заслуженного архитектора Украины Юрия Георгиевича Лосицкого (укр. Юрій Георгійович Лосицький). Чтобы сохранить древнерусский пол, была смонтирована плита, которая покоится на сваях, закрученных между стенами древнего храма. Открытыми оставили фундамент небольшого храма-крещальни, к которому можно спуститься по лесенке. Сохранившаяся древнерусская лестница была накрыта стеклом.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\34) Е 2020.jpg

Остатки фундамента древнерусской крещальни. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

По преданию, именно под этой лестницей во время монгольского нашествия прятали мощи святой Варвары.

На центральном фронтоне собора установили копию древнего скульптурного изображения Архистратига Михаила.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\13) Е 2018.jpg

Западный фасад собора. Над центральным порталом скульптурное изображение Архистратига Михаила. Фото 15 июня 2018 года. Автор – Angloman

.

В 1998 году в воссоздании росписей интерьера собора принимал участие украинский художник Александр Андреевич Бородай (укр. Олександр Андрійович Бородай), его работой является композиция «Страшный суд» в нартексе собора.

В 1998 – 1999 гг. археологические исследования на территории собора продолжались.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\4).jpg

План Михайловского собора по раскопкам 1996 – 1999 гг. Красным цветом выделены стены начала XII века, синим – 1-й половины XVIII века. Фото без изменений

.

30 мая 1999 года Михайловский Златоверхий собор был официально открыт, как один из главных храмов Украинской православной церкви Киевского патриархата. Открытие собора состоялось в День Киева, храм освятил предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарета (в миру – Михаил Антонович Денисенко) (укр. Філарет, в миру – Михайло Антонович Денисенко). На открытии храма присутствовали президент Л.Д. Кучма, премьер-министр Валерий Павлович Пустовойтенко (укр. Валерій Павлович Пустовойтенко) и глава Киевской городской государственной администрации Александр Александрович Омельченко (укр. Олександр Олександрович Омельченко).

В 1999 году главным художником по восстановлению мозаик и росписей центрального нефа Михайловского собора был украинский реставратор Леонид Григорович Тоцкий (укр. Леонід Григорович Тоцький, умер в 2022 году).

В феврале 2001 года Министерство культуры Российской Федерации передало Украине 4 оригинальных фрагмента фресок XII века Михайловского Златоверхого собора, хранившихся в Эрмитаже.

В январе 2004 года Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о передаче Украине из Эрмитажа ещё 7 фресок Михайловского Златоверхого собора. Осенью 2004 года передача фресок была закончена.

15 июля 2008 года возвращённые Российской Федерацией фрески были выставлены для обозрения в монастырской колокольне, где находится Музей истории Михайловского Златоверхого монастыря и в Софийском соборе. В настоящее время все 11 фресок экспонируются в музее истории Михайловского монастыря.

.

D:\St._Michael's_Cathedral_from_belltower.jpeg

Западный фасад собора. Фото 8 июля 2007 года. Автор – DiscoverWithDima. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\39) южный фасад.jpg

Восточный фасад собора. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

C:\101APPLE\IMG_1295.JPG

Президент Украины Владимир Александрович Зеленский и президент США Джозеф Робинетт Байден-младший возле Михайловского Златоверхого собора. 20 февраля 2023 года. Источник https://www.unian.net/. Фото без изменений

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА отключены