МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ

История монастыря. Археологические исследования 19961999 гг. показали, что территория монастыря в конце X начале XI века была занята сначала курганным языческим, а затем христианским могильником.

В середине XI века могильник сменила монастырская и жилая застройка. О количестве монастырей в этом районе и об истории их взаимоотношений ведутся дискуссии.

Первоначально на месте нынешнего монастыря находился Дмитриевский Изяславля монастырь, построенный до 1062 года.

В 11081113 гг. при великом князе Киевском Святополке II Изяславиче на территории монастыря была построена Церковь архистратига Михаила. Очевидно, новая церковь, построенная возле Церкви св. Димитрия и Церкви св. Петра, созданных отцом и братом Святополка II, входила в состав Дмитриевского монастыря Изяславичей.

К 1108 году предание относит и перенесение в Киев из Константинополя, главной святыни монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

В летописных известиях о закладке храма в 1108 году, так же как и о погребении в законченном уже храме Святополка II Изяславича в 1113 году, не говорится, что при церкви был основан новый монастырь. О существовании Михайловского Златоверхого монастыря в древних киевских летописях вообще нет никаких упоминаний. В начале XVII века среди киевских учёных-церковников было распространено мнение о том, что первую церковь во имя архангела Михаила будто бы выстроил на месте нынешнего Михайловского Златоверхого монастыря и при ней основал монастырь ещё первый митрополит Киевский и всея Руси Михаил I (предположительно 988 предположительно 991 гг.). К существованию Михайловского монастыря, построенного митрополитом Михаилом I, относились с доверием российский историк, один из основоположников научной историографии и археологии Киева Максим Фёдорович Берлинский (умер в 1848 году), историк Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году) и некоторые другие. Однако это мнение, как известно, основано не на древних источниках, а на весьма поздних легендах, не имеющих под собой исторической почвы.

В 1170-х – 1180-х годах в монастыре, в 30 метрах к северу от Церкви архистратига Михаила, вместо деревянных, были построены кирпичные ворота с надвратной церковью, которые не упоминаются в письменных источниках, но исследованы археологически в 19981999 гг.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Раскопки ворот с надвратной церковью в 1998 – 1999 гг. около Михайловского собора. Фото 1999 год. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1684565.html. Фото без изменений

Это было небольшое сооружение из двух параллельных пилонов и проезда между ними. В западном пилоне находились лестница на второй ярус и помещения для стражи, а к восточному была пристроена апсида с престолом внутри. На втором ярусе размещалась небольшая надвратная церковь, с одной апсидой, ориентированной перпендикулярно проезду на юго-восток. Внешне церковь была покрыта розовой и белой штукатуркой, украшена фресковой росписью и мозаичным образом. На фреске сохранились древнерусские граффити. Внешние размеры сооружения: длина вдоль проезда8,4 метра, ширина – 10,8 метра. Крыша была покрыта свинцом. К воротам подходила мощная деревянная ограда. Строение разрушено, вероятно, во 2-й половине XIII века. Его остатки ныне перекрыты защитным павильоном. По мнению советского и украинского археолога Глеба Юрьевича Ивакина (укр. Гліб Юрійович Івакін, умер в 2018 году) «каменные ворота с надвратной церковью могли появиться в этой части города в связи со строительством или функционированием в северо-восточной части Михайловской горы «Нового двора», упомянутого в летописи под 1194 и 1197 гг. Каменные ворота могли служить парадным въездом на территорию княжеского Нового двора со стороны монастыря».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Реконструкция ворот с надвратной церковью А. Реутова. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1684565.html. Фото без изменений

3 мая 1230 года здание надвратной церкви пострадало во время землетрясения. В связи с этим в нём были проведены реставрационные работы и поновлены фрески. В кладке плинфой верхних частей ворот видны следы ремонта из пальчатого кирпича.

6 апреля 1231 года игумен монастыря не упоминается среди наиболее видных настоятелей киевских монастырей, участвовавших во главе с печерским архимандритом Акиндином II в поставлении на Ростовскую кафедру епископа Кирилла I.

В декабре 1240 года монастырь был разграблен монгольскими ордами хана Батыя (Бату, монг. Бат хаан?). Разорение обители произошло в самом конце обороны Киева. Укрывавшиеся на её территории жители города успели зарыть в монастыре богатые клады. Некоторое время захватчики жили в надвратной церкви, которую затем сожгли, из-за чего она впоследствии разрушилась.

В середине XIII 1-й половине XIV вв. монастырская братия на территории обители, вероятно, не проживала. Многие постройки, включая кельи и ремесленные мастерские (ювелирное, стеклодувное и керамическое производство), были уничтожены во время пожара 1240 года и не восстанавливались. В отличие от территории Киево-Печерского и Выдубицкого монастырей на территории этой обители археологи редко обнаруживают предметы середины XIII начала XVI вв.    

Михайловский Златоверхий монастырь как таковой становится известным лишь в литовский период. Впервые мы встречаем такое название этого монастыря в конце XIV века, как свидетельствует об этом подпись «святаго Михаила Золотоверхаго игумена Стефана Переломило» (укр. Стефан Переломило) под дарственной грамотой от 21 ноября 1398 года. По-видимому, к этому периоду относится ремонт Церкви св. Михайла и строительство рядом с ней жилых и хозяйственных построек, которые археологи датируют XIVXVI вв. Найденные здесь ордынские и западноевропейские монеты относятся к XVXVIII вв.  

История монастыря в правление великих князей Литовских Свидригайла (лит. Švitrigaila, 1430 – 1432 гг.) и Сигизмунда Куйстутовича (лит. Žygimantas Kęstutaitis, 1432 – 1440 гг.), а также князей Киевских Олельковичей малоизвестна.

После XIV века Михайловский Златоверхий монастырь расширился почти на всю территорию бывшего «Города Изяслава-Святополка». С тех пор и сама гора стала называться Михайловской.

В сентябре 1482 года во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея (крым. I Meñli Geray) Михайловскому монастырю был нанесён существенный урон.

В конце XV века Михайловский монастырь стал рассматриваться как типичное великокняжеское держание, которое за службу с разрешения Ягеллонов (польск. Jagiellonowie), а также по их или своему усмотрению киевский воевода мог отдать любому лицу. По крайней мере, в начале 1490-х годов великий князь Казимир Ягеллончик (польск. Kazimierz IV Jagiellończyk) считал, что монастырь «естъ наше поданье».

В конце XV века, до 1496 года, игуменом монастыря был Иоанн Смолянин (укр. Іван Смолянин).

В грамоте от 27 июля 1496 года великого князя Литовского Александра (лит. Aleksandras, польск. Aleksander Jagiellończyk), выданной на имя киевского воеводы князя Димитрия Ивановича Друцкого-Путятича (лит. Princas Dimitrijus Ivanovičius DrutskisPutyatichas), монастырь при Церкви св. Михаила передан в пожизненное владение Григорию Поповичу (укр. Григорій Попович). Великие князья Литовские предоставили Михайловскому монастырю грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов.

В конце 1490-х годов – начале XVI века игуменом монастыря был Илия (укр. Ілля). 

В 1-й четверти XVI века общежительный Михайловский Златоверхий монастырь пользовался благосклонностью великого князя Литовского и короля Польши Сигизмунда I «Старого» (лит. Žygimantas Senasis, польск. Zygmunt I Stary) Грамотой 1523 года Сигизмунда I киевскому воеводе Андрею Немировичу (лит. Andrejus Nemirovi), Златоверхая Михайловская церковь в Киеве была пожалована игумену Макарию (укр. Макарій) с тем, чтобы он возобновил опустевший Михайловский монастырь и устроил в нём общину. Церковь св. Михаила называется в грамоте «запустелой от вынятья киевского». Сигизмунда I «дал богомолью свою, храм святого Михаила на общину, на веки веком».

В XVI веке Михайловский монастырь регулярно встречается в документах и стал одним из богатейших киевских монастырей, наряду с Киево-Печерским и Пустынно-Николаевским монастырями. Среди старинных владений монастыря, принадлежавших ему ещё до 1525 года, на реке Припяти были «звечные» церковные люди: Карповичи «дани дают 9 ведр меду», «Антоновичи дают 2 ведре меду», «з Масановича земле две ведре меду» и др. Обители принадлежало старинное «езовище» на реке Припяти и озеро «у Голубеевичох». Вблизи от обители её братия издревле владела полем «возле Борщовки», мельницей на реке Лыбеди («млын… звечный»), а на реке Днепре, «против Роздоров, на правой стороне», ей принадлежал «звечный» Михайловский остров «с озеры». Сигизмунд I, способствуя укреплению имущественного положения обители, сделал в монастырь несколько земельных вкладов, в том числе «пашню за пробитым валом, по обею сторон дороги», «у Чорторыи озеро и с сеножатью», в Толстом лесу «селище Селивоновское, и с землею бортною и с пашнею, и со всими входы, што с старины прислухало к тому селищу; а дани с той земли идет две кади меду и ведро меду». Помимо этих владений монастырские власти на свои средства купили под Киевом несколько больших земельных наделов. Уже в это время некоторые монастырские крестьяне в качестве повинности в пользу обители должны были делать плот, «монастырь городити, и кельи ставити» 

Большое внимание обители уделял и киевский воевода в 15591608 гг. князь Константин (Василий) Константинович Острожский, и ряд других православных магнатов, и шляхтичей. Среди них следует отметить представителей таких видных семей западнорусских земель, как князья: Белёвские, Вишневецкие, Гольшанские, Друцкие-Путятичи, Дубровицкие, Корецкие, Мосальские, Одинцевичи, Олельковичи-Слуцкие, Полубинские, Пронские, Сангушки и Сокольские. Влиятельным вкладчиком обители был и близкий родственник православных магнатов Ходкевичей, известный организатор казачьей службы в Южном Поднепровье каневский и черкасский староста пан Евстафий Иванович Дашкевич (умер в 1535 году), а также Федора Андреевна Сангушко, жена пана Богуша Михаила Боговитиновича (умер в 1530 году). Среди видных семей шляхтичей следует выделить: Кмит, Скуминых, Тышкевичей и Хребтовичей, а также Плюсковых и Ходыкиных.

В 16011618 гг. игуменом монастыря был Иоасаф (Мировский). 

В 1612 году король Речи Посполитой Сигизмунд III (польск. Zygmunt III Waza) отдал Михайловский монастырь Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква). Королевскую привилегию на монастырь получил Антоний Грекович (укр. Антоній Грекович, игумен в 1612 – 1618 гг.), но фактически завладеть, ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими поместьями греко-католикам (униатам) не удалось. В 1618 году Антоний Грекович был схвачен казаками и утоплен, по одним данным, 15-го, по другим23 февраля, в проруби в Днепре напротив Выдубицкого монастыря.

В начале XVII века Михайловский Златоверхий монастырь владел в Киеве почти всей южной частью Старого города, Дворцовой частью вдоль Крещатика и так называемой Введенской нивой. На окраине города, за Пробитым валом, находилось имение Кудрявцы с монастырскими пашнями. Рядом с городом, на Ориновской земле и на Девич-горе, обитель владела около 75 десятинами земли и мельницей. Монастырю принадлежали богатые рыбной ловлей и сенокосом острова на ДнепреЦерковный, Обрубной и озёра с р. Половицей, лесные владения Селивонщина, Золоктаевская земля в Толстом лесу, Лысковщина, имения Глевацкое (Глеваха), Ветянское (Вета, ныне Вита-Почтовая) и Юровка, Борщаговка.

В 1620 году, благодаря казакам, игумен михайловский Иов (укр. Йов, в мируИван Матфеевич Борецкий, игумен с 1619 года) был высвячен на митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Новый митрополит остался жить в Михайловском монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции. По инициативе и на средства митрополита Иова началось возведение колокольни, которую строил «каменщик Петро Нимец, обиватель киевский».

В 1631 году после смерти митрополита Иова, при активной поддержке казачества, на митрополичью кафедру был избран Исаия (в миру – Копинский). 29 октября 1631 года духовенство, собравшееся в Михайловском монастыре, утвердило его митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, а монастырь стал его резиденцией. После поставления в 1632 году на Киевскую кафедру митрополита Петра Могилы (укр. Петро Могила, рум. Petru Movilă), митрополит Исаия отказался покинуть монастырь. Сторонники новопоставленного митрополита силой выдворили митрополита Исаию из обители.

При митрополите Петре Могиле резиденция митрополита была перенесена в Софийский собор. Одновременно Михайловский Златоверхий монастырь вошёл в состав Софийской слободы Верхнего Киева, управление которой осуществлялось непосредственно митрополитом Петром Могилой и его преемниками. С этого времени настоятелями Златоверхого монастыря несколько раз становились игумены других киевских обителей, чаще всего Киево-Братского Богоявленского монастыря.

17 декабря 1643 года король Владислав IV (польск. Władysław IV Waza) утвердил Филофея Кизаревича (укр. Філофей Казаревич, умер в 1645 году) игуменом монастыря и закрепил за обителью все её владения. При новом игумене на средства Киевской митрополии и благодаря денежной «милости» царя Московского Михаила Фёдоровича в обители был проведён ряд реставрационных и строительных работ.

В 16461650 гг. игуменом монастыря был Иосиф (в миру – Кононович-Горбацкий, умер в 1651 году), сподвижник митрополита Петра Могилы, один из душеприказчиков его завещания.

В середине XVII века из описаний укреплений Михайловского монастыря составленных путешественником и архидиаконом Павлом Алеппским (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي, умер в 1669 году‎), видно, что стены обители представляли собой земляные валы с идущей поверх них деревянной стеной. С наружной стороны вала проходил глубокий ров. И хотя Павел Алеппский сообщает, что стены были сооружены при царе Московском Алексее Михайловиче (1645 – 1676 гг.), думается, что при нём были лишь возобновлены древнерусские укрепления. Монастырские стены на Михайловской горе во время П. Алеппского замыкались в районе Михайловского Златоверхого храма, где находились и единственные въездные ворота.

В 1653 году во время поездки в Москву на богомолье, в монастырь приезжал патриарх Антиохийский Макарий III. По благословению митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Сильвестра (в миру – Стефан Адамович Косов, также Коссов) в Золотоверхом монастыре он получил частицу мощей великомученицы Варвары.

В 1654 году братия Златоверхого монастыря признала власть московского царя Алексея Михайловича. Монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой. В то же время гетманы и казацкая старшина Войска Запорожского щедро наделили монастырь владениями на Левобережной Украине. Много земель монастырём было приобретено путём покупки. Несмотря на противодействие митрополита Сильвестра московские воеводы построили новый острог на территории Верхнего Киева. Внутри укреплений оказалась часть территории Златоверхого монастыря.

В 1654 году близкий к митрополиту игумен Феодосий (Василевич) в своём челобитье просил царя Алексея Михайловича о подтверждении обители её прежних пожалований. Но в том же году настоятель бежал в Литовское великое княжество, где под опекой магнатов Радзивиллов стал архимандритом в слуцком Троицком монастыре.

В 1655 году вместо Феодосия настоятелем монастыря стал историк и известный церковный писатель Феодосий Сафонович (укр. Теодосій Сафонович, 1655 – 1672 гг.). В возникавших время от времени конфликтах игумен Феодосий, как и ряд других настоятелей, выступал обычно вместе с киево-печерским архимандритом Иннокентием (Гизелем). Однако в позиции игумена Феодосия были и свои особенности. Лояльный по отношению к московским властям, что позднее нашло отражение в написанной им «Хронике», тем не менее, он не ездил в Москву и не направлял туда посольств.

Летом 1665 года в Златоверхий монастырь наряду с другими киевскими обителями была послана царская «милостыня».

В конце 1660-х 1672 гг. в отсутствие местоблюстителя Киевской митрополии Лазаря (в миру – Лука Васильевич Баранович), находившегося в Новгороде-Северском, игумен Феодосий ведал от его имени церковными делами в Киеве. В 1672 году вместе с архимандритом печерским Иннокентием он просил царя Алексея Михайловича о защите Киева от военной угрозы со стороны турецких войск.

В 1673 1677 гг. игуменом монастыря был церковный писатель Варлаам (Ясинский).

Во 2-й половине XVII начале XVIII вв. крупные земельные приобретения экономически укрепили положение обители. Гетманы Войска Запорожского не только подтверждали прежние владения, но и дарили монастырю новые земли. Так, гетман Иван Ильич Скоропадский (укр. Іван Скоропадський, 1708 – 1722 гг.) передал монастырю сёла Боденьки и Крехаев на реке Десне. Здесь же монастырь приобрёл мельницу, двор с пекарней и «винницей». На пожертвования монастырь купил мельницу в Переяславе, 11 дворов с полями, озерами, 2 мельницами в г. Остре.

В XVII веке по соседству с мужским Михайловским Златоверхим монастырём находился и Михайловский Златоверхий женский монастырь, который в 1712 году был перенесён на киевский Подол.

В 1677 – 1682 гг. игуменом монастыря был Мелетий (в миру – Михайло Дзик).

В 1684 – 1697 гг. игуменом монастыря был Сильвестр Головчич (укр. Сильвестр Головчич), вероятно, был похоронен на территории монастыря.  

В конце XVII века в собственности обители находилось около 70 дворов в Глевахе, 2 двора на хуторе Вета, 25 дворов в Соколовке, Даниловке и Драновке, 6 дворов в Юровке, 5 дворов в Борщаговке, 18 дворов в Жерновке, 16 дворов в Заборье; в окрестностях Киева сёла Даниловка, Крюковщина, Заборье, Княжичи, Блиставица, мельница на р. Красной.

В 16971713(?) гг. игуменом монастыря был Захарий (Корнилович).

До начала XVIII века все постройки монастыря, кроме собора, оставались деревянными. На плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года в западной части монастырской территории изображены деревянные 2-ярусная колокольня, кельи и ограда. В начале XVIII века вокруг обители сооружена каменная ограда.

В 1707 году в монастырской ограде построены Экономические ворота. Они представляли собой, приподнятую полуциркульную арку с двумя колоннами по бокам, последние были связаны поясом, заканчивающимся вытянутыми наивными волютами и, богато украшенным изображением цветов, фронтоном.

D:\082-1.jpg

Экономические ворота. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

В 1711 году игуменом монастыря стал Иоаникий Сенютович (укр. Іоаникій Сенютович, 1711 – 1715 гг.), в 1715 году он стал архимандритом Киево-Печерской лавры.

В 1713 – 1715 гг. в монастыре построена, отчасти на монастырские средства, отчасти на пожертвования, каменная трапезная с Церковь во имя ап. Иоанна Богослова. Когда-то на этом месте стояла деревянная церковь, построенная в 1613 году.

В 1715 году, по другим источникам в 1716 году, игуменом монастыря назначен Варлаам (в миру Василий Леницкий, укр. Варлаам, в миру – Василь Леницький, 1715 – 1719 гг., умер в 1741 году, как архиепископ Псковский и Нарвский).

В 1716 – 1719 гг. в монастыре построена каменная трёхъярусная колокольня. Всего колоколов 14, из них один древний отлитый в 1644 году.

D:\085-1.jpg

Монастырская колокольня. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1923Lukomsky/Churches/StMichaelCathedral.html. Фото без изменений

В 1733 – 1739 гг. архимандритом монастыря был Амвросий (Дубневич).

В 1739 – 1740 гг. архимандритом монастыря был Тимофей (Щербацкий). Затем архимандритом монастыря был Сильвестр IV умницкий).

В 1777 году архимандритом монастыря был Варлаам (в мируВласий Миславский). Вторично он возглавлял монастырь в 1786 – 1791 гг. Похоронен Варлаам Миславский в Михайловском Златоверхом соборе.

В начале 1780-х годов построены каменные братские кельи. 

В 1785 году митрополит Киевский и Галицкий Самуил (в миру – Симеон Григорьевич Миславский) при деревянных кельях устроил Церковь во имя свт. Николая Чудотворца, в 1832 году она перестроена.

В 1800 году Михайловский Златоверхий монастырь был выделен для пребывания епископов Чигиринских, викариев Киевской епархии.

В 18001804 гг. под общей крышей объединены так называемое Варваринское отделение, просфорня и настоятельская кухня.

В 1820-х годах в монастыре возведены экономический и регентский корпуса, келарская палата.

В 1830-х годах построена просфорня, а также перестроена монастырская ограда, которая, как и трапезный храм, расписана фресками.

В 18521856 гг., по другим сведениям в 18491852 гг., по инициативе епископа Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) были построены: западный полутораэтажный келейный корпус (Михайловское отделение) и каменный (вместо деревянного) настоятельский корпус с Церковью во имя свт. Николая Чудотворца, освящена 7 октября 1856 года.

В 18571858 гг. по инициативе епископа Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) на месте деревянной возвели 2-этажную каменную гостиницу для паломников.

Михайловскому Златоверхому монастырю в окрестностях Киева, принадлежал скит в Феофании (укр. Феофанія, историческая местность на территории Голосеевского района города Киева), основанный в 1861 году.

В 18651877 гг. по инициативе епископа Чигиринского Порфирия (Успенского), возглавлявшего монастырь было построено деревянное на каменном фундаменте здание монастырской больницы. 

В 18831884 гг. к 2-этажной каменной гостинице был пристроен 3-этажный корпус.

В 1887 году на территории Михайловского Златоверхого монастыря найден саркофаг неясной формы (24). В ходе раскопок на территории монастыря была найдена (когда неизвестно) составная гробница из шифера (25).

D:\Київ._Михайлівський_Золотоверхий_собор.jpg

Михайловский Златоверхий монастырь. Фото 1888 года. Источник – Кіевъ теперь и прежде. Составилъ Инспектор классовъ Кіевскаго Института благородныхъ дѣвицъ М.М. Захарченко. Издалъ Содержатель парового Лито-Типографическаго заведения С. В. Кульженко.Кіевъ, 1888. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Kiev_overview (1).jpg

Вид на монастырь в 1890 – 1905 гг. Источник – Reproduction by Photoglob AG, Zürich, Switzerland or Detroit Publishing Company, Detroit, Michigan. Лицензия «Photographs in this collection were published before 1923 and are therefore in the public domain». Фото без изменений

В 1894 году построены кельи певчих.

В 1897 году построена гостиница для паломников.

В 18981899 гг. на месте северного Варваринского отделения был сооружён 2-этажный кирпичный корпус.

К началу XX века в обители находились также деревянная квасоварня, экономический двор с домом для эконома, его помощника и монастырских рабочих, с конюшней, амбарами, сараями, ледниками. По инициативе епископа Чигиринского Иеронима (Экземплярского) при монастыре открылись бесплатные школа церковного пения для подготовки псаломщиков и учителей пения и ежедневная читальня.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\1) начало XX века.jpg

Фото монастыря начала XX века. Общественное достояние. Фото без изменений

В 19021903 гг. построено здание гостиницы для паломников.

В 19071908 гг. выстроена 4-этажная монастырская гостиница, которая по размерам считалась второй в городе после лаврской.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Литография «Златоверхий во имя архистратига Михаила мужской монастырь». Начало ХХ века. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1684565.html. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Автор – Gudshon and Gubchevsky, 1911 год. Общественное достояние. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Почтовая открытка 1913 года. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/History/Kupola/Vol01/MichaelGoldenDomeMonastery.html. Фото без изменений

D:\Пова_панорама_в_музеї.jpg

Макет Михайловского монастыря, автор – Ольжич Мушинський. Экспонируется в Музее истории Михайловского Златоверхого монастыря. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

До октября 1917 года Михайловский Златоверхий монастырь был вторым по посещаемости храмом Киева после Киево-Печерской лавры.

В январе 1918 года храмы Златоверхого монастыря пострадали во время обстрела Киева большевицкой армией под командованием М.А. Муравьёва.

D:\Ukraine,_Kiew,_Michaelskloster,_Foto_1918.jpeg

Михайловский монастырь. Фото 1918-1919 гг. Автор – неизвестный немецкий солдат во время или после Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.). Источник – http://stores.ebay.com/Heidi31-7-70. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1919 году в постройках монастыря располагался Украинский совет народного хозяйства (Укрсовнархоз).

В мае 1921 году викарий Киевской епархии, епископ Звенигородский Алексий (Готовцев) был назначен настоятелем Михайловской обители, помещения которой почти полностью занимали советские учреждения.

В 1922 году советская власть упразднила Михайловский монастырь, его имущество передано государству.

С 1922 года в кельях начали размещать студенческие общежития, трапезную использовали как студенческую столовую.

В апреле 1922 года епископ Алексий был арестован. 2123 мая Киевский ревтрибунал приговорил епископа Алексия, наместника архимандрита Тихона, ризничего архимандрита Иннокентия к 5 годам принудительных работ, заменённых домашним заключением. В ночь на 4 апреля 1923 года епископ Алексий вновь арестован и выслан в Москву.

14 мая 1922 года началось изъятие церковных ценностей из обители. Судьба многих святынь Михайловского монастыря, в том числе раки великомученицы Варвары и серебряных врат иконостаса, неизвестна. Монастырское книжное собрание оказалось во Всенародной библиотеке Украины при ВУАН (ныне Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского). Некоторое время Михайловский собор занимала община «Деятельно-Христовой Церкви», которую возглавлял епископ Пётр Тарнавский, совершавший в Михайловском соборе хиротонии.

В 1930 году храм передан общине Украинской автокефальной православной церкви (укр. Українська автокефальна православна церква, УАПЦ).

В январе 1934 года было принято решение о переносе столицы Советской Украины из Харькова в Киев. Нужен был новый «правительственный советский центр», и для этого было решено снести Михайловский монастырь, Софийский собор и Трёхсвятительскую церковь. Впоследствии Софийский собор решено было оставить, а на месте Михайловского монастыря и Трёхсвятительской церкви построить два дворца: Совета народных комиссаров и Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Украины, а между ними поставить огромный памятник Ленину. Такие планы взволновали часть граждан, и в первую очередь интеллигенцию. Советский украинский историк, искусствовед, археолог Николай Емельянович Макаренко решительно выступил против этих проектов. В своём обращении к И.В. Сталину он указывал на бессмысленность подобных решений.

В феврале 1934 года постановлением Политбюро ЦК КП(б)У было принято решение о сносе сооружений Михайловского Златоверхого монастыря.

В 19351937 гг. Михайловский Златоверхий собор, колокольня монастыря и часть других сооружений были уничтожены. Единственным сохранившимся зданием монастыря осталась Трапезная церковь Иоанна Богослова, ещё в 1922 году превращённая в студенческую столовую. От колокольни осталась часть южной стены первого яруса.

D:\m1.jpeg

Момент разборки колокольни Михайловского монастыря, который в 1936 году сфотографировал американец Julien Bryan. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/myhajlovskyj-zlatoverhyj-monastyr-ystoryya/. Фото без изменений

D:\m.jpeg

Момент разборки колокольни Михайловского монастыря, который в 1936 году сфотографировал американец Julien Bryan. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/myhajlovskyj-zlatoverhyj-monastyr-ystoryya/. Фото без изменений

В 1938 году Киевская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР проводила раскопки на бывшей монастырской территории. В ходе их были выявлены остатки иконописной мастерской.

В 1941 году Михайловский Золотоверхий монастырь в период немецкой оккупации Киева был возрождён. Под началом наместника архимандрита Еразма (Довбенко) в обители проживало 18 насельников.

С конца декабря 1941 года в Церкви Иоанна Богослова совершал архиерейские богослужения епископ Пантелеимон (Рудык), временно управлявший Киевской епархией.

После освобождения Киева от фашистских захватчиков, в 1945 году в обители предполагалось открытие пастырско-богословских курсов.

8 февраля 1947 года помещение монастырской трапезной было предоставлено Киевской ДС.

В 1949 году Михайловский монастырь был закрыт, келейный корпус передан организации «Заготзерно», в трапезной Церкви Иоанна Богослова разместился спортзал.

В 1963 году здание Церкви Иоанна Богослова получило статус архитектурного памятника УССР.

В 1965 году территория древнего «Города Изяслава-Святополка» стала заповедной археологической зоной государственного значения.

В 19731982 гг. произведена научная реставрация Трапезной церкви Иоанна Богослова. Авторы проектаархитектор-реставратор Валентина Петровна Шевченко, интерьеры и мебель – архитектор Ирма Иосифовна Каракис. Церковь была отреставрирована в формах, близких к первоначальным.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\8) Е 2018.jpg

Трапезная церковь Иоанна Богослова и Памятник апостолу Андрею. Фото 15 июня 2018 года. Автор – Angloman

В 1990 году Трапезная церковь Иоанна Богослова передана церковной организации.

В 1991 году Церковь Иоанна Богослова передана Украинской автокефальной православной церкви (укр. Українська автокефальна православна церква) и становится её кафедральным собором. С июня 1992 года храм принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата (укр. Українська православна церква Київського патріархату).

С открытием в 1992 году в стенах Михайловского монастыря Киевской духовной академии и семинарии Трапезная церковь Иоанна Богослова становится академическим храмом Киевской православной богословской академии и семинарии.

Одним из инициаторов восстановления Михайловского Златоверхого монастыря был украинский советский писатель Олесь Терентьевич Гончар (укр. Олесь Терентійович Гончар, умер в 1995 году). 17 мая 2011 года на здании Михайловского собора открыта посвящённая ему мемориальная доска.

В 1996 году президентом Украины Леонидом Даниловичем Кучмой (укр. Леонід Данилович Кучма) издан указ о восстановлении монастырских построек Златоверхого монастыря. 

В 1997 – 1998 гг. Михайловский собор, колокольня и Экономические ворота с частью стен восстанавливаются корпорацией «Укрреставрация» в формах украинского барокко. Реконструированы Михайловская площадь и келейный корпус.

Летом 1997 года на Экономических воротах открыта мемориальная доска с бюстом Н.Е. Макаренка, единственному учёному, который в 1934 году отказался подписать акт на уничтожение Михайловского собора.

D:\Брама_монастиря_01.jpg

Экономические ворота монастыря. Фото 16 мая 2016 года. Автор – Сарапулов. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\3) колокольня, февраль 1998 года.jpg

Строительство колокольни. Фото февраль 1998 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1998 году восстановлена колокольня с включением в неё сохранившейся части. Здание воссоздано в первоначальном виде в стиле украинского барокко, его высота 48,28 метров. На первом ярусе колокольни открыт музей истории монастыря.

В 1998 году украинский художник Любомир Иванович Дмитренко (укр. Любомир Іванович Дмитренко) в монастыре завершил роспись«Покрова Пресвятой Богородицы» и икону – «Христос-учитель».

30 мая 1999 года Михайловский Златоверхий собор официально открыт.

D:\St_Michaels_Golden-Domed_Cathedral_from_St_Sophia_Belltower.jpg

Фото 2004 года. АвторDmytro from Chicago, United States of America a.k.a User:DDima. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic. Фото без изменений

D:\St._Michael's_Cathedral_(Kiev),_Summer_2008_-_3.jpg

Колокольня. Фото 11 июля 2008 года. АвторMaksym Kozlenko. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Во время силового разгона Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года часть митингующих бежавших от подразделения милиции «Беркут» нашла убежище на территории Михайловского Златоверхого монастыря. Во время столкновений с «Беркутом» в Михайловском соборе дважды, 30 ноября 2013 года и 19 февраля 2014 года, скрывались митингующие и разворачивали временный штаб. Семинаристы из Киевской православной богословской академии (укр. Київська православна богословська академія) помогали митингующим: ходили на ночные дежурства, приносили медикаменты, делали чай, носили горячую воду. В Церкви Иоанна Богослова был обустроен импровизированный госпиталь. В Михайловском соборе спали люди и стояли медицинские препараты, капельницы.

В ночь на 11 декабря 2013 года колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за восемь веков били в набат, последний раз подобное происходило в 1240 году, во времена монгольского нашествия. Благодаря звону колоколов в центре столицы собралось множество киевлян, и попытка зачистить Евромайдан бойцами спецподразделения «Беркут» и военнослужащими Внутренних войск МВД оказалась неудачной.

26 января 2014 года в Михайловском соборе прошла панихида по погибшему активисту Евромайдана Михаилу Михайловичу Жизневскому (белор. Міхаіл Міхайлавіч Жызьнеўскі).

В августе 2015 года на стенах Михайловского монастыря появилась Стена памяти погибших защитников Украины.

15 декабря 2018 года, после Объединительного собора украинских православных церквей, Михайловский Златоверхий монастырь перешёл в подчинение Православной церкви Украины (укр. Православна церква України). На следующий день митрополит Киевский и всея Украины Эпифаний (укр. Митрополит Епіфаній, в мируСергей Петрович Думенко (укр. Думенко Сергій Петрович)) совершил первую литургию как предстоятель Православной церкви Украины.

В 2020 году в монастыре полностью отреставрировали колокольню и сменили колокола.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\30) Е 2020.jpg

Колокольня. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\101APPLE\IMG_1130.JPG

Военное время. Январь 2023 года. Источник – https://www.unian.net/. Фото без изменений

Комментарии к записи МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ отключены