ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА

Перед работами при строительстве Церкви св. архистратига Михаила жилая застройка была снесена, площадка тщательно распланирована, в некоторых местах был подсыпан грунт, более 50 см, под которым оказались более древние языческие погребения.

Церковь св. Михаила представляла собой большой крестово-купольный 6-столпный храм с 3 нефами и 3 гранёными апсидами с восточной стороны, с ясно выраженным нартексом, в северной части которого находилась круглая винтовая лестница на П-образные хоры. Главы (купола) над лестничной башней, вероятнее всего, не было. Над центральным квадратом центрального нефа возвышалась единственная позолоченная глава, имеющая барабан с 12 окнами. Длина храма составляла 28,8 метров, ширина (по оси подкупольного квадрата) 18,79 метров, а по западной стене 18,86 метров. Размеры подкупольного квадрата по оси «восток-запад» – 6,78-6,82 метра, по оси «север-юг» – 6,43-6,46 метра. Церковь св. Михаила была построена по типу Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.

.

D:\Izobrazhenie-029.jpg

Западный фасад церкви. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

.

С древнейших времён церковь носит название Златоверхой («Золотоверха»), вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Об упомянутом в летописи позолоченном верхе церкви сообщали и авторы XVI века. Например, путешественник Мартин Груневег (нем. Martin Gruneweg, умер после 1606 года) писал, что главный купол «имеет яркую позолоту, но края крыши вокруг свинцовые».

.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\1) план по Г.Ю. Ивакину.jpg

План церкви начала XII века, по раскопкам археолога Глеба Юрьевича Ивакина, 1996 – 1997 гг. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1684565.html. Фото без изменений

.

Историк церковной архитектуры Пётр Александрович Лашкарёв (умер в 1899 году) в 1880-х годах изучая кладку Михайловского собора в сравнении с другими древними киевскими храмами, отмечал, что в противоположность новой кладке боковых пристроек, стены и столбы трёхнефной средней части Михайловского собора, а также средний купол имеют древнюю кладку. Только самая верхняя часть стен и столбов переложена новой кирпичной кладкой. Несмотря на значительные перестройки, коснувшиеся и средней, древнейшей части храма, первоначальное ядро здания прослеживалось без особого труда. Древние своды храма не сохранились, за исключением свода над южным концом креста, сохранившегося лишь частично.

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\1) КИЕВ\княжеские захоронения\1) в Киеве\Новая папка\1\1-1.jpg

Западный фасад церкви. Реконструкция историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева (умер в 2005 года). Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 77. Фото без изменений

.

Также, П.А. Лашкарёв констатировал, что древние лизены (лопатки) на наружных стенах храма срезаны по прямой линии поздним карнизом, однако, по его наблюдению, по сторонам главного входа на западном фасаде древние лизены имели «на известной высоте выемки по сторонам, от которых начинались арки от одной лопатки до другой». Такие же следы начала арок П.А. Лашкарёв отмечал и на лизенах северного фасада.

D:\277-1.gif

План-реконструкция историка архитектуры Ипполита Владиславовича Моргилевского (умер в 1942 году). Общественное достояние. Фото без изменений

.

Новые исследования показали, что апсиды древней Церкви св. Михаила не были гранёными, их фасады были расчленены тонкими полуколоннами диаметром 20 см. Центральная апсида имела 4, а боковые – по 3 полуколонны. Между ними с высоты 4-го ряда кладки шли уступчатые ниши. Фасады были декоративно оформлены, расчленены лизенами с окнами двухступчатого профиля с полуциркульным верхом и двухуступчатыми нишами с полуциркульными завершениями, а также завершениями в четверть окружности. Завершались фасады равновысокими сводами (закомарами). В тимпанах боковых фасадов размещалось по 3 двухступенчатых ниши. Под окнами 2-го яруса проходил меандровый фриз из плинфы, ниже – пояс декоративных плоских ниш.

О богатстве декоративного оформления древних фасадов Михайловского собора можно составить полное представление по раскрытым, в середине 1930-х годов, из-под поздней штукатурки частям южного фасада храма.

D:\279-1.gif

Южный фасад. Реконструкция И.В. Моргилевского. Фото без изменений

.

Южный (симметрично и северный) фасады церкви членились мощными лизенами в соответствии с внутренними структурными членениями храма на четыре неравных части, каждая из которых завершалась полуциркульным сводом. В тимпанах свода трёх восточных членений фасада размещены по три ниши двухуступчатого профиля. Центральная имела полуциркульное завершение, боковые – завершение в четверть окружности, образуя в целом как бы трёхлопастную арку.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

В тимпане свода южного фасада размещались три ниши. Фото 1935 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Ниже по всем членениям фасада тянулся ряд окон также двухступчатого профиля с полуциркульным верхом. Между окнами, на уровне несколько ниже пят арочных завершений окон, по-видимому, по всему фасаду тянулся шиферный карниз. Этот карниз был обнаружен лишь в среднем членении южного фасада, в остальных членениях он не был расчищен. Ниже уровня окон по всему фасаду был расположен пояс меандра, выложенный в кирпичной кладке.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Кладка южной стены с поясом меандра ниже окна. Фото 1935 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Ещё ниже был расположен пояс маленьких ниш двухступчатого профиля с полуциркульным верхом.

В двух западных членениях южного фасада расположено по две ниши, в среднем членении – две ниши в центре и по два окна по краям, в восточном членении – одно большое окно.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_4.png

Детали кладки южного фасада, западное членение. Фото 1935 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Нижняя часть среднего членения и примыкающего к нему западного членения пробиты арками в 1-й половине XVIII века. В среднем членении находился, очевидно, южный портал храма. Выше позднего арочного проёма во втором западном членении видны остатки древней арочной кладки окна, или, возможно, ниши.

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

Детали кладки южного фасада, восточное членение. Фото 1935 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В восточном членении на уровне древнего пола сохранилась правая половина древней двухступчатой ниши с полуциркульным верхом, перебитая поздним проёмом. Вероятно, эта ниша входила в пояс ниш, расположенных на уровне древнего пола.

.

D:\htmlconvd-FiPMAz19x1.jpg

Южный фасад церкви. Реконструкция Ю.С. Асеева. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:2/. Фото без изменений

.

В середине 1930-х годов на древнем куполе храма под штукатуркой над оконными проёмами был обнаружен пояс меандра, выше – небольшие двухступчатые декоративные ниши.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\6) 1935 год.jpg

Центральный купол. Фото 1935 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Планировочная структура Михайловской церкви следовала схеме Успенского собора Печерского монастыря. Отдельные элементы архитектуры восходят к более ранним постройкам. Например, пары небольших декоративных ниш в уровне сводов под хорами, устроенные над нижними окнами, повторяют формы западного фасада Церкви св. Спаса (около 1036 года) в Чернигове. Построение 3-частных групп окон, или декоративных ниш, является доказательством византийского происхождения архитектурного облика храм. Эти мотивы тройного проёма были характерны и для польской архитектуры.

Важнейшим фактором в решении вопроса о дате строительства Церкви св. Михаила было исследование техники кладки церкви. Изучение Михайловского собора до его разрушения в 1935 – 1936 гг. позволило решить данный вопрос. Все стены и столбы храма сложены в технике «смешанной кладки» («opus mixtum»), то есть из чередующихся рядов бутового камня и рядов плоского большеформатного кирпича-плинфы размерами 27-29 × 34-38 × 4-4,5 см, причём ряды кирпича, лежащие в плоскости стены, чередуются с рядами, утопленными в кладке, прикрытыми затёртым до блеска раствором. Техника эта характерна для киевского зодчества XI века.

В алтарной части храма находился синтрон из плинфы шириной 85 см с выступом для владычного места. Внешняя часть синтрона была покрыта тщательно заглаженной цемяночной затиркой. В центре апсиды – прямоугольный алтарь 1,48 × 1,88 метра, также из плинфы.

В 1888 году в ходе обустройства в Михайловском соборе отопления, П.А. Лашкарёв отметил, что «в северном отделении древнего притвора» храма под полом был обнаружен древний фундамент круглой лестницы на хоры и «первоначально круглое изнутри очертание стен этого отделения». Однако на плане Михайловского собора, опубликованном украинским искусствоведом, историком Константином Витальевичем Широцким (умер в 1919 году) в 1917 году в книге «Киев: Путеводитель: С планом г. Киева», круглая башня с лестницей внутри показана примыкающей к западному членению северной стены снаружи.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План К.В. Широцкого. Источник – https://archive.org/details/kyiv-putivnyk-1917/page/n125/mode/2up?view=theater. Фото без изменений

.

Данный вопрос не был исследован при разборке храма в 1930-х годах и потому остаётся до настоящего времени неясным. Расположение лестницы-башни внутри западного притвора имеет аналогии в памятниках киевского зодчества 2-й половины XI века, Церковь св. Михаила Выдубицкого монастыря и Церковь св. Спаса на Берестове, однако в обоих названных храмах башня несколько выступает за линию северного, в первом случае, или южного, во втором случае, фасада.

Церковь св. Михаила имела богатое внутреннее убранство, её интерьер выдержан в характерном для ХI века торжественном и монументальном стиле. Центральную апсиду украшали изумительные мозаики, остальная часть храма была расписана фресками. Это последний памятник Руси, где наряду с фресковой росписью применена мозаика. Вероятно, в этих работах участвовал древнерусский иконописец печерский монах Алипий. Живопись церкви стоящая в одном ряду с такими ансамблями 2-й половины XI – начала XII вв., как мозаики кафоликона монастыря Неа-Мони (1042 – 1056 гг.), нартекса Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Никее (1067 год), Церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Дафни (около 1100 года), принадлежит к традиции столичного, польского искусства, памятники которого получили распространение на большом географическом пространстве.

О былом богатстве декоративного оформления интерьера Церкви св. Михаила, в частности её полов, свидетельствуют описания путешественников, посещавших Киев в конце XVI – середине XVII вв. Богатейшую мозаичную декорировку полов церкви описывает в 1594 году австрийский дипломат и путешественник Эрих Лясота (Ласота) фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau), отметивший, что пол «вымощен маленькими цветными камешками». Путешественник и архидиакон Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي‎), описывая храм в середине XVII века, отмечал, что «весь пол церкви сделан из больших красных плит». Кажущееся противоречие этих двух очевидцев, однако, можно разъяснить. В 1880 году при перестилке полов в соборе были найдены фрагменты больших красных шиферных плит с вырубленными в них углублениями различного рисунка, в которых были инкрустированы мозаичные наборы смальт. Возможно, что эти инкрустации, привлекшие внимание Эриха Лясоты, к середине XVII века уже почти не сохранились, почему и не описаны Павлом Алеппским.

В 1120-х годах с южной стороны к Церкви св. Михаила был пристроен небольшой храм-крещальня, подобно примыкающему, но с северной стороны, к Успенской церкви Киево-Печерского монастыря Приделу Иоанна Предтечи. Тогда же с севера и запада были пристроены притворы, перекрытые сводами 3-лопастной формы. Все они выполнены из тех же материалов и с такими же технологическими приёмами, что и основное ядро храма, но перекрывали его фасады, расписанные к тому времени.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\2) рекон. нач. XII в. А. Реутова.jpg

Церковь св. Михаила в начале XII века. Реконструкция А. Реутова. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В ходе ремонтных работ в Михайловском соборе в 1888 году, в западной части Екатерининского придела, южная пристройка к собору, под полом был открыт фундамент маленького древнего храма-крещальни. П.А. Лашкарёв писал: «против пролёта первой от западного (древнего) притвора арки, ведущей из середины церкви в Екатерининский придел, были обнаружены древние фундаменты алтарных апсид, из которых средняя, самая большая, имела в диаметре 3 аршина 10 вершков (2,58 метра), а боковая (северная) только 1 аршин 4 вершка (89 см), очертания южной не сохранилось, при толщине наружных стен в 1 аршин 7 вершков (1 метр)». Фундамент, по свидетельству П.А. Лашкарёва, оказался настолько трудным для разборки, что для прокладки теплопроводного канала признано было более удобным углубиться под него.

Никаких других частей фундамента этой пристройки проследить не удалось. По мнению П.А. Лашкарёва, южная и западная её части или слились с фундаментом нового придела, или были разобраны при его постройке, остальное же уничтожено при рытье могил для бывших в этой части придела позднейших погребений. П.А. Лашкарёв не пытался уточнить время сооружения этой постройки, считая её, безусловно, древней. Высказывалось, ничем не обоснованное мнение, что это остатки Придела в честь Входа Господня в Иерусалим, выстроенного до 1470 года княжной Ириной.

На плане Михайловского собора К.В. Широцкого, опубликованном 1917 году, постройка у юго-западного угла древней Церкви св. Михаила имеет квадратную форму с тремя апсидами с восточной стороны и с четырьмя квадратными в плане столбами в середине. Является ли этот план результатом новых обследований, или же К.В. Широцкий попытался графически оформить изложенные выше наблюдения П.А. Лашкарёва, определить сложно.

В ходе восстановления Михайловского собора в конце 1990-х годов остатки храма-крещальни сохранили.

D:\mihajlovskij-sobor-13.jpg

Сохранённые фундаменты древнего храма-крещальни. Источник – https://kiev-klab.com.ua/mihajlovskij-sobor. Фото без изменения

.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\36) Е 2020.jpg

Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

Храм-крещальня представляла собой 4-столпный одноглавый храм, 10,8 × 8,6 метра, с 3 апсидами, радиус центральной апсиды – 1,6 метра, боковых – по 60 см. Характер конструкции и малая глубина фундамента указывают на то, что храм был одноярусным – не выше линии хор основного храма.

До 1470 году на средства княжны Ирины в Михайловской церкви был устроен каменный Придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

К XVII веку Церковь св. Михаила представляла в плане удлинённый прямоугольник, завершающийся с востока одной большой и двумя малыми апсидами, а с запада имеющий два выступа, в одном из которых помещается каменная лестница. Четыре центральных крещатых столба несут световой барабан главного купола.

В 1951 году советский историк архитектуры Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году), основываясь на кладке стен относящейся к типу который широко известен в памятниках киевского зодчества XI века – «opus mixtum» и приёме декорировки стены поясом меандра известных на двух памятниках киевского зодчества 2-й половины XI века, не единожды высказывал мысль, что Собор Михайловского Златоверхого монастыря, представляет собой в действительности Собор Дмитриевского монастыря, выстроенный великим князем Изяславом I Ярославичем.

 Гипотеза о тождестве Дмитриевского и Михайловского Златоверхого храмов была опровергнута в 1961 году в работе историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева на основании «сопоставления данных стилистического и технологического анализов мозаик и фресок, приёмов строительной техники и архитектуры» с учётом выявленного исследователем в архиве Одесского краеведческого музея плана Дмитриевского храма, снят в ходе работ 1838 года архитектором М.А. Щуруповым, и археологических наблюдений 1940 года, зафиксировавших остатки этого храма по улице Трёхсвятительская, 4.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ХРАМА ДО XVII ВЕКА отключены