ЦЕРКОВЬ СВ. ПЕТРА

Церковь св. (апостола) Петра Монастыря св. Димитрия (укр. Церква св. Петра). На территории монастыря также находилась соборная Церковь св. Димитрия Солунского (укр. Церква Дмитрія Солунського).

Местонахождение церквей. На территории нынешнего Михайловского Златоверхого монастыря обнаружены остатки сразу двух древних храмов.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

«Город Изяслава-Святополка» (Дмитриевский монастырь) с северо-восточной стороны. Стрелками указаны два интересующих нас древнерусских храма. Третий – Михайловская Златоверхая церковь. Фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Первый, на юго-востоке от Михайловской Златоверхой церкви, ныне во дворе дома по Трёхсвятительской улице (бывшая улица Героев Революции), 4 и 4-а.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Первый храм. Фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Трёхсвятительская улица, 4 и 4-а. Источник – https://www.google.com/maps/@50.4551701,30.5236934,200m/data=!3m1!1e3. Фото изменено

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\10) Е 2020.jpg

Дом № 4в по улице Трёхсвятительской. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\1) Церковь Дмитрия Солунского и церковь св. Петра\12) Е 2020.jpg

Дом № 4 по улице Трёхсвятительской. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\1) Церковь Дмитрия Солунского и церковь св. Петра\14) Е 2020.jpg

Вид на дом № 4 по улице Трёхсвятительской, во дворе дома и находилась церковь. Идеальное место для соборного храма. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Второй храм был обнаружен, на северо-востоке от Михайловской Златоверхой церкви, где-то возле современной верхней станции фуникулёра.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

На переднем плане второй храм, за ним Михайловская церковь. Фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

1верхняя станция фуникулёра. Источник – https://www.google.com/maps/@50.4565063,30.5229505,200m/data=!3m1!1e3. Фото изменено

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\1) Церковь Дмитрия Солунского и церковь св. Петра\1) Е 2020.jpg

Верхняя станция фуникулёра. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\1) Церковь Дмитрия Солунского и церковь св. Петра\2) Е 2020.jpg

Северо-восточная часть монастырского сквера. Предполагаемое место расположения церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\1) Церковь Дмитрия Солунского и церковь св. Петра\3) Е 2020.jpg

… или здесь, на месте здания Министерства иностранных дел Украины. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Как правило, эти два храма отождествляют с Церковью св. Димитрия и Церковью св. Петра, но неизвестно, которая из них где.

История церквей. Около 1062 года великим князем Киевским Изяславом I Ярославичем (крестное имя Димитрий) были основаны каменная Церковь св. Димитрия и Дмитриевский монастырь. Советский историк архитектуры Юрий Сергеевич Асеев (умер в 2005 году) высказал предположение, что первоначальная монастырская Церковь св. Димитрия была деревянной. Об этом выразительно свидетельствует термин «поставил», относительно каменных построек обычно использовали глагол «создал».

Между 1085 – 1087 гг., в этом же монастыре, старший сын Изяслава I, Ярополк (крестное имя Пётр) строит каменную Церковь св. Петра, в которой, согласно летописям, и был похоронен 5 декабря 1087 году. Слова «юже бе сам начал здати» из летописи о погребении князя означают, что в декабре 1087 года строительство храма ещё не было закончено. Дату закладки храма можно выяснить лишь приблизительно. Принято считать, что храм был заложен до 1085 года. В конце 1087 года храм был, хотя и не закончен, но всё же, настолько «надстроен», что мог принять гробницу с останками Ярополка. На этом основании, для более реального времени строительства принято закладку храма относить ко времени до бегства Ярополка в Польшу, то есть до 1085 года. Об окончании постройки летописных известий нет.

В 1128 году в Дмитриевском монастыре произошло какое-то загадочное по своему внутреннему содержанию событие. Согласно Лаврентьевской летописи под 6636 (1128) годом: «В се же лето преяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра с грехом великим и неправо», то есть, печерские монахи захватили Церковь св. Димитрия и «неправедно» переименовали её в Церковь св. Петра. Известие это вследствие своей неясности вызывало различные толкования. Прежде всего, различные мнения вызывал вопрос о местоположении храма, о котором идёт речь.

Российский историк Василий Никитич Татищев (умер в 1750 году) предлагал следующее чтение летописного, текста: «В Печерском монастыре монахи церковь св. Димитрия перенесши именовали с великим грехом и неправдой св. Петра». В примечании к этому тексту В.Н. Татищев разъясняет: «Сию церковь святого Петра, мню, только для угождения Мстиславу Великому именовали, ибо ему при крещении имя дано Петра, а отец его был Феодор, в которого он имя церковь святого Феодора построил, а отец его при себе монастырь Феодоров создал». Церковь св. Петра В.Н. Татищев относил к Печерскому монастырю и полагал к тому же, что она была перенесена, хотя летописное выражение «преяша» не даёт для этого никаких оснований. Рассуждения же по поводу Мстислава-Петра вообще – плод недоразумения.

Епископ Макарий в 1868 году, относя летописное известие к Дмитриевскому монастырю, сам факт присвоения понимал как потерю самостоятельности или даже как упразднение монастыря. Историк Церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (умер в 1912 году), наоборот, считал, что речь идёт о какой-то другой церкви, а не о Церкви св. Петра в Дмитриевском монастыре.

Новую попытку объяснения загадочного события в жизни Дмитриевского монастыря сделал историк Пётр Гаврилович Лебединцев (умер в 1896 году). Повод к захвату Дмитриевского монастыря печерянами он усматривал в особых отношениях к Печерскому монастырю дочери строителя Церкви св. Петра – князя Ярополка Изяславича – Анастасии. Отдав Печерскому монастырю отцовские волости и мужнины (князь Глеб Всеславич Минский, умер в 1119 году) пять сёл с челядью, 700 гривен серебра и 100 гривен золота и всё своё личное имущество, княгиня Анастасия (умерла в 1158 году), по мнению П.Г. Лебединцева, «могла вместе с этим передать Печерскому монастырю и своё право на Дмитриевский монастырь, основанный её дедом, в котором находилась заложенная её отцом Ярополком Изяславичем Церковь св. Петра с гробницею сего князя».

П.Г. Лебединцев при этом подчёркивал, что захват печерянами Церкви св. Димитрия и переименование её в Церковь св. Петра произошли в том же году, в котором умер последний внук великого князя Изяслава I Ярославича, сын великого князя Святополка II Изяславича и племянник Ярополка Изяславича, Изяслав Святополчич (умер 23 декабря 1127 года), который единственный который мог остановить противозаконное распоряжение храмом своего деда. Однако даже если принять изложенные предположения П.Г. Лебединцева как исторический факт, то всё же остается неясным, зачем печерянам понадобилось переименовывать Церковь св. Димитрия в Церковь св. Петра, особенно если учесть, что дело происходит в монастыре, где, как сказано выше, была уже одна Церковь св. Петра. По словам П.Г. Лебединцева, «факт переименования этого, уже предполагает, что заложенная Ярополком Церковь св. Петра или оставалась по смерти сего князя неоконченной, или обрушилась от непрочности постройки». В первом случае надлежало достраивать недоконченную церковь, во втором – строить вновь, но самым простым выходом, по мнению П.Г. Лебединцева, был третий: чем доканчивать начатую церковь или сооружать новую, память отца благотворительницы монастыря можно было увековечить, переименовав во имя Петра существовавшую в монастыре Церковь св. Димитрия, особенно помня о том, что эта церковь носила имя своего строителя – князя, который не только угрожал некогда «раскопать» пещеру Антония Печерского, хотел «переять» своему монастырю славу Печерского монастыря, но и заставил самого Антония искать на некоторое время убежища на Болдиных горах под Черниговом.

Предложенное П.Г. Лебединцевым толкование летописного текста отнюдь нельзя признать бесспорным. Вызывает сомнение, прежде всего, то обстоятельство, что летописный текст говорит о «переятии» Церкви св. Димитрия, не упоминая ни факта существования Дмитриевского монастыря, ни того, что в монастыре были всё же две церкви, даже если одна из них не была достроена.

Наиболее серьезное возражение, в значительной мере подрывающее объяснение П.Г. Лебединцева, было выдвинуто Д. Слюсаревым. Существенным подкреплением своей несколько искусственной гипотезы П.Г. Лебединцев считал тот факт, что после 1128 года, в котором случилось переименование Церкви св. Димитрия в Церковь св. Петра, ни о Дмитриевском монастыре, ни о Церкви св. Димитрия в киевских летописях более не упоминается. В действительности, однако, Дмитриевский монастырь в Киеве, судя по некоторым известиям, продолжал существовать под своим старым названием, независимо от Киево-Печерского монастыря и после события 1128 года. Так, известно, что печерский архимандрит Поликарп II (укр. Полікарп II, 1232 – около 1238 гг.) был игуменом Дмитриевского монастыря, но когда точно неизвестно.

Принимая во внимание, что Дмитриевский монастырь не мог бы сохранить своё название, если бы его соборная церковь была переименована в Церковь св. Петра, можно согласиться с мнением Д. Слюсарева, что летописное известие 1128 года относится не к Изяславовой, а к какой-то другой неизвестной нам киевской церкви Димитрия. Может быть, не лишено вероятности предположение Д. Слюсарева о том, что развалины, которые сохранялись ещё в XVII веке недалеко от Киево-Печерского монастыря и которые митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Сильвестр (в миру – Стефан Адамович Косов, также Коссов) ошибочно отождествлял с развалинами Дмитриевского монастыря, в действительности была остатками неизвестной нам церкви Димитрия, которую и захватили печеряне в 1128 году.

Мнения о переименовании Церкви св. Дмитрия в Церковь св. Петра придерживался и советский-украинский историк и археолог Леонид Ефремович Махновць (укр. Леонід Єфремович Махновець, умер в 1993 году).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент схематической карты «Київ у V – XIII ст.». Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 537. Фото без изменений

IV. «Город ИзяславаСвятополка»

1. Церковь Дмитрия Солунского (затем – апостола Петра) Михайловского монастыря

2. Михайловский Златоверхий собор Михайловского монастыря

Сооружения без нумерации, не упомянуты в Летописи

В «Краткой записке о Михайловском Златоверхом монастыре», составленной, по словам украинского историка Михаила Александровича Максимовича (умер в 1873 году), для российской императрицы Екатерины II в 1785 году, упоминается каменное основание какой-то большой древней церкви, находившейся к северо-востоку от Михайловской церкви. Руины эти, названные в Записке остатками Феодоровского монастыря, по словам М.А. Максимовича, «действительно существуют там, в архиерейском саду».

Впервые руины каких-то древних зданий были обнаружены на территории Михайловской горы в конце XVIII века. В 1785 году при постройке новых монастырских стен, как сообщал об этом в донесении Синоду митрополит Киевский и Галицкий Самуил (в миру – Симеон Григорьевич Миславский), были открыты развалины древних построек.

В самом начале XIX века российский историк, один из основоположников научной историографии и археологии Киева Максим Фёдорович Берлинский писал о них следующее: «Во время построения каменной ограды около Михайловского монастыря открыто к юго-востоку от него на возвышенном месте каменное основание (из коего и кирпичи употребляемы были на строение той ограды) более, нежели одной церкви». В другом месте М.Ф. Берлинский дополнительно сообщал о том, что «пространное каменное основание более, нежели одной церкви» было найдено «у самой монастырской ограды». Открытые в 1785 году руины, по словам М.Ф. Берлинского, «и теперь (то есть, в 1820-х годах) видны».

В 1811 году какие-то раскопки в Михайловском монастыре проводила местная любительница археологии Турчанинова, но результаты её «поисков» остались неизвестными.

В 1837 году на территории монастыря раскопки за свои средства проводил отставной гвардейский поручик Александр Семёнович Анненков. Место его раскопок, судя по «Отчёту о действиях Временного комитета изыскания древностей в Киеве в 1837 году», напечатанном в апрельской книжке «Журнала Министерства народного просвещения» за 1838 год, было расположено «ниже Михайловского монастыря, над Крещатицким оврагом». Скопление обломков кирпичей и строительного мусора в этом районе Михайловской горы вызывали у А.С. Анненкова намерение найти здесь остатки фундаментов Дмитриевского монастыря. Однако раскопки, произведённые здесь, успеха не имели. Согласно Отчёту: «Анненков, хотя и произвёл поиски, однако ж не нашёл никаких следов фундаментов». Сам А.С. Анненков объяснял свою неудачу тем, что остатки древних развалин были «истреблены во время прежних поисков г-жи Турчаниновой, при которых всё это место глубоко изрыто рвами». Однако первая неудача не разочаровала А.С. Анненкова, и в следующем году он продолжал свои поиски.

В 1838 году поиски А.С. Анненкова увенчались открытием развалин древнего храма. Он исследовал остатки церкви к северо-востоку от Михайловского собора. В «Отчете о действиях Временного комитета изыскания древностей в Киеве в 1838 году» напечатанном в книжке «Журнал Министерства народного просвещения» за 1839 год, сообщалось: «Господин Анненков, продолжая начатые ещё в 1837 году поиски для изыскания древностей на предполагаемом, месте бывшего в древности монастыря святого великомученика Димитрия, находящемся на покатости горы ниже ограды Михайловского монастыря, с восточной стороны, заметил следы мусора и щебня, идущие под эту ограду. Соображая, что на косогорах в древности могли быть только кельи и сад Дмитриевского монастыря, а самая церковь святого великомученика Димитрия должна была находиться на самом верху горы, на возвышенном ровном месте, вошедшем ныне в новую ограду Михайловского монастыря, он произвёл с дозволения преосвященного Иннокентия разрытие земли на предполагаемом месте древней церкви и действительно нашёл остатки её фундамента, состоящие частью из камней, частично из кирпичей квадратной формы, с заливкою такой же известью, какая видна в других зданиях».

Временный комитет, получив донесение А.С. Анненкова, поручил некоторым из своих членов осмотреть сделанное открытие и «сообразить с местностью» представленный А.С. Анненковым план раскопанного здания. Члены комитета во исполнение возложенного на них поручения в своём донесении сообщили, что «открытые Анненковым следы древнего здания должны быть признаны за остатки фундаментов церкви, построенной в древнейшие времена». Об этом, по мнению комиссии, свидетельствовал «остаток четвероугольного столба, одного из тех, которые обыкновенно служат основанием или подпорами церковных куполов, более, нежели все прочие части, сохранившийся и удержавший по сторонам несколько штукатурки с частию фигур, которыми столб был расписан аль фреско». О древности открытого здания свидетельствовала, по мнению комиссии «форма кирпичей квадратная, сходная с кирпичами церкви св. Ирины и других древних памятников того времени, равно как и одинаковый с ними цемент, скрепляющий и кирпичи, и бутовый камень».

Сопоставляя открытые руины с тем, что овраг, начинающийся в этом месте и идуший вниз по горе, сохранил в предании название Дмитриевского оврага, или лукомыти, комиссия склонялась признать раскопанные руины остатками церкви Дмитриевского монастыря.

Обнаруженные раскопками остатки столба с сохранившейся на нём фресковой фигурной росписью свидетельствуют об исключительной сохранности открытого в 1838 году храма. Однако комиссия, наоборот, подчёркивала крайнюю степень разрушения памятника. В заключении Комиссии говорилось: «Вообще открытые следы сего памятника, представляют только отчасти остатки фундамента в неразрушенном виде, как он был устроен с самого начала, но несравненно в больших массах представляют взору один мусор, в который обратилось древнее здание, разрушенное и почти изглаженное временем, а может быть и руками человеческими».

Особый интерес вызывает замечание комиссии о том, что в открытых раскопками развалинах был «усмотрен, так же как при раскрытии Федоровского монастыря, небольшой остаток стены из кирпичей новой формы, примыкающий к стенам древнейшего здания с северной стороны, довольно ещё уцелевший и приводящий к заключению, что и здесь к древнейшим зданиям присовокуплены были в позднейшее время некоторые пристройки, собственно церковные или другие монастырские, чего теперь нет никакой возможности различить».

После окончания раскопок руины древнего храма были снова зарыты.

К сожалению, в этой пространной информации о раскопках 1838 года нет точных указаний месторасположения описываемых руин. Можно лишь понять, что раскопанные развалины находились «на самом верху горы, на возвышенном, ровном месте, вошедшем ныне в новую ограду Михайловского монастыря».

Несколько уточнить месторасположение развалин позволяет письмо М.А. Максимовича к российскому историку Михаилу Петровичу Погодину (умер в 1875 году) от 16 июля 1869 года. Вспоминая о событиях киевской жизни 1838 года, М.А. Максимович писал: «Духовный антолог наш (Иннокентий) заботился тогда об украшении своего архиерейского сада в Михайловском монастыре. В том саду открываема была тогда вновь развалина древней церкви. По близости её к Боричеву взвозу и к южным (Михайловским) воротам первоначального Киева я приурочил к ней слова из Игоревой песни о приезде освободившегося из половецкого плена новгород-северского князя в Киев, к Святославу Всеволодовичу: «Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей». И мы решили тогда, что та развалина – вероятнее всего есть остаток древней церкви Пирогощей, поставленной князем Мстиславом Владимировичем». Топографические указания М.А. Максимовича позволяют определить местоположение руин к востоку или даже к северо-востоку от Михайловского храма, где-то поблизости от нынешнего здания верхней станции фуникулера.

Российский историк Лаврентий Иванович Похилевич (умер в 1893 году) определял местоположение развалин храма, которые он считал остатками церкви Феодоровского монастыря, «на восток от великой церкви, у ограды». По словам автора, на месте руин «вмуровано в стену изображение мученика Тирона на коне, сделанное рельефом на камне художником мало искусным. Каменное изображение это найдено в земле при фундаментах той же церкви».

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что 1838 году А.С. Анненков раскопал развалины, упомянутые в Краткой записке о Михайловском монастыре, составленной в 1785 году для императрицы Екатерины II. Раскопанные А.С. Анненковым развалины храма отнюдь нельзя отождествлять с руинами, обнаруженными к юго-востоку от Михайловского собора при постройке монастырской ограды в 1785 году.

В примечании к «Отчету о действиях Временного комитета изыскания древностей в Киеве в 1838 году», имелось указание на то, что по окончании раскопок, А.С. Анненков представил комитету «чертёж открытых остатков древнего церковного здания», причём, как сообщает автор примечания, «составлявшим оный (чертёж) господином архитектором Щуруповым сделан опыт начертания вероятного плана бывшей на сем месте древней церкви». По-видимому, эта реконструкции первоначального плана раскопанного храма вызывала весьма скептическое отношение комитета, судя по словам того же автора примечания, утверждавшего, что «один взгляд на чертёж достаточно показывает, что некоторые из частей фундамента никак не могут вместиться в очерк ресторирования, которое вообще едва ли может быть произведено с убедительной вероятностью, по причине слишком значительного изглаждения этого памятника древности».

В 1950-х годах среди старых дел Архива Императорской Академии художеств был обнаружен рапорт российского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова (умер в 1901 году), командированного Академией художеств в Киев в 1838 году «для снятия планов и разрезов тамошних церквей и для срисования любопытнейших памятников старинной живописи и мозаики в церквах». В этом рапорте от 6 августа 1838 года на имя президента академии А.Н. Оленина, М.А. Щурупов сообщал: «В Золотоверхом Михайловском монастыре, Анинковым(!) открыт крестообразный столб и несколько муссора древнего с осколками кирпича и Карпатской плиты (по-видимому, шиферной плиты), но как при рытии рвов они уклонились от прямой линии направления стен, то и продолжали работы между оными, не находя более ничего, довольствовались только одним столбом и несколькими слоями древнего муссора, но был и приглашён Иннокентием епископом Чигиринским вновь осмотреть, и, как известно по истории, что сие место есть церкви Дмитрия Солунского, то прорыв новые рвы по следам стен муссору, открыл всей церкви план, который вчерне мною тотчас снят».

План раскопанной церкви и зарисовка некоторых других киевских памятников были преподнесены М.А. Щуруповым императору Николаю I, а последний подарил их Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору графу Александру Григорьевичу  Строганову (умер в 1891 году), президенту Одесского общества истории и древностей. Длительные поиски этого альбома в различных местах пока не увенчались успехом. В конце 1950-х годов план раскопанной в 1838 году церкви был обнаружен советским историком архитектуры Юрием Сергеевичем Асеевым (умер в 2005 году) в Одесском краеведческом музее. Согласно замечанию советского археолога Михаила Константиновича Каргера (умер в 1976 году): «Судя по этому, довольно неточному плану, здание представляло большой трёхнефный шестистолпный храм с какими-то пристройками (башни?) у северо-западного и юго-западного углов».

D:\htmlconvd-FiPMAz3x1.jpg

Собор киевского Дмитриевского монастыря. 1060-е(?) – 1080-е гг. План. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/. Фото без изменений

В 1936 году во дворе дома № 4-а по улице Жертв Революции (ныне Трёхсвятительская улица) строители наткнулись на остатки храма, видимо того самого, развалины которого, были открыты в 1785 году, при постройке монастырской ограды к юго-востоку от Михайловского собора.

В 1940 году останки этого же храма вновь были обнаружены раскопками, проведёнными Киевской экспедицией Института археологии АН УССР во дворе студенческих общежитий (здания № 4, 4-а, 4-б и 4-в являют собой комплекс Михайловской монастырской гостиницы для паломников). По словам М.К. Каргера: «К сожалению, раскопки эти с методической стороны оставляли желать лучшего. Узкой метровой траншеей (около 15 метров в длину) были в нескольких местах перерезаны плохо сохранившиеся остатки каменных фундаментов и рвов большого храма, план которого не был выяснен раскопками ни в малейшей степени. Архитектурные и технические особенности здания также не были поняты исследователями. Для уточнения датировки храма не было установлено никаких новых данных».

В 1980 году остатки храма во дворе дома № 4-а по улице Героев Революции (ныне Трёхсвятительская улица) были вновь исследованы.

По вопросу об атрибуции обнаруженных на территории Михайловского монастыря остатков разновременно высказывались весьма различные, но одинаково мало обоснованные предположения. А.С. Анненков считал раскопанные им руины остатками Церкви св. Дмитрия, М.А. Максимович отождествлял их с Церковью Богородицы Пирогощей, Л.И. Похилевич, как и автор Краткой записки 1785 года, – с церковью Феодоровского монастыря. П.Г. Лебединцев полагал, что на территории Михайловского монастыря находятся древние фундаменты двух церквей – Церкви св. Димитрия и Церкви св. Петра. Их расположение он определял художественно: «Если стать лицом к югу, то фундаменты этих двух церквей будут на левой стороне бывшего Дмитриевского взвоза». Эти фундаменты, по мнению П.Г. Лебединцева, известны ещё с 1785 года, то есть со времени обнаружения их при постройке монастырской стены. Он утверждал, что под зданием нынешней монастырской гостиницы «виднеются фундаменты третьей церкви», которые автор склонялся признать за остатки Церкви Иоанна в Копыревом конце.

На схематическом плане-реконструкции древнего Киева, опубликованном украинским историком Николаем Васильевичем Закревским (умер в 1871 году), к юго-востоку от Михайловского собора показана Церковь св. Димитрия, а к востоку от собора – Новгородская божница.

Российский церковный историк Николай Иванович Петров (умер в 1921 году), а вслед за ним и авторы путеводителей по Киеву, развалины, открытые А.С. Анненковым, отождествляют обычно с Церковью св. Петра, а развалины на дворе студенческого общежития – с Церковью св. Димитрия.

В советской историографии церкви размещали, как показано на нижнем рисунке.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_3.png

«Город Изяслава-Святополка». Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т.1. – С. 450. Фото без изменений

22. Михайловская церковь

23. Церковью св. Димитрия

24. Церковью св. Петра

В настоящее время украинская археология не располагает данными, которые позволили бы уточнить характер и дату обоих храмов, обнаруженных на Михайловской горе. Неоднократно предпринимавшиеся повторные поиски руин, открытых в 1838 году А.С. Анненковым, к северо-востоку от Михайловского собора, не увенчались успехом. Территория эта в последующие за раскопками годы была застроена, и, возможно, руины храма, открытые в 1838 году, находятся ныне под новыми постройками.

Описание остатков храма к юго-востоку от Михайловского Златоверхого монастыря во дворе дома № 4-а по Трёхсвятительской улице. Церковь была 6-столпным 3-апсидным храмом длиной около 28 метров и шириной 19,5 метров. С северо-запада и юго-запада к церкви примыкали пристройки – крещальня и лестничная башня. С двух сторон находились галереи.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Храм к юго-востоку от Михайловской церкви. Фрагмент макета Киева XXIII вв. Реконструкция Д. Мазюкевича, экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\htmlconvd-FiPMAz3x1.jpg

Собор киевского Дмитриевского монастыря. 1060-е(?) – 1080-е гг. План. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/. Фото без изменений

Храм был украшен фресковой росписью и мозаикой.

Исключительный интерес представляют три монументальные резные плиты из овручского шифера с тематическими рельефами, являющиеся выдающимися памятниками древнерусской пластики. Их часто называют «михайловскими». Найдены они на Михайловской горе, вне Михайловского собора, очевидно, они представляют остатки ограды (парапеты) хоров Церкви св. Димитрия. На плитах изображены всадники – «святые воины», покровительствовавшие киевским князьям: Георгий Победоносец и Фёдор Стратилат на одной, Нестор Солунский и Дмитрий Солунский на другой. Рельефы выполнены с большим мастерством. Изображения всадников одновременно декоративны и динамичны, что подчёркивается развивающимися плащами. Одна плита экспонируется в Софийском соборе в Киеве, другая – в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\25) Е2020.jpg

Святые Георгий Победоносец и Фёдор Стратилат. Шиферный барельеф, XII век. Ныне экспонируется в Софийском соборе. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\IMG_2100.jpg

Шиферный барельеф со святым воином-всадником, XI век. Экспонируется в Музее истории Михайловского Златоверхого монастыря(?). Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

Барельеф, представленный ниже, снят с фасада Михайловского собора. Согласно украинскому историку искусства Константину Витальевичу Широцкому (умер в 1919 году) на внешней южной стене собора недалеко от алтаря были прикреплены две замечательные шиферные доски с рельефными изображениями святых всадников. На левом рельефе представлены два воина змееборца – один курчавый юноша, другой муж с бородой, оба они находятся в сильном движении, на что указывают их развивающиеся плащи. На другой доске, всадников принято считать дважды повторенным изображением святого Димитрия – патрона князя Изяслава. Поводом для такого толкования служит то, что доски были найдены в фундаментах Дмитриевского храма. Вторая доска несколько надбита и отреставрирована.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\20) рельеф, ок. 1062 года, Третьяковская галерея.jpg

Нестор Солунский и Дмитрий Солунский. Шиферный барельеф, около 1062 года. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Фото 2014 года. Автор – user:shakko. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

Согласно летописям в Церкви св. Петра был похоронен:

Ярополк Изяславич, князь Туровский, князь Владимиро-Волынский, сын великого князя Киевского Изяслава I Ярославича, убит 22.11.1087 г.

Комментарии к записи ЦЕРКОВЬ СВ. ПЕТРА отключены