МОЗАИКИ

Мозаики Церкви св. Михайла, выполненные в XII веке, несомненно, являются шедевром христианского искусства. Они одновременно относятся и к византийскому, и к древнерусскому искусству. Их создателями были, очевидно, константинопольские художники, работавшие в тесном сотрудничестве с местными мастерами.

Описание живописи в Михайловском храме, составленное путешественником и архидиаконом Павлом Алеппским (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي‎) в середине XVII века, и сохранившиеся фрагменты росписи позволяют представить систему расположения мозаик в храме. Мозаики находились, вероятно, только в алтарной апсиде и на двух ближайших столбах. Согласно описанию Павла Алеппского, алтарь Михайловского собора «…похож на алтарь Св. Софии и монастыря Печерского», то есть композиция мозаик повторяла аналогичную, созданную в храме киевского Софийского собора. В алтаре, была своя Богоматерь Оранта (ср.-греч. Οuραητα), ныне полностью утраченная. Павел Алеппский описывает её так: «На передней (восточной) его стороне есть изображение Владычицы, стоящей, воздев свои пречистые руки с открытыми дланями, из позолоченной мозаики». Ниже Оранты находилась, как констатирует Павел Алеппский: «изображение Господа, который подаёт своим ученикам, стоящим с обеих сторон, хлеб и кровь божественные», это композиция «Евхаристия» (Причащение апостолов). Ниже «Евхаристии», как указывает Павел Алеппский – «Под ними кругом изображения архиереев – все из мозаики» – композиция ростовых фигур св. отцов – «Святительский чин», которая – утрачен.

Мозаики храма не только имели очевидное сходство с декорацией алтаря Софийского собора, но и обладала иконографическим, композиционным и стилистическим своеобразием. Композиция «Евхаристия», занимавшая апсиду и стены вимы, помимо 12 апостолов, направлявшихся к Христу, включала 8 апостолов из числа 70, представленных фронтально (полностью сохранилось только изображение апостола Фаддея). На уровне «Евхаристии», на лизенах (лопатках) восточных столбов, обращённых в алтарь, были помещены друг против друга святой воин Дмитрий Солунский и архидиакон Стефан.

В середине XIX века в Михайловском соборе все сохранившиеся в нём древние мозаики исследуются искусствоведами и освобождаются от позднейших наслоений.

В 1934 – 1935 гг. перед сносом Михайловского собора сохранившиеся мозаики были сняты с его стен и перенесены на новое основание. Общая площадь сохранившихся мозаик – 45 м². В киевском Софийском соборе экспонируются: «Евхаристия», «Святой архидиакон Стефан», «Апостол Фаддей», в Государственной Третьяковской галерее в Москве – «Дмитрий Солунский» и ещё 4 фрагмента. Из михайловских мозаик, сохранившихся до наших дней, высоким художественным мастерством отличаются «Евхаристия» и «Дмитрий Солунский».

Для «Евхаристии» перенесённой в Софийский собор, в выставочном зале построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\18) мозаика «Евхаристия» XІІ век, Софийский собор 2009.jpg

Евхаристия. Мозаика, XII век. Внизу по бокам, слева – фреска «Архангел Гавриил», справа – фреска «Богоматерь». Экспонируются в Софийском соборе. Фото 12 мая 2009 года. Автор – Иерей Максим Массалитин from Rabat, Maroc. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 2.0 Generic. Фото без изменений

.

Изучением мозаик основательно занимался  российский и советский историк искусства Дмитрий Власьевич Айналов (умер в 1939 году). Несмотря на отсутствие атрибутов, он предложил свою схему, кто есть кто в композиции «Евхаристии». Группу слева возглавляет апостол Пётр, группу справа, соответственно, Павел. Все апостолы наделены индивидуальными чертами, они изображены без нимбов, их имеют только Христос и ангелы с рипидами (опахалами-веерами). Мастера не лишили сцену торжества, но апостолы создают свободные группки, заметен усложнённый язык жестов, расположение рук и голов. Под ними нет основания, что создаёт впечатление какого-то неземного полёта фигур на золотом фоне мозаик.

При иконографическом сходстве сцен «Евхаристии» в Софийском соборе и в Михайловской церкви отмечаются их композиционные и стилистические особенности. Так, надпись, сопровождающая композицию в церкви, выполнена по-славянски. Образ Христа отличается мягкостью. Он обращён к приступающим к Нему апостолам. Апостолы представлены в разнообразных поворотах относительно друг друга; их жесты нюансированы, а индивидуально трактованные образы отличаются не только портретными типами, но и характером. Пропорции чуть вытянуты, движения складок одежд изящны, позы сдержанны, но динамичны, лики отмечены глубоким размышлением, красотой и благородством. Богатую цветовую гамму мозаик образуют переливающиеся цветные линии и пятна, отсвечивающие дополнительными тонами, контурные линии, выполненные коричневой, чёрной и красной смальтой, придающие естественность формам. Живописные приёмы позволили художникам добиться почти реалистической достоверности в передаче живого блеска глаз, теплоты телесного тона, фактуры тонких струящихся тканей.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\26) Е2020.jpg

Евхаристия. Левая часть композиции. Мозаика, XII век. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\10) Михайловский Златоверхий монастырь\2) Церковь святого Михаила\27) Е2020.jpg

Евхаристия. Правая часть композиции. Мозаика, XII век. Фото 16 сентября 2020 года. Автор – Angloman

.

D:\Izobrazhenie-018_.jpg

Евхаристия. Центральная часть композиции. Мозаика, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

.

Исследуя в своё время михайловские мозаики, советский искусствовед, специалист в области истории древнерусского и византийского искусства Виктор Никитич Лазарев (умер в 1976 году) обращал внимание на изображение алтарной преграды в «Евхаристии», очень похожей на преграду храма в композиции «Введение» мозаик византийского Монастыря Дафни XI века (греч. Δαφνί, в 11 км к северо-западу от центра Афин, столицы Греции). К этому сходству можно добавить орнамент, помещённый вдоль правой стороны михайловской «Евхаристии», который почти буквально повторяет орнаментальные фризы, обрамляющие в дафнийском кафоликоне своды тромпов со сценами евангельских праздников.

Австрийский историк искусства Отто Демус (нем. Otto Demus, умер в 1990 году) развитие стиля столичной константинопольской школы византийского монументального искусства 1-й половине XII века трактовал как маньеристическую трансформацию классического стиля мозаик Дафни. Но мозаики киевского Михайловского собора он с константинопольским искусством не связывал, считая их произведением грека, работавшего с местными учениками и придерживавшегося архаических традиций. Среди современных исследователей стиль михайловских мозаик наиболее подробно исследован советским и российским искусствоведом, специализировавшейся на византийском и древнерусском искусстве Ольгой Сигизмундовной Поповой (умерла в 2020 году). Она считала, что их исполнителями были мастера, воспитанные в классической традиции, и одновременно акцентировала внимание на таких отступлениях от дафнийского классицизма, которые предвосхищали стиль зрелого XII века.

Мозаики Михайловского Златоверхого собора отличаются также очень тонко разработанными колористическими гаммами. В них преобладают зелёные и золотые краски. Количество зелёного – чрезвычайно богато и простирается от тускло-зелённого до яркого и насыщенного. Золотые и зелёные цвета, дополнены белыми, розовыми и сиреневыми.

.

D:\Izobrazhenie-059_ (1).jpg

Святой архидиакон Стефан. Мозаика, XII век. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

.

D:\Izobrazhenie-023_ (1).jpg

Апостол Фаддей. Мозаика, XII век. Экспонируется в Софийском соборе. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html. Фото без изменений

.

D:\Мозаїка_апостола_Золотоверхий_собор.jpg

Фрагмент мозаики предположительно апостола. Мозаика, XII век. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 3 сентября 2021 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

D:\Фрагмент_мозаїки_Золотоверхий_собор.jpg

Фрагмент мозаики святого. Мозаика, XII век. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 3 сентября 2021 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

Сохранилась и большая часть полосы орнамента, отделявшая сцену «Евхаристии» от «Святительского чина».

.

D:\Мозаїка_орнамент_Золотоверхого_собору.jpg

Мозаичный орнамент. Экспонируется в Софийском соборе. Фото 3 сентября 2021 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

.

По качеству исполнения, и особенно по изысканности колорита, изображение святого воина Дмитрия Солунского – лучшее из сохранившегося. Будучи частью мозаичного декора алтаря, оно украшало южную лизену северо-восточного алтарного столба храма. Святой Дмитрий представлен в торжественной фронтальной позе, в боевых доспехах, с мечом в ножнах. Правой рукой он поддерживает копьё, левой опирается на щит. Воинский облик символически воплощает духовную доблесть реально существовавшего человека, прославившегося не ратными подвигами, а своей стойкостью и мученической смертью. Изящная и вместе с тем мужественная фигура Дмитрия выполнена линейно, без выявления объёма. Впечатление нематериальности образа усиливается эффектом световой подвижности изображения. Многоцветная поверхность мозаики, набранной из прозрачных и непрозрачных кубиков смальты, то мягко мерцает, то вспыхивает ослепительными бликами. Выразительно воздействие огромных чёрных глаз св. Дмитрия, сообщающих его образу особую одухотворённость. Возможно, такое подчёркнутое выделение в Михайловской церкви образа Дмитрия было обусловлено желанием великого князя Киевского Святополка II, так как Дмитрий Солунский считался святым патроном его отца – великого князя Изяслава I Ярославича (крестное имя Дмитрий).

D:\Michael_of_salonica.jpg

Мозаика с изображением св. Дмитрия Солунского. 1111 – 1113 гг. Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень, мрамор. 2,22 × 1,29 метра. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Фото 9 марта 2022 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Советский археолог и историк архитектуры Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году) акцентировал внимание на расположение Дмитрия Солунского. Мозаика находилась на очень парадном месте, на алтарном столбе храма, на той его стороне, которая выходила в главный алтарь. Стоящая в полный рост фигура святого воина в богатых доспехах, со щитом и копьём отличается даже среди прочих михайловских мозаик, известных своей реалистической направленностью, острой портретной характеристикой изображённого. В своих работах М.К. Каргер писал: «Нельзя ли в этом изображении видеть не только икону патрона князя – строителя храма, но и до некоторой степени портретные черты самого Изяслава-Дмитрия? О том, что такая постановка вопроса имеет под собой почву в традициях древнерусской живописи, свидетельствует икона Дмитрия Солунского XII века из города Дмитрова, где святой Дмитрии не только наделён портретными чертами князя Всеволода «Большое Гнездо», но и трон его отмечен родовым знаком князя».

Развивая дальше мысль М.К. Каргер пишет: «Всё это позволяет высказать сомнение в том, что дошедший до наших дней собор Михайловского Златоверхого монастыря действительно является церковью Михаила, заложенной в 1108 году князем Святополком Изяславичем». На Михайловской горе было три крупных храма, один из которых, древнейший, был создан Изяславом Ярославичем около 1060 года, а два других – его сыновьями: Церковь св. Петра, выстроенная Ярополком между 1085 и 1087 гг., и Церковь св. Михаила, построенная Святополком между 1108 и 1113 гг. Из трёх храмов Дмитриевского-Михайловского монастырь к XVI веку сохранился только один, известный уже с конца XVI века как Церковь св. Михаила. Основываясь на выше изложенном, М.К. Каргер считал: «что нет никакой уверенности в том, что это действительно был храм, заложенный Святополком в 1108 году».

Комментарии к записи МОЗАИКИ отключены