МСТИСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ

Мстислав I Владимирович «Великий», крестное имя Феодор, великий князь Киевский, умер 15 апреля 1132 года в Киеве в возрасте 65 лет.

В «Похвальном слове Святому Пантелеимону» немецкого церковного деятеля 1-й трети XII века Руперта (нем. Rupert), сообщается, что, по-видимому, примерно в 1096-1097 году Мстислав чуть не погиб на охоте. Медведь распорол ему живот, так что внутренности вывалились наружу. Он был на грани смерти. Раны были настолько тяжёлыми, что надежды на то, что Мстислав останется в живых, не было. Когда Мстислава привезли домой, его мать Гита Уэссекская провела всю ночь у ложа умирающего сына, молясь святому Пантелеймону. Утром, когда Мстислав пришёл в сознание, рассказал, что во сне ему явился молодой человек, который «назвался именем Пантелеймон, добавив, что его любимый дом находится в Кёльне», и пообещал его исцелить. Наутро этот юноша, очень похожий на св. Пантелеймона, наяву пришёл к больному со снадобьями и вылечил его. После этого княгиня Гита пожертвовала большую сумму Кёльнскому бенедиктинскому аббатству св. Пантелеймона и пообещала совершить паломничество в Иерусалим (ивр. יְרוּשָׁלַיִם‎ Йерушала). Этот рассказ был обнаружен в рукописи XII века хранящейся в архиве Кёльна (нем. Köln, ныне город в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ). Второй сын Мстислава, Изяслав имел крестильное имя Пантелеймон, кроме того, Мстислав основал около Новгорода (Великий Новгород, ныне город административный центр Новгородской области Российской Федерации) монастырь в честь этого святого. Эта история свидетельствует о сохранении единства западных и восточных христиан даже несмотря на разделение и взаимные «анафемы» между официальным церковным руководством западной и восточной Церквей.

11 июля 1887 года в Белогородке, на земле древнего Белгорода (укр. Білогородка, ныне село на реке Ирпень, в Бучанском районе Киевской области), в 17 км к западу от Киева, был найден золотой амулет-змеевик, известный как «Белгородская гривна» (укр. Білогородська гривня). Змеевик, иначе – амулет, талисман, оберег, охраняющий, оберегающий человека от различных напастей и болезней, демонов и злых духов, имеет вид круглого медальона с ушком для шнурка; его тыльная сторона украшена человеческой головой, обвитой семью змеями, отсюда и его название-змеевик. Тип этого талисмана возник на Востоке, в древней Халдее (аккад. māt Kaldu, юг Месопотамии), и через Византию проник в славянский мир и на Русь. По верованиям людей того времени, болезни являются проявлением бесовской силы, и поэтому, чтобы её изгнать нужны помощь молитвы и заклинания, а также изображение небесных патронов.

«Белгородская гривна». Золото, литьё по восковой модели, с чеканной обработкой. Около 1117 года. Ныне в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Российская Федерация. Источник – https://m.facebook.com/420894684726475/photos/. Фото без изменений

Змеевик представляет собой золотой медальон диаметром 4,9 см, толщиной 0,3 см, благодаря небольшому гранённому оглавию с геометрическим орнаментом, изделие достигает высоты 5,8 см. На аверсе (лицевой стороне) змеевика в центре – полуфигурное изображение Богородицы с младенцем на правой руке, окружённое двумя кольцами греческих надписей. На реверсе (обороте) – в более высоком рельефе голова, подобная античной Горгоне Медузе, в круге греческой надписи.

Своим видом змеевик напоминает золотую «Черниговскую гривну», изготовленную вероятно для Владимира «Мономаха». Связь обоих произведений не оставляет сомнения. «Белгородская гривна» могла принадлежать сыну Мономаха, Мстиславу, княжившему в Белгороде в 11171125 гг. Ныне змеевик хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а до 1930 года принадлежал Эрмитажу в Санкт-Петербурге.

У российского историка Василия Никитича Татищева (умер в 1750 году) Татищева имеются жизненно-бытовые подробности из жизни великого князя Мстислава: «…Однажды вечером он беседовал с дружиной и веселился. Тогда один из его евнухов, подойдя к нему, тихо сказал: „Княже! Ты вот, ходя, земли чужие воюешь и неприятелей повсюду побеждаешь. Когда же ты дома, или в суде, или над делами земли твоей трудишься, а иногда с приятелями своими, веселясь, проводишь время, а не ведаешь, что у княгини твоей творится. Прохор, который Васильевич, часто с княгиней наедине бывает. Если ты сейчас пойдешь, то можешь сам увидеть, что я правду тебе говорю“. Мстислав, выслушав, улыбнулся и сказал: „Рабе! А не помнишь ли ты, как княгиня Христина очень меня любила и мы жили в полном согласии? И хотя я тогда, как молодой человек, не скупо чужих женщин навещал, но она, зная это, совсем не обижалась и тех женщин дружелюбно принимала, показывая им, будто ничего не знала, и через это ещё больше меня к её любви и уважению обязывала. Ныне же я состарился, а много трудов и забот о земле мне уже, об этом думать не позволяют. А княгиня, как женщина молодая, хочет веселиться и может при этом совершить что-нибудь и неприличное. Мне это предостеречь уже нет возможности, но достаточно того, что об этом никто не знает и не говорит. Потому и тебе лучше молчать, если не хочешь глупым быть. И в дальнейшем никому об этом не говори, чтобы княгиня не узнала и тебя не погубила“. И хотя Мстислав тогда ничего противного не выразил и обратил в глупость евнуха дерзость, но через некоторое время тиуна Прохора велел судить за то, что он будто бы в судах не по закону действовал и людей грабил. За это сослали его в Полоцк, где вскоре в порубе (тюрьме) умер». В этом повествовании речь идёт о второй жене Мстислава Владимировича, дочери новгородского посадника Дмитра Завидича, по В.Н. Татищеву, Любаве.

15 апреля 1132 года великий князь Мстислав Владимирович умер: «Преставися Мьстислав априля в 15, празной неделе в пяток (пятницу), положен бысть у церкви святаго Федора, юже бе сам создал». В Ипатьевской летописи это сообщение под 6641 (1133) годом. По данным Лаврентьевской летописи Мстислав умер 14 апреля.

Мстислав был канонизирован как святой Православной церковью не позднее XIII века. Упоминание памяти святого благоверного князя содержится в древнерусских богослужебных Прологах под 15 (28) апреля, а также в богослужебных Прологах других поместных Православных церквей, в частности Сербской и Болгарской. Князь Мстислав входит в Собор Новгородских святых.

В древнерусской летописной традиции никакого прозвища за Мстиславом Владимировичем закреплено не было. Один лишь раз летописец, сравнивая Мстислава с его отцомВладимиром «Мономахом», именует их обоих «великими». В поздних летописях Мстислав иногда именуется «Манамаховым», но и только. Традиция именования Мстислава «Великим» как личным прозвищем заложена В.Н. Татищевым, который писал в своём труде: «Он был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседем его был страшен, к подданым милостив и разсмотрителен. Во время его все князи руские жили в совершенной тишине и не смел един другаго обидеть».

При этом первый вариант татищевского труда, написанный на «древнем наречии», и являющийся, по сути, сводом имевшихся у историка летописных материалов, никаких упоминаний о прозвище не содержит. Очевидно, В.Н. Татищев ввёл именование «Великий», при подготовке «Истории» для широкого круга читающей публики, стремясь сделать повествование более ярким.

21 апреля 2020 года Православная церковь Украины (укр. Православна церква України) возобновила чествование Мстислава как святого благоверного князя и установила день памяти 15 (28) апреля с внесением в лунослов.

Комментарии к записи МСТИСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ отключены