ТРИ РИСУНКА 1651 ГОДА

Для уяснения архитектурного облика Церкви св. Феодора следует обратиться к серии известных рисунков голландского живописца и рисовальщика XVII века Абрахама ван Вестерфельда, сохранившихся в копиях XVIII века.

В их серии есть три рисунка, которые издатель этой замечательной серии российский археолог и историк искусства Яков Иванович Смирнов (умер в 1918 году), а вслед за ним историк Церкви Николай Иванович Петров (умер в 1921 году), предположительно связывали с изображениями развалин киевской Церкви св. Феодора, хотя и не рассматривали эту версию как бесспорную. Согласно Я.И. Смирнову, упомянутые три рисунка: «представляют развалины одной 3-апсидной церкви обычного типа: западный фасад её с четырьмя пилястрами, разделён на три поля, причём среднее шире боковых; южная стена с пятью пилястрами имела также более широкое среднее поле и три более узких – одно в восточном конце и два в западном; от внутренних четырёх столбов сохранился лишь юго-восточный, к которому примыкала стена с аркой, отделявшая алтарь от диаконника. Такова была в существенных своих чертах эта церковь, – подчёркивал исследователь, – начертить точный план которой по этим трём рисункам оказалось для меня невозможным».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Руины церкви. Западный фасад. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда 1651 года. Источник – Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 года по копиям их конца XVIII века. – Москва: Т-во типографии А.И. Мамонтова, 1908. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15197&cat_ob_no=12516. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\13) Феодоровский монастырь\1) руины церкви, 1651 г..jpg

Руины церкви. Южный фасад. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда 1651 года. Источник – Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 года по копиям их конца XVIII века. – Москва: Т-во типографии А.И. Мамонтова, 1908. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15197&cat_ob_no=12516. Общественное достояние. Фото без изменений

Яков Иванович Смирнов замечал и некоторые отличия между рисунками этих фасадов, которые он относил частью на копировку XVIII века, частью на автора оригинальных рисунков XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он полагал, что: «в оригинале разделка западной и южной стены церкви была, конечно, одинакова, на рисунках же южная стена отличается от западной отсутствием каменной, шиферной, вероятно, тяги через стены и пилястры на высоте основания арок верхних окон, отсутствием узора в виде прямоугольных зубцов под этими окнами, появлением углублённых парных ниш над окнами нижнего яруса вместо полуциркулярных глубоких арок у самой земли».

Я.И. Смирнов не пришёл к заключению, «который из рисунков передаёт детали разделки стен вернее», по его мнению, «одно более вероятным представляется на одном рисунке, другое – на другом; в общем же всё вполне согласуется с памятниками древне-киевской архитектуры».

Советский историк архитектуры, археолог Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году) проанализировав различия, подмеченные Я.И. Смирновым, между рисунками западного и южного фасадов неизвестной церкви, пришёл к выводу, что: «в действительности, эти различия, отнюдь не являются результатом неточности или небрежности копировщика XVIII века. Не только эти, но и некоторые другие, не менее важные, не вызывают ни малейшего сомнения в том, что на трёх интересующих нас рисунках изображён не один, как думали Н.И. Петров и Я.И. Смирнов, а два, весьма различных по архитектурным особенностям храма, относящихся к различным периодам истории древнего киевского зодчества».

М.К. Каргер, считал, что, первый храм представлен двумя фасадами – восточным, в состоянии крайнего разрушения, и западным, сохранившимся значительно лучше. Эти два рисунка изображают, несомненно, какую-то киевскую постройку 2-й половины XI века.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Руины церкви. Восточный фасад. Копия XVIII века с рисунка Абрахама ван Вестерфельда 1651 года. Источник – Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 года по копиям их конца XVIII века. Москва: Т-во типографии А.И. Мамонтова, 1908. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15197&cat_ob_no=12516. Общественное достояние. Фото без изменений

По мнению М.К. Каргера: «при всех неточностях в перспективе, особенно на рисунке восточного фасада и в изображении внутренних частей здания, видных через пролом в западной стене, при явных неточностях в передаче одних и тех же частей здания на разных рисунках оба рисунка, безусловно, изображают одно здание с противоположных (восточной и западной) сторон». Это здание отличается характерной для киевского зодчества XI века кладкой из чередующихся рядов камня и кирпича. Несмотря на некоторую небрежность в разработке деталей, эта техника кладки хорошо видна на рисунке западного фасада и нарочито подчёркнута в качестве художественного приёма на рисунке руин средней и северной апсид.

Для характеристики архитектурных особенностей здания наибольшее значение имеет рисунок западного фасада. Художник чрезвычайно тщательно передал все детали архитектурного облика храма XI века. Фасад расчленён четырьмя лизенами (лопатками) на три части, соответственно трём нефам храма. Верхние части трёх членений не сохранились, наилучшая по сохранности средняя часть завершается сильно разрушенным сводом (закомарой), в тимпане которой находятся три оконных проёма двухуступчатого профиля с полуциркульным верхом. Ниже во всех трёх членениях расположены большие окна того же профиля, как и окна верхнего яруса. На высоте пят арок оконных проёмов по всему фасаду тянется каменный (шиферный) карниз. Несколько выше по отношению к линии карниза лизены также перерезаны прокладными шиферными плитами.

Под окнами по всему фасаду, прерываясь лишь на лизенах, тянется пояс меандра, выложенный в кирпичной кладке. Я.И. Смирнов называл его «узором в виде прямоугольных зубцов под окнами» и полагал, что «пояс этот надо представлять себе образуемым вставленными в стену камнями (мрамором или красным шифером) или кирпичами, может быть и поливными». М.К. Каргер отметил, что: «пояс меандра примерно на этой же высоте изображён и на восточном фасаде (средняя апсида)».

Ниже меандрового фриза во всех трёх членениях западного фасада изображены невысокие ниши полуциркульной формы. В боковых членениях размещено по две ниши, в среднем – из-за разрушения его нижней части, видна только одна ниша, но, судя по её положению, ей должна была соответствовать в южной половине того же членения вторая. Ещё ниже в боковых членениях фасада расположено по окну, в среднем членении в центре, очевидно, находился портал, а по сторонам от него такие же, частично сохранившиеся, окна. На уровне земли в боковых членениях видны ниши с полуциркульным верхом, по-видимому, частью уходящие в землю.

На лизене между средним и южным членениями западного фасада изображён выложенный в кирпичной кладке загадочный знак. Я.И. Смирнов, полагавший, что художник изобразил здесь либо рельефную плиту, либо «какую-либо выкладку», высказывал ряд предположений по вопросу о содержании этого знака. По его мнению, «помещённую в квадрате фигуру определить трудно, при желании в ней можно бы даже усматривать подобие человека, хотя здесь ничем не выражена голова его … с другой стороны, можно сближать его и с так называемыми руническими знаками, столь обычными в польских гербах, и, наконец, с теми знаками на древнейших великокняжеских монетах, в которых видят тамги (то есть, личные или родовые знаки) киевских князей». Однако, по словам исследователя, «среди двух последних групп памятников, с которыми сходство этого знака было бы всегда естественнее, ему не удалось найти сколько-нибудь близких аналогий».

В ходе исследований рисунков М.К. Каргер пришёл к выводу, «нельзя не обратить внимание на то, что изображённый с восточной и западной сторон сильно разрушенный киевский храм по оформлению своего западного фасада ближайшим образом, вплоть до мельчайших деталей, напоминает фасады Михайловского собора (шиферный карниз между окнами, пояс меандра, пояс маленьких ниш под ним, ниши на уровне земли и так далее). Чем объяснить это сходство? Трудно усомниться в том, что на рисунках А. Вестерфельда изображен именно Михайловский собор».

В то же время М.К. Каргер отметил, что: «из документов XVII века известно, что собор Михайловского Златоверхого монастыря в 1651 года не представлял собой руину. Работами, проведёнными в начале XVII века, собор был раньше, чем другие памятники древнего киевского зодчества, восстановлен, если и не в первоначальном своём блеске, то, во всяком случае, настолько, что мог быть использован для богослужения. По-видимому, склонность А. Вестерфельда к романтическому «усугублению» руин некоторых киевских зданий, отмеченная при анализе его рисунков, изображающих Софийский собор, привела мастера и в этом случае к интерпретации, может быть, ещё не полностью восстановленного древнего здания в качестве живописной руины».

Что касается третьего рисунка, считавшегося изображением того же храма с южного фасада, М.К. Каргер констатирует, что он «в действительности передаёт развалины другого здания, архитектурный облик которого значительно отличается весьма существенными особенностями от двух первых». Изображённое на рисунке здание сложено в чисто кирпичной технике, без чередования рядов кирпичной кладки с рядами камня. На его фасаде нет шиферного карниза, нет и пояса меандра, столь характерных для декорировки фасадов первого храма. Гораздо важнее, однако, что наряду с особенностью кирпичной кладки здания, достаточно точно переданной живописцем, обращает внимание ещё одна существенная деталь декоративной обработки фасадов здания. В двух западных и в восточном членениях южного фасада, между окнами верхнего и нижнего ряда тянется пояс миниатюрных ниш с полуциркульным верхом, размещённых по две в каждом членении.

Этот декоративный приём известен в киевском зодчестве середины XII века. На рисунке 1787 года, изображающем Церковь св. Георгия в Каневе (укр. Канів, ныне город в Черкасском районе Черкасской области) до её перестройки 1805 – 1810 гг., по южному фасаду церкви, между верхним и нижним рядами окон размещены совершенно той же формы небольшие ниши, по две в двух западных и в восточном членениях и четыре в среднем. Композиционное размещение ниш в Церкви св. Георгия, близко придвинутых к лизенам, точно повторяет пояс ниш в киевской церкви на рисунке Абрахама ван Вестерфельда.

D:\433-1.gif

Церковь св. Георгия в Каневе. Южный фасад. Рисунок 1787 года. Общественное достояние. Фото без изменений

Церковь св. Георгия (ныне Успенский (Георгиевский) собор), согласно Ипатьевской летописи, была построена великим князем Киевским Всеволодом II Ольговичем в 6652 (1144) году. Как считал М.К. Каргер, «есть все основания полагать, что и киевская церковь, изображенная на рисунке А. Вестерфельда, принадлежит также к числу памятников 1-й половины или середины XII века, о чём свидетельствует и техника равнослойной кирпичной кладки здания».

Комментарии к записи ТРИ РИСУНКА 1651 ГОДА отключены