Костёл Святой Троицы (доминиканцев)

Костёл Святой Троицы (доминиканцев) и Аббатство доминиканцев в Кракове (польск. Kościół Świętej Trójcy i Opactwo Dominikańskie w Krakowie), римско-католический костёл и аббатство, один из крупнейших костёлов Кракова. Он находится в ведении монашеского Доминиканского ордена (Орден братьев-проповедников). Костёл внесён в реестр памятников культуры Малопольского воеводства под номером А-188/М. 

F:\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\Костёл Святой Троицы (доминиканцев), XIII век\2.jpg

Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Местонахождение костёла. Костёл расположен в краковском административном районе-дзельница I Старый город (польск. Dzielnicy I Stare Miasto), по адресу: улица Столярская (польск. ulica Stolarska), 12.

G:\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\Площадь Главный Рынок, XIII век\Башня ратуши, начало XIV века\63.jpg

Вид на костёл с Ратушной башни. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

История костёла. Костёл был основан в начале XIII века, как приходской. Он был построен в романском стиле, возле первого крупного городского рынка.

В 1222 году в Краков из Болоньи (город в северной Италии), прибыли первые монахи-доминиканцы. Их пригласил епископ Краковский Иво Одровонж герба «Одровонж» (польск. Iwo Odrowąż herbu Odrowąż). Он передал монахам деревянно-каменный приходской Костёл св. Троицы, перенеся приход в новый Мариацкий костёл на Главной рыночной площади.

12 марта 1223 года состоялось освящение костёла доминиканцев и началось строительство аббатства.

В 1225 году в северной части внутренней галереи аббатства, над типично романским двухнефным подвалом из кирпича, служившим аббатству для хозяйственных нужд, из известняковой шашки была построена трапезная в романском стиле.

В 1241 году во время монгольского нашествия хана Батыя (монг. Бат хан?) костёл был сожжён и частично разрушен.

Примерно в 1250 году начинается восстановление костёла, как трёхнефного, с нефами одинаковой высоты, готического кирпичного храма. Работы начались со строительства пресвитерия, соединившего его с севера со зданием аббатства.

Во 2-й половине XIII века из кирпича, сооружена алтарная часть костёла.

В 1288 году в костёле около Главного алтаря был похоронен князь Краковский Лешек II «Чёрный» (правил 1279 – 1288 гг.).

На рубеже XIV – XV вв. трёхнефный храм был перестроен: корпус зального типа был переделан в базиликальный, а пресвитерий надстроен.

В 1462 году в костёле произошёл пожар, после которого хранилище в пресвитерии было восстановлено, а в его конце был построен ступенчатый купажированный фронтон.

В XV веке к боковым нефам были пристроены готические капеллы.

В костёле у Главного алтаря был похоронен итальянский учёный-гуманист, секретарь королей Казимира IV и Яна I Ольбрахта, Филипп Каллимах (настоящее имя Филиппо Буонаккорси, итал. Filip Callimachus, Filippo Buonaccorsi), умер 1 ноября 1496 года. Его эпитафия, установленная в пресвитерии, была отлита около 1500 года, по проекту немецкого скульптора Вита Ствоша (польск. Wita Stwosza), в литейной мастерской нюрнбергского мастера Петера Фишера «Старшего» (нем. Peter Vischer der Ältere). Учёный изображён в непринуждённой позе за работой в рабочем кабинете.

D:\Church_of_Holy_Trinity,_Filippo_Buonaccorsi_„Callimachus”_(Italian_humanist,_writer_and_diplomat)_epitaph,_12_Stolarska_street,_Old_Town,_Kraków,_Poland.jpg

Эпитафия Филиппу Каллимаху. Фото 20 февраля 2021 года. АвторZygmunt Put. Лицензия Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International , 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений

.

В 1-й половине XVII века были построены капеллы в стиле барокко.

В 1668 году в костёле очередной пожар.

Между XVII и XVIII вв. перед западным фасадом костёла на улице Столярской, была построена храмовая каменная башня-звонница, которая стала одним из характерных элементов храма.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\1) костёл в 1-й пол. XIX в..jpg

Доминиканский костёл в Кракове (до пожара 1850 года). Польский живописец Марцин Залеский (польск. Marcin Zaleski). Западный фасад костёла с башней-звонницей. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\Zaleski_Dominican_Church_in_Kraków.jpg

Интерьер Доминиканского костёла в Кракове. Польский живописец Марцин Залеский (польск. Marcin Zaleski). 1849 год. Национальный музей в Варшаве. Северный придел костёла. Общественное достояние. Фото без изменений

.

18 июля 1850 года большой пожар в Кракове, имел для костёла катастрофические последствия.

D:\Teodor_Baltazar_Stachowicz_-_Pożar_Krakowa,_Rynek_Główny,_lipiec_1850.jpg

Краковский пожар, Главная рыночная площадь, июль 1850 года. Польский (краковский) живописец Теодор Балтазар Стахович (польск. Teodor Baltazar Stachowicz). 1850 год. На заднем плане справа хорошо виден Доминиканский костёл. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Сильно пострадал корпус костёла и интерьер, рухнул сводчатый неф, сохранились лишь капеллы и вмурованные в стены надгробия. От башни-звонницы перед западным фасадом костёла остались одни опалённые стены.

D:\129197116157143332_994dcfd2-3701-499e-a2c3-48b37a0c2769_91458_570.jpeg

Пожар Доминиканского костёла в Кракове. Польский (краковский) живописец Теодор Балтазар Стахович (польск. Teodor Baltazar Stachowicz). 1850 год. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\1850-Nabozenstwo_na_gruzach_Kosciola_Dominikanow.jpg

Служба на руинах Доминиканского костёла после пожара 1850 года. Оригинальный рисунок 1850 года. Автор неизвестен. Из собрания Ягеллонской библиотеке. Общественное достояние. Фото без изменений

.

С 1850 по 1884 гг. под руководством польского архитектора Теофила Жебравского (польск. Teofil Żebrawski) проводилась комплексная реконструкция костёла. Опалённые стены были настолько слабые, что пришлось разобрать часть фасада находившегося под угрозой обрушения и башню-звонницу перед западным фасадом костёла. С началом восстановления, оказалось, что нижние части стен и колон, слишком сильно повреждены, чтобы выдерживать вес нового свода. Поэтому колоны временно были укреплены деревянными балками и стянуты металлическими обручами.

В 1853 – 1854 гг. в костёле были установлены новые витражи авторства немецкого художника Карла Вильгельма Хюбнера (нем. Carl Wilhelm Hübner).

Костёл св. Троица (доминиканцев). Западный фасад костёла. Костёлы Кракова, 1855 год. Источник – Biblioteka Narodowa. Фото без изменений

12 апреля 1855 года, утром, после удаления опор из-под свода главного нефа, часть свода и стен рухнула, повредив соседний дом.

В 1856 году был созван специальный комитет для контроля над восстановительными работами, однако, только в 1858 году, после сбора необходимых средств и уборки строительного мусора, началась закладка новых фундаментов под колонны.

В 1861 году боковые нефы были покрыты крышей, а в 1863 году и главный неф.

В 1872 году основная часть работ по костёлу была завершена. В результате облик храма значительно изменился, что вызвало возмущение в творческих кругах Кракова. Особенно сильная критика звучала со стороны польского скульптора Эдварда Стехлика (польск. Edward Stehlik). Позднее, критике подверглась также деятельность Мариана Павони (польск. Mariana Pavoni), который осуществил псевдоготическую переработку интерьера и архитектурных деталей костёла.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\2) 1880 год.png

 Костёл св. Троица (доминиканцев) в Кракове. Западный фасад костёла. Фото 1870-х годов. Автор неизвестен. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1876 году на месте разобранной башни-звонницы к западному фасаду костёла была пристроена неоготическая крухта (крыльцо).

C:\ФОТО (архив)\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\1) Виталик, 29.09.2021 г\FB_IMG_1633253743748.jpg

Неоготическая крухта у западного фасада костёла. Фото 29 сентября 2021 года. Автор – ВЧ. Фото изменено

.

В 1884 году завершились работы по воссозданию главного алтаря, хоров и исповедален, после чего восстановленный костёл был освящён. Словом, то убранство костёла, которое мы видим сегодня, относится к концу XIX века.

Хромолитографии по оригинальным акварелям польских художников Юлиуша Фортуната Коссака (польск. Juliusz Fortunat Kossak) и Станислава Тондоса (польск. Stanisław Tondos). 1886 год. Источник – Biblioteka Narodowa. Фото без изменений

В 1890 году фирмой братьев Ригер из Егерндорфа (нем. Firma Rieger Brüder Aus Jägerndorf) был установлен храмовый орган. Он является ценным образцом романтического органостроительства, сохраняя до настоящего времени свою изначальную звуковую концепцию.

D:\Church_of_Holy_Trinity,_interior2,_12_Stolarska_street,_Old_Town,Krakow,_Poland.jpg

Музыкальный хор и орган. Фото 20 февраля 2021 года. АвторZygmunt Put. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото изменено

.

25 марта 1931 года костёл внесён в реестр памятников культуры Малопольского воеводства под номером L.AK-1-92-31.

Костёл св. Троицы с улицы Доминиканской (польск. Ulica Dominikańska). 1935 год. Источник – NAC. Фото без изменений

В 1957 году костёл получил статус малой базилики.

В 1983 году в костёле перезахоронены: София Теофила Собеская, умерла в 1661 году, мать короля Яна III Собеского и брат короля Марек Собеский, казнён в 1652 году.

В январе 2018 года началась масштабная реставрация интерьера костёла и аббатства.

F:\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\Костёл Святой Троицы (доминиканцев), XIII век\4.jpg

Костёл на реставрации. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman

Фото 2023 года. Источник – Kraków i Małopolska. Фото без изменений

.

Описание костёла. В настоящее время костёл является трёхнефным готическим кирпично-каменным храмом, с удлинённым пресвитерием, оканчивающимся прямой стеной.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\3) план костёла.jpg

План костёла. Источник – https://yandex.ru/maps/org/kostyol_svyatoy_troitsy/44422542215/. Фото без изменений

.

D:\Church_of_Holy_Trinity,_12_Stolarska_street,_Old_Town,Krakow,_Poland.jpg

Западный фасад костёла. Фото 27 марта 2020 года. АвторZygmunt Put. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic and 1.0 Generic license. Фото без изменений

.

Вход в костёл ведёт через неоготическую крухту украшенную рельефными изображениями людей, птиц и животных среди виноградных лоз. Крухта прикрывает стрельчатый портал конца XIV века.

Интерьер костёла выполнен в готическом стиле, частично в неоготическом.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\9) средний неф, 2008.jpg

Главный неф и его свод. Фото 26 сентября 2008 года. АвторLestat (Jan Mehlich). ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic. Фото без изменений

.

D:\15536953295c9b826111fb0.jpg

Хор и Главный алтарь. Фото 2017 года. Источник – http://bankfoto.info/zdjecia/kosciolswietejtrojcywkrakowiedominikanie-20/. Фото без изменений

.

F:\8) КРАКОВ, 19-23.10.2019 г\Костёл Святой Троицы (доминиканцев), XIII век\22.jpg

Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\12) Е 2019.jpg

В хоре костёла. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

С правой стороны от Главного алтаря похоронен епископ Краковский Иво Одровонж герба «Одровонж» (польск. Iwo Odrowąż herbu Odrowąż), умер 21 июля 1229 года. 

D:\Iwo_Odrowąż.jpg

Надгробие епископа Краковского Иво Одровонжа на южной стене пресвитерия. Фото 2008 года. Автор Miezian. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\15) Е 2019, на реставрации.jpg

Надгробие епископа Иво Одровонжа на реставрации. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

D:\Church_of_Holy_Trinity,_Iwo_Odrowąż_(Polish_bishop)_tomb,_12_Stolarska_street,_Old_Town,_Kraków,_Poland.jpg

Фото 20 февраля 2021 года. АвторZygmunt Put. Лицензия Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International , 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений

.

В костёле обращают на себя внимание резные исповедальни с искусной резьбой.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\17) Е 2019, южный неф.jpg

Южный неф с резными исповедальнями. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\21) Е 2019.jpg

Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_1.png

Схематический план расположения надгробия и захоронений в костёле и капелле. Автор – Angloman. Составлен – 28 января 2020 года.

.

Костёл окружён кольцом капелл:

со стороны северного нефа:

1. Капелла св. Екатерины Сиенской (польск. Kaplica św. Katarzyny Sieneńskiej) или Збараских (польск. Zbaraskich). Капелла построена в 1627 – 1635 гг. на средства каштеляна Краковского князя Ежи Збараского герба «Корибут» (польск. Jerzy Zbaraski herbu Korybut) Андреасом и Антонио Кастеллич (польск. Andreas i Antonio Castellich). Она имеет прямоугольную форму и накрыта эллиптическим куполом. Её интерьер типично барочный, выполнен из чёрного мрамора, некоторые детали из розового мрамора. Капелла закрыта решёткой 2-й половины XIX века. Напротив входа находится алтарь монументальной формы с образомвидение св. Екатерины Сиенской, работы польского (краковского) живописца Теодора Балтазара Стаховича (польск. Teodor Baltazar Stachowicz, умер в 1873 году). По обеим сторонам картины находятся статуи св. Екатерины Александрийской и св. Екатерины Сиенской. По правой стороне алтаря надгробия из чёрного мрамора: Ежи Збараского умер 12 июля 1631 года, а по левой – князя Кшиштофа Збараского своего собственного герба (польск. Krzysztof Zbaraski herbu własnego) умер 6 марта 1627 года.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\1) Капелла св. Екатерины Сиенской\1) 2017.jpg

Капелла св. Екатерины Сиенской. Фото 2017 года. Источник – http://bankfoto.info/zdjecia/kosciolswietejtrojcywkrakowiedominikanie-8/. Фото без изменений

.

2. Капелла св. Марии Магдалены (польск. Kaplica św. Marii Magdaleny) или Малаховских (польск. Małachowskich). Капелла построена в XV веке в готическом стиле. В XVI веке она была посвящена св. Иоанну Крестителю и была собственностью семьи Тенчинских (польск. Tenchinskich). В 1867 году благодаря усилиям семьи Малаховских (польск. Małachowskich) капелла была отреставрирована и с 1884 года стала принадлежать этой семье. Могилы Малаховских были размещены под полом, в крипте, недоступной для посетителей. На западной стене – пять памятных надгробий членов семьи Малаховских. Справа находится неоготический алтарь 1850-х годов проекта Мариана Павони (польск. Mariana Pavoni) с образом св. Марии Магдалены кисти Владислава Бансковского (польск. Vladislav Banskovski) и «Праздник у рабби Шимона Бар Йохая», работа итальянского (венецианского) художника Томмазо Долабеллы (итал. Tommaso Dolabella, умер в 1650 году).

3. Капелла Иисуса Распятого (польск. Kaplica Jezusa Ukrzyżowanego). В конце XIV века на средства каштеляна Ленчиньского Яна Лигензы (польск. Jan Ligenza) была построена капелла, посвящённая св. Станиславу (польск. św. Stanisława). На аркаде сохранились фрагменты готической живописи конца XIV векасв. Екатерина Александрийская и два пророка. В XVII веке капелла находилась под опекой цеха каменщиков. В капелле находится неоготический алтарь 1850-х годов, проекта Мариана Павони (польск. Marian Pavoni) с образом распятого Христа кисти польского живописца Юзефа Зиммлера (польск. Józef Simmler, умер в 1868 году). Возле алтаря расположен неоготический реликварий с останками блаженного Вита – миссионера в Литве XIII века. Напротив алтаря, слева перед лестницей, стоит мраморный надгробный памятник герою ноябрьского восстания 1830 года генералу Яну Зигмунду Скржинецкому (польск. Jan Zygmunt Skrzyniecki) умер 12 января 1860 года в Кракове.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\3) Капелла Распятого Христа\1) 2015.jpg

Капелла Иисуса Распятого. Надгробный памятник генералу Яну Скржинецкому. Фото 2015 года. Источник – http://krakow-przewodnik.com.pl/krakowskie-zabytki/kosciol-dominikanow-pw-swietej-trojcy/. Фото без изменений

.

Памятник украшен красивой скульптурой с ангелом. В капелле совершаются мессы в годовщину сражения с российскими войсками при Грохове 13(25) февраля 1831 года.

4. Капелла св. Яцека (польск. Kaplicy św. Jacka), к ней ведёт лестница, капелла находится как бы на втором этаже.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\4) Капелла св. Яцека\1) вход, 2015.jpg

Лестница в Капеллу св. Яцека. Фото 2015 года. Источник – http://krakow-przewodnik.com.pl/krakowskie-zabytki/kosciol-dominikanow-pw-swietej-trojcy/. Фото без изменений

.

Капелла была построена в середине XVI века. В 1695 – 1703 гг. в ней установлен позднебарочный алтарь, созданный итальянским скульптором Бальтазаром Фонтаной (польск. Baltazar Fontana). На алтаре покоятся останки доминиканца св. Яцека, жившего в Польше в 1-й половине XIII века.

D:\kr_historia_03.jpg

Капелла св. Яцека. Фото 2017 года. Источник – https://krakow.dominikanie.pl/sw-jacek/. Фото без изменений

.

Около 1701 года шведский художник Кароль Данкварт (швед. Karol Dunkwart) покрыл стены капеллы полихромией. В капелле также находятся сцены из жития св. Яцека, нарисованные итальянским (венецианским) художником Томмазо Долабеллой (итал. Tommaso Dolabella, умер в 1650 году). Перед капеллой на стене висят ещё два его гигантских полотна. Это картины «Чудо в Кане Галилейской» и «Тайная вечеря», выполненные в стиле венецианских полотен. Капелла закрыта решёткой середины XVIII века.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\8) южный фасад, 2015.jpg

Южный фасад костёла. Фото 2015 года. Источник – http://krakowprzewodnik.com.pl/krakowskiezabytki/koscioldominikanowpwswietejtrojcy/. Фото без изменений

.

со стороны южного нефа:

5. Капелла св. Розы Лимской (польск. Kaplicy św. Róży  Limańskiej) или Любомирских (польск. Lubomirskich).

D:\Church_of_Holy_Trinity,_Chapel_of_the_St._Rose_of_Lima,_12_Stolarska_street,_Old_Town,_Kraków,_Poland.jpg

Капелла св. Розы Лимской. Фото 24 февраля 2021 года. АвторZygmunt Put. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений

.

В конце XIV века на этом месте была построена готическая капелла-усыпальница рода Пилецких (польск. Pileckich). В 1616 году вместо неё, появилась поздне-ренессансная капелла. Её фундаторами были Себастьян Любомирский герба «Шренява без креста» (польск. Sebastian Lubomirski herbu Szreniawa bez Krzyża) умер 20 июля 1613 года и его жена Анна Любомирская урождённая Браницкая (польск. Anna Lubomirska z Branickich) умерла 9 января 1639 года. Их портреты находятся в тондах на настенном диске. Это купольная капелла, напоминающая по своей форме Капеллу Сигизмундовскую в костёле на Вавеле.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\5) Капелла св. Розы Лимской\2015.jpg

Капелла св. Розы Лимской. Фото 2015 года. Источник – http://krakowprzewodnik.com.pl/krakowskiezabytki/koscioldominikanowpwswietejtrojcy/. Фото без изменений

.

На внутренней части позолоченного и расписного купола находятся изображения святых: Себастьяна, Станислава, Анны Самотжец и пророка Илии, в нишах фигуры святых: Доминика, Станислава, Станислава Костки, Чеслава, Казимежа, Яцека, Флориана и Войцеха. Алтарь позднего ренессанса с изображением покровительницы капеллы св. Розы Лимской. Капелла закрыта решёткой XVII века.

6. Капелла св. Фомы Аквинского (польск. Kaplicy św. Tomasza Akwinu). Капелла построена в XV веке в готическом стиле на средства цеха портных. В ней находится надгробная плита эпохи ренессанса старосты Красноставского Миколая Богуша (польск. Mikołaj Bogush), а также неоготический алтарь 1850-х годов проекта Мариана Павони (польск. Marian Pavoni) со статуями святых: Фомы, Казимира, Станислава Костки, Антония и Альберта. На стене капеллы картина Томмазо Долабеллы (итал. Tommaso Dolabella, умер в 1650 году)«Школа св. Фомы Аквинского».

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\18) Е 2019.jpg

Капелла св. Фомы Аквинского на реставрации. Надгробие Миколая Богуша. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

D:\Church_of_Holy_Trinity,_Chapel_of_the_St._Thomas_Aquinas-Mikołaj_Bogusz_tombstone,_12_Stolarska_street,_Old_Town,_Kraków,_Poland.jpg

Капелла св. Фомы Аквинского. Фото 20 февраля 2021 года. АвторZygmunt Put. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений

.

7. Капелла Спасителя (польск. Kaplicy Zbawiciela) или Пржездзецких (польск. Przeździeckich). В 1368 году капеллу построил Миколай Эделинг (польск. Mikołaj Edeling). Впоследствии капелла была взята под опеку цехом пекарей. В XVI веке она стала собственностью семьи Орликов (польск. Orlik). После пожара 1850 года, капелла была восстановлена на средства семьи Пржездзецких. В ней находится каменный неоготический алтарь, созданный по проекту польского скульптора Эдварда Стехлика (польск. Edward Stehlik) и польского архитектора Теофила Жебравского (польск. Teofil Żebrawski).

8. Капелла св. Иосифа (польск Kaplicy św. Józefa) или Шафранцов (польск. Szafrańców), затем Прованов (польск. Provanów). Капелла была построена в готическом стиле в XV веке за средства цеха сапожников. Впоследствии она стала собственностью семьи Шафранцов. Капелла имеет неоготический алтарь 1850-х годов проекта Мариана Павони (польск. Marian Pavoni) с образом Христа в мастерской св. Иосифа, кисти польского живописца Яна Ангелика Древачиньского (польск. Jan Angelik Drewaczyński, умер в 1899 году). В капелле находится манеристичное надгробие величского чиновника Проспера Провано с собственным гербом (польск. Prospero Provana herbu własnego) умер 20 сентября 1584 году.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\8) Капелла св. Иосифа\1) 2015.jpg

Капелла св. Иосифа. Надгробие Проспера Провано. Фото 2015 года. Источник – http://krakow-przewodnik.com.pl/krakowskie-zabytki/kosciol-dominikanow-pw-swietej-trojcy/. Фото без изменений

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\8) Капелла св. Иосифа\2) Е 2019, на реставрации.jpg

Капелла св. Иосифа на реставрации. Фото 22 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

D:\Church_of_Holy_Trinity,_Chapel_of_the_St._Joseph-Prosper_Provana_tombstone,_12_Stolarska_street,_Old_Town,_Kraków,_Poland.jpg

Капелла св. Иосифа. Фото 20 февраля 2021 года. АвторZygmunt Put. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений

.

9. Капелла св. Доминика (польск. Kaplicy św. Dominika) или Мышковских (польск. Myszkowskich). Вначале здесь находилась раннеготическая капелла. В 1603 – 1614 гг. на этом месте, за средства маршалка великого коронного маркграфа Зигмунта ГонзагаМышковского герба «Ястржембец» (польск. Zygmunt Gonzaga Myszkowski  herbu Jastrzębiec, умер в 1615 году) и его брата каштеляна Освенцимского Александра Мышковского (польск. Aleksander Myshkovski, умер в 1617 году), под руководством итальянского архитектора и скульптора Санти Гуччи Фиорентино (итал. Santi Gucci Fiorentino), возведена поздне-ренессансная капелла по образцу Капеллы Сигизмундовской в костёле на Вавеле. Во время пожара 1850 года, эта часть костёла не была полностью поглощена пламенем, и благодаря этому капелла сохранилась.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\9) Капелла св. Доминика\1) с улицы, 2007.jpg

Капелла св. Доминика. Фото 19 июня 2007 года. АвторRj1979. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Снаружи, тяжёлый руст стены, массивность которой подчеркнута округлым картушем в центре, высокий барабан с люнетами и венчающий его ребристый купол, покрытый каменновидной чешуёй, производят монументальное впечатление.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\9) Капелла св. Доминика\2) алтарь, 2015.jpg

Капелла св. Доминика. Фото 2015 года. Источник – http://krakowprzewodnik.com.pl/krakowskiezabytki/koscioldominikanowpwswietejtrojcy/. Фото без изменений

.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\9) Капелла св. Доминика\3) Е 2019.jpg

Капелла св. Доминика. Фото 21 октября 2019 года. Автор – Angloman

.

Для внутреннего убранства капеллы использовался благородный чёрно-серебристый мрамор, колонны окрашены в деликатный розовый цвет, холодную элегантность подчёркивают белые скульптуры. Интерьер капеллы строится на контрастах: чёрный мрамор нижней части облицовки – и беловатый камень верхней части; темно-красные ниши, желтоватые колонны – и светлый, ясный купол. Эффект контраста ещё более подчёркивает противопоставление гладких стен в нижней части с богатой пластикой в верхней части, особенно скульптур в кессонах купола.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\9) Капелла св. Доминика\5) купол, 2015.jpg

Купол капеллы. Фото 2017 года. Источник – http://bankfoto.info/zdjecia/kosciol-swietej-trojcy-w-krakowie-dominikanie-6/. Фото без изменений

.

У основания купола над карнизом расположена галерея из 16 скульптурных изображений членов семьи Мышковских в жупанах, доспехах, делиях (плащах, подбитых мехом), так называемые «сарматские портреты», типичные для Польши XVII века.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\3) княжеские и королевские захоронения\3) Костёл Святой Троицы (доминиканцев)\9) Капелла св. Доминика\6) 2015.jpg

Фото 2015 года. Источник – http://krakow-przewodnik.com.pl/krakowskie-zabytki/kosciol-dominikanow-pw-swietej-trojcy/. Фото без изменений

.

10. Капелла Розария (Матери Божьей Розария).

11. Главный алтарь. Слева возле алтаря похоронен князь Краковский Лешек II «Чёрный».

D:\Church_of_Holy_Trinity,_main_altar,_12_Stolarska_street,_Old_Town,_Krakow,_Poland.jpg

Главный алтарь.  27 июня 2020 года. АвторZygmunt Put. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International3.0 Unported2.5 Generic2.0 Generic and 1.0 Generic. Фото без изменений

.

В костёле были похоронены:

1. Лешек II «Чёрный», князь Краковский, умер 30.09.1288 г.;

2. Марек Собеский, брат короля Яна III Собеского, казнён 03.06.1652 г.;

3. София Теофила Собеская, мать короля Яна III Собеского, умерла 27.11.1661 г.

князь Димитр Ежи Вишневецкий герба «Корибут» (польск. Dymitr Jerzy Wiśniowiecki herbu Korybut), род. 19.12.1631 г Вишневец (укр. Вишнівець, ныне посёлок городского типа в Збаражском районе Тернопольской области Украины) умер 28.07.1682 (в возрасте 50 лет) г. Люблин (польск. Lublin, ныне город, административный центр Люблинского воеводства), стражник польный коронный с 1658 года, воевода Белзский с 1660 года, гетман польный коронный весна 1668 – 1676 гг., гетман великий коронный 1676 – 1682 гг., воевода Краковский с 1678 года, каштелян Краковский с 1680 года, староста Белоцерковский, Каменецкий, Солецкий, Струмиловский, Брагинский, Любомльский. Он был потомком Ивана Михайловича Вишневецкого 2-го князя Вишневецкого умершего в 1542 году. Князь Димитр принадлежал к Старшей ветви Вишневецких, был старшим сыном князя Януша Константиновича Вишневецкого и двоюродный брат короля Михала Томаша Вишневецкого.
D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ\Королевские захоронения в Кракове\2) список князей и королей\гербы и монограммы\29) герб Корибут (Вишневецкие).png

Герб «Корибут».

«Гербовник Польши от средневековья до XX века» (польск. Herbarz polski: od średniowiecza do XX wieku), Тадеуш Гайл (польск. Tadeusz Gajl), Гданьск 2007 год. Автор – Avalokitesvara. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International, 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic и 1.0 Generic. Фото без изменений

D:\800px-Signature_of_Dymitr_Jerzy_Wiśniowiecki.png

Автограф Димитра Ежи Вишневецкого. Общественное достояние. Фото без изменений

Комментарии к записи Костёл Святой Троицы (доминиканцев) отключены