Дальнейшая судьба картин

Дальнейшая судьба картин. В 1964 году искусствовед, директор Львовской картинной галереи (укр. Львівська картинна галерея) Борис Григорьевич Возницкий (укр. Борис Григорович Возницький) с реставраторами начал работы по спасению картин. К 1968 году они были сняты и перевезены из Жолквы во Львовскую картинную галерею. К 1969 году киевскими специалистами была проведена их консервация. С начала 1970-х годов картины находились во Львовской картинной галерее. После их вывоза из костёла в Жолкве, картины более никогда не выставлялись в общей экспозиции.

После распада СССР и возвращения Костёла св. Лаврентия в Жолкве католической общине картины не были возвращены на прежнее место и остались во Львовской картинной галерее. В музее Олесского замка была выставлена, частично свёрнутой, так как выставочный зал был слишком низок для картины «Битва под Веной» высотой более 7 метров. В Покапучинском костёле (польск. Kościoł pokapucyński, бывший костёл Аббатства капуцинов в Олеско, передан Львовской картинной галерее в 1980 году под фондохранилище) находились картины «Битва при Клушине» и «Ян Собеский в Битве под Хотином». Четвёртое полотно, «Битва под Парканами», хранилось в свёрнутом виде в коробке более 30 лет до конца 1990-х годов.

В конце 2007 года, после долгих переговоров, украинская сторона подписала с Польшей соглашение, позволившее в декабре 2007 года перевезти в Варшаву первые две большие картины («Битва под Веной» и «Битва под Парканами») для реставрации и консервации. За сложную реставрационную работу взялась польско-украинская группа под руководством реставратора Павла Садлея (польск. Paweł Sadlej). В 2012 году работы над картинами были завершены и в апреле они были перевезены во Львовскую область. Несмотря на усилия польских реставраторов, искусствоведов и Министерства культуры и национального наследия Республики Польша (польск. Мinisterstwo Kultury i Dziedzictwa Narodowego Rzeczypospolitej Polskiej), полностью профинансировавшего дорогостоящие работы над картинами (более 4 млн. злотых), картины не были возвращены на первоначальное место для которого они и были созданы, в Костёл св. Лаврентия в Жолкве. В ответ польская сторона прекратила предпринимать дальнейшие шаги по финансированию и восстановлению оставшихся двух батальных картин.

 С 28 июня 2012 года две самые большие картины, «Битва под Веной» экспонируется в Олесском замке, а «Битва под Парканами»в Золочевском замке, в помещениях со слишком малой площадью. Другие две картины: «Битва при Клушине» и «Ян Собеский в Битве под Хотином», ныне хранятся в фондохранилище Львовской национальной галереи искусств имени Б.Г. Возницкого в бывшем костёле Аббатства капуцинов в Олеско. Картины выставлены в закрытой от общественности экспозиции в конференц-зале бывшего костёла.   

.

C:\ФОТО (архив)\11) Львівщина, 16-21.08.2021 р\Олеськи, 19.08.2021 р\20210819_113805.jpg

Фрагмент картины «Битва под Веной». Олесский замок. Фото 19 августа 2021 года. Автор – Angloman

 

C:\ФОТО (архив)\11) Львівщина, 16-21.08.2021 р\Золочев, 19.08.2021 р\20210819_143548.jpg

Фрагмент картины «Битва под Парканами». Золочевский замок. Фото 19 августа 2021 года. Автор – Angloman

.

Данная ситуация, время от времени вызывает споры между польскими и украинскими культурными, религиозными деятелями, а также в дипломатической среде. В качестве аргумента против размещения картин в костёле в Жолкве украинская сторона заявила, что условия в храме не подходят для картин, но руководитель польско-украинской консервационной группы Павел Садлей предложил решение для устранения и этой проблемы. Польская сторона была готова сделать необходимые инвестиции, чтобы условия для картин были идеальными. Украинская сторона не согласилась с этим предложением. План академика Бориса Возницкого (погиб в автокатастрофе 23 мая 2012 года в возрасте 86 лет) по созданию отдельного экспозиционного зала для уникальных работ во Дворце Потоцких во Львове не был поддержан в Киеве.

Комментарии к записи Дальнейшая судьба картин отключены