Костёл Святой Троицы в Олеско

Костёл Святой Троицы в Олеско (польск. Kościół Świętej Trójcy w Olesku, укр. Костел Святої Трійці в Олесько), ныне Храм Святой Троицы (укр. Храм Святої Трійці) Украинской Автокефальной православной церкви. Храм внесён в реестр памятников архитектуры национального значения под номером 405.

D:\Костел_Святої_Трійці,_охоронна_табличка (1).jpg

Фото 14 октября 2020 года. Автор – Larmarphoto. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений

.

Местонахождение храма. Храм расположен в историческом центре посёлка городского типа Олеско (укр. Олесько) в Золочевском районе Львовской области Украины, на развилке, неподалёку от Олесского замка. Храм занимает небольшую территорию рядом с городским парком и памятником Тарасу Шевченко, справа и со стороны апсиды, а слева находится частная застройка. Таким образом, наилучший обзор храма с центрального фасада, со стороны улицы, однако здесь немного мешает каменная ограда.

D:\800px-Львівська_область._Олесько._Костел_св._Трійці.jpeg

Костёл св. Троицы. Фото 22 марта 2008 года. АвторKugel. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

.

C:\ФОТО (архив)\11) Львівщина, 16-21.08.2021 р\Олеськи, 19.08.2021 р\Церковь св. Троицы\20210819_110336.jpg

Вид с Олесского замка на Храм Святой Троицы. Фото 19 августа 2021 года. Автор – Angloman

.

История. Примерно в 1431 году на главной дороге, в восточной части рыночной площади началось строительство костёла.

В 1481 году (по другим данным в XVI веке) строительство костёла с элементами поздней готики и ренессанса было завершено. Храм освящён в 1597 году.

22 сентября 1618 умер 5-летний Ян Данилович, сын воеводы Яна Даниловича и Софии Жолкевской. Родители ребёнка, находившиеся в траурной скорби, распорядились перенести его надгробие поближе к большому алтарю. Надгробие, представлявшее собой овальный щит из красного мрамора украшенный орнаментом, высотой 2,5 метра и шириной 1 метр, было установлено у большого алтаря напротив амвона. Эпитафия, посвящённая Яну, была изготовлена из чёрного мрамора скульптором немецкой школы Яном Пфистером (польск. Jan Pfister).

Согласно описанию историка Владимира Фёдоровича Любченка (укр. Володимир Федорович Любченко. Львівська скульптура XVIXVII століть. – К.: Наукова думка, 1981. С. 160) сохранившаяся в костёле эпитафия младшего Яна представляет собой овальный медальон на прямоугольном вертикальном картуше, обрамлённый лавровым венком и аллегорическими фигурами Науки, Мудрости и Милосердия. Выше находится гербовый щит, а внизу – херувим, эпитафическая надпись на латыни и голова льва. На медальоне изображён мальчик в рыцарских доспехах, на коленях перед распятием, а на земле возле него лежит шлём, оружие и раскрытая книга. Фоном этой сцены является архитектурный пейзаж. Всё это образует изысканную целостность в духе барокковой риторики.

F:\IMG-d173567a2cfc660b6490bd40b5e94e57-V.jpg

Эпитафия Яна Даниловича (младшего). Фото 1989 года. Общественное достояние. Фото без изменений

.

D:\IMG_0134.JPG

Эпитафия Яна Даниловича (младшего). Фото 13 февраля 2022 года. Семейный архив. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Фрагмент эпитафии. Медальон. Фото 13 февраля 2022 года. Семейный архив. Фото изменено

.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фрагмент эпитафии, текст на латыни. Фото 13 февраля 2022 года. Семейный архив. Фото изменено

.

В 1619 году воевода Ян Данилович построил в костёле гробницу для себя и своей семьи, которая и сейчас(?) находится перед большим алтарём храма. Сохранившаяся(?) надгробная плита Яна Даниловича из теребовлянского красного песчаника была изготовлена из камня, добытого в селе Застеночное (укр. Застіноче, ныне село в Тернопольском районе Тернопольской области Украины). По мнению польского, украинского и советского искусствоведа Мечислава Гембаровича  (польск. Mieczysław Gębarowicz, укр. Мечислав Теофілович Ґембарович, умер в 1984 году) эту надгробную плиту изготовил скульптор Ян Пфистер. Работой этого же скульптора является мраморная эпитафия воеводе, созданная в 1618 году и установленная в пресвитерии костёла.

В 1625 – 1627 гг. к костёлу по заказу Яна Даниловича были достроены две боковые восьмиугольные капеллы: с севера Пресвятой Девы Марии (польск. Najświętszej Panny Marii), с юга – св. Иоанна Богослова (польск. św. Jana Ewangelisty). Они различаются по высоте – Капелла св. Иоанна Богослова является основой высокой оборонительной башни.

Во времена короля Яна II Казимира Вазы (правил 1648 – 1668 гг.) в костёле произошёл пожар. Однако неизвестно, какие убытки он нанёс, и какие элементы храма требовали восстановления. 

В конце XVIII века в костёле были установлены новые алтари. 

В 1806 году в костёле бушевал пожар, вследствие чего его своды рухнули, значительные повреждения получили капелла, сакристия-ризница и башня с колоколами.

После 1809 года костёл был восстановлен.

В 1841 году костёл вновь пострадал от пожара.

В 1847 году храм был капитально отремонтирован. В его интерьер были добавлены 4 опорные колонны, разделившие готический неф на три части, костёл утратил часть своих первоначальных готических черт, установлены новые своды и совершенно новой формы крыши. Если у Капеллы Пресвятой Девы Марии всегда была сферическая крыша с фонарём, то купол башни-колокольни над Капеллой св. Иоанна Богослова был покрыт сферической крышей без фонаря. Это видно на рисунке польского художника Наполеона Матеуша Тадеуша Орды (польск. Napoleon Mateusz Tadeusz Orda) 1861 – 1877 гг.

D:\482781044.jpg

Приходской костёл Святой Троицы и Пресвятой Девы Марии в Олеско. Вид на фасад. Однонефный костёл со шпилем, отдельный притвор, многоугольная купольная капелла и многоугольная капелла-башня-колокольня с куполом; кладбище при храме, обнесённое каменной стеной с бойницами и воротами; справа на переднем плане фрагменты зданий с колонными портиками. Надпись: «Olesko Groby Daniłowiczów». Художник Наполеон Орды. 1861 – 1877 гг. https://kampod.at.ua/photo/arkhivni_vidi/napoleon_orda_litografiji_i_akvareli_khikh_st/olesko_kostol_parafijalnij_sv_trojici/57-0-777. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-0c7691be9e29a6875fa5d50f92ac2567-V.jpg

Польский художник, профессор Александр Константин Григлевский (польск. Aleksander Konstanty Gryglewski), 1871 год (рисовал с натуры). Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-7dca65930995a074078972629b6d165f-V.jpg

Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-edfb7ae4812e0b5ae9a7387ccc82ecc1-V.jpg

Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-240e9643ac26a2866b99ade4d62f4738-V.jpg

Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1927 году под руководством польского архитектора Бронислава Виктора (польск. Bronisław Wiktor), в костёле проводились реставрационные работы. В результате которых завершения капеллы и капеллы-башни-колокольни были отремонтированы. Стиль купола капеллы изменён не был, а капеллабашня получила совершенно новый стиль купола с высоким фонарём. Был перестроен фронтон над нартексом (притвором), а над западным фасадом нефа возвели новый треугольный фронтон и построили новую каменную ограду.

D:\DpaJ31sXUAgjKUs.jpeg

Реставрационные и строительные работы в костёле. 1927 год. Z archiwum Narodowego Archiwum Cyfrowego. https://twitter.com/hashtag/olesko?src=hash. Общественное достояние. Фото без изменений

.

В 1929 – 1934 гг. в костёле восстановлены алтари и орган.

.

F:\IMG-4b3ccfba5b088394ca88fbdbfe4085f5-V.jpg

Рисунок 29 июня 1931 года. Семейный архив. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-789336af224737e8dd6a41db7cb417d2-V.jpg

Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-c561bddce2db070ddf447baf50df0250-V.jpg

Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-a86517b46f691ad9f6355a8535655ea2-V.jpg

Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

F:\IMG-d64bdd6e80909a3c48dc1e3a764d8316-V.jpg

Фото 1939 года. Фото из семейного архива. Общественное достояние. Фото без изменений

.

Во время Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.), 20 июля 1944 года при занятии Красной армией городка, обороняющиеся немцы устроили на башне-колокольне пулемётную точку. Это повлекло повреждение её купола.

В 1945 году с приходом советской власти костёл закрыли, а его помещения использовали под склад. С открытием в близлежащем бывшем Аббатстве капуцинов профессионально-технического училища готовившего специалистовмеханизаторов сельскохозяйственных машин, храм использовался для хранения сельскохозяйственной продукции.

В 1960-х годах в бывшем храме проведены реставрационные работы, во время которых была снята часть наслоений, спроектированных Брониславом Виктором, в частности на капелле-башне-колокольне восстановлен прежний шлемовидный купол без фонаря.

В середине 1980-х годов здание отремонтировали ​и передали Львовской картинной галерее под фондохранилище. В нём директор галереи Борис Григорьевич Возницкий (укр. Борис Григорович Возницький) хотел разместить собрание объёмной деревянной скульптуры галицкого скульптора 2-й половины XVIII века Иоанна Георга Пинзеля (нем. Johann Georg Pinzel, польск. Jan Jerzy Pinzel).

В 1993 году бывший римско-католический костёл передали в распоряжение Украинской Автокефальной православной церкви, которая использует сооружение, по сей день. 

C:\ФОТО (архив)\11) Львівщина, 16-21.08.2021 р\Олеськи, 19.08.2021 р\Церковь св. Троицы\20210819_104105.jpg

Фото 19 августа 2021 года. Автор – Angloman

.

В 2000-х годах в правой капелле храма случайно были найдены человеческие останки с сохранившимися черепами. Возможно, эти останки связаны с близлежащим Аббатством капуцинов. В 1785 году аббатство попадает под австрийскую программу сокращения числа монашеских обителей. Монахов выгнали, а Костёл св. Иосифа превратили в склад зерна. Тела похороненных в крипте костёла, в том числе основателя аббатства Северина Юзефа Жевуського (Ржевусского) герба «Крживда» (польск. Seweryn Józef Rzewuski herbu Krzywda, умер в 1754 году) и жены его младшего брата гетмана великого коронного, каштеляна Краковского Вацлава Петра Жевуського герба «Крживда» (польск. Wacław Piotr Rzewuski herbu Krzywda), Анны Любомирской (польск. Anna Lubomirska, умерла в 1763 году), были вынесены. Эти останки были перезахоронены в Капелле Распятия Иисуса Христа приходского Костёла св. Троицы.

Фотогалерея храма в хронологическом порядке (2006 – 2021 гг.)

D:\Костел_Св.Трійці_1545-1627рр._смт_Олесько,_Львівська_обл..jpeg

Фото 5 сентября 2006 года. Автор – Denis Vitchenko. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений

.

D:\Олесько_(184).jpg

Фото 17 мая 2015 года. АвторChakramka. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений

.

D:\Костьол_Світої_Трійці,_Олесько.jpg

Фото 14 октября 2020 года. Автор – Larmarphoto. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license. Фото без изменений

.

Описание храма. Храм построен из кирпича с частичным использованием камня в цокольном этаже и в архитектурных деталях. Основные фасады корпуса в значительной части оставлены кирпичными, частично покрытыми штукатуркой. 

C:\ФОТО (архив)\11) Львівщина, 16-21.08.2021 р\Олеськи, 19.08.2021 р\Церковь св. Троицы\20210819_104400.jpg

Фото 19 августа 2021 года. Автор – Angloman

.

D:\IMG_0127.JPG

Треугольный фронтон над западным фасадом нефа. Семейный архив. Фото без изменений

.

D:\IMG_0124.JPG

Мозаика «Божья Матерь Остробрамская» на треугольном фронтоне над западным фасадом нефа. Семейный архив. Фото без изменений

.

D:\IMG_0131.JPG

Фронтон над нартексом (притвором). Семейный архив. Фото без изменений

.

Верхнюю часть корпуса храма венчает каменный фриз, разделённый по горизонтали на несколько зон. Его нижняя часть, разделённая профилированными карнизами, имеет вертикальные перегородки из неглубоких консолей, между которыми расположены кольца с иероглифами Христа и Марии, а также стилизованные растительные мотивы.

D:\Костел_Св.Трійці_16-17ст._смт_Олесько,_Львівська_обл..JPG.jpg

Северный фасад храма. Фото 5 сентября 2006 года. АвторDenis Vitchenko. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений

.

D:\30118_808_ht8ph7.jpg

Храм с юго-восточной стороны (апсида и башня-колокольня). Фото 24 мая 2014 года. Автор – Roman. https://drymba.com/ru/1033618-kostel-troitsy-olesko. Фото без изменений

.

Храм состоит из квадратного в плане центрального нефа, сочетающегося с двумя капеллами, оформленными угловыми пилястрами; небольшого двухэтажного квадратного в плане притвора с музыкальным хором на верху; шестигранного пресвитерия, над которым расположены удлиненные хоры; и вспомогательного помещения, примыкающего с северной стороны.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Очертания храма. http://wikimapia.org/13025183/pl/Ko%C5%9Bci%C3%B3%C5%82-%C5%9Bw-Tr%C3%B3jcy. Фото изменено

.

D:\Олесько_Костел_Св._Трійці_9219.jpg

Западный фасад храма. Фото 28 августа 2016 года. АвторKlymenkoy. ЛицензияCreative Commons AttributionShare Alike 4.0 International license. Фото без изменений

.

В пресвитерии находится барочный деревянный главный алтарь конца XVIII века. Центральный объем храма разделён четырьмя колонами на три части. Стены нефа и хоры укреплены при помощи контрфорсов. Крыша нефа увенчана ажурной малой храмовой башней (сигнатурой), северная капелла куполом в ренессансном стиле с фонарём, южная капелла-башня-колокольня шлемовидным куполом без фонаря. Бойницы, расположенные на уровне второго яруса башни, напоминают о былом оборонительном характере храма. В целом храм принадлежит к числу ярких сооружений ренессансной архитектуры. Внутри костёла находятся несколько алтарей и семейная гробница (крипта) Даниловичей.

Крипта находится в восточной части нефа, перед Главным алтарём. Она имеет вытянутою прямоугольную форму по оси восток-запад. В 1980-х годах состояние крипты, – завалена мусором. В 1990-х годах она была вычищена и ныне пустует.

На южном фронтоне башни-колокольни изображены два герба: слева «Сас» (Даниловичи), справа «Любич» (Жолкевские).

D:\Holy_Trinity_Church_Olesko_4.jpeg

Гербы «Сас» и «Любич» на башне-колокольне. Фото 6 октября 2012 года. Автор – Mykola Swarnyk. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license. Фото без изменений

.

F:\IMG-23fb2ca8b619cca71e770b3ea097608f-V.jpg

Купол северной (левой) капеллы храма с гербами. Семейный архив. Фото изменено

.

F:\IMG-830f7dabaa1061f5d69e81baf9064ec3-V.jpg

Семейный архив. Фото изменено

.

F:\IMG-9bf3a000dbe27321a6f1842f747e3123-V.jpg

Герб «Сас» – Даниловичей. Деталь. Семейный архив. Фото изменено

.

F:\IMG-a8e9257ea5df3bd3c5d2dd6305ff7f7c-V.jpg

Герб «Любич» – Жолкевских. Деталь. Семейный архив. Фото изменено

.

С лицевой стороны храм имеет ограду. На ограде слева от калитки сохранились бойницы для огнестрельного оружия.

D:\IMG_0125.JPG

Внешняя сторона ограды. Семейный архив. Фото без изменений

.

D:\IMG_0128.JPG

Две бойницы сквозные. Семейный архив. Фото без изменений

.

D:\IMG_0126.JPG

Внутренняя сторона ограды. Семейный архив. Фото без изменений

.

Хочу висловити велику подяку співробітниці Музею-заповідника «Олеський замок» пані Валентині Токарській за надані фото та уточнюючи матеріали.

.

.

Комментарии к записи Костёл Святой Троицы в Олеско отключены