Памятное надгробие Марии Каролины
Памятное надгробие Марии Каролины в Костёле св. Казимира, было спроектировано Михалом Казимиром Радзивиллом и заказано в 1746 году епископом Краковским Анджеем Станиславом Залуским (польск. Andrzej Stanisław Załuski) в Дрездене итальянскому скульптору Лоренцо Маттиелли (итал. Lorenzo Mattielli). Оно изготовлено из белого и чёрного мрамора
Памятное надгробие Марии Каролины Собеской де Бульон. Гравюра 1883 года. http://wilanow-palac.pl/file/sladami/sakramentki/02.htm. Общественное достояние. Фото без изменений
Во период Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.), во время Варшавского восстания против нацистской Германии (01.08. – 02.10.1944 года) Костёл св. Казимира использовался восставшими как госпиталь. Монахини разместили много мирных жителей в костёле, подвалах и оказывали медицинскую помощь. Немцы подвергли костёл и аббатство сильной бомбардировке. Во время налёта 31 августа 1944 года 4 священника, 35 монахинь и более тысячи мирных жителей, укрывавшихся в крипте костёла, погибли. Костёл и аббатство были разрушены.
Руины Костёла св. Казимира. 1945 год. www.sakramentki.opoka.org.pl. Общественное достояние. Фото без изменений
В 1947 – 1953 гг. костёл был восстановлен. От великолепного памятного надгробия Марии Каролины Собеской де Бульон сохранились только фрагменты.
В 1961 году надгробие Марии Каролины восстановил Антони Шимановский (польск. Antoni Szymanowski). Это надгробие является наиболее ценным элементом убранства костёла.
Памятное надгробие Марии Каролины Собеской де Бульон в Костёле св. Казимира в Варшаве. Фото 2008 года. Общественное достояние. Фото без изменений
Барельефное изображение Марии Каролины расположено в овальной рамке и помещено на постамент с гербом «Янина» (польск. herbu Janina) и королевской короной. На постаменте видна трещина, указывающая на вымирание семьи Собеских, последним членом которой была Мария Каролина. Всю композицию завершают резные статуи: Олицетворение Речи Посполитой и путто (итал. putto, маленькие фигурки амуров и эротов были удобны для заполнения свободных мест в тесных композициях рельефов триумфальных арок, надгробий и саркофагов), в то время как аркада украшена черепами.
Барельеф Марии Каролины Собеской де Бульон, фрагмент памятного надгробия. Фото 2008 года. Общественное достояние. Фото без изменений