ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ-МОНАСТЫРЯ ДО 1786 ГОДА

В 1139 году князь Черниговский Всеволод Ольгович захватив Киев, стал великим князем Киевским. В честь этого события в 1140-х годах великий князь Всеволод II Ольгович (крестное имя Кирилл) на дальней окраине Киевав сельце Дорогожичи, на высокой горе основал монастырь и заложил каменную церковь, освященные во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских. Монастырь находился на пересечении многочисленных дорог: на Вышгород, переправу через Днепр, переправу через реку Почайну, отсюда начиналась дорога на Чернигов – вотчину князя.

Прямых летописных известий о постройке Кирилловского монастыря нет. О первоначальных монастырских сооружениях сведения также не сохранились. В ранний период Кирилловская церковь была единственным каменным строением монастыря, за исключением пристройки у северной стены церкви, выявленной в 1950-х годах советским архитектором Николаем Вячеславовичем Холостенком и заново исследованной в 2005 году. Вероятно, постепенно, вокруг строящейся Кирилловской церкви начал формироваться архитектурный ансамбль из немногочисленных деревянных монастырских построек: трапезной, братских келий и кельи игумена. Территорию монастыря окружала деревянная ограда. Имеются археологически не подтверждённые сведения о княжьем дворе со рвом, наполненным водой, и с валом.

D:\Кирилівський_монастир_у_ХІІ_ст._малюнок-реконструкція_О.І.Кутова,_В.А.Розенберга.jpg

Кирилловский монастырь в ХІІ веке, тот, что выше. Рисунок реконструкция А.И. Кутового и советского архитектора Виктора Абрамовича Розенберга (умер в 2007 году). Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

Строительство Кирилловской церкви, вероятно, было закончено уже после смерти великого князя Всеволода II Ольговича (умер в 1146 году) его вдовой Марией Мстиславной. В Лаврентьевской летописи в рассказе о погребении в 1194 году в Кирилловской церкви великого князя Святослава III Всеволодовича сказано: «юже бе создал отец его», а в Густынской летописи о Кирилловской церкви сказано: «юже мати его созда». Обстоятельства постройки Кирилловской церкви, излагавшиеся старыми историками Киева весьма путано и противоречиво, были определены украинским и российским историком Михаилом Александровичем Максимовичем (укр. Михайло Олександрович  Максимович, умер в 1873 году): «Всеволод II заложил храм, его вдова закончила».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Кирилловская церковь, вид с северо-запада. XII век. Реконструкция советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенка. 1950-е годы. Экспонируется в Кирилловской церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Вопрос о времени создания храма проясняют надписи-граффити, расшифрованные советским и украинским историком, археологом Сергеем Александровичем Высоцким (умер в 1998 году). Три надписи в южной апсиде (диаконнике) могли быть сделаны клириками: «Господи, помози рабу Своему Мартыну Семьюновичу», «Господи, помилуй раба Своего Мартына Семьюновича», «Господи, помози рабу Своему Феодору, аминь, дьяку».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Граффити Кирилловской церкви. Надпись дьяка Феодора. Середина XII века. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

С.А. Высоцкий датировал граффити серединой ХII века: отдельные буквы двух первых надписей довольно архаичны, и можно предположить, что надпись была процарапана человеком, который учился грамоте на традициях письменности ХI века. Следовательно, к середине ХII века храм был не только построен, но и расписан, граффити были нанесены на фресковую штукатурку. Возведение церкви и создание фресок в период княжения Всеволода II Ольговича подтверждаются также исследованиями эпиграфики в алтарной части храма, выполненными украинским историком-медиевистом Вячеславом Васильевичем Корниенко (укр. В’ячеслав Васильович Корнієнко): граффити свидетельствуют о том, что в 1140-х – 1150-х годах храм был уже расписан; форма каналов прорисей говорит об их исполнении по сухой штукатурке; в храме имелся клир, в состав которого и входили авторы граффити.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о первом на Руси посвящении храма святому Кириллу Александрийскому. Сведения о крестильном имени князя Всеволода Ольговича отсутствуют. В настоящее время трудно установить, в связи с чем в литературе XIX века за ним утвердилось имя Кирилл. Владимир Рафаилович Зотов (умер в 1896 году), исследователь и издатель Любецкого синодика, считал, что князь Всеволод в крещении получил имя Георгий, основываясь на посвящении построенной им в 1144 году Церкви св. Георгия в Каневе (укр. Канів, ныне город в Черкасском районе Черкасской области). Вместе с тем дата закладки Кирилловской церкви приходится на 9 июня день памяти святого Кирилла Александрийского. Одним из свидетельств крестильного имени князя может служить найденная в Киеве княжеская печать 1-й трети ХII века с изображением святого Кирилла Александрийского и надписью: «Господи, помози рабу Своему Кирилу»; ни до, ни после князя Всеволода Ольговича никто из князей не носил христианского имени Кирилл. На выбор крестильного имени для сына, как считает украинский историк-культуролог Ирина Евгеньевна Марголина (укр. Ірина Євгенівна Марголіна), могла повлиять его мать Феофано (Феофания), происходившая из знатного византийского рода Музалонов. На лицевой стороне печати Феофано изображены 2 фигуры орантов (молящихся) с нимбами, в молении образу (Спасителя или Богородицы) в медальоне вверху.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Святые над ктиторской композицией. Прорись изображения на печати Феофании Музалон. Схема-реконструкция И.Е. Марголиной. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

Аналогичный сюжет представлен и в росписи Кирилловской церкви над ктиторской композицией. Сходство изображения на печати Феофано с фреской может служить удостоверением родственной связи между владелицей печати и заказчиком росписей, а его размещение над ктиторской композицией указывать, что храм строился князем Всеволодом Ольговичем в память о византийском роде его матери.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Святые над ктиторской композицией. Роспись, 1140-х годов. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

Как считает И.Е. Марголина, всё это свидетельствует об основании храма, и выполнении росписей в храме в 11391146 гг., в период княжения в Киеве Всеволода Ольговича, который был основателем храма, заказчиком росписей и инициатором его посвящения. К тому же на фресках Кирилловской церкви, наблюдается устойчивое присутствие изображений Александрийских святителей Кирилла и Афанасия, что носит патрональный характер и свидетельствует о посвящении храма этим святым. Кроме того, согласно выводам советского историка архитектуры и археолога Павла Александровича Раппопорта (умер в 1988 году), расположение храма с отклонением от оси «запад-восток», апсиды ориентированы на северо-восток, даёт основание утверждать, что он был заложен в весенне-летний период, возможно в день памяти святителя Кирилла (9 июня) или святителя Афанасия (2 мая), чьё почитание на Руси отмечается уже в XII веке.

Первое упоминание о Кирилловском монастыре в летописях относится к 1169 году. Согласно Ипатьевской летописи, текст относится к событиям 1167 года, обитель названа – «Всеволож монастырь», также с указанием его географии «на Желяни». Желянь (Желань) летописная местность неподалёку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от реки Лыбедь и тянувшаяся до Кирилловского монастыря по течению ручья Желянь, от которого и получила название.

Кирилловский монастырь, также упоминается в той же летописи под 6679 (1171) годом: «на Дорогожичи, под святом Курило» (8 марта 1169 года), перед осадой Киева, расположились войска северорусских князей во главе с сыном Андрея «Боголюбского», Мстиславом.

Кирилловский монастырь был родовым для черниговских князей Ольговичей, а церковь на протяжении последней четверти XII – начала XIII вв. служила им семейной усыпальницей.

В 1179 году в церкви была похоронена вдова Всеволода II Ольговича – Мария Мстиславна. Это первое с известных захоронений в Кирилловской церкви. Некоторые исследователи по факту погребения в храме княгини Марии Мстиславны безосновательно заключили, что Кирилловский монастырь мог быть женским. Так как Мария Мстиславна перед смертью приняла монашескую схиму, а потому могла быть похоронена в церкви мужского монастыря.

В 1194 году в церкви был похоронен сын Всеволода II Ольговича и Марии Мстиславны – великий князь Святослав III Всеволодович, один из главных героев «Слова о полку Игореве». Последним в храме был погребён его сын великий князь Всеволод III Святославич «Чермный».  

В Лаврентьевской летописи назван только один кирилловский настоятель. Летописная статья 1231 года упоминает игумена Климента и свидетельствует о существовании монастыря в XIII веке. Климент принимал участие в Соборе, созванном митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом I. Его имя приведено последним среди киевских игуменов. К тому времени Ольговичи уже утратили свои ведущие позиции и укрепились в Черниговском княжестве, Кирилловский монастырь уже не поддерживался ими материально.

В декабре 1240 года монгольские орды хана Батыя (монг. Бат хаан?) ограбили обитель, а его укрепления разрушили. Монгольское нашествие привело к продолжительному запустению монастыря. Кирилловская церковь, как и многие другие древние храмы Киева, была заброшена и постепенно разрушалась. 

С 1240 года по XV век какие-либо сведения о Кирилловской церкви отсутствуют. Археологические раскопки в конце 1940-х 1960-е годы археологов Ильи Михайловича Самойловского и Ивана Ивановича Мовчана на монастырской территории не выявили материалов XIVXV вв. Только около 20 молитвенных и поминальных граффити XIIIXVI вв. на стенах южной и северной апсид церкви указывают на продолжение его сакральной жизни, поскольку записи в алтаре могли быть оставлены священнослужителями. Самым ранним свидетельством о восстановительных работах в храме являются находки витражного стекла ХV века. 

В сентябре 1482 года после погрома Киева крымским ханом Менгли I Гераем (крым. I Meñli Geray) Кирилловский монастырь пришёл, по-видимому, в полное запустение.

В 1539 году вновь появляется упоминание о Кирилловском монастыре, был составлен межевой акт земельных монастырских владений. Это первый документ, который свидетельствует о функционировании монастыря и о наличии в нём игумена, который одновременно управлял вотчинами Иорданского женского монастыря. Документ отражает судебный процесс за земли между «отцом Симеоном игуменом церкви Святого Кирилла и Святого Николы Ерданского» и священником Никольской и Васильевской церквей Иаковом и печерским архимандритом Иосифом.

На протяжении XVI века монастырь существовал только номинально, находясь в собственности частных лиц. По королевской грамоте Сигизмунд II Август (польск. Zygmunt II August), от 15 февраля 1555 года «церковь заложенья Светого Кирила» была передана «до живота держати» Богдану Ивановичу Шавуле на основании того, что «предки его тою церковь на себе держачи, пожитки свои мели». То есть, Богдан Шаула (Шавула) не был в своём роду 1-м «собственником» монастырских владений. К нему мог принадлежать и «отец Симеон», о чём свидетельствует запись в синодике Михайловского Златоверхого монастыря: «Род мещанина киевского Шаулы». В названных владельческих документах монастырь и монашество не упоминаются, говорится только о церкви и землях, что может свидетельствовать против функционирования общины. Это подтверждается и сведениями из других документов: в октябре 1560 года киевский воевода князь Константин (Василий) Константинович Острожский признал за «священником Кирилловской церкви» Алексием право на владение островком.

 Привилеем короля Сигизмунда II от 23 июля 1565 года обитель была приписана к замковой Церкви святого Николая Чудотворца на Киселёвке как «наданье церкви там в Киеве опустелое на имя Кириловское».

В 1591 году киевские ремесленные цехи по случаю «запустения церкви Кириловской» добились передачи им кирилловских сенокосов.

В конце XVI века в Киеве начали селиться казаки. В окрестностях города они ставили свои курени, вокруг которых разбивали огороды. Таким образом, неподалёку от Кирилловского монастыря появился новый район – Куренёвка. Казаки стали прихожанами Кирилловской церкви, поэтому они не допустили превращения своего храма в греко-католический (униатский).

20 апреля 1602 года шляхтич Войцех Соколовский (польск. Wojciech Sokołowski) при посредничестве подвоеводы В. Вильгорского обманным путём, заверив, что монастырь в запустении и его земли никем не обрабатываются, получил от киевского воеводы князя Константина (Василия) Острожского «лист». 8 февраля 1603 года король Сигизмунд III Ваза (польск. Zygmunt III Waza), утвердил этот документ. 20 февраля 1605 года шляхтич получил от короля разрешение построить на кирилловских землях собственную усадьбу. В. Соколовский разграбил Кирилловский монастырь, в которой в то время не было братии. По словам очевидцев, в церкви он выламывал мраморные и шиферные плиты из стен, столбов, гробов (в нишах-аркосолиях), полов и, «наругаючись посвесченному местцу», соорудил в своём имении из этого материала печи, баню и прочее. В жертвеннике храма в стене он обнаружил тайник с ценностями, видимо, спрятанными в 1240 году, – «скарбы от первых старожитных православных хрестьянских князей прифундовано тое церкви»,по оценке судебного иска, общей стоимостью 50 тысяч червонных золотых.

В 1605 году по рекомендации киевского воеводы князя Константина (Василия) Константиновича Острожского игуменом Кирилловского монастыря стал Василий Красовский, по прозвищу Чорнобрывец (укр. Василій Красовський-Чорнобривець, 1605 – 1614 гг.), переведённый с игуменства в Острожском монастыре Святого Креста. Это решение князь принял после получения информации о действиях В. Соколовского, он же добился от короля утверждения нового игумена с 24 июля 1605 года и денонсации прав В. Соколовского 1 октября 1605 года. В обители начался период возобновления и налаживания монастырской жизни.

В привилее Сигизмунда III от 5 декабря 1606 года на кирилловское игуменство Василия Красовского впервые после длинного перерыва упоминался монастырь, который новый игумен должен был возродить: «…общину уставити, мнихов черньцов там ховати», но при этом подчинить обитель униатскому митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси Ипатию Потию (польск. Hipacy Pociej, укр. Іпатій Потій). Вопреки требованию короля игумен Василий с насельниками, по документам известны имена 2 иноков эконома Иакова и Софрония, присоединились к «коалиции православных» с центром в Киево-Печерском монастыре, где настоятелем был ставленник князя Константина (Василия) Острожского архимандрит Елисей Плетенецкий, его советами руководствовался и игумен Василий.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Привилей короля Сигизмунда III от 5 декабря 1606 года об утверждении игуменом Кирилловского монастыря Василия Красовского. Фрагмент. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

В 1606 – 1612 гг. в Кирилловском монастыре и в его главной полуразрушенной церкви стараниями князя Константина (Василия) Острожского (умер в 1608 году) и игумена Василия Красовского проводились восстановительные работы. Уже в 1608 году игумен Василий Красовский «тую запустелую и заваленную от давних часов церков працею и старанием своими, муры обваленние, верх самой диравой працею, коштом и накладом своим оправил». Тогда же были переложены своды в центральной части храма, восстановлена разрушенная верхняя часть купола, оштукатурены его фасады. Реставраторы предполагают, что во время этих работ фрески XII века были оставлены нетронутыми, а в центральной апсиде, возможно, были «дописаны» несохранившиеся части живописью на клеевой основе, полностью обновлялся лишь иконостас. В храме были возобновлены богослужения. Помимо ремонта храма, предположительно были возведены деревянные кельи, трапезная и ограда.

В начале XVII века в церкви был сооружён резной высокий пятиярусный позолоченный липовый иконостас.

В 1612 году в Кирилловской церкви устроено два престола: в центральной апсиде  в честь Святой Троицы, в южной (прежде диаконник)святого Кирилла Александрийского. Информация о создании тогда же в жертвеннике престола в честь Архангела Михаила не подтверждается Киевской летописью (1-я четверть XVII века). Согласно Киевской летописи 23 апреля 1612 года храм был заново освящён в честь «Святой Живоначальной Троицы» архиепископом Софийским Неофитом. С этого времени монастырь стал именоваться Киево-Кирилловским Свято-Троицким (укр. Києво-Кирилівський Свято-Троїцький монастир).

Тяжба со шляхтичем Войцехом Соколовским, а затем с его наследниками продолжалась в течение нескольких лет. Окончательным судебным решением от 26 апреля 1613 года все земли возвращались в пользу монастыря, кроме того, шляхтичи должны были выплатить 1 тысячу золотых за разорение обители.

26 марта 1613 года игумен Василий смог получить новый королевский привилей на игуменство, с тем чтобы находиться «под зверхностю и благословенством архимандритов печерских», что продолжалось до возобновления православной иерархии Киевской митрополии в 1620 году.

27 февраля 1614 года игумен Василий Красовский (в схиме Варсонофий) умер. В Киевской летописи сказано: «и положили тело его честное под муром у правого крылоса (клирос) под стеной со честию великою».

Утверждённый королевским привилеем от 29 июля 1614 года следующий игумен, Киприан Жеребило-Лобунский (укр. Кипріан Жеребило-Лобунський, 16141626 гг.), выходец из г. Лабунь во владениях князей Острожских, ставленник печерского архимандрита Елисея Плетенецкого, продолжил созидание монастыря. При нём, в 1620 году, обитель по пути из Москвы посетил Феофан III (греч. Πατριάρχης Θεοφάνης Γ’) патриарх Иерусалимский и всей Палестины, восстановивший православную митрополию в Киеве.

Игумену Киприану пришлось в многочисленных судах отстаивать монастырские владения от посягательства на них мещан и городского магистрата, а также наместников униатского митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иосифа Рутского (в мируИван Феликсович Вельяминов), в этом случае монастырю помогали казаки.

После кончины игумена Киприана в 1626 году привилей на игуменство 6 февраля того же года получил его родственник, Софроний Жеребило-Лобунский (укр. Софроній Жеребило-Лобунський, 16261648 гг.). Он не признал претензии печерского архимандрита Петра Могилы на духовное подчинение Кирилловской обители «по старине». На долю игумена Софрония выпало продолжение судов с магистратом, князьями Корецкими, Иосифом Рутским, воеводичами Криштофовичами-Служками, полковником Яном Лянцкоронским, князьями Вишневецкими и Скуминами-Тышкевичами, которые посягали на монастырские владения. При нём у монастыря появились ктиторы-жертвователи: Анна Гулевичевна, бургомистр Денис Мартиянович и его семья, передавшие в обитель свои земли и дома в Киеве. Игумена Софроний смог проложить к обители дорогу по заболоченной местности, выстроить гати и соорудить мосты. Сбор пошлины за проезд торговых караванов по этим дорогам и мостам стал одним из важных источников пополнения монастырской казны.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Дарственная бургомистра Дениса Мартияновича от 9 сентября 1629 года Кирилловскому Свято-Троицкому монастырю. Фрагмент. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

На этот период приходится расцвет монастыря. Гетманы Войска Запорожского считали своим долгом поддерживать древние православные святыни. Игумен Софроний умер в 1648 году, застав лишь начало этого процесса. После него кирилловскими наместниками были игумены-интеллектуалы, ректоры Киево-Могилянской коллегии: Иннокентий Гизель (укр. Інокентій Гізель, 1650 – 1652 гг.), Лазарь Баранович (укр. Лазар Баранович, 1652 – 1657 гг.), профессор поэтики и риторики Мелетий Дзик (укр. Мелетій Дзик, 1658 – 1677 гг.).

В августе 1651 года Троицко-Кирилловская церковь и монастырь были разорены вошедшими в Киев войсками польного гетмана литовского Януша Радзивилла (польск. Janusz Radziwiłł). По словам современного документа, «у святого Кирилла монастирю до конца разорили и запустошили».

18 октября 1656 года гетман Войска Запорожского Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий герба «Абданк» (укр. Богдан-Зіновій Михайлович Хмельницький гербу «Абданк», польск. Bohdan Zenobi Chmielnicki herbu Abdank) издал универсал подтверждавший все владения и права обители и защищавший её от магистрата.

В период Руины (1657 – 1687 гг.) на долю игуменства Мелетия Дзика выпало много испытаний.

В 1662 году Кирилловский монастырь был сожжён крымскими татарами, которых привёл под Киев гетман Войска Запорожского Юрий Богданович (Зиновьевич) Хмельницкий герба «Абданк» (укр. Юрій Хмельницький).

В 1666 году игумен Мелетий от имени духовных властей Киевской митрополии возил в Москву челобитную о возобновлении древнего права свободного избрания Киевского митрополита. Он описывал тяжёлое состояние монастыря, пребывавшего «в облоге» со всех сторон. С именем игумена Мелетия связано и первое известие о чуде: игумен посылал к мощам великомученицы Варвары своего келейника Евстафия, который получил исцеление; в обители была учреждена практика братского чтения молитв и акафиста великомученице Варваре, установлено совершение крестных ходов к мощам святой в Михайловский Златоверхий монастырь. При игуменстве Мелетия ктиторами обители стали гетман Войская Запорожского на Правобережной Украине Михаил Степанович Ханенко (укр. Михайло Степанович Ханенко) и его семья.

В 1681 году игуменом монастыря стал Иннокентий (в миру – Монастырский, 1681 – 1697 гг.). 25 июля 1687 года он поставил подпись под актом избрания в гетманы Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы (Мазепы-Колединского) (укр. Іван Степанович Мазепа (Мазепа-Колединський). Игумен пользовался его благосклонностью. Гетман выдал несколько универсалов с подтверждением старых и предоставлением новых владений Кирилловскому Свято-Троицкому монастырю. Среди его новых владений – богатые земли упразднённого Ржищевского Преображенского монастыря (Ржищев (укр. Ржищів), ныне город в Обуховском районе Киевской области). Гетман принимал сторону обители во всех судебных спорах, ходатайствовал за неё, в частности, перед московским царём Петром I. По сведениям комиссии, расследовавшей траты казны по смерти Ивана Степановича Мазепы в Бендерах, на Кирилловский монастырь гетман выделил в общей сложности около 10 тыс. червонцев. Это было время наивысшего расцвета Кирилловского Свято-Троицкого монастыря, только Киево-Печерская лавра превосходила его по богатству и значению.

В 1687 – 1697 гг. Киево-Кирилловский монастырь при финансовой помощи гетмана Ивана Степановича Мазепы и ктитора обители сотника Макаровского и Киевского, шляхтича Саввы Григорьевича Туптало (укр. Сава Григорович Туптало) был реставрирован. На «строение церковное» «верхов или кровель» пошли доходы от 4 мельниц, переданных игумену Иннокентию И.С. Мазепой, который пожертвовал на ремонт 10 тысяч золотых. В храме были достроены 4 угловых купола, древнее позакомарное перекрытие заменили четырёхскатным, западный фасад укрепили двумя пилонами, внесено и много других изменений.

D:\kresl3.jpg

Киево-Кирилловский Свято-Троицкий монастырь на плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

На плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года в восточной части огороженной территории Кирилловского монастыря обозначена Кирилловская церковь. Она увенчана 5 куполами на высоких барабанах, центральный барабан имеет барочный верх в виде 2-ярусной башенки, что свидетельствует о её перестройке. С западной стороны храма – 2 келейных корпуса: игумена и наместника, на подклетах; у юго-восточного угла храма возможно, Часовня святых Бориса и Глеба (точных данных нет), с южной стороны храма деревянная трапезная с Церковью святого Василия Великого, с северной въездные ворота с колокольней, к ним ведет дорога, братские кельи, также перед апсидами храма, вплотную к ограде ещё 2 деревянных корпуса. Стены монастыря деревянные, за ними с запада 2-я линия ограды, с северо-запада изгородь с хозяйственными постройками.

D:\Свято-Троїцький_Києво-Кирилівський_монастир_на_плані_І.Ушакова._1695_р..jpg

Киево-Кирилловский Свято-Троицкий монастырь и Троицко-Кирилловская церковь на плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года. Фрагмент. Автор – Palukopa. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

После масштабных работ в церкви при игумене Иннокентии информации о появлении новых живописных изображений документы не сохранили. В конце XVII века древня фресковая живопись Троицко-Кирилловской церкви была частично поновлена темперными красками.

В ночь на 18 января 1697 года игумен Иннокентий Монастырский умер и был, возможно, похоронен возле столпа с его портретным изображением в южном нефе храма.

С января 1697 года по июнь 1698 года игуменом монастыря был Димитрий (в миру – Данило Саввич Туптало, с 4 января 1702 года митрополит Ростовский и Ярославский), сын ктитора обители Саввы Григорьевича Туптало. В 1668 – 1675 гг. Димитрий был послушником и монахом Киево-Кирилловского монастыря.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схематическое изображение Троицко-Кирилловской церкви на гравюре Ивана Детесовича Мигуры (укр. Іван Мигура). 1705 – 1706 гг. Автор – Palukopa. Лицензия Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

XVIII век стал временем расцвета Кирилловского монастыря. В монастырском архиве сохранилась значительная документальная база, в документах монастырь чаще упоминается по освящению главного престола как Свято-Троицкий. Покровителями обители оставались гетманы, немаловажная роль в жизни обители принадлежала российским монархам, начиная с Петра I. Меценатами выступали гетманы: Иван Ильич Скоропадский (умер в 1722 году), который универсалами подтвердил все владения монастыря и размежевание его земель с магистратскими, Даниил Павлович Апостол (умер в 1734 году), Кирилл Григорьевич Разумовский (гетман в 1750 – 1764 гг., умер в 1803 году). Из именитых вкладчиков известны, графиня Наталья Демьяновна Разумовская (умерла в 1762 году), киевская генерал-губернаторша Прасковья Ивановна Глебова (умерла в 1782 году), княжна Горчакова, а также сербские офицеры. В описях Кирилловского монастыря за 1754 и 1767 гг. приведено большое число пожертвований: облачения, церковные сосуды, драгоценности, денежные вклады.

В 1734 году в Кирилловском Свято-Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Троицко-Кирилловская церковь была повреждена вплоть до куполов, деревянные братские кельи и трапезная полностью уничтожены. В марте 1745 года плотник Фома Матвеев и Каленик-стекольщик принялись за восстановление трапезной церкви. В том же году новые кельи начали «ставить» мастера Фома Матвеев и Андрей.  

При игумене и профессоре богословия Киевской духовной академии Платоне (в миру – Левицкий, 17451747 гг.) были составлены первые подробные описи ризницы и имущества монастыря.

С января 1746 до середины 1747 года продолжалось восстановление келий игумена и наместника артелью плотника Димитрия.

В 1747 году Кирилловский Свято-Троицкий монастырь получил статус архимандритии, но владел эти статусом недолго.

В 2-й половине 1740-х годов в Троицко-Кирилловской церкви были проведены восстановительные работы на средства, которые обитель собирала почти 15 лет. В 1745 году кровлю и купола со звёздами ремонтировали Иван Безим, Иван Лупина, Каленик-стекольщик. В 17461747 гг. произведены отделочные работы артелью Лукьяна и Стефана штукатурка и побелка, окончательно закрывшие древние фрески.

В 1748 1751 гг., согласно документов, никаких работ в монастыре не проводилось.

В 1748 – 1760 гг. в Кирилловском Свято-Троицком монастыре проводились ремонтно-реставрационные работы под руководством киевского архитектора Ивана Григорьевича Григоровича-Барского (укр. Іван Григорович Григорович-Барський). Центральному и боковым куполам Троицко-Кирилловской церкви придали распространённую в Украине в этот период гранённую грушевидную форму, крыша храма стала двускатной, над западным фасадом был возведён барокковый фигурный фронтон. Реконструкция экстерьера придала храму черты украинского барокко. В таком архитектурном виде церковь сохранилась до наших дней.

D:\tabl74.jpg

Вид церкви с юго-запада. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/12-Early13C/StCyrilMonastery.html. Фото без изменений

D:\tabl73 (1).jpg

Северный фасад церкви. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/12-Early13C/StCyrilMonastery.html. Фото без изменений

В 17521754 гг. в храме горел иконостас и сундуки с архивом.

При игумене Феофане (в миру – Жолтовский, 17541762 гг.) Троицко-Кирилловская церковь была обновлена, сооружён новый иконостас. Интерьеры церкви расписали художники Киево-Печерской иконописной мастерской под руководством иеромонаха Алимпия (в миру Яков  Галик, умер в 1763 году).

В 1757 году церковь ограбили, унесли деньги и ценные вещи.

Характер и склонность игумена Феофана к авантюрным предприятиям, фабрикация обвинений против непокорной братии составили игумену недобрую славу, но его твёрдость и изворотливость, для решения дел он использовал систему «подношений», позволили поднять монастырь экономически.

В 17571759 гг. по заказу игумена Феофана иеромонах Алимпий написал для храма 53 иконы «недел» и 25 «штук» на темы Страстей Христовых, а также 2 большие иконы святителя Николая Чудотворца с чудесами и великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Тирона, сохранился контракт и разбирательство о приёме работ. Печерские иконописцы также исправил живопись в киотах в «преддверии» и сделал «два новых иконостаса» в жертвеннике, а для установки на синтроне написал 2 иконы святого Феофана и преподобных Антония и Феодосия Печерских. Предполагают также, что иеромонах Алимпий с помощниками Моисеем Якубовичем и Иваном Козельским занимались также росписью стен в храме.

В 1759 – 1775 гг. И.Г. Григорович-Барский в 100 метрах южнее Троицко-Кирилловской церкви строит трехъярусную колокольню с воротами и небольшой надвратной Благовещенской церковью на втором ярусе.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\26) Е 2020.jpg

Памятная плита с Благовещенской церкви-колокольни монастыря. Пирофилитовый сланец (шифер). Текст: «Во славу Святыя и Единосущныя и Животворящия Неразделимыя Тройцы создася сей храм, в честь и славу Преблагословенныя Девы Марии, Преславного Ея Благовещения, при благополучной державе Великия Государыни Елизаветы Петровны всея России, и при наследнике ея, внуке Петра Первого благоверном Государе и Великом Князе Петре Федоровиче, благословением преосвященнейшего Арсения Могилянского, архиепископа, митрополита Киевского, трудами и иждивением Игумена Святыя Тройцы Кириловския обители Феофана Жолтовского, 1760 года. Делал мастер мещанин Иван Григорович». Экспонируется в Кирилловской церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В 17601765 гг. живописные работы в монастыре продолжили местные иконописцы, упомянут Яков-маляр, для которых закупались краски и приобретена книга «Иконописный подлинник». 

Игумен Феофан был изобличён в том, что нерегулярно вёл расходные книги. Эконом монастыря Нафанаил, требовавший упорядочить документацию, был без основания обвинён в прелюбодеянии и был вынужден уйти из обители. Игумена Феофана обвиняли также в связях с «разбойными гайдамаками», но игумен объяснял, что нанял казаков, которые живут в обители, для возведения надвратной Благовещенской церкви с колокольней. Очень жёстко, вплоть до физических побоев, он разбирался с крестьянами и мещанами, посягнувшими на собственность монастыря, а также с провинившимися иноками.

По указу митрополита Киевского и Галицкого Арсения (в миру – Алексей Васильевич Могилянский) из-за многочисленных жалоб на игумена Феофана в 1760 году была создана следственная комиссия, которая не успела закончить расследование в связи с кончиной игумена 16 января 1762 году. Опись имущества игумена Феофана в завещании показала, что он был самым богатым игуменом за всю историю обители. В своих кельях он держал всё ценное монастырское имущество, вплоть до свечей и ладана, которые выдавал лично. Игумена Феофана отпевали настоятели почти всех киевских монастырей, из кирилловской братии присутствовало всего 5 человек.

Настоятели Кирилловского Свято-Троицкого монастыря не избирались братией, а назначались митрополитом Киевским, нередко по протекции. Но, в 1763 году братия самостоятельно избрала игумена, так как претендентов со стороны на бедную обитель не было. С 1774 года назначение настоятеля обязательно утверждалось Святейшим Синодом.

В 1767 году при игумене Тарасии (в миру – Вербицкий, 17641768 гг.) были начаты работы по обустройству в храме нового престола в Покровском приделе на хорах церкви, также было изготовлено 27 икон, отлит новый колокол. Покровский престол был освящён 1 октября 1768 года. Игумен Тарасий регулярно проповедовал в обители, любил служить, вёл подробные записи всех пожертвований. Он стал и первым историком обители, составив, при помощи наместника иеромонаха Софрония, по требованию Святейшего Синода в 1765 году историческую записку о Кирилловском монастыре с приложением копий документов за 15391725 гг.

Настоятель Кирилловского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Кирилл (в миру – Кучеровский, 17701783 гг.) был столь же ревностен в хозяйственных делах, как и игумен Феофан Жолтовский. От его времени сохранилось наибольшее количество хозяйственных книг, позволяющих подробно рассматривать деятельность игумена.

В 1770 году во время эпидемии чумы, по распоряжению светских властей в Кириловский монастырь стали свозить зараженных. Братию было приказано расселить по монастырям, оставить лишь церковный причт и сторожей имущества. Архимандрит Кирилл и братия (47 человек) всеми силами сопротивлялись этому распоряжению: никто не хотел оставаться рядом с зачумленными («как всякому жизнь милее всего»), боялись заражения всех помещений и храма. Киевский генерал-губернатор Фёдор Матвеевич Воейков сообщил о ситуации в Святейший Синод и 18 октября вышел указ о выполнении распоряжений светской власти. Братию, вынужденную оставить Кирилловский монастырь, другие монастыри не принимали, и они разошлись по хуторам. По указу Святейшего Синода «за изображенное преступление» братию и архимандрита в неурожайные 17701771 гг. было приказано держать некоторое время на хлебе и воде, архимандриту на период карательного поста было запрещено носить наперсный крест, мантию и митру.

В 1771 году монастырь решили восстановить, но началась новая волна эпидемии.

Архимандрит Кирилл весьма экономно тратил монастырские средства и чётко их фиксировал. Были возведены два корпуса каменных братских келий с прекрасной отделкой и новой мебелью и трапезная с Церковью Василия Великого. Во всех монастырских зданиях были поменяны оконные рамы и окна. Он также завёл в монастыре кофепитие. Архимандрит Кирилл был решительным и строгим в управлении: монастырская тюрьма не пустовала, он применял побои к провинившимся, даже к гостям братии.

В 1772 году начались работы по обновлению крыши и 5 куполов церкви.

В 17721774 гг. бригады И.Г. Григоровича-Барского и Бленчика выстроили настоятельские кельи на каменном фундаменте.

В 17741777 гг. в обители работали живописцы Максим Якубовский, Трофим-маляр и Василий.

20 мая 1778 года состоялось освящение надвратной Благовещенской церкви с колокольней (укр. Благовіщенська церква-дзвіниця). Её общая высота с крестом составляла более 56 метров. Колокольня стала высотным композиционным акцентом и завершила формирование уникального ансамбля – жемчужины украинского барокко.

В 1779 году были начаты работы по строительству каменной стены монастыря, спроектированной ещё в 1750 году И.Г. Григоровичем-Барским. Работы выполнял каменщик Пётр Боженко. Из-за отсутствия средств работы продолжались с перерывами до середины 1782 года. Стена, включавшая въездные ворота-арку и 4 краеугольные башни, была покрыта 2-скатным дощатым верхом. Возле покоев настоятеля стена была раскрашена в несколько цветов, очевидно орнаментирована, работы выполнял художник Трофим.

Согласно описям, к началу 1780-х годов в монастыре существовали: «…соборная церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы с четырьмя престолами, каменная… трапеза и в ней церковь святителя Христова Василия Великого с одним престолом, деревянная. Колокольня, в коей церковь в честь Благовещения Пресвятые Богородицы с одним престолом и с двумя погребами, каменные. Келии: настоятельская и монашествующих 16, деревянные, вокруг монастиря ограда каменная».

D:\План_кирилівського_монастиря2.jpg

План Киево-Кирилловского монастыря 1780-х годов. Реконструкция историка архитектуры Татьяны Сергеевны Килессо-Контан. Автор – Palukopa. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

1. Свято-Троицкая Кирилловская церковь

2. Благовещенская церковь-колокольня с воротами

3. Трапезная

4. Дом архимандрита

5. хозяйственный двор

6. Пристенная келья

7. Братский корпус

8. келья

9. кладовая

10. Ризница

11. стены

12. башни

10 февраля 1783 года архимандрит Кирилл умер. Его отпевали епископ Никодим и настоятели всех киевских монастырей, многочисленные приходские священники и братия Кирилловского Свято-Троицкого монастыря. По завещанию архимандрита Кирилла большая часть его средств жертвовалась на киевские обители для молитв за упокой души, а также родственникам (21 человек) и кирилловской братии.

В 17831785 гг. крышу и купола храма полностью перекрыли железом.

Среди кирилловских игуменов особо выделялся Николай (в миру – Цвет, 17831784 гг.). Опись многочисленного имущества, на приобретение которого он тратил монастырские средства, не просто указывает на склонность к роскоши, а демонстрирует утончённый вкус, любовь к книгам, особенно иностранным. Все его монастырские растраты были компенсированы из его накоплений после смерти.

В конце лета 1784 года Троицко-Кирилловскую церковь посетила российская императрица Екатерина II. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах церкви, со стихами во славу Войска Запорожского.

При игумене монастыря Феодосии (17841786 гг.), в обители появилась больница, в которой работал дипломированный врач А. Салиман.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ-МОНАСТЫРЯ ДО 1786 ГОДА отключены