МАРИЯ (АГАФЬЯ) МСТИСЛАВНА
Мария (Агафья) Мстиславна, жена великого князя Киевского Всеволода II Ольговича, дочь великого князя Киевского Мстислава I Владимировича, умерла около 6 августа 1179 года.
Имя – Мария (Агафья) – позднее допущение, в летописях она ни разу не названа по личному имени. Агафьей она названа в «Истории Российской» российского историка Василия Никитича Татищева (умер в 1750 году). Под именем Мария она упомянута в поздней Густынской летописи начала XVII века.
Примерно в 1126 году или в 1127 году княжна была выдана замуж за князя Черниговского Всеволода Ольговича. Её супруг был давним противником её отца, и брак был призван смягчить отношения между ними.
Позднее, когда её муж отобрал киевский престол у родичей своей жены Мономаховичей, его жена стала важной посредницей между ним и своими братьями. Так, во время спора за новгородский стол Изяслав Мстиславич подтолкнул сестру «испросить» его у супруга, что она и сделала.
Изображение Марии на печати. XII век. Фото 1 января 1970 года. Источник – https://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=1856699&st=160. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
Считается, что она вместе с мужем была основательницей Кирилловской церкви близ Киева.
В Софийском соборе в Киеве сохранилось граффито 2-й половины XII века о покупке 30 января в неизвестный год княгиней вдовой великого князя Киевского Всеволода II Ольговича, земли, ранее принадлежавшей Бояну, за 700 гривен соболей при 12 свидетелях: княгиня «Всеволожа» купила землю Бояню всю.
Граффито № 25 о покупке «Бояновой земли». Советский и украинский историк, археолог Сергей Александрович Высоцкий (умер в 1998 году) на основе палеографического анализа и исследования фонетических особенностей текста датировал граффито 2-й половиной XII века, а указанную княгиню отождествлял с вдовой Всеволода Ольговича. Источник – История Украинской ССР. – Киев: Наукова думка, 1981. – Т.1. – С. 430. Фото без изменений
Киевская летопись под 6687 (1179) годом сообщает: «В то же лето преставися княгиня Всеволожая, приемши на ся монашескую схиму, положена бысть в Киеве у святого Кирила». Ипатьевская летопись под тем же годом сообщает о погребении «княгини Всеволожей в Киеве у святаго Кирила», добавляя к этому – «юже бе сама создала».
К сожалению, летописи не указывает конкретное место её погребения в храме, вероятно в одной из ниш—аркосолий. Однако внимательное исследование архивных материалов, а также фресковой живописи Кирилловской церкви предоставляет возможность предположить, где было расположено погребение Марии Мстиславны. Её место захоронения было установлено записью Адриана Викторовича Прахова. В его альбоме фресок Кирилловской церкви имеется зарисовка одной из них с подписью под ней «Под Мар. Мст.». Эта фреска 1140-х годов была зарисована при исследовании и реставрации древней живописи в 1881 – 1882 гг. на ребре южного опорного столба нартекса Кирилловской церкви. Именно здесь, в верхней части столба, открыли фреску, где изображена женщина, выглядывающая из-за занавеса.
Фреска в верхней части на ребре столба. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Вверху на столбе, возможно, изображение молящейся Марии Мстиславны. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Это изображение, А.В. Прахов атрибутировал как портрет Марии Мстиславны, который идентичен изображению на ктиторской композиции, расшифрованной украинским историком-культурологом Ириной Евгеньевной Марголиной (укр. Ірина Євгенівна Марголіна).
Ктиторская композиция с фрагментом лица Марии Мстиславны. Фреска, 1140-е годы. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Лицензия – Creative Commons Attribution—Share Alike 4.0 International. Фото без изменений
На реконструированной ктиторской композиции И.Е. Марголиной в центре на троне изображён Спаситель, простирающий руки над фигурами 2 предстоящих с нимбами. У фигуры справа сохранился фрагмент протянутой руки, в которой, если учесть ктиторский характер композиции, мог быть изображён макет храма. Слева от Спасителя на троне, в архитектурном сооружении в виде ниши с занавесью, представлена фигура женщины, сохранилась слегка склонённая голова, покрытая платом. Включение образа княгини Марии Мстиславны в ктиторскую композицию, где ему отведено не центральное, а фланкирующее сцену место, указывает на второстепенную роль княгини как ктитора. Можно допустить, что княгиня была причастна к работам по завершению росписей храма, программа которых была определена ещё при жизни её супруга.
Схема фресок Кирилловского храма с изображением княгини Марии Мстиславны и ктиторской композиции. Реконструкция И.Е. Марголина. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений
В ктиторской композиции в фигурах предстоящих, возможно, изображены князь Всеволод Ольгович справа, сохранились элементы светской одежды, и его небесный патрон святой Кирилл Александрийский слева или небесные покровители князя Всеволода и княгини Марии – святой Кирилл и святая Агафия.
Остаётся предположить, что как раз напротив этого «портрета» в западной нише-аркосолии княгиня-схимница и была похоронена, хотя А.В. Прахов указывает – «Под…».
Западная ниша-аркосолия, находится справа в западной стене. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Судьба захоронения при монгольском нашествии 1240 года неизвестна. Когда именно останки погребённых в Кирилловской церкви князей и княгинь из ветви Ольговичей были извлечены из саркофагов, так же неизвестно. Сами саркофаги постигла не менее печальная участь.
В начале XVII века саркофаги были извлечены из ниш-аркосолий шляхтичем Войцехом Соколовским (польск. Wojciech Sokołowski) и использованы в качестве строительного материала в его имении.