ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ДО XVII ВЕКА

Несмотря на то, что проведённые в XVII и XVIII веках восстановительные и ремонтно-реставрационные работы в определённой степени изменили характер древней Кирилловской церкви, её первоначальный облик можно без особых затруднений реконструировать достаточно уверенно и полно. Этому особенно способствуют материалы и наблюдения, полученные в результате исследования храма в процессе комплексных ремонтно-реставрационных работ проведённых в 1949 – 1954 гг. под руководством советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенко (умер в 1978 году).

Кирилловская церковь, построенная местными мастерами, отражала новое направление древнерусского зодчества, сложившееся в конце XI – 1-й трети XII вв. в черниговской архитектуре. Появление нового архитектурного типа в сакральном строительстве Руси XII века свидетельствует о развитии национальных черт киевского христианского искусства. Кирилловская церковь является примером уникального функционального сочетания сакральной ячейки семейного придворного храма, усыпальницы и в то же время монументальной церкви-крепости.

Церковь представляет собой крестово-купольный, 6-столпный храм с тремя полуциркульными апсидами с восточной стороны. Шесть кресчатых в плане опорных столбов делят внутреннее пространство храма на три нефа, центральный в 2,5 раза шире боковых.

D:\446-1.gif

Кирилловская церковь. План-реконструкция по обмерам Н.В. Холостенко. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/12-Early13C/StCyrilMonastery.html. Фото без изменений

В плане Кирилловская церковь представляет собой прямоугольник, вытянутый по оси «запад-восток», её внутренние размеры – 31 × 18,4 (20 × 15) метров, при высоте 28 метров. Площадь храма составляла 870 м², а общая площадь стен 2852 м². Кровля церкви состояла из свинцового покрытия. 

Над основным параллелепипедом здания первоначально возвышался единственный купол полусферической формы на высоком, круглом в плане барабане, прорезанном широкими окнами с полуциркульным завершением. Под современной кровлей хорошо сохранился массивный четверик, представляющий основание, на котором был воздвигнут цилиндрический барабан купола.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Кирилловская церковь. XII век. Реконструкция Н.В. Холостенка. 1950-е годы. Экспонируется в Кирилловской церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Тщательные обмеры показали, что подбарабанное кольцо Кирилловской церкви имеет прямоугольную форму, с закругленными углами. Оно сделано по контуру основания подпружных арок, длинная сторона которого лежит поперёк храма, а переход к кольцу сделан небольшими парусами. Сам барабан круглый, имеет диаметр, равный большей стороне основания, в связи с чем зодчим пришлось уширить основание, возведя с западной стороны добавочную арку. Размер подкупольного пространства: 7 × 7,7 метра.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_132649.jpg

Подкупольное пространство. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Исследование барабана позволило установить, что древняя кладка сохранилась здесь до верха окон, а частично и выше. Под современным карнизом сохранились несрубленные фрагменты древнего арочного пояса, аналогичного аркатуре, открытой на фасадах храма. С аркатурным поясом барабана соединялись полуколонки, следы которых обнаружены в простенках между окон.

Особого внимания заслуживают характерные черты строительной техники, выясненные обследованиями Кирилловской церкви. Для постройки храма была сделана общая под всё пятно плана выемка грунта глубиной 40 см. Затем были отрыты рвы под наружные стены и рвы ленточных фундаментов, связывавших стены и столбы здания по продольным и поперечным осям. Более детальному исследованию удалось подвергнуть фундаменты под наружными стенами храма. Фундаменты Кирилловской церкви в отличие от фундаментов более древних киевских построек заложены на весьма значительную глубину, 1,8-1,9 метра от древнего уровня почвы.

По наблюдениям Н.В. Холостенко, нижняя часть фундаментов от 0 до 1,2 метра представляла бутовую кладку из валунов и камня на цемяночном растворе. Выше шла кладка из песчаника, затем слой толщиной 15-25 см раствора с кирпичным щебнем, поверх которого до уровня земли велась равнослойная кирпичная кладка. Наблюдения историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева (умер в 2005 году) несколько расходятся с описанием Н.В. Холостенко. По Ю.С. Асееву, нижняя часть кладки фундаментов Кирилловской церкви на высоту от 0 до 1,2 метра состоит из чередования рядов кирпичаплинфы с рядами бутового камня – жёлтого песчаника на известковом растворе с примесью цемянки. Выше, на высоту 80 см, идёт равнослойная кирпичная кладка, подобно кладке стен.

Под фундаментами Кирилловской церкви не установлено наличие деревянных субструкций, укрепляющих подошву (лежней). Однако, учитывая трудность исследования этой особенности фундаментов, вывод этот не следует пока считать окончательным, тем более, что при обследовании фундаментов под их подошвой был обнаружен слой известкового раствора толщиной около 7 см с примесью цемянки. Ширина фундаментов значительно превышает ширину стен здания, образуя обрез по отношению к наружной поверхности стены на 40 см и несколько меньший по отношению к внутренней поверхности. Наружный обрез фундаментов служил основанием для лизен (лопаток) и полуколонн, вынос внутреннего обреза служил опорой для внутренних лизен.

Верхняя часть фундаментов и стены Кирилловской церкви сложены из кирпичаплинфы, в той технике «равнослойной кладки» («opus isodus»), которая с 1120-х годов полностью вытесняет более древнюю технику «смешанной кладки» с применением «утопленного ряда». Для кладки применялся известково-цемяночный раствор, кладка была покрыта затиркой розового тона из извести и толчёной плинфы. 

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\21) Е 2020.jpg

Зондаж клади на западном фасаде. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Просмотр значительного количества кирпича-плинфы позволил выяснить некоторые его особенности. По способу выработки он представлен двумя типами: плинфа с вдавленным бортиком с постелистой гладкой стороны, очевидно изготовлявшийся в формах с поддоном, и плинфа с нависающим бортиком, очевидно изготовлявшийся в рамах без поддона, на столе. Некоторые партии плинфы по свидетельству Н.В. Холостенко, имеют не гладкую постелистую поверхность, а рифленую (мелкожелобчатую), вероятно от скребка, которым снимался излишек глины при формовке.

На плинфах из Кирилловской церкви встречены метки двух типов: углублённые, сделанные скребками по сырой глине, и рельефные – оттиски, вырезанные на формовочных рамках меток. Характерной особенностью плинфы Кирилловской церкви является широкая дифференциация их размеров и форм. Наиболее типичны размеры: 30 × 21 × 4.5, 32 × 22 × 5-4,5, 30 × 18 × 5, 29 × 19 × 5, 28 × 19 × 4, 28 × 22 × 5,5 см. Для кладки стен апсид применялся трапециевидный плинфа, для кладки полуколонн – клинчатый, для полуколонок апсид и барабана и пучковых столбов – полукруглый с одного торца. Согласно «Каталогу знаков кирпичей памятников ХХIII вв.» Н.В.  Холостенка на плинфе выявлено 8 видов меток, например большой знак в виде княжеского трезубца, связанный с родом Всеволодовичей, наиболее часто встречается метка в виде колеса или солнца. Толщина внешних стен храма: северной – 1,96-1,98 метра, а южной, западной и восточной – 1,72-1,76 метра. Горизонтальная перевязь швов кладки достигалась при равнослойной кирпичной кладке стен приёмом чередования тычковых и ложковых рядов плинфы. Наружная поверхность стен выложена в один кирпич, внутри стена бутилась целым или битым кирпичом и камнем.

Древняя кладка, зондаж открыт на западном и южном фасадах, сохранилась по всему периметру стен до уровня пят закомаров, а также в апсидах, опорных столбах, подпружных арках и на 2/3 барабана купола. В паруса крестовых сводов заложены глиняные кувшины (голосники), служащие для улучшения акустики.

Высказывалось мнение, что наружные поверхности стен Кирилловской церкви не были оштукатурены, а фактура равнослойной кирпичной кладки была подчёркнута аккуратным подмазыванием швов. Исследованиями последних лет установлено, что кирпичная кладка стен и откосов окон была покрыта сплошной штукатуркой – затиркой розового цвета толщиной 3-4 мм. Приём обработки оштукатуренных стен под кладку из каменных квадров, известный по памятникам черниговского зодчества XII века, в Кирилловской церкви не применялся.

В кладке Кирилловской церкви обнаружены пустоты от сгнивших деревянных связей. На наружной поверхности стен Кирилловской церкви встречаются многочисленные круглые и прямоугольные отверстия, иногда со следами сгнившего дерева. Это остатки «пальцев» лесов, которые после окончания постройки отрезали, оставляя концы в кладке.

Как и многие другие древнерусские храмы XII века, Кирилловская церковь не ограничивалась в древности замкнутым объёмом основного параллелепипеда здания. При закладке буровых скважин, вызванной изучением причин осадки храма, и последующими частичными раскопками в 1950-х годах выяснилось, что на небольшой глубине под уровнем современной поверхности сохранились остатки стен построек, синхронных основному массиву здания. Так, в раскопе у юго-восточного угла храма на глубине 30 см от современной поверхности выявилась древняя кирпичная кладка стен какой-то пристройки. Одна стена, шириной 1,86 метра, примыкала перпендикулярно к угловой лизене (лопатке) южного фасада и к южной апсиде. Вторая стена, более узкая, 1,52 метра, шла параллельно южной стене храма. По технике кладки и по характеру кирпичаплинфы эта пристройка, вскрытая на глубину 38 см, не отличалась от кладки основных стен храма. Возможно, к южной стене основной церкви была пристроена Церковь святых мучеников Бориса и Глеба Владимировичей, которая упоминается в Ипатьевской летописи под 6702 (1194) годом. 

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид с юго-запада. Пристройка у юго-восточного угла. Реконструкция Н.В. Холостенко. Со стенда в церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\IMG_4143.jpg

Южный фасад церкви. XII век. Реконструкция Н.В. Холостенка. 1950-е годы. Экспонируется в Кирилловской церкви. Источник https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Угол точно такой же пристройки был обнаружен на глубине 15-16 см раскопом у северо-восточного угла храма. На уровне шестого ряда сохранившейся кладки, 50 см ниже современного горизонта, лежал слой подготовки под пол пристройки, состоящий, как и в самом храме, из уплотнённого слоя глины, пролитой сверху раствором, причём отметка этого пола пристройки совпадает с отметкой древнего пола храма. Фундамент пристройки, глубина заложения 85 см, был сложен в нижней его части из булыги и песчаника на цемяночном растворе, в верхней части – из кирпичного боя на растворе. Кирпичная кладка стен пристройки идентична кладке стен храма.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План-реконструкция Н.В. Холостенко. 1950-е годы. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4//. Фото без изменений

Археологические исследования 2005 года дали возможность полностью открыть фундамент северной пристройки и уточнить реконструкцию Н.В. Холостенка. Найденные здесь захоронения позволили предположить, что пристройку использовали как усыпальницу. 

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_133540.jpg

Возле северной стены церкви. Иным камнем выложена трассировка фундамента пристройки. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

При закладке буровых скважин у западного фасада против двух средних и южной угловой лизен (лопаток) на глубине 30-40 см были также обнаружены древние кладки на цемяночном растворе, расположенные в 5 метрах от стены храма. Эти кладки могут свидетельствовать о наличии крытой паперти или галереи. К сожалению, эта часть пристроек в 1950-х годах не была подвергнута раскопкам, не были раскопаны полностью и описанные выше части северной и южной пристроек. Н.В. Холостенко считал все эти пристройки одновременными основному ядру храма или же возведёнными вскоре по окончании его строительства. Судя по осадочному шву, эти сложенные впритык к основному зданию и по-видимому более лёгкие, пристройки исследователь склонен был считать окружавшими храм закрытыми папертями или открытыми галереями.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид с северо-запада. Реконструкция историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева. Фото 31 января 2010 года. Автор – Palukopa. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Фасады храма были расчленены лизенами в соответствии с внутренними структурными членениями церкви. Каждое членение завершалось полукружием свода (закомарой), пяты которого опирались на лизены. Форма и пропорции закомар напоминают абрис апсид на плане храма, что особенно хорошо заметно на его западном фасаде. Раскопками установлено, что к средним лизенам северного и южного фасадов в древности примыкали мощные полуколонны, сложенные из лекальной плинфы, их нижние части хорошо сохранились.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\1) КИЕВ\княжеские захоронения\1) в Киеве\Новая папка\3\3-1.jpg

Западный фасад церкви. Реконструкция Ю.С. Асеева. Рисунок Л.И. Андриевского, В.А. Буйновского. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 89. Фото без изменений

Вопрос о наличии полуколонн у средних лизен западного фасада остался невыясненным, так как пилоны, пристроенные в самом конце XVII века к древним лизенам, не дают возможности выяснить характер последних. Вполне вероятно предположить, что за пилонами и поныне скрыты древние полуколонны. Угловые лизены на всех фасадах полуколонн не имели.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Западный фасад церкви. XII век. Реконструкция Н.В. Холостенка. 1950-е годы. Экспонируется в Кирилловской церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В среднем членении западного, северного и южного фасадов расположены древние перспективные трёхуступчатые порталы, завершавшиеся полуциркульной аркой.

Древние окна храма также имели уступчатый профиль. Окна верхнего ряда, расположенные в закомарах средних, значительно подвышенных членений западного, южного и северного фасадов, не сохранились. Нижние части этих окон были обнаружены при обследовании памятника Ю.С. Асеевым, а позже Н.В. Холостенком.

Н.В. Холостенко зондажами в нижних частях закомар северного фасада обнаружил в восточном членении одно, а в центральном членении три окна, сохранившиеся на высоту 1,1 метра, ширина окон 87, 91 и 94 см. На древней штукатурке оконных притолок сохранилась наружная орнаментальная роспись, выполненная красной краской. Удаление поздней закладки окон позволило обнаружить фрагменты деревянных оконниц XII века и стёкол к ним треугольной, круглой и ромбовидной формы с загнутыми наружными бортиками.

Узкие, щелевидные окна в западных членениях северного фасада освещают лестницу в толще стены, ведущую на хоры.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вид с юго-востока. Апсиды. XII век. Реконструкция Н.В. Холостенка. 1950-е годы. Экспонируется в Кирилловской церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Древние апсиды храма полностью сохранились на всю их высоту. Раскоп у южной апсиды позволил установить, что апсиды древней Кирилловской церкви членились тонкими полуколоннами.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_133444.jpg

Восточный фасад церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

При обследовании центральной апсиды выяснилось, что первоначальное окно вскоре после окончания постройки храма было уменьшено по высоте, так как композиция росписи апсиды в противном случае оказывалась прорезанной оконным проёмом. При разборке закладки XVIII века были также найдены истлевшие фрагменты деревянной оконницы и обломки круглых стёкол с загнутым бортиком. Снаружи и изнутри к деревянной оконнице примыкала древняя штукатурка, причём на внутренних притолоках она была сделана до низа первоначального, ещё не уменьшенного проёма окна.

Исследованиями верхних частей фасадов после удаления поздней штукатурки было выяснено, что от древних закомар храма сохранились лишь нижние части на высоту до 1,3 метра, так как в верхнюю их часть врезан существующий карниз XVIII века. На уровне пят закомар южного фасада здания под тягой архитрава позднего карниза были обнаружены остатки сбитого в XVIII веке аркатурного фриза на консольках, подобного фризу Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове. Древняя аркатура фриза состояла из лекальной плинфы: кронштейнов, полуарочек, образующих арочки пояса, «донышек» – вставок внутри арочек и «сердечек» – вставок между арочек. На своём первоначальном месте в кладке фасадов обнаружены «донышки», «сердечки», большая часть арочек и заделанные в кладку части кронштейнов. Сбитые части фриза неоднократно находились при раскопках у стен церкви.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Южный фасад церкви. XII век. Реконструкция Н.В. Холостенка. 1950-е годы. Экспонируется в Кирилловской церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\южный фасад.jpg

Южный фасад церкви. Сохранены архитектурные формы и фрагменты первоначальной фресковой росписи южного портала. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Тщательное исследование наружной поверхности стен храма позволило прийти к заключению, что на фасадах Кирилловской церкви не было пояса небольших декоративных нишек, характерных для ряда памятников киевского и черниговского зодчества XII века: Церковь св. Феодора Тирона, Церковь св. Георгия в Каневе, Церковь Бориса и Глеба в Чернигове.

Сдержанная и аскетическая архитектура древней Кирилловской церкви тяготеет к романскому архитектурному стилю с аркатурными поясками, полосами поребрика, двухступенчатыми и трёхступенчатыми амбразурами порталов, крестовых сводов.

Внутренняя планировка Кирилловской церкви почти не изменилась с XII века, её интерьер отличается ясностью и единством пространства. Церковь освещена через 12 больших окон центрального барабана и через 13 окон на фасадах, расположенных в 2 яруса в стенах основного объёма и на уровне закомар. Окна в древности имели дубовые рамы с круглыми, треугольными и ромбовидными стёклами. Подбарабанное кольцо имеет форму прямоугольника с закругленными углами; переход от арок к кольцу барабана выполнен небольшими парусами. Древние зодчие сделали барабан круглым, с диаметром, равным большей стороне прямоугольника, однако он не помещался на заданной основе. Для решения этой проблемы основа барабана была расширена, с западной стороны сделана дополнительная арка, а с востока часть стены барабана свешена консольно. Во время реставрационных работ 1965 года советским и украинским историком, археологом Сергеем Александровичем Высоцким в барабане была найдена надпись ХII века: «Пойдет на высекание», вероятно выполненная главным мастером, который обнаружил строительную ошибку и отметил способ её исправления. Несоответствие размеров барабана и подкупольного прямоугольника создаёт впечатление мощности и непропорциональности купола по отношению к основному объёму храма.

D:\447-1.gif

Разрез-аксонометрия Ю.С. Асеева. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:4/. Фото без изменений

От ХII века в Кирилловской церкви сохранились подпружные арки, все конхи, арки и свод под хорами. Исследования 1960-х годов позволили реконструировать покрытие: над крестовыми сводами нижнего яруса были устроены полуциркульные своды.

Алтарь отделялся от центра храма невысокой предалтарной перегородкой – темплоном. Внешний вид кирилловского темплона остаётся предположительным.  В центральной апсиде были найдены остатки престола ХII века с основой для надпрестольной сени, под которым выявлено углубление с остатками истлевшего дерева, возможно креста или ларца для мощей. Древний престол восстанавливали в ХVII веке, в XIX веке его нарастили с помощью кладки. В боковых апсидах в древности престолов не было, их устроили на древнем полу в ХVII веке и тоже нарастили с помощью кладки в ХIХ веке. В 19651966 гг., при проведении ремонтных работ по понижению пола, на 4550 см, до древнего уровня, престолы разобрали. В центральной апсиде сохранились древний синтрон и горнее место.

В центре южной апсиды (диаконнике) в толще южной стены, за дверью находится крутая лестница, которая поднимается на высоту 4,9 метра. Здесь в южном пилоне находится арочный выход на небольшую площадку«балкон» направленный в сторону алтаря. Длина лестницы чуть больше 4 метров, ширина хода 65 см.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Южная апсида Кирилловской церкви. Фрагмент плана-реконструкции Н.В. Холостенко. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/12-Early13C/StCyrilMonastery.html. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема хода на балкон в южной апсиде церкви. Реконструкция И.Е. Марголиной. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

Выход с лестницы представляет собой небольшую площадку шириной 60-65 см, высота арочного выхода 1,87 метра. Напротив, в стене юго-восточного столба триумфальной арки, чётко прослеживается гнездо с остатками деревянных брусьев, служивших опорой для помоста. Длина этого помоста-балкона составляла 2,47 метра, ширина – примерно 60-65 см. Выход на балкон оформлен богатым парадным фресковым орнаментом, достаточно обширный фрагмент которого сохранился с XII века. Данная конструкция не имеет аналогов в древней церковной архитектуре.

По мнению историка искусства Константина Витальевича Широцкого (умер в 1919 году), проход в южной стене предназначался для «новопостриженных монахов, проводивших некоторое время в храме, или для какого-либо хранилища, не исключая и погребального назначения». Н.В. Холостенко считал, что балкон мог предназначаться для проповеди, советский и российский искусствовед Василий Григорьевич Пуцко решил, что он использовался для хора певчих, О. Певна предполагала, что здесь хранились реликвии, связанные со святым Кириллом Александрийским, так как балкон имел выход в придел с фресковыми сценами из Жития святого Кирилла. По мнению советского и российского художника-реставратора Владимира Дмитриевича Сарабьянова (умер в 2015 году), это остатки конструкции темплона или подъёма к нему. Все высказанные предположения представляются спорными. Наиболее вероятна версия о том, что балкон был местом, предназначенным для князя: юго-восточная часть храма и хоры традиционно считались в Византии и на Руси императорским или княжеским местом. Кроме того, напротив балкона, на стенах южной апсиды, расположены сцены из Жития Александрийских святителей Афанасия и Кирилла небесных покровителей князя Всеволода II Ольговича, при этом непосредственно с княжеского места на балконе видна сцена «Святой Кирилл учит царя». Как считает украинский историк-культуролог Ирина Евгеньевна Марголина (укр. Ірина Євгенівна Марголіна), возможно, архитектурная пристройка в южной апсиде была устроена по заказу князя Всеволода II как место моления князя.

Между западной парой кресчатых столбов находится стена с широкой, но приземистой аркой, ведущей из средней части храма в нартекс (притвор). Центральная часть нартекса перекрыта коробовым сводом, боковые части – крестовыми сводами. В отличие от других частей Кирилловской церкви, хорошо освещённых многочисленными большими окнами, нартекс, освещаемый только двумя узкими окнами, представляет полутёмное помещение. В южной и западной стенах нартекса расположены четыре глубокие погребальные ниши-аркосолии, где стояли княжеские саркофаги-гробницы. Имеются свидетельства, что саркофаги были на своих местах ещё в начале XVII века.

В ходе археологических раскопок 1952 года, в южном части нартекса найдены остатки древней крещальни. Было определено, что крещальня Кирилловской церкви была расположена подобно крещальням Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове и Борисоглебского собора в Рязани в юго-западном углу храма.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\29) Е 2020.jpg

Крещальня XII века с небольшой апсидой. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

На восточной поверхности стены крещальни сохранились остатки древней фресковой росписи. Подобно крещальням других древнерусских храмов XI – XII вв. крещальня Кирилловской церкви, по-видимому, служила и усыпальницей, о чём свидетельствуют ниши-аркосолии в южной и западной её стенах, предназначенные для княжеских погребений.

Небольшая дверь в северной стене нартекса ведёт в узкое, 76-79 см, щелевидное пространство в толще стены, с двумя узкими оконцами-прорезями, где находится крутая лестница на хоры (полати). Её расположение является новым архитектурным решением.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Лестница на хоры Кирилловской церкви. Фрагмент плана-реконструкции Н.В. Холостенко. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/12-Early13C/StCyrilMonastery.html. Фото без изменений

C:\ФОТО (архив)\9) Княжеский Киев, 16-20.09.2020 г\20200919_132853.jpg

Лестница на хоры. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Хоры Кирилловской церкви расположены в основном над западной частью нартекса, над боковыми нефами они выдвигаются на восток на одно членение, имея в плане П-образную форму. В южной части хоров в толще восточной стены расположен небольшой изолированный придел (капличка) с одной полуциркульной апсидой. До 1950-х годов было распространено мнение, что здесь помещалась в древности крещальня. Ныне её определяют как княжескую молельню.

Среднее помещение над нартексом (центральная часть хор) открывается в центральную часть храма 2-арочным проёмом с пучковым столбом в центре. Характерной особенностью хоров Кирилловской церкви является применение столбов с полуколонкой, в чём сказывается несомненное воздействие значительно более древних архитектурных традиций, аналогичные столбы с полуколонкой в Десятинной церкви, Киевской Софии, Церкви Спаса в Чернигове. С восточной стороны хоры открывались в центральную часть храма двумя арками, над которыми первоначально находились три окна, нижние части их были обнаружены в чердачном помещении церкви.

Средняя часть хоров была перекрыта в древности высоким коробовым сводом, с шелыгой по оси восток-запад. При реставрации верхних частей церкви в начале XVII века вместо этого свода был сделан новый, значительно более низкий с шелыгой по оси север-юг. Тогда же упомянутые выше три окна, освещавшие западную часть храма, оказались в чердачном помещении.

В древности стены Кирилловской церкви были покрыты фресковой живописью (Часть 1, Часть 2).  

Архитектурно-археологические исследования храма, проведённые в 1949 – 1954 гг. Н.В. Холостенком, позволили выяснить некоторые вопросы внутреннего убранства храма. Под современным деревянным полом и слоем строительного мусора лежит пол из кирпичей-плинфы размером 26 × 13 × 7 см, положенных на подсыпке из песка. Ниже вновь слой строительного мусора, лежащий на слое земли с фрагментами фресок, керамики и прочим. Ещё ниже открылось глиняное основание под древнейший пол: от него найдены обломки шиферных плит со следами раствора, на котором они были уложены, и куски смальты от мозаичных наборов пола.

Расположение находок фрагментов древнего пола дало основание Н.В. Холостенку предполагать, что в подкупольном пространстве пол был выложен из резных шиферных плит, положенными на глиняную основу, с инкрустированными в них мозаичными наборами смальты, а в остальной части центрального нефа и в боковых нефах был вымощен плинфой, сохранившийся в северной апсиде. В центральной апсиде храма над глиняным основанием пола были найдены обломки майоликовых плиток зелёного цвета размером 17 × 17 × 1,8 см, что дало основание предположить в алтарной части храма пол из майоликовых плиток. В боковых апсидах обнаружен хорошо сохранившийся пол, выложенный из сильно вытертых от хождения по ним древних плинф. Древние полы всех частей храма лежали на одном уровне, на глубине 45-50 см ниже существующего деревянного пола. Возвышения для солеи в Кирилловской церкви не было.

Внутреннее убранство Кирилловской церкви в древности, разумеется, не ограничивалось богатыми коврами мозаичного и майоликового пола. Хоры церкви отделялись от основной части храма резными шиферными парапетами из пирофилитового сланца, так называемого красного шифера, на месте которых, ныне находятся мраморные резные плиты, сделанные при реставрации храма в 1880 году по рисунку российского историка искусства Адриана Викторовича Прахова.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ДО XVII ВЕКА отключены