ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ С XVII ВЕКА

Вследствие многих исторических событий экстерьер Кирилловской церкви был несколько изменён. Как показало тщательное обследование храма, при его восстановлении в 1605 – 1612 гг. были выстроены новые коробовые своды храма, значительно пониженные по сравнению с первоначальными, отчего древние подпружные арки среднего купола приобрели ступенчато-повышенный вид, была восстановлена разрушенная верхняя часть купола, оштукатурены фасады. Прошлые исследователи Кирилловской церкви ошибочно полагали, что в результате восстановительных работ 1608 года храм в основном получил свой современный облик. Так, российский историк искусства Адриан Викторович Прахов (умер в 1916 году) относил к 1608 году достройку угловых куполов, а А. Советов – не только угловые купола, но и фигурный фронтон над западным фасадом.

В начале XVII века в церкви был сооружён резной пятиярусный позолоченный липовый иконостас. Этот иконостас представлял большую художественную ценность. Дата создания иконостаса неизвестна: одни исследователи относили его ко времени игуменства Василия Красовского (1605 – 1614 гг.), другие игуменства Софрония Жеребило-Лобунского (16261648 гг.), третьи игуменства Иннокентия Монастырского (1681 – 1697 гг.). Сохранились фотографии фрагментов иконостаса, выполненные А. Советовым в начале ХХ века в Церкви Александра Невского села Низшая Дубечня Остёрского уезда Черниговской губернии, куда в 1889 году были проданы его части. В сельском храме он полностью не поместился и был обрезан. Часть иконостаса осталась на Кирилловском подворье, где иконы в начале ХХ века видел А. Советов: царские врата приделов; икона 9 чинов ангельских; икона святителя Кирилла Александрийского в архиерейском облачении с образом Богородицы в руках; икона Спасителя на престоле в окружении ангелов и с предстоящими святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими; икона «Иисус Христос Великий Архиерей»; иконы праздников, все написаны на пролевкашенном грубом холсте.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Иконостас XVIII века. Фрагмент. Фото начала XX века. Автор – А. Советов. Источник https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

«Предста Царица…». Икона из иконостаса Кирилловской церкви. XVIII век. Фото начала XX века. Автор – А. Советов. Источникhttps://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

Чёрно-белые фотографии не дают возможности судить о колорите икон, насыщенность цветовой палитры и яркость которых были свойственны для художественного стиля XVIII века, получившего название «украинское барокко», что можно соотнести по времени с переделкой иконостаса в 1785 году. Тем не менее ряд таких особенностей, как сочетание живописной манеры и традиционной иконографии, активная свето-теневая моделировка, соединение в иконографии дидактичности и некоего простодушия в трактовке образов, позволяют видеть в этих иконах образцы, типичные для украинской иконописи конца XVIIXVIII вв. Сохранились также несколько фотографий, сделанных А.В. Праховым до снятия иконостаса, на основании которых историк архитектуры Юрий Сергеевич Асеев (умер в 2005 году) датировал иконы XVII веком.

В конце XVII века древняя фресковая живопись Кирилловской церкви была частично поновлена темперными красками.

В самом конце XVII века храм был реставрирован. Древнее закомарное перекрытие церкви заменили четырёхскатным, достроили четыре угловые главы (купола), барабаны которых в отличие от древнего центрального имеют восьмигранную форму и украшены фризом из полуциркульных арочек, опирающихся на полуколонки, и лепными звёздочками. По-видимому, тогда же по всему периметру стен церкви был сделан карниз, также украшенный лепными звёздочками. Окна в центральной и северной апсидах были частично заложены, а верхние окна на северной и южной стенах трансепта и западном фасаде замурованы. Круглые полуколонны на фасадах были сбиты, на западном фасаде их заменили массивными прямоугольными пилонами. Была ликвидирована аркатура на стенах и барабане купола, стесаны полуколонки между окнами барабана, тесовая кровля заменена железной, вместо закомарного завершения устроен антаблемент с развитым карнизом.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Аксонометрический разрез храма. Фото 7 сентября 2014 года. АвторPalukopa. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

На плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года Кирилловская церковь 5-главая, что свидетельствует о её перестройке.

D:\Свято-Троїцький_Києво-Кирилівський_монастир_на_плані_І.Ушакова._1695_р..jpg

Киево-Кирилловский Свято-Троицкий монастырь и Троицко-Кирилловская церковь на плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года. Фрагмент. Автор – Palukopa. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

В 17201730 гг. в церкви был заново выложен кирпичный пол.

В 1734 году в монастыре произошёл сильный пожар, пострадала и церковь. Традиционно считается, что восстановительные работы в обители осуществлялись на протяжении 17481760 гг. под руководством киевского архитектора Ивана Григорьевича Григоровича-Барского (укр. Іван Григорович Григорович-Барський). Крыша церкви стала двускатной, центральному и угловым куполам придали распространённую в Украине в этот период гранённую грушевидную форму, над западным фасадом был возведён барокковый фигурный фронтон с растительным орнаментом и декоративными столбиками с позолоченными рипидами. Также западный фасад был украшен медальонами 2 боковыми прямоугольной формы и круглым медальоном над входом в церковь с изображением Святой Троицы, позже, когда храм выполнял функцию больничного, в медальоне поместили герб Российской империи. Многочисленные и разнообразные детали лепного декора: окна и ниши украшены цветочными гирляндами, растительными побегами, листьями аканфу; порталыколоннами, капителями ионического и коринфского ордера придали архитектуре особую торжественность. Периметр церкви украшен карнизом с лепными звёздочками на фризе. Наружные стены оштукатурили и побелили. Эти изменения экстерьера придали храму черты украинского барокко. В таком архитектурном виде церковь сохранилась до наших дней.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\19) Е 2020, западный фасад.jpg

Западный фасад церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\северный.jpg

Северный фасад церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\восточный фасад.jpg

Восточный фасад церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\южный.jpg

Южный фасад церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20) Е 2020, вход.jpg

Западный фасад, центральный портал. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Внутренняя планировка Кирилловской церкви почти не изменилась с древнейших времён. Интересными архитектурными особенностями Кирилловской церкви можно считать наличие: синтрона с местом для епископа; крещальни в нартексе; лестницы XII века с узкими крутыми ступеньками в толще северной стены ведущей на хоры; княжеской молельни на хорах; пучковых столбов на хорах; а также загадочного архитектурного хода в южной стене южного алтаря. В общем, в экстерьере и интерьере храма отображаются этапы становления и развития архитектуры Украины-Руси и периода Гетманщины.

Сокровищем Кирилловской церкви является не только фрески XII века, но и живопись XVII, XVIII и XIX веков.

Живопись XVII века представлена в технике темперы. Данный тип росписи находится на пилястре южной стены южного нефа. На фоне всех монументальных росписей храма этот образ отличается особенно тонким психологизмом. С портрета спокойно, величественно, но в то же время немного лукаво и любознательно смотрит старец в монашеской рясе и чёрном клобуке, украшенном тонкой золотой лентой. Всмотримся в его лицо: оно бледно и изящно, чёрные брови оттеняют общую бледность, взгляд сосредоточен и многозначен, тонкий нос с холмиком, седая широкая борода. В правой руке он держит заложенный пальцем молитовник, а в левой – игуменский посох. Под овалом портрета – герб польского происхождения типа «Сас» (польск. Sas), с обеих сторон которого – инициалы І. М. ИТКК.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

«Загадочный старец». Портрет игумена Иннокентия Монастырского. Конец XVII века. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/muzeyi/kirilivska-tserkva/zagadkovij-starets-zhivopis-hvii-stoli/. Фото без изменений

В 1963 году были расшифрованы инициалы портретируемого: И(ннокентий) М(онастырский), ИТКК (игумен Троицко Киево-Кирилловский). Расшифровка монограммы выявила, что на портрете изображён игумен Кирилловского монастыря конца XVII века Иннокентий Монастырский (умер в 1697 году). Портрет находится над возможным погребением игумена, найденным во время археологических раскопок в 1960-х годах. Этот сюжет является ценным образцом украинской монументальной портретной живописи XVII века, удивительно реалистичным портретом православного интеллектуала. Иудей по происхождению, православный по вере, профессор Львовской коллегии, а со временем «деражицкий Архимандрит» и игумен Киево-Кирилловский.

Некоторые исследователи, такие как, например, Ю.С. Асеев (умер в 2005 году), считают, что темперная живопись (на клеевой основе) в церкви была создана во времена игуменства Иннокентия: Божия Матерь «Оранта» в конхе центральной апсиды и Богородица, сидящая в беседке на фоне райского сада,на северной стене нартекса, у входа на хоры, переписаны маслом в XIX веке; коронованная Богородица с Младенцем на коленях, который правой рукой благословляет, а в левой держит сферу,на северной стене нартекса, под хорами, этот образ до настоящего времени не найден.

В нартексе у входа от XVII века сохранились небольшие фрагменты живописи. Это немного наивные, но очень выразительные сцены «Страшного суда» на насыщенно красном фоне, объединяющем композиции: «Скрежет зубов» (укр. «Скрегіт зубовний»), «Огонь неугасающий» (укр. «Вогонь невгасаючий»), «Червь неусыпный» (укр. «Хробак невсипущий») и «Ад кромочный» (укр. «Пекло кромішнє»). В изображении ада очень выразительны фигуры обнажённого хорошо упитанного грешника и юркого чёрного чёрта, устраивающего тому всевозможные неприятности и мучения.

D:\kyrylivska21_23.jpg

Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

В ходе ремонтно-реставрационных работ в середине XVIII века интерьеры храма расписали художники Киево-Печерской иконописной мастерской под руководством иеромонаха Алимпия (в миру Яков  Галик, умер в 1763 году).

В конце XVIII века, в период секуляризации проводимой российской императрицей Екатериной II, внутренние стены Кирилловской церкви были полностью оштукатурены и забелены.

В 1880 – 1889 гг. в Кирилловской церкви под руководством известного искусствоведа, специалиста в сфере христианской иконографии Адриана Викторовича Прахова выполнялись работы по расчистке и реставрации обнаруженных древних фресок. Эта работа была очень сложной, ведь древние изображения были скрыты под многочисленными слоями краски и извести. Чтобы отчистить древние фрески, реставраторам пришлось фактически уничтожить темперную живопись XVII века и работы художников Киево-Печерской иконописной мастерской середины XVIII века под руководством иеромонаха Алимпия. Это была так называемая «меньшая жертва». В то время живопись лаврской мастерской реставраторы вообще не считали искусством.

Места утраты фресковой живописи решили заполнить новой росписью. Целый комплекс сюжетов на сакральную тему принадлежит большей частью молодым киевским живописцам приглашённым А.В. Праховым: И.С. Ижакевичу, И.Ф. Селезнёву, украинскому живописцу Сергею Петровичу Костенку (укр. Сергій Петрович Костенко), Х.П. Платонову, российскому жанровому живописцу Николаю Корнильевичу Пимоненку (укр. Микола Корнилович Пимоненко), Ф.И. Зозулину, М.С. Климанову, С.З. Гайдуку, российскому художнику Николаю Васильевичу Глобе и другим, а также 10 студентам Императорской Академии художеств из Санкт-Петербурга, среди которых был и никому тогда неизвестный молодой художник Михаил Александрович Врубель.

В центральном куполе по аналогии с церквами великомученика Георгия в Старой Ладоге (около 1167 года, село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области Российской Федерации) и Спаса Преображения на Нередице (1199 год, деревня Спас-Нередицы в Новгородском районе Новгородской области Российской Федерации) и Преображенским собором Мирожского монастыря в Пскове (рубеж 1130-х и 1140-х годов, город, административный центр Псковской области Российской Федерации) была выполнена сцена «Вознесение Христа в сонме ангелов» (укр. Вознесіння Ісуса Христа). Композиция принадлежит российскому художнику Ивану Фёдоровичу Селезнёву, атрибуцию подтвердила монограмма, обнаруженная во время реставрации в 2006 году. В центре композиции на радуге, рассекающей синее небо, изображён Христос на золотом фоне в пурпурном хитоне и нежно-голубой гиматии. Вокруг Иисуса – восемь архангелов.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_131825.jpg

Свод центрального купола. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Вознесение Иисуса Христа. Художник И.Ф. Селезнёв. 1883 – 1884 гг. Источник – страница Facebook: Ирина Марголина. Фото без изменений

Традиционно считается, что и Божия Матерь «Оранта» в конхе (сводчатой части) центральной апсиды, на месте утраченного древнего фрескового изображения, написана И.Ф. Селезнёвым.

D:\kyrylivska21_7.jpg

Богоматерь Оранта. Художник И.Ф. Селезнёв. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

Оранта подняла руки к своему Сыну, изображённому на сфере центрального купола, Она умоляет Его о помиловании над всем человечеством. На первый взгляд, смуглое лицо Богоматери несколько похоже на лицо мозаичной Оранты из киевского Софийского собора – суровое и напряжённое, но при внимательном взгляде можно рассмотреть в этом выражении доброту и любовь, направленную на всех, кто сводит к ней свои глаза.

На западной стене южной части трансепта находится иллюстрация сюжета «Крещение Иисуса Христа» (укр. «Хрещення Ісуса Христа»), который в классических академических традициях выполнил художник Харитон Платонович Платонов. В композиции Х.П. Платонова Христос стоит по колено в воде и благоговейно принимает крещение от Иоанна Предтечи. Сюжет по краям окантован парными колоннами с узлом, этот мотив заимствован из фресок XII века, а сверху завершается орнаментальным полукругом. Заключённая в своеобразную раму, композиция рассматривается как огромная салонная картина. Стилизованная рама создаёт также впечатление своеобразного порталавхода в священное событие, происходящее на берегу Иордана.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Крещение Иисуса Христа. Художник Х.П. Платонов. 18831884 гг. Источник – https://st-sophia.org.ua/uk/muzeyi/kirilivska-tserkva/zhivopis-ukrayinskih-hudozhnikiv-hih-s/. Фото без изменений

Согласно письму А.В. Прахова заведующему Церковно-археологическим музеем при Киевской духовной академии профессору Н.И. Петрову, чтобы воссоздать этот сюжет в стиле ХII века, Х.П. Платонов использовал в качестве образца миниатюру из Никомидийского Евангелия ХII начала ХIII вв. Несмотря на наличие древнего прототипа, Х.П. Платонов выполнил композицию в живописных традициях ХIХ века.

Художник Самойло З. Гайдук (укр. Самійло Гайдук) изобразил двух архангелов на хорах над арками по бокам центрального свода.

D:\kyrylivska21_15.jpg

Архангел на хорах с южной стороны центрального свода. Художник С.З. Гайдук. 1884 год. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Архангел на хорах с северной стороны центрального свода. Художник С.З. Гайдук. 1884 год. Источникhttps://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%96%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0. Фото без изменений

С.З. Гайдуку также же приписывают изображения архангелов Михаила и Гавриила на юго-западном и северо-западном столбах арки, ведущей из центрального нефа храма в нартекс.

D:\Гайдук._Архангел_Михаїл.jpg

Архангел Михаил на юго-западном столбе. Художник С.З. Гайдук. Источник – https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%96%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0. Фото без изменений

D:\kyrylivska21_12.jpg

Западная стена центрального нефа. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

На западной стене центрального нефа церкви российский художник Михаил Сергеевич Климанов (Калиманов) написал две композиции: «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение Марии во храм». Эти живописные произведения производят яркое впечатление на фоне фресок ХІІ века.

В сцене «Введение Марии во храм» (укр. Введення Богородиці до храму) изображены Анна и Иоаким – родители маленькой трёхлетней Марии, ведущие в храм свою дочь. В правом верхнем углу композиции, согласно хронологии событий, исполнен сюжет Благовещения. Особенность сцены состоит в том, что в одной композиции объединены два сюжета, а также в том, что Мария в сцене Благовещения, в отличие от многочисленных аналогичных сюжетов, изображена совсем маленькой девочкой.

Композиция «Рождество Пресвятой Богородицы» (укр. Різдво Богородиці) – радостная и праздничная.

D:\Кліманов._Різдво_Богородиці.jpg

Рождество Пресвятой Богородицы. Художник М.С. Климанов. Источник – https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%96%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0. Фото без изменений

Кисти украинского живописца Ивана Сидоровича Ижакевича (укр. Іван Сидорович Їжакевич) принадлежит образ «Богоматери Оранты» (укр. «Богоматері Оранти») в апсиде княжеской молельни на хорах. Это очень трогательный, лирический образ со спокойным, словно мечтательным ликом.

D:\І.С._Їжакевич._Богоматір_Оранта._1884._Олія._Кирилівська_церква,_хори,_конха_молитовні.jpg

Богоматерь Оранта (Дева Мария). Живописец И.С. Ижакевич. 1884 год. Фото 6 сентября 2014 года. Автор – Palukopa. Общественное достояние. Фото без изменений

На основании воспоминаний художника И.С. Ижакевича, украинский историк Василий Иринархович Ульяновский (укр. Василь Іринархович Ульяновський) предположил, что апостол Пётр и соответственно вся композиция «Шествие праведников в рай» (укр. «Святий Петро веде святих до раю») на северной стене нартекса, вокруг дверей на хоры, также принадлежит его кисти.

D:\kyrylivska21_22.jpg

Шествие праведников в рай. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Ангелы. Хоры. Источник – https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%96%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0. Фото без изменений

В 2008 году при проведении сверки фондовых коллекций в научно-фондовом отделе Национального заповедника «София Киевская» был выявлен архив документов А.В. Прахова, касающихся ремонтно-реставрационных работ, проведенных в ХIХ веке в Кирилловской церкви. Его изучение позволило дополнить сведения об участниках основного объема живописных работ 18831884 гг., а также дало возможность определить авторов отдельных композиций и единичных изображений, выполненных в технике масляной живописи XIX века. Ими были малоизвестные украинские и российские художники: Валериан Иосифович Отмара, Александр Аввакумович Куренной, Виктор Дмитриевич Замирайло, Л.Л. Курашкевич, Николай Дмитриевич Кузнецов, Михаил Александрович Рутченко-Короткоручко, Фёдор Петрович Ризниченко, Нечаев, Науменко, Ганюк, польский художник Викентий Войцехович Трояновский (польск. Wincenty Trojanowski), Фёдор Иванович Данилов, Новицкий, Яблонский, Павел Иванович Васильченко, Власенко, Иван Иванович Кудрин, Косяченко, Чехович, Галактионов и другие.

Часть живописи ХIХ века остаётся без авторской атрибуции. Это многочисленные образы святых: на южной стене трансепта парные изображения святых Вячеслава и Людмилы, напротив, на северной стене трансепта,равноапостольные князь Владимир и великая княгиня Ольга. На пилонах центральных опорных столбов святые воины Александр, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, князья Борис и Глеб, Виктор, Адриан и другие. В северном нефе храма были изображены святые жёны. На пилоне северной стены, возле входа на хоры, фигура святой Евфросинии. В южной части нартекса, на пилоне южной стены, над остатками бывшей крещальни, помещены изображения святых Космы и Дамиана, напротив святитель Николай Чудотворец. В нижней части западного анта южного столба нартекса погрудное изображение Спасителя в медальоне, напротив, на западном анте северного столба,Пресвятая Богородица. На южном пилястре южной части нартекса в полный рост изображен святой Иоанн Предтеча. Его же фигура венчает 3-ярусную роспись западной стены центрального нефа. Сюжеты, исполненные в технике масляной живописи, занимают и преобладающую часть стенного пространства хор. Неизвестные нам живописцы исполнили здесь ряд изображений пророков, композиции «Гостеприимство Авраама» и «Святой Троица», стилизованные под древнюю живопись.

Монументально-декоративный комплекс XIX века Кирилловского храма, выполненный молодыми художниками, положил начало в определённой степени возрождение древних национальных традиций, которые были утеряны в годы упадка национальной культуры. Это были профессиональные студии, которые стали базой, своеобразным плацдармом для многих последующих храмовых росписей конца XIX – начала XX вв., в том числе и росписей Владимирского собора в Киеве, где работала команда художников, которая сформировалась именно при оформлении Кирилловской церкви.

Весомым вкладом в живописную сокровищницу храма стали шедевры российского художника Михаила Александровича Врубеля. Он был приглашён А.В. Праховым из Санкт-Петербурга в 1884 году и работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. М.А. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» и «Дева Мария» из сцены Благовещение, композиции «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы», «Сошествие Святого Духа на Апостолов», «Ангелы с лабарумами», «Надгробный плач», полуфигура Иисуса Христа, головы пророков Моисея и Соломона и четыре иконы для иконостаса.

Первой монументальной работой художника в Кирилловской церкви стало восстановление повреждённой непутёвыми реставраторами композиции «Благовещение» на северном и южном столбах триумфальной арки. Во время промывания композиции с неё сошёл весь слой краски, остались лишь очертания изображенийграфья, выдавленная по влажной штукатурке ещё древнерусскими мастерами. Не выходя за пределы первоначальных изображений, М.А. Врубель заново написал фигуры архангела Гавриила (укр. «Архангел Гавриїл») на западном пилоне северного столба и Девы Марии (укр. «Діви Марії») на южном столбе. Образцом для художника стала икона Божией Матери «Благовещение Устюжское» начала ХII века

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Архангел Гавриил из сцены Благовещение. Художник М.А. Врубель. 1884 год. Источник – https://vitaviktoria.livejournal.com/358337.html. Фото без изменений

Затем М.А. Врубелю было поручено воспроизвести композиции «Вход Господень в Иерусалим» (укр. Вхід Господній у Єрусалим) под южной частью княжеской молельни на хорах и «Успение Пресвятой Богородицы» (укр. «Успіння Богородиці») на северной стене трансепта, которая сохранилась фрагментарно на фреске XII века. Помощником мастера в этом деле был живописец Фёдор Степанович Зозулин.

D:\IMG_4062.jpg

Фрагмент фрески «Успение Пресвятой Богородицы». XII век и 1884 год – художник М.А. Врубель. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

В композиции «Успение Пресвятой Богородицы» изображение Божией Матери скрыто крышкой гроба, расположенного вертикально и украшенного белыми лилиями; рядом коленопреклоненные апостолы. Несоответствие как древнему рисунку, так и иконографическому канону объясняется перестройкой северного портала церкви он был расширен и увеличен в высоту, что не позволило повторить композицию ХII века. Во время раскрытия древней живописи в XX веке большая часть врубелевской росписи была уничтожена.

D:\kyrylivska21_16.jpg

Центральная часть хоров церкви. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva/. Фото без изменений

Несмотря на переосвящение главного престола церкви в ХVII веке во имя Святой Троицы, соответствующей композиции в храме не было. На коробовом своде западной центральной части хоров, где не было древних росписей, М.А. Врубель за три месяца 1884 года создал большую многофигурную композицию, которая стала легендарной – «Сошествие Святого Духа на Апостолов» (укр. «Зішестя Святого Духа»). Известно, что Придел Святого Духа в ХVII веке размещался в северной части нартекса, в месте, где находились погребения родителей и сестёр святителя Димитрия Ростовского. Вероятно, это стало одной из причин, по которой А.В. Прахов предложил М.А. Врубелю написать именно этот сюжет. Композиция выполнена по аналогии с изображениями на чеканном складне византийской работы ХII века и в росписи Церкви Рождества Пресвятой Богородицы Гелатского монастыря в Грузии, ХII век. М.А. Врубель использовал технику, имитирующую мозаику, – прерывистый, пастозный мазок.

D:\1-8.jpg

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Художник М.А. Врубель. 1884 год. Источникhttps://st-sophia.org.ua/uk/muzeyi/kirilivska-tserkva/zhivopis-m-o-vrubelya/. Фото без изменений

Композиция развёрнута по горизонтали. В её центре расположена хрупкая фигура Богородицы, а с обеих сторон от неёдвенадцать фигур апостолов. В фигурах апостолов всех возрастов и нравов ощущается могучая, но в то же время благородно-сдержанная экспрессия: они словно высечены из мрамора, объёмность подчёркивает вогнутая полуциркульная поверхность свода. Лики выразительные, огромные глаза и мимика передают сложное, внутреннее эмоциональное напряжение, ведь именно в этот момент на них восходит Святой Дух…. Божью благодать они воспринимают по-разному, и мы видим их вдохновенные лица. Разнообразные позы апостолов, выражения их лиц и движения рук по замыслу художника воспроизводят состояние религиозного экстаза, когда они приобрели способность понимать многие языки и разговаривать ими. Необычайны по красоте колористической гаммы одежды святых. Так, общий белый фон хитонов переливается разноцветной перламутровой палитрой.

В отличие от апостолов Богородица изображена в синем хитоне, её голову и плечи покрывает бледно-сиреневое покрывало. Кажется, что нимбы над головами покрыты сусальным золотом, так они сияют. Только при более внимательном рассмотрении здесь можно увидеть жёлтую краску разных оттенков. М.А. Врубель был непревзойдённым колористом.

Некоторые из персонажей композиций написаны М.А. Врубелем с его современников. В облике Богородицы находят черты молодой фельдшерицы М.Ф. Ершовой, близкого друга семьи Праховых, длительное время проживавшая с ними, присматривала за часто болеющей супругой Прахова Э.Л. Праховой. Среди изображённых – археолог Виктор Иванович Гошкевич в образе апостола Марка, второй справа от Богородицы. Священник Кирилловской церкви Пётр Орловский – в образе апостола Матфея, третий справа от Богородицы. Профессор А.В. Прахов, изображён в образе апостола Иакова, четвёртый справа. Протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев, известный исследователь киевских святынь – апостол Иоанн, второй слева от Богородицы. Молодой апостол Лука, изображённый третьим слева от Богородицы, имеет несомненное сходство с самим Михаилом Врубелем.

Завершается композиция изображением Царя-Космоса, гигантская фигура которого едва втискивается в отведённое ему место.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Царя-Космос. Художник М.А. Врубель. 1884 год. Источникhttps://st-sophia.org.ua/uk/muzeyi/kirilivska-tserkva/zhivopis-m-o-vrubelya/. Фото без изменений

Под композицией «Сошествие Святого Духа на Апостолов», на пилоне опорного столба арки хоров, изображён «Пророк Моисей» (укр. «Пророк Мойсей»). М.А. Врубелю принадлежит изображение головы для этой фигуры. В молодом, безбородом, обрамлённом пышными черными волосами лике Моисея некоторые исследователи видят прообраз известного врубелевского «Демона».

D:\Vrubel_Moses.jpg

Пророк Моисей. Источник – https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%96%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B0. Фото без изменений

На противоположной западной стене хоров, между окнами, Михаилом Врубелем также написана голова для фигуры «Пророка Соломона» (укр. «Пророк Соломон»), образу которого даны выразительные этнические черты.

В люнете при входе в княжескую молельню на хорах помещено подгрудное изображение так называемого голубоглазого «Иисуса Христа» (укр. «Ісус Христос»), которое резко отличается по стилю от других росписей М.А. Врубеля и, возможно, является свидетельством творческого поиска художника. На полусферической поверхности восточной стены княжеской молельни написаны «Ангелы с лабарумами» (укр. «Ангели з лабарумами»). Динамические фигуры, кажется, находятся в полёте, поражая необычайной экспрессией. Изображение стилизовано под византийскую живопись и напоминает образы ангелов в Церкви великомученика Георгия в Курбинове (1191 год, макед. Црква Св. Ѓорѓи в Северной Македонии), Церкви Сант-Анджело-ин-Формис (последняя четверть ХII века, в коммуне Капуя в Италии), Соборе Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло (около 1200 года, итал. Basilica di Santa Maria Assunta di Torcello, в провинции Венето в Италии).

D:\2692303_800.jpg

Ангелы с лабарумами. Художник М.А. Врубель. 1884 год. Источник – https://vitaviktoria.livejournal.com/358337.html. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Восточная погребальная ниша в южной стене нартекса церкви. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

В нартексе храма, в одной из ныне опустевших погребальных ниш, находится композиция, которую Михаил Александрович Врубель в последние годы жизни считал своей лучшей работой. Это знаменитая «Пьета» или «Надгробный плач» (укр. «Надгробний плач»), последняя монументальная композиция, выполненная М.А. Врубелем в Кирилловской церкви.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Надгробный плач. Художник М.А. Врубель. 1884 год. Источникhttps://www.religion.in.ua/12469-vrubel-i-kiev.html. Фото без изменений

Это произведение на сакральную тематику настолько поражает эмоционально, создаёт такое особое духовное состояние благоговения, что вполне может рассматриваться как христианская реликвия. Композиция лаконична и сурова: 3 ангела склонились над горизонтально расположенным телом Спасителя, линии их фигур плавно перетекают одна в другую, создавая полукруг, повторяющий полукруг ниши аркосолия. Исполняя композицию в лучших традициях монументальной древнерусской живописи, М.А. Врубель всё же привносит в работу своё видение, своё понимание момента, используя дар великолепного колориста: охристо-оливковая цветная доминанта композиции контрастирует с тёмно-синим фоном грозового неба – предвестника и свидетеля трагического события. В этой схеме удачно решена проблема синтеза живописи и архитектуры. Очертания фигур ангелов, склонившихся над телом Христа, повторяют архитектурную форму ниши. В этой работе лучшие традиции древнерусской живописи соединены с врубелевским лиризмом, духом высокой трагедии и торжественным покоем. Пластика силуэтов, линейный ритм, тонко продуманное колористическое решение делают композицию одним из лучших произведений монументального искусства. Масляные краски были нанесены художником непосредственно на стену без подготовительного грунта и со временем начали осыпаться. В 1946 году живописный слой композиции сняли со стены реставраторы Николай Иванович Плеханов и Степан Сергеевич Чураков, и в реставрационных мастерских братьев Кориных в Москве законсервировали. В 1960-х годах композицию вернули в Киев в Кирилловскую церковь, а в 1998 году реставратор А. Остапчук очистил от загрязнений и закрепил живопись.

В 1887 году в Кирилловской церкви пятиярусный деревянный иконостас начала XVII века был заменён мраморным за проектом А.В. Прахова. Оригинальный проект предусматривал новый иконостас в псевдовизантийском стиле. Форма иконостаса должна была повторять невысокое предалтарное ограждение, вроде того, что сохранилось в кафоликоне Монастыря Осиос Лукас (греч. Μονή Οσίου Λουκά, 1030-е – 1040-е гг.) в Греции. За основу каркаса взято изображение «завязанных» узлом колонн на фресках XII века. Их изготовление стоимостью 6075 рублей, было заказано одесскому и киевскому филиалам фирмы «Антонио Тузинни и Джузеппе Росси». Каркас был изготовлен из разных пород итальянского мрамора под руководством мастера Д. Яковенко. Царские врата, дверца к жертвеннику, диаконник и крест, были выполнены из кружевной бронзы в киевской мастерской Т. Мартинсона. В орнаментации царских врат были использованы мотивы растений, встречающихся вдоль дороги к Кирилловской церкви. Иконостас включал в себя поставленные в 1 ряд 4 больших размеров иконы с арочным завершением. Венчает иконостас бронзовый процветший крест.

D:\Іконостас.jpg

Иконостас, проект А.В. Прахова. 1880-е годы. Фото 7 сентября 2014 года. Автор – Palukopa. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Для нового мраморного иконостаса с ноября 1884 до мая 1885 года во время своей поездки в Италию, в Венеции Михаил Александрович Врубель маслом на цинковых листах написал четыре иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с Младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Историк искусства Степан Петрович Яремич (умер в 1939 году) отметил влияние венецианской живописи на чувство формы и цвета художника, а также резкое стилевое отличие от ориентированной на византийское искусство стенописи М.А. Врубеля в Кирилловской церкви.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_131901.jpg

Иконостас, иконы М.А. Врубеля. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Икона «Богоматерь с Младенцем» сделала М.А. Врубеля известным широкой публике и послужила отправной точкой в его последующей карьере художника и декоратора. Образ Богоматери с Христом-младенцем был выполнен в соответствии с иконографией Печерской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что образ исполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность. По воспоминаниям А.В. Прахова, мастеру позировала итальянка, но основной моделью стала его супругаЭмилия Львовна Прахова, Христос-младенец имел черты младшей дочери Праховых Ольги.

D:\1-12.jpg

Икона «Богоматерь с Младенцем». М.А. Врубель. 1885 год. Икона выполнена на цинковом листе маслом, с элементами золочения. Размеры 202 × 87 см. Источникhttps://st-sophia.org.ua/uk/muzeyi/kirilivska-tserkva/zhivopis-m-o-vrubelya/. Фото без изменений

Иконографически эта икона относится к типу Панахранта. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Беломраморный трон, чрезвычайно созвучен мраморному иконостасу, символизирует царственное величие Божией Матери. Такой тип изображения появился в Византии в XI – XII вв.

Младенец-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет двуперстным жестом, а левой – держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Согласно иконографии Иисуса Христа, на любой иконе его легко узнать по особому нимбу – на нём хорошо заметен крест.

D:\Mikhail-Vrubel-Icon2-(fragment).png

«Богоматерь с Младенцем», фрагмент иконы. Общественное достояние. Фото без изменений

Богоматерь изображена в пурпурной мафории, представляющей символ страданий и воспоминание о царском происхождении. На её лбу и плечах изображены три золотые звезды в знак её «приснодевства» – согласно священному писанию, Богородица до Рождества, в Рождестве и после Рождества была девственницей, кроме того, три звезды символ Троицы. Согласно иконографии Богоматери, над её головой выписаны греческие буквы ΜΡ ΘΥаббревиатура «Матерь Божья». При строгой гармонии линий и красок М.А. Врубель умело использовал контрастные цвета, усилив эмоциональность образа Богородицы, в печальном взгляде которой видна глубокая скорбь, а в её больших, широко поставленных глазах читается безмерная тоска. Она прижимает к себе беззаботного ребёнкаХриста, ещё не осознающего своего призвания. Контраст чувств матери и сына и является главным в создании этой иконы.

Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных М.А. Врубелем в Кирилловской церкви. Известный российский коллекционер Павел Михайлович Третьяков (умер в 1898 году) особенно хвалил эту работу Михаила Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести её для своей коллекции. Российский и советский художник Михаил Васильевич Нестеров (умер в 1942 году), который был привлечён А.В. Праховым к росписи Владимирского собора, особенно выделял именно эту икону М.А. Врубеля, подчёркивая одновременность следования византийской традиции и врубелевскую оригинальность: «…вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона Богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главноеэто чудная, строгая гармония линий и красок… В образе Богоматери (не юной) чувствовалась чрезвычайная напряженность, граничащая, быть может, с экзальтацией».

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_132658.jpg

Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Прекрасный мраморный иконостас слегка не вписывается в древний интерьер Кирилловской церкви, но, несмотря на это, он сам по себе является ценным памятником скульптуры и живописи XIX века.

Из четырёх образов иконостаса Кирилловской церкви самым проблемным является именно образ Богоматери. В Венеции М.А. Врубель писал его первым и не знал, что поверхность цинкового листа необходимо было подготовить специальными образом, протравить поверхность слабым раствором соляной кислоты, чтобы краска хорошо держалась. На трёх других образах иконостаса эту ошибку Михаил Врубель не повторил. Кроме этого, «Богоматерь с Младенцем» выполнена не на целом цинковом листе, а состоит из двух соединённых фрагментов.

27 июня 1929 года комиссия в составе  российского и советского византолога Фёдора Ивановича Шмита, историка восточного искусства Всеволода Михайловича Зуммера, главы Киевской краевой инспектуры охраны достопримечательностей материальной культуры  Фёдора Людвиговича Эрнста, а также украинского архитектора Константина Васильевича Мощенка (укр. Кость Васильович Мощенко), украинского историка Василия Митрофановича Базилевича (укр. Василь Митрофанович Базилевич) и А. Александрова произвела осмотр иконы «Богоматерь с Младенцем». Кроме членов комиссии присутствовал директор Русского музея в Ленинграде Пётр Иванович Нерадовский.

Комиссия приняла решение начать реставрацию иконы в лаврских реставрационных мастерских (Всеукраинский музейный городок) и отметила необходимость проведения физических и химических исследований с обязательной фотофиксацией для выяснения причин лущения картины. 4 сентября 1929 года в присутствии комиссии образ был вынут из иконостаса и перенесён в центральный алтарь для проведения реставрации. Позднее из-за наступления холодов образ перевезли в лаврские реставрационные мастерские (реставратор Кость Кржеминский, репрессирован в 1933 году). Химический анализ иконы провёл профессор Киевского Политехнического института Сеньковский.

В 1930-х годах реставраторы вернули лучшее произведение Михаила Александровича Врубеля к дальнейшей жизни, наклеив живопись на новую, теперь уже не идеально гладкую поверхность. Эта работа была проведена Московской художественно-реставрационной мастерской под руководством художника-реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря.

Комментарии к записи ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ С XVII ВЕКА отключены