ФРЕСКИ. ЧАСТЬ 1

В последней трети XII века внутренние стены Кирилловской церкви были расписаны фресковой живописью, сохранилось около 750 м² пятая часть от когда-то существовавших.

Во время ремонтов в ХVIII веке стены церкви неоднократно штукатурили и белили.

29 марта 1860 года в Кирилловской церкви под штукатуркой и более поздней живописью были обнаружены древние фрески. Открытие совершил священник Пётр Орловский, когда во время богослужения от стены отвалился кусок извести и священник увидел на стене лицо святого. Он заметил, что росписи «имеют сходство с живописью Киево-Софийского собора». Информация об открытии древней живописи попала в печать. Была создана комиссия проводившая обследование церкви, в её отчёте было отмечено сходство фресок с живописью Софийского собора. Фрески были датированы XII веком, комиссия рекомендовала восстановить их «как драгоценный памятник древней святыни и науки археологии».

В 1867 году российский академик Измаил Иванович Срезневский и художник-реставратор Фёдор Григорьевич Солнцев сделали несколько копий открытой части фресок и надписей и продемонстрировали их в Императорском Русском археологическом обществе. Затем церковь изучал российский археолог Василий Александрович Прохоров (умер в 1882 году), отметивший «варварское очищение фресок». В 1874 году к III Всероссийскому археологическому съезду историк Церкви, протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев по благословению митрополита Киевского и Галицкого Арсения (в мируФёдор Павлович Москвин) раскрыл часть фресок в алтаре: композицию «Евхаристия», часть «Святительского чина», несколько образов святых в медальонах, отдельные сюжеты из житийного цикла святителя Кирилла Александрийского; а на стенах центральной части наоса: «Рождество Христово», «Успение Пресвятой Богородицы». Наиболее удачным в художественном смысле было раскрытие образа великомученика Димитрия. Вероятно, в расчистке принимал участие священник Иосиф Желтоножский, который по результатам сделал общий обзор выявленных росписей, проанализировал их художественную ценность и технику исполнения. Единственной публикацией по результатам археологического съезда стала статья священника Василия Антонова в 1876 году. А. Советов отмечал, что роспись сильно пострадала в процессе расчистки, красочный слой был повреждён, особенно в изображении равноапостольных Константина и Елены; за левым клиросом были полностью сбиты фигуры святых воинов Георгия и Феодора Стратилата (?), а надписи стёрты, но даже в таком виде она заинтересовала любителей старины.

Новый этап в изучении и реставрации кирилловских фресок начался в 1880 году, он связан с неутомимой деятельностью известного искусствоведа, специалиста в сфере христианской иконографии Адриана Викторовича Прахова (умер в 1916 году), который опубликовал и первую научную работу о них. По его мнению, все предыдущие раскрытия фресок были не самыми удачными, с его точки зрения, они сыграли лишь отрицательную роль в судьбе фресок.

В 1880 году А.В. Прахов расчистил несколько небольших фрагментов живописи и сделал их копии. Зарисовки, выставленные им осенью 1880 года в помещении Императорского Русского археологического общества, яркий доклад и предложение открыть и скопировать другие уцелевшие фрески заинтересовали научное сообщество. Императорское Русское археологическое общество обратилось за финансовой поддержкой к императору Александру III, который приказал выделить 10 тысяч рублей на проведение в церкви необходимых работ. Была создана комиссия в составе протоиерея П.Г. Лебединцева, историка церковной архитектуры Петра Александровича Лашкарёва и А.В. Прахова. В течение 1881 и 1882 гг. А.В. Прахов, работая с большой осторожностью, известь сначала счищалась тупыми ножами, затем оставшийся тонкий слой скатывался хлебным мякишем, фрески промывались слабым раствором поташа (калиевая соль угольной кислоты), наконец, около 10 раз промазывались 5% раствором салициловой кислоты с примесью соды, полностью раскрыл роспись, сделав в процессе более 200 копий. После снятия пятиярусного иконостаса открылись хорошо сохранившиеся композиция «Сретение» и изображения апостолов Петра и Павла на предалтарных столбах.

Понимая, что Кирилловская церковь не может быть только археологическим объектом, по завершению расчистки А.В. Прахов создал проект восстановления храма, который предусматривал соблюдение интересов «как русской археологии, так и Православной Церкви». Планировалось поддерживать сохранившиеся фрески в хорошем состоянии, создать алтарную преграду в формах ХII века, восполнить настенную живопись в местах, где старые фрески были утрачены, привести в порядок древние архитектурные формы, освобождённые от наслоений штукатурки, а также произвести тщательные обмеры и исполнить копии фресок в величину оригинала. Эту идею в сентябре 1882 года активно поддержал генерал-губернатор Юго-Западного края Александр Романович Дрентельн, запросив у казны 48 тысяч рублей, в необходимости чего убедил министра внутренних дел Российской империи графа Дмитрия Андреевича Толстого. Также по инициативе А.В. Прахова в нартексе церкви были установлены печи для поддержания оптимального температурно-влажностного режима.

Однако, реставрационная практика 2-й половины XIX века предполагала неизбежное поновление древней живописи, страдавшей от многочисленных потёртостей и других механических утрат. По настоянию церковной комиссии, практически все сохранившиеся фрески решили покрыть масляными красками, сохраняя их древний сюжет и рисунок, а в местах утраты фресок писать новые изображения.

В январе – феврале 1883 года в Санкт-Петербурге в залах университета состоялась выставка копий фресок. По словам А.В. Прахова, «для Киева была открыта новая страница его искусства самой блестящей эпохи… XII в. был едва известен».

В 1903 году к 150-летию прославления святителя Димитрия Ростовского фресковые росписи решили привести в порядок. Церковно-историческое и археологическое общество при Киевской духовной академии получило предложение «освидетельствовать обветшавшие фрески Киево-Кирилловской церкви и дать своё заключение в способе их реставрации». Комиссия в составе историка Церкви Николая Ивановича Петрова и священника К. Фоменко выяснила, что фрески ХII века сохранились значительно лучше новейших росписей, которые и нуждались в возобновлении, закреплении и обновлении красок; древние фрески рекомендовано было не трогать и оберегать во время ремонта. На всякий случай члены общества составили детальный перечень всех древних фресок и их фрагментов. Тем не менее, по непонятным причинам, фрески были записаны масляными красками, рисунок и сюжет были сохранены.

С конца 1920-х годов, когда в Кирилловской церкви собирались открыть музей, начали проводить планомерные исследовательские работы.

В 19251927 гг. была произведена полная фотофиксация архитектуры и росписей храма П. Негелем и С. Аршеневским, проведены обмеры историком архитектуры Ипполитом Владиславовичем Моргилевским и А. Ханиковым, к изучению фресок и поздней живописи приступил историк Всеволод Михайлович Зуммер.

В 1927 году первую, не совсем удачную попытку открыть фрески из-под масляных записей, осуществил Дмитрий Иосифович Киплик, заново раскрыв росписи Кирилло-Афанасиевского придела.

В 1935 году Павел Иванович Юкин открыл несколько фресок: образ святого воина в центральном нефе, частично «Рождество Христово» и «Успение Пресвятой Богородицы», а также фигуры апостолов Петра и Павла, однако использованная им каустическая сода повредила фрески.

После войны церковь находился в аварийном состоянии, восстановление храма продолжилось в 19491954 гг. Над реставрацией живописи работали Евгений Самойлович Мамолат, Лука Петрович Калениченко, химик-технолог О.Ф. Плющ, Леонид Григорьевич Тоцкий, А.И. Марампольский и другие. Реставраторы открыли коллекцию старинных орнаментов, в том числе на южной стене апсиды при выходе на площадку-балкон неповреждённые орнаментальные росписи, расчистили фреску «Лоно Авраамово». Древняя графья фресок позволила показать непропорциональность дописи и восстановить изначальные формы некоторых фресок, а также указала на индивидуальную манеру работы разных мастеров. Было установлено, что фрески в общей сложности сохранились на площади 800 м².

С 1964 года лучшие представители киевской реставрационной школы П.Я. Редько, Ольга Лисаневич, А. Остапчук, А. Ерко, В. Рыбчинский, А. Коваленко начали планомерные работы по раскрытию, закреплению, сохранению и исследованию фресок. Реставраторы сняли 5 пластов записей: самый древний из них принадлежал к ХII веку, а поздний к ХIХ веку. Благодаря их работе была пересмотрена история возобновлений храма, переосмыслен художественный уровень живописи и дана новая стилистическая оценка памятнику.

Роспись Кирилловской церкви, повторяя в своих основных частях обычную для XII века структуру небесной иерархии, обладает в то же время и ей одной присущими  особенностями. Фресковому оформлению, отдельные композиции которого не имеют аналогов, присуща целостность, художественное совершенство, оригинальность и глубокое сюжетное содержание, которые определяют особенное место храма среди сакральных сооружений Восточной Европы. Для неё характерны полихромность рисунков и динамичность изображений.

В центральном куполе храма, где по разработанной Церковью структуре находились, Христос в окружении архангелов, на время проведения реставрационных работ в 1880-х годах от старой фрески сохранились только очертания архангельских крыльев.

В барабане купола в 12 простенках между окнами расположены монументальные фигуры двенадцати апостолов, это открытые фрески XII века.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_132234.jpg

В простенках окон барабана купола расположены фигуры двенадцати апостолов. Фрески, XII век. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Ниже, на парусах (сферических треугольниках) купола были изображены четыре евангелиста. Лучше всего сохранилось изображение евангелиста Марка на юго-западном парусе.

D:\IMG_4097.jpg

Центральная апсида Кирилловской церкви. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Центральные подпружные арки декорированы поочерёдными изображениями Сорока Севастийских мучеников (укр. Сорок Севастійських мучеників) в медальонах, связанных между собой рисованными петлями-кольцами.

В конхе (сводчатой части) центральной апсиды, как и в киевском Софийском соборе, находился образ Божией Матери «Оранта» с молитвенно поднятыми руками. Большая часть композиции – масляная живопись XIX века, а от древнего фрескового изображения сохранился край голубого хитона Богоматери и подиум, на котором она стоит.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\20200919_132655.jpg

Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman

Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, находится фресковая композиция «Евхаристия» (укр. «Євхаристія») – сцена причастия апостолов Христом. В её центре изображён престол с киворием, на котором находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам, дважды, представлен Иисус Христос, облаченный в синий хитон, а в центре – два ангела с рипидами. Справа Спаситель изображён почти в профиль, подающим апостолу Павлу чашу с вином. Апостолы, надписи не сохранились, следующие за апостолом Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиционного расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображён прямолично, подающим апостолу Петру просфору. За апостолом Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому.

D:\IMG_4116.jpg

Фреска «Евхаристия». XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Под «Евхаристией» расположена монументальная композиция «Святительский чин» (укр. «Святительський чин»). Здесь фигурируют образы Отцов христианской Церкви. Образы святителей с развёрнутыми свитками в руках помещены в простенках трёх алтарных окон: две разделённые окном фронтальные фигуры в центре, по три в 3/4-ных поворотах справа и слева. Размеренность ритма, крупные фигуры, сдержанная колористическая гамма, построенная на контрасте белого цвета риз с красной разделкой и красными же нимбами, создают величественное впечатление. Из-за плохой сохранности с некоторой долей уверенности можно идентифицировать лишь 3 святителей в правой части композиции. Образ второго святителя с южной стороны полностью соответствует иконографическому типу святого Афанасия Александрийского: у него седые волосы, высокий с морщинами лоб, удлинённый нос, трапециевидная борода. Перед образом святого Афанасия изображён святой, иконография которого напоминает образ святого Иоанна Златоуста. Святой Кирилл Александрийский, вероятно, представлен последним в правой группе иерархов. Верхняя часть фигуры была дописана масляными красками в ХIХ веке, но образ, очевидно, сохраняет черты древнего изображения, характерные для этого святого.

Под «Святительским чином» в 9 медальонах помещены погрудные образы святителей, плохая сохранность, в том числе отсутствие подписей, делает их атрибуцию невозможной.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Роспись центральной апсиды. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

На нижней части стен изображение подвесных тканей и декор, имитирующий мраморные панели.

На столбах триумфальной арки, в среднем горизонтальном регистре, находится библейский сюжет «Сретение» (укр. «Стрітення»), довольно редко изображаемый на этом месте. Кирилловское «Сретение» изображает святую семью – Иосифа и Марию с маленьким Христом на руках – на северном алтарном столбе. Они направляются в храм.

D:\IMG_4076.jpg

Фреска «Сретение», Иосиф и Мария с маленьким Христом на руках. XII век и 1880-е годы. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Святую семью встречают старец Симеон и Анна Пророчица, их образы исполнены на южном алтарном столбе. Расположение композиции на пороге алтарного пространства усиливает ее «жертвенный символизм».

D:\IMG_4072.jpg

Фреска «Сретение», старец Симеон и Анна Пророчица. XII век и 1880-е годы. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Впечатляет мастерство выполнения образа Симеона Богоприимца. Перед зрителем предстаёт почтенный старец в бледно-голубом хитоне; морщины на лице выписаны осторожными, тонкими мазками. Композиция символизирует наследственность Ветхого Завета Новым.

D:\IMG_4049.jpg

Фреска «Сретение», фрагмент. Старец Симеон. XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Под сценой «Сретение», в нижнем регистре, величественные и монументальные фресковые фигуры в полный рост апостолов Петра с крестом и Павла с Евангелием наместников Церкви земной. Сохранились верхние части фигур, нижние живопись XIX века

D:\IMG_4058.jpg

Святой апостол Пётр. Фреска, XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

D:\IMG_4072.jpg

Святой апостол Павел. Фреска XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Большой интерес представляет уникальный фресковый цикл на стенах южной или Кирилловской апсиды (диаконника).

D:\IMG_4130_.jpg

Фрески XII века в диаконнике. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Это яркие детализированные сцены жития епископов Александрийских Кирилла и Афанасия, живопись, не имеющая аналогов в древних памятниках всего византийско-балканского наследия. Всего в апсиде было размещено 16 житийных сцен, из них сохранилось 12 + 2 дописанных в ХIХ веке, 8 сохранилось в хорошем состоянии, остальные в фрагментах: «Святой Кирилл пишет заповедь Божию», «Святой Кирилл проповедует правую веру», «Святитель Афанасий в ладье», «Святой Кирилл учит цесаря», «Святой Кирилл учит в Соборе», «Проклятие святым Кириллом еретиков во главе с Несторием», «Святой Кирилл исцеляет бесноватых», «Богородица благословляет святых Афанасия и Кирилла», «Погребение святого Кирилла», «Погребение святого Афанасия».

 Сцены размещены в 5 горизонтальных регистрах, читаются последовательно слева направо и сверху вниз. Над первым ярусом проходила широкая орнаментальная полоса из охристо-желтых кругов с вписанными в них завитками на красном, синем и зелёном фоне. От неё сохранился незначительный фрагмент, по его образцу в ХIХ веке была воспроизведена вся полоса. Ряды фресок разделены между собой красно-коричневой разгранкой шириной 8-10 см.

Начальная сцена верхнего регистра не сохранилась. В ХIХ веке на её месте в соответствии с реконструкцией А.В. Прахова был написан сюжет «Святого Кирилла избирают в епископы». От второго сюжета дошёл фрагмент изображения ворот с крестом над ними. А.В. Прахов предположил, что это ворота храма, и сцена была идентифицирована как «Святой Кирилл идёт к воротам». Хорошая сохранность следующей сцены и часть надписи к ней, сохранилось слово «люди», позволили А.В. Прахову определить её как «Святой Кирилл учит людей»: святитель проповедует, стоя на возвышении, в левой руке держит Евангелие, правая поднята в жесте обращения; фоном служат архитектурные сооружения; рядом группа людей, внимающих пастырю.

Во втором регистре находится 4 сцены. На северной стороне древняя живопись утрачена, в XIX веке была написана композиция «Святой Кирилл обличает поганых». В центре регистра, над окном, сохранился небольшой фрагмент неизвестной композиции с изображением возле врат фигуры, сохранилась нижняя часть в белой одежде. По мнению А.В. Прахова, здесь был изображён святитель Кирилл перед царскими вратами. Третья сцена «Святой Кирилл пишет заповедь Божию»: на фоне кивория в задрапированном белой тканью кресле сидит святитель Кирилл, который одет в синюю фелонь, голубой подризник, на плечах белый омофор, на голове сетчатая скуфья; он пишет в книге, лежащей на его левой руке. Перед ним на пюпитре лежит раскрытая книга, витая ножка пюпитра декорирована фигуркой рыбы. На столе чернильница; в торцевой части стола, за открытой дверцей на полках, видны 2 белые бутылочки для чернил. Справа группа учеников святителя Кирилла: их головы слегка склонены, у стоящего первым руки прижаты к груди, концы длинных рукавов перевязаны накрест, что означает смирение и покорность учеников своему учителю и благоговение перед ним.

Фреска «Святой Кирилл пишет заповедь Божию». XII век. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

В четвёртой сцене «Святой Кирилл проповедует правую веру» в центре группы из 5 святителей изображён святитель Кирилл в традиционном сетчатом головном уборе, рядом с ним святитель Афанасий в характерном облачении с крестами на омофоре в виде тетрафолиев.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фреска «Святой Кирилл проповедует правую веру». XII век. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

Третий регистр начинается фреской, на которой сохранилась верхняя часть сидящей в кресле фигуры без нимба и образы предстоящих; за спиной сидящего от берега отплывает ладья с фигурой в епископском облачении. Атрибуция сюжета затруднена: А.В. Прахов лишь описал его, не давая определения; Н.В. Блиндерова назвала этот сюжет «Святой Кирилл в ладье»; Певна увидела в сидящем императора Феодосия II, созвавшего III Вселенский Собор в Эфесе, однако данная интерпретация неоднозначна и вызывает сомнения. Можно предположить, что здесь представлен эпизод из Жития святителя Афанасия Александрийского: на берегу в кресле император Юлиан «Отступник», в правление которого святитель Афанасий оказался в изгнании, в отплывающей ладье, в которой угадывается древнерусская ладья, изображён сам святитель, который спасается от преследования императора Юлиана.

Второй сюжет имеет надпись: «Св. Кирилл учит цесаря». В центре представлен цесарь в парадной древнерусской княжеской одежде XII века, без нимба, по сторонам святители Кирилл в крещатой ризе, в скуфье и Афанасий в белой ризе, на омофоре кресты в виде тетрафолиев. Возможно, здесь изображён не цесарь – византийский император, а основатель храма великий князь Всеволод II Ольгович.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\16) Кирилловская церковь-монастырь\11) фреска XII века.jpg

Фреска «Святой Кирилл учит цесаря». XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Третий сюжет по сохранившейся надписи определён как «Св. Кирилл учит в Соборе». Композиционно фреска близка к сцене «Св. Кирилл учит царя»: в центре на троне сидит император в далматике, с лором, на голове стемма, с нимбом, почти буквально повторены изображения обращающихся к нему святителей Кирилла и Афанасия, за исключением жеста святителя Афанасия: в первом случае он обеими руками держит кодекс, во втором правая рука отведена в сторону. Позади императорского трона видны головы в шлемах 2 стражей с копьями, а за святителями 2 епископа с нимбами. А.В. Прахов связал этот сюжет с III Вселенским Собором. Однако допустимое в символических сценах изображение парных Александрийских святителей невозможно в композициях исторических, так как святители Афанасий и Кирилл не были современниками, хотя оба и являлись участниками Вселенских Соборов, но один I, а другой III. Данная фреска служит скорее выражением идеи Вселенского Собора, когда симфония власти церковной и светской сохраняет чистоту христианской веры.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

Фреска «Святой Кирилл учит в Соборе». XII век. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений

Четвертый ряд открывается сюжетом, который был обозначен А.В. Праховым как «Проклятие святым Кириллом еретиков во главе с Несторием». Еретики изображены со склоненными головами, в задумчивости взявшимися за бороды. Далее следует сюжет «Святой Кирилл исцеляет бесноватых». Святитель показан на фоне архитектурного сооружения, жестом благословляющей руки он усмиряет двух готовых броситься на него бесноватых, изображённых на фоне красной горы.

D:\IMG_4138_.jpg

Фреска «Святой Кирилл исцеляет бесноватых». XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Последний сюжет этого ряда «Богородица благословляет святых Афанасия и Кирилла» – ещё раз возвращает к земным трудам святителей, боровшихся с ересями во славу Иисуса Христа и Божией Матери.

D:\IMG_4137_.jpg

Фреска «Богородица благословляет святых Афанасия и Кирилла». XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

В заключительном, пятом регистре от композиции слева сохранился лишь фрагмент, а справа представлено «Погребение святого Кирилла»: 2 ученика кладут тело святителя в мраморную раку с изображением процветшего креста, остальные стоят слева у раки, справа фигура кадящего епископа в крещатой фелони.

D:\IMG_4128_.jpg

Фреска «Погребение святого Кирилла». XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений

Неизвестную композицию слева можно с определенной долей уверенности реконструировать как «Погребение святого Афанасия». Сохранившиеся фрагменты при такой трактовке сюжета позволяют увидеть в её иконографии схему, близкую к сцене «Погребение святого Кирилла»: такие же архитектурные строения; поза епископа в красной фелони, голова которого склонена вниз, аналогична позе кадящего над ракой святителя Кирилла; прочитывается и сходная группа людей. Таким образом, в нижнем регистре заканчивали цикл, видимо, 2 сцены с изображением завершения земного пути святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Сохранность этих росписей хоть и не полная, но лучшая из всех фресок храма. Цветовая гамма – это красный, голубой, зелёный и жёлтые пигменты. Манера исполнения напоминает книжную миниатюру. Фрески диаконника, объединённые сюжетно и составляют последовательный рассказ, вводящий зрителя в реалии церковной жизни ІІІV вв. египетской Александрии и периода ранней Византии.

По сторонам житийного цикла на стенах и пилястрах южной апсиды размещены симметрично фигуры 12 святителей и 4 диаконов, сохранилось 9, остальные переписаны. Все изображены фронтально в рост, в руках держат кодексы, у большинства на голове тонзура. Во втором регистре на южной стене, слева от окна, А.В. Прахов определил по надписи фигуру святителя Евлогия Александрийского, ближайшего сподвижника святителя Кирилла. Можно предположить, что представленные здесь святые были связаны со святителями Кириллом и Афанасием, вероятно, это участники I и III Вселенских Соборов. Таким образом, в программе росписи алтарного пространства храма не только показана тема преемственности служения от апостолов к святителям Вселенским, но и представлена миссия славян, в том числе просветителей Руси.

Комментарии к записи ФРЕСКИ. ЧАСТЬ 1 отключены