ФРЕСКИ. ЧАСТЬ 2
В живописи северной апсиды – жертвенника Кирилловской церкви представлены сюжеты, не имеющие прямых аналогий в древнем монументальном искусстве. Сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей: 31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохранились полностью, 12 частично – переписаны в XIX веке. В надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана. На северной стене в верхнем регистре изображён в рост первомученик архидиакон Стефан. В верхнем ряду на северной стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах, с пышными волосами прикрывающими уши, с тёмной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноапостольный Кирилл. Данную атрибуцию образа предложил А.В. Прахов на том основании, что надпись: «А КОСТ//НТИНЪ» – возле фигуры святителя не что иное, как мирское имя равноапостольного Кирилла. Святитель рядом, верхняя часть дописана масляными красками в ХIХ веке, может быть определено как образ равноапостольного Мефодия, брата Кирилла. Если признать достоверность данной атрибуции, то эти образы святых братьев самые ранние в искусстве Руси. Во 2-м ряду благодаря хорошей сохранности выделяются изображения святителей Иоанна Македонского и Иосифа Солунского. С южной стороны апсиды в среднем регистре северного пилона северного столба триумфальной арки помещён образ святителя с надписью, зафиксированной в отчётах о реставрации: «А КЛIМАНТЪ». По иконографическому типу он напоминает святителя Климента Охридского, ученика и продолжателя дела равноапостольных Кирилла и Мефодия. Расположенные здесь же образы святых Наума Охридского, Кириака, Евмения также входят в ряд изображений учеников святых братьев. В третьем регистре предположительно помещены святые, ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников. Стиль фресок в их наилучших по сохранности частях обнаруживает, как это было указано советским историком искусства Николаем Петровичем Сычёвым (умер в 1964 году), несомненные точки соприкосновения с македонской разновидностью византийского стиля, представленного росписями Бачковского монастыря (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский», ныне в Пловдивской области Болгарии).
Фреска XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
В трансепте церкви изображения размещались в три регистра, фрески сохранились частично. В верхнем регистре на северной и южной стенах в простенках окон помещены по 2 фигуры столпников. На северной стене узнаётся образ преподобномученика Симеона Столпника. В среднем регистре находятся масштабные многофигурные композиции «Рождество Христово» на южной стене и «Успение Пресвятой Богородицы» на северной стене. Расположение этих композиций друг против друга традиционно для византийской храмовой декорации.
На южной торцевой стене трансепта, ниже окон среднего уровня, на большой площади расположена композиция «Рождество Христово» (укр. «Різдво Христове»). Этот праздничный сюжет, словно сотканный из отдельных миниатюрных сцен, знаменует приход в мир Спасителя. Композиция «Рождество Христово» представлена расширенным изводом, не имеющих аналогов в искусстве этого времени. В ней объединены евангельские и апокрифические сюжеты, включающие в том числе сцены омовения Богомладенца в купели 2 служанками, благовестия пастухам, путешествия волхвов, пребывание волхвов у царя Ирода (?), принесение даров.
Южная стена трансепта с фреской «Рождество Христово». XII век и 1880-е годы. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений
Рождество Христово. Серым цветом фреска, сохранившаяся с XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Фреска «Рождество Христово». Фрагмент, участок внизу справа. XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Северная стена трансепта с фреской «Успение Пресвятой Богородицы». XII век и 1880-е годы. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman
На северной торцевой стене трансепта, ниже окон среднего уровня, находится композиция «Успение Пресвятой Богородицы» (укр. «Успіння Богородиці»), сохранилась во фрагментах, в иконографическом изводе «Облачное Успение». Особенностью этого сюжета является изображение апостолов на облаках несомых ангелами, на которых они со всех концов света направляются в Иерусалим на похороны Богоматери.
Фреска «Успение Пресвятой Богородицы». XII век и 1884 год. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений
Успение Пресвятой Богородицы. Коричневым цветом фреска, сохранившаяся с XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Фреска «Успение Пресвятой Богородицы». Фрагмент, участок внизу в центре. XII век и 1884 год. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
На западной стене центрального нефа из-под живописи XIX века, был открыт фрагмент древней фрески, который сохранился недостаточно хорошо для его реконструкции и атрибуции сцены. На расчищенном участке внизу слева чётко просматривается часть обутой в сапог ноги и небольшой фрагмент облегающей её орнаментированной одежды. На фреске также читаются украшенные «жемчугом» круги и геометрические линии, последние могут быть частью изображения складок одежды, очертаний здания, престола, кивория и так далее. О наличии этих изображений еще в 1982 году писал реставратор А.Н. Остапчук.
На северной стене северного нефа в средней части представлены фигуры равноапостольных Константина и Елены. Они изображены фронтально, в рост, держащими Животворящий Крест. Напротив, в компартименте южного нефа, находится ктиторская композиция с «портретами» членов княжеской семьи. Образы византийских императоров, способствовавших становлению христианской веры, сопоставляются с изображениями правителей Руси, утверждающих на своей земле Божии храмы.
Основную площадь стен нартекса занимает грандиозная композиция «Страшный Суд» (укр. «Страшний суд»), сохранившаяся фрагментарно. Её центральная часть расположена на восточном своде и продолжена на поверхностях столбов, арок, пилястр и коробового свода. В центре – Христос Судия с предстоящими Богородицей и святым Иоанном Предтечей, за ними – апостолы, сидящие на синтроне. Ниже – разбитые по чинам группы людей, направляющихся к Спасителю, их шествие продолжено на сопредельных поверхностях стен. В монументальной церковной живописи этот сюжет распространяется на Руси в ХІІ веке. В Кирилловском храме эту композицию можно рассматривать как самое раннее и лучше сохранившееся изображение Страшного суда в древнерусском искусстве. Её дополняют связанные с ней сцены апокалипсиса.
Фреска «Страшный суд». XII век и 1880-е годы. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Фреска «Страшный суд». Фрагмент левой части композиции. XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Фреска «Страшный суд». Увеличенный фрагмент левой части композиции. XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Особый интерес вызывают составные части этой композиции – «Шествие князей», «Лоно Авраама», «Ангел, свивающий небо в свиток».
В сцене «Шествие князей» (укр. «Хода князів») в верхнем регистре западного анта северного столба (на пилоне северного столба нартекса) гармонично объединены ритм рисунка и цвета. В этой фреске некоторые исследователи видят ктиторскую композицию, изображающую князя Всеволода II Ольговича с сыновьями, ведомые к Судии ангелом.
Фреска «Шествие князей». XII век и 1880-е годы. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений
Несколько фрагментов сохранилось в южной части композиции: весы правосудия, Этимасия, фигуры коленопреклоненных Адама и Евы, фигуры трубящих ангелов.
На западной стене северной части нартекса, над погребальной нишей-аркосолием, расположена сцена вечного покоя – «Лоно Авраамово» (укр. «Лоно Авраама») – символ рая.
Фреска «Лоно Авраамово». XII век. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Над погребальными нишами, расположенными в южной части нартекса, – фигуры святителей.
Пилон южного столба нартекса. Фото 19 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Украшением Кирилловской церкви без преувеличения является знаменитая фреска «Ангел, свивающий небо в свиток» (укр. «Янгол, який звиває небо»). Она украшает восточный пилон южного столба нартекса. Эта динамичная, изысканная в художественном отношении сцена конца Света исполнена в лучших традициях древнерусской монументальной живописи и является одним из её шедевров. Композиция наполнена высоким духовным напряжением и драматизмом: ангел энергично сворачивает от порыва ветра огромный свиток, символизирующий небо. Грустное выражение лица ангела, взмах крыла, безропотно склонённая голова ярко передают трагизм грядущего события. Драматизм происходящего хорошо подчёркнут цветовым решением: розовая фигура ангела выделяется на тёмно-синем фоне.
Фреска «Ангел, свивающий небо в свиток». XII век. Источник – https://ukrainaincognita.com/kyivska-oblast/kyiv/kyrylivska-tserkva/kyrylivska-tserkva. Фото без изменений
Изображение ада, находившееся, согласно иконографической традиции, на западной стене нартекса, не сохранилось. Во время обновления церкви в ХIХ веке эта часть композиции была реконструирована А.В. Праховым по аналогии с росписью Церкви Спаса Преображения на Нередице (ныне деревня Спас-Нередицы в Новгородском районе Новгородской области Российской Федерации). Сюжеты небесного рая в северной части нартекса, у входа на хоры, были написаны по образцу фресок Димитриевского собора (конец XII века) во Владимире (ныне город, административный центр Владимирской области Российской Федерации). Композицию «Страшный Суд» дополняют 2 фигуры преподобных на арке северного (живопись XIX века) и южного столбов, держащих развёрнутые свитки с текстами о Страшном Суде. Им соответствуют изображения неизвестных преподобных на западных пилонах средних опорных столбов.
Фреска XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
На столбах и пилонах центрального и боковых нефов были помещены единоличные изображения святых, большинство из которых воины. С XII века сохранилось пять фресковых изображений византийских и русских «Святых воинов»: на левом столбе – Георгий Победоносец, на правом – Александр Кродамнский и неизвестный воин, на южных пилонах столбов – Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и в живописи XIX века русские князья-страстотерпцы Борис и Глеб Владимировичи.
Фреска «Святой воин». XII век. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений
Все они наделены индивидуальными чертами, но один из них отличается от других своей оригинальной трактовкой.
Фреска «Святой воин». XII век. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 327. Фото без изменений
Эта фреска выполнена на юго-западном пилоне центрального северного столба, во втором регистре. Надпись, которая должна была сопровождать изображение, к сожалению, не сохранилась. Образ имеет нимб. У святого – густые волосы, большие глаза, большой нос; на плечах плащ-корзно с большой фибулой, а также длинная кольчуга, одетая наверх рубашки; левая рука воина опираются на большой щит, правая – держит копьё. Надменная импозантная фигура свидетельствуют о том, что здесь изображён не обычный воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусскую военную одежду, а в некоторых чертах лица и фигуры святого распознают намёк на облик основателя кирилловского храма великого князя Киевского Всеволода II Ольговича. Литературное описание облика князя подано российским историком Василием Никитичем Татищевым (умер в 1750 году): «Сей князь – муж был большой ростом и весьма толстым. Глаза имел не маленькие, нос длинный, бороду широкую…». По мнению советского и украинского историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева (умер в 2005 году), в этом воине хочется видеть портрет «самовластного и коварного» великого князя Всеволода II Ольговича.
Фреска XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Фресковая роспись XII века на хорах Кирилловской церкви сохранилась только в княжеской молельне. Она представлена житийным циклом Иоанна Крестителя. На южной стене молельни сохранился редкий для монументального искусства сюжет «Ангел, ведущий юного Иоанна Крестителя (Предтечу) в пустыню» (укр. «Янгол, що веде юного Іоанна Хрестителя в пустелю»), его рисунок имеет определенное сходство с изображением «Ангел, свивающий небо в свиток». Художник мастерски передаёт грациозное движение ангела. Голова повёрнута к Иоанну, которого ангел поддерживает правой рукой, а левой указывает ему путь на небо.
Фреска «Ангел, ведущий юного Иоанна Крестителя в пустыню». XII век. Источник – https://www.pravenc.ru/text/1840467.html. Фото без изменений
На северной, южной и западных стенах сохранились фрагменты древней живописи: фигура с нимбом со скрещенными на груди руками и фигура неизвестного в орнаментированной светской одежде, предположительно, фрагменты сцен из Жития св. Иоанна Крестителя. На стенах арки северной стены молельни представлены 2 фигуры в княжеских одеяниях.
Фреска XII века. Источник – https://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html. Фото без изменений
Кирилловская церковь также богато украшена фресковыми орнаментами, которых можно насчитать более 80 разновидностей.
Иконографическая программа Кирилловского храма в первую очередь отвечает византийской христианской живописной традиции, а во-вторых, акцентирует внимание на прославлении заказчика, его рода и духовных патронов ктитора – александрийских святых Кирилла и Афанасия.
Славянские надписи, сопровождающие древние фрески, свидетельствуют, об исполнении росписи русскими (киевскими) мастерами, которые наследуя византийской и балканской живописной традиции, создали свой оригинальный фресковый ансамбль, основанный на местных древнерусских декоративно-живописных традициях.
Фресковые орнаменты Кирилловской церкви в сравнении с фресками из других современных ей храмов Руси-Украины отличаются хорошим сохранением, полнотой, целостностью, идейно-содержательным наполнением, художественным совершенством и оригинальностью. Они составляют единую группу, схожую по манере рисунка, композиционным построениям и цветовому решению. Орнаментальная роспись подчинена архитектурным деталям храма. Такой большой площади фресок ХІІ века, выполненных по единому композиционному замыслу, практически не существует во всём восточнославянском мире.