КЛОВСКИЙ СТЕФАНИЧ МОНАСТЫРЬ

Кловский Стефанич монастырь, или Монастырь Богородицы Влахернской на Клове (укр. Кловський (Стефанич) монастир), православный мужской монастырь близ Киева (ныне в Киеве). Своим происхождением и вторым названием монастырь обязан бывшему игумену Киево-Печерского монастыря Стефану.

Фундаменты монастырской Соборной церкви Пресвятой Богородицы Влахернской на Клове (укр. Соборна церква Пресвятої Богородиці Влахернської) постановлением Кабинета Министров Украины (укр. Кабінет Міністрів України) № 928 от 3 сентября 2009 года признаны памятником археологии национального значения, охранный номер 260056-Н. Охранная зона установлена в пределах улиц Филиппа Орлика (укр. вулиця Пилипа Орлика), Академика Богомольца (укр. вулиця Академіка Богомольця), Шелковичной (укр. Шовковична вулиця).

Местонахождение монастыря. Монастырь находился в урочище Клов в Печерской части близ древнего Киева (ныне в Киеве). Остатки монастырской каменной Церкви Богородицы Влахернской на Клове находятся на территории нынешнего Кловского лицея (укр. Кловський ліцей) № 77 по Шелковичной улице, 25.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Источникhttps://www.google.com/maps/d/embed?mid=1p16HYXV_eZUlKao6SaqTwzhycR8&msa=0&hl=ru&ie=UTF8&t=m&ll=50.44131668199085%2C30.527610029074044&spn=0.005465%2C0.012853&z=17&output=embed. Фото изменено

Станция метро «Палац Спорту» находится в 930 метрах от Кловского лицея.

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\12) Кловский (Стефанич) монастырь\11) Е 2020.jpg

Подъём Шелковичной улицей на Кловский холм. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\12) Кловский (Стефанич) монастырь\10) Е 2020.jpg

Подъём к бывшему месту нахождения монастыря. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\12) Кловский (Стефанич) монастырь\2) Е 2020.jpg

Улица Шелковичная, 25, Кловский лицей № 77. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

D:\Захоронения князей Руси (Украины)\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\12) Кловский (Стефанич) монастырь\5) Е 2020.jpg

Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman

История монастыря. В 1078 году монахи Киево-Печерского монастыря, согласно сообщению «Печерского патерика», подняли мятеж, лишили игуменства Стефана «Болгарина» (1074 – 1078 гг.) и изгнали его из монастыря. В судьбе «потерпевшего» приняли участие «мнози отъ болярь, сынове сущи тому духовнии» и «подаваху ему отъ имѣний своихъ, еже на потрѣбу тому суще и на иная управлениа». Пожертвования оказались достаточными для основания нового монастыря. По мнению историка Церкви Антона Владимировича Карташёва (умер в 1960 году), две трети монастырей древней Руси строились в домонгольский период боярами и князьями, исключением является Киево-Печерский монастырь, как «дань подражания грекам» и «чтобы иметь собственных молитвенников за свою душу при жизни и смерти». В своей работе «Очерки по истории Русской Церкви» А.В. Карташёв писал: «По тем же ктиторским побуждениям строили монастыри и богатые из монахов…. Стефан, преемник преподобного Феодосия по игуменству в Печерском монастыре, после того как был выжит оттуда недовольной братией, также устроил при помощи сочувствовавших ему бояр свой монастырь в Киеве, так называемый Кловский Влахернский или Стефанечь».                                                                                            

Таким образом, в 1078 году Стефан «Болгарин» (укр. Стефан «Болгарин») основал новый монастырь, на другом отроге Печерской горы, в урочище, называемом Клов, от которого и одноименного ручья монастырь и получил своё название.

В конце 1080-х годов Стефан заложил в монастыре каменную Церковь Богородицы Влахернской на Клове, посвящённую чудотворной иконе Богородицы, хранившейся в Константинополе во Влахернском монастыре: «Състави собѣ монастырь на Кловѣ и церковь възгради въ имя святыа Богородица, и нарекъ имя ей, по образцу сущаго въ Коньстаньтинѣ градѣ, иже Влахѣрнѣ». Вероятно, Стефан располагал копией данной иконы для Печерской церкви, которую игумен-изгнанник забрал с собой в новооснованную обитель.

Вскоре умер епископ Владимиро-Волынский Илья (укр. Ілля). Около 1090 года митрополит Киевский и всея Руси Иоанн (какой II или III) поставил игумена Стефана епископом на Владимирскую кафедру, здесь он был известен под именем Стефан I.

Под 1091 годом в «Повести временных лет» упоминает об участии епископа Стефана I в торжественном перенесении мощей Феодосия Печерского в Печерском монастыре: «В се же время видѣ Стефанъ… в се же время бысть епископъ, видевъ въ своемъ манасътыри чресъ поле зарю велику надъ пещерою… и всѣдъ на конь в борзѣ поѣха, поемъ съ собою Климянта, его же постави игумена по собѣ». Приехав накануне торжественного события, он остановился в Кловском монастыре, по заключению летописца «в своём».

27 апреля 1094 года епископ Владимиро-Волынский Стефан I умер, игуменом Кловского монастыря стал Климент (укр. Климент, игумен с 1091 года).

В 1096 году преимущественно деревянный Кловский монастырь был разграблен и сожжён половцами хана Боняка. Описывая нападение половцев на Киев, летописец отмечал: «И пожгоша монастырь Стефанечь, деревенѣ и Германечь». В последующие годы шло восстановление монастыря   

Под 1108 годом «Повесть временных лет» сообщает об окончании строительства Соборной церкви Богородицы Влахернской: «В се же лѣто кончаша верхъ святыя Богородица Влахѣрны на Кловѣ, заложенѣи Стефаномъ епископомъ бывшу ему прѣже игуменомъ Печерьскаго манастыря». Это сообщение дало основание российскому историку Церкви Николаю Ивановичу Петрову (умер в 1921 году) и другим исследователям Киева утверждать, что Стефан не довёл до конца строительство монастыря. Возможно, работы 1108 года следует связывать с восстановлением церкви после пожара 1096 года.

D:\Собор_Кловского_монастыря_в_Киеве.png

Церковь Богородицы Влахернской. Реконструкция Ю.С. Асеева и В.А. Харламова. Источник – Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. – Киев: Будiвельник, 1982.С. 100. Фото без изменений

В 1112 году в Кловском монастыре был похоронен князь Владимиро-Волынский Давыд Игоревич, который предположительно, опекал обитель при жизни. На этом, по существу, и обрываются письменные свидетельства о Кловском монастыре. Дальнейшая его история по летописным данным не прослеживается.

В 1115 году упоминается игумен монастыря Пётр (укр. Петро).    

В 1240 году, можно полагать, что Кловский монастырь и храм были разрушены и прекратили существование вследствие монгольского нашествия.

В XVIII веке можно было ещё увидеть руины монастыря.

По сообщению российского историка и одного из основоположников научной историографии и археологии Киева Максима Фёдоровича Берлинского (умер в 1848 году) при постройке Кловского дворца в 1756 году (ныне Верховный суд Украины, улица Филиппа Орлика, 8) на запад от него были обнаружены древние фундаменты. Как писал М.Ф. Берлинский, ещё в начале XIX века за дворцом были видны руины древнего Кловского храма. Украинский историк Николай Васильевич Закревский (умер в 1871 году) отрицал это, по его данным, в XVIII веке за Кловским дворцом печерские монахи обустроили множество погребов. По этой причине это место не могло быть надёжным доказательством в определении места Кловского монастыря. Руины не подверглись раскопкам и о них забыли.

В 1899 году в районе Екатерининской улицы (ныне Липская улица, укр. Липська вулиця) был найден клад древнерусских вещей, куда входило около 20 византийских монет. Это указывало на расположение в этом районе значительного жилого района с большим приходом.

В конце XIX века российский историк, протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев и уже упоминаемый Н.И. Петров утверждали, что остатки Церкви Богородицы Влахернской скрыты под зданием Женского духовного училища (бывший Кловский дворец).

Долгое время исследователи древнего Киева не могли указать точное местонахождение Кловского монастыря. Советский археолог Михаил Константинович Каргер (умер в 1976 году) констатировал, что: «Никаких остатков этого (Кловского) монастыря до нашего времени на Клове выявлено не было».

В 1963 году по улице Карла Либкнехта (ныне Шелковичная улица), 25 в усадьбе средней школы № 77 (ныне Кловский лицей № 77), за 150 метров на запад от Министерства геологии УССР (бывший Кловский дворец) советский историк и археолог Пётр Петрович Толочко обнаружил фундамент, о котором писал М.Ф. Берлинский. Исследователь уверенно атрибутировал его как остатки Кловского храма. Возле остатков фундамента П.П. Толочко открыл и исследовал двухкамерную гробницу, стенки которой были сложены из кирпича-плинфы и перекрытую шиферными плитами.   

В 19741975 гг. фундаменты, найденные П.П. Толочком, были детально исследованы киевской археологической экспедиции Института археологии АН УССР. Как показали исследования фрагменты древних фундаментов – это всё, что осталось от Кловского храма. Раскрыть всю площадь сооружения было невозможно, этому мешали многочисленные новые строения: капитальный кирпичный забор соседнего участка, который перегораживал значительную часть храма, трансформаторная подстанция, кирпичное здание детского садика с верандой (ныне – Заклад дошкільної освіти №1/185 МВС України «Берегиня», улица Академика Богомольца, 7/14А), также линии коммуникаций и ряд ям от более поздних земляных работ.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Место нахождения Кловского храма. Источник – https://www.google.com/maps/@50.4414725,30.531293,195m/data=!3m1!1e3. Фото изменено

В ходе раскопок были выявлены только фундаментные рвы, заполненные строительными остатками и землёй. Не только стены, но и все фундаменты, за исключением небольшого участка, разобрали как материал для строительных работ в XVIII XIX вв.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Общий вид раскопок Кловского храма. 1974 – 1975 гг. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

Сложность раскопок заключалась в том, что план сооружения был необычным для архитектуры Киева XI – XII вв. Достаточно обосновано был определён план северной, центральной, западной части храма и частично южной и восточной части, где исследования проводились отдельными шурфами. В результате была выявлена система ленточных фундаментов большого, прямоугольного в плане сооружения размерами 33 × 33 метра, без апсид.

Характер кладки фундаментов очень интересный и много в чём подобен конструкции фундаментов Десятинной церкви. После распланировки сооружения на местности, азимут сооружения – 9, по всему плану и на некотором расстоянии, до 1,80 метра, от его края вынималась земля по всей площади постройки до материкового грунта. После чего всё площадку укрепляли, забивая в порядковой системе колки (колья) длиной 40 – 50 см, диаметром 5 – 6 см, на расстоянии один от одного 40 – 45 см.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Следы кольев под фундаментами северной стены храма. 1974 – 1975 гг. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Схема кольев под фундаментами южной стены храма. 1974 – 1975 гг. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

В сечении колья четырёхгранные, иногда – круглые, то есть очень подобны, кольям под апсидной частью Десятинной церкви, которые были длиной 50 см и диаметром 5 – 7 см.

Затем между рядами кольев по периметру стен укладывали жёстко соединённую систему лежней – деревянные колоды, обтёсанные с четырёх сторон, с размером в сечении 20 × 20 см. Такие субструкции (опорные конструкции) были найдены в разных частях сооружения. Колоды укладывали от двух до пяти рядов по ширине фундамента.

Интересная особенность была исследована на участке, где зафиксированы следы фундамента южной апсиды. Между рядами кольев субструкции были уложены поперёк направления полукруга апсиды, «веером».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Следы фундамента южной апсиды. 1974 – 1975 гг. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

Фундаменты, как это можно видеть по их остаткам в западной части сооружения, выкладывались из больших каменных валунов на известковом растворе с большим количеством цемянки. Раствор очень напоминал тот, который использовался при строительстве Успенской церкви Киево-Печерского монастыря. Ширина фундамента составляла 1,80-1,90 метра, глубина до 1,25 метра.

Стены храма, вероятно, выкладывались в технике «смешанной кладки» («opus mixtum»). Многочисленные обломки кирпича-плинфы в отвалах и строительных остатках, а также отдельные более-менее целые образцы, целой удалось обнаружить лишь одну плинфу, свидетельствуют о том, что в основном она имела размеры 34 × 29 × 4 см, то есть типичные для конца XI века, размер кирпича Успенской церкви 35 × 28 × 4 см. Среди строительных остатков имелось много обломков овручского шифера, фресковой двухслойной штукатурки.

Благодаря работе советского и украинского археолога Ивана Ивановича Мовчана (укр. Іван Іванович Мовчан), украинского специалиста по археологии и архитектуре Киевской Руси и средневековой Украины Виктора Александровича Харламова (укр. Віктор Олександрович Харламов, умер в 1996 году) и советского и украинского историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева (укр. Юрій Сергійович Асєєв, умер в 2005 году) удалось установить контуры плана Кловского храма. Общая ширина храма с галереями составляла – 33 метра, полную длину определить не удалось, без апсид 33 метра. По своей монументальности храм приближался к наибольшим храмам Киева. План храма, с первого взгляда выделялся своей необычностью: 5-нефный, с трёх сторон окружён галереями.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План фундаментов Кловского храма по раскопкам 1974 – 1975 гг. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

1. Раскопанная часть фундаментов храма

2. Реконструированная часть фундаментов храма

На плане не сложно определить центральное ядро храма 3-нефный 8-столпный крестово-купольный храм, размерами 22 × 18 метров без апсид. Он окружён внутренними узкими и широкими внешними галереями. По мнению Ю.С. Асеева, всё сооружение в целом напоминало Десятинную церковь, основу которой составлял храм размерами 22 × 18 метров, что во 2-й половине XI века будет доминировать в древнерусской, преимущественно, монастырской, архитектуре. Правда, тип 8-столпного храма, к которому относится Кловский храм, встречается редко, и как аналогию к нему можно отнести Спасский собор в Чернигове и Борисоглебскую церковь в Вышгороде.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Попытка реконструкции плана Кловского храма. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

Фундаменты западной стены храма дают очень интересную деталь. Ленты внутренних продольных фундаментов прерываются перед вытянутым на всю ширину центрального ядра помещением, выступая в это помещение лизенами (лопатками). Поскольку подобных лизен нет на другой стороне, то можно предположить, что оно не было перекрыто сводом и, возможно, представляло собой замкнутый внутренний дворик. Нет сомнения, что храм имел хоры. Лестница на них, вероятнее всего, могла находиться в квадратных в плане помещениях по бокам «дворика», то есть эти помещения ризолитами выступали на западном фасаде. Подобный приём использован в Церкви Спаса на Берестове, где в ризолите, который выступает на южный фасад, устроена лестница на хоры, а в том, который выходит на северный фасад, – усыпальница и, может, крещальня. В Кловском храме эти помещения, вероятно, располагались в таком порядке: справа находилась лестничная башня, слева, на первом ярусе, усыпальница, о чём косвенно свидетельствует гробница от найденного здесь погребения.         

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Гробница в северо-западной части храма. Источник – https://shron1.chtyvo.org.ua/Movchan_Ivan/Doslidzhennia_arkhitektury_Klovskoho_soboru_v_Kyievi.pdf?. Фото без изменений

Внутренние галереи, которые окружают центральное ядро храма, по ширине равнялись центральному нефу. Вероятно, над ними находились широкие хоры. На первом ярусе находились боковые нефы, которые заканчивались апсидами, широкими и, вероятно, низкими, как в Софийском соборе Новгорода. Северная и южная внешние галереи имели ширину около 4 метров, а западная – до 6 метров. Подобный характер плана галерей и в Десятинной церкви. В отличие от Софийского собора и Десятинной церкви галереи Кловского храма не имели ленточных фундаментов, кроме двух лент с западной стороны, которые соответствовали направлению северной и южных стен центрального ядра храма. Это даёт основание считать, что они были перекрыты не сводами, а деревянными балками.

В центральном помещении западной галереи находилась четырёх камерная гробница. Каждая камера внутри была отштукатурена и покрашена в красный цвет. Ещё одна гробница была обнаружена вне храма, возле его северо-западного угла. О захоронениях в Кловском храме свидетельствуют летописные сообщения, например под 1112 годом о погребении в церкви Давыда Игоревича.

К сожалению, археологам не удалось исследовать апсидную часть храма. Обнаружена только часть апсидного полукруга, которым заканчивалась внутренняя северная галерея. Поскольку стала известна точка её окончания, то продолжая линию сторон центрального и боковых нефов, можно определить формы и размеры центральной и боковых апсид. Ранее Кловский храм уже сравнивался с Десятинной церковью, которая, по мнению В.А. Харламова, была для него образцом.     

Исследованы были также остатки многочисленных помещений, окружавших храм. В 1974 году вблизи его фундаментов был обнаружен небольшой сруб XIII века. Сохранилось два обгоревших венца.

Результаты исследований 1975 года вернули исследователей к гипотезе, которую высказал  украинский советский архитектор Николай Вячеславович Холостенко (умер в 1978 году) по двум рисункам голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) 1651 года, где изображена церковь типа Успенского храма Киево-Печерского монастыря. М.К. Каргер отождествлял их со Златоверхой церковью св. Михаила. Аргументировано опровергая эту мысль, Н.В. Холостенко предполагал, что на упомянутых рисунках изображён Кловский храм. При этом он отмечал, что «дальнейшее изучение руин должно окончательно это выяснить». Однако, поскольку на рисунке Абрахама ван Вестерфельда представлен 3-нефный храм, а Кловский храм оказался 5-нефным, а ещё и с галереями, то, безусловно, живописец нарисовал другой храм конца XI или начала XII века, атрибутировать которое, пока ещё нет оснований.

Распоряжением Киевской городской государственной администрации (укр. Київська міська державна адміністрація) 979 от 17.05.2002 года вокруг остатков Кловского храма установлена охранная зона в пределах улиц Филиппа Орлика, Академика Богомольца, Шелковичной.

Фундаменты монастырской Соборной церкви Пресвятой Богородицы Влахернской постановлением Кабинета Министров Украины № 928 от 3 сентября 2009 года признаны памятником археологии национального значения, охранный номер 260056-Н.

D:\3D_реконструкція_фундаментних_ровів_собору_Кловського_монастиря_у_Києві.jpg

Фундаментные рвы храма Кловского монастыря. 3D реконструкции. 4 ноября 2021 года. Автор – ALEXfromUKRAINE. Лицензия Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

Описание церкви. Составленный план Кловского храма оказался нетипичным для древнерусской архитектуры. К сожалению, состояние сохранившихся остатков церкви, остались одни лишь фундаментные рвы, и план храма был определён по отпечаткам на грунте подошвы фундаментов. Общая ширина храма с галереями – 32-33 метра, длину определить не удалось. По этим причинам, план храма вызвал несколько вариантов реконструкции его внешнего вида и нет аргументов, которые позволили бы уверенно отдать предпочтение какому-либо из вариантов.

Вариант, предложенный Ю.С. Асеевым, И.И. Мовчаном и В.А. Харламовым, определяет сооружение как храм с тремя нефами, нартексом и дополнительным членением перед апсидами. Храм имел очень маленький, 34 метра, подкупольный квадрат и был окружён двумя рядами внешних галерей. Внутренние галереи завершались апсидами приделов, а перед нартексом, возможно, был расположен внутренний дворик.

D:\ЕРАСОВ\ИСТОРИЯ\СТРАНЫ МИРА\ЕВРОПА\УКРАИНА\2) ) ЦЕНТРАЛЬНАЯ УКРАИНА\2) КИЕВСКИЕ ЗЕМЛИ\1) КИЕВ\княжеские захоронения\1) в Киеве\Новая папка\4\4-1.jpg

Храм Кловского монастыря. Реконструкция внешнего вида Ю.С. Асеева, В.А. Харламова. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 90. Фото без изменений

Другой вариант предложил советский и украинский историк архитектуры Григорий Никонович Логвин (умер в 2001 году). Он высказал предположение, что храм был завершён очень широким, диаметром около 9,6 метров, куполом на восьми подпорах, что было характерно для провинциальной византийской архитектуры того времени: Церковь Успения Богоматери в Монастыре Дафни (греч. Δαφνί) в 11 км к северо-западу от центра Афин столицы Греции, Церковь св. Луки Монастыря преподобного Луки (Осиос Лукас, греч. Μονή Οσίου Λουκά) в номе Фокида в Греции и кафоликон Нового монастыря (Неа-Мони, греч. Νέα Μονή) на острове Хиос в Греции. Согласно Г.Н. Логвину, на необычный характер купола, возможно, намекает летописное сообщение 1108 года, в котором идёт речь о завершении именно «купола», а не храма в целом.

D:\htmlconvd-FiPMAz2x1.jpg

Кловский храм. 10911108 гг. План раскопанных фундаментов и реконструкция Г.Н. Логвина. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/. Фото без изменений

Замечу, что, в конце концов, оба варианта не антагонистически противоречат друг другу.

Согласно летописям в церкви был похоронен:

Давыд Игоревич, князь Владимиро-Волынский, внук великого князя Киевского Ярослава I «Мудрого», умер 25.05.1112 г.

Комментарии к записи КЛОВСКИЙ СТЕФАНИЧ МОНАСТЫРЬ отключены