БЛИЖНИЕ (АНТОНИЕВЫ) ПЕЩЕРЫ

Ближние пещеры (укр. Ближні печери) или Антониевы пещеры (укр. Антонієві печери), часть Киево-Печерской лавры, которая включает в себя как собственно комплекс подземных сооружений (входкорпус № 41, улица Лаврская, 15), где покоятся мощи печерских подвижников, так и группу наземных зданий, составляющих отдельный архитектурный ансамбль. Вместе с Дальними пещерами, с которыми они разделены оврагом и хребтом горы, они составляют так называемую Нижнюю лавру.

История Ближних пещер. Ближние пещеры были основаны в 1057 году, когда основатель Печерского монастыря Антоний, стремившийся к уединению, переселился из Старого монастыря (Дальних пещер) на другой склон, где вырыл новую подземную келью (Келья Антония Печерского (укр. Келія Антонія Печерського)). Вскоре и здесь возле Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.

В 1073 году Антоний Печерский, согласно его завещанию, был погребён в своей пещерке (Памятное место захоронения Антония Печерского (укр. Пам’ятне місце поховання Антонія Печерського)). Ему также был посвящён один из престолов в Успенском соборе Лавры, устроенный на хорах.

Из трёх существующих входов в Ближние пещеры первоначальным был, вероятно, западный, в который можно было попасть с притвора Крестовоздвиженской церкви. Ближние пещеры издавна состояли из трёх улиц, связанных между собой переходами. Главной является Печерская улица, к которой примыкает Подземная церковь Введения Пресвятой Богородицы (укр. Церква Введення у храм Пресвятої Богородиці) – самая большая и древняя (XI век) в Ближних пещерах. Пещеры соединены в единую подземную сеть с Киевскими катакомбами.

Ещё одно из древнейших отделений в Ближних пещерах ведёт к так называемой «трапезы общей» печерских отцов, где при преподобном Антонии братия собиралась на совместную трапезу. В этом пещерном коридоре имеется большое количество локул (стенных ниш). В погребальных локулах прятали умерших монахов. В тех местах пещер, где расположены церкви, сохранилось большое количество жилых келий. Планировка кельи предусматривала расположение по бокам входа двух выступов, одно из которых служило кроватью, а противоположноестолом. В стене делались ниши для иконы или свечи.

В пещерном коридоре привлекают внимание вмурованные в толщу стены оконца затворников. «Затворником» также могли называть потому, что его мощи не были переложены в деревянную раку, а остались в одной из могил в стенах подземелья. Такие могилы в лаврских пещерах именовали в XVIIIXIX вв. «затворами». Некоторые ошибочно принимали их за жилища вроде описанного в «Патерике» подземного затвора святого Исаакия.

Захоронение преподобного Антония расположено в отгороженном завалом отделении пещер. Напротив находится церковь в его честь, построенная в конце XVI начале XVII вв. Подземная церковь преподобного Антония Печерского (укр. Церква преподобного Антонія Печерського).

В 1240 году орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ними Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени довольно скудны. Известно лишь, что пещеры вновь на долгое время становятся местом обитания монахов, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Боковое отделение от Подземной церкви преподобного Антония Печерского ведёт к крипте «Батыем убиенных».

Период в истории пещер со 2-й половины XIII до конца XIV вв. в исторической науке остаётся неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло.

Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVначалу XVII вв. Весьма интересны описания лаврских пещер такими путешественниками, как иеромонах Зосима, автор сочинения «Хождение инока Зосима» (1420 год); князь Андрей Владимирович; немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein) его путешествия в 1517 и 1526 годах; итальянский издатель Александр Гваньини (итал. Alessandro Guagnini) 1-я половина 1570-х годов; Мартин Груневич конец XVI века; польский историк Станислав Сарницкий (польск. Stanisław Sarnicki) конец XVI века.

Особый интерес представляют записки австрийского дипломата Эриха Лясоты (Ласота) фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau), который состоял на службе у императора Рудольфа II Габсбурга (нем. Rudolf II) и по его поручению ездил в 1594 году с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерский монастырь, оставив об этом свои воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты». В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня».

Первые графические изображения лаврских пещер появились в конце XVI века.

В конце 1620-х годов, во времена архимандритства Петра Могилы (будущий митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси), в Ближних пещерах предпринимают первые меры по их реконструкции.

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\11) Печерский монастырь\2) Ближние (Антониевы) пещеры\вход в Ближние пещеры, гравюра XVII века.jpg

Вход в Ближние пещеры. Гравюра XVII века. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Downloads\Kalnofoysky_Athanasius_Teraturgema,_1638_Lavra (1).jpg

План Ближних пещер. 1638 год. Гравюра инока Киево-Печерского монастыря и церковного писателя Афанасия Кальнофойского (укр. Афанасій Кальнофойський) из его книги «Тератургима». Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\11) Печерский монастырь\2) Ближние (Антониевы) пещеры\1) Ближние пещеры. 1651 год.jpg

Ближние пещеры. Рисунок 1651 года голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) в копии конца XVIII века. Общественное достояние. Фото без изменений

В середине XVII века святые мощи лежали открытыми. В таком виде мы видим мощи на рисунках голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld). Некоторые путешественники дают описание цвета мощей, их одежду, положение и даже вес.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

В Ближних пещерах. Рисунок 1651 года Абрагама ван Вестерфельда в копии конца XVIII века. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 95. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

В Ближних пещерах. «Лечение бесноватого». Рисунок 1651 года Абрагама ван Вестерфельда в копии конца XVIII века. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

В 1653 году архидиакон Антиохийской православной церкви Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي‎) посетивший Ближние пещеры, о мироточивых главах писал так: «Мы преклонили колена перед главами святых, целовали их и их чело, от которого исходила благодать. Они желты как золото. Они помещаются в отдельных стеклянных сосудах. Но двенадцать глав других подвижников лежат вместе в одной пещере кучей одна на другой».

Сохранился план Ближних пещер в первом издании «Киево-Печерского патерика» 1661 года.

В 1670 году в честь святых, погребённых в Ближних пещерах, установлен праздник – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих. Изначально он отмечался в первую субботу после праздника Воздвижения Креста Господня. В 1886 году митрополит Киевский и Галицкий Платон (в миру – Николай Иванович Городецкий) перенёс это празднование на 28 сентября (11 октября).

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План Ближних пещер. 1674 год. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 96. Фото без изменений

Сохранился план Ближних пещер немецкого пастора и историка Иоганна Гербиния (нем. Johannes Herbinius) 1675 года. Карта входит в состав его книги о киевских пещерах «Religiosae Kijovienses cryptae, sive Kijovia subterranea…»Религиозные киевские пещеры»), вышедшей в 1675 году в Йене (нем. Jena, ныне университетский город в федеральной земле Тюрингия, ФРГ). Описание пещер было сделано на основании собственных наблюдений, а также двух схематических планов и нескольких гравюр, которые он получил от архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля (1656 – 1683 гг.). В книге представлены имена 43 святых, которые были похоронены в пещерах. 

В 1691 году митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Варлаам Ясинский в бывшей келье обустроил третью церковь в Ближних пещерах в честь преподобного Варлаама, первого игумена ПечерскогоПодземная церковь преподобного Варлаама, игумена Печерского (укр. Церква преподобного Варлаама Печерського). При входе в подземный храм в стену вмонтирован камень с надписью, гласящей, что церковь устроена «на желание иждивительное первее архимандрита Печерского, потом же митрополита Киевского, преосвященнаго Варлаама Ясинского, при настоятельстве по нём архимандрита Мелетия Вуяхевича» в 1691 году.

В 1700 – 1704 гг. над Ближними пещерами был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня.

В 1701 году настоятель московского Храма Василия Блаженного (официально Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим, описал Ближние пещеры и их обстановку.

Сохранились планы Ближних пещер 1703 и 1744 годов.

В 1760 году Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением.

Сохранился план Ближних пещер 1769 – 1789 годов.

В своем «Описании» Лавры 1795 года митрополит Киевский и Галицкий Самуил (в мируСимеон Григорьевич Миславский) отметил, что за алтарём Подземной церкви Введения Пресвятой Богородицы Ближних пещер «хранятся разных святых главы мироточивые числом 30».

План Ближних пещер 1795 года указывает мироточивые главы и в других уголках пещерного лабиринта.

Сохранился план Ближних пещер 1826 года.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вход в Ближние пещеры. Портал. Начало XIX века. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Галерея, ведущая к Ближним пещерам. Начало XIX века. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

В 1830 году пол в пещерах был выложен чугунными плитами, изготовленными в Туле (ныне город, административный центр Тульской области Российской Федерации).

В «Описании Киево-Печерской Лавры» 1831 года митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) упоминаются «30 мироточивых глав неизвестных святых, в Антониевой пещере почивающих».

Сохранился план Ближних пещер 1868 года.

Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году) описывая покоящиеся мощи святых в пещере отметил, что «ныне все тела закрыты одеждами и в гробах».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Коридор Ближних пещер. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Келья Антония Печерского, которая в XVIII веке была подземной тюрьмой. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

В 1977 – 1978 гг. в Ближних пещерах проводились археологические исследования.

В 19781980 гг. проводились археологические раскопки пещер. Археологи открыли неизвестные ходы, уникальные надписи XI – XII вв.

В 1990 году Ближние пещеры постановлением Совета Министров УССР были возвращены возрождённой Киево-Печерской лавре Украинского экзархату Русской православной церкви. Монахи выбросили из пещер аппаратуру, в том числе контролирующую влажность и температуру, сказав, что им это не нужно.

В 2007 году лаврские монахи совместно со специалистами Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника установили в пещерах современные электронные датчики.

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\11) Печерский монастырь\2) Ближние (Антониевы) пещеры\2) вход в пещеры, 2015.jpg

Вход в Ближние пещеры. Фото 2015 года. Общественное достояние. Фото без изменений

21 марта 2023 года священникам Украинской православной церкви в связи с расторжением договора аренды закрыли доступ к Ближним пещерам.

Описание Ближних пещер. В результате более поздних переделок ходы Ближних пещер утратили первичные размеры и форму. Теперь их ширина достигает 1,5 м, высота2,5 м. Общая длина подземных коридоров Ближних пещер составляет 383 метра, глубина их залегания 10-15 метров.

D:\NearCaves3.jpg

Интерьер Ближних пещер. Источник – https://lavra.ua/shrine_category/blizhnie-peshhery//. Фото без изменений

D:\NearCaves2.jpg

Источник – https://lavra.ua/shrine_category/blizhnie-peshhery//. Фото без изменений

Мощи 73 святых, сопровождаемые табличками с именами и иконами, почивают в 48 деревянных раках, включая в указанное количество 2 двойные с мощами 4 подвижников, 1 деревянную колоду, 9 «затворов» — древние погребальные ниши, 1 оштукатуренную крипту, в которой лежат мощи 12 подвижников, и 1 скрытое под спудом место, где остались необретенными мощи преподобного Антония Печерского. На мощи в раках и крипте надеты облачения. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении. Большинство икон в пещерах относятся к середине XIX века.

D:\blizhniemap.jpg

Карта-схема 2004 года Ближних (Антониевых) пещер. Источник – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%97%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA. Фото без изменений

В Ближних пещерах в юго-восточной половине находятся три подземные церкви:

А. Подземная церковь Введения Пресвятой Богородицы

Б. Подземная церковь преподобного Антония Печерского

В. Подземная церковь преподобного Варлаама, игумена Печерского

Г. Место, обозначенное как келья преподобного Антония на плане 1638 года

Д. Место, обозначенное как келья преподобного Антония с 1795 года.

 

В Ближних пещерах покоятся мощи 79 святых, ниже поданы только те, кто упоминается в данной работе или их мощи были исследованы:

26. Моисей Угрин, умер 26.07(08.08.).1043 г.; 

9. Варлаам Печерский, игумен Печерского монастыря, умер 1065 г.;

1. Антоний Печерский, основатель Печерского монастыря, умер 07.05.1073 г.;

49. Никон Печерский, игумен Печерского монастыря, умер 23.03(05.04.).1088 г.;

71. Исаакий, затворник Печерский, умер около 1090 г.;

30. Григорий Чудотворец, утоплен 25.05.1093 г.; 

65. Агапит Лекарь, умер 01(14).06.1095 г.;

6. Василий и 5. Феодор, замучены 1098 г.;

14. Марк Гробокопатель, умер начало XII в.;

17. Григорий Иконописец, существует мнение, что он умер 1105 г.;

2. Прохор Лободник, умер 10(23).02.1107 г.;

46. Алипий (Алимпий) Иконописец, умер около 1114 г.;

22. Нестор Летописец, умер около 1114 г.;

29. Онуфрий Молчаливый, умер XII в.;

48. Феофан, постник Печерский, умер XII в.;

28. Никола Святоша (в миру – князь Святослав Давыдович), умер 14(27).10.1143 г.;

35. Нифонт, епископ Новгородский, умер 08(21).04.1156 г.;

7. Поликарп Печерский, архимандрит Печерского монастыря, умер 24.07(06.08).1182 г.;

67. Илия Печерский (Илия из града Мурома), умер около 1188 г.;

4. Иулиания дева-княжна Ольшанская (в миру – княжна Юлиания Юрьевна ГольшанскаяДубровицкая), умерла около 1540 г. Первоначально была похоронена возле Успенской церкви монастыря, в начале XVII века её останки были перенесены в церковь. В 1730 году её мощи перенесли в Ближние пещеры Лавры.

Комментарии к записи БЛИЖНИЕ (АНТОНИЕВЫ) ПЕЩЕРЫ отключены