ДАЛЬНИЕ (ФЕОДОСИЕВЫ) ПЕЩЕРЫ

Дальние пещеры (укр. Дальні печери) или Феодосиевы пещеры (укр. Феодосієві печери), часть Киево-Печерской лавры, которая включает в себя как собственно комплекс подземных сооружений (вход – корпус № 73, улица Лаврская, 15), где покоятся мощи печерских подвижников, так и группу наземных зданий, составляющих отдельный архитектурный ансамбль. В древности над этими пещерами находился – Монастырь старый, ветхий. Вместе с Ближними пещерами, с которыми они разделены оврагом и хребтом горы, Дальние пещеры составляют так называемую Нижнюю лавру.

История Дальних пещер. Дальние пещеры состоят из двух отдельных частей, соединенных по коридору. Самая древняя часть – Варяжская пещера (укр. Варязька печера), другая – собственно Дальние пещеры. Первоначально они существовали отдельно друг от друга. Изучение истории Дальних пещер осложняется тем, что в них не проводились планомерные археологические исследования.

По мнению исследователей, самой древней следует считать Варяжскую пещеру, поскольку именно с ней связывается возникновение самой обители. В настоящее время паломников в эту пещеру не пускают из-за часто происходящих там обвалов. Её название, вероятно, происходит от того, что варяги, проложившие по Днепру торговый путь «из варяг в греки», пользовались пещерой. «Киево-Печерский патерик» название пещеры связывает с варягами, спрятавшими в ней сокровища, золото, серебро и латинскую посуду (предание относится к концу XI века).

В середине XI века местность в Печерской части близ древнего Киева была покрыта лесом. Согласно «Повести временных лет» сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который близ Варяжской пещеры «выкопал здесь для себя малую пещерку в две сажени». Но покинул её, когда в 1051 году стал митрополитом Киевским и всея Руси.

Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний Печерский поселился близ Варяжской пещеры. Большинство учёных относят это событие к 1051 году. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

После 1054 года, вокруг Антония начали собираться ученики и складываться монашеская община. Одними из первых сподвижниками и учениками Антония стали Никон и Феодосий. Когда вокруг Антония собралось 12 иноков, они устроили для себя в пещере подземную церковь и новые кельи.

Подземная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (укр. Церква Благовіщення Пресвятій Богородиці, XI век) самая древняя подземной церковью Дальних пещер и всей Киево-Печерской лавры.

Подземная церковь Рождества Христова (укр. Церква Різдва Христового, XI век).

В 1061 году первым игуменом Печерского монастыря Антоний поставил Варлаама, а сам перебрался на соседнюю гору, в выкопанную для себя пещерку. Эта пещерка послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». Варяжскую пещеру присоединили к системе Дальних пещер и создали единый комплекс.

В 1062 году, при игуменстве Варлаама, над Дальними пещерами был отстроен деревянный монастырь (Монастырь старый, ветхий), куда братия и перешла из пещер. Численность монахов составляла 20 человек, не считая живших в Ближних пещерах возле Антония.

Однако, уже при игуменстве Феодосия, после строительства в 1062 году деревянной Церкви Успения Богородицы, она находилась на месте нынешнего собора, постепенно центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии.    

В 1074 году в Дальних пещерах, в своей келье, был похоронен Феодосий, и Дальние пещеры по его имени также называют Феодосиевыми. В 1091 году его мощи были вырыты и торжественно перенесены в Успенскую церковь монастыря.

Варяжская пещера была заброшена с XIII до XVIII вв. и не была вовлечена в процесс развития монастыря.

В 1446 году в Дальних пещерах был похоронен Феодор Печерский (в миру – князь Фёдор Данилович Острожский).

В октябре 1584 года Печерский монастырь посетил купец и путешественник, монах-доминиканец Мартин Груневег (нем. Martin Gruneweg). В своём дневнике он писал о пещерах, так: «Есть там и несколько глав, от которых из зубов источается миро в сосуды. Его считают весьма целебным».

Первые графические изображения лаврских пещер появились в конце XVI века.

В конце 1620-х годов, во времена архимандритства Петра Могилы (будущий митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси), в Дальних пещерах предпринимают первые меры по их реконструкции.

В XVII веке в Дальних пещерах построена Подземная церковь преподобного Феодосия, игумена Печерского (укр. Церква преподобного Феодосія Печерського).

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\11) Печерский монастырь\1) Монастырь старый, Дальние (Феодосиевы) пещеры\вход в Дальние пещеры, гравюра XVII века.jpg

Вход в Дальние пещеры, далее надпечерная церковь. Гравюра XVII века. Источник – http://www.kplavra.kiev.ua/rebr_img/1124/dp_01a.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Downloads\Kalnofoysky_Athanasius_Teraturgema,_1638_Kyiv (2).jpg

План Дальних пещер с прилегающими к ним монастырскими и городскими территориями. 1638 год. Гравюра инока Киево-Печерского монастыря и церковного писателя Афанасия Кальнофойского (укр. Афанасій Кальнофойський) из книги «Тератургима». Общественное достояние. Фото без изменений

Первоначально подземные церкви были намного меньше по размеру и значительно скромнее оформлены. В 1-й половине XVII века подземные церкви Дальних пещер были расширены до современных размеров. Тогда их планы приобрели асимметричную форму.

В середине XVII века святые мощи лежали открытыми. В таком виде мы видим мощи на рисунках голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld). Некоторые путешественники дают описание цвета мощей, их одежду, положение и даже вес.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

В пещерной нише со шкафом, в керамической посуде и на стеклянных блюдах покоятся святые мироточивые главы неизвестных по именам угодников Божиих. Рисунок 1651 года голландского художника и рисовальщика Абрагама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld) в копии конца XVIII века. ИсточникSmirnov Y.I. Pictures of Kiev in 1651 by their copies of the late 18 century. Moscow, 1908. Общественное достояние. Фото без изменений

Сохранился план Дальних пещер в первом издании «Киево-Печерского патерика» 1661 года.

В конце XVII веке архимандритом Киево-Печерской лавры Варлаамом Ясинским, с 1690 года митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России, в честь святых, погребённых в Дальних пещерах, был установлен праздник – Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих. Празднование совершается 28 августа (10 сентября). Кроме святых, известных по именам, в составе Собора совершается память тридцати безымянных святых, чьи главы почитаются как мироточивые и хранятся в Дальних пещерах.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План Дальних пещер. 1674 год. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 114. Фото без изменений

Сохранились планы Дальних пещер: 1703, предположительно 1744, 1769 – 1789 годов.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вериги – орудия для «укрощения плоти». XVIII век. Выставка «История лаврских пещер». Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

Планы Дальних пещер 1795 года были составлены митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (в миру – Симеон Григорьевич Миславский). В составленном митрополитом Самуилом списке святынь Дальних пещер упомянуты также «мироточивая глава одного из святых угодников Божиих» и «главы разных святых мироточивые числом 30».

Сохранились планы Дальних пещер XIX века.

В 1826 году пол подземных церквей был вымощен прямоугольными чугунными плитами, некоторые из них покрыты несложным орнаментом.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вход в галерею, ведущую от Ближних к Дальним пещерам. Ротонда. Начало XIX века. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

В «Описании Киево-Печерской Лавры» 1831 года митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) упоминаются «глав мироточивых неизвестных святых 31» в Дальних пещерах.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вход в Дальние пещеры. Аркада. XIX век. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

Сохранился план Дальних пещер 1868 года.

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\11) Печерский монастырь\1) Монастырь старый, Дальние (Феодосиевы) пещеры\2) вход в Дальние пещеры, 1897 г..png

Верхний вход в Дальние пещеры из Аннозачатиевской церкви. Иллюстрация 1897 года. Источник – Живописная Россия: Малороссия, Подолия и Волынь. Санкт-Петербург, 1897. Т. 5. Ч. 1. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Киево-Печерская_лавра,_Дальние_пещеры-mod.jpg

Дальние пещеры. Фото до 1900(?) года. Источник – http://gll.kiev.ua/wp-content/gallery/staryj-kiev/6.jpg. Общественное достояние. Фото без изменений

Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий (умер в 1919 году) описывая покоящиеся мощи святых в пещере отметил, что «ныне все тела закрыты одеждами и в гробах».

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Коридор в Дальних пещерах. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

В 19781980 гг. в пещерах проводились археологические раскопки. Археологи открыли неизвестные ходы и уникальные надписи XIXII вв.

Во время раскопок 1988 года была открыта Келья преподобного Феодосия (укр. Келія, в якій жив і був похований Феодосій Печерський, XI век), выкопанная им не позднее 1058 года. Своды этого помещения – в идеальном состоянии. Около кельи преподобного расположено самое большое сооружение пещер – Подземная церковь преподобного Феодосия, игумена Печерского.

В июне 1988 года Дальние пещеры постановлением Совета Министров УССР были возвращены возрожденной Киево-Печерской лавре Украинского экзархату Русской православной церкви.

В начале 1990-х годов монахи выбросили из пещер аппаратуру, в том числе контролирующую влажность и температуру, сказав, что им это не нужно.

В 2007 году лаврские монахи совместно со специалистами Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника установили в пещерах современные электронные датчики.

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) Захоронения в Киеве\11) Печерский монастырь\1) Монастырь старый, Дальние (Феодосиевы) пещеры\4) вход в пещеры, 2012.jpg

Нижний вход в Дальние пещеры. Фото 2012 года. Общественное достояние. Фото без изменений

Описание Дальних пещер. Ныне общая длина подземных коридоров Дальних пещер составляет 293 метра.

D:\FArCaves2.jpg

Интерьер Дальних пещер. Источник – https://lavra.ua/shrine_category/dalnie-peshhery/. Фото без изменений

Монашеская келья. По бокам её входа расположены два выступа, один служил кроватью, а противоположный – столом. В стене находятся ниши для иконы или свечи. Источник – https://lavra.ua/shrine_category/dalnie-peshhery/. Фото без изменений

Напротив Подземной церкви Рождества Христова находится ниша, где в стеклянной и металлической посуде хранятся 30 святых мироточивых глав (на карте-схеме под № 51).

D:\FArCaves3.jpg

В пещерной нише со шкафом, в металлической и стеклянной посуде покоятся святые мироточивые главы неизвестных по именам угодников Божиих. Источник – https://lavra.ua/shrine_category/dalnie-peshhery/. Фото без изменений

D:\dalnie (1).jpg

Карта-схема Дальних (Феодосиевых) пещер. Источник – https://lavra.ua/shrine_category/dalnie-peshhery/. Фото без изменений

В Дальних пещерах находятся три подземные церкви:

А. Подземная церковь Рождества Христова

Б. Подземная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В. Подземная церковь преподобного Феодосия, игумена Печерского

Г. Место, обозначенное как келья преподобного Феодосия на плане 1638 года

Д. Место, обозначаемое как келья преподобного Феодосия с XIX века.

Вход в Варяжскую пещеру расположен в западной части Аннозачатиевской церкви на Дальних пещерах.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Вход в Варяжскую пещеру. Источник Петренко М.З. Пещерные лабиринты. – Киев: Мистецтво, 1976. Фото без изменений

Длина Варяжской пещерыоколо 191 метра. Это подземный коридор с пятью ответвлениями, одной двухкомнатной кельей и тремя нишами. Высота коридора около 2 метров. Глубина в точке входа в Варяжскую пещеру составляет 14 метров.

В Дальних пещерах покоятся мощи 49 святых, ниже поданы те, кто упоминается в данной работе, или их мощи были исследованы:

1. Феодосий Печерский, игумен Печерского монастыря, умер 03(16).05.1074 г., похоронен в той кельи, где он совершал свой затвор во время Великого поста. В 1091 году его мощи были найдены и перенесены в Успенскую церковь монастыря;

46. Иларион, схимник Печерский, умер 1074 г.;

6. Пимен Постник, игумен Печерского монастыря, XII век, когда умер неизв.;

7. Евфросиния, игуменья Полоцкая (в миру княжна Предслава Святославна), умерла 23.05(05.06). между 1167 и 1173 г., первоначально похоронена в Монастыре св. Феодосия (11 км от Вифлеема, ныне в Палестинской национальной администрации), в 1187 году гроб перенесён в Киево-Печерский монастырь, в 1910 году её мощи перенесли в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке, Беларусь;

Акиндин Печерский, архимандрит Печерского монастыря, умер около 1232 г.;

43. Лаврентий, затворник Печерский, XIII век, когда умер неизв.;

44. Моисей Чудотворец, 2-я половина XIII век, когда умер неизв.;

32. Феодор Молчаливый, XIII век, когда умер неизв.;

8. Мартирий диакон, умер начало XIV в.;

5. Агафон, чудотворец Печерский, умер начало XIV в.;

19. Арсений Трудолюбивый, умер XIV в.;

17. Вениамин Печерский, умер XIV в.;

50. Геронтий, канонарх Печерский, умер XIV в.;

4. Григорий Затворник, умер XIV в.;

18. Евфимий схимник, умер XIV в.

12. Захарий Постник, умер XIV в.;

9. Зинон Постник, умер XIV в.

49. Лонгин, вратарь Печерский, умер XIV в.;

26. Руф Затворник, XIV век, когда умер неизв.;

34. Силуан, схимник Печерский, XIV век, когда умер неизв.;

35. Тит Воин, XIV век, когда умер неизв.;

38. Игнатий Печерский, архимандрит Печерского монастыря, умер не позднее 1434 г.;

48. Феодор Печерский (в миру – князь Фёдор Данилович Острожский), умер 1446 г.;

21. Феофил, архиепископ Новгородский, умер 26.10(08.11).1484 г.

Комментарии к записи ДАЛЬНИЕ (ФЕОДОСИЕВЫ) ПЕЩЕРЫ отключены