ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ ДО XVIII ВЕКА

В середине XI веке местность в Печерской части близ древнего Киева была покрыта лесом. Сюда удалялся для молитвы настоятель Церкви св. Апостолов из близлежащего села Берестово, Иларион (укр.  Іларіон). Близ древней Варяжской пещеры он «выкопал здесь для себя малую печерку в две сажени» и совершал в ней отшельническую молитву.

В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси, пещерка Илариона была заброшена – «а си печерка тако оста». Вскоре – «не по мнозех дьнех» в пещерке появился новый отшельник, вернувшийся с Афона Антоний (укр. Антоній), родом из Любеча – «нѣкый человѣк, именемь мирьскымь, от града Любча». Походив по киевским монастырям, новый подвижник, не удовлетворившись их состоянием, обосновался в заброшенной Иларионовой пещерке. Таким образом, датой основания Киево-Печерского монастыря принято считать – 1051 год.

Несмотря на крупнейшую церковно-политическую роль, которую Печерский монастырь играл уже при Ярославичах, историю его и в эту пору, и в последующую, вплоть до 2-й половины XII века, нельзя признать достаточно исследованной. Древнейшая история Печерского монастыря уже в очень раннюю пору была овеяна благочестивыми легендами, выросшими в самом монастыре и поддерживавшимися в среде его многочисленных выходцев. Письменные памятники, повествующие о начальном периоде истории монастыря, несмотря на их древность, и тем самым близость к описываемым событиям, очень противоречивы в своих повествованиях. Отражая различные церковно-политические концепции, эти источники нередко прибегают не только к приёму умолчания о тех или иных фактах из жизни монастыря и его основателей, но и к искусному тенденциозному искажению этих фактов для большей убедительности общей концепции.

После 1054 года, вокруг Антония начали собираться ученики и складываться монашеская община. Одними из первых сподвижниками и учениками Антония стали Никон и Феодосий. Когда число братии возросло до 12, они устроили для себя в пещере, подземную церковь и кельи, таким образом, монастырь был пещерным, отсюда он и «прозвася Печерьский».

Вскоре новый монастырь пережил крупный конфликт с великим князем Киевским Изяславом I Ярославичем, из-за пострижения без его разрешения в монахи сына «первого» у Изяслава боярина Яна Вышатича (укр. Іван (Ян) Вишатич) и великокняжеского любимца – «каженик некто от княжа дому».

В 1061 году Антоний, совершенно отстранившись от строительства монастыря, поставив над братией игуменом Варлаама (укр. Варлаам, 1061 – 1062 гг.), того самого сына боярина Яна Вышатича, а сам, стремясь к монашескому уединению, удалился «в ину гору», в новую пещерку. Эта пещерка послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним».

При игуменстве Варлаама в 1062 году над Дальними пещерами (где ныне Церковь Рождества Пресвятой Богородицы) была сооружена первая наземная, деревянная церковь.  Летописный рассказ называет её «церьквицею малой над печерою во имя св. Богородицы Успение». Таким образом, был построен деревянный монастырь – Монастырь старый, ветхий. Численность монахов составляла 20 человек, не считая живших в Ближних пещерах возле Антония.

Вскоре великий князь Изяслав I забрал Варлаама из Печерского монастыря, назначив его игуменом в свой Дмитриевский монастырь, заложенный подле городских стен Киева. Во главе Печерского монастыря был поставлен Феодосий (1062 – 1074 гг.). В 1062 году, по рассказу летописи, ещё при Варлааме, а по Несторову житию при Феодосии, Антонием была испрошена у великого князя Изяслава гора «над печерою» для постройки нового разросшегося монастыря.

В 1062 году, уже при игуменстве Феодосия, на вершине надпечерного холма, подаренного великим князем Изяславом, была построена небольшая деревянная Церковь Успения Богородицы, она находилась на месте нынешнего собора. Вокруг расположились кельи монахов в виде отдельных строений, трапезная с поварней и каморы. Вся территория была защищена оградой «столпьем» с монастырскими воротами на западной стороне. Об этом в летописи сказано: «Игуменъ же братья заложиша церковь велику, и манастырь огородиша столпеемь, кельѣ поставиша многы, церковь свершиша и иконами украсиша. И оттолѣ почася Печерскый манастырь».

Таким образом, при игуменстве Феодосия на протяжении 1060-х годов началось формирование архитектурного ансамбля Киево-Печерской монастыря. По завершении его строительства центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии.

В марте 1073 года монастырь вновь вступил в серьёзный конфликт с великим князем, на этот раз со Святославом II Ярославичем, который совместно с Всеволодом, изгнал старшего брата Изяслава I из Киева. В этой междоусобной борьбе Ярославичей Печерский монастырь поддерживал Изяслава, считая, что Святослав, захватив киевский стол, нарушил предсмертную волю своего отца, Ярослава. Феодосий открыто выступил против Святослава, писал «епистолии», направленные князю, приказал в виде протеста поминать в богослужении князя Изяслава «яко стопному тому князю и старейшину всех», а Святослава, фактически сидевшего на киевском столе, не поминать как «чрез закон седшу на столе том». Вызывающее поведение печерского игумена, наконец, взорвало Святослава, который ударив о землю епистолией Феодосия «великой зело», «яко лев рикнул на праведного». Князь собирался осудить Феодосия на заточение. Уступая просьбам напуганной печерской братии и киевской знати, Феодосий отступил, прекратив борьбу против Святослава.

Примирение Феодосия со Святославом ознаменовалось крупными княжескими милостями к монастырю. Святослав прирезал монастырю новую дополнительную территорию, значительно расширив владения обители.

В 1073 году Феодосием на месте деревянной, была заложена каменная церковь – Успенская, главный монастырский храм, в закладке которого принял активное участие великий князь Святослав II. Причиной строительства новой церкви было то, что количество монахов достигло 100, что было весьма много даже для греческих монастырей, и старая деревянная церковь стала тесной для общины. После закладки новой церкви монахи начали строить новые кельи и заселять окрестности.

Через год после закладки храма, 3(16) мая 1074 года Феодосий умер. Игуменом монастыря перед смертью, по просьбе братии, он поставил Стефана «Болгарина» (укр. Стефан «Болгарин», 1074 – 1078 гг., умер 27.04.1094 года). Стефан продолжил строительство Успенской церкви, перенёс на новые места, ближе к храму, братские кельи, построил вокруг монастыря деревянную стену и устроил обширный двор для странноприимных.

В 1078 году, пробыв игуменов Печерского монастыря около трёх лет, по неизвестным для нас причинам Стефан по требованию монахов вынужден был сложить с себя обязанности игумена и даже удалиться из обители: «И тако смятение сатана сътвори въ нихъ (братии), яко же тѣмь крамолу съчинити, Стефана бо отъ игуменьства отагнаша». Вскоре Стефан основал новый Кловский монастырь, на другом отроге Печерской горы, в урочище, называемом Клов. Новым игуменом Печерского монастыря был избран Никон (1078 – 1088 гг.).

В «Киево-Печерском патерике» рассказывается о киевском «лечьце» (враче) 2-й половины XI века – печерском монахе Агапите, пользовавшийся особой популярностью среди населения древнего Киева.

После смерти Никона игуменом был избран церковный писатель Иоанн I (укр. Іоанн I, 1088 – около 1103 гг.).

14 августа 1089 года состоялось освящение новой Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Фактически, после её освящения, здесь возник новый монастырь, поскольку на старом месте осталось лишь несколько монахов для ухода за могилами и панихиды.

В конце 1080-х или в самом начале 1090-х годов, во всяком случае уже после освящения каменного монастырского храма, при митрополичьей кафедре, не одобрявшей, как известно, роли и позиции, занятой Печерским монастырём в церковно-политической жизни Руси, возник новый литературный труд «Житие Антония Печерского», грекофильствующий автор которого попытался тенденциозно исказить раннюю историю Печерского монастыря, объявив дело создания Печерской обители, с одной стороны, греческой помощью и участием, с другой – результатом «божественного промысла», явленным также по преимуществу через греков. Тенденциозное и искажённое изложение начальной истории Печерского монастыря, широко проникло в историографию обители.

14 августа 1091 года в Печерском монастыре проведено торжественное перенесение мощей Феодосия из Дальних пещер в Успенскую церковь. Это событие имело исключительно важное значение в церковной жизни Киева и Руси. Для перенесения мощей в Киев прибыли все русские епископы.

На территории монастыря были похоронены знатные и щедрые вкладчики. Первым из них, в конце XI века, стал киевский боярин, варяг Шимон (на Руси Симон) Африканович.

С конца XI века огромная библиотека Печерского монастыря стала крупнейшим центром культурной жизни Руси.

20 июля 1096 года обитель подверглась ужасному нападению половцев хана Боняка. Православные святыни были разграблены и поруганы, половцы ворвались в притвор у гроба Феодосия, убили нескольких монахов. За это игумен Иоанн I жёстко критиковал великого князя Киевского Святополка II Изяславича, обвинив его в жадности и насилии. В ответ Святополк упрятал игумена в свой вотчинный город Туров (белор. Тураў, ныне город в Житковичском районе Гомельской области Беларуси). Игумен был освобождён только в 1098 году. Однако конфликты между монахами монастыря и великим князем продолжались. Только в 1099 году произошло примирение.

Около 1103 года игумен Иоанн I умер, его преемником стал Феоктист I (укр. Феоктіст I). Он наладил отношения с великим князем Святополком II Изяславичем, фактически сделавшим Киево-Печерский монастырь своим «отчим», то есть родовым. Это способствовало получению значительных средств и земельных пожалований, превратив монастырь в самый влиятельный на Руси.

В монастыре находилась одна из киевских иконописных мастерских. Здесь работал художник Алипий (умер около 1114 года), прошедший школу царьградских мастеров. По мнению ряда искусствоведов, его кисти принадлежит икона «Ярославская Оранта», ныне хранится в Третьяковской галерее в Москве. По манере исполнения она во многом перекликается с мозаиками Михайловского Златоверхого собора, над выполнением которых также трудился знаменитый иконописец.

В XII веке Печерский монастырь обогащается новыми каменными постройками.

В 1106 – 1108 гг. на средства Николы Святоши (в миру – князь Святослав Давыдович Луцкий, инок с 17 февраля 1107 года) были построены «Святые врата» (укр. Свята брама) монастыря с Троицкой надвратной церковью (укр. Троїцька надбрамна церква) с одной главой и одним престолом, как главный вход в обитель, а также устроен Больничный монастырь.

D:\371-1.gif

«Святые врата» и Надвратная церковь. Реконструкция М.Т. Преображенского. Источник – https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/PecherskMonastery/GateChurch.html. Фото без изменений

D:\Святі_місця.jpg

Троицкая надвратная церковь над западными (Троицкими) воротами монастыря (Лаврская улица, 9). Фото 7 октября 2017 года. Автор – Misha Reme. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

В 1108 года на средства князя Минского Глеба Всеславича завершено строительство каменной «трапезницы» с церковью, о её архитектуре ничего не известно. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный ещё игуменом Феодосием, для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в место погребения монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.

К 1108 году ряд исследователей относят получение игуменом Феоктистом титула архимандрита, однако возможно это было только почётное обращение или личное звание, поскольку последующие настоятели монастыря оставались игуменами.

В это время в Печерском монастыре работал один из крупнейших древнерусских летописцев Нестор – автор «Повести временных лет», сказания о «Житии Феодосия Печерского», «Чтение о житии и погублении … Бориса и Глеба».

В январе 1113 года игумен Феоктист I становится епископом Черниговским. 9 января игуменом монастыря стал Прохор (укр. Прохор, 1113 – 1124/1125 гг.).

В 1113 году завершение летописцем Нестором (умер около 1114 года) летописного  свода «Повести временных лет» (укр. «Повість временних літ», также «Повість врем’яних літ», «Повість минулих літ»).

Положение монастыря после вступления на великокняжеский престол Владимир Всеволодовича «Мономаха» ухудшилось, поскольку последний рассматривал Киево-Печерский монастырь как опору рода Святославичей. Однако монастырь всё же сохранил первенство среди других монастырей, несмотря на поддержку Мономахом Выдубицкого монастыря. Об этом свидетельствует, что игумен Прохор упоминается первым среди игуменов 2 мая 1115 года, участвовавших в торжественном перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба в каменную церковь в Вышгороде.

В 1119 году князь Минский Глеб Всеславич подарил монастырю 600 гривен серебра и 50 гривен золота. После его смерти его вдова Анастасия Ярополковна внесла ругу в 100 гривен серебра и 50 гривен золота.

Исключительный интерес представляют две шиферные плиты с тематическими рельефами, найденными в монастыре, ныне экспонируются в Софийском соборе. Украинский историк искусства Константин Витальевич Широцкий в своей работе изданной в 1917 году, отмечает, что: «В фасадную стену типографии (Лаврский печатный двор) вделаны два древних рельефа изсечённые на красном шифере». На плитах, по мнению ряда исследователей, переданы популярные на Руси античные сюжеты. На одной из них изображён Геракл в единоборстве со львом, на другой – бог Дионис (др-греч. Διόνυσος), едущий в колеснице, запряжённой двумя львами (пантерой и львом).

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Шиферная плита из монастыря. Сцена единоборства Геракла со львом. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 292. Фото без изменений

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\002.jpg

Шиферная плита из монастыря. Дионис (богиня Кибела, др.-греч. Κυβέλη) на колеснице, запряжённой львами. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 293. Фото без изменений

Согласно Ипатьевской летописи игумен Прохор умер 15 ноября 1125 года. Впрочем, другие источники указывают, что уже в 1124 году игуменом монастыря был Тимофей (укр. Тимофій, 1124 – 1131-1132 гг.). Возможно, из-за болезней Прохор отрёкся от игуменства, или принял великую схиму.

После смерти игумена Тимофея в 1131-1132 годах, его приемником стал Пимен (укр. Пимен, 1132 – 1141 гг.).

В 1142 – 1156 гг. игуменом монастыря был Феодосий (Теодосий) II Грек (укр. Феодосій (Теодосій) II Грек). Он был близок к великому князю Киевскому Изяславу II Мстиславичу.

В 1151 году в ходе междоусобной войны за великокняжеский престол монастырь был разграблен торками.

В 1156 году после смерти игумена Феодосия II, игуменом был избран Акиндин I (укр. Акіндин I, 1156 – 1164 гг., с 1161 года – 1-й архимандрит). Он известен из грамоты князя Владимиро-Суздальского Андрея Юрьевича «Боголюбского» о возведении Киево-Печерского монастыря в 1159 году в статус Лавры, великокняжеской архимандритии и ставропигии, то есть подчинении непосредственно Константинопольскому патриарху. Подложность данной грамоты была установлена историком Церкви митрополитом Московским и Коломенским Макарием (в миру – Михаил Петрович Булгаков, умер в 1882 году).

В 1159 году монастырь, вероятно, получил в собственность какую-то часть городов Василёва (ныне город Васильков (укр. Василькíв) в Обуховском районе Киевской области) и Мичевска (укр. Мічевськ), однако соответствующая грамота князя Андрея «Боголюбского» признана подделкой XVI века. В том же году после смерти в 1158 году Анастасии Ярополковны, вдовы князя Минского Глеба Всеславича, монастырь унаследовал все её угодья и средства.

Акиндин I, завершил дело, начатое Феодосием II, о повышении статуса настоятеля монастыря до архимандрита и подчинению его Константинополю. Впрочем, ставропигия не была получена, но титул архимандрита патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг (греч. Λουκᾶς Χρυσοβέργης) предоставил Акиндину I. Впрочем, соответствующую церемонию митрополит Киевский и всея Руси Феодор провёл лишь в 1161 году.

После смерти в 1164 году Акиндина I, архимандритом стал Поликарп I (укр. Полікарп I, 1164 – 24.07(06.08).1182 гг.). Поликарп поддерживал дружбу с великим князем Киевским Ростиславом I Мстиславичем.

В 1169 году при взятии Киева объединёнными войсками Андрея «Боголюбского», с участием новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями), монастырь в течение двух дней был разграблен и подожжён победителями.

В 1171 году на монастырь совершили нападение половцы.

В 1182 году после смерти архимандрита Поликарпа I среди монахов монастыря началось противостояние относительно избрания нового настоятеля «и бисть мятеж в монастыре». В 1183 году, согласно «Киево-Печерскому патерику», «братия ударила в било (укр. било), и сошлись все в церковь, и стали молиться Святой Богородице. И это удивительным было делом, поскольку большинство, словно единственными устами, сказало: «Пошлём к Василию-попу на Щекавицу (вероятно, церковь XI – XIII вв. на современной Олеговской улице), чтобы тот был нам игуменом и правителем иноческого стада Феодосиева монастыря Печерского». В результате 29 июля или 5 августа 1183 года постриг и рукоположение на архимандрию Василия было совершено митрополитом Киевским и всея Руси Никифором II.

О деятельности архимандрита Василия I (укр. Василь I, 1183 – 1197 гг.) в должности архимандрита известно мало. Основными источниками об этом является послание Кирилла Туровского и неизвестного автора Василию. В конце XII века, при Василии, вокруг Верхней лавры была построена огромная каменная стена шириной 2 метра и высотой 5 метров, которая сменила деревянное столпие. В «Синопсисе» об этой стене читаем следующее: «Самый Монастырь окресть каменными стѣнами обведенъ бысть на два стрельбища; въ толстоту же, или въ широту каменна стѣна бяше на сажень (2,16 метра), и врата каменныя же, идѣже нынѣ Церковь Троицы». Археологические раскопки подтвердили сообщение «Синопсиса»: ширина стены равнялась 2,2 метра, по длине её удалось проследить на 135 метров.

В конце жизни архимандрит Василий решил принять великую схиму. Он умер в 1197 году, архимандритом стал Феодосий III (укр. Феодосій III, 1197 – 1203 гг.). Возможно, он пользовался поддержкой князя Галицко-Волынского Романа Мстиславича.

В течение всего XIII века Печерский монастырь упоминается в различных летописных списках.

2 января  1203 года при новом опустошении Киева князем Рюриком Ростиславичем, его союзники половцы существенно разграбили Печерский монастырь, многие монахи убиты.

Новым архимандритом после ухода половцев и Рюрика был избран Акиндин II (укр. Акіндин II, 1203 – около 1232 гг.). Он много сделал для возрождения монастыря после разграбления 1203 года.

В 1223-1233 годах составление печерским иноком Поликарпом? и епископом Владимирским Симоном (умер 22.05.1226 г.) «Киево-Печерского патерика».

3 мая 1230 года в результате землетрясения монастырь и его Успенский собор существенно пострадал. Акиндин II приложил значительные усилия по их восстановлению.

После смерти архимандрита Акиндина II настоятелем монастыря был избран церковный деятель и писатель, бывший игумен киевского Дмитриевского монастыря Поликарп II (укр. Полікарп II, 1232 – около 1238 гг.). Сведения о нём ограничены. Некоторые исследователи сомневаются, что он был архимандритом Киево-Печерского монастыря. Впрочем, большинство учёных рассматривает Поликарпа как настоятеля. Он умер по разным сведениям около 1238 года или погиб в декабре 1240 года во время захвата Киева монголами, по другим сведениям в это время настоятелем уже был Агапит I).

После смерти архимандрита Поликарпа II настоятелем монастыря был избран Агапит I (укр. Агапіт I, 1238 – 1249 гг.).

В декабре 1240 года монгольские орды хана Батыя (Бату, монг. Бат хаан?) разорили и значительно разрушили монастырь. Монахи частью были перебиты, частью разбежались. Каменная монастырская стена была разрушена, летопись констатирует, что: «Нечестивие варвары овнами или таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши». По разным косвенным свидетельствам и летописям считается, что именно Агапит I руководил Киево-Печерским монастырём во время монгольского нашествия. Вероятно, он сумел с частью монахов спастись в Дальних пещерах.

Отдельные упоминания о Печерском монастыре в связи с теми или иными событиями церковной жизни в XIII – XVI вв. свидетельствуют лишь о том, что монастырь, несмотря на разорение, несомненно упавшее его значение и разрушение его древних построек, все жё продолжал своё существование.

В 1241 году с возвращением в Киев великого князя Михайла Всеволодовича в апреле 1241 года, архимандрит Агапит I помогал ему в восстановлении церковной жизни в Киеве. Также архимандрит приложил усилия по возвращению монахов и восстановлению Печерского монастыря. Монастырь был защищён деревянной стеной. Главной церковью монастыря стала Троицкая надвратная церковь. Архимандрит приказал применять била и колокола, до этого колокол был только в Центральной колокольне монастыря, для сбора христиан на молитву в Печерском монастыре и его церквях, учитывая значительные территории и расстояния.

Архимандрит Агапит I умер в 1249 году. Новым настоятелем стал церковный проповедник и писатель Серапион I (укр. Серапіон I, 1249 – 1274 гг., умер в 1275 году).

В связи с тем что митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II (1242 – 1281 гг.) в основном стал проживать во Владимиро-Суздальском княжестве, лишь изредка посещая Киев, в городе и его сельской округе усилилось влияние братии Киево-Печерского монастыря и возглавлявшего его архимандрита.

В 1274 году архимандрит (в других списках – игумен) Серапион I был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом II, епископом Владимирским, Суздальским и Нижненовгородским. Новым настоятелем монастыря стал Агапит II (укр. Агапіт II, 1274 – 1289 гг.)

Несмотря на принадлежность Киева великому князю Киевскому и Галицкому Льву Даниловичу, Агапит II имел более крепкие отношения с князем Владимиро-Волынским Владимиром Васильковичем, при дворе которого часто бывал. В 1288 году он присутствовал при смерти князя, участвовал в его отпевании и погребении. Эти известия позволяют заключить, что Печерский монастырь, хотя и был сильно разрушен в 1240 году, всё же продолжал оставаться действующим.

Предположительно в 1289 году Агапит II умер. Новым архимандритом стал Досифей I или Иоанн II.

Сведения о Досифее I (укр. Досифей I, 1289 – 1292 гг.) противоречивы. Согласно труду историка Церкви митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер 1837 год) Досифей был архимандритом Киево-Печерского монастыря в неизвестное время во 2-й половине XIII века после Агапита II. Однако, в большинстве определяющих списков Киево-Печерских архимандритов имени Досифея I не обнаружено. Известен из текста, сохранившегося в рукописи Ярославского Архиерейского дома начала XV века и в некоторых других списках, подписанных «архимандритом Печерским Досифием». Произведение было написано по просьбе Пахомия из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря (ныне в Вологде, город, административный центр Вологодского района и Вологодской области Российской Федерации). Современные исследователи рассматривают Досифея I как архимандрита Киево-Печерского монастыря. Вероятно, он был настоятелем между Агапитом II и Иоанном II.

Иоанн II (укр. Іоанн II, 1292 – 1299 гг.) стал архимандритом Киево-Печерского монастыря около 1292 года, упомянут в «Киево-Печерском патерике». Он вынужден был переориентироваться с Владимиро-Волынского княжества на Галицкое, в результате усиления князя Льва Даниловича.

Вероятно, Иоанн II погиб в конце 1299 года в результате жестокого ограбления Киева войсками хана Золотой орды Токты (монг. Тохта). Новым настоятелем монастыря в 1300 году стал Азария I (укр. Азарія I).

В 1320-х годах архимандритом монастыря был Варсонофий I (укр. Варсонофій I).

Вероятно, в конце 1320-х или начале 1330-х годов, во времена князя Киевского Фёдора (Глеба) Ивановича, архимандритом Печерского монастыря был Максим Печерский (укр. Максим Печерський). Единственное достоверное упоминание о нём относится к 133? году, когда после потери кафедры епископом Павлом, Максим стал одним из кандидатов на Черниговско-Брянскую епархии. Однако вероятно не добился успеха, несмотря на близкие отношения с правящим родом Ольговичей. Дальнейшая его судьба неизвестна, возможно, умер после 1335 года.

Со 2-й половины XIV века источники свидетельствуют о подчинённости Киево-Печерскому монастырю ряда киевских обителей.

Между 1370 и 1377 годами архимандритом Печерского монастыря избирается Давыд I Печерский (укр. Давид I Печерський). Он упомянут в «Киево-Печерской патерике» и в списке архимандритов, изображённых в интерьере Успенского собора. Согласно источникам между Печерским монастырём во времена управления Давыда и великим князем Литовским Ольгердом (лит. Algirdas) и его семьёй установились хорошие отношения, что способствовало возрождению монастыря.

В XIV веке монастырь был уже возобновлён. В этот период происходит реконструкция и обновление Успенского собора монастыря, ставшего одной из главных усыпальниц литовской великокняжеской династии Гедиминовичей.

Архимандрит Давыд I умер около 1395 года. Следующим настоятелем монастыря стал Авраамий I (укр. Авраамій I, 1395 – 1397 гг.).

К концу XIV – XVIII вв. относится наибольшее число захоронений в Печерском монастыре. Как свидетельствуют письменные источники, они маркируются надгробными плитами, имеющими в том числе надписи и датировку. Так, например 15 октября 1385 года в Киеве «въ нятие и въ заточении» умер архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, поставленный в 1383 году патриархом Константинопольским митрополитом Киевским и всея Руси. Он был похоронен в Ближних (Антониевых) пещерах. Его имя было внесено в монастырский синодик. Это важное свидетельство источников указывает, что в Киево-Печерском монастыре почитание святого Дионисия началось уже в XV веке.

Одной из важнейших статей дохода монастыря была плата за погребение в обители. При этом большинство имён богатых покойников заносилось в монастырский синодик. Интересно, что за пожертвования, в синодик заносились и имена лиц, не захороненных на территории Печерского монастыря.

Польский историк Матей Стрыйковский (польск. Maciej Stryjkowski, умер между 1586 и 1593 годом) указывал, что архимандрит Авраамий I имел конфликт с князем Скиргайлом Ольгердовичем, что привело к смерти последнего 11 января 1397 года. Вместе с тем в других хроникам, Скиргайло был похоронен в Печерском монастыре, на что предоставил разрешение архимандрит. Смерть Авраамия I датируется в «Описании о русских святых» условно: «преставился в лето 6000». Он был похоронен в Киево-Печерском монастыре, но где именно неизвестно.

После смерти Авраамия I в 1397 году, архимандритом стал Феодосий IV (укр. Феодосій IV, 1397 – 1398 гг.), по мнению других исследователей – Никита I.

Около 1398 после смерти архимандрита Феодосия IV настоятелем Печерского монастыря избирается Никита I (укр. Микита I, 1398 – около 1416 гг.). Он установил хорошие отношения с киевским наместником Иваном Ольгимундовичем Гольшанским (лит. Jonas Algimantaitis Alšėniškis, укр. Іван Ольгимонтович Гольшанський) и его семьёй, которые стали одними из наиболее щедрых монастырских вкладчиков. Происходит восстановление монастыря, расширение его собственности. Никита I завершил дело Авраамия I по восстановлению укреплённого подворья монастыря на замковой горе на случай военной опасности.

В 1399 году, после поражения великого князя Литовского Витовта (лит. Vytautas) в битве на реке Ворскла (укр. Ворскла) 12 августа 1399 года, золотоордынские войска хана Тимура Кутлука (старотат. تیمور قتلغ خان‎) подошли к Киеву. Они совершили нападение на Печерский монастырь, но монахи откупились огромным выкупом.

В 1406 году создание редакции «Киево-Печерского патерика» епископом Тверским Арсением (Арсеньевская редакция).

Много усилий было приложено Никитой I к улучшению знаний среди монахов, созданию библиотеки. По свидетельству митрополита Киевского и всея Руси Фотия (укр. Фотій), прибывшего в Киев в 1409 году, братия Киево-Печерского монастыря отличалась образованностью.

Печерский монастырь благодаря стараниям архимандрита оставался культурно-художественным центром, совершенствовались традиции иконописи. Сохранились сведения о том, что монах монастыря Антоний в 1409 году расписывал собор в Пскове (ныне город, административный центр Псковской области Российской Федерации).

В июне 1416 года войска под командованием беклярбека Золотой Орды Эдигея во время нападения на Киев, пограбили и сожгли монастырь. В это время погибли многие монахи, вероятно, среди них был архимандрит Никита I.

Около 1416 года архимандритом Печерского монастыря стал Игнатий I (укр. Ігнатій I).

В 1434 году, после смерти Игнатия I, архимандритом Печерского монастыря стал Никифор I (укр. Никифор I, 1434 – 1446 гг.). Он сохранил политику предшественников, направленную на союз с Ольгердовичами. Был верен митрополиту Киевскому и всея Руси Герасиму (укр. Герасим), поддерживал политику в защите прав православной церкви. Также числился в союзниках великого князя Руського Свидригайла Ольгердовича (лит. Švitrigaila). Это позволило архимандриту привлечь вклады сторонников Свидригайло – князей Пинских, Кобринских, Гольшанских, Друцких и Острожских.

Вероятно, в 1435 году после сожжения митрополита Герасима, князем Свидригайлом 26 июля 1435 года, Никифор I на время отошёл от Свидригайла. В 1437 году по некоторым свидетельствам в совет Свидригайла Ольгердовича входил некий Авраамий (укр. Авраамій), значившийся как архимандрит Печерский. Возможно, на какое-то время Никифор I утратил архимандритство.

По одним данным – около 1441, по другим – около 1440 года в монастыре под именем Феодор (имя Феодосий неверно) постригся в монахи полководец, князь Фёдор Данилович Острожский.

В дальнейшем Никифор I наладил дружеские отношения с князем Киевским Олельком Владимировичем (1443 – 1455 гг.), установив длительное сотрудничество монастыря с Олельковичами, что было продолжено его преемниками. Он признал права вернувшегося из Италии митрополита Киевского и всея Руси Исидора (укр. Ісидор). Впрочем, не поддержал решение Флорентийского собора, несмотря на, в общем, одобрительное отношение к объединению православной и католической церкви. Около 1446 года архимандрит Никифор I умер.

В 1446 году архимандритом Печерского монастыря стал Николай I (укр. Микола I, 1446 – 1462 гг.). Он поддерживал хорошие отношения с князьями Киевскими из рода Олельковичей. В 1446 году он засвидетельствовал завещание князя Логойского Андрея Владимировича.

Архимандрит Николай I поддерживал летописание, сохранение на соответствующем уровне образования и книжности монахов. В 1460 году уставщиком Киево-Печерского монастыря, клирошанином Кассианом, была составлена Первая Кассиановская редакция «Киево-Печерского патерика», а в 1462 году – вторая. Архимандрит Николай I умер в 1462 году.

Со 2-й половины XV века до 1-й четверти XVII века в монастыре хоронили представителей княжеских родов Несвицких-Збаражских и Вишневецких герба «Корибут».

В 1462 году Олельковичи добились назначения архимандрита Слуцкого Свято-Троицкого монастыря Макария новым настоятелем Печерского монастыря. На это была получена королевская грамота. Согласно историку Церкви, митрополиту Киевскому и Галицкому Евгению (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году), настоятельство Макария I (укр. Макарій I) продолжалось 2 года. Однако нынешние исследователи считают, что он был жив до 1466 года.

Около 1467 года новым архимандритом стал Иоанн III (укр. Іоанн III, 1467 – 1477 гг.). Первое письменное упоминание о нём относится к 1470 году, когда было завершено восстановление монастыря и Успенского собора, на средства князя Киевского Семёна Олельковича, что свидетельствует о постоянстве отношений печерских настоятелей с Олельковичами.

В 1471 году вместе с монахами и киевлянами архимандрит Иоанн III поддерживал стремление князя Слуцкого Михаила Олельковича занять трон Киевского княжества.

В 1473 году в результате нападения крымских татар на Киев пострадали поместья монастыря.

Иоанн III поддерживал на значимом уровне статус монастыря как культурно-образовательного центра. В 1474 году была завершена работа над переписыванием «Златоструя». Продолжала работать лаврская малярная, где писались иконы.

В 1474 году архимандрит Иоанн III был назначен митрополичьим наместником в Киевской епархии.

В 1476 году Иоанн III подписал «Послание Мисаила» к папе Римскому Сиксту IV (лат. Sixtus PP. IV). Архимандрит умер около 1477 года. Новым настоятелем монастыря стал Иоасаф I (укр. Іоасаф I, 1477 – 1482 гг.).

В 1481 году подтверждение прав Лавры патриархом Константинопольским Максимом III «Философом» (греч. Πατριάρχης Μάξιμος Γ΄).

В 1482 году, после смерти Иоасафа I, архимандритом Печерского монастыря был избран Феодосий V Войнилович (укр. Феодосій V Войнілович, 1482 – 1493 гг.). Вероятно, в этом ему помог князь Семён Михайлович Олелькович-Слуцкий. Феодосий V происходил из белорусского шляхетского рода Войниловичей (белор. Вайніловічы) собственного герба, происходивших от новогрудских бояр. Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно Феодосий V является настоятелем, который попал в плен к крымским татарам и был уведён в Крым в качестве ясыря, когда крымский хан Менгли I Герай (крым. I Meñli Geray) ограбил и сжёг монастырь 1 сентября 1482 года. Во время этого набега было утрачено много документов из монастырского архива. Вероятно, за выкуп архимандрит вернулся в обитель.

Феодосий V приступил к работе по восстановлению монастыря, поручив это Фёдору Иконнику и муралю Фоме. Также он приказал сложить синодик. В предисловии синодика, объясняются причины его написания, отмечается, что много «Святых книг» погибло во время разорения обители крымскими татарами. Для восстановления монастыря Феодосий V получал помощь от западнорусских и литовских аристократов. Князь Юрий Александрович Гольшанский (лит. Jurijus Aleksandrovičius Golšanskis) подтвердил Киево-Печерскому монастырю владение землями и людьми в Глушкской и Порческой волостях. 16 марта 1486 года Юрий Иванович Зенович (укр. Jurijus Ivanovičius Zenovičius) передал монастырю село Киселевичи в Бобруйской волости. В 1488 году обитель приобрела село Княжичи.

Из числа влиятельных православных магнатов Великого княжества Литовского в Печерском монастыре до 1486 года был похоронен видный шляхтич Иван Зинович (укр. Ivanas Zinovičius), а в середине XV века князь Иван Семёнович Друцкий «Путята» с женой. В 1506 году рядом с родителями был похоронен киевский воевода князь Димитрий Иванович Друцкий-Путятич.

10 марта 1493 года княгиня Федора Ивановна Рогатинская (укр. Федора (Софія) Рогатинська) подтвердила право собственности Печерского монастыря на имение Осово, выдав новую грамоту вместо утраченной в 1482 году. Это было последнее упоминание о Феодосии V. Он умер, вероятно, в конце этого же года.

В 1494 году новым архимандритом Печерского монастыря стал Филарет I (укр. Філарет I). В «Киево-Печерском патерике» конца XV – начале XVI вв. упомянуто его прозвание «Волынец», вероятно свидетельствующее о месте рождения. Он завершил работы по восстановлению обители после нападения крымских татар в 1482 году.

В 1494 году издана грамота великого князя Литовского Александра Ягеллончика (лит. Aleksandras) о подтверждении прав обители на архимандрию.

В 1496 – 1500 гг. монастырь получила от князя Новгород-Северского Василия Ивановича Шемячича и князя Стародубского (северского) Семёна Ивановича Можайского новые владения.

В 1497 году Печерскому монастырю нанесён ущерб при новом нападении крымских татар.

Архимандрит Филарет I приложил усилия по сохранению имущества обители, ходатайствовал о предоставлении льгот перед великокняжеской властью, сохранил имущество на Северщине после вхождения её в состав Великого княжества Московского в 1500 году.

Филарет I умер между 1501 и 1503 годами. Новым настоятелем монастыря стал Феодосий VI (укр. Феодосій VI).

Затем архимандритом Печерского монастыря был Сильвестр (укр. Сильвестр).

После Сильвестра, около 1506 года архимандритом стал Вассиан I Шишка (укр. Вассіан I Шишка, 1506 – 1508 гг.). Он происходил из влиятельного белорусского шляхетского рода Шишки из Минского или Полоцкого воеводства. По мнению некоторых исследователей, начал управлять Печерским монастырём перед Сильвестром, однако большинство исследователей соглашается, что это произошло позже.

В течение всего настоятельства Вассиана I продолжалось противостояние с частью монахов. Вместе с тем у архимандрита была поддержка киевской шляхты. Между тем на него был сделан некий донос королю Польши и великому князю Литовскому Сигизмунду I «Старому» (польск. Zygmunt I Stary, лит. Žygimantas Senasis), приказавшему киевскому воеводе Ежи Монтовтович (польск. Jerzego Montowtowicza, 1505 – 1508 гг.) взять архимандрита под стражу, при этом у него были забраны две лошади, несколько десятков золотых червонцев, много жемчуга, ковров, лис, куниц, бобров, шуб. Когда по ходатайству князя Константина Ивановича Острожского перед королём, Вассиан I был освобождён, он решил ехать в Вильно. Он повёл для короля двух лошадей в полной экипировке, повёз ему 50 золотых, кунью шубу, крытую чёрным атласом. В Вильне он был схвачен и помещён в кандалы тиуном Бутримом, который при этом отнял у него все подарки, предназначенные королю и 40 коп литовских денег, 40 венгерских золотых и много других вещей.

В 1508 году в ходе борьбы против архимандрита Вассиана I Шишки грамоту на архимандрию Печерского монастыря (на данный момент не найдена) получил Иона I (укр. Йона (Іона) I, 1508 – 1509 гг.). Он был известен участием в Виленском соборе православной церкви, начавшемся в декабре 1508 года. Во время работы собора, он умер в начале января 1509 года.

Тем временем Вассиан Шишка вёл борьбу за возвращение ему Печерского монастыря. Вероятно, он на время получил грамоту на архимандрию во времена настоятельства Ионы I, также возможно продолжил борьбу с другим настоятелем – Протасием I. Учитывая всё это, получилась путаница – Вассиана Шишку посчитали как Вассиана II. Он умер, вероятно, где-то в 1510-х годах.

В январе 1509 года новым архимандритом стал Протасий I (укр. Протасій I, 1509 – около 1514 гг.). Вместе с тем ничего неизвестно о его участии в Виленском церковном соборе, который тогда продолжался. Поэтому высказывается предположение, что Протасий I не успел получить королевскую грамоту на архимандрию для официального участия в соборе. Первое письменное упоминание о нём относится к 20 января 1509 года, когда произошло разграничение владений за Днепром Киево-Печерского и Пустынно-Николаевского монастырей.

Значительное внимание Протасий I уделял сохранению владений монастыря в Северской земле, которая являлась объектом борьбы Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского. Впрочем, в результате постоянных войн между великими княжествами архимандрит не мог отправить слуг для сбора налогов.

Протасий I дважды упоминается в актах от 1510 года. Последнее упоминание о нём относится к 1514 году. Следующим архимандритом стал Игнатий II (укр. Ігнатій II, 1514 – 1524, 1525 – 1528 гг.). Первое письменное упоминание о нём содержится в актовых материалах от 19 апреля 1517 года.

В 1516 и 1525 году в Киеве побывал императорский посол Сигизмунд фон Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein). Он оставил описание города и монастыря в своём труде «Записках о Московии» (издание 1549 года).

В 1522 году, возможно с помощью князя Константина Ивановича Острожского, Игнатий II получил королевскую привилегию от короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда I «Старого» на восстановление общинножительства в монастыре, а также его независимости от светской власти. Монахи получили право выбирать архимандрита при участии «старцев» монастыря (своеобразного капитула), киевских воевод, киевской знати и шляхты. Также привилегия содержала королевское обязательство направлять на архимандрию избранных таким образом кандидатов, вместо того чтобы отдавать эту должность тому, кто заплатит больше. Кроме того, Киево-Печерский монастырь освобождался от обязанности обслуживать посольские нужды, в том числе предоставлять подводы и лошадей.

Игнатий II прилагал усилия для восстановления хозяйства монастыря. Впрочем, в 1524 году в результате интриг части монахов и киевской шляхты он был лишён архимандрии. Как значится в королевской грамоте от 23 мая 1524 года, Игнатий II якобы добровольно уступил своё место Антонию I (укр. Антоній I, 1524 – 1525, 1528 – 1535 гг.).

Впрочем, при поддержке влиятельного князя Константина Ивановича Острожского Игнатий II вернул себе настоятельство уже в 1525 году. Антоний I был назначен игуменом Богородицкого монастыря в Овруче (укр. Овруч, ныне город в Коростенском районе Житомирской области). Впрочем, противостояние продолжалось. Спор был вынесен на королевский суд. Сигизмунд I 2 марта 1526 года издал краткую и безапелляционную грамоту о передаче печерской архимандрии Антонию. Впрочем, последний не сумел захватить монастырь, поскольку наверняка Игнатий II пользовался поддержкой большинства монахов и киевской шляхты. Однако 20 июля 1528 года король издал более широкую грамоту в пользу Антония. Вслед за этим Игнатий II утратил настоятельство. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Антоний I, по всей видимости, в 1528 году утвердился на своём посту, поскольку в качестве архимандрита упомянут в грамоте от 19 августа 1528 года. Впрочем, видимо, был сильно зависим от королевских чиновников. В конце 1520-х годов он поддержал обращение Выдубицкого монастыря к митрополиту Киевскому, Галицкому м всея Руси Иосифу III Русину (укр. Йосиф III Русин) о передаче Гнилецкого пещерного монастыря в селе Лесники  в окрестностях Киева (укр. Гнилецький монастир в селі Лісники), что и было сделано.

Антоний I умер около 1535 года. Новым настоятелем был избран Геннадий I (укр. Геннадій I, 1535 – 1536 гг.). Он упомянут в королевской грамоте Сигизмунда I от 8 февраля 1535 года. К тому времени происходит ослабление достоинства архимандрита, возобновляется вмешательство королевской власти в дела монастыря. Ухудшается обучение монахов, падает дисциплина. В том же году по ходатайству свой супруги королевы Боны, король Сигизмунд I отступил князю Юрию Слуцкому свое право подачи претендента на архимандритство, с условием, что, когда умрет тогдашний архимандрит Геннадий, князь возьмёт монастырь в свои руки и отдаст под управление тому, кому сам захочет, но чтобы после смерти избранного князем настоятеля, монастырь снова перейдёт в представление короля.

В 1536 году не имея возможности предотвратить вмешательство королевских чиновников и князей, Геннадий I продал архимандрию игумену Выдубицкого монастыря Иоакиму I (укр. Іоаким I, 1536 год) за 150 коп литовских грошей. Дальнейшая судьба Геннадия неизвестна.

Новый архимандрит Иоаким I происходил из шляхетского белорусского рода Сапег (белор. Сапегі, лит. Sapiegos, польск. Sapiehowie). Сигизмунд I 10 февраля 1536 года по ходатайству великого канцлера Литовского Альбрехта Гаштольда (лит. Albrechtas Gaštoldas) утвердил за Иоакимом I архимандритство. Впрочем, в том же году архимандрит Иоаким I умер.

Новым настоятелем, по ходатайству митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Макария II Москвитянина (укр. Макарій II Московитянин) и королевы Боны, стал Протасий II (укр. Протасій (Пасько) II, 1537 – 1538/1539 гг.), что засвидетельствовала королевская грамота от 15 января 1537 года. Он пытался улучшить моральный уровень монахов, прилагал усилия по восстановлению должного образования. По некоторым сведениям, при поддержке князя Константина Ивановича Острожского, основал монастырскую типографию. Здание было построено из дерева, в 1706 году снесено по распоряжению царя Московского Петра I.

Протасий II получил королевскую грамоту на волость Зебровичи (укр. Зебровичі) и на таможенную пошлину на Днепре, а сам завещал Печерскому монастырю многочисленные свои селения и сёла.

Вместе с тем Протасий II столкнулся с амбициями некоего Гедеона (укр. Гедеон), который в 1538 году был назван архимандритом монастыря. Возможно, тот ходатайствовал, или выкупил настоятельство у короля Сигизмунда I. Впрочем, власть в Печерском монастыре сохранял Протасий II. Однако около 1539 года утратил архимандрию или умер.

Около 1539 года архимандритом Киево-Печерского монастыря становится Софроний I (укр. Софроній I, 1539 – 1540 и 1541 гг.). Вероятно, он проявлял суровый нрав, что проявилось в притеснениях монахов. Также его обвиняли в использовании доходов от монастырских поместий для собственных нужд. Кроме того, идя куда-нибудь, он брал с собой разные монастырские вещи (книги, изделия из серебра, меди) и не возвращал. В результате возникла острая конфликтная ситуация.

Монахи отправили жалобы на настоятеля, митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси Макарию II Москвитянину и королю Сигизмунду I «Старому». Последний, в 1540 году отправил королевского дворянина Ивана Протасовича (укр. Івана Протасовича). В королевской грамоте от 25 января 1540 года, адресованной митрополиту Макарию II, поручалось провести над Софронием I следствие. В письме Сигизмунда I от 13 июня 1540 года речь идёт о митрополичьем суде над Софронием, который доказал его злоупотребления. Вместе с тем Софроний всё ещё продолжал руководить Киево-Печерским монастырём. Вскоре митрополит Макарий II уже считал, что в какой-то момент взаимопонимание между архимандритом и братией всё же произошло, поскольку спустя около полугода Софроний I вместе с монастырской братией просил короля и с помощью королевы Боны получил грамоту от 9 августа 1540 года на право посылать монахов и слуг своих у города Стародуб и Новгород-Северский, подвластные Великому княжеству Московскому, для сбора налогов, которые с давних времён принадлежали монастырю.

Софронии I всё же был отстранён от настоятельства и архимандритом стал Иосиф I Ревут (укр. Йосип I Ревут, 1540 – 1541 гг.). Однако в начале 1541 года Софроний вернул себе архимандритство. Наверное, довольно, крепкое положение Софрония I было вызвано именно поддержкой королевы Боны. Последний раз как архимандрит, Софроний I упомянут в грамоте от 3 марта 1541 года, где запрещалось притеснять и наносить ущерб Выдубицкому монастырю. Впрочем, в том же году он был отстранён.

В конце 1541 года права на архимандрию Киево-Печерского монастыря от Сигизмунда I «Старого» получает Вассиан II (укр. Вассіан II, 1541 – 1546 гг.), до этого игумен Минского Вознесенского монастыря. Соответствующую грамоту он получил в 1542 году. Вероятно, он происходил из белорусского шляхетского рода Шишки из Минского воеводства.

В 1543 году по завещанию князя Богуша Фёдоровича Корецкого Печерский монастырь получил село Безрадичи (укр. Безрадичі). Известен Вассиан II и спором в 1544 году относительно имущества с князем Андреем Друцким-Соколинским (укр. Андрій Друцький-Соколинський). Около 1546 года Вассиан II умер. Королевскую грамоту на архимандрию Киево-Печерского монастыря получил священник Покровской церкви в городе Вильно (лит. Vilna) столица Великого княжестве Литовском (ныне город Вильнюс (лит. Vilnius) столица Литвы), принявший монашеский постриг под именем Иоаким II Матвеевич (укр. Іоаким II Матвійович, 1546 – 1550 гг.), некоторые исследователи ошибочно считают – Иларион. Иоаким II происходил из богатого белорусского шляхетского рода, и считается родственником митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иосифа III Русина (укр. Йосиф III Русин). Настоятельство он посвятил восстановлению имущественных прав монастыря. Умер он в 1550 году. Новым архимандритом был назначен Иларион I (укр. Іларіон I, 1550 – 1554 гг.).

Единожды Иларион I упоминается в королевской грамоте короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа (польск. Zygmunt II August, лит. Žygimantas Augustas) на возобновление в монастыре общинножительства от 15 августа 1551 года. В грамоте речь идёт о возобновлении общинножительства, но по сравнению с грамотой от 1522 года отсутствует статья о выборах архимандрита. Иларион I продолжил политику предшественников по защите имущественных прав монастыря.

В 1554 году после смерти архимандрита Илариона I новым настоятелем стал Иосиф II (укр. Йосиф II, 1554 – 1556 гг.).

В 1556 году после смерти Иосифа II, новым архимандритом Печерского монастыря был избран Иларион II Писочинский (укр. Іларіон II Пісочинський, в миру – Лукаш Гоголь (укр. Лукаш Гоголь), 1556 – 1572 гг.), из шляхетского рода с Брацлавщины). Он отличился, как борец за права монастыря. В 1567 году по жалобе последнего, Сигизмунд II Август подтвердил, что Киево-Печерский монастырь находится на попечении самого короля и что по этому архимандрита и монахов не должны судить представители светской власти, архимандрита может судить только сам король, а монахов – церковная власть.

В 1570 году Иларион II выхлопотал у Сигизмунда II Августа подтвердительную грамоту Киево-Печерскому монастырю на право общинного самоуправления и независимости от киевских воевод.

В 1571 году благодаря действиям архимандрита монастырь получила право посылать монахов и слуг в северские города Московского царства для сбора налогов, а также владение селом Вишенки в Киевском повяте (укр. Вишеньки, ныне село в Бориспольском районе Киевской области).

В 1572 году у архимандрита Илариона II возник конфликт с монахами Киевского Пустынно-Николаевского монастыря, отказывавшегося признать новоизбранного игумена. В результате вмешательства в дело князя Константина (Василия) Константиновича Острожского, Иларион II вынужден был признать действия монастырской братии. Вероятно, архимандрит отказался от противостояния также в результате тяжёлой болезни, от которой он умер в том же году.

В 1572 году киевской шляхтой и монахами Печерского монастыря архимандритом (возможно при поддержке князей Вишневецких) избирается Иона II «Деспотович» (укр. Йона II «Деспотович», 1572 – 1574 гг.). Вероятно, он происходил из рода сербских деспотов, возможно, Бранковичей. Отсюда его прозвище Деспотович. Впервые упоминается как архимандрит 2 апреля 1573 года. О его деятельности известно мало. В 1574 году архимандрит Иона II умер.

15 марта 1574 года грамотой короля Речи Посполитой Генриха Валуа (польск. Henryk Walezy, 1573 – 1574 гг.), архимандритом монастыря назначен Мелетий I Иванович Хребтович-Богуринский (укр. Мелетій I Іванович Хребтович-Богуринський, 1574 – 1593 гг.). Его кандидатуру поддерживала монашеская депутация к королю, характеризуя его как «мужа набожного, богобоязненного, письму святому хорошо обученному», указывая в том числе на его «добродетель, достоинство и степенность».

Одновременно, при поддержке киевской шляхты и князя Константина (Василия) Константиновича Острожского архимандритом стал Сильвестр Иерусалимец (укр. Сильвестр Єрусалимець, 1574 – 1576 гг.). Печерские монахи перешли на строну Сильвестра и не допускали Мелетия Хребтович-Богуринского в монастырь. В то же время значительная часть киевской шляхты перешла на сторону Мелетия I.

В конце концов, спор был разрешён в пользу Мелетия I, о чём свидетельствует выданная ему королём Речи Посполитой Стефаном Баторием (польск. Stefan Batory, 1575 – 1586 гг.), жалованная подтвердительная грамота от 10 ноября 1576 года, и отдельное письмо по этому вопросу ко всем сановникам и шляхте. Судьба Сильвестра после 1576 года неизвестна.

В 1576 году в Печерском монастыре был похоронен князь Богуш (Богдан) Фёдорович Корецкий. На монастырской территории находилась Каплица князей Корецких.

Благодаря родству с Ходкевичами, архимандрит Мелетий I убедил Яна Иеронима Ходкевича (польск. Jan Hieronimowicz Chodkiewicz) в 1579 году вернуть Печерскому монастырю Озеряны (укр. Озеряни, ныне село Новые Озеряны в Житомирском районе Житомирской области).

В 1580 году при поддержке короля Стефана Батория архимандрит Мелетий I был избран епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Он также выхлопотал у короля грамоту на строительство замка и заселение города Безрадичив (укр. Безрадичів, ныне село Старые Безрадичи (укр. Старі Безрадичі).

В октябре 1584 года купец и путешественник, монах-доминиканец Мартин Груневег (нем. Martin Gruneweg) посетил Печерский монастырь, который описал в своём дневнике.

В 1586 году архимандрит Мелетий I выхлопотал у короля грамоту на строительство замка и основание города на старом городище Василёв (укр. Василів, ныне город Васильков (укр. Васильків) в Обуховском районе Киевской области), 28 марта 1586 года город получил Магдебургское право.

В 1592 – 1688 гг. Печерский монастырь был ставропигией Вселенского патриархата Константинополя.

13 января 1593 года архимандрит Мелетий I умер. Новым архимандритом став Никифор Тур (укр. Никифор Тур, 1593 – 1599 гг.).

В 1593 году Печерскому монастырю принадлежали два города – Радомысл (Радомышль, (укр. Радомишль), ныне город в Житомирском районе Житомирской области) и Василёв (Васильков), до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западнорусских земель, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами.

В 1594 году приезд в Киев австрийского дипломата и путешественника Эриха Лясоты (Ласоты) фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau), составившего подробное описание Киева и Печерского монастыря.

После заключения в 1596 году Брестской унии была предпринята попытка подчинить Печерский монастырь, находящийся в непосредственном ведении Константинопольского патриарха, 1-му митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси Михаилу Рогозе (укр. Михайло Рагоза) Русской униатской церкви (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква). В 1596 и 1598 годах монахи во главе с архимандритом Никифором Туром отбили все попытки захвата монастыря. Обители удалось также отстоять силой от униатов (грекокатоликов) и свои обширные имения.

В 1598 году Киево-Печерский монастырь по повелению патриарха Константинопольского получил официальный статус – Лавры.

В 1599 году архимандрит Никифор Тур умер.

В 1599 году архимандритом Лавры был избран Ипатий Потей (укр. Іпатій Потій), в миру – Адам Львович Тышкович герба «Вага», польск. Hipacy (Adam) Pociej). В том же году, 26 сентября, он был назначен митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (униатский).

В сентябре 1599 года архимандритом стал Елисей Плетенецкий (укр. Єлисей Плетенецький, в миру – Александр Михайлович (укр. Олександр Михайлович), по другим данным – Томашевич (укр. Томашевич), 1599 – 1624 гг.). Первое, что он сделал, вернул в Лавре «общежительное правило» по чину Василия Великого, которое было расшатано при его предшественнике. В то же время, он беспокоился об улучшении бытовых условий монахов обители.

В 1615 году архимандритом Елисеем Плетенецким в Киево-Печерской лавре был основан печатный двор (печатня), началось печатание богослужебных и полемических книг. Здание типографии было деревянным и одноэтажным. Его внешний вид запечатлён на гравюре 1638 года.

В 1613 году Елисей Плетенецкий с помощью казаков гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного (укр. Петро Конашевич-Сагайдачний) силой вернул Лавре имения, изъятые королём Речи Посполитой Сигизмундом ІІІ (польск. Zygmunt III Waza) в пользу киевской греко-католической митрополии.

В 1616 году издана первая книга лаврской типографии – «Часослов».

Согласно панегирику, посвящённому Елисею Плетенецкому, составленному в 1618 году А. Мигурой, Е. Плетенецкий «дивно обновил славный Печерский монастырь и отлично украсил соборную церковь его».

В 1621 году нападения униатов (грекокатоликов) на Печерскую лавру.

29 октября 1624 года архимандрит Елисей Плетенецкий умер. 20 ноября 1624 года его преемником стал западнорусский православный писатель Захария Копыстенский (польск. Zachariasz Kopysteński, укр. Захарія Копистенський (псевдоним Азария, укр. Азарія)).

21 марта 1627 года архимандрит Захария Копыстенский умер. Он был похоронен в Каплице князей Корецких в Печерской лавре, где находилась его надгробная плита с эпитафией.

В декабре 1627 года архимандритом монастыря стал Пётр Могила (1627 – 1647 гг.). Он был избран 16 сентября 1627 года благодаря поддержке киевского воеводы Томаша Замойского (польск. Tomasza Zamoyski), а утверждён в должности королём Сигизмундом III 29 ноября. В это время новому архимандриту исполнилось 30 лет. В таком возрасте избрание на столь высокую церковную должность осуществлялось, чуть ли не впервые. Этому способствовала поддержка митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, 1-го экзарха Константинопольского престола Иова (укр. Йов) (в миру – Иван Матфеевич Борецкий, укр. Іван Матвійович Борецький) и других влиятельных шляхетских семей.

В 1630 году нападения униатов (грекокатоликов) на Лавру.

В 1631 году архимандрит Пётр Могила основал при обители школу, которая в 1632 году была объединена с Киевской братской школой, что положило начало Киево-Могилянской коллегии (укр. Києво-Могилянська колегія).

7 мая 1633 года Пётр Могила стал митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси.

В 1635 году в лаврской типографии издан «Патерикон» (лат. «Patericon», переработка Киево-Печерского патерика) православного епископа и духовного писателя Сильвестра Косова (укр. Сильвестр Косів, также Косов, Коссов).

В 1638 году изданы «Тератургимы» инока Киево-Печерского монастыря, церковного писателя Афанасия Кальнофойского (укр. Афанасій Кальнофойський) (перевод издан в 2013 году).

C:\Users\Acer\Downloads\Kyiv_Pechery_Kalnofoysky_Athanasius_Teraturgema,_1638.jpg

План, на котором указаны Печерский, Вознесенский и Николаевский Пустынный монастыри, часть Старого Киева и Подола. 1638 год. Гравюра инока Афанасия Кальнофойского из книги «Тератургима». Общественное достояние. Фото без изменений

В 1643 году канонизация митрополитом Петром Могилой 69 Печерских  святых.

19 марта 1647 года архимандритом Лавры стал церковный писатель Иосиф Тризна (укр. Йосиф Тризна, 1647 – 1655 гг.), из знатного старинного рода Тризен герба «Гоздава» (польск. Gozdawa).

D:\Near_Caves.jpg

Печерский монастырь. Рисунок голландского живописца и рисовальщика Абрахама ван Вестерфельда (нидерл. Abraham van Westerveld). 1651 год. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1653 году архидиакон Антиохийской православной церкви и путешественник Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي) писал, что в Киево-Печерском монастыре есть прекрасное книгохранилище с множеством дорогих книг, в том числе и пергаментных, которым не менее 500 лет.

В 1656 году, после смерти Иосифа Тризны, архимандритом Лавры был избран учёный-богослов, философ и историк Иннокентий Гизель (укр. Інокентій Ґізель, нем. Innozenz Giesel, 1656 – 1683 гг.), ректор Киево-Могилянской коллегии с 1646 года.

В 1661 года первое печатное издание «Киево-Печерского патерика» (укр. «Києво-Печерський патерик»).

В 1674 года строительство в Лавре деревянной колокольни. Издание «Синопсиса» (укр. «Синопсис»).

В 1675 году издание в городе Иене (нем. Jena, ныне университетский город в федеральной земле Тюрингия, ФРГ) Иоганном Гербинием (нем. Johannes Herbinius) книги «Religiosae Kijovienses cryptae, sive Kijovia subterranea…» («Религиозные киевские пещеры»).

D:\Kyjevo-Pečerśka_lavra.png

Монастырь на иллюстрации из книги «Пресисті Акафісти всеседмисті». – Київ, 1677. ИсточникКиевская старина. – 1886. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1679 году гетман Войска Запорожского Иван Самойлович (укр. Іван Самойлович) к существовавшим фортификациям вокруг Лавры добавил ров и земляной вал вокруг «верхнего монастыря».

В XVII веке построена монастырская проскурница, ныне она составляет южную часть Ковнировского корпуса (укр. Ковнірівський корпус). Северная часть, книжный магазин с отдельным входом, достроена в начале XVIII века малороссийским архитектором Степаном Демьяновичем Ковниром. Над всем образовавшимся зданием возвели шесть фронтонов. Сейчас в помещении Ковнировского корпуса расположен Музей исторических драгоценностей Украины.

D:\Київ._Лавра._Ковнірівський_корпус.jpg

Ковнировский корпус (№ 12). Фото 12 сентября 2015 года. АвторStar61. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

В 1679 году над входом в Дальние пещеры построена Аннозачатиевская церковь или Церковь Зачатия св. Анны (укр. Аннозачатіївська церква). Церковь полностью перестроена в 1808 – 1809 гг., тогда она и приобрела нынешний вид.

D:\P1080508-1.jpeg

Аннозачатиевская церковь. Фото 1 марта 2009 года. АвторNick Grapsy. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

18(28) ноября 1683 года архимандрит Иннокентий Гизель умер.

В 1684 году, новым архимандритом Печерской лавры стал Варлаам Ясинский (укр. Варлаам Ясинський, 1684 – 1690 гг.), с 1690 года митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России.

В 1684 – 1694 гг. с правой стороны от Успенской церкви построена каменная Трапезная с Церковью св. Петра и Павла, в стиле украинского барокко. В 1893 году храм был разрушен.

В 1688 году закрепление за монастырём статуса «Лавра», он стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским», то есть, подчинен патриарху Московскому, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

В 1689 – 1701 гг. построена оборонительная Онуфриевская башня (укр. Вежа Онуфріївська (Палатна)) с Церковью во имя св. Онуфрия. В Онуфриевской башне находились жилые палаты гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы-Колединского (укр. Іван Степанович Мазепа-Колединський).

D:\Башта_Онуфріївська_(палатна)_Київ_Лаврська_вул.,_9.jpeg

Онуфриевская башня. Фото 5 июня 2015 года. Автор Prymasal. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

В 1691 году архимандритом Лавры был избран Михаил Васильевич Вуяхевич-Высочинский (укр. Михайло Васильович Вуєхович-Височинський (Вуяхевич), 1691 – 1697 гг.). Будучи архимандритом, он уделял большое внимание хозяйственным делам обители, а также деятельности лаврской типографии.

В 1696 году на месте деревянной, рядом с Дальними пещерами, построена каменная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (укр. Церква Різдва Пресвятої Богородиці) на средства полковника Киевского Константина Михайловича Мокиевского (укр. Костянтина Михайловича Мокієвського, умер в 1709 году), двоюродный брат Ивана Степановича Мазепы. В настоящее время церковь является храмом Киевской духовной академии и семинарии.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 1976 года. Из подборки открыток. Автор – Б. Кочеров. Фото без изменений

D:\Церковь_Рождества_Пресвятой_Богородицы_2009.jpg

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2009 года. Автор – Ростислав Маленков. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В 1696 – 1698 гг.  на средства гетмана Ивана Степановича Мазепы построена Церковь Всех Святых (Всехсвятская церковь, укр. Всіхсвятська церква) с Экономичными вратами.

D:\Церква_Всехсвятська_над_економічною_брамою_Київ_Україна.jpg

Всехсвятская церковь. Фото 2 сентября 2012 года. АвторNomad0212. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений

В 1696 – 1701 гг. построена оборонительная Башня Иоанна Кущника (укр. Вежа Іоанна Кущника) с Церковью в честь святого Иоанна Кущника, жившего в V веке.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Башня Иоанна Кущника. Фото 2011 года. Автор – Ростислав Маленков. Лицензия – Creative Commons Attribution 3.0 Unported. Фото без изменений

29 июня 1697 года монастырская братия избрала архимандритом Иоасафа  II Кроковского (укр. Йоасаф  II Кроковський). 19 октября 1707 года он был избран митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России.

В 1698 году по распоряжению и на средства гетмана Ивана Степановича Мазепы была восстановлена Успенская церковь, Троицкая надвратная церковь и печатная мастерская.

В 1698 – 1701 гг. гетман Иван Степанович Мазепа израсходовал 1 млн золотых на строительство вокруг Верхней лавры новой каменной оборонной стены с четырьмя башнями. Длина стены составила 1090 (1290) метров, толщина в нижней части около 3 метров, на уровне бойниц 1-1,5 метра, высота стены разная, в зависимости от рельефа местности, средняя около 7 метров.

D:\Lavra_fortification_walls_(ddima).jpeg

Лаврская оборонная стена, вид сверху. Фото 30 июня 2007 года. Автор – Dima Sergiyenko. Лицензия – Creative Commons AttributionShare Alike 4.0 International. Фото без изменений

Комментарии к записи ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ ДО XVIII ВЕКА отключены