ИСТОРИЯ ХРАМА ДО 1941 ГОДА

В 1062 году монахи Печерского монастыря на вершине надпечерного холма, подаренного великим князем Киевским Изяславом I Ярославичем, построили небольшую деревянную Церковь Успения Богородицы. В летописи сказано: «Игуменъ же братья заложиша церковь велику,церковь свершиша и иконами украсиша».

В 1073 году по инициативе печерского игумена Феодосия (укр. Феодосій или Теодосій) на месте деревянной церкви, был заложен главный каменный храм монастыря – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В торжественной церемонии заложения храма активное участие принимал великий князь Киевский Святослав II Ярославич, который для строительства выделил часть поля великокняжеской усадьбы в Берестове. Князь не только присутствовал, но сам начал копать ров для фундаментов церкви. В Ипатьевской летописи под 6581 (1073) годом закладка нового храма описана так: «Того же лета основана бысть церковь Печерьская Святославом княземь, сыномь Ярославлимь, игуменом Феодосьемь, епископом Михаилом, митрополиту Георгиеви тогда сущю вь Грецех, а Святославу Кыеве седящу». На продолжение строительства, по свидетельству «Киево-Печерского патерика», Святослав II «пожертвовал» 100 гривен золота.

Нестор Летописец в «Житии Феодосия Печерского» повествует об этом событии в агиографическом стиле, уснащая основные известные ему факты многочисленными проявлениями «божественного провидения». Так, по рассказу Нестора, вопрос о выборе места для новой церкви оживлённо дебатировался в монастыре при участии «множества людий». Предложения о месте предполагаемой постройки были различны – «месту на възграждение овемь она кажющим, инем же ино», но ни одно из этих мест так не подходило для постройки храма, как «княже поле, близ прилежаше». И вот в самый разгар споров «по строению божию» мимо проезжал князь Святослав II Ярославич и «увидевь мног наряд и вопроси, что творять ту». Узнав о причине сборища, князь «съврати коня», подъехал к спорящим и разрешил их спор. «Подвижимь от бога», князь указал «место на своемь поле и повеле ту възградити таковую церковь».

Отбрасывая агиографический стиль рассказа Несторова «Жития…», нетрудно понять его историческую основу: помирившийся после серьёзного конфликта в марте 1073 года с уступившим ему игуменом Феодосием, князь не только подарил монастырю новую землю, входившую, очевидно, в его Берестовскую вотчину, но и пожертвовал немалые средства на постройку нового монастырского каменного храма.

При жизни игумена Феодосия был завершён только фундамент церкви. Как свидетельствует «Житие Феодосия Печерского», Феодосий «повседневно подвизался и трудился на строительстве того Дома». Через год после закладки церкви, 3(16) мая 1074 года Феодосий умер. Основные работы проводились за игумена Стефана «Болгарина» (1074 – 1078 гг.). Однако, по-видимому, на некоторое время сооружение храма было прервано. Только под 6583 (1075) годом Ипатьевская летопись сообщает о продолжении и завершении строительства: «В лето 6583. Почата бысть церкви Печерьская над основаньемь Стефаном игуменомь; из основанья бо Федосий поча, а на основаньи Стефан поча и кончано бысть на третее лето месяца июля в 1 день». То же известие под 6583 годом в Лаврентьевской, Воскресенской, Никоновской, Ермолинской, Густынской, Львовской летописях и в Летописце Переяславля Суздальского, только в последнем окончание постройки отнесено к 1 июля, в большинстве остальных летописей – к 11 июля; в Ермолинской и Густынской летописях день окончания не уточнён. В «Житии Феодосия Печерского» не упоминается дата окончания постройки. Нестор сообщил лишь, что Стефан завершил постройку «в мало лет».

Летописное известие о завершении постройки Успенской церкви игуменом Стефаном получило в историографии различные толкования, вследствие чего у различных авторов приводятся разные даты окончания постройки храма. В летописной статье под 6583 (1075) годом – говорится о начале (в 1075 году) нового периода строительства храма «над основанием», которое было совершено ещё при Феодосии. На третье лето, то есть спустя два года после возобновления строительных работ в 1075 году, в июле 1077 года постройка была закончена. Вероятно, именно так понимали летописный текст первые авторы, писавшие об истории Печерского монастыря, – митрополит Киевский и Галицкий Самуил (в миру – Симеон Григорьевич Миславский, умер в 1796 году), митрополит Евгений (в мируЕвфимий Алексеевич Болховитинов, умер в 1837 году), историк Церкви, протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев (умер в 1896 году), вслед за ним историк Церкви Николай Иванович Петров (умер в 1921 году) и другие.

Из иной трактовки летописного текста исходил российский и советский славист, историк Михаил Дмитриевич Приселков (умер в 1941 году). Он полагал, что слова «и кончено бысть на третее лето» надо исчислять по отношению к дате закладки собора при Феодосии в 1073 году, и на этом основании относил окончание постройки к 1075 году.

Многолетние исследования развалин Успенского храма дали возможность советскому архитектору Николаю Вячеславовичу Холостенку (умер 03.05.1978 года) прийти к выводу, что первоначальное ядро храма было возведено уже к 1078 году.

Законченный в 1077 году храм стоял, однако, неосвященным до 1089 года, то есть 12 лет. По вопросу о причине столь длительной задержки освящения законченной постройки высказывались различные объяснения. Одним исследователям казалось, что задержка была вызвана незаконченностью внутреннего убранства храма, так как по тем или иным причинам монастырь не располагал возможностью своевременно украсить храм фресковой росписью или мозаикой. Однако для такого предположения нет абсолютно никаких оснований. Выдвигалось и другое объяснение. М.Д. Приселков считал, что задержка освящения Успенской церкви была вызвана трениями между Печерским монастырём и Киевской митрополичьей кафедрой. Монастырь, во главе которого с 1078 года встал Никон (1078 – 1088 гг.), по мнению М.Д. Приселкова, видимо, соединял вопрос об освящении нового каменного храма, постройку которого начал Феодосии, с вопросом об официальной канонизации последнего. Находившаяся в руках греков киевская митрополия, однако, не давала своего согласия на канонизацию Феодосия. Не желая отделять вопрос об освящении монастырского храма от официального признания основателя монастыря, Никон, по мнению М.Д. Приселкова, задерживал освящение.

В 1083 году под надзором игумена Никона Успенская церковь была украшена византийскими мастерами иконами и мозаикой, в храме начал свою работу первый известный русский иконописец Алипий Печерский. Повесть «О пришествии мастеров церковьных от Царяграда к Антонию и Феодосию», так же как и повесть «О пришествии писцев церковных ко игумену Никону от Царяграда», подчёркивает греческое, царьградское происхождение не только монастырского храма, но и его внутреннего убранства. В то же время, ни в летописном Своде Никона, ни в несторовом «Житии Феодосия Печерского» нет ни малейших намёков на прибытие царьградских зодчих и живописцев для участия в постройке каменного печерского храма, хотя оба произведения вышли из-под пера не только современников, но и активных участников строительства Печерского монастыря. 

Только после смерти Никона в 1088 году, когда в Печерском монастыре с вступлением в игуменство Иоанна I (1088 – около 1103 гг.), возобладали иные церковно-политические концепции. Вопрос о канонизации Феодосия и вопрос об освящении храма были разъединены. Не дождавшись официальной канонизации со стороны митрополии основателя монастыря Феодосия, монастырь получил разрешение на освящение Успенской церкви, что и было осуществлено 14 августа 1089 года.

14 августа 1091 года в Печерском монастыре проведено торжественное перенесение мощей Феодосия из Дальних пещер в Успенскую церковь.

В конце XI века в северо-западном угла у северной стены Успенской церкви была построена крещальня в форме малой Церкви св. Иоанна Предтечи.

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Западный фасад Успенской церкви с крещальней в 1089 году. Реконструкция Н.В. Холостенко. Источник – Толочко П.П. Древний Киев. – Киев: Наукова думка, 1983. – С. 93. Фото без изменений

С конца XI по XIX вв. площадь в южной части храма и прилегающая к нему территория в пределах обители стали одними из самых престижных некрополей Киева и его округи. Первым, за богоугодные деяния и содействие при строительстве каменной Успенской церкви, в ней в 1089-1091 гг. был похоронен киевский боярин, варяг Шимон (на Руси Симон) Африканович.

20 июля 1096 года Печерский монастырь подвергся ужасному нападению половцев хана Боняка. Успенская церковь была разграблена и поругана, половцы ворвались в притвор у гроба Феодосия.

В начале XII века около дверей Успенской церкви на юг соорудили божницу (укр. божниця).

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\1) 1073 - 1078 гг., реконструкция Н.Г. Логвина.jpg

Западный фасад Успенской церкви в начале XII века. Реконструкция советского и украинского краеведа, историка архитектуры Григория Никоновича Логвина (умер в 2001 году). Общественное достояние. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

План и реконструкция церкви. Источник – https://www.arhitekto.ru/txt/2russ26.shtml. Фото без изменений

D:\old1_1.jpg

Успенская церковь в начале XII века. Вид с северо-запада. Фото – Киево-Печерская лавра. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

При печерском архимандрите Василии I (укр. Василь I, 1183 – 1197 гг.) проводились некоторые работы в Успенской церкви. Были построены часовни у северной стены храма и проведены работы по восстановлению купола.

3 мая 1230 года во время сильного землетрясения храм сильно пострадал «в монастыри Печерском церкви святая Богородица камена на 4 части разступися» рухнули своды и южная стена. Печерский архимандрит Акиндин II (укр. Акіндит II, 1203 – около 1232 гг.) приложил значительные усилия по восстановлению церкви. Согласно археологических данных южная стена храма была отстроена в новой строительной технике.

В декабре 1240 года монгольские орды хана Батыя (Бату, монг. Бат хаан?) разграбили и значительно разрушили Успенскую церковь. В основном источнике об этих событиях в повести «О разорении прекрасный святыя великия Лавры Печерския», занесённой в «Синопсис Киевский» говорится, что монголы «верх до полуцеркви по окна повелением проклятого Батыя испровергоша; такожде и верх алтаря великого по перси иконы пресвятыя Богородицы избиша и весь монастырь со всеми украшениями и каменными стенами до основания искорениша и разметаша». После этого опустошения главной церковью Печерского монастыря стала Троицкая надвратная церковь. Согласно исследованиям XX века Успенская церковь в действительности пострадал не так страшно, как свидетельствовал автор «Синопсиса». В храме на то время ещё сохранились древнерусские мозаики.

Судьба Успенской церкви в первые столетия после монгольского разгрома почти неизвестна. 

В какой-то промежуток времени Успенская церковь была восстановлена, но в июне 1416 года она вновь была разрушена войском под командованием беклярбека Золотой Орды Эдигея, при нападении на Печерский монастырь.

В середине XIV века, на средства князей Киевских Гедиминовичей-Олельковичей, проводится реконструкция и обновление Успенской церкви, ставшей одной из главных усыпальниц литовской великокняжеской династии и православных литовско-западнорусских магнатов. В церкви с конца XIV до 2-й половины XVI вв. были похоронены члены княжеских семей: ГедиминовичиОлельковичи, Серпуховско-Боровские и Гольшанские, а также не ранее 1476 года воевода Киевский Юрша Иванович (укр. Юрша Іванович) представитель боярского рода Юршив (укр. Юрші).

Около 1470 года князь Киевский Семён Олелькович отремонтировал полуразрушенную Успенскую церковь. Князь отнюдь не выстроил храм заново. При восстановлении церкви, несомненно, был не только в основном сохранён её первоначальный план, но и были включены в новую постройку сохранившиеся в различной степени древние стены и столбы. Вокруг церкви построено множество капличек, а также деревянных построек для жилья и хозяйственных нужд.

1 сентября 1482 года Успенская церковь была разграблена крымскими татарами хана Менгли Гирея (крым. I Meñli Geray) во время набега на Киев и Печерский монастырь.

В 1495 году у северной стены Успенской церкви была построена небольшая каплица-усыпальница.

На протяжении XVI века в церкви хоронили представителей княжеского рода Вишневецких герба «Корибут».

В 1516 году восстановление Успенской церкви на средства князя Константина Ивановича Острожского, к юго-восточному углу храма пристроен Придел св. Иоанна Богослова.

В XVI веке Успенская церковь стала местом погребения церковных иерархов и светской знати, кто вносил в Печерский монастырь денежные суммы и дарил земельные угодья. Согласно реестру 1554 года такие почётные погребения стали привилегиями гетмана великого Литовского, князя Константина Ивановича Острожского (умер в 1530 году) и княгини Марианны Острожской, княжеского рода Сангушек-Каширских, князя Семёна Олгимунтовича, князей Друцких-Горских, Тышкевичей и других.

В 15551556 гг. печерский архимандрит Иларион II Песочинский обновил и украсил Успенскую церковь.

В XVI веке в Украине появляется традиция украшать надгробия скульптурными портретами. Примером может служить созданный и установленный в 1579 году в Успенской церкви надгробный памятник князю Константину Ивановичу Острожскому.

При архимандрите Елисее Плетенецком (укр. Елисей Плетенецкий) в 1599 – 1624 гг. обветшалая Успенская церковь была отремонтирована и отреставрирована. Его преемник Захария Копыстенский в надгробном слове Елисею Плетенецкому восклицал: «О як церковь тую значне поправил и оздобил, все видим, все ся утешаем, все оному признаваем». На несохранившемся в Успенской церкви надгробии Е. Плетенецкого, в посвящённой ему эпитафии, списанной в 1638 году иноком Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским и сохранившейся в его труде «Тератургима» в перечне надгробий людей, похороненных в пределах монастыря, упоминалось, что Елисей Плетенецкий «великую церковь, обветшавшую, от развалин предохранил».

В начале XVII века у южной стены церкви построен Придел трёх Святителей.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\2) 1623 года.png

Изображение Успенской церкви на гравированном титульном листе книги «Беседы Святого Иоанна Златоуста на 14 Посланий Святого апостола Павла». Киев, 1623 год. Источник Киевская старина. – 1886. Общественное достояние. Фото без изменений

Древний облик Успенской церкви претерпел значительные изменения в период деятельности митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Могилы. Львовский типограф Михаил Слезка в изданной им в 1642 году «Цветной триоди», в посвящении митрополиту Петру Могиле, восхваляя последнего: «о святой чудотворной церкви монастыря Печерского, которую также преосвященство ваше внутрь и не внутрь муром и деревом поновил».

В XVII веке к Успенской церкви были пристроены Придел трёх Святителей и Придел архидиакона Стефана. Сохранившиеся гравюры 1661 и 1693 годов свидетельствуют об изменении архитектурного облика Успенской церкви по сравнению с первоначальным. Над храмом надстроены дополнительные бани, а также произведено декорирование в стиле украинского барокко. Во 2-й половине XVII века перестройки Успенской церкви постепенно превращали её в барочный храм.

D:\Kyjevo-Pečerśka_lavra.png

Монастырь и Успенская церковь на титульном листе из книги «Пресисті Акафісти всеседмисті». – Київ, 1677. ИсточникКиевская старина. – 1886. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1683 году в Приделе архидиакона Стефана похоронен украинский церковно-просветительный деятель, автор «Синопсиса», ректор Киево-Братской коллегии (будущая Киево-Могилянская коллегия) архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель.

В 1690-х годах в Успенской церкви были осуществлены большие реставрационные работы, в результате чего она приобрела новый вид. Северные и южные приделы по высоте доведены до уровня стен основной части храма.

D:\37504_sobor-uspinnya-presvyatoyi-bogoroditsi-blizhni-ta-dalni-pecheri-gravyura-1693.jpeg

Западный фасад Успенской церкви на гравюре 1693 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Общественное достояние. Фото без изменений

C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\66) Е 2020.jpg

Восточный фасад Успенской церкви на плане Киева полковника Ивана Ушакова 1695 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1696 году на средства гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы-Колединского в церкви проводились реставрационные работы.

D:\352-2.jpg

Успенская церковь на титульном листе «Евангелие напрестольное». 1697 год. Мастер А. Федор, гравёр конца XVIIначала XVIII вв. Источник – https://www.pslava.info/Kyiv_MazepyVul_KyivPecherskLavra21_057,179839.html. Фото без изменений

D:\070.jpg

Освящение Успенской церкви. Иллюстрация к книге «Патерик Печерский», издание Киево-Печерской типографии, 1702 год. Медьорит. 15,5 × 11,4 см. Леонтий Тарасевич, гравёр конца XVII – начала XVIII вв. За храмом справа – высокие крыши лаврских сооружений, слева – наверное, здание старой лаврской типографии. Источник – https://www.pslava.info/Kyiv_MazepyVul_KyivPecherskLavra21_070,179840.html. Фото без изменений

В ночь с 21 на 22 апреля (по новому стилю со 2 на 3 мая) 1718 года масштабный пожар в Печерской лавре разрушил и Успенскую церковь.

В 1722 – 1729 гг. Успенская церковь, теперь уже собор, был восстановлен и перестроен, расширен и украшен в стиле украинского барокко, работами руководил московский зодчий Иван Каландин. Древнее ядро ​​собора с севера, запада и юга окружили новые двухэтажные приделы, как и в Софийском соборе, древние стены выступали наружу только в алтарной части. Собор был увенчан 7 грушевидными куполами. Храм приобрёл барочный наряд.

D:\Sviati_Feodosiy_ta_Antoniy_Pecherski.jpg

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские на фоне Успенского собора Киево-Печерской лавры. Икона XVIII века. Общественное достояние. Фото без изменений

Особое внимание было уделено декорированию интерьера собора. В этот период стены храма были оштукатурены и расписаны.

Внутренним украшением Успенского собора стал новый деревянный, позолоченный, 5-ярусный главный иконостас с мраморными перегородками и серебряными с золочением Царскими вратами чеканной работы. 

14 августа 1729 года Успенский храм был вторично освящён. В таком виде он просуществовал почти до ноября 1941 года.

В сентябре 1744 года в Успенском соборе были благословлены на брак великий князь и будущий император Пётр III Фёдорович и великая княгиня и будущая императрица Екатерина II Алексеевна.

В XVIII веке череп великого князя Владимира Святославича перенесли в Успенский собор, до этого хранящийся в Церкви Спаса на Берестове.

Печерский архимандрит Иосиф IV (1748 – 1751 гг.) особенно заботился об обустройстве Успенского собора, о чём была сделана памятная надпись на Царских вратах храма.

В 1770 году в крипте под Приделом архидиакона Стефана, в архиерейском облачении, был похоронен митрополит Тобольский и Сибирский в 1758 – 1768 гг. Павел (в миру Пётр Конюскевич (Канючкевич, Конюшкевич)). В настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах Лавры.

В 1772 – 1776 гг. храмовые росписи были почти полностью обновлены мастерами лаврской иконописной школы под руководством З. Голубовского.

В 1784 году согласно географическому описанию города Киева, в том числе Киево-Печерской лавры поручика В.И. Новгородцева, Успенский собор представлял собой храм о семи верхах, в нём 10 престолов:

— 1-й, главный, Престол Успения Пресвятой Богородицы;

— 2-й, Престол св. архистратига Михаила, «на правой стороне, близ поденных дверей»;

— 3-й, Престол св. Иоанна Богослова, на правой стороне в приделе;

— 4-й, Престол трёх Святителей, «к полудню на правой стороне» в приделе;

— 5-й, Престол архидиакона Стефана, на левой стороне, близ северных дверей собора, «в котором, имеется некрополь для умерших, где ранее русские и польские вельможи погребались». Под алтарём Придела архидиакона Стефана – усыпальница-крипта;

— 6-й, Престол св. Иоанна Предтечи, «на левой стороне к полуночи» в приделе (в северо-западном углу);

— 7-й, Престол св. апостола Андрея Первозванного в приделе, «на хорах на правой стороне от полудня»;

— 8-й, Престол Преображения Господня в приделе, «на хорах на левой стороне от полуночи»;

— 9-й, Престол преподобного Антония Печерского, при входе на хорах с правой стороны;

— 10-й, Престол преподобного Феодосия Печерского, с левой стороны.

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_2.png

План Успенского собора с расположением приделов и престолов в 1784 году. Источник – Літопис Руський / Пер. з давньорус. Л.Є. Махновця. – Київ: Наукова думка, 1989. – С. 141. Фото изменено

Согласно описанию поручика В.И. Новгородцева, составленном в 1784 году: «по левую сторону подле иконостаса в серебряной раке лежат мощи первого русского митрополита Михаила, а позади столбов по правой стороне – преподобного Феодосия под спудом, на правой стороне подле иконостаса лежит глава князя Владимира».   

В Успенском соборе в Богословском приделе находилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме Константинополя и принесённая ими в Киев в 1073 году. Перед ней молился Игорь Ольгович перед убийством в 1147 году. В ризнице собора хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах находилась библиотека Лавры с документами. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.

В средней части Успенского собора было несколько гробниц: митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Могилы (умер 01(11).01.1647 года), митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России Варлаама Ясинского (умер 22.08(04.09).1707 года) и у левого клироса российского генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (умер 08(19).12.1796 года).

Известная благотворительница графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (умерла в 1848 году) для Успенского собора заказала новый бронзовый иконостас стоимостью в 1 000 000 рублей ассигнациями, который заменил прежний деревянный. 

D:\uspenskyi-sobor-a.jpeg

Успенский собор. 1870-е годы. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1880 – 1882 гг. на наружных стенах Успенского собора произведён ремонт обветшавшей штукатурки. Удаление штукатурки на всей поверхности наружных стен позволило историк церковной архитектуры Петру Александровичу Лашкарёву, наблюдавшему за этой работой, изучить кладку храма и сопоставлением техники кладки различных частей здания уяснить время их возникновения.

D:\image-018.png

Успенский собор на открытке Идзиковского. Начало XX века (ошибка в дате, фото до 1893 года – нет новой Трапезной церкви). Общественное достояние. Фото без изменений

В 1893 году производился капитальный ремонт всего Успенского собора, в связи с чем была полностью отбита новая штукатурка на всех внутренних стенах, столбах, сводах и арках храма. Руководитель ремонтных работ киевский архитектор Владимир Николаевич Николаев изучал технику кладки различных частей здания. Однако его материалы остались неопубликованными, а доклад о результатах своих наблюдений, сделанный им в 1899 году на заседании одной из секций XI Археологического съезда в Киеве, известен лишь в кратком и маловразумительном изложении по протоколам съезда.

В 18941901 гг. выполнена роспись Успенского собора в аскетическо-каноническом духе группой иконописцев под руководством российского исторического живописца и портретиста Василия Петровича Верещагина.

12 сентября 1896 года был заключён договор на роспись интерьера собора орнаментальной живописью российским художником, иконописцем Виктором Доримедонтовичем Фартусовым.

В 1899 году по проекту киевских архитекторов Евгения Фёдоровича Ермакова и В.Н. Николаева перед входами в Успенский собор устроены металлические ажурные тамбуры.

В 1900 году паркетный пол в соборе заменён на искусственный камень – метласская или пирогранитная кафельная плитка с клеймом: «Т-Б-Э-Б», по кругу надпись: «БЕРГЕНГЕЙМЪ. ХАРЬКОВЪ». Это всё расшифровывается так: «Товарищество барона Эдуарда Бергенгейма в Харькове»

В 1905 году были разобраны верхние ярусы иконостаса, оставлен только наместный ряд с резными позолоченными колонками. Все его прочие части перенесены в помещение второго яруса Лаврской колокольни. Они были свалены в кучу и так пролежали около 20 лет. В 1919 году все эти части были рассортированы и описаны.

D:\ikonostasuspenskohosoboru.jpg

Иконостас с Царскими вратами. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

D:\198030903_4297865730246635_3363753571902127288_n.jpg

Западный фасад Успенского собора в начале XX века. ФотоКиево-Печерская лавра. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

D:\Kievo_pe4erskaja_Lavra.jpg

Картина «Великая церковь Киево-Печерской лавры». В.П. Верещагин. 1905 год. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\uspenskyi-sobor3.jpeg

Восточный фасад собора. Фото 1905 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1907 – 1910 гг. старый «пришедший в ветхость деревянный иконостас художественной работы» был заменён новым «величественным мраморно-металлическим иконостасом». Он был запроектирован в 1901 году российским архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. Проект иконостаса был одобрен 19 января 1902 года. По рисунку А.В. Щусева художественно изготовлена бронзовая решётка для солеи. Декорированное плетёнкой новое ограждение хоров из белого карарского мрамора выполнено по эскизам Виктора Доримедонтовича Фартусова. Центральная часть храма была облицована панелью из цветного мрамора. 

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Западный фасад собора. Фото 1911 года. Общественное достояние. Фото без изменений

После революции 1917 года начались неспокойные времена.

D:\uspenskyi-sobor6.jpg

Фото 1918 года. Общественное достояние. Фото без изменений

Во время артиллерийского обстрела Киева большевистскими войсками в январе 1919 года – 8 попаданий в Успенский собор. В ходе боёв армии большевиков с польскими войсками в июне 1920 года собор был вновь повреждён. В частности повреждения получили: верхний фронтон с юго-восточной стороны, стены жертвенника и алтаря, получившие три пробоины, кровля сбоку Трапезной палаты, в которую попал снаряд, разбиты все окна. 

С приходом советской власти началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры закрывались храмы. В июле 1919 года из ризницы Успенского собора советская власть изъяла ценности. Во время голода в Поволжье часть драгоценных реликвий собора была изъята и продана с целью приобретения продовольствия для голодающих.

С 1920-х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней лавры. 

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\8) 1930 год.jpg

Западный фасад собора. Фото 1930 года. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1937 – 1938 гг. советский историк архитектуры Ипполит Владиславович Моргилевский начал архитектурно-археологические исследования Успенского собора.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА ДО 1941 ГОДА отключены