ИСТОРИЯ ХРАМА С 1941 ГОДА

19 сентября 1941 года гитлеровские захватчики заняли Киев. В Киево-Печерской лавре они установили пушки, в том числе зенитные, для защиты переправы через Днепр, а в многочисленных кельях солдаты расположились на постой.

D:\nimtsi.jpeg

Немцы в Лавре возле Успенского собора. 1941 год. Общественное достояние. Фото без изменений

20 сентября 1941 года советским сапёрам удалось взорвать смотровую площадку Верхней лавры и артиллерийскую батарею со штабом и убить командира Arko 134 (артиллерийского управления) 29-го армейского корпуса вермахта полковника барона Ганса-Генриха фон Зейдлицем-унд-Голау (нем. HansHeinrich von SeydlitzundGolau).

С 24 по 28 сентября в Киеве взрываются здания на Крещатике. Отступавшая Красная армия и диверсанты НКВД заминировали главные здания Киева. Стоит отметить, что немецкие войска успешно разминировали Оперный театр, Музей Ленина (ныне Дом учителя), Педагогический музей, Госбанк, Университет, Владимирский собор и другие памятники архитекторы. Но есть свидетельство, что оккупанты знали и о заминированном Успенском соборе на территории Лавры.

9 октября 1941 года Адольф Гитлер (нем. Adolf Hitler) издал секретный приказ командованию полиции и СС: «Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение».

18 октября высший руководитель СС и полиции «Южная Россия» (на Юге СССР) обергруппенфюрер СС Фридрих Август Еккельн (нем. Friedrich August Jeckeln) издал приказ о выселении из Верхней лавры всех её жильцов и запрете доступа туда музейных сотрудников.

Во 2-й половине октября 1941 года немецкими оккупационными властями под руководством рейхскомиссара Эриха Коха  (нем. Erich Koch) был осуществлён вывоз материальных и художественных ценностей Успенского собора, среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные Царские врата, 120 серебряные риз, драгоценные оправы снятые с икон украшавших алтарь и жертвенник, 3 серебряные гробницы, несколько Евангелий в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2000 других драгоценных предметов. Лишь незначительную часть этих уникальных произведений искусства удалось вернуть в 1948 году в музей Лавры.

3 ноября 1941 года около 12:30 Лавру посетил союзник немцев президент Словакии Йозеф Тисо (словацк. Jozef Tiso) и сопровождающие его германские генералы. Около 13:30 они покинули монастырь.

D:\50063347_2414295201932784_6712303052012912640_n.jpg

Последняя фотография Успенского собора, сделанная 3 ноября 1941 года в день его уничтожения. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

Около 14:30 в Лавре раздался первый сильный взрыв – рухнула часть крепостной стены – прямо на пушки. Не успели гитлеровцы прийти в себя, как раздался второй взрывв арсенале, у главных лаврских ворот, где был склад боеприпасов. Здание сильно загорелось, снаряды рвались в огне, во все стороны разлетались фонтаны искр. Сразу последовал и третий взрыв, от которого задрожала земляэто был взрыв уже в Успенском соборе. Но храм чудом устоял. Летом 1977 года в британской прессе было опубликовано донесение в Берлин руководства Абвера (военная разведка и контразведка) в Киеве по поводу этих событий: «около 14:30 внутри Успенского собора произошёл небольшой взрыв. Часовой заметил три бегущие фигуры, их застрелили. Через несколько минут после этого произошёл грандиозный взрыв, разрушивший весь собор. Взрывчатое вещество, вероятно, заложили заранее. По-видимому, этот акт следует рассматривать как покушение на жизнь президента Тисо. Трёх вероятных преступников невозможно было идентифицировать, поскольку у них не было никаких бумаг».

Четвёртый взрыв был ужасающей силы, на километровом расстоянии от собора посыпались стёкла в окнах домов, обломки кирпича разлетелись на километры и осыпали весь Печерск. Очевидцы этого ужасного события вспоминали, что кирпич от собора летел выше Великой лаврской колокольни.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\9) взрыв 3 ноября 1941.jpg

Один из серии снимков, сделанных немецким офицером с понтонного моста 3 ноября 1941 года. Зафиксирован момент взрыва Успенского собора. Общественное достояние. Фото без изменений

Собор рухнул, превратившись в груду развалин. Один немецкий ветеран вспоминал: «Первые три взрыва показались нам тогда игрушками, а вот в четвёртый раз уже дало, так дало!» Можно только вообразить, сколько нужно было взрывчатки завести под собор. Территория Лавры оказалась усеяна кусками мозаик собора, фресок, алтарной резьбы. В течение нескольких дней на территории монастыря бушевал ужасный пожар.

Взрыв привёл к значительным сотрясениям грунта, которые нарушили его непрочную структуру, появились новые и увеличились старые трещины. После взрыва от Успенского собора остались только: восточная часть Придела св. Иоанна Богослова с верхним Алтарём св. Андрея Первозванного и венечным барочным куполом, частицы восточной апсидной стены, фрагменты древней северной стены, два пилона (столба) XI века. По сохранившимся остаткам храма проходили очень большие трещины, конструкция могла упасть в любой момент. Среди руин собора была найдена обгоревшая икона Богородица Одигитрия.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\14) обгоревшая икона Богородица Одигитрия.jpg

Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, найденная среди руин Успенского собора. Фото 1 мая 2007 года. Автор – Участник:Водник. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic. Фото без изменений

Советская пропаганда в разрушении центра Киева и Успенского собора обвинила немецких оккупантов. 6 января 1942 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов назвал уничтожение памятников культуры «одним из последствий немецкой оккупации». Журнал «Славяне» в № 2 за 1942 год представил фотографии взорванного Успенского собора с объяснением, что это дело рук нацистов. Подрыв собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов. Согласно материалам советской Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию и установлению преступлений немецко-фашистских захватчиков, фигурировавших на Нюрнбергском процессе уд, над высокопоставленными представителями нацистского режима проходивший с 20.11.1945 по 01.10.1946 гг.), взрыв совершили немецкие оккупационные войска: «По приказу немецкого командования военные части ограбили, взорвали и разрушили древнейший памятник культурыКиево-Печерскую лавру». То же самое писали в послевоенных советских путеводителях и исследованиях о Лавре.

 Вероятность советской версии, что Успенский собор взорвали немцы, подчёркивает в какой-то мере тот факт, что взрыв собора был зафиксирован на сохранившуюся профессиональную фото- и киноплёнку одним из немецких офицеров. Он снимал Лавру с левого берега Днепра и зафиксировал мощный взрыв. Поэтому возникает вопрос: фотограф знал о готовящемся взрыве, или это случайные кадры? Эти фотографии были найдены в 1995 году в частном собрании в Оберхаузене (нем. Oberhausen, город в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, в западной части Рурского региона, ФРГ) и были присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (нем. Wolfgang Eichwede), директора Исследовательского центра Восточной Европе (нем. Forschungsstellе Osteuroра) Университета в Бремене (нем. Universität Bremen), занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, напрашивается вывод, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Тогда другой вопрос: почему эти фотографии  не попали в официальную немецкую кинохронику и были найдены только в 1995 году. К тому же, эта так называемая профессиональная немецкая фотохроника взрыва выполнена только с одного ракурсас понтонного моста. Причём в кадр попали посторонние люди, охрана моста, что скорее свидетельствует о случайности того, что удалось снять взрыв.

Кроме того, сам факт того, что за час до взрыва Успенский собор посетил Йозеф Тисо, прямо перечёркивает вероятность подрыва собора немецкими оккупационными властями. Ведь это маловероятно, что немцы позволили бы ему разгуливать среди сотен килограммов взрывчатки, рискуя его жизнью. За такой поступок офицерам, обеспечивающим пребывание Тисо на территории Лавры, по меньшей мере, угрожал бы трибунал. Вполне понятно, что, если бы гитлеровцы намеревались взорвать Успенский собор, они сделали бы это хотя бы на следующий день после посещения собора Тисо.

Также следует отметить, что осенью 1941 года немцы не взрывали других церквей на территории Украины. Более того, они допускали, хотя и под контролем, возрождение религиозной жизни.

В пользу советской версии, как ни странно, свидетельствуют открывшиеся в последнее время архивные документы и мемуары, самих немцев признавших свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют признания на допросах и воспоминания, ряда нацистских руководителей и военных: рейхсминистра вооружения и военного производства Альберта Шпеера (нем. Albert Speer, умер 01.09.1981 (76 лет) г. Лондон, Великобритания), начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера (нем. Karl Rosenfelder), офицера вермахта имевшего сан евангелического священника Фридриха Хейера (нем. Friedrich Heyer) и обергруппенфюрера СС Фридриха Августа Еккельна (нем. Friedrich August Jeckeln, публично повешен 03.02.1946 г.). Вот фрагмент из мемуаров Альберта Шпеера: «Одну из самых знаменитых церквей Киева я застал в руинах. Взлетел в воздух размещавшийся в ней советский склад боеприпасовтак, во всяком случае мне объяснили. Позднее я узнал от Геббельса, что эта церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара на Украине Эриха Коха, чтобы уничтожить этот символ украинской национальной гордости. Геббельс рассказал мне об этом с неодобрением: он был в ужасе от жёсткого курса, практикуемого в России. … В рамках нацистской идеологии, «покоренные народы не должны иметь символических культовых сооружений, которые укрепляют их идентичность и стремление к автономии«».  

Известный советский кинорежиссёр Александр Петрович Довженко (умер 25.11.1956 года) считал, что Успенский собор подорвали «свои». Сразу после изгнания врага он оказался в Киеве и по горячим следам расспросил многих жителей. В «Дневнике» записал с болью: «Не немцы уничтожили центр нашей изуродованной столицы, а мы сами. И Лавру высадили в воздух».

Одна из версий уничтожения Успенского собора строится на том, что при отступлении советских войск из Киева 16-17 сентября 1941 года Успенский собор тайно заминировала саперная команда специального назначения под командованием полковника Ильи Григорьевича Старинова при участии минёров 18-й дивизии НКВД, в рамках сталинской тактики ведения войны – «выжженной земли». Собор был лишь одним из многих заминированных гражданских объектов и построек Киева. 3 ноября диверсантами, оставленными НКВД, Успенский собор был взорван. Некоторые современные публицисты до сих пор приписывают организацию взрыва диверсионной группе лейтенанта госбезопасности Ивана Даниловича Кудри, оперативные псевдонимы «Максим» и «Украинец» (убит гестаповцами в ноябре 1942 года в Киеве). Иван Кудря был рассекречен в советской печати в 1-й половине 1960-х годов, ему было присвоено посмертно, звание Героя Советского Союза. В 1963 году Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР выдало для публикации небольшую «Справку КГБ при Совете Министров УССР о диверсионно-разведывательной деятельности группы подпольщиков г. Киева под руководством И.Д. Кудри». В этой справке говорится: «В городе… не прекращались пожары и взрывы, взявшие особый размах в период с 24 по 28 сентября 1941 года, в числе прочих был подорван склад с принятыми от населения радиоприёмниками, немецкая военная комендатура, «кинотеатр для немцев» и др. И хотя утвердительно никто не может сказать, кто конкретно совершал подобные взрывы, унёсшие в могилу сотни «завоевателей», нет сомнения, что к этому приложили руку лица, имевшие отношение к группе «Максима».

Украинский писатель и историк Даниил Иванович Кулиняк (укр. Данило Іванович Кулиняк, умер 06.01.2016 года), расследуя обстоятельства взрыва Успенского собора, выяснил, что накануне отступления Красной Армии из Киева, были заминированы все главные общественные здания. В том числе культовыеСофийский и Успенский соборы. Но из-за неисправности взрывного устройства Софийский собор уцелел. Чего нельзя сказать об Успенском. Сюда взрывчатку завезли с таким расчётом, чтобы взорвать её в момент сбора фашистской элиты. Для этой цели в подземелье собора установили три вида детонаторов: радиовзрыватели, электровзрыватели и бикфордов шнур. Спецкоманда подрывников НКВД ждала только условного сигнала с наблюдательного пункта, в поле зрения которого находились въездные Лаврские ворота. Узнав о намерении Тисо осмотреть Лавру, немецкие оккупационные власти города приняли беспрецедентные меры безопасностина рассвете 3 ноября 1941 года выселили всё гражданское население с Лавры и прилегающих к ней домов. Также оцепили монастырь сплошным двойным кольцом солдат. Когда к воротам Лавры подъехали три лимузина в сопровождении штабных машин, стало ясно время «Ч» настало. Сигнал на радиовзрыватель был подан. Но взрыва не произошло. Рассекреченные и опубликованные характеристики советских мин показывают: аккумуляторы, которыми оснащались отечественные радиомины, за сорок суток разряжались. Киев советские войска покинули 19 сентября, а собор взорвали 3 ноября. К тому же минирование происходило не в день отступления из города, а раньше, так что ко дню взрыва аккумуляторы должны были полностью сесть, поэтому радиосигнал не сработал. Тогда и задействовали группу из трёх подрывников в самой Лавре, которые в ней находились. Но время было потеряно: высокий гость, посетив собор, вышел из него и уехал, а взрыв так и не произошёл вовремя. Двойное окружение вокруг Лавры было снято. Остановить запущенный механизм детонации подрывникам не удалось, что подтвердил небольшой взрыв внутри собора. Осознав неизбежность ещё более мощного взрыва, они бросились бежать, но были застрелены охраной.

Версию «минировали коммунисты, подорвали нацисты» поддерживали украинские зарубежные круги. Так, в романе «Хрещатий Яр» украинской писательницы Докии Гуменной (настоящее имя Евдокия Кузьминична Гуменная, укр. Докія Кузьмівна Гуменна, эмигрировала из оккупированного Киева, умерла 04.04.1996 года), героиня говорит: «Лавру заминировали и приготовили к уничтожению большевики, немцы же только поленились вытащить мины и решили, что не стоит возиться, меньше хлопот будет, когда всё взлетит в воздух».

Советский и украинский архитектор Анатолий Евдокимович Антонюк, в своё время занимавшийся восстановлением Успенского собора в конце 1990-х годов вспоминал: «Каждый раз, когда мне рассказывают, что это сделали немцы, я, как инженер и бывший сапёр, отвечаю, что это полная чушь. Потому что немцы не такие идиоты, чтобы закладывать взрывчатку под землю, в то время как они могли взорвать в десять раз меньше тротила, подложив его под каждую стену, пилоны упали бы, и всё завалилось бы внутрь. На самом деле взрывчатку закладывали в подземной части. Так что выводы делайте сами».

Дискуссия о том, кто взорвал тысячелетний храм во время Второй мировой войны, не прекращается до сих пор.

D:\image.aspx_.jpg

Руины Успенского собора. Зима 1941-1942 гг. Источник – https://pravlife.org/ru/content/uspenskiy-sobor-kievo-pecherskoy-lavry. Фото без изменений

D:\1942uhorskisoldatydistaiutkoshtovnostizpidruinsoboru.jpg

Венгерские солдаты ищут сокровища под развалинами храма. 1942 год. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\11) 1942 год.jpg

Фото 1942 года. Сохранились подкупольные столбы с основанием арок, часть свода боковой ветви креста и арка, переброшенная через боковой неф. Справапоздняя пристройка. Источник – Федеральный архив Германии. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Germany. Фото без изменений

Фото 1942 года. Автор – Л. Янушевич. Национальный музей истории Украины. Общественное достояние. Фото без изменений

 

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\12.jpg

Источник – Odessit.ua. Общественное достояние. Фото без изменений

В октябре 1942 года в Лавре немцами была создана структура по разборке разрушенных построек. Было собрано 20 тонн меди в основном с куполов Успенского собора.

D:\631px-Немцы_у_разрушенного_Успенского_собора.jpg

Немцы у разрушенного Успенского собора. Фото 1942 года. Автор – Liselotte Purper. Источник – https://vk.com/feed?w=wall-182604668_6496. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\old4.jpg

Аэроснимок, 1942 год. Общественное достояние. Фото без изменений

В это время теряется след древней иконы Печерской Успения Пресвятой Богородицы, пребывавшей в Успенском соборе и давшей название всей Киево-Печерской лавре. В 1942 году во время немецкой оккупации, икона была передана в Музей западного и восточного искусства. В январе 1944 года она вместе с другими лаврскими иконами была вывезена в Восточную Пруссию, где, по свидетельству очевидцев, погибла с 17 на 18 февраля 1945 года около Кёнигсберга (ныне город Калининград, административный центр Калининградской области Российской Федерации).

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\10) с запада.jpg

Руины собора, вид с запада. Фото июль 1943 года. Общественное достояние. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фото 1943 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

D:\1491439_1196311753731141_8162538446824481406_o.jpg

Общественное достояние. Фото без изменений

В конце 1943 года основная центральная часть Успенского собора вместе с купальней, сводами, западной и северной стенами, а также алтарными апсидами, всё ещё представляла собой груду развалин. В грунте около собора образовались четыре огромных провала, угрожающих остаткам этого сооруженияПриделу св. Иоанна Богослова.  

D:\uspenskyi-sobor12.jpeg

Фото 1944 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\13) восточный фасад.jpg

Общественное достояние. Фото без изменений

С сентября 1945 по 1946 года советская власть проводила работы по расчистке грандиозных руин Успенского собора.

В 1945 году была осуществлена первая попытка архитектурно-археологического изучения руин Успенского собора. Она имела ограниченную задачу расчистки из-под завалов восточной части южной пристройки XVII – XVIII вв. Однако вскрытая при этом часть древней южной стены храма, сохранившейся на высоту от 4 до 5-6 метров, позволила сделать существенные новые наблюдения. Древняя кладка XI века, с характерным для этого периода киевского зодчества чередованием мощных блоков дикого камня с рядами плоского тонкого кирпичаплинфы на розоватом известковом растворе с примесью мелкотолчёной плинфы – «смешанная кладка» («opus mixtum»), сохранилась лишь в самой нижней части стены и не на всём её протяжении.

D:\359-1.jpg

Фрагмент древней кладки южной стены собора. Источник https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/PecherskMonastery/Excavations.html. Фото без изменений

Выше древней кладки – кладка из того же древнего кирпича, однако на совершенно ином растворе и без применения камня. Эти части стен, сложенные в технике равнослойной кирпичной кладки с двусторонней подрезкой раствора, советский историк и археолог Владимир Андреевич Богусевич отнёс ко времени капитального ремонта храма в 1470 году.

D:\1604402952_sobor.jpg

Общественное достояние. Фото без изменений

В 1-м квартале 1946 года проводились археологические раскопки руин собора под руководством В.А. Богусевича. В ходе работ проведены наблюдения, касающиеся истории и технологии строительства и перестройки здания. Найдено 2 тысячи ценных экспонатов XIVXVIII вв.: металлические и деревянные вещи, шитьё, ткани, мраморный памятник генерал-фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому, работы И.П. Мартоса.

D:\ruiny1942.jpg

Источник https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

D:\1942r.jpg

Источникhttps://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

D:\ruiny-uspenskoho-soboru-v-lavri-1947-2.jpeg

Фото 1947 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

D:\ruiny-uspenskoho-soboru-v-lavri-1947-1.jpeg

Фото 1947 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

В 1947 году исследования руин собора вновь проводил В.А. Богусевич.

В 1947 – 1948 гг. производились работы по закреплению и консервации частично уцелевшего Придела св. Иоанна Богослова. Были проведены первоочередные антиаварийные работы: руины подпёрли металлическими стойками, взяли в обоймы и сделали пол.

В 1951 – 1952 гг. на руинах собора работала экспедиция Госстроя УССР при участии Института археологии и Академии архитектуры под руководством советского архитектора Николая Вячеславовича Холостенко, при участии историка архитектуры Юрия Сергеевича Асеева, архитектора-реставратора Марионилы Моисеевны Говденко, архитектора Григория Никоновича Логвина и других. До войны Успенский собор не был, как следует, изучен и обмерен, поэтому даже груды руин представляли огромный научный интерес.

В 1952 году начата планомерная разборка руин Успенского собора, сопровождаемая тщательным архитектурно-археологическим исследованием сохранившихся частей храма, но, к сожалению, работы вскоре приостановилась. Результаты исследований 1952 года, кратко опубликованные научным руководителем работ Н.В. Холостенко, позволяют во многих отношениях значительно восполнить характеристику древнейшего облика памятника, а также уточнить отдельные этапы его многовековой строительной истории. Особенную ценность представляют многочисленные наблюдения исследователя по различным вопросам строительной техники.

В 1962 – 1963 гг. археологические раскопки руин собора вновь проводил Н.В. Холостенко, при участии Ю.С. Асеева, М.М. Говденко, Г.Н. Логвина и других. Архитектором-реставратором Марионилой Моисеевной Говденко были проведены работы по консервации фрагментов собора.

В 1963 году была закончена разборка и вывоз завалов собора. По периметру храма был установлен цоколь, закреплены аварийные части сооружения. Институт археологии АН УССР завершил первую очередь археологических раскопок, выполнена реконструкция первозданного художественного облика собора.

В 1965 году продолжились работы по консервации оставшихся блоков собора, проведена реставрация Придела св. Иоанна Богослова.

В 1969 – 1972 гг. вновь на руинах собора проводились археологические раскопки.

В 1970 – 1971 гг. исследования руин проводил Н.В. Холостенко, при участии Ю.С. Асеева, М.М. Говденко, Г.Н. Логвина и других.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\15.jpg

Общественное достояние. Фото без изменений

В 1971 году уцелевшая после взрыва часть Успенского собора в том числе и Придел св. Иоанна Богослова, а также выявленные в ходе раскопок фундаменты храма XII и XVIII веков были законсервированы и обустроены для экскурсионного показа.

D:\htmlconvd-FiPMAz13x1.jpg

Вид на восточный рукав креста храма. Фотография 1970-х годов. Источник – https://studfile.net/preview/6306717/page:2/. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\17) 1976 год.jpg

Фото 1976 года. Из подборки открыток. Автор – Б. Миндель. Фото без изменений

В начале 1980-х годов встал вопрос о восстановлении Успенского собора. Главным аргументом служило то, что Успенский собор является центральной доминантой среди построек Киево-Печерской лавры. Утрата главного храма фактически разрушила весь архитектурный ансамбль этой святыни. Ввиду полного отсутствия качественных обмерных данных довоенного периода, размеры собора и характер прорисовки отдельных деталей были определены фотограмметрическим методом. Данная работа была проведена в лаборатории Геодезии и Картографии Географического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко при участии географа и историка Сергея Борисовича Хведчени. В результате обработки фотоснимков были получены высокоточные ортогональные проекции планов и фасадов Успенского собора.

В 1982 году украинский специалист по археологии и архитектуре Киевской Руси и средневековой Украины Виктор Александрович Харламов (укр. Віктор Олександрович Харламов) на руинах собора провёл масштабные археологические раскопки, в том числе бурение шурфов. В результате этих работ был не только окончательно установлен древний план храма, но и решён вопрос реконструкции его первоначальных форм. 

В 1984 году материал по собору полученный фотограмметрическим методом лёг в основу утверждённого проекта восстановления храма, разработанного коллективом одной из мастерских киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация». Руководителем проекта был архитектор Олег Александрович Граужис, принимали участие директор проектного института «УкрНИИпроектреставрация» Госстроя Украины Анатолий Евдокимович Антонюк и другие.

Нашлось немало и противников, выступавших против восстановления храма. Люди, которые застали Успенский собор в уже разрушенном виде, считали, что это исторический памятник, который следует оставить в виде аутентичных руин. Также находились и те, кто утверждал, что восстановление храма может негативно повлиять на весь комплекс Киево-Печерской лавры и нанести значительный ущерб другим сооружениям комплекса.

В начале 1985 года Президиум Совета Министров УССР принял решение о воссоздании Успенского собора в формах украинского барокко XVIII века.

D:\uspenskyi-sobor1.jpeg

Фото 1985 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

D:\uspenskyi-sobor2.jpeg

Фрагмент серебряного оклада престола и макет Успенского собора. Фото 1985 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

В 1986 году были проведены исследования руин Успенского собора архитектурно-археологической экспедицией Института археологии Украины под руководством Виктора Александровича Харламова.

D:\htmlconvd-FiPMAz10x1.jpg

Фундамент и уцелевшие фрагменты собора после расчистки, вид с запада. Фото без изменений

Изначально предполагалось восстановить Успенский собор к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Однако начавшиеся было строительные работы, вскоре были приостановлены виду широких протестов представителей научной и творческой общественности, особенно из-за типа фундаментов. В итоге, время было упущено и к 1988 году удалось лишь вновь утвердить первоначальный проект. Ввиду кризисных явлений в экономике позднего СССР, строительные работы так и не возобновились, и в 1990 году был убран забор, окружавший стройплощадку.

9 декабря 1995 года президентом Украины Леонидом Даниловичем Кучмой (укр. Леонід Данилович Кучма) издан указ о восстановлении Успенского собора. На этот раз закончить храм, было решено к другому юбилеюпразднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году. 

В 1996 – 1997 гг. на участке будущей постройки Успенского собора под руководством советского и украинского археолога Глеба Юрьевича Ивакина Институтом археологии НАН Украины были проведены археологические исследования, откорректирована и утверждена научно-проектная документация на постройку храма.

Зимой 1997-1998 года во время археологических раскопок Г.Ю. Ивакина под руинами Успенского собора выявлены многочисленные погребальные комплексы в шиферных гробницах XV века. Всего обнаружено 5 гробниц, предположительно князей династии ГедиминовичейОлельковичей с жёнами. Тогда же было найдено захоронение митрополита Тобольского и Сибирского Павла (в миру Пётр Конюскевич, умер 04(17).11.1770 г., был похоронен в крипте под Успенским собором лавры в Приделе св. Стефана). Ныне его мощи покоятся в Дальних пещерах Лавры, в пещерной Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1998 году под собором были найдены остатки землянки Трипольской культуры (укр. Трипільська культура, середина 5-го тысячелетия до н. э. – 2650-е годы до н. э.).

Проект восстановления Успенского собора был разработан на основе правовой и разрешительно-исходной документации и концепции, утвержденной 25 июня 1998 года, которой предусмотрено воспроизведение памятника в формах барокко XVIII века. Авторский коллектив и ответственные исполнители проекта: А.Е. Антонюк (научное руководство), О.А. Граужис (автор проекта), А. Рожков (автор проекта «Конструкторская часть»), Т. Филиппова (автор проекта интерьеров), Н. Шепитько (подготовка исторических материалов) и другие. Генеральный подрядчик корпорация «Укрпроектреставрация», генеральные проектировщики «Киевгенплан» и «Киевпроект».

В августе 1998 года начались строительные работы.

21 ноября 1998 года, в день памяти Архистратига Божьего Михаила, предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир (в миру Виктор Маркианович Сабодан) положил первый кирпич в основу возрождающейся Великой церкви. Президент Украины Л.Д. Кучма торжественно заложил капсулу с закладной грамотой в честь начала восстановления Успенского собора.

D:\uspenskyi-sobor14.jpeg

Фото 21 ноября 1998 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений

В ходе строительных работ, в структуре собора были сохранены подлинные остатки: стены с фрагментами живописи XIX века приделов святых Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, кладка апсид, датируемая XI, XV, XVII веками, соединена с восстановленными частями храма, их не только законсервировали и реставрировали, но и укрепили и связали с новыми стенами и сводами, спрятав все новые конструкции. Внутри храма построили Придел (малую церковь) св. Иоанна Предтечи в гипотетическом первоначальном виде. Наслоение полов, фундаменты, кладка стен, фрагменты живописи XIX века в виде зондажей представлены для осмотра. Фундаменты укреплены задавливающими сваями малого диаметра (18 см) длиной до 23 метров, поверх которых устроен железобетонный пояс, стены скреплены металлическими тягами. Свод выполнен из железобетона. Плинфакирпич и розетки изготовлены на Киевском керамическом заводе. Лепные украшения сделаны из гипса с добавлением стекловолокна. Позолоченные бани изготовлены на отдельной площадке и смонтированы на месте с помощью крана.

14 октября 1999 года на Успенском соборе был установлен и освящён первый крест, а 28 октября – главный крест на центральном куполе возрождённого собора.

D:\309370386_8463863936987013_2735480863758545261_n.jpgВосстановление собора. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

Работы по отделке фасадов и интерьера (лепка, живопись, изготовление дверей, позолота, рисование икон) осуществили ООО «Декор», АО «Украина-Реставрация», ООО НПП «Аркант», институт «Укрзападпроектреставрация», МСП РПП «Мастер», АОЗТ «Мастерская по реставрации живописи».

Успенский собор обеспечен новейшим техническим оснащением: воздушным отоплением с использованием каналов XIX века, Тёплым полом, отечественной системой кондиционеров, подогревом крыши, лифтом, подъездом для инвалидных колясок и так далее. Подсветка иконостаса выполнена ЗАО «Укрсвет».

24 августа 2000 года в год 2000-летия Рождества Христова, в День Независимости Украины и к 950-летию Лавры, состоялось торжественное освящение восстановленного Успенского собора, которое состоялось под руководством предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира.

D:\uspenskyisobor3.jpg

Возрождённый Успенский собор в 2000 году, западный фасад. Автор – Борис Корпусенко. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

К открытию Успенского собора была завершена лишь внешняя отделка храма. В 2000 году начата отделка интерьера собора, работы по его настенной росписи начались только в 2007 году и продолжаются до сих пор.

В процессе выполнения новых росписей Успенского собора были задействованы исторические и иконографические материалы самого разрушенного храма. В частности, основными иконографическими источниками были рукописи начала ХІХ века «Память, что внутр святой Великой Печерской церкви изображенно», печатный вариант этих документов «Описание иконописи Киево-Печерской Лавры», опубликованный историком Михаилом Павловичем Истоминым в 1897 году, и акварельные рисунки общих видов интерьера Успенского собора, выполненные академиком живописи Ф.Г. Солнцевым в 1840-х годах. Также копировались сохранившиеся достопримечательности барочного искусства, в частности, сохранившиеся иконы иконостасов Успенского собора из сборников Национального художественного музея Украины (укр. Національний художній музей України) и Национального Киево-Печерского историкокультурного заповедника и иконостас и настенные росписи Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры 1720 – 1730-х годов.

Итоговый документ – «Концепция воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры» (авторы Н. Слипченко, Л. Ошуркевич, И. Семочкин), принятый за основу воспроизведения внутренней декорации храма, был опубликован в научном сборнике корпорации «Укрзападпроектреставрация». Создавая этот проект, авторы пытались, насколько это возможно при нынешних обстоятельствах, соблюдать принципы барочной системы росписи и установки барочной эстетики и поэтики. Следовательно, этот труд является не просто публикацией концепции, но искусствоведческим и, в известной степени, богословским её обоснованием.

D:\Uspenskij1.jpg

Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей. Художник Л.И. Дмитренко за работой. Фото 2010 года. Автор – Andreevartstudio. Общественное достояние. Фото без изменений

В 2011 году украинский художник Любомир Иванович Дмитренко в соавторстве с А.Л. Дмитренко в Успенском соборе завершил роспись«Апокалипсис».

D:\Києво-Печерська_лавра._Успенський_собор.jpg

Восточный фасад собора. Фото 12 сентября 2015 года. АвторStar61. ЛицензияCreative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Фото без изменений

Перед восстановленным Успенским собором под навесом, был сохранён фрагмент кладки церкви XI – XII вв. Этот фрагмент верхней части северной стены храма был найден в 1952 году. Он поражает своей толщиной.

D:\Ruyiny (1).jpg

Фрагмент кладки Успенской церкви XI – XII вв. Фото 23 августа 2015 года. Автор – Laila nav. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\21) Е 2018.jpg

Фото 15 июня 2018 года. Автор – Angloman

Обратите внимание на интересную кладку, когда внутри стены кирпич, и с внешней стороны тоже кирпич. Здесь применены две техники кладки: первая кладка, это «смешанная кладка» («opus mixtum») применялась в X – XI вв., чередование кирпича-плинфы и камня, вторая – «кладка с утопленным рядом» 2-я половина XI – XII вв., когда через ряд кирпич-плинфа углублялась во внутрь, а промежутки заполнялись цементным раствором, куда обязательно добавляли толчёная плинфа – отсюда розовая окраска.

D:\Княжеские захоронения на Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\22) фрагмент кладки XI века.jpg

Кладка XI века. Фото 23 августа 2015 года. Автор – Laila nav. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

D:\Uspensky_sobor_Kyiv (1).jpg

Фото 20 ноября 2021 года. Автор – Drummerj v. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

31 декабря 2022 года у Украинской православной церкви истёк договор аренды Успенского собора. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник не продлил договор аренды.

7 января 2023 года в День Рождества Христового по Юлианскому календарю состоялось первое богослужение в Успенском соборе предстоятеля Православной церкви Украины митрополита Киевского и всея Украины Епифания (укр. митрополит Епіфаній, в мируСергей Петрович Думенко (укр. Думенко Сергій Петрович)).

D:\_128225987_341d0d0f6de805d130e05da9dbca68fd3f96f186.jpg

Митрополит Епифаний в Успенском соборе. Фото 7 января 2023 года. Источник – https://www.bbc.com/ukrainian/news-64185287. Фото без изменений

D:\_128226040_img_0147.jpg

В Успенском соборе во время богослужения. Фото 7 января 2023 года. Источник – https://www.bbc.com/ukrainian/news-64185287. Фото без изменений

С этого времени праздничные богослужения Православной церкви Украины в Успенском соборе проводятся регулярно.

Комментарии к записи ИСТОРИЯ ХРАМА С 1941 ГОДА отключены