МИТРОПОЛИТ ПЁТР МОГИЛА

Митрополит Пётр Могила (в мируПётр Симеонович Могила (укр. Петро Могила), или Петру Мовилэ, рум. Petru Movilă), род. 21(31).12.1596 г. Сучава в Молдовском княжестве (рум. Suceava, ныне город, административный центр жудеца Сучава в Румынии) – умер 01(11).01.1647 (50 лет) г. Киев, украинский политический, церковный и просветительский деятель молдавского происхождения, представитель древнего валашского боярского рода Мовилэ, епископ Константинопольской православной церкви, архимандрит Киево-Печерской лавры 1627 – 1647 гг., митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси и 3-й экзарх Константинопольского престола 07.05.1633 – 01(11).01.1647 гг., православный святой, почитаемый в лике святителей.

D:\Petro_Mohyla-herb_color.png

Герб Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого из «Требника» 1646 года. Цвета представлены согласно герба Могил 1599 года. Общественное достояние. Фото без изменений

Память святителя Петра совершается: 31 декабря (13 января) – Украинская православная церковь; 14 января – Украинская православная церковь Киевского патриархата и 15(28) июля – Собор Киевских святых.

Отец Петру, Симион Мовилэ (Симеон Могила) был сперва господарем Валахии (1600 – 1601, 1602 гг.), потом Молдовы (1606 – 1607 гг.) (см. Румыния). После смерти Симеона Могилы в 1607 году и захвата в 1612 году Валахии и Молдовы Буджацкой (Белгородской) ордой Кан-Темира (Кантемир-мурза), его вдова с сыном Петром бежала в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была женой князя-магната Михаила Вишневецкого герба «Корибут», которому принадлежала почти вся Левобережная Украина. Фамилия Мовилэ трансформировалась в Могилу.

В Львовской братской школе Пётр получил образование в православном духе, которое завершил путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Сначала он был офицером, участвовал в Хотинской войне с турками-османами (1620 – 1621 гг.) и Хотинской битве 1621 года.

В 1625 году Пётр принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре.

В декабре 1627 года Пётр Могила был избран архимандритом Киево-Печерской лавры, который прямо подчинялся патриарху Константинопольскому и носил титул «великого архимандрита». В это время новому архимандриту исполнилось 30 лет. В таком возрасте избрание на столь высокую церковную должность осуществлялось, чуть ли не впервые. Этому способствовала поддержка митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, 1-го экзарха Константинопольского престола Иова (укр. Йов) (в миру – Иван Матфеевич Борецкий, укр. Іван Матвійович Борецький) и других влиятельных шляхетских семей.

В сентябре 1632 года, при участии Петра Могилы, Киевская братская и Лаврская школы, основанная им, объединились. В результате была создана Киево-Братская коллегия (укр. Києво-Могилянська колегія), которая в впоследствии была преобразована крупнейший на Украине центр просвещенияКиево-Могилянскую коллегию (лат. Academia Kiioviensis Mohileana).

В 1632 году архимандрит Пётр добился от нового короля Речи Посполитой Владислав IV (польск. Władysław IV Waza) признания независимого существования Православной церкви. Это постановление, несмотря на протесты униатов, было утверждено королём и Сеймом 1 ноября 1632 года. В Варшаве (польск. Warszawa) Петра Могилу утвердили киевским митрополитом, с сохранением лаврского архимандритства.

12 марта 1633 года король Владислав IV утвердил Петра Могилу митрополитом. Также королевской грамотой Православной церкви были возвращены монастыри и храмы, в том числе Софийский собор в Киеве и Выдубицкий монастырь.

Смещение митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, 2-го экзарха Константинопольского престола Исаии (в миру – Копинский-Борисович) было узаконено церковно тем, что патриарх Константинопольский Кирилл I Лукарис (греч. Κύριλλος Λούκαρις) прислал избранному владыке Петру Могиле архипастырское благословение на митрополию. Однако среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Пётр устроил свою хиротонию не в Киеве, а в Львове.

В Львове, на Фоминой неделе, 28 апреля 1633 года Пётр Могила был рукоположен епископом Галицким, Львовским и Каменец-Подольским, имевшим полномочия «экзарха Русской Церкви» патриарха Константинопольского, Иеремией (в мируЕвстафий Тиссаровский).

В конце июня 1633 года новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя панегирикамиот лаврской братии и братской школы. В панегириках восхваляли знатное происхождение Петра Могилы, его отречение от мира, его покровительство наукам и особенно его последние заслуги для Церкви. Однако по въезде в Киев ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Киево-Печерскую лавру. По приказу Петра Могилы престарелого и больного Исаию Копинского ночью схватили в Киево-Михайловском монастыре, где он настоятельствовал, и в одной власянице, перебросивши через коня, «как какой-нибудь мешок», перевезли в Киево-Печерскую обитель. Однако Исаия скоро освободился или был освобождён из Лавры, дав, вероятно, обещание Петру Могиле жить спокойно и не действовать против него. Однако до самой своей смерти Исайя Копинский не давал покоя Петру Могиле.

В 1634 году митрополит Пётр Могила начал восстановление киевского Софийского собора, продолжавшееся в течение десяти лет.

В 1635 году митрополит приказал расчистить из-под наслоений земли остатки Десятинной церкви в Киеве.

В 1640 – 1644 гг. Пётр Могила, за свои средства, восстановил старую Церковь св. Спаса на Берестове, а на руинах древней Десятинной церкви построил новую. Он отремонтировал также Церковь св. Василия (Трёхсвятительскую), которую отдал Братскому монастырю, и Михайловскую церковь Выдубицкого монастыря. В церковно-политической борьбе между православной, греко-католической (униатской) и католической церквами, развернувшейся на Украине в эту пору, памятники древнейшего киевского зодчества играли роль веских аргументов в пользу исконности православия на Руси.

D:\Спас_на_Берестові_Петро_Могила_9286186.jpg

Ктиторская роспись с прижизненным изображением Петра Могилы в Церкви св. Спаса на Берестове в Киеве. 1644 год. Пётр Могила слева на коленях преподносит макет восстановленной церкви Христу и подпись «обновлена смиренным митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси…». В ногах Христа изображён герб Петра Могилы.

Фото 28 сентября 2019 года. Автор – Rasal Hague. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Источник https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1958Karger/Vol2/2Half11-Early12C/StSaviourBerestovo/Restoration.html. Фото без изменений

D:\Петр Могила в Спаса на Берестове.jpg

Пётр Могила, фрагмент росписи в Церкви св. Спаса на Берестове в Киеве. 1644 год. Источник – https://kyivtrip.com.ua/ru/Stati/Cerkvi-i-sobory-Kieva/Cerkov-Spasa-na-Berestove/. Фото без изменений

Митрополит Пётр Могила изображён с широкой поседевшей бородой, высоким лбом, аристократическим носом с горбинкой, выразительными карими глазами; сомкнутые губы свидетельствуют о его энергичном характере. Этот портрет – один из лучших образцов украинской портретной живописи ХVII века, написанный, вероятно, киевским мастером. Пётр Могила прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен «Печерский патерик».

D:\Petro_Mohyla._Signature.png

Собственноручная подпись Петра Могилы. 1630-е – 1647 гг. Киевская старина. – 1882. Общественное достояние. Фото без изменений

Митрополит Пётр Могила внезапно умер в последнюю ночь 1646 года на новый, 1647 год, то есть 1(11) января 1647 года, в Киеве в возрасте 50 лет. В должности митрополита он прослужил четырнадцать лет. Его тело было перенесено из Киево-Печерской лавры в Софийский собор.

В своём духовном завещании Пётр Могила, объявил Киево-Братскую коллегию первой наследницей своего имущества. Ей он завещал 81 тысячу злотых, все своё недвижимое имущество, драгоценности и библиотеку. К тому времени Пётр Могила имел одну из крупнейших библиотек. В ней были произведения Сенеки, Горация, Цезаря, Цицерона, Макиавелли, трактаты Авиценны и ряд других трудов. Наряду с богословской литературой соседствовали польские хроники, русские летописи, документальные сборники, хронографы. В его библиотеку также вошли книги, которые в своё время завещал Петру Могиле митрополит Иова.

3(19) марта 1647 года тело усопшего митрополита, не подвергшееся во все эти месяцы тлению, было перенесено и положено, согласно его воле, на указанном им самим месте, в Киево-Печерской лавре. Он был похоронен слева возле главного входа (возле левого клироса) в Успенскую церковь Лавры. Между прочим, похоронили его в гробнице княжеских времён. Если она не была пуста, то останки какого-то усопшего пришлось убрать. В XVIXVII вв. существовала практика повторного использования гробниц: находившиеся там останки убирали и клали тела недавно умерших людей. Ничего безнравственного в те времена в этом не видели. Согласно отчёту украинского специалиста по археологии и архитектуре Киевской Руси и средневековой Украины Виктора Александровича Харламова (укр. Віктор Олександрович Харламов, умер в 1996 году) деревянный гроб Петра Могилы был помещён в шиферную гробницу, собранную из резной плиты парапета хоров, напольной плиты инкрустированной смальтой и плит вторичного использования, а затем ещё и обложенную кирпичом.  

Останки Петра Могилы покоились в гробнице вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Успенский собор был взорван. Взрывчатку заложили возле места погребения митрополита. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В.А. Харламова.

Материалы для канонизации митрополита Петра Могилы, которые представил предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир (в миру – Виктор Маркианович Сабодан) и подготовил митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (в миру – Николай Степанович Руснак), дважды, 3 – 4 сентября и 25 октября 1996 года, были рассмотрены в Москве Синодальной комиссией по канонизации святых Русской православной церкви. 

На обоих заседаниях, двадцать шестом и двадцать восьмом, комиссия решила не прославлять святителя в связи с недостаточностью поданных материалов для канонизации. Заключение комиссии от 25 октября гласит: «Комиссия единодушно пришла к следующему выводу: представленные материалы недостаточны для канонизации митрополита Петра в настоящее время. Ни богословское наследие митрополита Петра, ни его архипастырская деятельность не дают достаточного основания для его прославления в лике святых. Положительно оценивая просветительскую деятельность митрополита Петра, Комиссия в то же время не нашла в материалах сведений о личной праведности митрополита Петра, а также о его чудотворениях и народном почитании».

6 декабря 1996 года в Киеве, минуя московскую Синодальную комиссию Русской православной церкви, Священный синод Украинской православной церкви причислил митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых.

12 декабря 1996 года архиерейский собор Украинской православной церкви Киевского патриархата канонизировал Петра Могилу как святителя.

В 1996 году митрополит Пётр Могила был первым, кого канонизировали в святые Украинские православные церкви всех конфессий. В общем, Пётр Могила был канонизирован всеми 15 автокефальными Церквами Вселенской Церкви, только Русская православная церковь канонизировала его как местночтимого святого, то есть святого, которого почитают только на определенной территории.

После восстановления Успенского собора в 2000 году могила митрополита Петра Могилы не была обустроена подобающим христианским образом. На месте захоронения установлена чёрная гранитная плита с надписью о смерти известного митрополита-архимандрита Киево-Печерской лавры. Существует настоятельная духовно-нравственная потребность в достойном обустройстве места захоронения выдающегося религиозного и общественного деятеля-просветителя Украины.

D:\Успенський_собор5.jpg

Гранитная плита на месте захоронения Петра Могилыслева от главного входа в Успенский собор. Фото 12 октября 2014 года. Автор – Wildcatjane. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

8 декабря 2005 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в мируАлексей Михайлович Ридигер) имя митрополита Петра было внесено в  церковный календарь (месяцеслов) Русской православной церкви. С тех пор митрополит Пётр является общерусским святым. День памяти по календарю Русской православной церкви 31 декабря (13 января).

1 апреля 2015 года по благословению Священного синода Украинской православной церкви (журнал № 15) во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (в миру Орест Владимирович Березовский), было установлено празднование Собора Винницких святых, куда среди прочих 15 подвижников, жизнь и подвиг которых связаны с Виннитчиной, был причислен и святитель Пётр Могила. Дата празднования Собора Винницких святых14 сентября (по новому стилю) в день начала индикта (церковного новолетия).

Личность митрополита Петра Могилы вызывала, и даже после канонизации вызывает, неоднозначные оценки в церковной среде. По мнению ректора Киевской духовной академии и семинарии (УПЦ) епископа Сильвестра (в миру – Александр Николаевич Стойчев), в богословских сочинениях и решениях Петра Могилы имеются недостатки, но создание коллегии и труды по благоустройству Лавры сделали его «величайшим святителем».

Вот как о деятельности Петра Могилы  отзывался российский православный священнослужитель Георгий Васильевич Флоровский (умер в 1979 году) в труде «Пути русского богословия»: «Могила и его сподвижники были откровенными и решительными западниками… Это было новое поколение, прошедшее западную школу, для которого именно Запад, а не восток был своим. И были поводы подозревать, что это западничество есть своеобразное униатствоТрудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культурыДействительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее преданиe. Для него стоял только вопрос юрисдикции».

Комментарии к записи МИТРОПОЛИТ ПЁТР МОГИЛА отключены