НАДГРОБИЕ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА ИВАНОВИЧА ОСТРОЖСКОГО

Надгробие князя Константина Ивановича Острожского (лит. Kunigaikščio Konstantino Ivanovičiaus Otrožskio antkapis, укр. Надгробок князя Костянтина Івановича Острозького), род. 1460 г. Острог на Волыни в Великом княжестве Литовском (укр. Острог, ныне город в Ровненском районе Ровненской области) – умер 11.09.1530 г. Туров, Трокское воеводство в Великом княжестве Литовском (белор. Тураў, ныне город в Житковичском районе Гомельской области Беларуси), в возрасте 70 лет. Константин Иванович Острожский был одним из величайших полководцев XVI века. Современники сравнивали его со стратегами античности – провёл 35 битв, проиграл 2, участвовал в успешных кампаниях против татар и Великого княжества Московского. Первоначальное надгробие князя не сохранилось, оно было разрушено в 1941 году вместе с Успенским собором. Надгробие князя было восстановлено в 2021 году.

Местонахождение надгробия. Надгробие расположено в левом приделе Успенского собора в северо-западном углу в нише у правого столба.

История. Князь Константин Иванович Острожский был военным и государственным деятелем Великого княжества Литовского, представителем православного рода Острожских, он почитается Православной церковью Украины.

Константин был вторым сыном князя Ивана Васильевича Острожского «Красного», внуком Василия Фёдоровича Острожского и правнук святого Феодора (в миру – князь Фёдор Данилович Острожский).

10 августа 1497 года, в 37 лет, князь Константин стал гетманом великим Литовским (1497 – 1500 гг.). Кроме того, новый гетман получил ряд земельных пожалований, что сразу сделало его, и без того богатого, самым крупным землевладельцем на Волыни: староста Брацлавский, Винницкий и Звенигородский в 1497 – 1500 гг.

В ходе Московско-литовской войны (1500 – 1503 гг.) войско Константина Острожского 14 июля 1500 года было разбито у реки Ведрошь под Дорогобужем (ныне город, административный центр Дорогобужского района Смоленской области Российской Федерации). Острожский вместе со многими литовскими военачальниками попал в плен. Московские воеводы сразу выделили Острожского из других знатных пленников: он был отвезён в Москву, откуда его вскоре сослали в Вологду (ныне город, административный центр Вологодского района и Вологодской области Российской Федерации).

В 1506 году через посредство вологодского духовенства, согласно российскому историку Николаю Михайловичу Карамзину (умер в 1826 году) – под угрозой темницы, князь Острожский согласился служить великому князю Московскому. Ему был дан сан боярина, а 18 октября 1506 года князь Константин принёс присягу великому князю Василию III Ивановичу, утверждённую поручительством митрополита Московского и всея Руси Симона. 

В сентябре 1507 года Острожский под предлогом осмотра вверенных ему войск выехал из Москвы, приблизился к московско-литовской границе и через густые леса сбежал в Великое княжество Литовское.

В 1507 году князю Константину были возвращены его прежние старостства Брацлавское, Винницкое и Звенигородское (15071516 гг.), дана важная в Литве должность старосты Луцкого и маршалка Волынской земли (15071522 гг.), благодаря чему Острожский стал главным военным и гражданским начальником всей Волыни, а 26 ноября снова был утверждён как гетман великий Литовский (15071530 гг.).

Во время Московско-литовской войны (1507 – 1508 гг.) войско под командованием Константина Острожского двинулось через Минск (белор. Мінск, ныне столица Беларуси) к Борисову (белор. Барысаў, ныне город, административный центр Борисовского района Минской области Беларуси) и Орше (белор. Орша, ныне город, административный центр Оршанского района Витебской области Беларуси), которую осаждали московские воеводы. При приближении Острожского к Орше московское войско сняло осаду. Литовское войско по пятам следовало за уходившим неприятелем и остановилось в Смоленске (ныне город, административный центр Смоленской области Российской Федерации). Вскоре князь Острожский двинулся на город Белый (ныне город, административный центр Бельского района Тверской области Российской Федерации), взял его, занял Торопец (ныне город, административный центр Торопецкого района Тверской области Российской Федерации) и Дорогобуж (ныне город, административный центр Дорогобужского района Смоленской области Российской Федерации). Однако, в сентябре 1508 года московский воевода князь Даниил Васильевич Патрикеев по прозванию Щеня вернул захваченные Острожским города в подданство московскому князю.

В 1508 году крымские татары совершили большой набег, и Острожскому пришлось выступить против них. Татары были разбиты под Острогом.

В 1511 году в награду за заслуги князя Константина Ивановича в борьбе с Москвой и татарами великий князь Литовский издал универсал о назначении его каштеляном Виленским (15111522 гг.), что для князя Острожского имело очень важное значение: он вошёл в круг высшей литовской знати и с этого времени был уже не только волынским, но и литовским вельможей.

28 апреля 1512 года Острожский с небольшими силами в 6 тысяч человек одержал победу над татарским отрядом при Вишневце (укр. Вишнівець, ныне посёлок городского типа в Кременецком районе Тернопольской области).

Московско-литовская война (1512 – 1522 гг.). В 1514 году московским войском с третьей попытки был взят Смоленск и осуществлено продвижение вглубь Литвы с захватом городов. Навстречу ему двинулся князь Острожский с польско-литовским войском. 8 сентября 1514 года в битве под Оршей московское войско было разбито. В то же время, Острожский не мог взять Смоленск и вернул обратно лишь занятые Москвой пограничные крепости.

D:\Autor_nieznany_(malarz_z_kręgu_Lukasa_Cranacha_Starszego),_Bitwa_pod_Orszą (2).jpg

Битва под Оршей. Неизвестный художник или немецкий портретист Ганс Крелл (нем. Hans Krell). Около 1524 – 1530 гг. по заказу Сигизмунда I или Константина Ивановича Острожского. Национальный музей в Варшаве. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\князь К.И. Острожский\1) под Оршей, ок. 1524-1530 г..jpg

Фрагмент картины «Битва под Оршей». На переднем плане князь Константин Иванович Острожский. Около 15241530 гг. Общественное достояние. Фото без изменений

По возвращении в Литву Острожский был награждён великим князем Сигизмундом (польск. Zygmunt I Stary, лит. Žygimantas Senasis) небывалой до того наградой: 3 декабря Константин Иванович был почтён торжественным триумфом. Более того, 30 ноября 1514 года Сигизмунд выдал грамоту «вельможному (magnifico) Константину Ивановичу князю Острожскому, Каштеляну Виленскому, гетману В. К. Л., Старосте Луцкому, Брацлавскому и Винницкому и маршалку Волынской земли» с разрешением возвести две православные церкви в Вильново имя Святой Троицы и во имя Святого Николая.

Летом 1516 года снова пришли татары, производя большие опустошения, но лишь только разнеслись слухи о сборе войска Константином Острожским, татары тотчас, же ушли.

С июня 1517 года в Москве с Литвой шли мирные переговоры, но 12 ноября они были прерваны и начались новые военные действия.

Осенью 1517 года Острожский выступил с войском из Полоцка (белор. Полацк, ныне город, административный центр Полоцкого района Витебской области Беларуси) на псковскую землю, но после неудачного штурма Опочки (ныне город, административный центр Опочецкого района Псковской области Российской Федерации) был разбит войском московских воевод князя Фёдора Васильевича Лопаты Телепнева-Оболенского и Ивана Васильевича Ляцкого и отступил назад в Литву, оставив под Опочкой артиллерию и обоз.

В 1518 году князь Острожский вновь получил староства Брацлавское, Винницкое и Звенигородское (15181530 гг.).

В 1519 году на Литву совершил поход калга Бахадыр Герай во главе крымского войска, опустошив земли: львовскую, белзкую и люблинскую. Захватив богатую добычу и уводя множество пленных, крымчаки стали возвращаться обратно. На берегах Буга, у города Соколя (укр. Сокаль, ныне город в Червоноградском районе Львовской области) их настиг князь Константин Иванович Острожский с войском, собранным на Волыни, и со вспомогательным польским отрядом. Принимая во внимание силы врагов и условия местности, он решился ожидать подкрепления. Однако поляки, упрекая его в трусости, 2 августа 1519 года самовольно начали битву, при чём попали во время атаки на развалины сожженного татарами местечка и расстроили свои ряды. Несмотря на все усилия князя Острожского, татары нанесли его отряду весьма чувствительное поражение и ушли домой с добычею.

25 марта 1522 года великий князь Сигизмунд назначил Константина Острожского воеводой Виленским. В этом же году он стал и воеводой Трокским (1522 – 1530 гг.).

В 1522 года Константин Острожский, после смерти первой жены, вторично женился на княжне Александре Семёновне Олелькович-Слуцкой, дочери князя Семёна Михайловича Олелькович-Слуцкого.

2 июля 1524 года князь Острожский разгромил турок-османов под Теребовлей (укр. Теребовля, ныне город в Тернопольском районе Тернопольской области).

2 февраля 1526 года, когда Константину Острожскому было больше 60 лет, у него родился младший сын Константин (Василий) Константинович Острожский (лит. Konstantinas Konstantinovičius Otrožskis, укр. Костянтин (Василь) Костянтинович Острозький).

В начале 1527 года, по приказу султана, отряд перекопской орды в 26 000 ворвался в Польшу и опустошил воеводства Белзское и Люблинское, а затем возвращался в Крым через Волынь и Киевскую землю. В погоню за татарами отправился князь Константин Иванович Острожский и настиг их на берегу реки Ольшаницы между Каневом (укр. Канів, ныне город в Черкасском районе) и Черкасами (укр. Черкаси, ныне город, административный центр Черкасского района и Черкасской области). Татары расположились здесь на ночлег. Константин Острожский напал на них врасплох 5 февраля 1527 года и нанёс им решительное поражение. В битве под Ольшаницей была захвачена вся добыча татар, до 40 000 пленных было освобождено. Около 700 татар попало в плен, остальные погибли в битве или были перебиты во время бегства.

С 1527 года Константин Иванович посвятил себя исключительно хозяйственной деятельности, которая играла значительную роль в его жизни. Все свободные деньги он расходовал на покупку новых владений. Громадные земельные владения Острожского вместе с многочисленными королевскими «наданьями» требовали большого труда и хлопот по управлению ими (100 городов, 40 замков, 1300 сел; иностранцы называли его владение «Страной князя Острожского», площадь владений превышала современную Тернопольскую область). Князь был попечителем Киево-Печерского монастыря, он много сделал для его восстановления и развития.

Князь Константин Иванович Острожский умер 11 сентября 1530 года в Турове. Согласно завещанию, его вдова Александра Семёновна Олелькович-Слуцкая похоронила князя 24 сентября 1530 года в крипте Успенского собора Киево-Печерского монастыря, в левом приделе храма в северо-западном углу в нише у правого столба. До установки надгробия, в течение почти пятидесяти лет, гробница Константина Острожского была накрыта золототканой парчой с крестом из жемчуга.

7 августа 1579 года по заказу сына покойного, князя Константина (Василия) Острожского, воеводы Киевского, над погребением был возведён пышный надгробный памятник в стилистике ренессанса из красного мрамора.

D:\Надгробок_Костянтина_Острозького.1579.jpg

Эффигия покойного князя 1579 года, традиционная для надгробных памятников западной и центральной Европы. Фото начала ХХ века. Источник – Історія українського мистецтва. 1967. Т 2. Общественное достояние. Фото без изменений

В результате пожара в Успенском соборе в 1718 году надгробие князя Константина Ивановича Острожского было существенно повреждёно. Полностью утрачено декоративное убранство.

В 1722 – 1729 гг. надгробие князя было восстановлено артелью «алебастрового мастера» Иосифа Белинского. Однако новое барочное убранство не соответствовало ренессансному надгробию.

В 1825 году к надгробию была пристроена рака с балдахином для мощей всех преподобных печерских угодников. Такое отношение было вызвано, по современной оценке, «невежеством и ханжеством» киевского православного клира.

D:\Рака_для_мощей_печерських_угодників.png

Рака для мощей печерских угодников. Фрагмент продольного разреза Успенского собора с украшением его северной стороны. Рисунок российского художника Фёдора Григорьевича Солнцева. Середина ХІХ века. Источник – Памятники старины в западных губерниях империи. Общественное достояние. Фото без изменений

В 1830-е годы для Исторического музея в Москве была изготовлена неудачная копия надгробия, которая вернулась в Киев в 1860-е годы и сейчас хранится в хранилищах Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

C:\Users\Acer\Downloads\Konstantin_Ivanovich_Ostrozhskiy (1).jpg

Надгробие Константина Ивановича Острожского. Источник – Сава-Бантыш-Каменский Д.Н. История Малой России: с девятнадцатью портретами, пятью рисунками, двадцатью шестью раскрашенными изображениями малороссиян и малороссиянок в старинных одеждах, планом Берестечскаго сражения, снимками подписей разных гетманов и предводителей казаков и с картою, представляющею Малороссию под владением польским в начале XVII века. 1842. – Ч. 1. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004074916#?page=142. Фото без изменений

В 1843 году академик живописи и профессор Императорской Академии художеств Фёдор Григорьевич Солнцев прямо настаивал на том, чтобы отодвинуть раку с мощами печерских угодников от стены, открыв вид на надгробие. Однако этой рекомендации не одобрил российский император Александр II. Фактически до уничтожения в 1941 году надгробие князя Константина Острожского оставалось недоступным рядовому глазу, за исключением нескольких дней 1899 года, когда в Киеве состоялся XI Археологический съезд.

26 ноября 1898 года во время ремонтных работ в Успенском соборе возле левого бокового алтаря святого Феодосия Печерского, рядом с надгробием князя Константина Острожского была найдена ниша с кладом4 оловянных сосуда и круглая деревянная кадушка, которые были наполнены австрийскими, датскими, норвежскими, немецкими, польскими, шведскими, французскими и московскими монетами XIV – 2-й половины XVII века. В общей сложности клад состоял из 6184 золотых и 9895 серебряных монет общим весом около 312 кг. В кладе находилась золотая Медаль с портретом князя Константина (Василия) Острожского.

В конце 1890-х начале 1900-х гг. в киевской периодике развернулась бурная дискуссия по поводу целесообразности дальнейшего существования надгробия князя Острожского. Сторонники идеи ликвидации отрицали художественную ценность надгробия, бездоказательно утверждая, что оно было создано посредственными мастерами XVIII века.

D:\lossless-page1-1563px-Надгробок_Костянтина_Острозького.tif.png

Надгробие князя Константина Острожского. Конец XIX начало XX вв. Общественное достояние. Фото без изменений

D:\Надгробок_Костянтина_Острозького.png

Надгробие князя Константина Острожского. Источник – Киевская старина. 1900 год. Общественное достояние. Фото без изменений

В начале XX века с эффигии князя были отбиты скипетр и палец на одной из рук.

В мае 1908 года наместник Киево-Печерской лавры отправил редактору газеты «Киевлянин» письмо, по поводу заметки в газете о памятнике князю Константину Острожскому. В письме значилось, что: «Надгробие князя из алебастра, вместо оживления отрадного воспоминания о досточтимой и достопамятной личности покойного, производит на благоговейного русского человека впечатление предмета, по замыслу крайне не удачного, а по виду, размещённого в церкви, в ряду находящихся здесь икон. В 1825 году, по лаврскому архивному делу № 1602-м, памятник тщательно скрыт от взоров богомольцев большим киотом. Киот устроен в соответствие такому же киоту при противоположной стене над гробом преподобного Феодосия, назначен от для помещения в нём частиц св. мощей преп. Печерских для которых и был устроен гроб. В 1825 году была написана и поставлена между колонами новосооружённого киота икона преп. Печерских для закрытия памятника князю. Для археологов и других людей науки не было препятствия для обозрения памятника в удобное время».

28 января 1910 года генерал-губернатор Киевский, Подольский и Волынский направил митрополиту Киевскому, священноархимандриту Лавры Флавиану письмо по поводу памятника князю Константину Острожскому: «В храме в левом северо-западном углу, над ракою с частицами святых мощей Угодников печерских возвышается массивный балдахин, который сокрывает помещённый в нише лепной гипсовый саркофаг, сооружённый в память князя К.И. Острожского. Небрежность позы, приданной художником фигуре князя, облачённой в латы, находится в некотором несоответствии со святостью места и несомненно поселяла смущение в умах монашествующей братии и богомольцев. Это обстоятельство побудило Лавру 85 лет назад соорудить монументальную сень, что представило значительные неудобства и тесноту. В тоже время, произведение неизвестного художника XVI века, представляет исторический интерес, будучи чрезвычайно характерным для данной эпохи. В интересах науки стоит передать памятник для дальнейшего хранения в Киевский Городской Музей Императора Николая II (ныне Национальный художественный музей Украины), в ведение Общества любителей древности и искусств. Таким образом, саркофаг князя не будет уничтожен и станет доступным для всеобщего обозрения».

17 февраля 1910 года на письмо генерал-губернатора Киевского от 28 января 1910 года вышла Резолюция Духовного собора Киево-Печерской лавры: «Духовный собор Лавры согласился передать гипсовый саркофаг князя Константина Ивановича Острожского на дальнейшее хранение в Киевский Городской Музей Императора Николая II, в ведение Общества любителей древности и искусств. Предложено подготовить рапорт в Святейший Синод с просьбой разрешить передачу саркофага в музей». Но, благодаря протестам общественности скульптуру перенести в музей не удалось.

В 19311932 гг. произведена реставрация надгробия. Установлено, что памятник трижды красили масляными краскамикоричневой, белой и серой. Оригинал скульптуры был изготовлен из красного мрамора. Кроме того, памятник был разбит на куски и его дважды реставрировали. Первая реставрация была выполнена достаточно внимательно, с восстановлением утраченных частей красной окрашенной массой. Второй раз реставрация оказалась неудачной. Недостающие фрагменты воспроизведены известью с алебастром.

3 ноября 1941 года надгробие князя было утрачено вместе с Успенским собором.

В начале 1990-х годов во время реставрационных работ восстановлен подземный некрополь Успенского собора, потревожен и прах князя Константина Острожского.

В 2014 году Чрезвычайным и Полномочным послом Литовской Республики в Украине Пятрасом Вайтекунасом (лит. Petras Vaitiekūnas) был инициирован проект по восстановлению надгробия князю Константину Острожскому, который не был восстановлен в процессе восстановления Успенского собора. Проект находится под опекой литовской и украинской стороны.

С 2016 года основную поддержку проекту восстановления надгробия оказывает созданный Благотворительный фонд «Корона князей Острожских» (укр. Благодійний фонд «Корона Князів Острозьких»). Творческий коллектив проекта интернационален: украинский скульптор Олесь Юрьевич Сидорук (укр. Олесь Юрійович Сидорук), украинский скульптор-монументалист Борис Юрьевич Крылов (укр. Борис Юрійович Крилов) и профессор Вильнюсской художественной академии Арунас Сакалаускас (лит. Arūnas Sakalauskas).

D:\Макет_надгробного_пам'ятника_князю_Костянтину_Острозькому.jpg

Макет надгробного памятника князю Константину Острожскому. Авторы: Б. Крылов, О. Сидорук, А. Сакалаускас. Фото 24 января 2016 года. Автор – Юля Крылова. Лицензия – Creative Commons Із зазначенням автора — Розповсюдження на тих самих умовах 4.0 Міжнародна. Фото без изменений

22 августа 2018 года указом №232/2018 президента Украины Петра Алексеевича Порошенка (укр. Петро Олексійович Порошенко) 30-й отдельной механизированной бригаде (30 ОМБр) ВС Украины было присвоено почётное наименование «имени князя Константина Острожского» (укр. 30-та окрема механізована бригада імені князя Костянтина Острозького (30 ОМБр)).     

24 августа 2021 года в Успенском соборе, ко Дню Независимости Украины, открыли восстановленный памятник Константину Острожскому. Надгробие установлено на своём историческом месте, где оно находилось с самого начала. 25 августа 2021 года президент Литвы Гитанас Науседа (лит. Gitanas Nausėda) с супругой посетили Успенский собор.

D:\630_360_1629886509-685.jpg

Фото 25 августа 2021 года. Источник – https://www.ukrinform.ru/rubric-tourism/3303780-v-kievopecerskoj-lavre-otrestavrirovali-pamatnik-konstantinu-ostrozskomu-tkacenko.html. Фото без изменений

D:\1629885867-470.jpg

Фото 25 августа 2021 года. Источник – https://www.ukrinform.ru/rubric-tourism/3303780-v-kievopecerskoj-lavre-otrestavrirovali-pamatnik-konstantinu-ostrozskomu-tkacenko.html. Фото без изменений

C:\Users\Acer\Desktop\Screenshot_1.png

Фото 25 августа 2021 года. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/55827/. Фото без изменений

Начат следующий этап сложных реставрационных работ декораций самого зала.

D:\illll.jpg

Восстановленное надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений

Описание надгробия. Надгробие князя Константина Ивановича Острожского в Уcпенском соборе Киево-Печерской лавры – редкостный образец украинской пластики, яркое выражение сарматской идеологии 2-й половины XVI века, выполненный в духе традиций и настроений итальянского Возрождения. Являлся композиционно-идеологическим стержнем интерьера Успенского собора. Считается символическим проявлением призвания к модернизации православия, осуществляемым центром, сплоченным вокруг дома князей Острожских.

D:\Надгробок_Костянтина_Острозького.1579.jpg

Эффигия князя Константина Острожского, традиционная для надгробных памятников западной и центральной Европы. Фото начала ХХ века. Источник – Історія українського мистецтва. 1967. Т 2. Общественное достояние. Фото без изменений

Самое раннее детальное описание надгробия князя Константина Острожского оставил член посольства патриарха Антиохийского Макария, Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي‎), который 26 июня 1654 года посетил Киево-Печерскую обитель. В его описании Успенской церкви сказано: «Во втором отделении нартекса, справа от присутствующих очень высокая, большая арка, которая заходит за архиерейское место, внутри она вся из мрамора с письменами; откосы с той и с другой стороны покрыты блестящим мрамором с резными украшениями (барельефами): на нём изображены люди, кони, битвы, колесницы и пушки тонкой чёткой работы, которая поражает удивлением разум. На половине этой арки присутствуют очертания продолговатого стола, на котором спит человек с бородой, в железных доспехах; она сделана из твёрдого красного камня, похожего на порфир, и ничем не отличается от полной человеческой фигуры. Она лежит на боку, оперевшись на локоть, подложив правую под голову; одно колено его возложено на второе; на голове позолоченная корона, на груди золочёные цепи. Эта работа поражает удивлением разум. Нам рассказывали, что он был царём над руськими, уверовал в Христа где-то 600 лет назад и выстроил эту церковь. Напротив него, с северной стороны, находится изображение его сына с длинной белой бородой». В XIX веке во время реставрации собора портрет Константина (Василия) Константиновича Острожского был сбит вместе со штукатуркой, сохранились только фотографии, на которых лицо заретушировано.

D:\Захоронения князей Руси\2) князья Киевские\2) княжеские захоронение в Киеве\11) Печерский монастырь\Церковь Успения Богородицы\князь К.И. Острожский\4) фрагмент.jpg

Коронованная голова Константина Ивановича Острожского. Фрагмент эффигии 1579 года. Фото начала ХХ века. Источник – Історія українського мистецтва. 1967. Т 2. Общественное достояние. Фото без изменений

Источники содержат два варианта эпитафии, которая была помещена на надгробии. Самый ранний текст подан в 1638 году иноком Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским в его книге «Тератургима», куда были записаны надгробные эпитафии фундаторов обители. В разделе 12 есть эпитафия князя Константина Острожского: «Константин Ивановичь, князь Острожский, воевода Троцкий, гетман Великого Княжества Литовского, после многих побед сражённый смертию, здесь похоронен 1533 года от Р. X., имел 70 лет отроду. Побед им одержано 63. Одержавши над Москвой и татарами шестьдесят три победы, кровью окрашеныРось, Днепр, Ольшанка, он кроме сего основал много замков, много монастырей, много святых церквей, как в княжестве Острожском, так и в столичном городе Великого Княжества Литовского Вильне; щедро одарил храм Пречистой Богородицы Печерской, в котором после смерти и был положен. Основал для убогих приюты, для детей школы, для людей рыцарских оставил в Марсовой Академии копья с саблями. Напиши с приятностию: Сципиону руському Константину Ивановичу Острожскому, гетману Великого Княжества Литовскогода будет всё это надгробием» (в оригинале польский язык).

Иной и более полный вариант эпитафии помещён в одном из рукописных сборников Софийского собора в Киеве: «Эпитафион. Бог наш Троица Отец и Сын и Святой Дух, в единстве поклоняемый, им же живём и движемся и есть. Года от сотворения мира 7023, и от рождества Сына Божьего 1526. Предстал перед смертью благоверный и христолюбивый, просвещённый и могучий князь Константин Иванович Острожский, славный во всей Руси, сын рода князей руських, воевода Троцкий, гетман Великого княжества Литовского, этот известный храбростью и преодолел и победил с помощью всесильного Бога супостатов королевства польского. Он же с юных лет и до старости с верой служил, и немало великих битв выиграл, все 60, а больших Три: на Белой Церкви, у Орши, у Днепра, и Гольшаницы-реки. Ещё в заключении 7 лет долго сидел; затем от властителя отцом был назван. Жизнь эту окончил в 70 лет с великой жалобой и плачем людским. Здесь же погребено тело его в лавре преподобных отцов наших Антония и Феодосия Печерских. Гроб этот высечен сыном его благоверным князем Константином, в святом крещении Василием Острожским, воеводой Киевским, маршалком земли Волынской, старостой Владимирским, и в память о нём установлен года 1579, месяца августа 7. Как предстал перед смертью, до этого года 1693 Имел лет 167, а могиле лет 114, по смерти лет 50 и три поставлено» (в оригинале русский язык. Дата смерти указана ошибочно).

Предполагают, что автором надгробия мог быть мастер львовской школы Себастьян Чесек (Чешек) (укр Себастян Чесек або Чешек, умер после 1612 года). Согласно описаниям памятника и сохранившимся фотографиям, князь был изображён лежащим на боку в латах и широко раскинувшим ноги, загнув правую ногу под высоко поднятое колено левой ноги. Статуя покойного князя, традиционна для надгробных памятников западной и центральной Европы.

В скульптуре князя воплощён классично-ренессансный мотив, момент перехода ко сну, когда его легко спутать с пробуждением. В своём мотиве «законсервированного движения» и скульптурной пластики она перекликается с сарматским портретом. Таким образом, надгробие князя Константина Острожского можно считать ярким воплощением сарматизма. Как подметил украинский арткритик, истории к искусства Олег Вячеславович Сидор-Габелинда (укр. Олег Вячеславович Сидор-Гібелинда): «… портрет князя является портретом его рыцарского доспеха, со всеми замками, ремешками, полосами и заклёпками, к которым автоматически прилагаются и цепи на груди, корона с бородой, и только потомего имперсональное лицо, в котором при желании можно прочитать что угодно: tabula rasaкак раз для непредвзятых интерпретаций. Его пластика это система плоскостей, которые вступили между собой в союз, чтобы притвориться объёмом, и это им почти удалось».

Комментарии к записи НАДГРОБИЕ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА ИВАНОВИЧА ОСТРОЖСКОГО отключены