ОПИСАНИЕ ХРАМА С XVIII ВЕКА
В 1690-х годах в результате реставрационных работ, проведённых на средства гетмана Войска Запорожского Ивана Степановича Мазепы-Колединского, Успенская церковь получила новый облик, с характерной для украинского барокко декоративной пышностью. Северные и южные приделы по высоте доведены до уровня стен основной части храма.
Западный фасад Успенской церкви. Гравюра 1693 года. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Общественное достояние. Фото без изменений
В таком новом виде церковь представлена и на гравированных титульных листах печерских изданий «Апостола» 1695 года, «Евангелие напрестольное» 1697 года и некоторых других.
Западный фасад Успенской церкви на титульном листе «Апостола». Гравюра 1695 года. Источник – Киевская старина. – 1886. Общественное достояние. Фото без изменений
Западный фасад Успенской церкви на титульном листе «Евангелие напрестольное». 1697 год. Мастер А. Федор, гравёр конца XVII – начала XVIII вв. Источник – https://www.pslava.info/Kyiv_MazepyVul_KyivPecherskLavra21_057,179839.html. Фото без изменений
На гравюре все пристройки на западном фасаде церкви, обращённой к зрителю, объединены в две паперти, над которыми – по три фронтона. Изображены шесть бань храма. Они грушевидны, позолочены. Стройные формы и пышное декоративное убранство церкви свойственны стилю украинского барокко, который был господствующим на Украине в XVII – XVIII вв.
Освящение Успенской церкви. Иллюстрация к книге «Патерик Печерский», издание Киево-Печерской типографии, 1702 год. Медьорит. 15,5 × 11,4. Леонтий Тарасевич, гравёр конца XVII – начала XVIII вв. Источник – https://www.pslava.info/Kyiv_MazepyVul_KyivPecherskLavra21_070,179840.html. Фото без изменений
В отличие от шести фронтонов на обеих папертях западного фасада храма, которые изобразил мастер А. Федор пятью годами ранее, Л. Тарасевич показал лишь один фронтон на южной паперти. Художник выделяет крышу над папертями, а также фронтоны с рипидами на основном массиве храма.
Окончательно древний облик храма был утрачен при реставрационных работах, проведенных после крупного пожара в Лавре в 1718 года. В 1722 – 1729 гг. Успенский собор был перестроен, расширен и украшен в стиле украинского барокко. Древнее ядро храма с севера, запада и юга окружили новые двухэтажные приделы, как и в Софийском соборе, древние стены выступали наружу только в алтарной части. Собор был увенчан 7 грушевидными куполами. Храм приобрёл барочный наряд: стены, апсиды, фронтоны на фасадах, купола, окна и порталы были украшены лепным орнаментом, а ниши – росписью.
Особое внимание было уделено декорированию интерьера собора. В этот период стены храма были оштукатурены и расписаны. Росписи содержали портреты лаврских архимандритов и ктиторов храма – монархов и гетманов, пол был выстлан чугунными плитами.
Росписи на стенах собора. Источник – https://vechirniy.kyiv.ua/news/73780/. Фото без изменений
Росписи храма выполнялись мастерами лаврской иконописной школы под руководством художника С. Лубенского. Внутренним украшением Успенского собора стал новый деревянный, позолоченный, 5-ярусный главный иконостас с мраморными перегородками и серебряными с золочением Царскими вратами чеканной работы.
Если уже в результате предшествующих реставраций древняя Успенская церковь оказалась внутри разновременных поздних пристроек, окруживших её с трёх сторон, кроме восточной, то теперь пышный декор придал внешнему облику храма несвойственный ему облик украинской барочной архитектуры XVIII века. В таком виде он просуществовал почти до ноября 1941 года.
Западный фасад Успенского собора. Оклад Евангелия начала XVIII века. Источник – Киевская старина. – 1886. Общественное достояние. Фото без изменений
Западный фасад Успенского собора. Гравюра 2-й четверти XVIII века. Источник – Киевская старина. – 1886. Общественное достояние. Фото без изменений
Известная благотворительница графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (умерла в 1848 году) для Успенского собора заказала новый бронзовый иконостас стоимостью в 1 000 000 рублей ассигнациями, который заменил прежний деревянный.
Западный фасад Успенского собора. Фото начала XX века. Общественное достояние. Фото без изменений
В ноябре 1941 года Успенский собор был взорван. Храм до своей трагической гибели ни разу не был предметом специального углубленного архитектурно-археологического исследования. Именно поэтому многие вопросы его строительной истории и важнейшие проблемы реконструкции его древнейшего архитектурного облика до настоящего времени остаются нерешёнными. Изучение этого важнейшего для истории древнерусского зодчества памятника ограничивалось до его разрушения довольно случайными и поверхностными наблюдениями, сделанными во время различных ремонтных работ в храме.
В 1998 – 2000 гг. Успенский собор был восстановлен в формах украинского барокко XVIII века.
Фото 22 апреля 2018 года. Автор – George Chernilevsky. Общественное достояние. Фото без изменений
Современное сооружение Успенского собора, кирпичное, на сложном растворе, оштукатуренное, побеленное, семикупольное, в плане крестовокупольное. Бани покрыты позолоченными медными листами по металлическому каркасу, их завершают фонари с макушками и металлическими позолоченными крестами на медных позолоченных шарах-яблоках. Центральный крест венчает золочёное изображение голубя. Кроме бань собор увенчивают 48 позолоченных рипид. Цоколь облицован фигурными гранитными блоками. Оконные заполнения и входные двери украшены декоративными накладными бляхами. Фасады украшает пышный лепленный декор с элементами позолоты, 362 полихромных майоликовых розеток на фризах, 186 живописных композиций, написанных киевскими художниками-реставраторами С. Баяндиным и Юрием Александровичем Гузенко (укр. Юрій Олександрович Гузенко).
Нынешний план Успенского собора. Источник – https://kyivpastfuture.com.ua/ru/uspenskyj-sobor-2/. Фото без изменений
Проект возрождения Успенского собора не имел целью осуществить точное технологическое воссоздание разрушенного храма. Это должен быть только символ утраченной святыни. Поэтому в процессе воспроизведения параллельно с традиционными, были широко применены современные материалы и технологии.
Западный фасад собора. Фото 11 августа 2005 года. Автор – Voevoda. Лицензия – Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Фото без изменений
Северный фасад собора. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Восточный фасад собора, его северная часть. В нижней части апсид видны фрагменты кладки XI века. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Выделен фрагмент южной апсиды собора XI – XII вв. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
План-реконструкция собора с указанием сохранённого фрагмента южной апсиды. Информация со стены на соборе. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman. Фото без изменений
Фрагмент южной апсиды древнерусского периода в месте её примыкания к центральной апсиде, сохранился после взрыва собора 3 ноября 1941 года. Он обнаружен во время разборки остатков храма в 1950-х – 1960-х годах. Исследования были проведены в 1986 году архитектурно-археологической экспедицией Института археологии под руководством В.А. Харламова. Полуколонна XI века, выпяченная из плоскости стены на 12 см сохранилась на высоту пяти рядов плинфы от обреза фундамента апсиды. Она сложена из поочерёдно выступающих и западающих рядов розовой фигурной плинфы шириной 24 см и толщиной 3,5 см, на цементном растворе – известь с добавлением толчёной плинфы.
Перевязка полуколонны собора. Информация со стены на соборе. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman. Фото без изменений
Углублённый кирпич внешне отштукатурен и затёрт раствором ярко-розового цвета. Выше этой кладки – ровнослойная кладка XIII века без углублённого ряда с плинфы размером 32 × 19 × 5,5 см и 32 × 32 × 5 см. Она скреплена известково-песчанным раствором почти белого цвета. Кладка XIII века идентична кладке, использованной во время ремонта южной стены церкви после землетрясения 1230 года, что свидетельствует о проведении восстановительных работ в этой части храма.
Южный фасад собора. Источник – https://tropki.ru/ukraina/kievskaya-oblast/kiev/uspenskiy-sobor-kievo-pecherskoy-lavry. Фото без изменений
В новом храме отсутствуют несколько приделов, которые были в XVIII веке. В интерьере собора по старым изображениям воспроизведены деревянные резные иконостасы, кафедры, киоты, амвоны и стасидии.
Сохранилась часть древней кладки на северной стене древней церкви. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Источник – https://lavra.ua/novye-rospisi-uspenskogo-sobora-kievo-pecherskoj-lavry-opyt-istoricheskoj-rekonstruktsii/#gallery-top. Фото без изменений
Центральный купол храма. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Верхняя часть главного иконостаса. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Главный иконостас Успенского собора: пятиярусный, сосново-липовый позолоченный, высотой – 21 метр и длиной – 25 метров. Иконостас содержит 96 икон, написанных художниками из Львова.
Средняя часть иконостаса. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Нижняя часть иконостаса. Фото 18 сентября 2020 года. Автор – Angloman
Фрагментарно сохранившиеся Царские врата иконостаса являются уникальным памятником украинского декоративного искусства.
Новые росписи собора за 2021 год. Источник – https://lavra.ua/novye-rospisi-uspenskogo-sobora-kievo-pecherskoj-lavry-opyt-istoricheskoj-rekonstruktsii/#gallery-top. Фото без изменений
Новые росписи собора за 2021 год. Источник – https://lavra.ua/novye-rospisi-uspenskogo-sobora-kievo-pecherskoj-lavry-opyt-istoricheskoj-rekonstruktsii/#gallery-top. Фото без изменений
Новые росписи собора за 2021 год. Источник – https://lavra.ua/novye-rospisi-uspenskogo-sobora-kievo-pecherskoj-lavry-opyt-istoricheskoj-rekonstruktsii/#gallery-top. Фото без изменений
Придел св. Иоанна Богослова сохранился во время подрыва Успенского собора в 1941 году. Стены здесь те же, что были до взрыва. Их присоединили к основной новой части Успенского собора, хотя это было и нелегко.
Придел св. Иоанна Богослова. Источник – https://religions.unian.net/orthodoxy/1063669. Фото без изменений
В северной части Успенского собора был восстановлен небольшой каменный придел – Придел св. Иоанна Предтечи. Создаётся впечатление, будто внутри собора есть ещё одна церковь, «храм в храме». В приделе были собраны все найденные во время восстановления собора останки, прежде погребённые в храме.